Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Poзничныe пpoдaжи в CШA показали рекордный pocт


     slon.ru
2009-09-15
Poзничныe пpoдaжи в CШA показали рекордный pocт
(Рейтер) - Объем розничных продаж в США в августе продемонстрировал самый интенсивный рост за последние три с половиной года, сообщило министерство торговли. В августе показатель вырос на 2,7 процента по отношению к июлю, что является самым значительным месячным ростом, начиная с января 2006 года. В июле, согласно пересмотренному значению, розничные продажи снизились на 0,2 процента. Ранее сообщалось о снижении на 0,1 процента. Без учета автомобильного сектора розничные продажи увеличились на 1,1 процента. Этот показатель считается более достоверным индикатором расходов домохозяйств, чем общий объем продаж. Аналитики прогнозировали рост общих розничных продаж на 2,0 процента, а без учета автомобилей - увеличение на 0,4 процента.

2009-09-15
Закаты и откаты
Представители банкрота: «В условиях реструктуризации не предусмотрено запрета расходов на благотворительную деятельность».

2009-09-15
Акции СШA oткрылись бeз существенных изменений
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Американский рынок акций открылся во вторник вблизи вчерашних уровней, не сумев реализовать надежды на рост после выхода данных о самом интенсивном росте розничных продаж за последние три года. Объем розничных продаж в США в августе вырос на 2,7 процента по сравнению с предыдущим месяцем, а цены производителей за этот период увеличились более чем в два раза относительно прогноза. Инвесторы считают восстановление потребительских расходов необходимым условием дальнейшего оздоровления экономики. «Инвесторы, определенно, рассчитывают на улучшение, принимая во внимание, начало учебного года и предстоящие рождественские праздники», - сказал Рик Меклер из LibertyView Capital Management. «Мы все еще ждем восстановления розничных продаж на достаточном уровне, и чем дольше они будут находиться «в депрессии», тем дольше все будут думать, что более низкие цифры - это нормально», - добавил Меклер. К 17.36 МСК Dow Jones вырос на 0,14 процента до 9 640,71 пункта, индекс Standard & Poor's 500 поднялся на 0,11 процента до 1 050,50 пункта, индекс Nasdaq Composite - на 0,19 процента до 2 095,82 пункта. Торги на европейских рынках проходили в годовщину банкротства Lehman Brothers практически без изменений котировок. Повышение в цене акций электроэнергетических компаний нивелировало потери у страховщиков. Азиатские площадки были сегодня больше расположены к росту: рынки Южной Кореи и Тайваня закрылись на пике 14 месяцев, несмотря на опасения возможного торгового конфликта между США и Китаем в связи с введением Вашингтоном специальных пошлин на китайские шины. (Чак Миколайчук, перевела Злата Гарасюта)

2009-09-15
РФ одобрила передачу пакета «Системы» в «Связьинвесте»
МОСКВА (Рейтер) - Правительство России одобрило передачу пакета конгломерата АФК «Система» в «Связьинвесте» государству без выплат из бюджета, сказал во вторник министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев в ходе пресс-конференции. «Сделка одобрена, условия должны устраивать обе стороны и не предусматривать выделения средств из федерального бюджета», - сказал он. (Глеб Брянский, текст Анастасии Тетеревлевой. Редактор Антон Зверев)

2009-09-15
«Мы получаем долгий вялотекущий кризис»
о том, на чем пока держится российская экономика: Динамика средств Центрального банка, которые он предоставил банковской системе. Если посмотреть на нее, на последние данные на 1 августа, и сделать небольшой досчет на 1 сентября, то последние 3 месяца эти средства фактически не снижаются - они уперлись в 2,5 трлн. Ответ простой: уберите 2,5 трлн руб. Центрального банка, - ведь если кризиса плохих долгов нет, то зачем эти деньги нужны? - и вы получите все прелести кризиса. Сейчас он залит, затушен вот этими 2,5 трлн. Поэтому мы видим кризис не в яви, а сталкиваются с ним только те, кто в повседневной деятельности сталкивается с кредитованием, с расчетами, с неплатежами должников. Он сможет перейти в острую фазу, когда у наших денежных и политических властей не станет возможности или желания накачивать и дальше банковскую систему деньгами. Когда это будет выходить из тени, но никто на это сейчас в здравом уме не пойдет. Видимо, так оно и будет тлеть под водой, если не случится внешних шоков или внутренний сбой не произойдет. Улучшение возможно при двух вариантах. Первый - нефть растет до $200 за баррель, металлы растут, деньги из крана поступают и как-то начинают перераспределяться по экономике. Сценарий второй - российская экономика чудесным образом становится эффективной, снижаются издержки бизнеса, как административные, так и внутренние, все начинают жить по правилам, соблюдать договоры, а Россия входит в цивилизованный мир. Тогда кризиса тоже не будет, потому что у России есть достаточный потенциал, чтобы его преодолеть. Вот два варианта. Какой из них более реалистичный, можете смотреть сами. Иначе мы получаем долгий вялотекущий кризис.

2009-09-15
ЦБР заставит банки готовиться к кризису заранее
МОСКВА (Рейтер) - Банк России хочет приучить банки формировать больше резервов на возможные потери под обесценение кредитов в период экономического роста, чтобы создать запас прочности на случай кризиса. ЦБ планирует внедрить в надзор элементы контрциклического регулирования деятельности банков, чтобы минимизировать негативные проявления экономических циклов, говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 год и на 2011 и 2012 годы. В период кризиса банковская система столкнулась с ростом просроченных кредитов из-за падения платежеспособности заемщиков. Провизии, которые банки формируют под обесценение кредитов, съедают их прибыль и капитал. Контрциклическая модель регулирования предполагает повышение регулятивных требований в благоприятных экономических условиях и их снижение - в неблагоприятных. «В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов», - пишет регулятор, поясняя, что такие провизии создаются банками в фазе экономического роста, «когда доходы и прибыль существенны, а уровень потерь и рисков - низкий». Это позволить снизить волатильность финансовых результатов деятельности банков на различных стадиях экономического роста, и смягчит давление на капитал, считает ЦБР. Помимо прочего ЦБ хочет усилить контроль за рисками, установив требования к системам управления рисками, включая требования к совету директоров и процедурам принятия решений. При проверках в 2010 - 12 годах регулятор обещает особое внимание уделять оценке банками кредитного риска, включая достоверное отражение просроченной задолженности, смотреть за адекватным формированием резервов и состоянием ликвидности. Помимо прочего ЦБ проверит банки на предмет использования многоступенчатых схем для увеличения капитала за счет ненадлежащих активов. Банк России планирует привлекать проверяющих из других органов власти для подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей кредитных организаций. (Дарья Корсунская, Оксана Кобзева)

2009-09-15
«Многие бизнесы оказались пирамидами»
о том, что делают с плохими долгами: Сейчас ситуация намного хуже, чем в 1998 году. Хотя это некорректное сравнение - причины разные и последствия разные. В 1998 году разом все обрушилось, поэтому понятно, что там возникли какие-то плохие долги. Но те, кто занимал в рублях, оказались в выгодном положении. Те, кто в долларах, резко умерли. В целом ситуация была более-менее ровная, и уже через 6 - 7 месяцев было понятно, что страшное позади. Сейчас ситуация другая - супернезагруженных мощностей нет, девальвация совершенно другого порядка. Тогда банки были в зачаточном состоянии плюс куча банков умерла. Что касается проблемной задолженности, то тенденция есть и довольно ярко выраженная - к банкирам приходит понимание того, что простая переупаковка проблемных долгов - ЗПИФы плохих долгов или еще что-то - проблему не решает. Причем речь сначала шла о том, что такая переупаковка долгов поможет с банковскими показателями работать. У многих банков она и эту проблему не решает, поскольку большинство схем, которые предусматривают упаковку проблемных активов в ПИФы и сбрасывание с балансов банков, в результате при сдаче отчетности по международным стандартам все равно не приводит к скрытию этих активов. Если проблем с регуляторами еще можно избежать, то не получится избежать проблем с отчетностью, которая идет в подтверждение всех банковских рейтингов, собственных банковских заимствований на Западе. Кроме проблем формальных, банки пытаются решить проблему реальную - помимо того, что переупаковать, надо деньги вернуть. Идут по двум путям. Есть схемы «Сбербанка-Капитала», «ВТБ-Капитала», когда проблемные заемщики попадают в эти организации, которые начинают с ними работать как фонды. Второй путь - приходит понимание, что мало какой банк своими силами может это сделать, поэтому в двадцатке крупнейших банков многие начинают выходить на рынок и привлекать внешние команды и компании для управления проблемными активами. В результате сейчас видно, что если все пойдет как идет, то многие плохие долги превратятся в банковские активы и или активы компаний, родственных банков. Все идет к тому, что ощутимая часть компаний-должников перейдет в собственность банков. Многое уже перешло, хотя невооруженным взглядом не видно. Из девелоперов, я так понимаю, за исключением «СУ-155» все самые крупные так или иначе находятся либо у банков, либо в судебных делах. Трудно сказать, больше или меньше половины проблемных компаний, перейдет в собственность банков. Тем более, что это зависит от определения, что такое проблемная задолженность (критерии ЦБ или передача компании в ДРПА банка), но в любом случае это будет существенная часть. Банки этого не очень хотят, но выбора у них нет, хотя они, конечно, хотят быстрее из этих активов выйти. Но на какое-то время банки станут собственниками многих активов. Продлится это до начала следующего цикла. Банкиры сейчас мыслят категориями 1 - 1,5 года. Они готовы долговое бремя реструктурировать и на 5 - 7 лет, если понятно что за год компания деньги не отдаст, но при этом горизонт участия в бизнесе у банка - 1 - 1,5 - 2 года. От отрасли это еще зависит. Например, зашел банк в пищевку, наладил процесс, что-то сделал и через год уже можно выходить, потому что отрасль более-менее защитная. А тот, кто засел в девелопменте, где одна инвестиционная фаза будет длится еще 2 года, а банк понимает, что на уровне фундамента он это не продаст... о долгах в разных секторах: Ответ на вопрос, достигнут ли пик кризиса плохих долгов, зависит от отрасли. Где-то уже началось оживление. В пищевке, например. О нефтянке и металлургии тяжелее говорить, потому что они так сильно не попадали несмотря на конъюнктурные перепады - все-таки компании большие, работавшие с большой прибылью, запасы были будь здоров. Если говорить о машиностроении, то там есть заводы, у которых все только по наклонной идет, хотя у машиностроения, связанного с нефтянкой, запорной арматурой, все начинает быть получше. Текстиль последние 1,5 - 2 месяца стал повеселее себя чувствовать. Думаю, все очень неравномерно будут выходить из кризиса. Бессмысленно искать среднеарифметический пик плохих долгов для всех отраслей. Ощущения, что все катится по наклонной, сейчас нет, хотя понятно, что очень большая часть российской экономики работает в убыток - целыми отраслями с системными проблемами. Грубо говоря, банк получает в собственность машиностроительный заводик и понимает, что как коррупцию не искореняй, бизнес не улучшай, а ситуацию кардинально не улучшить. Многие бизнесы оказались пирамидами, причем собственника даже в этом нельзя обвинить. Он думал, что инвестирует прибыль, а инвестировал банковский кредит, а прибыль появилась на конъюнктурном всплеске на товарных рынках и в следующем оборотном цикле была съедена. Народ же куда угодно засовывал деньги. У нас даже подсолнечное масло в 3 раза подорожало. Цена товара, торговавшегося на бирже, искажала информацию, меняла представление собственников о реальной рентабельности бизнеса. Отработав год с прибылью и заложив новую маржу, на следующий год собственник инвестирует прибыль, а цены падают, и эти проекты никогда не окупятся. В результате банк получает в собственность набор из какого-то действующего предприятия и кучи проектов, которые генерируют убытки.

2009-09-15
Нефть превысила $69 в ожидании снижения запасов
ЛОНДОН (Рейтер) - Нефть превысила отметку $69 за баррель, так как рынок ожидает снижения запасов в США. В 16.30 МСК американская легкая нефть подорожала на $0,80 от цены закрытия торгов понедельника до $69,66 за баррель, а нефть сорта Brent прибавила $0,33 до $67,77. Данные о запасах нефти и нефтепродуктов в США от Американского института нефти (API) выйдут в ночь со вторника на среду по московскому времени, а отчет государственного Управления энергетической информации (EIA) - в 18.30 МСК в среду. Аналитики предсказывают снижение запасов нефти и рост запасов бензина и дистиллятов. «Есть озабоченность ростом запасов. В ближайшие недели на цену на нефть окажет давление рост запасов газойля», - сказал аналитик Calyon Кристоф Баррет, добавив, что в четвертом квартале американская легкая нефть может подешеветь до $65 за баррель. По мнению аналитика «ВТБ Капитал» в Лондоне Андрея Крюченкова, наибольшее внимание инвесторы уделят запасам дистиллятов, спрос на которые будет расти по мере похолодания в Северной Америке и роста промышленного производства. Также рынок озабочен сообщением CME Group, управляющей основными товарными биржами США, об ужесточении контроля за ограничением торговых позиций с понедельника. Источник Рейтер назвал это сообщение «обычным делом», а некоторые нефтяные трейдеры сказали, что возможно CME вскоре отменит ряд условий, при которых разрешается превышение ограничений на торговые позиции. Одновременно с этим, Комитет по торговле сырьевыми фьючерсами США намерен обуздать спекуляции на сырьевых рынках, особенно нефтяном. Участники рынка возлагают на спекулянтов долю вины за рост цены нефти до рекордного максимума в прошлом году. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) во вторник повысила прогноз мирового спроса на нефть в этом году и оставила без изменений прогноз на 2010 год, но это не оказало заметного влияния на цену. Доллар укрепляется, оказывая давление на цену нефти, так как она фактически становится дороже для инвесторов, пользующихся другими валютами. (Кэтрин Босли. Перевел Денис Пшеничников)

2009-09-15
Как размножается малый бизнес, часть 1
«Одноклеточное размножение» задает фон, среду, в которой шлифуются бизнесы «с идеями», усложняясь и становясь более конкурентными

2009-09-15
В «гламурном рабочем поселке» все спокойно
Список вакансий, которые бесплатно предлагаются тольяттинцам, «в том числе и работникам АвтоВАЗа».

2009-09-15
Промпроизводство РФ в августе упало на 12,6%
МОСКВА (Рейтер) - Объем производства промышленной продукции РФ в августе 2009 года к соответствующему периоду прошлого года упал на 12,6 процента и к предыдущему месяцу снизился на 3,0 процента, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В январе - августе 2009 года падение промпроизводства составило 14,0 процента к аналогичному периоду прошлого года, когда этот же показатель вырос на 5,3 процента. Экономисты и аналитики, опрошенные Рейтер в конце августа, прогнозировали индекс промышленного производства в прошлом месяце к аналогичному периоду 2008 года в диапазоне от -13,6 до -7,1 процента, среднее значение составило -11,3 процента. Рост промпроизводства в 2008 году составил 2,1 процента. Минэкономразвития прогнозирует снижение промпроизводства РФ в 2009 году на 12,5 процента, тогда как аналитики и экономисты, опрошенные Рейтер в конце августа, ожидали спада этого показателя по итогам года на 10,3 процента. (Андрей Остроух)

2009-09-15
Медведев может потягаться с Путиным на выборах-2012
МОСКВА (Рейтер) - Действующий президент России Дмитрий Медведев сказал, что его рейтинг популярности достаточно высок для того, чтобы, как и премьер Владимир Путин, задуматься об участии в президентских выборах 2012 года, сообщили российские информагентства. Преемник Путина в Кремле, избранный по его рекомендации, спустя год с лишним выступил на прошлой неделе с программной статьей о пороках российского государственного и экономического устройства, что аналитики восприняли как вызов влиятельному предшественнику и тест на наличие политической воли для самого Медведева. «Спросили в более аккуратной манере - будете ли вы баллотироваться в 2012 году», - сказал Медведев на встрече с западными политологами из «Валдайского клуба», которые несколько дней назад пообщались на тему выборов с Путиным. «Карфаген должен быть разрушен, значит, ответ должен быть получен... Я для себя ничего не загадываю, ничего не исключаю», - цитирует Медведева «Интерфакс». Путин сказал членам «Валдайского клуба» на прошлой неделе, что не исключает возвращения на пост президента и намерен принять решение после консультаций с Медведевым. Преемник сказал, что у Путина рейтинг больше, но и у него ничего. «У меня тоже довольно ничего пока, и мы должны об этом думать», - цитирует его ТАСС. «Это не значит, что мы что-то предрешаем, но как ответственные люди мы должны друг с другом договариваться по каким-то вопросам», - сказал Медведев. Некоторые аналитики говорят, что признаки восстановления российской экономики после сильнейшего кризиса придали уверенности главе правительства, чьи методы ручного управления критикует оппозиция, но в выгодном свете освещает федеральное ТВ.

2009-09-15
Бoлгaрия хочет oт PФ уcтупoк зa энергопрoeкты
СОФИЯ (Рейтер) - Болгария потребует от Москвы экономических уступок в обмен на участие в продвигаемых Россией энергетических проектах, сказал во вторник министр экономики и энергетики Трайчо Трайков. Также Болгария хочет быть уверенной, что участие в таких проектах не будет противоречить планам Евросоюза по снижению энергетической зависимости от России, добавил Трайков накануне визита в Софию министра энергетики РФ Сергея Шматко. «Во время переговоров мы дадим понять, что ожидаем экономических выгод для нашей страны от участия в совместных проектах. Все это должно быть в контексте европейской политики по обеспечению стабильности поставок», - сказал Трайков журналистам. Действующее с июля правоцентристское правительство Болгарии ранее заявило, что необходимо пересмотреть участие Болгарии в крупных энергопроектах, если они могут навредить бюджету страны, пострадавшему от сокращения доходов вследствие мирового экономического кризиса. До принятия окончательного решения Болгария также намерена посоветоваться с Евросоюзом. Ранее правительство во главе с премьер-министром Бойко Борисовым заявляло, что, выбирая между двумя альтернативными проектами газопроводов - российским «Южным потоком» и западным «Набукко», - отдаст предпочтение последнему, но и от участия в российском проекте не отказывалось. Что касается проекта нефтепровода Бургас - Александруполис, Борисов сказал на прошлой неделе, что не видит для Болгарии никаких выгод от участия в нем. Газопровод «Южный поток» призван помочь России избежать транзитных рисков со странами-соседями, а нефтепровод из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, разработанный РФ, предназначен для обхода перегруженных танкерами проливов Босфор и Дарданеллы. Кроме того, София пересматривает планы строительства атомной электростанции в Белене мощностью 2 000 мегаватт, контракт на которое достался «Атомстройэкспорту». Правительству Болгарии принадлежит контрольный пакет в этом проекте, но министерство экономики и энергетики сообщило во вторник, что государство может сократить свою долю до 20 процентов, чтобы привлечь инвесторов. Строительство АЭС может обойтись в 6 миллиардов евро. Немецкой RWE принадлежат 49 процентов акций в проекте. Встречаясь в Борисовым в Польше в начале сентября, премьер-министр РФ Владимир Путин сказал, что Россия вверяет судьбу совместных проектов в области энергетики правительству Болгарии и обещает не обижаться в случае отказа от их реализации, найдя другие возможности для сотрудничества. (Анна Мудева и Ирина Иванова. Перевел Денис Пшеничников. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-09-15
На что способен Медведев
Если и не возникнет условий, при которых та или иная башня Кремля вдруг встанет во главе процесса демократизации - демократизация все равно пойдет.

2009-09-15
Украина обещает заплатить $5,3 млрд долгов
КИЕВ (Рейтер) - Украина намерена до конца 2009 года своевременно выплатить по внешним обязательствам правительства и госсектора сумму, эквивалентную 42 миллиардам гривен ($5,3 миллиарда), несмотря на финансовый кризис и проблемы с наполнением бюджета, сказала премьер-министр Юлия Тимошенко. «2009 год - рекордный за все годы независимости по возврату внешних заимствований. И мы до конца 2009 года своевременно, день в день, без каких-либо задержек, вопреки довольно тяжелой ситуации с наполнением бюджета, вернем 42 миллиарда гривен наших обязательств», - сказала Тимошенко в ходе презентации общественности проекта госбюджета на 2010 год. «Мы сделаем это, не нарушив ни имиджа, ни позиций Украины на мировых финансовых рынках - 42 миллиарда гривен, включая внешние займы, включая все монополии, государственные корпорации», - добавила она. Тимошенко не уточнила, какие платежи и за какой период 2009 года вошли в эту сумму. Ранее Минфин сообщал, что в целом за 2009 год платежи по внешнему государственному долгу должны составить $2,3 миллиарда. «Занимали все предыдущие правительства, а на плечи нашего правительства лег рекордный объем возврата внешнего долга за весь период. Кроме того, из-за кризиса и падения рейтингов страны, Украине на «Укравтодор», «Укртелеком», «Нафтогаз» кредиторы начали досрочно предъявлять требования возврата долгов», - сказала Тимошенко. Исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский, выступая после премьера, добавил, что только за август - сентябрь было погашено 11 миллиардов гривен ($1,4 миллиарда). Он не дал структуры выплат. Однако в соответствии с ранее опубликованной информацией Минфина, страна погасила в начале августа пятилетние евробонды на $500 миллионов, а в понедельник выплатила 781,44 миллиона швейцарских франков, досрочно погасив 12-летние евробонды, выпущенные в 2006 году на сумму 768 миллионов швейцарских франков с предусмотренным досрочным выкупом через три года. Тимошенко и Уманский не уточнили, собирается ли Украина в конце сентября погасить пятилетние евробонды госхолдинга «Нафтогаз» на сумму $500 миллионов. В конце августа «Нафтогаз» заявил, что приступил к «предварительным» переговорам о реструктуризации выплат по еврооблигациям на сумму $500 миллионов с погашением 30 сентября. В начале сентября стало известно, что госхолдинг начал предварительные переговоры о реструктуризации внешних долгов на общую сумму $1,6 миллиарда, включая двусторонние банковские кредиты, и назначил главным советником Credit Suisse. В понедельник «Нафтогаз» сообщил, что официально начинает двухсторонние переговоры с крупными зарубежными банками о реструктуризации кредитов на $1,1 миллиарда, и пока не сделал предложение держателям еврооблигаций на $500 миллионов. ($1 = 7,9969 гривны) (Наталия Зинец. Редактор Шамиль Байгин)

2009-09-15
«ЮниКpeдит» вoзвращается к кpедитaм на фoнe замедления роста NPL
Оксана Кобзева МОСКВА (Рейтер) - Российская «дочка» итальянской группы UniCredit, входящая в десятку крупнейших банков РФ, готова увеличить кредитование своих корпоративных клиентов, считая, что пик формирования резервов под «плохие» долги (NPL) пройден, но реструктуризация кредитов еще не закончена. «Мы видим возможность наращивать кредитный портфель и пересматривать в лучшую сторону отношение к России. На эту тему мы ведем переговоры с управлением рисков по группе (об увеличении лимитов на клиентов), и встречаем понимание. Мы субъективно понимаем, что пора активизировать кредитную деятельность», - сказал в ходе инвестиционного саммита Рейтер глава «ЮниКредит Банка» Михаил Алексеев. »...Хотели бы увеличить портфель на 5 - 7 процентов». На конец первого полугодия 2009 года кредитный портфель банка составлял 362 миллиарда рублей, сократившись за этот период почти на 10 процентов; 80 процентов портфеля банка - это корпоративные кредиты. К кредитованию банки будут подталкивать риски сработать в убыток. «Мы увидим восстановление объемов кредитования - без этого никуда. Если резкий рост резервов и сокращение кредитного портфеля - банк попадает «в ножницы», испытывая давление на финансовый результат с двух сторон», - считает Алексеев. Но «пик формирования резервов под обесценение кредитов» российские банки прошли, хотя есть еще о чем беспокоиться в части просроченной задолженности, отмечает глава «ЮниКредит Банка». «Резервы у всех банков будут формироваться еще очень долго и во второй половине этого года, и в 2010 году, и думаю, даже в 2011 - 2012 году. Другое дело, пик мы уже прошли, во второй половине года объем сформированных провизий будет меньше, чем в первой, в 2010 году меньше, чем в 2009 году, не в разы, не на порядок, но ниже». «Вопросы, связанные с качеством кредитного портфеля у банков, остаются - здесь есть над чем работать и по поводу чего беспокоится, в этом смысле, не прошли пика», - сказал Алексеев. Сам «ЮниКредит» несмотря на потребность в резервах, продолжает надеяться на прибыль в 2009 году. Но кредитовать «ЮниКредит» собирается осторожно, давать деньги собирается - не всем. «Мы и до кризиса подходили осторожно к кредитованию инвестиционных проектов в сфере недвижимости, и в кризис свернули кредиты в этой области, осторожное отношение у нас к розничной торговле, аккуратно относимся к машиностроительной промышленности», - сказал Алексеев, добавляя, что для возобновления кредитования этих отраслей нужно оживление спроса и уменьшение рисков, а это может произойти во второй половине 2010 года, а может быть - в 2011 году. «Понятно, что нефть и газ - это наше все, кредитуем металлургов». С фондированием у «ЮниКредита» проблем нет - средства корпоративных клиентов выросли на 27 процентов. «Мы вошли в топ-пять по объему привлеченных средств корпоративных клиентов, с ресурсной базой проблем нет. До кризиса привлекали фондирование от материнской компании - несколько миллиардов евро, - сейчас значительный объем вернули», - сказал Алексеев. Вопрос приобретения новых активов в России пока не стоит, но «ЮниКредит» этого не исключает. «Цена банковских активов упала, но пока не время принимать решения... не видно сейчас горячего желания коллег приобретать - туман до конца не рассеялся. Но в нашей ситуации все возможно. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ДЛЯ БАНКИРА «ЮниКредит» не хочет становиться финансово-промышленной группой, пытаясь договариваться с клиентами по-хорошему. «К нам мало попадает залогов, в основном договариваемся... стараемся заниматься своим делом, не брать активов... Это головная боль, ими нужно управлять, сидеть на двух стульях достаточно сложно», - сказал Алексеев. За первое полугодие доля просроченных кредитов у «ЮниКредита» выросла до 6,1 процентов с 2,3 процентов, резервы - до 3,3 процента с 1,8 процента. Клиенты бывают разные: кто-то сам инициирует реструктуризацию, но таких меньшинство, кто-то, обладая возможностями погашения кредитов, пытается сделать всё, чтобы уйти от выполнения своих обязательств, говорит Алексеев. Переговоры о реструктуризации - это то, что его беспокоит. «От этого будут зависеть резервы, и меня волнует, как сработает подразделение по рискам в плане реструктуризации». Алексеев не стал говорить, сколько в портфеле банка реструктурированных кредитов. ЦБР оценивал долю реструктурированных ссуд в банковском секторе по 30 крупнейшим заемщикам на 1 августа в 23,8 процента. «Я думаю, что все основные трудности проявляются в первый год. Поэтому большая часть пути уже пройдена. Но, тем не менее, какие-то случаи будут возникать, переговоры (о реструктуризации) будут продолжаться», - считает Алексеев. Он оценил объемы реструктуризации в несколько десятков миллиардов долларов. По мнению Алексеева, долгоиграющие переговоры «Русала» о реструктуризации долга на $7,4 миллиарда несколько подпортили имидж корпоративных российских заемщиков для иностранных банков. «Какое-то количество из этих банков скажут: «Россия - реально последняя в листе, которой я буду однозначно давать». По его словам, были те, кто ожидал «более легкого и конструктивного подхода», «были недовольные». «С другой стороны, любишь кататься, люби и саночки возить. Все имеет свои последствия... Но ситуация могла бы разрешиться и в более короткие сроки». ВСЕ ГЕНЕРАЛЫ ГОТОВЫ К ПРОШЛЫМ ВОЙНАМ Алексеев считает, что «дочкам» иностранных банков в РФ в кризис жилось легче. «Доступ к деньгам ЦБР был и поддержка акционеров - нам легче было. Кроме того, иностранные банки более консервативно всегда подходили к оценкам рисков. Мы менее болезненно пережили кризис», - говорит он. О том, что кризисы в экономике неизбежны, глава «ЮниКредита» прочитал еще в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. «Но двух одинаковых не бывает - все генералы всегда готовы к прошлым войнам». Но победивших в этот кризис Алексеев не видит. «Есть игры, которые все проиграли и мы ближе к этой ситуации. Не могу сказать, что на кризисе кто-то нажился - я таких не вижу. Банки с госучастием, получавшие помощь, нарастили кредитные портфели, но с другой стороны, это давит на качество кредитного портфеля. Я предпочел бы иметь свернутый баланс, но без проблем». Алексеева за 20 лет в банковском бизнесе уже ни чем не удивишь, но вот крах Lehman Brothers ему было трудно представить даже «в кошмарном сне». (С участием Владимира Солдаткина. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-09-15
Чэнь Шуйбянь: за что сидим
Удивительно не то, что Чэнь был растоптан Гоминьданом, а то, что это не произошло намного раньше

2009-09-15
ОПЕК повысил прогноз мирового спроса на нефть
ЛОНДОН (Рейтер) - Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) повысила прогноз мирового спроса на нефть в этом году и оставила без изменений прогноз на 2010 год. ОПЕК ожидает, что в этом году мировое потребление нефти снизится по сравнению с 2008 годом на 1,56 миллиона баррелей в сутки, а не на 1,65 миллиона, как прогнозировалось ранее. В 2010 году потребление вырастет на 500 000 баррелей в сутки, предполагает ОПЕК. Добыча в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет в будущем году на 420 000 баррелей в сутки за счет роста добычи в России, США, Норвегии и Азербайджане, говорится в прогнозе. Ранее ОПЕК предполагала, что добыча в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет на 430 000 баррелей в сутки в будущем году. Картель ожидает, что спрос на нефть ОПЕК снизится в 2010 году на 460 000 баррелей в сутки до 28,06 миллиона. Ранее ОПЕК прогнозировал снижение спроса на 480 000 баррелей в сутки. Соблюдение квот на добычу участниками ОПЕК снизилось в августе до 64 процентов с 67 процентов в июле, согласно расчетам Рейтер, основанным на данных организации. (Джо Брок. Перевел Денис Пшеничников. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-09-15
Банкам Казахстана нужна большая помощь властей
АЛМА-АТА (Рейтер) - Банкам Казахстана, пострадавшим из-за глобального дефицита ликвидности, необходима дополнительная финансовая поддержка государства к уже выделенным на борьбу с кризисом $19 миллиардам, сказал председатель правления «Нурбанка» Марат Заиров. «Нурбанк» входит в десятку крупнейших банков Казахстана. Контрольный пакет банка принадлежит дочери бессменного президента страны Дариге Назарбаевой, которая также входит в совет директоров банка. С начала 2008 года на борьбу с кризисом власти Казахстана выделили $19 миллиардов, из которых $5 миллиардов были направлены на вхождение в капитал четырех крупных банков страны. «Мы не раз об этом говорили… что банковскому сектору в настоящий момент для именно финансирования реального сектора экономики необходим четвертый транш», - сказал глава банка журналистам во вторник. Заиров сказал, что для выздоровления экономики необходима помощь в четыре раза больше выделенных государством на антикризисные меры $19 миллиардов, однако не уточнил, насколько это осуществимо. В понедельник министр экономики сказал, что власти прекратят тратить национальный фонд на борьбу с кризисом, и будут рассчитывать только на текущие доходы. «Потенциальный рынок мы оцениваем в четыре раза больше, чем те транши, которые были выделены», - сказал Заиров. В августе глава «Нурбанка» сказал, что банк по итогам 2009 года ждет чистую прибыль в размере 800 миллионов тенге по сравнению с чистым убытком в 1,4 миллиарда тенге в 2008. ($1=150,95 тенге) (Ольга Орининская. Редактор Шамиль Байгин)

2009-09-15
Премьер Норвегии Столтенберг сохранил свой пост
ОСЛО (Рейтер) - Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг объявил во вторник о победе левоцентристской коалиции на состоявшихся накануне парламентских выборах. Он также сообщил, что возглавляемая им «Рабочая партия» вскоре начнет переговоры о формировании правительства с двумя другими входящими в коалицию партиями. После подсчета 99,9 процента голосов коалиция во главе с партией Столтенберга получает незначительное, но достаточное большинство над правоцентристами, обещавшими в ходе предвыборной кампании снижение налогов и поощрение частной инициативы в экономике. Результаты голосования говорят о том, что норвежцы решили доверить Столтенбергу управление богатой нефтью страной в условиях мирового экономического спада. «Мы начнем работать на новой правительственной платформе. Я уверен, что мы добьемся успеха, поскольку у нас уже есть подобный четырехлетний опыт», - сказал Столтенберг на пресс-конференции. Коалиция Столтенберга завоевала 86 из 169 мест в стортинге (парламенте страны) - на одно меньше чем четыре года назад, но которых достаточно для того, чтобы стать первым за 16 лет правительством, сумевшим переизбраться на второй срок. Столтенберг возглавит уже третий кабинет министров за последние десять лет. В ближайшие четыре года правительству предстоит решить, будет ли скандинавская страна искать новые нефтегазовые месторождения в Арктике и как распорядится стабилизационным фондом в $400 миллиардов. Норвегия сумела лучше своих соседей пережить мировой экономический спад, частично благодаря решению Столтенберга влить в экономику больше денег и помочь банковскому сектору. Не являющаяся членом ОПЕК Норвегия входит в пятерку крупнейших в мире экспортеров нефти и крупнейшим в Западной Европе экспортером природного газа. Тем не менее, влиятельное нефтегазовое лобби говорит, что будущее отрасли зависит от успеха в разведке новых арктических месторождений, которые должны заменить истощающиеся запасы в Северном море. Для смягчения последствий глобальной рецессии правительство Норвегии уже распечатало стабфонд, однако пообещало вернуться к жесткому ограничению расходов по окончании кризиса. Оно не поддерживает идею сокращения налогов и предложения о приватизации, сделанные правоцентристами. По мнению левоцентристов, эти изменения лишат государство средств на финансирование систем здравоохранения, образования и опеки над пожилыми людьми. Маловероятны и новые дебаты о вступлении в ЕС, поскольку в правящую коалицию входит выступающая против этого «Партия Центра». Население страны уже дважды отказывалось от присоединения к ЕС на референдумах 1972 и 1994 годов. (Войцех Москва, Терье Солсвик, перевел Антон Колодяжный)

2009-09-15
Доллар растет на фоне снижения акций Европы
ЛОНДОН (Рейтер) - Доллар растет против корзины основных валют во вторник, поскольку европейские акции снижаются, ограничивая аппетит к риску и повышая спрос на более безопасные активы. Курс фунта, напротив, снижается после выступления главы Банка Англии Мервина Кинга, которое спровоцировало разговоры о новых вливаниях ликвидности со стороны центробанка. Долларовый индекс, определяющий стоимость доллара против корзины валют, вырос на 0,17 процента до 76,83, удерживаясь выше годового минимума в 76,457, достигнутого на прошлой неделе. Европейские акции потеряли 0,3 процента, фьючерсы на американские фондовые индексы снижаются. «Доллар торгуется в своей обычной роли надежного актива, - сказал Кристиан Лоренс из RBC Capital Markets. - Европейские биржи все снизились, мы видим, что фьючерсы на индексы S&P и Dow указывают на небольшой спад американских акций. В результате мы видим повсеместную переоценку доллара». Фунт упал к доллару на 0,68 процента до $1,6468 после комментариев Кинга. Он растерял пункты, набранные против доллара ранее, по результатам выхода оптимистичных данных о ценах на дома в Великобритании и инфляции. Против иены доллар укрепился на 0,31 процента до 91,15 иены. Трейдеры и аналитики говорят, что в этом доллару помогло закрытие коротких позиций. Евро опустился к доллару на 0,14 процента до $1,4509, отступив от максимума 2009 года - $1,4654, достигнутого на платформе EBS в понедельник. Это произошло после того, как стало известно, что настроения инвесторов и аналитиков в Германии в сентябре улучшились, не так значительно, как ожидалось. (Эмилия Ситол-Матарис, перевела Юлия Заславская)

2009-09-15
Золото стабильно на фоне укрепления доллара
ЛОНДОН (Рейтер) - Золото торгуется вблизи уровня закрытия понедельника на фоне укрепления доллара, оставаясь вблизи отметки $1 000 за унцию благодаря надеждам на консолидацию перед очередным рывком. В 14.55 МСК золото торговалось на уровне $998,80 за унцию по сравнению с $998,65 при закрытии торгов в понедельник, а декабрьские фьючерсы на бирже COMEX в Нью-Йорке снизились на $0,40 до $1 000,70 за унцию. На прошлой неделе цены выросли до максимума 1,5 лет в $1 011,55 за унцию, так как инвесторы покупали драгметалл как защиту инфляции и ослабления доллара. Сейчас трейдеры следят за развитием событий на валютном рынке и физическом рынке золота. «Евро снизился к доллару, так что традиционная движущая сила рынка золота немного ослабла. Но сейчас начинается период роста золота благодаря сезонным факторам», - сказал консультант Quantitative Commodity Research Петер Фертих. «Обычно доллар падает к евро в четвертом квартале, поэтому сезонные факторы указывают на то, что сейчас происходит консолидация, и что золото может вновь подойти к рекордным максимумам». Цены на золото поддерживает рост нефтяных цен, так как инвесторы покупают золото как защиту от возможной инфляции, вызванной подорожанием энергоносителей. Консалтинговая компания GFMS прогнозирует коррекцию цен на золото и возможность их роста до $1 100 за унцию в следующие полгода. «Рынком в значительной мере управляют краткосрочные спекуляции. Длинные позиции на бирже COMEX достигли рекордных уровней 8 сентября, но с другой стороны, мне кажется, доллар перепродан. Думаю, что скоро мы увидим довольно серьезную коррекцию цены золота», - сказал глава GFMS Филип Клапвайк. (Ян Харви. Перевел Денис Пшеничников. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-09-15
Заберите Обаму в Россию
Генсек вашингтонского обкома | По Обаме из второй поправки | Взятие капитолийского рейхстага На следующий день после речи президента Обамы о проблемах здравоохранения в США и путях их решения я получил от директора кампании «Организуемся за Америку!» Митча Стюарта письмо по электронной почте. В ней меня просили позвонить моим конгрессменам (даже были указаны номера) и сказать им, что я поддерживаю обамовскую реформу здравоохранения, а также узнать у них, какой позиции они придерживаются, и непременно доложить ее Митчу, нажав сюда и заполнив в интернете соответствующую форму по результатам разговора. Меня просили быть учтивым, представиться тому, кто подойдет к телефону, и даже приложили для удобства примерный текст, который мне надлежало произнести. Это были последствия одного необдуманного шага: в предвыборной горячке я зашел на сайт демократической партии и оставил ей свой электронный адрес. Да ладно. Пусть мне пишет и Митч, и даже сам Обама. Зато меня заинтересовало всерьез, что в каком-то компьютере соединили мэйл Алексея Дмитриева, который заходил на сайт демократов, с местом жительства Алексея Дмитриева, который зарегистрировался во время последних выборов за них голосовать (адрес электронной почты на выборном бюллетене не спрашивают). Потому как звонить мне предлагалось именно конгрессменам моего округа! ГЕНСЕК ВАШИНГТОНСКОГО ОБКОМА Об этом пристальном к себе внимании со стороны большого брата я вспомнил в прошлую субботу, оказавшись перед Капитолием в гуще консервативных противников реформы здравоохранения, за которую ратует президент-демократ. По сути, это была первая массовая манифестация против политики Барака Обамы с момента вступления в должность. Как бывает в Америке в таких случаях, из нор вылезают все, кому хочется высказаться, не суть важно, по делу или нет, и кто радуется скоплению народа, чтобы бросить свой клич в массы. Поэтому на Обаму навесили все, от защиты абортов и мужеложцев до военного присутствия в Афганистане. Да и основная тема протеста против создания страховочной медицинской сетки для малоимущих была потеснена более общими и несравненно более опасными для первого чернокожего президента Америки обвинениями в неконституционности и левизне. Так уж в Америке заведено, что если кого надо опорочить серьезно и надолго, то его записывают в леваки или в коммунисты. Это не смола с перьями, в которой раньше прилюдно валяли мошенников. Коммунизм пристает, как клеймо, от него не отмоешься. До накала, который страна испытала при маккартизме, нынешние обвинители ситуацию не доводят, но в один ряд с Марксом, Энгельсом, Лениным, Сталиным и Мао вашингтонские манифестанты Обаму ставили смело. «Товарищ, партия приказывает тебе искоренить слухи, распускаемые классовым врагом, что Обама - социалист», гласил один плакат. При этом другие доходили до абсурда, сравнивая Америку с Германией 1939 года, а программу Обамы - с планом Гитлера Т-4 по уничтожению даунов и других ущербных. Президента в столице в это время не было. В то время как Обама, засучив рукава, как он это любит, поднимал народ на поддержку медицины «для всех» в штате Миннесота, агрессивно настроенная толпа прошла нестройной колонной по Пенсильвания-авеню и собралась у западного крыла Капитолия. Зачастили речи, в которых Рональд Рейган и Бог предлагались как примеры лидеров нации. Десятки тысяч собравшихся рычали одобрительно, и мотался из стороны в сторону плакат «Что общего у Обамы с Богом? Ни у того, ни у другого нет свидетельства о рождении!», намекая на неамериканское происхождение президента. Вопреки заверениям Обамы, что ни единого лишнего цента истрачено не будет, ожидается, что программа реформ в здравоохранении в 10 лет длиной и $900 млрд шириной, призванная сделать медицину доступной для менее удачливых американцев, так или иначе, приведет к увеличению налогообложения. Поэтому многие противники его плана пришли к Капитолию разодетыми в камзолы колониальной эпохи и призывали вступить в «Движение чаепития», проводя параллель с движением американских колоний против кабальных британских налогов «Бостонское чаепитие». Тем, кому было неохота потеть в париках, нацепили желтые футболки с гремучей змеей и надписью «Не наступай на меня», отсылающих к первому флагу США генерала Гадсдена, и привесили пакетики с чаем к бейсболкам. Те, кто плохо разбирались в истории собственной страны, просто нацепили наклейки «Я не банкомат». Акция была скоординирована организацией Freedom Works Foundation, чей девиз «Меньше налогов, меньше правительства, больше свободы» может посоперничать за пальму популизма с политикой нового президента. На сайте организации утверждалось, что в Вашингтоне в очереди в переносные туалеты стояло столько же участников марша, сколько пришло послушать Обаму в Миннеаполисе, где президент нескромно напомнил своим сторонникам, что Рузвельта в свое время тоже обвиняли в левизне, когда он пробивал создание механизма социальной защиты (social security). ПО ОБАМЕ ИЗ ВТОРОЙ ПОПРАВКИ Акции, подобные вашингтонской, но с меньшей помпой проходили в течение последних месяцев и в других городах страны, изначально вызванные негодованием по поводу готовности Обамы спасать корпорации и банки от банкротства за счет налогоплательщиков. Программа переиначивания американской медицины стала последней каплей, поэтому в Вашингтон съехались «фискальные консерваторы» со всех штатов, и эмоции их переполняли нешуточные. Например, группа мужчин из Юты и Монтаны прибыли под флагом с изображением винтовки М-16 и надписью «В этот раз мы приехали без оружия». «Сегодня мы пользуемся первой поправкой (к конституции - о свободе слова и собраний - Slon.ru), чтобы завтра нам не понадобилось воспользоваться второй (о праве носить оружие - Slon.ru)», вполне резонно заявили мне они. С небольшой трибуны у подножия Капитолия ораторы один за другим клеймили программу Обамы как либеральную, социалистическую и коллективистскую попытку узурпировать власть и взвинтить государственные расходы, развалить качество медицинского обслуживания и, в конце концов, нанести урон стране. Из республиканских конгрессменов, которые не побоялись придти на митинг, микрофон взял сенатор Джим де Минт из Южной Каролины: «Мы должны заставить президента и Конгресс чинить то, что сломано, а не заменять то, что хорошо работает... Это борьба за сердце и душу Америки, за саму свободу». Ему под аплодисменты вторил Том Прайс из Джорджии: «Не дадим тратить деньги наших детей и внуков, чтобы кормить разросшееся правительство». Рядом со мной стоял афроамериканец с плакатом «Если вы думаете, что здравоохранение обходится дорого, подождите, пока оно станет бесплатным», перекликаясь, сам того не зная, со старой советской шуткой о том, что «лечиться даром - это даром лечиться». Вообще, более неподходящего места и времени для признания, что я представляю российскую прессу, найти было трудно. «Вот и забирайте Обаму к себе, а мне оставьте мою свободу», - сказала вполне интеллигентного вида женщина, лишь только я представился. ВЗЯТИЕ КАПИТОЛИЙСКОГО РЕЙХСТАГА Расспрашивать публику, в общем, было и не обязательно: все, что хотели сказать манифестанты, было написано на плакатах. На одном требовали «Джо Винсона - в президенты!», показывая уважение республиканскому члену палаты представителей, назвавшего Обаму лжецом во время его выступления в Конгрессе 9 сентября и серьезно нарушившего этим протокол. «Обама врет, Америка мрет!» было написано на другом. Попадалось бессчетное количество транспарантов, на которых предвыборный портрет Обамы был разрисован на мотив Джокера из «Темного рыцаря» со словами «Коммунизм - это не смешно». Мне повстречался лишь один манифестант с транспарантом в поддержку президентской инициативы 100%-го страхового охвата населения. На него плевали, обзывали коммунистом и пытались вырвать транспарант из его рук. На майке у него почему-то было написано «Обама» на иврите. По обе стороны от него было по полицейскому, в какой-то момент им пришлось оттаскивать противницу, которая не могла сдерживать свои негативные эмоции. Из толпы ее успокаивали, говоря, что это провокация, на которую ни в коем случае нельзя поддаваться. С лица сторонника Обамы ни на миг не сходила улыбка. «Купол наш!» кричали вокруг него другие участники, хотя, учитывая, что демократов в Конгрессе большинство, противостоять Обаме законодательно будет нелегко. Тем более, что какие-то республиканцы уже склоняются к поискам компромиссов, а не к огульному отрицанию ключевых положений плана президента, а другие осторожно цедят слова, чтобы не прослыть экстремистами. Поэтому делать выводы о том, насколько демонстранты представляют республиканские законодательные взгляды, рано. Сам президент намекнул, что тоже готов на компромисс, например, в вопросе о создании государственной страховой структуры, которая будет призвана конкурировать с частными. Несмотря на то, что Обама высказался в Миннеаполисе за совместный с республиканцами план реформы здравоохранения, некоторые республиканцы, поддерживающие реформу на словах, ведут двойную игру, как, например, сенатор от Айовы Чарльз Грассли, который управляя двухпартийной группой параллельно озаботился сбором средств на подрыв усилий. Хоть бы он хакнул тот самый компьютер у демократов, на который будут поступать донесения о позициях конгрессменов, а то я тоже скоро на чаепитие со своим транспарантом пойду.

2009-09-15
Акции РФ укрепляются по мере ослабления доллара
МОСКВА (Рейтер) - Российский фондовый рынок во главе с бумагами Сбербанка укрепляет позиции вслед за другими развивающимися рынками по мере ослабления доллара. Падение нефтяных цен замедлилось у уровня $69 за баррель, однако уверенность в возобновлении роста пока не чувствуется. К 14.21 МСК индекс РТС вырос на 0,82 процента до 1 204,03 пункта, индекс ММВБ поднялся на 1,22 процента до 1 189,31 пункта. Основной интерес игроков сосредоточен на бумагах Сбербанка, которые с начала месяца прибавили уже более 22 процентов. По словам Сергея Рындина из «Церих Кэпитал Менеджмент», по-прежнему ощущается дефицит этих акций, поэтому участникам сложно закрыть короткие позиции. Обыкновенные акции подросли на 2,3 процента до 60,2 рублей и легко, по мнению Рындина, могут дойти до 70 рублей в течение недели. Перспектива подорожания акций до 100 рублей с января по март следующего года имеет высокие шансы. «Эта игра на повышение не закончится через неделю», - говорит он. Повышенный спрос в наиболее ликвидной на сегодняшний день бумаге трейдеры относят на общую привлекательность рынка РФ. По словам трейдеров, приток ликвидности не сможет долгое время ограничиваться одним Сбербанком, за ним последуют и другие бумаги. У «голубых фишек» «Газпрома» и «Лукойла» пока не получается преодолеть уровни сопротивления: акции подросли на 1,16 процента до 174,4 рубля, - на 0,9 процента до 1 668 рубля. Второй день наблюдается активность в энергетическом секторе. Планы правительства расширить инвестиционную программу подконтрольных государству электроэнергетических компаний уже учтены рынком, крупные покупки проходили в ОГК-2 и ОГК-6, контролируемых «Газпромом», сказал трейдер западного банка. Акции «РусГидро» прибавили еще 3,7 процента до 1,13 рублей, что многие считают справедливой ценой. В то же время ряд инвесторов перекладываются из бумаг «РусГидро», потерявшей крупнейшую Саяно-Шушенскую ГЭС в результате аварии, в акции ФСК ЕЭС, которые прибавили 2,7 процента на ожиданиях повышения тарифов для финансирования увеличенных инвестпрограмм. «РусГидро» приносит либо печальные новости, либо неопределенные, а рынок неопределенности не любит», - прокомментировал Рындин. Котировки холдинга МРСК выросли на 11,6 процента, «МРСК Северо-Запад» - на 7 процентов. (Злата Гарасюта)

2009-09-15
США уничтожили лидера африканской «Аль-Каиды»
МОГАДИШО (Рейтер) - Вертолеты спецназа США уничтожили автомобиль, в котором находился самый разыскиваемый лидер «Аль-Каиды» в восточной Африке Салех Али Салех Набхан, сообщили очевидцы и источники в США. Преступник находился в машине с другими иностранными боевиками из группировки «Аль-Шабаб» недалеко от деревни Рубоу в 250 километрах к югу от столицы Сомали - города Могадишо, когда произошло нападение, сообщил источник из правительства страны. «Набхан и четыре других высокопоставленных иностранных командира... были убиты в ходе операции», - сообщил правительственный источник. «Эти молодые боевики не обладают теми же навыками, что их коллеги в Афганистане или где-то еще, когда дело доходит до авианалетов», - добавил он. Набхана подозревали в участии в организации взрыва отеля в Кении, унесшего жизни 15 человек в 2002 году. Также экстремиста подозревали в организации неудавшегося запуска ракеты по израильскому самолету, вылетавшему из аэропорта Момбасы. США надеются, что Набхан был убит, а его тело американские военные забрали с собой, сообщил источник из Соединенных Штатов, знакомый с порядком проведения операции. Представитель Пентагона Брайан Уитман отказался комментировать «какую-либо возможную операцию в Сомали». Изначально ряд местных жителей сообщили, что в операции по уничтожению боевиков принимали участие французские подразделения, однако представитель министерства обороны Франции позже опроверг эту информацию. Вашингтон называет «Аль-Шабаб» филиалом экстремистской организации «Аль-Каида». (Дэниэл Уоллис, перевела Юлия Калачихина. Редактор Максим Родионов)

2009-09-15
Звезды зажгли рекламодателей
«Топ-модели доступны» | Скандалы на пользу | Надежные и смешные | Лицо попроще «ТОП-МОДЕЛИ ДОСТУПНЫ» Звезды шоу-бизнеса снова стали пользоваться спросом у рекламодателей. В  третьем квартале количество заказов на селебритис, по сравнению с первыми двумя кварталами, выросло на 25%, сообщает   Прямая речь «В 2009 году звезды заработают на рекламе на 15% больше, чем в 2008» Управляющий партнер агентства «Звезды и бренды» Вадим Кормилицын о возросшем спросе на участие звезд в рекламе: В 2008 году, даже с учетом четырех кризисных месяцев, спрос на звезд вырос в два раза - рынок увеличился и по количеству контрактов и по сумме заключенных договоров - всего звезды заработали $70 млн и заключили 130 рекламных контрактов. Конечно, не случись кризиса, все было бы еще лучше - мы прогнозировали по итогам года $100 млн от 160 контрактов. С сентября 2008 года по март 2009-го договоры заключались плохо, но с мая пошла активизация: по сравнению с первыми двумя кварталами, третий показывает 25%-ный рост, и динамика сохраняется до сих пор, что дает мне основание полагать, что в этом году рынок даже вырастет, - на 10 - 15%. Прогноз, что мы выйдем на уровень 2008 года, сейчас мне кажется пессимистичным. Может быть, по количеству договоров картина будет такой же, но по деньгам - лучше, потому что доля крупных контрактов увеличилась. В августе звезды подписали 13 договоров, это очень хороший показатель. Из последних, например, Unilever заключил контракт с Брежневой на продвижении дезодорантов Rexona, Oriflame - с Биланом, он стал лицом и часовой марки - Chronotech, еще один часовой бренд заключил договор с Плющенко - реклама должна появиться уже скоро. По-прежнему активно использует образы звезд ритейл - у «Л'Этуаль» еще не закончился контракт с Патрисией Каас, Вадим Галыгин по-прежнему рекламирует «Эльдорадо», очень меня порадовал гипермаркет «Мир кожи и меха» - помню, я принимал участие в какой-то передаче, на каком-то круглом столе, где представители маркетингового отдела этой компании убеждали меня в том, что привлечение Орбакайте для «Снежной королевы» - идея бредовая. Я с ними, конечно, не согласился, но и они остались при своем мнении. Теперь они заключили договор с Лерой Кудрявцевой - не знаю, то ли, наконец, дошли до понимания, то ли у них сменились специалисты в отделе маркетинга. Причем даже региональным и одиночным торговым центрам нужны для промоушена звезды - а из-за того, что их гонорары снизились - в зависимости от «величины» на 15 - 30% - теперь это намного доступней. Регионы вообще довольно активны - например, Кемерово хотело привлекать Якубовича для своей городской рекламы. Конечно, больше привлекают селебритис традиционные для них fashion, парфюмерия, косметика. Выйдет вскоре реклама с Татьяной Геворкян, с Авророй. Но я не согласен с мнением, что звезды эффективны только для имиджевой рекламы. Я вижу, что заметно оживились банки, - сейчас я веду с двумя банками консультации, они присматриваются, хотят попробовать, аргументируя это тем, что «что-то уже надо делать, и делать что-то новое, пробовать неиспользовавшиеся ранее ходы». А сколько уже рекламных кампаний прошло и идет? Весной - летом, например, банк «Траст» продвигал с помощью Турчинского в наружной рекламе свои вклады, была локальная реклама «СКБ-Банка» - в Екатеринбурге - с Сергеем Гармашом, «Совкомбанк» привлекал актера Бориса Щербакова. И заметьте, все это была «продуктовая реклама» - они рекламировали именно продукты - вклады, а не банк. Я жду, когда закончится квартал, чтобы посмотреть по ЦБ, как выросли вклады в этих банках, и если будет рост, то можно будет говорить, что реклама оказалась эффективной - отчасти это заслуга рекламных кампаний. Последняя тенденция на этом рынке - приглашать к участию в рекламе спортсменов и юмористов. Образ спортсмена - очень сильный и чистый, он ассоциируется с упорством, достижением, победой, волей - все эти характеристики легко переносятся на бренд и важны особенно сейчас, в кризисное время. Кроме того, это безопасно для бренда - ведь использование образа звезды в рекламе сопряжено всегда с некоторым риском: певец или актер может «засветиться» в каком-нибудь пьяном скандале или некрасивой любовной истории и автоматически нанести и вред бренду. Со спортсменами это практически исключено - они, как правило, не пьют, не употребляют наркотики, на вечеринки много не ходят. Наши футболисты сейчас пользуются хорошим спросом - например, Аршавин. Востребован Николай Валуев. Юмор, в свою очередь, это положительная и сильная эмоция - сейчас людям хочется больше позитива. Поэтому и спортсмены, и юмористы даже выросли в цене - Comedy Club, например, на 20 - 30% - это касается «первой десятки» членов клуба, то есть Павла Воли, Реввы, Галустяна, Светлакова. Они уже все снялись в рекламе. И Лазарева снялась, и Ургант.  1    http://www.slon.ru/articles/132335/   закрыть агентство «Звезды и бренды», которое занимается привлечением знаменитостей в рекламные проекты. По данным агентства, в одном только августе было заключено 13 новых контрактов. Если динамика сохранится, то к концу года рекламодатели отдадут звездам $80,5 млн - на 15% больше, чем в 2008 году. Известные лица по-прежнему особенно требуются товарам роскоши, косметическим брендам и fashion-индустрии: Unilever заключил договор в Верой Брежневой на продвижение марки Rexona, часы Chronotech будет рекламировать Дима Билан, весной уже снявшийся для Oriflame. Совсем недавно контракты подписали Евгений Плющенко (с Oriflame), Алексей Кортнев (с магазинами скидок «Фамилия»), Татьяна Геворкян (с косметическим брендом - название пока не раскрывается), Аврора (fashion). Звезды-лидеры 2009 года по рекламным доходам Дима Билан (Oriflame, Cheetos, Chronotech, TELE-2) $2,5 млн Андрей Аршавин (Газпром, Nike, KBE (окна)) $1 млн Николай Валуев (Российские коммунальные системы, Micro-Star International) $0,5 млн Иван Ургант (МТС) $0,4 млн Жанна Фриске (МТС) $0,4 млн ИСТОЧНИК: «ЗВЕЗДЫ И БРЕНДЫ» Звезды-лидеры 2008 года по рекламным доходам Патрисия Каас («Л'Этуаль») $2 млн Дмитрий Билан (Volvo, McDonald's, Gloria Jeans) $1,5 млн Сильвестр Сталлоне (водка «Русский лед») $1 млн Вилли Хаапасало (Finn Flare, Автоваз, «Ветонит») $0,7 млн Жанна Фриске (Rexona, Orient) $0,5 млн ИСТОЧНИК: «ЗВЕЗДЫ И БРЕНДЫ» Но в сторону звезд теперь смотрят не только производители традиционных для такой рекламы товаров, но и другие сектора бизнеса, - например, банки: «СКБ-банк» пригласил актера Сергея Гармаша, «Совкомбанк» - Бориса Щербакова. По словам управляющего партнера «Звезды и бренды» Вадима Кормилицына, сейчас его компания проводит консультации еще с двумя банками, ранее не использовавшими в своей рекламе знаменитостей. Рост интереса компаний к селебритис помимо понятных причин - известное лицо привлекает внимание, и тем больше, чем чаще звезда появляется на публике и в прессе, - объясняется еще и «тотальной распродажей»: гонорары за последний год упали на 15 - 30% в зависимости от «звездной величины». СКАНДАЛЫ НА ПОЛЬЗУ Прямая речь «Использование звезд в рекламе не повышает ее эффективности ни на йоту» Генеральный директор РА «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц почему использование звезд в рекламе неэффективно: Использование звезд в рекламе не повышает эффективности рекламного сообщения ни на йоту. В свое время британская исследовательская компания MRUK провела большое исследование, проанализировав 2 322 ТВ-ролика разной стилистики, в том числе 337 с использование знаменитостей - результаты показали, что вероятность успешности рекламы со звездой такая же, как и без звезды, поэтому с экономической точки зрения лишние траты на гонорар знаменитости нецелесообразны. Это во-первых. Во-вторых, если звезда в ролике узнается, она полностью забивает собой бренд, потому что человек сам по себе гораздо более сильный образ, чем какой-то товар. В тех роликах, которые были эффективны, звезда не узнавалась. Поэтому если и хочется привлечь звезду, то лучше какую-нибудь малоизвестную. Но смысл? Кто такие звезды? Это, как правило, актеры, обманывать - их профессия, и когда обман происходит на их поле - в кинофильме, спектакле, мы обманываться рады. В жизни - как людям - мы им не верим. Спортсменам поверят только относительно спортивных товаров, то есть теннисистам кроме теннисных ракеток бесполезно что-либо рекламировать. Платить им за промо того, что не входит в сферу их профессиональной компетенции, тоже бессмысленно. Яркий пример - Алла Пугачева - на протяжении многих лет самая известная женщина в стране, с самым высоким уровнем доверия со стороны миллионов человек. Ее еще в советское время активно привлекали к участию в рекламе. Но абсолютно все ее немузыкальные проекты с треском провалились. Несмотря на то, что потребители знают, что она искренняя в жизни, профессионал в своем деле, они предпочитают в вопросе выбора товара исходить из своего опыта.  0    http://www.slon.ru/articles/132659/   закрыть Вместе с тем, число противников звездной рекламы никак не уменьшилось. Их главный аргумент: эффект, производимый звездой, сильно преувеличен. Более того - окажись популярный персонаж замешанным в тот или иной скандал, как эффект может оказаться обратным. Прямая речь «Скандалы со звездами не влияют на имидж брендов» Директор по маркетингу сети «Мир кожи и меха» Людмила Ермолаева о влиянии «звездных» скандалов на бренды, которые они рекламируют: Мы хотим расширить целевую аудиторию за счет привлечения более молодых потребителей, поэтому решили привлечь к сотрудничеству звезду - Леру Кудрявцеву. Это решение мне подсказал, прежде всего, опыт. Восемь лет я проработала в компании Savage, в разные годы на различных этапах роста и развития компании я была директором по продажам, развитию, маркетингу, рекламе и PR. С 2005 по 2008 год я формировала всю рекламную и PR-политику использования образа Ксении Собчак. Это колоссальный опыт работы с самой сложной, на мой взгляд, селебрити. У меня есть четкое понимание и знание механизмов использования селебрити в рекламе и PR. Этот опыт, исследования, тенденции рынка и, конечно же, интуиция способствовали принятию решения об использовании селебрити в рекламе МКМ. Не думаю, что скандалы, связанные со звездой, могут негативно отразиться на имидже бренда - в конечном счете, показатель эффективности рекламы - это покупательский поток и дальнейшие продажи. Тот же Savage со «скандальной» Собчак за 2 - 3 года продемонстрировал значительный рост на рынке. Поэтому считаю, что история с судом Орбакайте за сына вряд ли негативно отразится на марке «Снежной королевы» - может, даже наоборот. Вспомнить хотя бы зарубежные примеры - Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл - сколько с ними было связано скандалов, а на бренды, которые они рекламируют, это никак не повлияло. Любое упоминание звезды в СМИ - со знаком минус или со знаком плюс - это некий «раздражитель» такой же, как и реклама в принципе - это инструмент привлечения внимания. Главное здесь, чтобы читатель и потребитель не остались равнодушными.  0    http://www.slon.ru/articles/132624/   закрыть Однако приверженцы использования знаменитостей в рекламе уверены, что главное - не контекст популярности звезды, а сама популярность: главное - не оставить потребителя равнодушным. Так, судебное разбирательство между Кристиной Орбакайте и отцом ее сына за право опеки над ребенком не только не навредит бренду «Снежной королевы», но и может сыграть ему на руку, считают конкуренты из «Мира кожи и меха» (в «Снежной королеве» ситуацию не комментируют). Сам «Мир кожи и меха» до сих пор знаменитостей не привлекал, и раньше даже критиковал «Снежную королеву» за привлечение Орбакайте, но с приходом нового директора по маркетингу стратегия продвижения изменилась. С сентября в «Мире кожи и меха» демонстративно «одевается» телеведущая Лера Кудрявцева - так компания рассчитывает привлечь к бренду внимание более молодой аудитории. Людмила Ермолаева, новый директор по маркетингу «Мира кожи и меха», апеллирует к своему опыту - до этого она работала в Savage с самой сложной звездой отечественного шоу-бизнеса Ксенией Собчак, скандалы с которой не мешали расти продажам, а узнаваемость марки за этот период увеличили на 30%. НАДЕЖНЫЕ И СМЕШНЫЕ  Кризис внес свои коррективы в топ-5 самых востребованных в рекламе знаменитостей. Во-первых, из списка исчезли иностранцы - Сильвестр Сталлоне, Патрисия Каас, «русский финн» Вилли Хаапсало. Рекламодатели из топ-5 сэкономили почти $1 млн: в прошлом году звезды-лидеры рекламного хит-парада заработали $4,8 млн, в этом - $5,7 млн.  Кроме того, рекламодатели все же предпочли «яркости и заметности» «уверенность и надежность»: найти такой образ среди актеров и музыкантов практически невозможно, но есть звезды, ведущие здоровый образ жизни, редко посещающие светские мероприятия, а главное, отличающиеся волей к победе, силой и упорством - неплохими ассоциациями для бренда. Так в хит-параде 2009 года появились спортсмены - футболист Андрей Аршавин и боксер Николай Валуев. Последний может уже претендовать на звание «рекламной звезды». Неизвестно, насколько хорошо Николай Валуев разбирается в нетбуках MSI (наружная реклама только-только появилась на улицах Москвы), и какую долю в собранных с должников 150 млн рублей обеспечило его лицо в рекламе «Российских коммунальных систем». Но заказов он получает все больше, в том числе в Германии и родном Питере. Растет спрос и на юмористов - «носитетелей позитива»: по-прежнему востребованы звезды Comedy Club и «Нашей Раши» (все хедлайнеры проектов уже засветились в рекламе, многие - не единожды), кроме того, снялись в роликах «Билайн» Татьяна Лазарева и Николай Фоменко. ЛИЦО ПОПРОЩЕ Звезды теперь стоят дешевле, но стоят ли они и этих денег? Внимание к рекламе они привлекают, в лучшем случае - увеличивают знание бренда, но повышают ли продажи? Ответ на вопрос затруднен тем, что компании, заплатившие несколько сотен тысяч, а то и миллионы долларов, не спешат сообщать о провале - как и сами звезды не заинтересованы развенчивать миф о силе своего влияния на поклонников. Прямая речь «Звезда должна быть не единственным героем ролика, а частью истории» Директор департамента маркетинговых коммуникаций МТС Дмитрий Музыченко о принципах работы со звездами: Вообще, привлечение celebrity к участию в рекламном ролике - достаточно стандартная практика. Очевидно, что известные люди добавляют ролику узнаваемости, лучше мотивируют тех, кто положительно относится к персонажу. Мы достаточно долго примерялись к этому инструменту, чтобы не получилось «как у всех», и, чтобы наши ролики не стали полностью «говорящими звездами», рекламирующими продукт. Для того, чтобы реклама МТС с участием «звезд» сияла особенно ярко, мы сформулировали для себя достаточно простые правила. Первое. Приглашенная «звезда» - не единственный герой ролика, а непременно часть захватывающей и интересной истории. Реклама должна быть не только для тех, кому нравится тот или иной персонаж, но должна иметь ценность сама по себе, своей креативной идеей. Второе. Имидж приглашенной «звезды» должен соответствовать ценностям бренда МТС - для определения этого существует целый ряд исследований и оценочных данных, например, профиль телепрограмм с участием «звезд», количественные исследования рынка знаменитостей и т.д. Третье. При выборе звезды необходимо помнить, что для массового рынка необходимо смотреть не только на индексы популярности, но и оценивать аудиторию «реджектеров». Разумная поляризация аудитории привлекает внимание к рекламе и вызывает дискуссию, как следствие - высокий показатель «сарафанного радио» и заинтересованности в продукте. Так и произошло в ролике тарифного плана «Много Звонков» с Иваном Ургантом. Реклама была безусловно эффективна - как по тарифу «Много Звонков», так и по услуге «Кредит/Обещанный платеж» (с участием Жанны Фриске). Естественно, участие одной знаменитости в ролике - слагаемое, но никак не единственная причина успеха. Успех продукта - это в первую очередь, слаженная работа компании в целом. Успех конкретного ролика - в высоких показателях вовлеченности и мотивации.  0    http://www.slon.ru/articles/132636/   закрыть В МТС говорят, что довольны  недавним сотрудничеством с Иваном Ургантом и Жанной Фриске (по оценкам экспертов из агентства «Звезды и бренды», оператор сотовой связи заплатил им по $400 000). В МТС серьезно подошли к кампании с celebrity и разработали целый список критериев отбора, ролики оказались действительно яркими и запоминающимся - зрители наверняка помнят как эффектно Урганта сбил трамвай, но все ли усвоили, какая марка при этом рекламировалась? Результатов кампании - количества подключений к продвигаемому тарифу «Много звонков» и услуге «Кредит/Обещанный платеж» - МТС не раскрывает. А «ВТБ24», хоть и утверждает, что прошлогодняя кампания с участием Константина Хабенского, Александра Маслякова, Владимира Спивакова, Чулпан Хаматовой и Татьяны Тарасовой была удачной, в этом году решил продвигать свои услуги без звезд. Наибольший эффект в плане привлечения потенциальных клиентов, по исследованиям банка, принес ролик с тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой, по уровню известности уступающей и Хабенскому, и Маслякову. И в этом году банк привлек к кампании совсем не звезд, но героев, олицетворяющих те же качества, что и она (надежность, уверенность, респектабельность), - капитана судна «Крузенштерн» и летчика-космонавта. Отказаться от идеи привлекать знаменитостей в 2009 году банк ВТБ 24 заставило, Прямая речь «Звезд в рекламе слишком много» Начальник отдела коммуникационного маркетинга «ВТБ24» Антон Мягков почему отказались от съемок звезд в рекламе: Главное, на что мы опирались при выборе героев новых роликов, - это их «жизненность», «реальность». Это должны быть состоявшиеся люди, занимающиеся понятным, реальным, полезным для страны делом. Они должны знать цену надежности, сталкиваться с ней в своей ежедневной работе. Именно такие люди, по нашему мнению, отчасти подтвержденному исследованиями, вызывают больше доверия у целевой аудитории. Кроме конкуренции в своей продуктовой категории мы боремся за внимание аудитории в общем рекламном кластере, в котором сейчас много рекламы с участием звезд, поэтому отказ от использования звезд является стратегически правильным шагом. Также не стоит забывать про риск того, что звезда, снявшись сегодня у вас в рекламе, завтра может сняться в рекламе другого бренда, пусть даже и не относящегося к банковскому бизнесу. Это, в свою очередь, приведет к тому, что «ценность» звезды, уровень доверия к её словам, моментально девальвируется.  0    http://www.slon.ru/articles/132325/   закрыть в том числе и засилие звезд в рекламе - чтобы выделиться в общем рекламном клаттере, зачастую приходится идти против тренда. Прямая речь «Ни одна звезда не ассоциируется с «надежностью»» Директор по маркетингу и развитию компании «АльфаСтрахование» Татьяна Пучкова почему не будут использовать в своей рекламе звезд: Мы не будем привлекать звезд в ближайшее время для наших новых рекламных кампаний. Дело даже не в деньгах - сейчас решения по креативу принимаются за месяц, выбор бизнеса, который нужно продвигать или поддерживать, происходит очень быстро. Если мы видим, что падает страхование квартир или дач - начинаем концентрировать рекламную активность на этих «слабых» местах. Скрытая причина неиспользования звезд в рекламе - выбор селебритис одобряют акционеры, а процесс утверждения «лица» всегда тяжелый и долгий. К тому же, остается риск - вдруг реклама не даст нужной отдачи. Маркетологи просто не хотят для себя и своей компании лишних проблем. Если раньше у нас был год на разработку рекламной стратегии - когда мы в октябре этого года знали, что будем снимать в октябре следующего, то сейчас этого времени просто нет. Сейчас важнее «продуктовое» сообщение - «дешево стоит», «отлично стирает», «чисто моет», простое и понятное, имиджевые посылы, который как раз транслирует «звезда», упали на последнее место по важности. К тому же, сейчас самый главный инсайт - это «надежность». Какая знаменитость у нас может ассоциироваться с этой ценностью? Мне кажется, ни одна.  0    http://www.slon.ru/articles/132331/   закрыть Компания «АльфаСтрахование», имеющая опыт рекламного сотрудничества с Игорем Верником, теперь тоже не рассматривает возможностьпривлечения знаменитостей в осенней рекламной кампании, но по другой причине: слишком долго и хлопотно согласовывать «лица» с акционерами. К тому же в компании считают, что простые и понятные «продуктовые» сообщения сейчас эффективнее.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное