[Будь-здоров! 2] Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность,
[Будь-здоров! 2] Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность,
приветствует Вас!
Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность,
настолько переплетены, что для их распутывания потребовались бы
геркулесовы усилия. Представьте себе, что у вас только что родился
ребенок, но в родильном доме запрещено сообщать родителям пол младенца.
Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Оно было бы вызвано
вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это так важно для
вас? Очень просто -- с момента рождения детей мы сознательно или
бессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С
момента рождения дети начинают осознавать свой пол.
Физические различия
Разумеется, существуют некоторые физические различия между полами.
Младенцы мужского пола обычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки,
их мышцы немного крепче, чем у девочек; кроме того, как правило, их
сердце и легкие также крупнее. К 18-летнему возрасту сила мышц женщин
почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин. Младенцы женского пола обычно
начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, кроме того, у них раньше
прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигают половой
зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые из этих
различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; у
мальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в
большей мере поощряют заниматься спортом, чем девочек.
Сравнительно короткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично
объясняется войнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на
работе в атмосфере конкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей
эти различия, видимо, также подвержены переменам.
Биологические основы пола
Формирование пола начинается с момента зачатия. При слиянии
сперматозоида и яйцеклетки объединяется 23 хромосомы отца и 23
хромосомы матери, образуя новый набор из 46 хромосом будущего ребенка.
Сперматозоид может нести половую хромосому X или Y а яйцеклетка только
Х-хромосому. Набор 46, XX является кодом развития женской особи, а
набор 46, XY- мужской. Хромосомы содержат всю информацию, необходимую
для построения сложного и неповторимого организма.
Следующим этапом в развитии пола становится формирование половых желез.
Этот процесс начинается с шестой недели развития эмбриона. До этого
момента определить пол по внешним признакам невозможно, так как они
носят неясный, неопределенный характер. У обоих полов единый источник
развития, и только если у эмбриона присутствует мужская Y-хромосома,
происходит превращение неопределенных половых желез в семенники и
становится возможным появление мужского организма. За эту трансформацию
несет ответственность специальный H-Y антиген, который находится на
мужской хромосоме. Если же его нет, то к 12 неделе развития эмбриона
автоматически включается процесс формирования женских половых желез -
яичников.
Последующее развитие внутренних и наружных половых органов определяется
половыми гормонами, которые вскоре начинают вырабатываться только что
появившимися половыми железами (семенниками или яичниками). Этот третий
этап в становлении пола начинается по окончании второго месяца
внутриутробной жизни. Только под влиянием и при достаточном количестве
мужского гормона - тестостерона - формируются типичные мужские половые
органы, а в случае его недостатка альтернативно развиваются женские
половые органы. Сразу следует отметить, что и в мужском, и женском
организме присутствуют гормоны обоих полов (в небольших количествах они
вырабатываются надпочечниками). Различия заключаются лишь в их
количественных соотношениях: у женщин больше женских гормонов и,
наоборот, у мужчин - мужских. Гормоны разносятся кровью по всему телу и
являются очень мощным и эффективным средством управления и координации,
развития и работы разных клеток, органов и систем организма.
Решающее значение в развитии организма принадлежит андро-генам (мужским
гормонам) в определенные узловые, так называемые критические периоды
развития эмбриона. Это периоды, во время которых развитие может пойти
по любому варианту - мужскому или женскому, И если не будет приложено
дополнительное воздействие в виде мужских гормонов или их будет
недостаточно, то организм самостоятельно выполняет программу
формирования женского плода. Первый такой период связан с образованием
половых органов (3-4-й месяц беременности) и отвечает за их <<внешний
Следующий критический период связан с формированием половой ориентации
головного мозга (предположительно на 4-7-й месяц развития плода). Он
менее заметен, но может самым серьезным образом повлиять на всю судьбу
человека. Функционально незрелые структуры развивающегося мозга под
воздействием гормонов приобретают необратимую способность к
формированию и регулированию определенных физиологических процессов в
организме (в том числе сексуальных функций), готовность к осуществлению
некоторых поведенческих программ. Идет период <<конструирования>>
мужского или женского гипоталамуса (мозгового центра, отвечающего за
целостные реакции организма).
Биологические различия женщин и Мужчин
Соотношение полов. Несмотря на то что теоретически количество <<мужских>>
(Y) и <<женских>> (X) хромосом одинаково, во время зачатия соотношение
мужских и женских зигот составляет 160 к 100 (1), к моменту имплантации
это соотношение доходит уже до 120 к 100 (2), а в момент рождения на
свет появляется 107 мальчиков на 100 девочек (3).
Под воздействием тестостерона мужской мозг становится больше и тяжелее
из-за усиленного роста серого вещества коры мозга. С воздействием
гормонов на мозг связано развитие целого ряда психологических
особенностей мужчин и женщин: языковые способности и лучшие навыки
коммуникации, эмоционального взаимодействия, тонкой моторики у женщин;
преимущества мужчин в выполнении логических, аналитических и
визуально-пространственных заданий, в решении математических задач.
Тестостерон снижает развитие правого полушария и усиливает
специализацию левого полушария мозга, приводит к большему уровню
агрессивности у мужчин. Половые гормоны способствуют возникновению
полоспецифического (характерного для данного пола) поведения, влияют на
программирование сексуальной ориентации.
Пол
A. На 6 неделе беременности наружные половые органы эмбрионов еще не
отличаются.
Б. На 7-8 неделе беременности происходит удлинение будущего пениса, а у
женского плода исчезает мембрана и открывается примитивное влагалище.
B. К 11-12 неделе беременности у мужского плода срастается срединный
шов, а у женского - наружные половые органы приобретают характерный вид.
Формирование наружных половых органов плода. На седьмой неделе развития
плода половые органы начинают трансформироваться под влиянием половых
гормонов. У мужского плода под влиянием анд-рогенов складки, которые у
женских эмбрионов превращаются в малые половые губы, формируют тело
полового члена. Половой бугорок у женщин развивается в клитор, а у
мужчин становится головкой пениса. Складки брюшной стенки становятся
большими половыми губами у женщин и дают начало мошонки у мужчин.
Биологический пол
Формирование внутренних половых органов плода:
A. На 6 неделе беременности мужские и женские зачатки внутренних
половых органов не отличаются друг от друга.
Б. На 8 неделе беременности сформировавшиеся у мужского плода яички
начинают выделять два активных вещества: ингибитор мюллеровых протоков
приводит к атрофии и исчезновению самих протоков, а тестостерон
стимулирует развитие вольфовых протоков в придаток яичка, семявыносящие
протоки и семенные пузырьки. При отсутствии мужских гормонов (как это
имеет место у женского плода) мюллеро-вы протоки развиваются в матку,
маточные трубы и внутреннюю треть влагалища, а вольфовы протоки
рассасываются и исчезают.
B. К 40 неделе беременности мужские половые железы перемещаются в
мошонку, а у женского плода из мюллеровых труб формируются фал-лопиевые
трубы, по которым будут перемещаться яйцеклетки в матку.
ТЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИДЕАЛЫ: МУЖЕСТВЕННОСТЬ/ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Большинство членов общества верят в общепринятые тендерные идеалы --
идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах
мужчин и женщин. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют
сорванцами и маменькиными сынками. Девочку называют сорванцом, если она
самоуверенна, любит соревноваться с другими и увлекается спортом;
мальчика считают маменькиным сынком, если он чувствителен и склонен к
сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того, чтобы дать сдачи.
Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькиными сынками,
сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируют
на негативное подкрепление и начинают нести себя в соответствии со своим
полом.
Негативная реакция на <<неуместное>> поведение не является единственным
фактором, влияющим на развитие тендерной идентичности. Маккоби и Джаклин
предполагают, что на него воздействуют три основных процесса:
моделирование, подкрепление и самосоциализация.
Моделирование
В этом процессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают
человеку, который больше всех о них заботится, -- маме или другому
человеку (обычно женского пола), уделяющему им много внимания, например
няне, домработнице или сотруднице яслей. Хотя, как правило, отцы
проводят со своими детьми намного меньше времени, чем матери,
большинство детей в значительной мере берут пример и с отца, и с матери,
а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видят по телевизору.
Интересно отметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом,
маленькие дети не обязательно имитируют поведение взрослого одного с ним
пола. Исследования показывают, что дошкольники и ученики младших
классов, занимающиеся игрушками, <<соответствующими>> их полу, и
предпочитающие дружить с детьми своего пола, обычно склонны подражать
взрослым, обладающим силой и властью, независимо от их пола. Например,
если дети имеют выбор образца для подражания между мамой, готовящей обед
дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчики и
девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа.
Нэнси Чодорова утверждает, что в основном моделирование осуществляется в
самом раннем детстве. Она считает, что различия тендерных идеалов
сохраняются благодаря единственной в своем роде близости между матерью и
дочерью. <<Под влиянием раннего опыта девочек и мальчиков, ощущавших
женскую заботу, формируется ожидание, что интересы матерей полностью
сосредоточены на детях и главный смысл их жизни связан с заботой о
благополучии детей.
Дочери вырастают, отождествляя себя со своими мамами в соответствии с
этими ожиданиями... В результате материнской заботы, испытанной в
детстве, у девочек наверняка закладывается стремление к материнской
заботе о младенцах, и они будут готовы принять на себя длительную заботу
о детях>>.
Психоаналитические исследования показали, что на ранних этапах
социализации мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На
более поздних этапах девочки обычно сохраняют свою привязанность к
матери; мальчики начинают сближаться с отцами или другими сильными
личностями мужского пола. Таким образом, мальчик должен изменить свою
ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональной поддержке,
и в связи с этим могут возникнуть проблемы. Исследования Хедерингтона
наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируется мужское
самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властная мать
может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.
Подкрепление
Это понятие связано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют
поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение
неуместного поведения: мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч
на 50 футов дальше; взрослые обычно ворчат, когда полные девочки съедают
вторую порцию обеда. Наверное, мальчиков чаще хвалят и ругают, чем
девочек. Это особенно заметно, когда дело касается общепринятых образцов
поведения, соответствующих полу. Родители больше обеспокоены, если их
сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда их дочери ведут себя
сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность
мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже
одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует
рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение,
в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся
другие.
Маккоби и Джаклин установили, что посторонние в большей мере, чем
родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полового
поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и
принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка,
ожидают, что он должен вести себя <<как мальчик>> или <<как девочка>>.
Самосоциализация
Этот процесс, о котором писал Лоренс Колберг, связан с тем, что дети
<<сами подготавливают себя к жизни в обществе>> на основе вербального и
невербального социального взаимодействия. Подобно актерам, пытающимся
найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят поведение хитрых,
грубых и щедрых и т.п. людей -- критерием для них являются ответные
реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций,
дети начинают осознавать, что воплощение определенных образцов вызывает
уважение или осуждение других.
Хотя в некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей,
самосоциализация имеет и свою самобытность. Этим отчасти объясняется тот
факт, что иногда тендерная идентичность вырастающих детей не
соответствует желаниям или ожиданиям их родителей.
Идеалы и идентичность
В ходе трех только что рассмотренных процессов (моделирования,
подкрепления и самосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками
или мальчиками, у них формируются понятия о <<мужественности>> или
<<женственности>>. По мере формирования такого поведения одновременно
складываются тендерная идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое
поведение <<естественным>>, потому что они являются мальчиками или
девочками. Большинство из нас обычно без всякого сомнения причисляют
себя к мужскому или женскому полу, но существует некоторая неясность по
вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, каким
образом формируется мужская или женская тендерная идентичность личности.
В таблице представлены психологические различия между мужчинами и женщинами.
Женкях пол
Дело в том, что тендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют
друг другу. Например, гомосексуалистам свойственна тендерная
идентичность, но они не испытывают романтического влечения к женщинам,
олицетворяющего тендерный идеал мужчины. Подобное поведение характерно и
для трансвеститов--людей, которые одновременно носят мужскую и женскую
одежду -- они осознают свой биологический пол, но их поведение не
соответствует общепринятым идеалам, Любой врач неотложной помощи может
рассказать вам о мужчинах, которые носят белье с кружевами под
костюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности также
свидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между
тендерной идентичностью и идеалами.
СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ: <<МЕСТО МУЖЧИНЫ>>/<<МЕСТО ЖЕНЩИНЫ>>
Мы обсудили понятия биологического пола, тендерной идентичности и
тендерных идеалов -- первые три компонента полового самосознания.
Четвертый компонент связан с сексуальными ролями. Они соответствуют
ожиданиям такого поведения, которое определяет статус мужчин и женщин в
обществе. Что касается половых ролей, то биологические факторы не
предопределяют судьбу человека -- нельзя сказать, что способность к
деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин
домашним хозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в
Америке беременные обычно уходили с работы и сидели дома в течение лет
двадцати, часто они навсегда оставались домохозяйками. В настоящее время
женщины обычно берут трех- или шестимесячный отпуск по уходу за
ребенком, а затем снова приступают к работе. Хотя в Америке такое
изменение произошло лишь недавно, в других странах уже давно наметилась
подобная тенденция.
Маргарет Мид нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и
женщины <<от природы>> созданы для определенных ролей. Она написала об
этом в книге <<Пол и темперамент>>, в которой представлены ее наблюдения
жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была
убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она
восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные
различия, поэтому представители каждого пола предназначены для
определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех
исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные
роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся
<<естественными>> для каждого пола.