Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Банкиры избежали второй волны


     slon.ru
2009-09-02
Банкиры избежали второй волны
  Новые рекомендации Deutsche Bank Банк Рекомендации Целевая цена,$ Потенциал роста/снижения Сбербанк Покупать 2,5 69% Возрождение Покупать 40,0 44% Санкт-Петербург Покупать 2,4 34% ВТБ* Держать 3,0 3% * для GDR ИСТОЧНИК: DEUTSCHE BANK Замедлившийся рост просроченной задолженности на фоне стабилизации в экономике сулит российским банкам более быстрое выздоровление, а вместе с ним и неплохие перспективы роста капитализации. Главное, чтобы стабилизация не обернулась стагнацией, и скелеты, а, вернее, старательно спрятанные плохие долги, не вылезли из шкафа. СТРАТЕГИЯ: Покупка акций банков в расчете на рост их стоимости в связи с более быстрым восстановлением от последствий финансового кризиса. Угроза второй волны неплатежей по кредитам и стремительного проедания собственных средств отошла на второй план. Ожидая восстановления экономики, банки предпочитают не судиться с недобросовестными заемщиками, а реструктурировать или пролонгировать выданные им кредиты. Снижение доли плохих долгов для них означает сокращение резервирования и рост прибылей, а для акционеров - снижение риска разводнения капитала. Все эти факторы должны положительно сказаться на стоимости кредитных организаций, которые сейчас торгуются в среднем с коэффициентом P/B на уровне 1,2 (до кризиса - 3-3,5). АВТОР: Боб Коммерс, Юлия Русанова, Deutsche Bank СТОИМОСТЬ: Акции банков значительно подорожали за последние полгода (Сбербанка - в три раза, «Санкт-Петербурга» - в 2,4 раза, ВТБ - в 2,3 раза, а «Возрождения» - более чем в пять раз), но с учетом обвальных продаж в прошлом сентябре до докризисных уровней им еще достаточно далеко. ПРИБЫЛЬ: Согласно новым прогнозам Deutsche Bank, бумаги трех публичных банков - Сбербанка, «Возрождения» и «Санкт-Петербурга» - в течение года могут принести инвесторам 30 - 70%. Исключение составляет лишь ВТБ, акции которого уже не стоит продавать, но и покупать не имеет смысла: они, в лучшем случае, позволят сохранить свои деньги. Подобный оптимизм в отношении банковского сектора разделяют многие аналитики, но наращивать инвестиции в него они все еще не решаются. Консенсус-прогнозы инвестиционных аналитиков Банк Рекомендация Целевая цена Потенциал Сбербанк Держать 1,42 -9% Возрождение Держать 26,0 -8% Санкт-Петербург* Держать 2,04 10% ВТБ Продавать 1,97 -29% * на основании двух рекомендаций ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ ИНВЕСТБАНКОВ (GOLDMAN SACHS, «ТРОЙКА ДИАЛОГ», UNICREDIT SECURITIES, CREDIT SUISSE, «УРАЛСИБ», CITI, UBS, «РЕНЕССАНС КАПИТАЛ», «ВТБ КАПИТАЛ») РИСК: Банковский бизнес - один из самых чувствительных к изменениям в экономике. И хотя многие экономисты считают, что «дно» уже пройдено и восстановление не за горами, риски нового витка инфляции, падения нефтяных цен, перебоев с денежной ликвидностью и ослабления рубля все еще сохраняются, а вместе с ними - и возможные проблемы для финансового сектора. Кроме того, за дружелюбием к заемщикам могут скрываться не только благие намерения, но и стремление скрыть факт неплатежа. Об объеме реструктурированных кредитов можно судить только со слов топ-менеджеров кредитных организаций, а какова в них доля безнадежных ссуд предсказать невозможно. И если она вдруг превысит прогнозы аналитиков, угроза дефицита капитала и его разводнения снова утянет котировки банковских акций вниз.

2009-09-01
«Необходимы общие для всего мира стандарты управления финансовым сектором»
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун страдает от слишком пристального внимания общества и политиков к финансовому регулированию. Лондон - крупнейший финансовый центр по эту сторону Атлантики - очень сильно пострадал от кризиса. Но он вряд ли может считать себя невинной жертвой: Сити был одним из тех мест, где этот кризис зародился. С тех пор вокруг финансового центра страны кипят страсти: консерваторы требуют изменить всю систему финансового регулирования, а глава главного британского регулятора - Службы финансового надзора (FSA) - лорд Эдэйр Тернер в программном интервью журналу Prospect предложил фактически удушить «социально бесполезные» банки и компании налогами и регулированием. Ему и прочим Гордон Браун ответил в интервью Financial Times. - Господин премьер-министр, скоро в Питтсбурге состоится саммит «Большой двадцатки» [24 - 25 сентября]. В Лондоне вы координировали международные бюджетно-налоговые антикризисные меры, которые имели определенный успех. Чего вы ждете от встречи в Питтсбурге? - Несомненно, с апреля ситуация улучшилась по сравнению с тем, что люди прогнозировали. А в отношении британской экономики, я бы сказал, что мы, хотя и осторожны, но смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом. Если же посмотреть на положение дел в прошлом году, в сентябре или октябре, то тогда многие предсказывали, что рецессия превратится в депрессию, и люди думали, что их сбережения окажутся под угрозой, поскольку банки терпят крах. Были очень мрачные прогнозы в отношении того, каких уровней может достичь безработица, и в то время мы в Британии очень боялись, что случаев отчуждения жилья за долги будет действительно очень и очень много. Я думаю, что за год мы увидели стабилизацию банков, но до сих пор остаются серьезные проблемы, о которых я очень хотел бы поговорить и которые нужно решать. Мир сделал нечто, чего не было в 1930-х годах, - принял скоординированные меры на денежно-кредитном и бюджетно-налоговом уровнях. Кроме того, были предприняты согласованные действия по разработке банковских стандартов, и это стало первой настоящей проверкой того, может ли мир объединить усилия, чтобы создать систему регулирования глобальной экономики. И за время, прошедшее с минувшего сентября или октября, мы, несомненно, увидели, что, когда страны действуют согласованно, что-то может измениться. Но было бы исторической ошибкой думать, что теперь опять можно вести дела по-старому, и мы упустим огромные возможности и пойдем по худшему пути, если не признаем, что, справившись с нестабильностью банковской системы, остановились и не сделали ничего больше. Поэтому я вижу основную задачу саммитов в Лондоне и Питтсбурге в том, чтобы достичь такой степени экономической координации, которая сослужит нам добрую службу в следующем году. Мы должны четко представлять, как вернуть мировую экономику на путь устойчивого роста, - говоря о темпах роста, я думаю, прежде всего, о развитых странах, но, несомненно, речь также идет о быстром росте, который необходим и в других регионах мира. Мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что нужно сделать еще многое с банковской и финансовой системой, если хотим убедить людей в том, что доверие к этой системе может быть полностью восстановлено. Кроме того, мы должны хорошо представлять источники дальнейшего экономического роста и понимать, где возможно сотрудничество, или хотя бы при соблюдении наших собственных национальных интересов руководствоваться общим пониманием того, что нужно сделать, чтобы повысить вероятность долгосрочного роста за счет увеличения продуктивности. Мне кажется, мир понимает, что сотрудничество становится необходимым элементом будущего экономического управления. Я думаю, мир понимает и то, что страны выигрывают от того, что другие государства готовы заключить с ними соглашения, которых все будут придерживаться. Я считаю, что мир выходит на новый уровень экономического управления, который больше подходит для глобальной экономики. Мне кажется, главное, что я понял благодаря этому кризису, - это то, что в будущем должно быть больше скоординированных действий, это новый подход к управлению мировой экономикой, как бы его ни называли - некоторые говорят про «соглашение» об обеспечении роста в следующем году, - необходим во всех странах, переживающих сейчас крайне тяжелый период. Так что я думаю, что с точки зрения этих задач саммит в Питтсбурге - важное событие для мировой экономики. - Давайте поговорим о банковском секторе. Вы говорите, что было бы большой ошибкой думать, что бизнес может вернуться в привычное русло. Но если посмотреть на прибыль многих крупных банков, кажется, что их дела вернулись в привычное русло, и они зарабатывают большие деньги. Что, по вашему мнению, а) в этом плохого, и б) еще должно быть исправлено? - Начнем с проблем, которые необходимо решить, а потом посмотрим, какие последствия могут быть от всего этого для доверия, необходимого для процветания банковской системы. Думаю, основная вещь - это банковское управление. Мы недавно начали проверку качества корпоративного управления в банках (программа Walker Review), и совершенно ясно, что недопустимо, чтобы главные члены советов директоров банков, а в ряде случаев даже исполнительные лица, не понимали, какие берут на себя риски. До сих пор есть опасения, что пока не будет усовершенствована система управления, не только в Британии, но и во всем мире, мы вполне можем столкнуться с ситуацией, когда, например, у банков есть второсортные ипотечные закладные из США, но они не понимают, что это за активы. Так что, я думаю, управление должно быть качественным. - Господин премьер-министр, хотелось бы прояснить, это критика конкретных советов директоров или продуктов? - Конечно, это критика продуктов. - Но и советов директоров, поскольку вы говорили, что они недостаточно квалифицированны. - Подождите. Продукты получили рейтинги от кредитных агентств, и, конечно, нужно признать, что в этой области были допущены большие ошибки. Но, как признавали многие члены советов директоров, у них не было информации с мирового рынка, на основании которой можно было бы оценить риски, которые они брали. Именно поэтому появляются весьма настоятельные рекомендации по итогам программы Walker Review в Британии, и именно поэтому, я думаю, необходимы общие стандарты управления во всем мире, и было бы несправедливо, если бы мы ужесточили все механизмы управления в условиях глобальной экономики, а другие страны этого не сделали бы. Поэтому одна из вещей, которых я жду от Питтсбурга, - это гарантии того, что механизмы управления в финансовых институтах в будущем будут отвечать самым высоким стандартам. Следующая проблема - это бонусы, поскольку первым испытанием для системы финансового надзора будет то, удастся ли достичь глобального соглашения в части принципов, касающихся компенсаций. Я бы сказал, что сейчас нам нужно действовать быстрее. Я сожалею, Базельский комитет до сих пор не представил детального воплощения принципов, согласованных в Лондоне. Я представляю все сопряженные с этим сложности, поскольку мы имеем дело со многими мировыми финансовыми центрами, но думаю, нужно четко понимать, что вознаграждение должно определяться долгосрочными успехами, а не результатами краткосрочных спекулятивных сделок, и что должна быть система возврата бонусов, например, чтобы, если через год дела пойдут плохо, можно было бы вернуть вознаграждение. И я думаю, нужно подумать, не должны ли быть повышены требования к капиталу отдельных институтов, в случае, если регулятор считает их риски повышенными. Я думаю, мы более или менее можем согласовать все эти принципы, и они прозвучали в Лондоне в апреле. Но их еще не применяли в управлении институтами, и необходимо сделать это как можно быстрее. Хотелось бы добавить, что сейчас идут дебаты по поводу ограничений бонусов и всего такого, и думаю, сам Эдэйр Тернер, который тоже обсуждал это, сказал, что в условиях глобальной экономики одной стране очень сложно сделать что-то, для чего другие страны затем создадут лазейку. Но мне кажется, эти споры перейдут в обсуждение того, не приходится ли на бонусы в целом слишком большая доля выручки и прибыли компаний. Я думаю, это важная тема для дебатов «Большой двадцатки» и всего мирового сообщества: [во-первых], не оказываемся ли мы под угрозой из-за недостаточных требований к капиталу там, где люди берут на себя огромные риски, а во-вторых, нужно ли работать над каким-либо соглашением о том, каким должно быть разумное процентное отношение. - Можете ли вы, господин премьер-министр, закрепить это в законодательном порядке или это должно быть составляющей частью международного кодекса? - Третий момент, о котором я хотел бы поговорить в связи с проблемой управления и стандартов банковского надзора, кстати, касается того, что нам нужно разбираться с законодательными и налоговыми оазисами. Глобальная система просто-напросто не сможет отвечать интересам стран, которые придерживаются правил, если несколько государств или зон смогут освободить себя от соблюдения этих правил. Поэтому я, конечно, хотел бы увидеть прогресс по всем этим вопросам в Питтсбурге, так же, как и президент [Николя] Саркози, так же, я думаю, как и Соединенные Штаты Америки. И мне кажется очень важно, чтобы были настоящие, практические изменения в том, как действуют финансовые институты и отдельные страны, а не одни обещания [сделать что-либо] в далеком будущем. - Господин премьер-министр, хотелось бы уточнить, значит ли это, что вы согласны с тем, что говорил президент Саркози о чересчур больших вознаграждениях и ограничении бонусов банкиров? - Нет, я говорю именно о том, что важны детальные правила, которые впоследствии необходимо согласовать, и их соблюдение. В апреле все соглашались, что нужно сделать еще многое; мы добились большого прогресса в ряде областей, в отношении которых достигли согласия в апреле в Лондоне. МВФ был укреплен, Всемирный банк был укреплен, региональные банки развития были укреплены. В этой области мы ждем детального воплощения согласованных принципов. Я говорю, что сейчас ведутся разговоры об ограничении бонусов и обо всем, что с этим связано. Я говорю, что, по-моему, это очень сложно сделать в международной среде. Но, возможно, есть способы, которые могут даться нам лучше. - Ужесточение требований к капиталу? - Я думаю, Эдэйр Тернер правильно говорит, что когда компания подвергает риску своих акционеров - и всю экономику за счет взаимосвязи с другими компаниями, у регулятора должно быть право настаивать на ужесточении требований к капиталу. Но стоит обсудить и то, какую долю должны составлять бонусы и каков вообще должен быть тип вознаграждения с учетом доходов компании. - Можно ли задать в связи с этим один вопрос? Лорд Тернер, затронув тему зарплат, кажется, сказал, что есть более важный момент, который заключается в том, что, по сути, многие финансовые институты не могут сделать ничего такого уж полезного для общества, и не стоит ли обратить внимание на этот фундаментальный аспект работы финансовых рынков? - Смотрите, на самом деле, возник вопрос о том, как развивался весь рынок второсортной ипотеки. И, конечно, теперь люди будут говорить, что эти новые продукты развивались и в ущерб тем, кто их покупал, и в ущерб экономике в целом. Что касается вопроса о рынке оптовых финансовых услуг, я считают важной тему комиссионных за андеррайтинг, за слияния и поглощения, но это нужно обсуждать. И есть вопрос о конкуренции, о существующих степенях конкуренции. Естественно, из-за того, что случилось во время финансового кризиса, количество инвестиционных банков уменьшилось, так что этот вопрос обоснован, и я вижу, как некоторые институты говорят, что будут выполнять свои функции самостоятельно. И очевидно, что для банковской системы важна конкуренция. Я категорически не согласен с утверждением о том, что раз мы занялись решением проблем Halifax Bank of Scotland, значит мы против конкуренции. На самом деле, все совершенно наоборот: мы хотим поддержать конкуренцию и появление новых игроков на этих рынках настолько, насколько это возможно. Вдохновляет, что вопреки тому, что можно было бы ожидать в начале года, до сих пор есть множество иностранных институтов, которые не свернули бизнес и остались на британском рынке. Конечно, кого-то мы потеряли, например, исландские учреждения, но сейчас участие иностранцев больше, чем можно было ожидать в начале года, когда происходила систематическая мобилизация ресурсов, и люди возвращались в свои страны. - Вы согласны с лордом Тернером, что лондонский Сити раздут и его необходимо уменьшить? - Был ли финансовый сектор перегрет? Теперь мы, конечно, знаем, что это именно так. Но я думаю, что в Лондоне очень много высококвалифицированных финансистов, бизнесменов и юристов, и я из тех, кто считает, что Лондон очень быстро приспосабливается к новой действительности, что он будет яростно бороться за сохранение своей конкурентоспособности в глобальном финансовом секторе будущего. И Лондон обладает отличными свойствами с точки зрения расположения, концентрации различных видов деятельности и исторических преимуществ, значение которых, я думаю, не нужно преуменьшать: это английский язык, великолепные специализированные и юридические, а также финансовые услуги. Так что, я думаю, стратегия обновления Лондона в будущем должна заключаться в том, чтобы развивать наши сильные стороны… - Значит, он не слишком большой, и рынок сам о себе позаботится? - Думаю, что если, как я сказал, он и был перегрет в прошлом, то сейчас происходит коррекция. - Как вы думаете, что было самым трудным? - Наше вмешательство в банковскую систему. Мы сделали это прежде, чем остальные. Мы не знали, что другие страны поступят так же. Если сегодня банки говорят вам, что у них полно средств для того, чтобы продолжать работать без госпомощи, а на следующий день вы узнаете, о, вероятно, худших в истории вашей страны потерях финансового сектора и обесценившихся активах, приходится принимать достаточно сложные решения. И до того, как весь остальной мир задумался о том, что нужно переходить от простой накачки банков ликвидностью к их реструктуризации, мы на это решились. Когда мы принимали эти решения, было совсем неочевидно, что остальной мир последует за нами, и поэтому было далеко неочевидно, что будет считаться, что Британия поступила правильно. Но мы смогли провести работу с остальными странами и убедить некоторые из них, в то время как другие и сами задумывались об аналогичных мерах, и стабильность банковской системы, вся стабилизация банковской системы многим обязана тем трудным временам и непростым решениям, которые нам пришлось принять. - Это поэтому детали программы страхования банковских активов до сих пор не разработаны до конца, и вы даже довели их до того, что Lloyds, к примеру, не исключает, что ему не нужно принимать в ней участие? - Есть разница между первоначальной рекапитализацией и действующим порядком страхования их активов, и дебаты по поводу различных аспектов схемы защиты активов будут всегда. Первоначальную реструктуризацию банков, в конечном счете, одобрили все. Важным моментом стало осознание того, что если рынки потерпят крах, ответственность будет на нас. Но за последний год мы поняли еще и то, что банки столь взаимосвязаны между собой, а в финансовой системе все так переплетено, что один институт может моментально повлиять на судьбу другого института, поэтому должна измениться мировая система регулирования. У «Совета по финансовой стабильности» (ранее это был «Форум по финансовой стабильности») должно быть больше обязанностей. Я в этом не сомневаюсь. МВФ нужно реструктурировать для нового этапа, я говорил об этом десять лет и пытался убедить другие страны в необходимости этого. Он должен участвовать в предотвращении кризисов, а также в борьбе с ними так, как в действительности никогда не участвовал. В 1945 году, когда был создан МВФ, средства в его распоряжении составляли около 4% мирового ВВП. Сейчас это всего лишь 1%. Поэтому возникает вопрос, а достаточно ли ресурсов у наших международных институтов для того, чтобы решать те проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и я думаю, что в рамках любого глобального соглашения в будущем нам придется заняться этим вопросом. Нам нужно решить, существует ли система страхования национальных экономик, которая защитила бы их лучше, чем затратный и отчасти непродуктивный способ, который заключается в накоплении резервов. Я думаю, наряду с дисбалансами это - одна из важных проблем мировой экономики, учитывая, что сейчас резервы достигли порядка семи триллионов. Я бы хотел подчеркнуть значимость саммита в Питтсбурге. Есть еще два аспекта, которые, я думаю, очень важны для мировой экономики. Мы можем доказать, что способны принять меры, которые помогут стабилизировать ситуацию в банках, но еще нам надо доказать (и это касается того, что я говорю о невозможности вести дела по-старому), что мы можем обеспечить устойчивый экономический рост. Мне кажется, что для этого нужны какие-то критические точки, по достижении которых мир будет готов действовать. Какие-то вещи, которые происходят или не происходят и заставляют нас договариваться о том, над чем мы можем работать вместе. Если мы увидим, что ситуация ухудшается, или обнаружим, что необходимо что-то сделать, мы как мировое сообщество сможем принимать решения. Раньше о мировом экономическом управлении не задумывались. В прошлом мы пытались достичь согласия по определенным вопросам, но сейчас нам нужно более четко оговорить, как бороться с дисбалансами, как можно уменьшить необходимость в резервах, которые являются непродуктивным способом использования наших активов, предоставив людям адекватную страховку от нестабильности, и мы должны посмотреть, как можно укрепить сами глобальные институты, чтобы при необходимости они могли принимать все нужные меры. - Приведите пример таких критических точек. - Когда я говорю о критических точках, то имею в виду, что мир должен быть готов признать проблему и принять меры, если происходят определенные вещи. То есть можно сказать, что если, например, дисбалансы достигнут определенного уровня, мы должны быть готовы решать проблемы, которые возникнут у профицитных и дефицитных стран. Я считаю, что и в других областях необходимо думать о принятии мер. Если, например, какие-либо страны или финансовые регуляторы будут недостаточно быстро ликвидировать проблемные активы, нужно будет подумать о том, чтобы мировое сообщество приняло какие-то меры для того, чтобы люди поняли, что в этой ситуации необходимо действовать. Я думаю, есть и другие области, в которых мировое сообщество может действовать сообща, поэтому нам нужно перестать говорить, что мы сделаем все, что в наших силах, чтобы чего-нибудь достичь, и вместо этого сказать, что если что-то произойдет, это подтолкнет нас к продуктивным действиям. Я всегда говорил, что «Совет по финансовой стабильности», который раньше был «Форумом по финансовой стабильности», должен участвовать в определении сроков наступления кризиса и заранее предупреждать нас об этом, поэтому мир должен больше координировать усилия в этой области. Нужно добиться такой формы глобального экономического управления, которая будет вызывать доверие у людей, но при этом не преуменьшать право людей принимать собственные национальные решения. И, конечно, точно так же можно сказать, что нужно больше согласованности в вопросах выхода из режима антикризисной поддержки, поскольку это то же самое. Когда я выдвигаю эти предложения наряду с предложениями, касающимися банков и финансового сектора, я бы также хотел упомянуть о третьей группе предложений. Они касаются экономики с низким потреблением углеродов, поскольку если мы ищем источники экономического роста, то в Питтсбурге и в рамках недели ООН мы также должны признать, что если не примем никаких мер сейчас, определяя повестку для Копенгагена, то рискуем не достичь соглашения в Копенгагене. Поэтому я хотел бы обсудить это, и, особенно, финансирование предложений по борьбе с климатическими изменениями. Я выдвинул свои предложения. Я предположил, как бы мы могли развить то, что было решено в Мексике и Норвегии. Я думаю, что мои предложения в сочетании с предложениями других стран могут, по крайней мере, стать неплохой отправной точкой и показать развивающимся странам, что мы серьезно относимся к их участию в соглашении. И я рад бы был увидеть какой-либо прогресс в рамках недели ООН. Президент [Барак] Обама согласился вынести это на повестку дня и постараться включить это в повестку саммита в Питтсбурге, так что вот те три темы, которые показывают, что вернуться к старому распорядку уже нельзя, и что есть возможность стать частью процесса, обеспечить устойчивый рост в будущем, и это будет оказывать такое влияние, какого не было у нас раньше. - Что касается второго пункта, балансов, речь, очевидно, идет о том, чтобы мог высказываться МВФ. Вы хотите этого? - Этого можно добиться различными способами, необязательно с помощью МВФ, но это один из вариантов. Оригинал интервью

2009-09-01
Профессионалы для жизни после смерти
Директор по маркетингу ищет работу Соотношение количества резюме к количеству вакансий в сфере «Маркетинг/реклама/PR» ИСТОЧНИК: HEADHUNTER Прибавка за вредность Заработные платы в сфере маркетинга тыс руб. ИСТОЧНИК: HEADHUNTER Кризис еще не кончился, а многие рекламные агентства и СМИ начали заново набирать штат, чтобы встретить новый деловой цикл во всеоружии. На одном только сайте hh.ru в течение последних двух - трех месяцев


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное