Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<До конца года нового снижения ставки может и не быть>>


     slon.ru
2009-09-29
«До конца года нового снижения ставки может и не быть»
Председатель совета директоров «МДМ-Банка» Олег Вьюгин

2009-09-29
Обогнать Америку на повороте
Мировое соревнование по скорейшему выходу из кризиса может принести сюрпризы

2009-09-29
«Наказывать слишком строго за ошибки - не совсем справедливо»
Руководитель проектной группы юридической фирмы «Линия права» Александр Некторов

2009-09-29
«Смягчение наказания для участников рынка - это новаторство в административном праве»
Заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко

2009-09-29
«ФСФР смягчает наказания за ошибки»
Руководитель инвестиционного комитета НАПФ, директор УК «Регион Эссет Менеджмент» Андрей Жуйков

2009-09-29
«Сейчас основная надежда на быстро окупаемые небольшие проекты»
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Титков

2009-09-29
Алло, мы ищем таланты в сети
Народ у нас, конечно, любит посмеяться, но даже Comedy Club не сумел бы заработать денег, если бы каждую неделю шутил одно и то же

2009-09-29
«Доставка рыбы с Дальнего Востока увеличивает ее цену на 50%»
Президент ГК «Ледово» Надежда Копытина

2009-09-29
Жизнь других
Женское счастье курсанта школы милиции и другие приключения

2009-09-29
«Горбуша сегодня продается лучше всего»
Представитель ГК «Садра» (импортер замороженной рыбы) Роман Борисков

2009-09-29
Американские вкладчики могут спать спокойно
Банкирам придется внести страховые взносы авансом за три года

2009-09-29
В «Домодедово» всех перехитрили
У правительства Москвы появляется козырь в переговорах с «Ростехнологиями» о создании «Росавиа» – особенно, если Внуково не сможет оспорить долг

2009-09-29
«АвтоВАЗ» утвердил инвестпрограмму на 2010 – 2014 годы
МОСКВА (Рейтер) – Совет директоров «АвтоВАЗа» «в целом» утвердил инвестпрограмму компании на 2010 – 2014 годы и изменения в антикризисный план, сообщила компания. Сокращение издержек в результате антикризисной программы в 2009 году запланировано в размере 13,85 миллиарда рублей, говорится в сообщении компании. «АвтоВАЗ» не раскрыл деталей этого плана. Ранее компания сообщила, в частности, что собирается уволить четверть персонала. Размер инвестпрограммы, которая сначала предполагала инвестиции в разработку и постановку в производство универсала и фургона на платформе Renault, low-cost модели на базе Lada Kalina и модели класса «С» собственной разработки «АвтоВАЗа», был снижен вдвое до 42 миллиардов рублей, говорил ранее исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Виталий Вильчик. Пока «АвтоВАЗ» не будет ставить в производство автомобиль класса «C» собственной разработки, говорил он, но инвестиции в модернизацию металлургического и прессового производства будут сохранены. В марте премьер РФ Владимир Путин приказал госбанкам выдать «АвтоВАЗу» 90 миллиардов рублей на финансирование инвестпрограммы, потом ее размер снизился до 80 миллиардов, но в банки за финансированием компания так и не обратилась, поскольку бизнес-план не был утвержден. Теперь «АвтоВАЗ», накопивший более 37 миллиардов рублей долга, не считая 10-летней ссуды на 25 миллиардов рублей, выделенной ему из бюджета через акционера госкорпорацию «Ростехнологии», просит у государства госгарантий, которые должны помочь ему финансировать инвестпрограмму. «Мы хотим получить государственные гарантии под кредиты, которые необходимы для инвестиций в новые проекты», – сказал на прошлой неделе Вильчик. Совет директоров также решил отменить выплату бонусов «золотых парашютов» в 2009 году, сообщил «АвтоВАЗ». (Глеб Столяров)

2009-09-29
Акции РФ консолидировались на высоких уровнях
МОСКВА (Рейтер) – Российский фондовый рынок во вторник консолидировался на высоких уровнях, и даже данные о снижении потребительского доверия в США не смогли надолго опустить котировки отечественных акций. Рынок РФ отреагировал на не оправдавший прогнозы индекс доверия американских потребителей резким снижением, но лишь до уровней, которые уже были пройдены российскими акциями в течение дня. Рынок довольно быстро скорректировался после падения и вернулся в привычное русло. Игроки традиционно более чутко реагируют на негативные новости и статистику, но в последнее время американская статистика оказывается хуже прогнозов аналитиков, что говорит, скорее, о необоснованно оптимистичных ожиданиях. Российский рынок имеет привычку снижаться на негативных новостях из США, но затем быстро находит поддержку и восстанавливается, говорит Максим Гулевич из UBS. По итогам торгов индекс РТС вырос на 0,95 процента до 1 260,56 пункта, индекс ММВБ поднялся на 0,38 процента до 1 212,75 пункта. «Рынок уже месяц колеблется в диапазоне 1 140 – 1 240 пунктов по индексу ММВБ, ничего определенного не происходит», – характеризует ситуацию на биржах РФ Евгений Волков из «Инфина». По его словам, текущие уровни слишком высоки для новых действий со стороны инвесторов – все, кто хотел совершить покупки или продажи, уже сделали это. Нефтяные цены давно держатся относительно устойчиво в коридоре $65 – 75 за баррель, что оказывает стабилизирующее воздействие и на фондовый рынок. Банковский сектор, стимулируемый успехами бумаг американских и азиатских банков накануне, в начале сессии выглядел лучше рынка, но вскоре рост акций Сбербанка и ВТБ уже не был столь выдающимся: к закрытию акции поднялись на 0,6 и 1,06 процента соответственно. Как отметил Гулевич, бумаги российских банков и ритейлеров привлекают инвесторов, поскольку именно на них делается ставка в предстоящем восстановлении экономики. Интерес к ритейлерам обусловлен ожиданием улучшения потребительского спроса. Бумаги «Магнита» выросли к закрытию на 4 процента и стоят дороже, чем до кризиса. Акции «Дикси» прибавили 0,13 процента. В нефтегазовом секторе, несмотря на отсутствие стабильного спроса, наблюдалось повышение котировок: акции «Лукойла» поднялись на 1,6 процента, «Сургутнефтегаза» – на 1,7 процента, привилегированные акции «Транснефти» – на 3,4 процента. (Злата Гарасюта. Редактор Антон Дорошев)

2009-09-29
«У Индии шансов на быстрый выход из кризиса больше, чем у Китая»
Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков

2009-09-29
«Восстанавливаться будет сначала Азия, США, потом Европа»
Руководитель аналитического департамента «Дойче Банка» в России Ярослав Лисоволик

2009-09-29
Вторая волна кризиса уже пришла в РФ – S&P
МОСКВА (Рейтер) – Вторая волна финансового кризиса давно пришла в Россию, проблема заключается в росте кредитного риска, сказала в интервью телевидению Рейтер заместитель директора отдела финансовых институтов международного рейтингового агентства Standard & Poor's Елена Романова. «Если первая волна – это кризис ликвидности, то вторая – рост кредитного риска. Мы наблюдаем ее с декабря прошлого года – января этого года, и она ускоряется», – сказала Романова. «Мы считаем, что она уже пришла. Но поскольку кредитный риск менее заметен и меньше бросается в глаза по сравнению с риском ликвидности, общество и финансовое сообщество заметили первую волну, а вторая волна – растянута», – добавила Романова, отметив, что участники рынка принимают предупредительные меры, которые способны смягчить влияние этой проблемы. Мнение S&P контрастирует с точкой зрения большинства российских чиновников, которые считают, что «вторая волна» кризиса России не грозит. S&P прогнозирует, что в 2009 – 2011 годах объем проблемных кредитов может достичь 40 процентов совокупных активов российских банков. Агентство называет проблемными кредитами просроченные долги, реструктурированные кредиты и ссуды, которые могут быть реструктурированы в ближайшие полгода. «Из той цифры, которую я назвала, львиная доля проявится в ближайшие шесть месяцев», – сказала Романова. В понедельник S&P распространило доклад, в котором пророчит рост системных рисков в банковском секторе РФ из-за экономического спада, чреватого для банков увеличением проблемных кредитов и сужением источников фондирования, что «замораживает» развитие банковского бизнеса.

2009-09-29
«Почти вся выловленная красная рыба была скуплена китайцами и корейцами по 5 руб. за кг»
Генеральный директор «Европейско-Азиатской биржи» Елена Петрунина

2009-09-29
РФ предлaгaет запретить продажу пивa в киоскaх
МОСКВА (Рейтер) – Министерство промышленности и торговли РФ предложило «установить запрет на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, вне стационарных объектов торговли». Предложение Минпромторга касается розничных и оптовых продовольственных рынков, ларьков, киосков, палаток и других «не приспособленных для продажи данной продукции объектов торговли, не имеющих стационарных торговых помещений». По оценкам участников российского отраслевого союза пивоваров, киоски и ларьки сейчас служат основным каналом продаж бутылочного и баночного пива: на него приходится от 50 до 70 процентов от общих объемов продаж пива в России. Представитель крупной западной пивоваренной компании назвал предложение Минпромторга «смертельным» для пивных производителей. Инициатива Минпромторга содержится в проекте поправок к закону о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции, копия которого имеется в распоряжении Рейтер. (Мария Плис. Редактор Антон Дорошев)

2009-09-29
Погром в «Луже»
Если часть продаваемой на рынке продукции является незаконной, то надо начинать совсем с других проверок – с кабинетов организаторов торговых площадей

2009-09-29
«Можно снизить еще на 1,5 – 2%»
Экономист UniCredit Владимир Осаковский

2009-09-29
Взрыв в Афганистане унес жизни 30 человек
КАНДАГАР, Афганистан (Рейтер) – По меньшей мере, 30 человек погибли в результате взрыва на юге Афганистана, сообщили представители местных властей. Взрыв автобуса в Кандагаре унес жизни 30 человек, из них 10 погибших – дети и семеро – женщины, сообщили в МВД Афганистана. Около 39 человек ранены. Вчера на заминированной дороге погибли три человека, сказал представитель местных властей Залмай Айюби, который обвинил в этом боевиков экстремистского движения «Талибан». Самодельные бомбы стали смертельным оружием в борьбе повстанцев против западных и афганских правительственных военных сил. Однако страдает больше всего мирное население. По данным ООН, с начала нынешнего года погибли более 1 500 граждан Афганистана. Из них 68 процентов были убиты в результате действий повстанческих группировок, а 23 процента при проведении операций афганскими и иностранными войсками, в том числе подразделениями НАТО и США. Уровень насилия в Афганистане начал расти еще в преддверии президентских выборов, прошедших в августе. «Талибан» неоднократно заявлял о своем желании сорвать голосование, а после победы действующего президента Хамида Карзая продолжил акты насилия в стране. (Исмаил Самеем, перевела Юлия Калачихина. Редактор Антон Зверев)

2009-09-29
Силовики vs интернет
Государство не сможет быть эффективным регулятором интернета, пока само не овладеет им в достаточной степени

2009-09-29
Власти РФ не откажутся от стимулирующей политики
Елена Фабричная МОСКВА (Рейтер) – Центральный банк РФ перешел к более агрессивной процентной политике, стремясь воспользоваться замедлением инфляции и благоприятной ситуацией на валютном рынке; при этом власти не собираются отказываться от стимулирующей политики и в 2010 году, снижая ставки и поддерживая кредитование экономики. ЦБ РФ во вторник решил снизить с 30 сентября 2009 года ключевые процентные ставки на 0,25 – 0,75 процентного пункта для дополнительного стимулирования экономической активности, что стало седьмым снижением ставок с начала года и вторым за последний месяц. Ставка рефинансирования понижена до 10,00 процента годовых с 10,50 процента. На этом уровне ставка была в последний раз с июня 2007 года по февраль 2008 года. Наиболее значительно – на 0,75 процентного пункта – ЦБ снизил минимальные ставки по двухнедельным ломбардным кредитам на аукционной основе и по аукционному недельному РЕПО, стремясь переключить интерес на эти инструменты. Нулевая инфляция, наблюдающаяся с начала сентября играет на руку регулятору, стабильность на валютном рынке – тоже. О равновесном состоянии курса рубля сказали сегодня первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев и министр финансов РФ Алексей Кудрин. О «естественном балансе» свидетельствует невмешательство ЦБ в ход торгов, хотя сегодняшний день стал исключением – ЦБ пришлось купить более $1 миллиарда. СТИМУЛ ДЛЯ БАНКОВ С начала года ЦБР снижал все ставки синхронно – сначала на 0,50 процентного пункта, потом – на 0,25. Теперь Банк России пошел на неожиданный ход, снизив ставки на 0,25 – 0,75 процентного пункта. Улюкаев сначала в шутку объяснил такой шаг необходимостью непредсказуемости действий регулятора, но потом сказал, что более резкое снижение ставок ЦБ должно поддержать хрупкое равновесие в реальном секторе экономики и стать толчком для удешевления кредитов предприятиям. Взвешивая два риска – инфляционный и риск экономического роста – ЦБР оценил первый риск как невысокий, в отличие от риска экономического роста, и решил понизить ставки, сказал первый зампред. Глава второго по величине российского госбанка ВТБ Андрей Костин сказал, что снижение ставок стало хорошей новостью. Улюкаев уверен, что снижение ставок ЦБ позволит коммерческим банкам сделать следующие шаги в области удешевления кредитов. Кудрин считает, что снижение инфляции к 2012 году до 5 – 7 процентов и соответствующее снижение ставок на кредитном рынке равносильно снижению издержек предприятий примерно на 2 процента ВВП в год, что, безусловно, должно поддержать реальный сектор. Решение ЦБР стало неожиданным для аналитиков, поскольку после предыдущего шага регулятора прошло всего две недели, но они тоже уверены, что более агрессивная процентная политика подтолкнет банки к снижению кредитных ставок. «Это уменьшит ставки денежного рынка – Mosprime, NDF – и оживит долговые рынки», – сказал Владимир Брагин из «Траста». «Хотя на рынке кредитов по-прежнему большую роль играют риски заемщика, чем стоимость фондирования, для высококачественных заемщиков это может снизить стоимость заимствований», – сказал Брагин. Комментарии аналитиков доступны по коду. СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ПРЕЖДЕВРЕМЕННА Однако власти должны задуматься, как долго должны действовать стимулирующие экономику меры, сказал Кудрин. «Сейчас еще не время выходить из мер стимулирования – это демонстрируют центральные банки, сохраняя ставки на низком уровне», – уверен Кудрин. »(Снижение ставок ЦБР) говорит о том, что мы очень осторожно сохраняем меры поддержки и мобилизуем все резервы, которые сегодня существуют. Но мы должны думать и о том моменте, когда нам надо будет начать применять меры стратегии выхода из кризиса», – добавил Кудрин. Российский премьер Владимир Путин пообещал поддержку наиболее пострадавшим от кризиса секторам, в частности, автопрому и жилищному строительству, отметив, что по мере стабилизации ситуации государство будет снижать долю участия в экономике. Банк России собирается поддерживать экономику и снижать ставки не только до конца 2009 года, но и в 2010 году, когда инфляция может быть ниже официального прогноза в 9 – 10 процентов. Улюкаев прогнозирует, что в сентябре будет нулевая инфляция, а в октябре – низкая, но выше нуля: давление на рост цен окажет неравномерное финансирование расходов бюджета. Он не исключил, что в годовом выражении инфляция с октября будет ниже 11 процентов. Улюкаев отказался делать количественные оценки возможного снижения ставок, но в ходе саммита Рейтер он допускал возможность снижения ставки рефинансирования до 9,75 процента годовых до конца 2009 года. Брагин из «Траста» считает, что до конца года ЦБ может снизить ставки еще на 0,50 – 0,75 процентного пункта.

2009-09-29
«ЦБ ускорился»
Экономист банка «Траст» Евгений Надоршин

2009-09-29
Россияне продолжают верить в правящий тандем
МОСКВА (Рейтер) – Большинство россиян по-прежнему считают, что власть в стране в равной степени принадлежит президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, не обращая внимания на участившиеся в последние месяцы заявления о вероятном расколе в правящем тандеме, говорится в социологическом опросе «Левада-Центра». В сентябре 2009 года, также как и год назад, около 48 процентов опрошенных считали, что власть сосредоточена в руках обоих участников тандема, говорится в исследовании, доступном на сайте www.levada.ru. При этом число респондентов, считающих, что власть в РФ принадлежит Путину, увеличилась до 32 процентов с 28. То, что Медведев является реальным руководителем страны, утверждают 13 процентов респондентов. Год назад таких было 16 процентов. Абсолютное большинство респондентов уверены, что Медведев не проводит самостоятельную политику. Согласно результатам опроса, 84 процента опрошенных говорят, что Медведев продолжает политику Путина, и лишь два процента утверждают, что президент проводит совершенно новую политику. Кроме того, 67 процентов согласны с тем, что президент «действует под контролем Владимира Путина и его окружения». Аналитики, симпатизирующие Медведеву, говорят, что экономический кризис обнажил пороки сложившейся в «тучные годы» модели государства, ликвидировавшей конкуренцию в политике, и дал шанс ставящему верный диагноз болезней страны преемнику выступить в качестве молодого реформатора. Глава опекаемого Медведевым центра «ИНСОР» банкир Игорь Юргенс сказал ранее Рейтер, что Путин рискует стать «вторым Брежневым» и символом нового застоя, если вернется к власти. Но критики говорят, что за полтора года президент не добился успехов в борьбе с коррупцией и возвращении независимости суду, поскольку и не ставил такой задачи, вопреки собственным декларациям, а реальная власть осталась у Путина. Оба апеллируют к своим высоким рейтингам популярности и обещают «договориться» между собой, кому баллотироваться на президентских выборах 2012 года. Оппоненты называют такой подход циничным и отражающим отсутствие в России подлинно свободных выборов, о чем не раз сигнализировала Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Аналитики говорили, что нынешняя осень – когда Медведев должен выступить с новым посланием, а Путин – на съезде правящей партии «Единая Россия» – прольет свет на вопрос, кто из них займет кресло президента в 2012 году. (Айдар Бурибаев. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-09-29
Конюху Кадырова нашли товарища
ОАЭ – страна не только безвредная, но и полезная для кавказских президентов

2009-09-29
Киргизия на пороге энергодефицита из-за долгов
БИШКЕК (Рейтер) – Киргизия накануне зимы вновь столкнулась с проблемой энергодефицита – Узбекистан сократил подачу природного газа за многомиллионные долги, при этом Бишкек объявил о возобновлении отключений электроэнергии с 1 октября для накопления воды на гидроэлектростанции, сообщают ведомства. Бедная пятимиллионная Киргизия граничит с Узбекистаном и полностью зависит от соседа в поставках газа. Горная республика второй год подряд лимитирует подачу электричества из-за перерасхода на Токтогульской ГЭС воды, сброшенной холодной зимой 2007 – 2008 годов для выработки дополнительной электроэнергии на нужды отопления. Узбекистан практически ежегодно отключает Киргизии подачу газа за долги и выступает против сброса зимой воды из водохранилищ. Созданная во времена СССР единая энергосистема Центральной Азии предусматривает компенсацию зимнего энергодефицита в Киргизии и Таджикистане поставками электроэнергии из Узбекистана. «Долг за газ составляет $18,8 миллиона. С 23 сентября юг отключен полностью, теперь введены ограничения на 30 процентов в Чуйской области», – сказала пресс-секретарь госкомпании «Кыргызгаз» Айзада Тойгонбаева. «Кыргызгаз» в срочном порядке собирает долги с потребителей, грозя отключениями. Правительство просит Узбекистан снизить цену на газ, который Киргизия покупает по цене $240 за 1 000 кубометров. «В ближайшее время вопрос будет решен – будем платить долги, будем договариваться», – сказал сотрудник аппарата премьер-министра Алибек Стамбеков. ЛИМИТ Минэнерго объявило во вторник о введении с 1 октября пятичасовых отключений электроэнергии по ночам. В сообщении министерства говорится, что новые лимиты электропотребления позволят удержать в Токтогульском водохранилище к началу поливного сезона весной 7,5 – 7,8 миллиарда кубометров воды. В канун зимнего сезона энергетикам удалось пополнить водохранилище до 12,5 миллиарда кубометров с 9,5 миллиардов в сентябре 2008 года благодаря веерным отключениям и более обильному притоку воды этим летом. Правительство рассчитывает, что дефицит электроэнергии нынешней зимой сократится до 16 – 18 процентов с 34 процентов в прошлом сезоне, когда продолжительность веерных отключений составляла около 10 часов. (Ольга Дзюбенко. Редактор Шамиль Байгин)

2009-09-29
РФ хочет продать долю в «Совкомфлоте»
МОСКВА (Рейтер) – Россия, ищущая способы увеличить доходы бюджета в кризис, готовится продать миноритарные доли в крупнейших пароходстве и агролизинговой компании, но пока не планирует выставлять на продажу акции «Роснефти», сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. «Сейчас обсуждаются порты и аэропорты, «Совкомфлот», «Росагролизинг», – сказала она в кулуарах форума «ВТБ Капитал». Ранее вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что для борьбы с бюджетным дефицитом власти могут продать до 20 процентов «Совкомфлота». Он также не исключил продажи доли в «Роснефти», крупнейшем нефтедобытчике страны. Но Набиуллина сообщила во вторник, что вопрос о приватизации «Роснефти» сейчас не обсуждается: «По «Роснефти» у нас таких предложений не было». Государственный «Совкомлфот», специализирующийся на танкерных перевозках, является крупнейшей судоходной компанией России. «Росагролизинг» – крупнейшая в РФ госкомпания в области лизинга сельскохозяйственной техники Набиуллина сказала, что власти надеются выручить от приватизации в 2010 году «до нескольких десятков миллиардов рублей». (Дарья Корсунская, Глеб Брянский. Текст Антона Дорошева. Редактор Анастасия Онегина)

2009-09-29
UC Rusal приценивается к Азии
IPO UC Rusal предоставит «Норникелю» сразу несколько сценариев для дальнейшего развития бизнеса

2009-09-29
ОЧЕРК – «Лады» встретили на Кубе конкурента
Эстебан Израэль ГАВАНА (Рейтер) – Построенные в СССР и России автомобили «Лада», около трех десятилетий бывшие излюбленными средствами передвижения кубинской номенклатуры, начали уступать рынок китайскому конкуренту. Министры, партийные начальники и полицейские сейчас предпочитают современные китайские Geely CK с их плавной гидравликой машинам, дизайн которых мало изменился со времен «холодной войны». Куба известна тем, что на ее дорогах регулярно встречаются американские автомобили, выпущенные еще в 1950 – 1960-х годах – реликвии, сохранившиеся со времен докоммунистического прошлого. Однако большинство автопарка острова – около 100 000 машин – составляют «Лады». Geely, дизайн которых позаимствован у Daewoo, а конструкция двигателя у Toyota, начали теснить советско-российскую «классику» на улицах Гаваны. Китайские новинки отличаются современным внешним видом, наличием кондиционера, электрических подъемников окон и CD-проигрывателя. Китай – второй по величине торговый партнер Кубы после Венесуэлы. Geely, крупнейший частный китайский автопроизводитель, чья стратегия основана на поставках недорогих моделей, поставил более 1 500 машин на Кубу с января по июнь 2009 года, сообщает сайт газеты Miami Herald. Российский производитель «Лад» – «АвтоВАЗ» – резко сократил производство на фоне экономического кризиса и падения продаж на российском рынке, планируя сократить 27 600 рабочих. КУЛЬТОВАЯ МАШИНА Бескомпромиссная «Лада», скопированная в СССР с итальянского Fiat 124 1960-х годов, остается популярной на Кубе не только из-за своей распространенности, но и ремонтопригодности. Давид Пена, основатель кубинского «Русского автоклуба», и десятки других фанатов «Лады» ежемесячно собираются в парке Ленина на окраинах Гаваны, чтобы показать и обсудить свои машины. СССР в семидесятые годы обеспечил Кубе миллиарды долларов финансовой, военной и экономической помощи, в том числе поставляя «Лады». Спартанский автомобиль оказался хорошим выбором для жителя острова с его депрессивной коммунистической экономикой. Он был недорогим и завоевал репутацию надежной машины, которую при необходимости легко починить. «Любой может починить ее просто куском проволоки. Если вы спросите кубинца, он скажет вам, что не поменяет свою «Ладу» ни за что на свете», – говорит опытный автомеханик Карлос. Некоторые сомневаются, что новые Geely, не обладающие присущей «Ладе» аурой танкоподобной надежности, долго продержатся на покрытых выбоинами дорогах «острова свободы». «Я не думаю, что китайские машины будут такими же надежными... Только время покажет», – сказал Рейтер один из гаванских полицейских в служебной «Ладе». Для того чтобы законно купить машину, кубинец должен получить разрешение министерства, и в большинстве случаев даже после покупки она считается собственностью государства, только временно выданной в пользование владельцу. «ЧЕРНЫЙ» РЫНОК Для тех, кто получил разрешение, новая «Лада» стоит примерно $5000. На черном рынке покупатель может купить автомобиль примерно в три раза дороже, однако она остается зарегистрированной на первоначального покупателя. Кубинцы любят свои «Лады», украшают и зачастую вносят изменения в конструкцию, устанавливая более мощные двигатели. Некоторые даже объединяют две машины в одну, конструируя невероятные «Лада-лимузины». «Наши жены часто жалуются, что мы тратим так много времени и денег на наши «Лады», – говорит вице-президент «Русского автоклуба» Мануэль Арес. Автомобили на кубинских улицах отражают политическую историю острова – старое американское влияние, долгое советское присутствие и, в последнее время, укрепляющиеся связи с Китаем. В последние несколько лет Россия и Куба начали вновь оживлять свои контакты и вели переговоры, в частности, о постройке завода для производства «Лад» на Кубе, однако проект был заморожен на фоне мировой рецессии. Пока РФ готова продавать кубинцам тысячи новых «Лад». Для автомеханика Карлоса это служит только подтверждением его неизменной точки зрения. «Лада» никогда не умрет (на Кубе). Она стала классикой». (Перевел Александр Гелогаев. Редактор Антон Зверев)

2009-09-29
Дома в США дорожают третий месяц подряд
(Рейтер) – Цены на дома для одной семьи в США вновь выросли по всей стране в июле 2009 года, свидетельствуют индексы цен в крупнейших населенных пунктах. Индекс цен на дома, рассчитываемый Standard & Poor's и Case-Shiller для 20 крупных городов, увеличился в июле на 1,6 процента в месячном исчислении после июньского роста на 1,4 процента. Опрошенные Рейтер аналитики ожидали увеличения цен на 0,5 процента. В годовом исчислении индекс опустился в июле на 13,3 процента против предсказанных экспертами 14,3 процента. Индекс цен на дома для 10 крупных городов вырос в июле на 1,7 процента в месячном исчислении после июньского роста на 1,4 процента. В годовом исчислении индекс снизился на 12,8 процента. (Перевела Анна Разинцева)

2009-09-29
ОЧЕРК – Тольятти замер в ожидании увольнений
Глеб Столяров МОСКВА/ТОЛЬЯТТИ (Рейтер) – Пятидесятилетний Александр Афанасьев боится, что его товарищ в день зарплаты встретит его в подъезде с ножом, чтобы отнять деньги. Но он не параноик. Он – слесарь сборочно-кузовного производства тольяттинского автогиганта «АвтоВАЗ», готовящего массовые увольнения. «Я даже боюсь предположить, что может быть», – говорит он. «АвтоВАЗ», страдающий из-за резкого снижения спроса на его автомобили, почти весь 2009 год работал в сокращенном режиме, а в августе был вынужден остановить конвейер. С сентября он работает вполсилы. Недавно был подписан приказ об увольнении с 14 декабря 4 997 человек, а на прошлой неделе компания объявила, что сократит в целом 27 600 сотрудников. Экономика Тольятти, «автограда» с населением 730 000 человек, 100 000 из которых пока работают на «АвтоВАЗе», почти полностью зависит от автогиганта. «Вот посмотрите, – говорит сотрудник центра занятости Тольятти, показывая на пухлую стопку бумаг у него на столе, – это списки тех, кто будет уволен по сокращению штатов, и пока в них нет ни одного сотрудника «АвтоВАЗа». Рабочие «АвтоВАЗа» уже сейчас не могут купить то, на что хватало денег до кризиса. «Было в магазине 25 касс. Чтобы их обслуживать, нужны были 25 человек, теперь так много уже не надо, кассиров сокращают. И так везде», – продолжает сотрудник службы занятости. За помощью в центр занятости уже обратились 12 000 человек. Но предложить им нечего: осталось 1 400 вакансий, и это в основном места школьных учителей и врачей, рассказала замдиректора центра занятости Татьяна Меркулова. Год назад ситуация была обратная: на 2 000 безработных приходилось около 6 000 вакансий. А центр занятости уже готовится к наплыву уволенных с «АвтоВАЗа», штат центра скоро вырастет на 50 человек. От 7 000 до 9 000 подлежащих увольнению с завода работников – люди трудоспособного возраста. «Я не знаю, что мы будем делать», – вздыхает Меркулова. С ПОМОЩЬЮ КУВАЛДЫ... «АвтоВАЗ», построенный в 60-е годы прошлого века, это не автозавод в западном понимании, лишь собирающий автомобиль из привозных комплектующих. Варят, красят и собирают Lada на сборочно-кузовном производстве, в котором работает лишь пятая часть всего штата, поэтому менеджеры завода обижаются, когда производительность труда «АвтоВАЗа» сравнивают с показателями европейских концернов. У «АвтоВАЗа» есть свои металлургическое и прессовое производства, он сам выпускает пластиковые детали и двигатели. Аккуратный, полностью автоматизированный цех сварки Lada Kalina резко контрастирует с огромным прессовым производством, в котором есть как автоматизированные линии штамповки, установленные в 80 и 90-е годы, так и неавтоматические прессы 60-х годов. Рабочий руками берет лист металла и кладет его под гигантский пресс. «По технике безопасности, чтобы запустить пресс, нужно нажать двумя руками на две кнопки, – рассказал бывший рабочий этого цеха, – но было всякое – одну кнопку спичкой заткнул – и вперед. Многие покалечились». Шутка о том, что при сборке Lada активно используется кувалда, недалека от истины – на главном сборочном конвейере почти у каждого рабочего кроме основного инструмента есть молоток. «ТЫСЯЧ ВОСЕМЬ ГРЯЗНЫМИ» Работники «АвтоВАЗа» уже понимают, что времена настали тяжелые, но серьезность положения до конца не осознали, а некоторые о массовых сокращениях даже не слышали. «А мы такого еще не знаем! А что, такое будет что ли?», – удивляются рабочие сборочного конвейера. «Тысяч восемь грязными» вместо обычных 20 000 получит 29-летний рабочий конвейера Александр Борисов, снимающий квартиру за 4 000 рублей и содержащий жену с грудным ребенком. «Остаются копейки, и вот тянешь. На день рублей 100, а то и 80», – говорит он. Столько же получит рабочий сварочного цеха 32-летний Рамиз Абдулгалиев. Он тоже единственный кормилец в семье, жена ждет второго ребенка. «Что делать, даже не знаю, и работу тяжело найти в городе», – говорит он. Власти организуют в Тольятти общественные работы. Например, за работу дворника платят 4 300 рублей в месяц. Официальный профсоюз «АвтоВАЗа» – АСМ – предлагает увеличить эту сумму до 6 000 рублей, сказал председатель профсоюза АСМ Николай Карагин. Но пока сокращенный работник «АвтоВАЗа», работающий дворником и получающий пособие по безработице, может рассчитывать на 9 000 рублей в месяц. Другой вариант подработки – такси. В Тольятти услуги такси всегда были очень дешевыми из-за того, что работники завода «калымили» в свободное от работы время, а месяц назад цены упали еще на 15 – 20 процентов. Получается, что такси уже с успехом заменяет общественный транспорт. «Но если все уйдут в таксисты, кого мы тогда возить-то будем?», – замечает рабочий «АвтоВАЗа» Алексей, получивший «шашечки» на свою Lada Kalina месяц назад. «ВИТРИНЫ БИТЬ НЕ БУДУТ» Массовых волнений в Тольятти ничто не предвещает, да и внешне город почти не изменился. Вечером в недорогом ресторане японской кухни трудно найти свободное место. Правда, среди посетителей вряд ли есть рабочие «АвтоВАЗа». «Вы что, в какой ресторан, об этом только мечтать!", – удивилась вопросу работница цеха сварки 26-летняя Елена Кузьмина. Руководители «АвтоВАЗа» о возможных беспорядках говорят неохотно. После вопроса об этом в разговоре с замдиректора по персоналу сборочно-кузовного производства Владимиром Новиковым повисла тяжелая пауза. «Мы работаем для того, чтобы этого не допустить, – наконец решился он. – Трудно сказать, что может, а что не может быть». Беспорядков не обещает и лидер независимого вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев. На 17 октября профсоюз запланировал митинг, на котором «рабочие решат, что делать дальше». «Найдутся инструменты, чтобы... заставить работодателя согласиться с нашими аргументами», – сказал он, но не стал уточнять, что имеет в виду. Его коллега Карагин, в профсоюзе которого состоит большинство работников завода, идею акций протеста не поддержал: «Это неконструктивный сейчас подход, лучше все-таки находиться в диалоге», – говорит он. Рабочие, несколько тысяч из которых в начале этого года вышли на митинг в поддержку решения о введении повышенных пошлин на иномарки с лозунгами: «Мы – за Путина, мы – за автопром!", – протестовать, тоже не рвутся. «Даже не знаю, разве мой голос что-то решит?», – спрашивает Абдулгалиев. «Думаю, наше начальство нас не бросит в беде и предоставит рабочие места, и мы также будем работать, – надеется Кузьмина. – Даже пока не задумывалась, потому что пока работаем». У опытных рабочих настрой серьезнее. «Если потеряю работу, обязательно пойду защищать свои права», – говорит не представившийся мастер прессового производства «АвтоВАЗа». «До битья витрин дело не дойдет», – уверен чиновник мэрии, пожелавший остаться неназванным, «они (рабочие «АвтоВАЗа») уже для себя все решили: если станет совсем плохо – перекроют трассу М5, но витрины бить не будут». (Редактор Антон Зверев)

2009-09-29
Власти РФ могут нарастить доли в автопроме
МОСКВА (Рейтер) – Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что государство может нарастить свое присутствие в капитале компаний автомобильного и оборонного секторов, но дальнейшая господдержка проблемного гиганта «АвтоВАЗа», если и возможна, обязательно должна быть увязана с реструктуризацией несущего гигантские убытки предприятия. «Не исключаю, что в проблемных компаниях в автомобильном и оборонном секторе государство может увеличить свою долю», – сказал Кудрин, не уточнив, о каких компаниях он говорит. Кудрин подчеркнул, что это будет временная мера, речь идет о наращивании доли на один-два года. Министр также сказал, что государство в целом настроено выходить из капитала компаний через несколько лет, после кризиса. Говоря об «АвтоВАЗе», Кудрин сказал, что власти РФ рассматривают вопрос предоставления ему госгарантий. Какая именно сумма гарантий обсуждается, он не уточнил. «Это последний случай, когда государство его поддерживает, но за счет большой перестройки», – сказал Кудрин. «Я не думаю, что «АвтоВАЗ умрет», – добавил министр финансов. Сейчас «АвтоВАЗу» нужны госгарантии на реструктуризацию долга, составляющего 37,4 миллиарда рублей, а также для того, чтобы попросить кредиты у банков на реализацию трехлетней инвестпрограммы в размере 42 миллиардов рублей. (Антонина Воробьева, Глеб Столяров, редактор Анастасия Онегина)


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное