Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<В текущей ситуации сложно говорить о средних ценах>>


     slon.ru
2009-09-01
«В текущей ситуации сложно говорить о средних ценах»
о летней активности на рынке подмосковной недвижимости и снижении объема предложения: В текущей рыночной ситуации сложно говорить о средних ценах на земельные участки без подряда на строительство, домовладения, земельные участки с коттеджами. Большинство девелоперов к начальной цене, выставляемой на продукт, предлагают скидки. Размер скидок зависит от многих факторов: состояния проекта, текущей финансовой ситуации девелопера и др., и часто обсуждается в индивидуальном порядке с потенциальным покупателем. Если же все-таки говорить о динамике средних номинальных цен, то по сравнению с августом 2008 г. произошло снижение на все виды продуктов, но не существенное - выраженное лишь в нескольких процентах. На рынке загородной недвижимости Подмосковья летний период всегда характеризовался существенной активностью. 2009 год не стал исключением: наблюдалось существенное увеличение обращений клиентов и количества сделок. Например, в нашем проекте КП «Летова Роща» спросом пользуется предложение: «земельный участок + подряд на строительство дома». В целом потребность покупателей в качественном загородном жилье разного класса осталась. Но они стали более избирательными. Также прослеживается сохранение тенденции, характерной для последних лет: уменьшение средней площади домов в разных поселках за исключением класса элит. Это связано со следующими факторами: уменьшением интегральной стоимости домовладений для покупателя, последующим уменьшением суммы эксплуатационных расходов, на расчет которой стали обращать внимание покупатели, уже получившие опыт проживания в загородном доме. Хотя прирост объемов предложения есть, он уменьшился. Это связано со сложностями по реализации новых проектов в условиях кризиса. Развитие класса элит и бизнес происходит в основном за счет проектов, выведенных в докризисное время (при этом ряд поселков изменили концепцию, уменьшив площади коттеджей и участков с целью уменьшения конечной стоимости). Основной прирост продолжает пополняться, в основном, за счет проектов эконом-класса, на который приходится значительный уровень спроса. Впрочем, рост объема коттеджных поселков эконом-класса, расположенных далее 65 км от МКАД, замедлил темпы. Спрос на данный тип загородного жилья очень сильно упал, поскольку сократились доходы его потенциальных покупателей.

2009-09-01
«Персонал не учат распознавать ложь и обман клиента»
о предотвращении жульничества со стороны потребителей: Первая психологическая эмоция, на которой стоит играть, - это страх. Это уже отработано веками. Должен быть страх, что тебя поймают и разоблачат. Нужно создать видимость наличия контроля над их действиями. Конкретные примеры: в сети магазинов для этого ставятся зеркала кругового обзора, псевдо-видеокамеры. То есть по всему магазину развешиваются 50 видеокамер, из которых реальными камерами являются пять, потому что их дорого устанавливать и дорого за ними следить. Но когда покупатель заходит в такой розничный магазин, он видит: тут много что сделано для безопасности. Наверное, здесь серьезная служба охраны, и у многих, кто просто балуется, это отобьет желание что-то украсть. А те, кому действительно есть нечего, пойдут в другое место. Это как раз не отпугивает людей, покупатель устроен так, что он в обычном розничном магазине даже не думает, что эти зеркала - это для охраны. Он их не видит и не замечает. Для этого надо поднять голову и посмотреть, есть ли они. А такое делает человек, который уже задумался. Решил он съесть пирожок. В этот момент он обязательно оглянется и посмотрит, не видит ли его кто-нибудь. И только тут он заметит видеокамеру. А вот таблички: «В магазине ведется видеонаблюдение», - это полная фигня, это не работает. Это выглядит как непрофессионализм, как тявканье моськи: я так вас боюсь, что вешаю табличку. Любое на явном месте вывешенное «мы вас накажем, если...» - это порождает недоверие покупателя, а настоящий воришка понимает, что люди настолько в себе не уверены, что вынуждены пугать. Это типа надписи на заборе: «Осторожно, злая собака». Любой нормальный человек после этого заглядывает за забор: где же там эта большая собака? Очень хочется проверить. Ты же получил личный вызов, давайте посмотрим, кто круче. Поэтому в компаниях применяются те способы, которые в глаза не бросаются. В страховании надо применять ту же технологию. Показывай профессионализм, высокий уровень подготовки, серьезность компании, наличие хорошей службы безопасности. Нельзя в явном виде говорить: если вы попробуете обмануть, предоставить ложные сведения, мы на вас натравим нашу службу безопасности. Да, точно так же офис должен быть оборудован: охранник на входе, в хорошей спортивной форме, не переминается с ноги на ногу, видно, что не идиот, не выходит покурить. Камеры в самом офисе, даже если и вроде как незачем. Люди, которые пришли «опрокинуть» компанию, такое заметят, поймут, что есть серьезная служба безопасности. В общении со страховыми агентами персонализация - это хорошо. Я работал с директорами филиалов страховых компаний и рассказывал, как должна выглядеть персонализация, как надо обучать персонал, что ни в коем случае нельзя играть в жалостливых и несчастных товарищей, с которых снимут премию или часть оклада за недобросовестно предоставленные страхуемым сведения или за мошенничество с полисом. Это такой же случай, как с видеонаблюдением, с табличкой. Личный контакт, конечно, очень сильно сближает. Человеку неудобно обворовывать или напрягать того, с кем у него есть какие-то личные отношения. Но если этот агент будет слишком сильно переживать, как бы его не обманули, демонстративно, на публику, то человек подумает: а почему бы мне его и не обмануть? Ведь он все равно не в состоянии проверить или распознать обман. Он - слабак. Это провоцирует людей на то, чтобы люди думали об обмане. С клиентом изначально при прямом общении возникает подтекст, как будто человек уже намеревается обмануть, это неправильно. Личное общение должно строиться так, как будто клиент очень лоялен, честен и замечателен. Это должно демонстрироваться в прямом общении, а в прочем общении можно показать, что у нас на самом деле все ходы схвачены. Агент, записывая личные данные, говорит: «Это не для меня, просто у нас такой порядок, у нас с этим строго, служба безопасности все это проверяет. Извините, что я у вас это беру, просто так положено». Насколько сильно в страховых компаниях руководство заинтересовано в психологических методах предотвращения мошенничества, очень сильно зависит от директора конкретного филиала. Выше этажом всем на это уже наплевать, там занимаются бизнесом с цифрами. Политикой компании это не является. Ни в AEG, ни в РОСНО этого не было, а так - не знаю, может быть, где-то есть. А сам директор филиала, поскольку у него от этого цифры зависят, задумывается, как это делать. И очень часто обращается к нормальным экспертам, чтобы они и подсказали, как это должно быть сделано. К сожалению, можно сказать, что на текущий момент персонал учат очень серьезно, но не распознаванию лжи и обмана по поведению клиента. И не предотвращению подобного. Очень серьезно учат манипулировать клиентом и выбивать из него покупку полиса. Основная задача и цель - это покупка, на это и натаскивают. О том, чтобы покупка была лояльная, никто не думает всерьез. Это исключительно личная инициатива менеджеров среднего уровня. Что касается потребительского экстремизма, люди, которые судятся с компаниями и выносят им мозг, - это люди с определенным диагнозом. Способов от них защититься, когда они уже вцепились в тебя зубами, нет. Кроме юридических. Никаких технологичных способов защиты нет, нельзя каждый раз вызывать переговорщиков высокого уровня, чтобы от них отбиваться. Понадобится слишком много и будет слишком дорого. Поэтому есть только юридические методы. Но можно сделать так, чтобы ограничить себя от того, чтобы они нападали. Пусть нападают на других. По большому счету, тут мы снова возвращаемся к началу: вызвать страх, но не прямо. И тут есть еще один момент, очень тонкий, надо, чтобы они чувствовали, что здесь почвы для скандала гораздо меньше, чем в другом месте. Ровное, доверительное, лояльное отношение к людям, спокойное. Как только они почувствуют стресс, сделают стойку. Если у вас сотрудники в стрессе, то это действует на психопатов. А если люди спокойные, то он покрутится пять минут и идет в другое место.

2009-09-01
«Скидки, акции, бонусы стали неотъемлемой частью рынка»
о динамике продаж и тенденциях рынка, появившихся этим летом: Наиболее ощутимые колебания цен зафиксированы в IV квартале 2008 года. Чтобы привлечь денежные средства девелоперы готовы были идти на существенные уступки. Большинство застройщиков сообщали о возможности разработать индивидуальные схемы рассрочки платежей. Скидки, акции, бонусы стали неотъемлемой частью рынка. Практически все девелоперы готовы и сегодня предоставить скидку в размере от 5% до 15% от стоимости объекта при полной оплате. С приходом весны положение на рынке несколько изменилось, покупатели стали проявлять активность и девелоперы начали заявлять о возможных повышениях цен. Естественно, уровень спроса еще не достиг докризисной отметки, и девелоперы сейчас более осторожны в своих действиях, однако некоторая стабильность на рынке заметна. Динамика продаж домовладений по итогам II квартала 2009 года выросла в количественном выражении. А в стоимостном объем продаж снизился. В I квартале 2009 года было реализовано домовладений на общую сумму $0,8 млрд., а во II квартале 2009 года - на $0,7 млрд. Это объясняется выходом на рынок большого количества коттеджных поселков, ориентированных на эконом-сегмент. В сложившихся условиях можно ожидать реальное увеличение темпов продаж не раньше II квартала 2010 года. Девелоперы будут выводить на рынок небольшие проекты, рассчитанные не более чем на 50 - 70 объектов. Основным форматом недвижимости станет земельный участок. Это оптимально как для покупателей, которые опасаются «недостроя», так и для продавца - минимум затрат. Что касается тенденций, появившихся на рынке этим летом, то можно отметить следующие: переориентация девелоперов на реализацию участков без обязательного подряда на строительство; развитие второстепенных ранее непопулярных трасс - Новорязанское, Егорьевское, Каширское и т.д.; сокращение площадей участков и проектов домов (появляются «бюджетные» и «антикризисные» варианты); развитие интереса к землям, находящимся на расстоянии свыше 50 км от МКАД; выход ленд-девелоперов на розничный рынок; реализация «голой» земли без подведенных коммуникаций. В целом, сегодня на рынке нет четкой градации сегментов малоэтажной загородной недвижимости - бизнес, эконом, элит. Границы классов достаточно размыты, для кого-то определяющим является цена объекта, для кого-то месторасположение, экология, удаленность и т.д. Однако в целом есть понимание, что современный рынок малоэтажного жилья формируется предложением организованных коттеджных поселков, предлагающих к продаже один или несколько форматов недвижимости: коттеджи, таунхаусы, апартаменты, участки без подряда. Если говорить о географической составляющей, то «рынок Подмосковья» давно вышел за рамки Московской области. Сегодня на московского клиента ориентированы проекты и в 180 (Удачное, Новорижское шоссе) и в 203 км (Сосновый рай, Ленинградское шоссе) от МКАД. Таким образом, границы рынка действительно с каждым годом расширяются, а внутренние рамки деления на какие-либо сегменты размываются.

2009-09-01
Бизнес отказался жить без денег
Натуральное хозяйство | Бартер не вернулся | Бизнес на обмене Нынешний кризис обернется для российской экономики даже более глубоким и долгим падением, чем девальвация и дефолт 1998 г. Когда же создатель первой в стране товарной биржи «Алиса» Герман Стерлигов оставил занятия животноводством ради того, чтобы учредить «Антикризисный расчетно-товарный центр» (АРТЦ), а денежная недостаточность в экономике стала острой, показалось, что нас догоняет еще одно забытое в 1998 году слово - «бартер». Обошлось: деньги закачали, а предприятия, привыкшие к хорошему, то есть к живым деньгам, даже в условиях кризиса отказались заниматься обменом, составлением семиэтажных бартерных схем и прочими мерзостями 90-х. Доля бартерных операций, % сельское хозяйство промышленность сфера  услуг 1990-1995 годы 27 45 5 1995-2000 годы 38 69 27 2000-2008 годы 1 3 0 январь 2009 1 6 7 февраль 2009 6 11 9 I полугодие 2009* 10 25 20 II полугодие 2009* 15 45 25 * Прогноз ИСТОЧНИК: ОПРОСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ «РОСБАРТЕР» НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО В самом начале 1990-х доля бартера в расчетах, согласно опросам предприятий «Российский экономический барометр», колебалась на уровне 4 - 8%. Затем она стала резко расти, достигнув пика в 1998 г. К кризису 51% всех расчетов осуществлялось с помощью бартера. Причем в некоторых секторах (например, в малом бизнесе) его доля доходила до 70 - 80%. В составлении и обслуживании бартерных цепочек были заняты сотни тысяч человек. Однако после кризиса 1998 г. товарные расчеты так же резко стали сокращаться и вскоре практически исчезли. Бывшие специалисты по бартеру занялись торговлей ценными бумагами и импортом. Согласно опросу участников рынка, проведенному компанией «Росбартер», доля бартерных операций в 2000-х годах составляла 0 - 3% в зависимости от отрасли. Но кризис вызвал к жизни духов прошлого. В январе 2009-го бартер вырос до 1 - 7%, в феврале - до 6 - 11%. Ожидания игроков были плохими: в первом полугодии бартер должен был занять 10 - 25% рынка, а во втором уже 15 - 45%. Отечественный бизнес среагировал оперативно: осенью-зимой открылось несколько товарных бирж, которые, в отличие от своих предшественниц 10-летней давности, благодаря интернету составляли цепочки взаимозачетов практически мгновенно. Все это обещало организаторам выгодный бизнес. БАРТЕР НЕ ВЕРНУЛСЯ Бизнесмены, конечно, просчитались. Доля бартера при расчетах даже среди малых предприятий сейчас не дотягивает до 20%, и даже несмотря на то, что многие предприятия месяцами сидели вовсе без денег, но с забитыми складами. Весенние опросы обрабатывающих предприятий, проведенные «Высшей школой экономики», показали, что компании рассматривают неденежные расчеты как самую крайнюю в ряду антикризисных мер. Сами предприниматели подтверждают: хотя они готовы вспомнить опыт 1990-х и менять интернет-сайты на продукцию металлургической отрасли, оплата продукцией так и осталась экзотикой. Бизнес, привыкший к «нормальным» расчетам, просто не хочет заниматься бартером. Но основная причина того, что бартер так и не восстал из мертвых, состоит в том, что доля бартера напрямую зависит от монетизации экономики (т. е. от соотношения денежной массы М2 и ВВП), которая выросла по сравнению с 1998 г. почти двукратно. В прошлом году она составляла 32%, в этом, несмотря на кризис, она, по крайней мере, не уменьшилась. Если взять М2 по последним августовским данным Центробанка, а номинальный ВВП по прогнозу «Экономической экспертной группы», то получится 33%. В конце 1998 года монетизация российской экономики составляла 17%. В США бартер тоже есть, но составляет он 0,5% от всех расчетов, что неудивительно при монетизации на уровне 57%. БИЗНЕС НА ОБМЕНЕ Если российскую экономику не накроет пресловутая вторая волна кризиса и оттока капитала, то пиком распространения бартера так и останется декабрь - февраль. Скорее всего, в максимуме он не превысил даже 20% от всех расчетов. И бизнес с ним не задался. По данным, предоставленным интернет-биржей «Росбартер», в феврале оборот системы (сумма всех добавленных лотов) составил более 6 млрд рублей, количество зарегистрированных в системе предприятий превысило 500, а лотов - 400. Сейчас зарегистрировано 1774 компаний и 731 лот, однако сумма лотов упала до 2,722 млрд рублей. Другими словами, предприятия стали меньше выставлять товаров для обмена, что показывает: проблема неплатежей в России пошла на спад. Но даже в этих условиях на бартере можно зарабатывать. Поскольку приток лотов на биржу составляет 200 - 300 млн руб. в месяц, то при комиссии около 2% (это столько же, сколько в АРТЦ Стерлигова), ежемесячный доход товарной биржи нового поколения может достигать 4 - 6 млн рублей.

2009-09-01
Дисциплина как точная наука
Свой кодекс | Лифт не выдерживает всех | Оценивать по делам | Больше знать Высшие российские чиновники после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС стали намекать, что произошедшее - результат низкой дисциплины сотрудников и руководства станции. И, вообще говоря, соблюдение технологических правил на российских предприятиях хромало всегда. Но по сравнению с советской производственной дисциплиной нынешние порядки - большой шаг вперед. Просто менеджеры еще не научились правильно комбинировать современные методики контроля. СВОЙ КОДЕКС  Хотя понятие трудовой дисциплины и есть в Трудовом кодексе, на практике управление ею давно уже стало в современной компании надстройкой над собственно системой управления персоналом. На крупных заводах и во многих компаниях госсектора на проходных еще остались стенды, где, помимо информации о деятельности профсоюза и нормах охраны труда, работник обязательно найдет что-нибудь и о важности трудовой дисциплины. Но сухие нормы кодекса не определяют реальную картину - дисциплиной (ее все чаще называют трудовой или производственной культурой) все управляют по-разному. Наиболее наглядно эти подходы представлены в промышленных компаниях, где дисциплинарный фактор - один из главных для бесперебойной работы производства. Где-то все эти подходы применяются одновременно, но чаще выборочно или фрагментарно. ЛИФТ НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ВСЕХ  Первый подход - формальный. Он подразумевает, что есть четкие внутренние инструкции для разных категорий работников. Инструкции прописывают обязательный распорядок дня, основные критерии выполненной работы за трудовую смену и технологические установки (например, если сотрудник работает на конвейере, каждое его действие, применяемые инструменты и сфера ответственности подробно описаны). Казалось бы, больше ничего и не нужно, четкое выполнение инструкций - гарантия бесперебойной работы. Осталось лишь добиться их исполнения. Но здесь-то и возникают трудности. В процессе любой длительной работы, отмечают психологи, влияние инструкций постепенно ослабевает, повседневные практики побеждают формальные установки и часто даже кажутся более эффективными. Даже послушный сотрудник бессознательно подстраивает регламент под себя, а контролеры, не замечая серьезных сбоев, склонны идти на уступки. Директор HR-проектов российского направления Marsh&Mclennan Геннадий Сколков приводит в пример вопрос с грузоподъемностью лифта. Например, по инструкции в лифт может войти не больше пяти взрослых человек. Но ремонтная бригада, работающая в высотном здании, состоит из 6 человек. Они не хотят тратить время на ожидание и добираться до верхних этажей двумя партиями. Ремонтники не обращают внимания на инструкцию и выясняют, что лифт спокойно довозит и шесть человек. Это становится общей практикой, ею пользуются и другие бригады. Все вроде бы хорошо, лифт выполняет свою функцию даже при нарушении инструкции. Но механизмы при такой практике изнашиваются быстрее в полтора раза. Примерно так и работала советская дисциплинарная система на производственных предприятиях. Как говорит генеральный директор компании «Механобр-Техника» Леонид Вайсберг, всегда были предприятия с высоким уровнем дисциплины, да и крупные нарушения - вроде недавней аварии на ГЭС или чернобыльской катастрофы - происходили не так часто. Зато огромной проблемой были регулярные, едва заметные нарушения, которые сами по себе не вызывали придирок, а в результате, накопившись, могли вылиться в системный сбой. Так что идеализировать советскую практику явно не стоит. ОЦЕНИВАТЬ ПО ДЕЛАМ В западных компаниях с 1980-х годов стали активно применять другой подход - «мотивационный», который переняли и некоторые российские менеджеры по персоналу. Его суть в том, что руководство опирается не на санкции, а на поощрения. В формальной системе есть только штрафы за нарушение инструкции, в мотивационной же само соблюдение правил рассматривается как положительный результат, за который может следовать вознаграждение, в том числе и материальное. Или, если посмотреть с другой стороны, то отклонение от дисциплинарных норм считается нарушением, если оно приводит к снижению эффективности работника и общих результатов. То есть за затянувшийся обед сотрудника журить и тем более штрафовать не будут, если он успел сдать проект к дедлайну. Или, например, определяется, в каких случаях эксплуатация станка не по правилам вредит бизнесу, и в каких случаях сотрудников надо поощрять за сохранность техники. Нормы «подгоняются» под критерии эффективности. Еще один подход, который часто используется вместе со вторым, - личностный. Многие американские компании, например, Boeing, уже давно считают его стратегическим в сфере HR. Дисциплина - фактор во многом психологический. Разные задачи требуют разной концентрации внимания. И разные дисциплинарные нормы воспринимаются сотрудниками с разными психотипами тоже по-разному. Так и появилась система, в которой работники распределяются по конкретным рабочим местам, исходя из внутренних «норм ответственности». Формальные нормы тоже есть, но это лишь максимальные границы допустимого. БОЛЬШЕ ЗНАТЬ  В целом ситуация с дисциплиной на российских предприятиях по сравнению с советским временем, как минимум, не ухудшилась. Развитый рынок труда и современные методы управления персоналом сыграли свою роль, считают эксперты. Но теперь перед менеджерами стоит новый управленческий вызов - дисциплину надо научиться «просчитывать». Генеральный директор компании «Хлебный дом» (принадлежит концерну Fazer) Харри-Пекка Кауконен сравнил практику производственной дисциплины в Финляндии и России и пришел к выводу, что у нас в этой области пока доминирует смесь формального и личностного подхода. Формальностей на предприятиях достаточно, причем они обычно не подкреплены качественным контролем. Но в то же время отклонения от дисциплины прощаются сотруднику, если у него большой опыт работы на предприятии. И практически никто не просчитывает, как отклонения вредят работе конкретного подразделения. Дисциплинарный фактор нужно обязательно иметь в виду, когда вы рассчитываете будущие финансовые показатели компании, уверен Леонид Вайсберг. Только исходя из этого можно понять, какие дисциплинарные нормы можно и нужно вводить по разным направлениям производства. Дисциплина - не просто список ограничений и допущений, говорит директор по персоналу компании «Силовые машины» Максим Румянцев. Это должна быть гибкая система, из которой и менеджерам и работникам ясно, как именно конкретное отклонение от дисциплины влияет на экономические показатели. Геннадий Сколков приводит пример Toyota, где сначала планируются показатели эффективности каждого подразделения - годичные, квартальные и ежемесячные, а исходя из этого плана и профиля подразделения, уже вырабатываются дисциплинарные нормы. Например, менеджеры подсчитывают, сколько времени понадобится всему подразделению для достижения результата, и отсюда выводятся нормы рабочего графика, которые могут существенно отличаться от графика в другом подразделении. Или вычисляется, с какой скоростью должна происходить салонная комплектация авто. Любое отклонение от среднего показателя отражается на общей статистике. Показатели статистики и есть, в результате, показатели дисциплины. То же касается и эксплуатации техники: показатели износа и амортизации оборудования - часть оценки финансовой эффективности подразделения. То есть, в случае с лифтом работникам нужно объяснить, почему запрещается ездить по шесть человек в кабине: срок службы лифта сокращается. И если они уже осознанно соблюдают правила, то их можно и поощрить. Но с этой задачей специалисты по персоналу не справятся одни. Им нужна помощь корпоративных экономистов и подробная, лучше еженедельная, статистика по работе компании. Именно поэтому мотивационный подход успешнее всего внедряется на предприятиях с хорошими информационными системами: там менеджеры могут разложить по полочкам все действия работников и наглядно показать их вред или пользу. Так что удобнее всего производственную дисциплину налаживать там, где экономика производства - как на ладони.

2009-09-01
«Дисциплинарный фактор должен учитываться при расчетах будущих показателей компании»
о трудовой дисциплине в российских компаниях: Это вопрос конкретных предприятий, где и что изменилось, в худшую или лучшую сторону. Ясно, что трудовая дисциплина никогда не была коньком советской и российской промышленности. Но всегда, во все времена, были предприятия, где директора добивались высокой дисциплины от рабочего состава и управленцев среднего звена. Сейчас я вам не скажу, что все рухнуло. Тем более, мы живем уже в другой экономике, где понятия «трудовая дисциплина» и «технологическая дисциплина» нельзя рассматривать просто как какие-то нормы, туда не клади, сюда не суй… Дисциплина - это такой же фактор расчета финансовой эффективности, как, например, текущие издержки и внеплановые издержки. И дисциплинарный фактор должен обязательно учитываться при расчетах будущих финансовых показателей компании. Вот о чем все забывают. Заставить человека работать правильно и выполнять инструкции не составляет труда. Это под силу любому разумному руководителю. Сейчас рынок труда устроен так, что тебе не надо до конца жизни возиться с халатным работником, ему на замену всегда найдется новый и ответственный. И даже в советское время дело было не в том, что в регулярном режиме дисциплина нарушалась радикально и какие-то вопиющие случаи постоянно возникали. Проблема была в общем потоке повседневных дисциплинарных нарушений, которые легко проходили через сито оперативного контроля, но в результате при определенном стечении обстоятельств могли вылиться в системный сбой. И не думаю, что сейчас многое сильно изменилось. Думаю, надо работать над тем, как находить такие вот дисциплинарные отклонения, и как исправлять ситуацию.

2009-09-01
«По сравнению с советским временем определенно подвижки произошли»
о трудовой дисциплине в российских компаниях: У нас по привычке везде считается, что производственная дисциплина - это просто список каких-то ограничений и допущений. Конечно, это давно уже не так. В идеале, это гибкая система, в которой каждое отклонение от дисциплины становится очевидным по экономическим показателям. Это вопрос управления на стыке экономики и HR, причем довольно сложный. Нужна хорошая оперативная статистика. И если у вас, например, есть ERP - это большой плюс. Управлять персоналом и дисциплиной среди персонала легче всего на предприятиях с хорошими информационными управленческими и учетными системами. С точки зрения трудовой дисциплины, несмотря на это, по сравнению с советским временем, определенно, подвижки произошли. Сейчас уже сложно представить ситуацию, чтобы на крупном предприятии с современным менеджментом были какие-то существенные отклонения от трудовых норм, уход с работы раньше положенного срока, наглое пьянство на работе… Многие предприятия не узнать, это заслуга рынка. Но двигаться есть куда. Не могу приводить конкретные случаи на примерах нашей компании. Но, например, есть разные интересные западные наработки в этой области, которые можно использовать.

2009-09-01
«Нужно выходить на новый уровень управления дисциплиной»
о трудовой дисциплине на российских предприятиях: Нельзя сказать, что последние годы или даже десятилетия уровень трудовой дисциплины как-то невероятно упал. Когда Путин говорит о низкой технологической дисциплине, он, скорее, констатирует извечный факт российской действительности, и советской в том числе. В случае с Саяно-Шушенской ГЭС сыграло много факторов и, возможно, в том числе дисциплинарный. Но аварии на таком объекте - нетипичный случай. И дисциплина на таких объектах имеет, безусловно, свои особенности. Их нужно рассматривать досконально и отдельно, и их нельзя сравнивать с общей картиной. Так же как нельзя сравнивать дисциплинарный фактор на атомной электростанции и на стекольном заводе. Потому нужно, скорее, говорить о таких вот стекольных заводах. Есть несколько сформулированных принципиальных подходов в области управления производственной культурой и дисциплиной. Первый нам всем хорошо известен. Он, так или иначе, есть везде. Это подход дисциплинарных норм и инструкций. Это формальный подход, хотя при определенных обстоятельствах и полезный. Но понятно, что в нынешних экономических условиях он далеко не такой эффективный, как хотелось бы. Вроде бы четкое выполнение инструкции - гарантия бесперебойной работы. Осталось лишь добиться их исполнения. Но здесь ответ дадут психологи. Есть очень понятные западные наработки в области психологии, которые касаются дисциплины на производствах. Это большая тема, но среди прочего есть следующая позиция: в процессе любой длительной работы влияние любых инструктирующих документов постепенно нивелируется, повседневные практики побеждают формальные установки и часто даже кажутся более эффективными. Сотрудник бессознательно определяет для себя наиболее удобные границы возможного, а те, кто осуществляет контроль, не замечая серьезных сбоев, склонны идти в таких случаях на уступки. Есть такая теория грузоподъемности лифта. Например, вот есть инструкция, в ней сказано, что в лифт высокого здания может войти не больше 5 взрослых человек. Но ремонтная бригада, работающая на этом объекте, работает всегда в связке, это их технологическая цепочка, и состоит она из 6 человек. И понятно, что им не хочется тратить время на ожидание лифта, чтобы добираться до верхних этажей двумя партиями. В результате они плюют на инструкцию, садятся в лифт, он их прекрасно довозит до нужного этажа. Все работает, инструкция воспринимается как глупая. Это становится общей практикой, все ездят в лифте по десять человек. Но есть один интересный факт, который подсчитан японцами по лифтовому хозяйству. Неправильно использованный лифт изнашивается в полтора раза быстрее. Вопрос: учитывают ли это менеджеры в планах модернизации лифта? Это очень простой пример, но показательный. Дисциплинарный фактор - это не пьянство на рабочем месте. Такое бывает везде, но это экстраординарный случай на нормальном рынке труда. Дисциплинарный фактор - это множество мелких отклонений от нормы. В противовес этому еще в 1980-х годах стали на Западе искать более тонкие механизмы регулирования. В частности, есть мотивационный подход. Он противопоставил поощрения штрафным санкциям. Если в формальной системе за нарушение инструкции штрафуют, здесь приравнивают дисциплину к результату, а за результат вознаграждают. Это не только материальные вознаграждения, но и психологическое стимулирование. Так или иначе, при таком подходе менеджмент исходит из следующего: нужна такая система, при которой любое отклонение от дисциплинарных норм приводит к снижению эффективности работника и общих результатов в целом. В результате формальные нормы «подгоняются» под критерии эффективности. Понятно, что тут нужны современные системы учета и хорошие экономисты. Пример с Toyota. У Toyota есть разные подразделения: и высокинтеллектуальные, и конвейерные. Как происходит разработка дисциплинарных норм в компаниях с формальным подходом? Берутся технологические особенности производственного процесса, берутся показатели квалификации персонала (какое образование - среднее или высшее) по этому направлению, берется корпоративный стандарт рабочего времени - и на основе этого формируются нормы трудовой и технологической дисциплины. У Toyota - другая система. Сначала планируются показатели эффективности каждого подразделения - годичные, квартальные и ежемесячные. Исходя из этого плана и профиля подразделения, уже вырабатываются дисциплинарные нормы. Это фактически математический расчет. Например, высчитывается, сколько времени реально должно понадобиться всему подразделению для достижения результата, и отсюда выводятся нормы рабочего графика, которые могут существенно отличаться от графика в другом подразделении. Или с какой скоростью должна происходить салонная комплектация авто - высчитывается жесткий средний показатель. Любое отклонение от него любым сотрудником отражается на общей статистике. Показатели статистики и есть в результате показатели дисциплины.  Или, например, эксплуатация техники. Есть показатели износа и амортизации оборудования, которые являются частью общего критерия финансовой эффективности подразделения.  При ежемесячной проверке неправильное использование техники отражается на общей статистике. Еще есть подход на стыке с психологией. Он называется личностный. Например, в Boeing его активно используют. Понятно, что дисциплина - фактор, во многом, психологический. Разные задачи требуют разной концентрации внимания. И разные дисциплинарные нормы воспринимаются сотрудниками с разными психотипами тоже по-разному. В результате, они выработали систему, в которой работники распределяются по конкретным рабочим местам, исходя из их внутренних «норм ответственности». Формальные нормы при этом присутствуют, но они являются лишь максимальными границами допустимого. И если говорить, что у нас происходит с дисциплиной, то, скорее, в этом ракурсе. Компаниям нужно выходить на новый уровень управления дисциплиной. Пока же там что-то между формальным подходом и многочисленными собственными находками, специфика которых зависит от того или иного предприятия.

2009-09-01
«Мы стараемся исходить из результата, а не из формальных правил»
о производственной дисциплине: Я стал руководителем предприятий с уже очень хорошо налаженной трудовой дисциплиной среди персонала. Это большая заслуга моего предшественника. Но мы в ходе расширения сталкивались и с другими предприятиями похожего профиля. У всех есть одна проблема, на мой взгляд: к управлению дисциплиной не относятся как к системному менеджменту. Начиная от внешнего вида сотрудников и распорядка дня (а ведь важно все, в том числе, сколько времени сотрудник тратит на обед), и заканчивая выполнением конкретных еженедельных обязательств. Действительно, есть разные подходы. И я понимаю, в чем заключается подход мотиваций. В российской же бизнес-среде все чаще встречаешь формальный подход в сочетании с личным отношением. Последнее бывает полезным, менеджмент, конечно, должен быть гибче, учитывать особенности работника. Но не настолько. С одной стороны, на предприятиях создается комплекс формальностей, которые обычно не подкреплены качественными функциями контроля. При этом отклонения от дисциплины прощаются работнику, если он имеет большой опыт работы на предприятии. И почти никто не просчитывает, как проблемы с дисциплиной вредят работе конкретного подразделения. Если сотрудник тратит на перекур на час больше времени, чем положено, - это плохо? А если он уже выполнил свою работу, сделал ее раньше всех и уже после этого потратил на перекур или обед больше разрешенного времени - это тоже плохо? Вот тут и появляется необходимость экономических показателей. Мы со своей стороны стараемся исходить из критериев результата, а не из формальных правил. Конечно, такой подход не касается всех областей. В ремонте и профилактике должны быть точные инструкции, которые беспрекословно выполняются. А вот в кондитерском деле можно расширить дисциплинарные нормы, оценивать эффективность работника.

2009-09-01
«У тех, кто оказывает услуги, просто-напросто появилось больше свободного времени»
о проектах pro bono: С точки зрения маркетинга, если продумана целевая аудитории, все учтено, то это очень оправдано. Я думаю, что юридическим компаниям этот термин близок и знаком, а другие могут заниматься тем же, но использовать совершенно другой термин. Это латинский термин, а кто у нас латынь знает? Юристы и медики - все. Бесспорно, что с кризисом участие в подобных проектах возросло, и понятно, почему. У тех, кто оказывает услуги, просто-напросто появилось больше свободного времени. Можно в носу ковыряться и ничего не делать, можно повышать свой уровень, а можно pro bono заняться. За счет этого можно увеличить и клиентскую базу. Увеличивается доверие к компании, растет информированность о компании, причем не пустая, а связанная с ее действиями. Одно дело, если она повесила 10 билбордов, и другое, если она оказала кому-то юридическую помощь. Тогда все будут говорить о том, как она ее оказала. Я сам пытался участвовать в таком проекте, но партнеры не поверили, что все услуги будут предоставляться бесплатно. Они следили за каждым этапом и ждали, когда же мы возьмем с них деньги. В какой-то момент это утомило.

2009-09-01
Тимошенко пригласила Путина в гocти накануне выборов на Украине
СОПОТ, Польша (Рейтер) - Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пригласила своего российского коллегу Владимира Путина в гости накануне запланированных на январь 2010 года президентских выборов. Согласно результатам опросов общественного мнения, Тимошенко отстает в популярности от фаворита президентской гонки - лидера «Партии регионов» Виктора Януковича. За него готовы проголосовать 25,8 процента украинцев, в то время как за Тимошенко - 16,0 процента. Действующий президент Украины Виктор Ющенко симпатичен лишь трем процентам избирателей. «Очень важно, что следующая наша встреча состоится в октябре, как мы и планировали... в Украине. Приглашаю вас и вашу команду, - сказала Тимошенко Путину. - Я всегда рада нашей встрече, и знаю, что это всегда заканчивается реальными действиями». Во вторник Тимошенко и Путин встретились в Польше в рамках мероприятий, посвященных 70-й годовщине начала Второй мировой войны. По итогам переговоров премьеры двух стран, переживающих не самый простой период в отношениях, заявили о прогрессе в переговорах о поставках газа. «Мы остаемся самыми крупными партнерами в сфере экономики. Нам всегда есть, о чем поговорить. Традиционно концентрируется внимание в энергетике, но кроме этого... немало вопросов, которые требуют нашего постоянного внимания. Я очень рад вас видеть», - сказал Путин Тимошенко. Позднее пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков сказал, что Путин и Тимошенко не обсуждали выборы на Украине. После «газовой войны», разгоревшейся минувшей зимой между Россией и Украиной из-за разногласий в ценовых и транзитных вопросах, отношения между соседними странами остаются стабильно напряженными. В начале августа президент России Дмитрий Медведев обвинил Ющенко в проведении антироссийского курса и связал надежды на улучшение отношений с новым руководством Украины. Ющенко в ответ обратился к Медведеву с просьбой об «активизации диалога» между двумя странами. Янукович, еще на выборах 2004 года выступавший как пророссийский кандидат, сегодня вновь говорит о необходимости восстановления отношений с восточным соседом. (Денис Дёмкин, текст Айдара Бурибаева. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-09-01
«Android на нетбуках ждет судьба Linux»
о том, что Microsoft не боится Android на нетбуках: Действительно, на нетбуки или мини-ноутбуки устанавливаются наименее требовательные к производительности версии Microsoft Windows - сейчас это Windows XP, а с октября начнутся поставки Windows 7 в ее минимальной конфигурации Starter. И та, и другая система предназначается только для использования в нетбуках с диагональю экрана менее 10 дюймов. Это обусловлено тем, что производительность современных нетбуков не позволяет полностью реализовать функциональность расширенных версий Windows, предназначенных для десктопов и полноразмерных ноутбуков. Зная скорость прогресса элементной базы, можно предполагать, что сравнительно скоро аппаратные ограничения для использования старших версий Windows в нетбуках исчезнут. Не думаю, что альтернативные ОС могут представлять угрозу для использования Windows в сегменте нетбуков. Год назад ожидалось, что на волне спроса на нетбуки обретет серьезную популярность Linux. Высказывались серьезные прогнозы, что Linux будет единственной ОС на нетбуках, но теперь мы видим, что она не вполне удовлетворила пользователей, и более 90% предустановленных ОС на нетбуках - это Windows XP. Смею предположить, что и Android будет ненамного успешнее Linux.

2009-09-01
Нетбуки набирают вес
География нетбуков | Ноутбук для недовольных | Обсчитали Microsoft В 2008 г. ноутбуки, наконец, отвоевали у настольных ПК половину мирового рынка, но их господство было недолгим. В 2009 г. их стали уверенно теснить их более компактные и дешевые родственники - нетбуки. Причем вкусы аудитории продолжают меняться: если западные пользователи уже пресытились прелестями бюджетных портативных компьютеров, то в странах БРИК нетбуки еще только входят в моду. ГЕОГРАФИЯ НЕТБУКОВ Объяснить успех нетбуков не берутся даже рыночные специалисты. Может быть, их покупают потому, что они дешевые, а может, потому что маленькие. Или же потребителю сейчас не нужно вообще ничего, кроме веб-серфинга, предполагают аналитики NPD Group. Так или иначе, каждый пятый портативный компьютер, проданный в мире во II квартале 2009 г., оказался именно нетбуком. А значит, за прошедший год доля бюджетных моделей в продажах мобильных компьютеров выросла более чем в три раза с 5,6%. Наибольшую лояльность к маленьким компьютерам со слабым процессором питает Европа, где их продажи составили около 32,9% от числа всех ноутбуков, чуть менее они популярны в Северной Америке: их доля составляет 26,6%. Зато на процветающем китайском рынке доля нетбуков оказалась ниже среднемировой - всего 18,8%, а еще хуже их продажи идут в России. По данным отечественного представительства IDC, продемонстрировав за год беспрецедентный рост продаж, нетбуки заняли лишь 17% российского рынка мобильных ПК. Интересно, что в части отношения к маленьким компьютерам российский потребитель схож с китайцем. В отличие от Европы и Америки, где покупатель успел купить и отчасти разочароваться в нетбуке еще год назад, российский покупатель еще находится в фазе счастливого знакомства с новым продуктом. И в России, и в Поднебесной (а также в Латинской Америке) в последний год нетбуки демонстрировали фантастический рост около 60%. НОУТБУК ДЛЯ НЕДОВОЛЬНЫХ Поэтому отечественному потребителю еще только предстоит испытать горькое разочарование в нетбуках, которое испытывают сейчас американцы. NPD Group, выступившая с реляцией о победном росте рынка нетбуков, признает, что немалая часть их покупателей в США недовольна своим приобретением. 60% респондентов NPD заявили, что, покупая маленький ноутбук, они ждали от него функциональности, присущей полноценному компьютеру, а 65% назвали его производительность «подходящей для детской игрушки». В целом нетбуком оказались довольны 58% опрошенных покупателей, причем наибольшее разочарование испытали опрошенные от 18 до 24 лет, которым маркетологи и адресуют нетбуки. В отечественной рознице признают, что портрет российского владельца нетбука составить сложно, но, приобретая его, наши соотечественники, в отличие от американцев, знают, что не получат полноценной альтернативы «большому» ПК и покупают его как второй компьютер. Однако этот факт потребителей не останавливает. Поэтому NPD полагает, что к концу 2009 г. нетбуки возьмут еще один рубеж: четверть мобильных компьютеров, продающихся в мире. В IDC полагают, что за 2009 г. будет продано 26,4 млн нетбуков, хотя три месяца назад прогноз компании был менее оптимистичен и ограничивался 22 млн. ОБСЧИТАЛИ MICROSOFT Завоевания нетбуков обернутся для IT-рынка интересным побочным эффектом. Благодаря их успехам Microsoft, чья ОС Windows установлена, по данным IDC, на 90% нетбуков, может обнаружить снижение выручки. Поскольку нетбуки теснят своих полноразмерных братьев, доля предустановленных Windows 7 Home Premium должна снижаться, а доля Windows 7 Starter c самой скромной функциональностью будет расти. Оценить размеры потерь Microsoft невозможно, ибо корпорация традиционно не открывает цены своих предустановленных продуктов. Однако понятно, что компенсировать падение спроса на Windows Home Premium повышением цен на Windows Starter вряд ли возможно, ведь такое решение лишит нетбуков их главного преимущества - низкой цены. Впрочем, свою роль сыграет и низкая производительность нетбуков, благодаря которой на них будут устанавливать всевозможные свободно распространяемые ОС, предназначенные специально для мобильных устройств. Позиции Microsoft может потеснить Google Chrome, Google Android или какая-нибудь версия Linux - если, конечно, к тому времени потребитель не разочаруется в нетбуках и не найдет новую игрушку.

2009-09-01
«Сегодня покупают нетбуки и малобюджетные ноутбуки с большим экраном»
о двукратном росте продаж нетбуков: В 2008 г. на российском рынке компьютеров было реализовано чуть более 10 млн единиц техники, включая продажи настольных ПК, ноутбуков, нетбуков и серверов стандартной архитектуры. От этого количества немногим более 58,8% пришлось на стационарные ПК; 39,4% - на мобильные, из которых около 5% - это нетбуки. В начале 2009 г., в связи с девальвацией рубля и при отсутствии надежных инструментов для инвестирования, часть обеспеченных потребителей, что называется, стала «уходить в товар» - сбрасывать дешевеющую наличность. Естественно, со стабилизацией рублевого курса эта тенденция прекратилась. Тем временем продолжался рост числа уволенных сограждан, бюджеты организаций секвестрировались, спрос все больше проседал. Во II квартале рынок ноутбуков откатился до уровня первого полугодия 2007 г., а в денежном выражении - где-то до середины 2006 г. (если не учитывать продажи нетбуков). Наихудшим месяцем был май 2009 г. Учитывая, что рынок мобильных ПК главным образом детерминируется состоянием розничного рынка, подобные показатели неудивительны. Здесь одновременно сработали два фактора: обычное сезонное снижение потребительской активности и то, что к концу марта кризис начал уже ощутимо влиять на покупательную способность физических лиц. Только с середины мая, с некоторой нормализацией экономической ситуации, прекращением или замедлением падения производства, начал выправляться спрос в секторе организаций. Розничный сегмент в этом отношении отставал до самого последнего времени, вплоть до реального начала программ «Назад в школу». Во II квартале, с точки зрения технологической и ценовой структур сбыта ноутбуков, вновь вернулись продажи систем среднего уровня, а доля бюджетных компьютеров снизилась. Тут, конечно, следует учесть еще и курс доллара, который во II квартале снизился. И реальные розничные цены в рублях продолжали снижаться. Падение общего ценового уровня позволило потребителям, несмотря на тяжелейшие условия, приобретать и более функциональную технику. Можно также учесть и то, что рынок потребительского кредитования до сих пор не ожил, что заведомо отсекает самых низкобюджетных потребителей: на рынке остались только наиболее обеспеченные покупатели с собственными средствами, они же, в среднем, являются и более опытными, требовательными пользователями. Таковы тенденции и на рынке нетбуков. В этой среде также наметилось смещение продаж к более дорогим моделям - стали превалировать продажи устройств с 10-дюймовым экраном. При этом сам рынок во втором квартале не расширялся. Доля нетбуков в общем объеме продаж составила 15,6% (порядка 84 000 шт.), что немногим меньше показателя I квартала. Однако из-за сокращения рынка и начала отгрузок под «высокий» сезон, наблюдаются существенные вариации в объемах и структуре продаж на рынке мобильных ПК. Июль 2009 г. показал основательный прирост, по сравнению с несколькими предыдущими месяцами. По отношению к июню 2009 рынок увеличился на 48%. Существенный рост показали нетбуки - их продажи выросли за месяц более чем в два раза. По итогам июля они составили более 22% от всех мобильных ПК. Сегмент стандартных ноутбуков увеличился по отношению к предыдущему месяцу на 39%. Несколько сократилось и отставание от показателей прошлого года, хотя, конечно, параметры рынка остаются все еще значительно ниже докризисных. Ясно, что существенная часть этих отгрузок была рассчитана на высокий сезон, «школьный» спрос. Все чаще покупают малобюджетные модели с экраном в 14 - 15 дюймов. Именно на такие машины, плюс нетбуки, и приходится существенная часть июльского прироста продаж.

2009-09-01
«Доля нетбуков выросла за год до 17%"
о росте доли нетбуков на российском рынке: За II квартал 2009 г. в Россию было поставлено около 1,35 млн ПК (настольных, портативных и серверов стандартной архитектуры Intel). Это на 40,5% меньше, чем за второй квартал прошлого года. Поставки ноутбуков снизились на 42,3% по сравнению со вторым кварталом 2008 года. Ведущие позиции в данном сегменте рынка ПК заняли Acer, ASUS, HP, Samsung и Toshiba. IDC отмечает повышение спроса на более дешевые устройства. В частности, доля мини-ноутбуков возросла до 17% по сравнению с 6,2% во втором квартале прошлого года. Фактор сезонности в этом году уже не имеет такого сильного влияния, как раньше, поскольку экономический кризис внес свои коррективы. Тем не менее, у нас есть основания полагать, что III квартал, также как и в предыдущие годы, будет более благоприятным для российского рынка ПК.

2009-09-01
«Нетбук покупается как второй компьютер»
о покупателях нетбуков: В I полугодии 2009 г. продажи нетбуков в «Эльдорадо» в штучном выражении выразились в 17% от числа проданных ноутбуков, которые, в свою очередь, составили 75% от всех продаж ПК. По итогам 2008 г. нетбуком был каждый десятый проданный ноутбук, причем ноутбуки составляли 60% продаж компьютеров. Как и в прошлом году, самыми продаваемыми марками нетбуков являются Acer, ASUS и Samsung. Четкого портрета покупателя нетбука нет. Чаще всего это студенты или менеджеры среднего звена, находящиеся в частых командировках и разъездах, для которых мобильность и удобство является основным критерием. Чаще всего нетбук покупается как второй компьютер.

2009-09-01
«Недостаток pro bono в том, что дела рассматриваются чуть медленнее»
о проектах pro bono: Если заявка на оказание юридической помощи проходит через центр координации юридической помощи pro bono Института «Право общественных интересов» (PILI), то она поступает к юристам, которые заранее согласились оказывать помощь бесплатно для некоммерческих организаций. Юристы не возьмут денег за саму работу. Естественно, они также и не станут оплачивать то, что не связано с оказанием помощи, например, госпошлины, которыми должна заниматься сама организация. Юридические фирмы, которые заявили о своей готовности предоставлять услуги pro bono и сотрудничать с нашим координационным центром, получают ежемесячно рассылку дел (запросов на юридическую помощь pro bono). В рассылке содержится короткое описание организации и самой проблемы, чтобы юрист мог понять, лежит ли это дело в сфере его специализации. Если юриста интересует какое-то конкретное дело и у него есть время, то он связываются с нами, и мы предоставляем контакты клиента, а клиенту, соответственно, контакты юриста. Дальше действуют обычные отношения «клиент-юрист». Мы в этом деле выполняем функции «службы знакомств» и, в то же время, «семейного психолога». Бывают и обратные ситуации, когда юрист ищет дело, т.к. у него появилось свободное время, то он обращается к нам, и мы ищем дело по его профилю. Когда кризис только начался, у нас сильно увеличился запрос со стороны юристов, потому что у них существенно снизилась нагрузка, и появилось свободное время, которое они захотели использовать «ради общественного блага». Весной было небольшое снижение предложения со стороны фирм, что было связано с волной увольнений и, следовательно, увеличением количества дел на оставшихся юристов. Летом было сезонное снижение, которое связано с периодом отпусков, а не с кризисом. Сейчас все с новыми силами начинают возвращаться к работе и, в том числе, к делам pro bono. Мы рассматриваем возможность работы также с отдельными юристами, а не только с юридическими фирмами или корпорациями. К примеру, партнер одной из фирм, с которой мы сотрудничаем, готова оказывать помощь pro bono персонально. Ей самой это интересно, но при этом она не готова обязать к этому своих сотрудников. Число компаний, с которыми мы работаем, более-менее постоянно. Мы рады появлению каждой новой фирмы, но агрессивного поиска не происходит. Мы либо знакомимся на каких-то встречах, посвященных юридической тематике, корпоративной социальной ответственности или благотворительности. В последнее время новые фирмы стали появляться по рекомендации уже работающих с нами, что весьма приятно. Если в США практика pro bono, в основном, связана с судебным представительством малообеспеченных граждан, там очень мало корпоративной работы для некоммерческих организаций, то в России это, в основном, наоборот: помощь некоммерческим организациям относительно любых вопросов, кроме уголовных - благотворительной деятельности, аренды, контрактов, трудовых отношений, регистрации, внесения изменений в уставы и иные документы, ликвидации и т.д. Безусловно, что, помогая некоммерческим организациям, делая их стабильнее и законопослушнее, мы помогаем также и тем, с кем эти некоммерческие организации работают, кому сами оказывают помощь, и, в конечном счете, получается результат даже больше, чем помощь отдельным гражданам. Сначала были сообщения, которые публиковались на разных сайтах, также мы проводим семинары юристов pro bono, где НКО бесплатно рассказывает, как регулируется та или иная проблема. Таким образом часто поднимаются темы, над которыми представители некоммерческих организаций даже не задумывались, а на семинаре выяснялось, что им необходимо это сделать. Если раньше, в основном, были запросы о том, как разрешать уже сложившуюся проблему, то сейчас НКО все чаще начинают задумываться о предвосхищении проблем, иными словами, вместо «лечения» все больше нужна «профилактика». Недостаток pro bono в том, что дела рассматриваются чуть медленнее, чем если бы им занимался штатный юрист некоммерческой организации. У юристов есть другие задачи, это не значит, что они отодвигают pro bono дела в конец, но не всегда решить их получается быстро, хотя бывают всякие исключения. Если дело срочное, мы всегда это указываем в нашей рассылке юристам.

2009-09-01
«Мы называем это возвратом хрущевских времен»
о том, что цены на подмосковную недвижимость до сих пор падают: «Внешние» цены, в основном, остались теми же, но индивидуальные скидки увеличиваются. За последние два месяца они стали больше на 3 - 5% и сейчас составляют почти 20%. Рынка как такового нет - есть индивидуальные соглашения. Все зависит от того, кто приходит покупать. Например, определенной категории покупателей можно польстить небольшими подарками и получить больший эффект, чем от «прямой» скидки. В «Родексе» тоже начали делать скидки, но небольшие. Но они укладываются в общую динамику. Точный размер не назову - все слишком индивидуально. Повышение цен отдельными компаниями - условность. На переговорах с покупателями скидки увеличиваются. Начиная с мая, были попытки отдельных компаний, по понятным причинам я не стану их называть. Так вот, они объявляли о повышении цен, но оно было формальным. Вместе с повышением росли и скидки. Или, несмотря на объявление цены, так и не повышались вовсе. Сейчас цена как никогда играет решающую роль. Мы называем это возвратом хрущевских времен. Спросом пользуются дешевые, быстровозводимые дома. Но срок их службы недолог. А серьезные покупатели сейчас заняли выжидательную позицию. Их можно понять: плохой дом их не устраивает, а на хороший просто не хватает средств. Ипотека же стала практически недоступной из-за роста ставки рефинансирования и других факторов. При этом ЦБ не хочет делать ставку ниже инфляции, чтобы расширить возможности ипотечного кредитования. Банкиры не верят в возможность сохранения заемщиками рабочих мест и приводят в пример негативный опыт Америки. Правда, большинство аналитиков с ними несогласны. В совокупности это дает негативный фон с точки зрения продажи добротных домов. Прогноз по рынку? Все зависит от политики правительства. Если ситуация сохранится, то рынок очнется только после первого квартала будущего года. А до этого времени продажи будут вялыми. Правда, те, кто покупает сейчас, внакладе не останутся. Рынок продолжит сворачиваться и с точки зрения количества компаний, потому что обслуживание кредитов становится все более сложным. И здесь многое зависит от правительства. Если оно начнет что-то делать в области стимулирования малоэтажного строительства и «отойдет» от цифры в 30 000 руб. за кв. м, то шансы есть. Даже себестоимость загородных проектов не укладывается в такую цифру. Мы платим за землю, коммуникации и так далее… Мне кажется, что у властей нет денег, чтобы делать эту работу за девелоперов. А 30 000 руб. за кв. м - это более-менее реально для строительства многоэтажных домов низкого качества или богатых регионов, которые обеспечивают застройщиков бесплатной землей. Для московской области выходом была и остается только ипотека. «Рынка Подмосковья» в глобальном смысле не существует - есть огромное количество отдельных рыночков. Нельзя сравнивать бижутерию и драгоценности. То же самое с загородной недвижимостью: все зависит от слишком большого количества факторов.

2009-09-01
«Представители рекламного и пиар-сообщества стали заметно больше проявлять интерес к некоммерческой деятельности»
о проектах pro bono: Заметили, что стало больше участия со стороны компаний и людей, которые работают в бизнесе над коммерческими проектами. Мы на себе ощущаем, что представители рекламного и пиар-сообщества стали заметно больше проявлять интерес к некоммерческой деятельности. Не знаю, насколько это связано с кризисом, мне кажется, просто время пришло. Раньше трудно было рассчитывать на понимание этого сообщества, а сейчас больше отклика в этой среде. Нет закономерности, крупная или мелкая компания занимается pro bono, скорее, это зависит от руководства и конкретных людей. Что касается рекламного сообщества, то, как правило, инициатива идет не сверху, а от отдельных людей, работающих в компании. Думаю, пройдет время, и на уровне руководства будет больше понимания. Pro bono у нас еще не так широко распространено на институциональном уровне. Каких-то отдельных людей, которые активно помогают НКО, мы знаем, хотя несколько лет назад и их не было. Очень узко понималось волонтерство. Это означало, к примеру, пойти в детский дом и поиграть с детьми, или помочь в доме престарелых провести уборку генеральную. Сейчас это понятие начинает расширяться, люди понимают, что они могут свои профессиональные навыки использовать pro bono, чтобы кому-то помочь. На проекте «Так просто» у нас очень много волонтеров участвовало в разработке сайта. Когда были деньги, то мы платили, но эти деньги несоразмерны с рыночной стоимостью, а многое было сделано бесплатно. Когда мы участвуем в различных акциях, к примеру, на пикнике «Афиши», на «Дне рождения Мороженого» в Сокольниках, мы привлекаем волонтеров. К примеру, нам дизайн маек нужно было сделать, разработать дизайн площадки. Нам дизайнер сделал это бесплатно, но это происходило на уровне людей, а не компании пока. Думаю, что скоро уже у нас появится партнер и на уровне компаний в пиар-сфере.

2009-09-01
«Пиар – это сейчас развивающаяся сфера в pro bono»
о проектах pro bono: Приходится слышать с разных сторон, что больше и больше таких проектов. В сфере пиара появился большой проект «Агентства социальной информации» «Так просто», где часть работ выполнялось pro bono. Это и ведение портала, и проведение совместных мероприятий. Вот пример подобных проектов в направлении пиара. Есть социальные ролики и многие другие вещи. Пиар - это сейчас развивающаяся сфера в pro bono. Идет разработка интернет-сайтов бесплатно или за очень маленькие деньги. Такие модели активно работают, и не только в Москве. Pro bono юридические и бухгалтерские услуги всегда были, как компании помогали, так же они помогают и сейчас.

2009-09-01
«Это нонсенс, чтобы сотрудник участвовал в pro bono в ущерб своим прямым обязанностям»
о проектах pro bono: Мы участвовали в подобных проектах в основном для научной среды. Скажем, для клуба наследия Ремарка мы разработали фирменный логотип, открыли сайт, подготовили и распространили несколько пресс-релизов. Для Тверского клуба ученых и Философского клуба мы также сделали сайт, открыли блог и сообщество в «Живом Журнале», сейчас время от времени занимаемся пресс-поддержкой научных конференций. Участвуем в таких проектах чаще всего для установления полезных контактов. Заседания ученых имеют отношения к различным грантам, фондам, чиновникам. Клуб же Ремарка отражает личные читательские пристрастия. Кроме того, когда коммерческих проектов нет, pro bono для PR-агентства - скорее, «зарядка для ума», нежели метод привлечения клиентов. Это нонсенс, чтобы сотрудник участвовал в pro bono в обход руководства в ущерб своим прямым обязанностям. Чтобы инициатива участия в подобных проектах исходила от сотрудника, на практике я с таким не сталкивался.

2009-09-01
Статистика указывает на подъем экoнoмики CШA
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Американский производственный сектор показал в августе подъем впервые более чем за полтора года, а объем предстоящих продаж домов в июле достиг двухлетнего максимума. Эти данные еще сильнее укрепили веру инвесторов в скорое окончание экономического спада, ставшего сильнейшим со времен Великой депрессии 1930-х годов. Индекс Института менеджеров по поставкам (ISM), отражающий активность в производственном секторе экономики США, в августе составил 52,9 пункта по сравнению с 48,9 пункта месяцем ранее. Экономисты ожидали значение индекса на уровне 50,5 пункта. Значение индикатора выше 50 пунктов свидетельствует о подъеме сектора, ниже - о спаде. Последний раз индекс демонстрировал подъем сектора в январе 2008 года, когда его значение составило 50,8 пункта. Нынешнее значение стало самым высоким с июня 2007 года - тогда индекс также составил 52,9 пункта. Данные о состоянии производственного сектора и рынка жилья привели к росту американских фондовых рынков - индекс Nasdaq прибавил более 1,0 пункта, а цены гособлигаций США продолжили падать. Доллар потерял относительно евро и прибавил относительно иены. «Оба доклада порадовали. В особенности, меня порадовало число новых заказов и разница между новыми заказами и отгрузками. Рецессия в производственном секторе закончилась... активность в производственном секторе будет расти», - сказал экономист Credit Suisse Джонатан Бэзил. Региональные исследования указывают на то, что в августе экономика США набирала обороты, хотя ситуация с занятостью остается достаточно сложной, подтверждая опасения, что стране предстоит пройти еще одно испытание - избавиться от безработицы. Увеличение числа новых рабочих мест считается одним из ключевых факторов для устойчивого, поддерживаемого ростом потребительских расходов восстановления. В июле уровень безработицы в США составил 9,4 процента, а пятничный доклад, согласно прогнозам экономистов, будет свидетельствовать о его росте в августе до 9,5 процента. Тем не менее, индекс ISM, отражающий ситуацию с занятостью, все же позволяет надеяться на лучшее - в августе он вырос до 46,4 пункта, самой высокой отметки с августа 2008 года. Многие экономисты предсказывают возобновление роста ВВП США в третьем квартале как следствие масштабных государственных программ стимулирования экономики и поддержки финансового сектора. Кроме того, Национальная ассоциация риэлторов сообщила во вторник, что индекс предстоящих продаж в июле вырос на 3,2 до 97,6 пункта - максимума с июня 2007 года. Этот показатель растет уже шестой месяц подряд. Аналитики прогнозировали увеличение на 2,0 процента. Падение цен на дома в масштабах всей страны впервые со времен Великой депрессии способствовало в прошлом году началу кредитного кризиса и замедлению экономической активности, однако последние данные о состоянии рынка жилья позволяют предположить, что падение цен прекратилось. Стабилизация рынка жилья, спад которого длится уже три года, считается одним из необходимых условий возрождения экономики. На прошлой неделе Standard & Poor's сообщило, что цены на дома для одной семьи выросли в июне по итогам второго месяца подряд, а правительство опубликовало данные, согласно которым продажи новых домов для одной семьи выросли в июле четвертый месяц подряд, а число непроданных новых домов опустилось до минимума 16 лет. (Крис Рис, перевел Антон Колодяжный. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-09-01
Акции РФ начали осень ростом на внешнем фоне
МОСКВА (Рейтер) - Российские акции, настроенные на рост с момента открытия торгов во вторник, положительно отреагировали на улучшение состояния производственного сектора и жилищного рынка США, завершив первый осенний день в плюсе. «Наш рынок явно не хотел идти вниз в течение дня, поэтому сползал очень вяло, неохотно подчиняясь общей тенденции», - сказал Павел Корышев из «Ист Коммерц». На подъем при открытии российский рынок, как обычно, вдохновили благоприятные внешние факторы: улучшение настроений в Азии и Европе, а также восстановление нефтяных цен после снижения за ночь. Затем настроения глобальных игроков ухудшились, но отечественные биржи все же удержались в плюсе. По итогам торгов во вторник индекс РТС вырос на 0,66 процента до 1 073,62 пункта, индекс ММВБ поднялся на 1,19 процента до 1 104,98 пункта. В сталелитейном секторе, который рос довольно длительное время, инвесторы, очевидно, предпочли зафиксировать прибыль. Бумаги «Евраза», отчитавшегося о больших убытках из-за списаний, упали на 4,64 процента, акции НЛМК - на 3,17 процента, бумаги «Северстали» также закрыли торги снижением. «Инвесторы, видимо, разочаровались в металлургах, и сейчас им представился хороший повод зафиксировать полученную прибыль», - считает Корышев. Трейдер западного банка отмечает снижение спроса в металлургических и угольных компаниях на фоне новостей из Китая о возможной частичной разгрузке мощностей, ожидая продолжения нисходящей тенденции. Акции «Роснефти» сегодня двигались в общем потоке, практически не отреагировав на отчет госкомпании, и завершили сессию почти 1,5-процентным повышением, как и бумаги «Лукойла». Привлекательными для инвесторов сегодня был «Фармстандарт», приятно удивившего увеличением прибыли в первом полугодии. Рост бумаг компании составил почти 3 процента. По наблюдению трейдеров, хорошим спросом во вторник пользовались генерирующие компании и банковский сектор, где на 4 процента поднялись акции Сбербанка. Региональные телекомы, входящие в «Связьинвест», периодически растут на слухах вокруг предстоящей консолидации холдинга, по итогам сегодняшних торгов им удалось подняться в пределах 9,6 процента. (Злата Гарасюта. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-09-01
У ПИФов облигаций кончилась доходность
Доходность ПИФов облигаций за неделю упала в разы

2009-09-01
Что подготовило «несостоявшийся Беслан»
«Пиком» в Дагестане было 15 - 16 августа, когда дагестанцы звонили московским друзьям с просьбой разузнать, не случилось ли чего у них в Махачкале.

2009-09-01
«Цены падают только на дома – земля не подешевеет»
о том, что происходит с ценами на загородные дома, и почему земельные участки не будут дешеветь: Коррекция цен на домовладения весьма обширна. От минус 30% до падения в 2 - 2,5 раза в некоторых случаях. Например, по Волоколамскому направлению на расстоянии до 30 км от МКАД цена снизилась на 70%, потому что изначально все было переоценено. Если в ноябре 2008 года средняя цена за сотку с домовладением составляла 478 000 руб., то сейчас - 163 400 руб. На Алтуфьевском направлении было 218 000 руб. в среднем, а стало 144 500 руб. Но надо понимать: цены падают только на дома, земля не дешевеет. Это связано с тем, что свободных привлекательных земельных наделов не осталось. Почти все раскуплено - поэтому земля будет только дорожать. Что же касается снижения цены на готовые проекты, оно обусловлено падением цены на квадратный метр. Все остальное - стройматериалы, рабочая сила, проектирование и т.д. - сравнялось по ценам с прошлым годом (после предновогоднего падения), а по некоторым позициям даже стало дороже. Поэтому сейчас выгоднее продавать участки без подряда. А еще год назад девелоперы загородной недвижимости с большой неохотой продавали участки без подряда. Как правило, большая часть поселка продавалась с подрядами, а меньшая без них для того, чтобы привлечь средства на строительство коттеджей. Весной этого года ситуация изменилась ровно наоборот. Это связано с прекращением финансирования строительства коттеджных поселков. Тем не менее, сделки на рынке идут. Более того, их динамику можно назвать положительной. На прошлой неделе я говорил с коллегами - они продают поселок бизнес-класса. Сейчас у них происходит от 10 до 15 сделок в месяц. А еще зимой была одна - две. Конечно, люди вкладывают деньги в загородную недвижимость. Посудите сами: еще год назад дом в поселке бизнес-класса на расстоянии 20 - 25 км от Москвы стоил около $0,5 млн Сейчас цена на такие проекты скорректировалась примерно на треть. То есть такой коттедж можно купить примерно за $300 000. Год назад для того, чтобы получить ипотечный кредит на коттедж требовалось около 50% собственных средств. Соответственно, те, кто копил деньги год назад и планировал получить ипотечный кредит, сейчас покупают дома. Но уже без привлечения ипотеки. Самый популярный, с точки зрения спроса, сейчас эконом-класс. Большим спросом пользуются поселки на расстоянии от 60 км. Цены на участки без подряда в таких местах колеблются от 10 000 до 15 000 руб. за сотку. А это цена пятилетней давности. Учитывая, что на сделки с загородной недвижимостью большое влияние оказывает сезонный фактор, меня не удивляет подорожание земли. Повторюсь: земля без подряда и с коммуникациями и дальше будет только дорожать, потому что больше ее не становится. Да и стоимость подключения мощностей увеличивается. Поселки элитного класса в пределах 5 - 10 км от Москвы также будут только дорожать - их мало, а новых не строилось. Цена на бизнес-класс в пределах 16 - 25 км от Москвы к следующему году также, скорее всего, поднимется примерно на 15 - 20%. Это связано исключительно со спросом. Пока дефицита предложения нет, но в то же время спрос со стороны покупателей устойчиво растет. В последнее время особой популярностью стали пользоваться таунхаусы и квартиры в малоэтажных домах, расположенные в поселках городского типа с развитой инфраструктурой и однородных по социальной структуре. Цена на такое жилье сопоставима со средней стоимостью в многоэтажных домах в Подмосковье - около 40 000 руб., а качество жизни несоизмеримо выше. Причем большей популярностью пользуются именно малоэтажные дома. Все же площадь квартир в таунхаусах составляет от 120 до 250 кв. м. А «обычная» квартира, даже трехкомнатная - это примерно 100 кв. м. Но ведь можно купить и двух-, и однокомнатную. Несложно посчитать, за какие деньги вы можете получить определенное качество жизни. Люди переезжают на ПМЖ в такие дома, находящиеся на расстоянии до 25 км от Москвы. А вот для дач покупают в основном за 60-м км.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное