Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<Стоимость дефолтных облигаций на рынке - 2-10% от номинала>>


     slon.ru
2009-08-26
«Стоимость дефолтных облигаций на рынке - 2-10% от номинала»
о переоценке облигаций в портфелях по рыночной стоимости: Рыночная оценка дефолтных облигаций довольно низкая, хотя ее уровень зависит от многих факторов. Как правило, стоимость бумаги начинает падать сначала до 50%, потом - до 20 - 30% от номинала еще на стадии слухов о том, что в компании не все так гладко. Когда произошел дефолт, и все понимают, что в компании денег нет, и не будет, а реструктуризировать задолженности сложно, стоимость облигаций падает до 10% и ниже от номинала. Средняя стоимость таких бумаг на рынке - примерно 2 - 10% от номинала, хотя, повторюсь, здесь нужно учитывать многие факторы. В портфелях облигационных ПИФов таких дефолтных бумаг в среднем 10 - 20% от объема портфеля. Поэтому исключать возможность того, что стоимость активов фондов может резко снизиться в результате переоценки, нельзя.

2009-08-26
«Участники рынка будут «задирать» котировки дефолтных бумаг с помощью сделок»
о переоценке облигаций по рыночной стоимости: Стоимость активов, естественно, может упасть в результате переоценки облигаций по рыночной стоимости. Однако на любое действие (тем более, если речь идет о столь частой смене стандартов) есть противодействие. На рынке облигаций часто «балуются» с котировками. И я думаю, что участники рынка будут выходить из положения, заключая сделки по тем ценам, которые необходимо. Круг участников узок, и те, кому надо, - договорятся между собой. Что же касается отслеживания подобных манипулятивных сделок регулятором, то это сложно делать даже на долговых рынках более развитых стран, не говоря уже о российском рынке.

2009-08-26
Правила поведения диктатора
Идеальный путь для стратегии Обамы - туркменизация всех диктатур, если уж нельзя их демократизировать

2009-08-26
Ford опять остановит завод в России
МОСКВА (Рейтер) - Автозавод Ford, выпускающий автомобиль Ford Focus, остановит конвейер с 31 августа по 11 сентября из-за спада продаж на российском авторынке, сообщила представитель Ford Екатерина Кулиненко. Все работники завода будут получать во время простоя две трети зарплаты, добавила она. За семь месяцев 2009 года весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упал на 50 процентов, в июле - на 58 процентов. Продажи Ford выглядели хуже рынка - они снизились на 53 процента за семь месяцев до 54 390 машин и на 72 процента к июлю 2008 года до 5 333 автомобилей. Правда, продажи Focus, который выпускается в России, за семь месяцев снизились лишь на 42 процента до 56 380 автомобилей. Ford уже останавливал свой конвейер по той же причине с 25 мая по 5 июня, с 1 по 10 июля, и еще на три недели с 20 июля. Профсоюз Ford никаких акций в связи с остановкой конвейере не планирует, сказал Рейтер лидер профсоюза Алексей Этманов. Российские автопроизводители стали подстраиваться под потребности авторынка с начала года, останавливая производство и сокращая рабочую неделю. Конвейер основного российского автопроизводителя «АвтоВАЗа» в августе не работает, а в сентябре будет работать вполсилы. Сокращают рабочие смены и останавливают производства «КамАз», заводы «Группы ГАЗ», «GM- АвтоВАЗ», производители иномарок «Автофрамос» (выпускает Renault Logan), Toyota, «Тагаз» (Hyundai), практически прекратил производство завод «Ижавто» (Kia). (Глеб Столяров, редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-26
Отказ от «Булавы» грозит РФ переделкой субмарин
УЛАН-БАТОР (Рейтер) - Провал с принятием на вооружение межконтинентальной ракеты «Булава» будет грозить России дорогостоящей переделкой целой серии новейших атомных подлодок под уже действующую ракетную систему «Синева», сказал журналистам глава Генштаба Минобороны РФ Николай Макаров. «Булава», которая способна нести до 10 ядерных боеголовок, пока не оправдывает надежды российских военных. С 2003 года из 11 пробных запусков лишь 6 оказались успешными. В результате, в отставку ушел глава ответственного за разработку ракеты Московского института теплотехники Юрий Соломонов. По сообщениям СМИ, «Булава» должна использоваться на новых стратегических субмаринах проекта 955 «Борей». Головная лодка серии - «Юрий Долгорукий» - недавно вышла на испытания. Российские СМИ также сообщали со ссылкой на источник в ВМФ, что после провалов в испытаниях «Булавы» военные рассматривают вопрос ее замены на «Синеву». «Комплекс «Синева» - абсолютно другой комплекс в отличие от «Булавы», и сама подлодка, устройство ее, именно сделаны под «Булаву». Чтобы перестроить под «Синеву» - это практически заново надо перестроить подлодку, полностью. Это, наверное, очень дорогостоящий проект», - сказал Макаров. По его словам, последние неудачи «Булавы» связаны с ошибками в технологическом цикле производства ракеты. «Мы все-таки склоняемся на то, надеемся, что «Булава» полетит. Последний полет связан, прежде всего, с циклом технологическим производства этой ракеты, а не с конструкторскими особенностями. Я думаю, промышленность ее осилит, и ракета должна полететь», - сказал Макаров. Он добавил, что Россия не меняла сроки строительства субмарин типа «Борей» из-за неудач в испытаниях «Булавы». По словам замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в настоящее время две подводные лодки из класса «Борей» - «Александр Невский» и «Владимир Мономах» - строятся, а субмарина «Юрий Долгорукий» проходит ходовые испытания. Аналитик называет маловероятным отказ от дальнейших испытаний «Булавы», а значит и перестройку существующих подводных ракетоносцев. «Если только будет еще 10 - 15 неудачных пусков. Там проблема состоит в организационно-финансовых вопросах, а не в неразрешимом научно-техническом тупике»,- сказал Макиенко в беседе с Рейтер. (Денис Демкин, текст Айдара Бурибаева. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-26
РФ хочет купить у Франции десантный корабль
УЛАН-БАТОР (Рейтер) - РФ рассчитывает до конца 2009 года договориться с Францией о покупке многоцелевого корабля класса Mistral и последующей организации совместного производства, сказал журналистам начальник Генерального штаба РФ Николай Макаров. «Мы рассматриваем возможность покупки такого корабля во Франции и в последующем организации совместного производства по выпуску кораблей данного типа. Пока речь идет об одном, хотим производство наладить, чтобы как минимум серию 4 - 5 кораблей (построить)", - сказал Макаров в ответ на вопрос о возможности покупки кораблей данного типа за рубежом. «Рассчитываем до конца года выйти на договорные обязательства», - добавил Макаров. По его словам, Россия ведет переговоры с министерством обороны Франции и частной фирмой, которую он не назвал. Макаров также не назвал стоимость контракта. «Она оговаривается», - сказал он. На вопрос, не отразится ли сделка пагубно на российском военном кораблестроении, Макаров ответил: «Я думаю, что ни одна страна в мире не может все сделать на высочайшем качественном уровне. Я думаю, что-то все равно придется закупать». «У нас пока кораблей такого класса нет», - сказал он. Многоцелевые корабли класса Mistral строятся французской компанией DCNS (www.dcnsgroup.com) и предназначены для проведения десантных и миротворческих операций, а также способны осуществлять командные функции. Оснащение кораблей может варьироваться в зависимости от их размеров (4 типа), но модель, состоящая на вооружении ВМС Франции, несет 16 вертолетов и может принимать на борт до 40 основных боевых танков Leclerc и до 900 военнослужащих. МИЛЛИАРД ЕВРО НА ПАРАД Стоимость одного корабля класса Mistral составляет около 300 миллионов евро, сказал Рейтер замдиректора Центра анализа и стратегий и технологий Константин Макиенко. «Строительство таких кораблей по лицензии в России обойдется примерно в такую же сумму за единицу. Всего моряки хотят иметь 4 корабля, что дает общую стоимость проекта 1 - 1,2 миллиарда евро. Покупок такого масштаба еще не было», - говорит аналитик. По словам Макиенко, дорогостоящая покупка корабля и строительство еще целой серии кораблей такого же класса никак не вписываются в военную стратегию России. «Мы крайне негативно относимся к этой сделке. Мистраль - это экспедиционный корабль для бывших колониальных держав... отвлекающий ресурсы от действительно необходимых проектов... по своей конструкции пригоден только для теплых морей. Для холодных вод он неприменим»,- говорит Макиенко. По его мнению, России негде использовать океанские десантные корабли класса Mistral. «В Грузию мы будем ездить на танке. После того, как мы вошли в Абхазию, здесь нет необходимости проводить морские десантные операции. И там необходимы корабли меньшего водоизмещения, которые у нас уже есть», - сказал Макиенко. «Очень непонятная сделка, не хочу тут говорить слово коррупция... Это какие-то соображения престижа. На нем можно будет проводить парады, возить адмиралов... приплыть на нем в Венесуэлу»,- добавил он. «ПЕХОТИНЕЦ БУДУЩЕГО» Макаров сказал, что Россия хочет закупить во Франции несколько комплектов перспективной экипировки для военнослужащих, чтобы промышленность РФ, наконец, поняла, что нужно военным. В 2004 году министерство обороны Франции выдало компании Sagem контракт на поставку в войска комплектов экипировки FELIN, каждый из которых включает в себя средства навигации, связи, портативный компьютер, нашлемный прицел, средства целеуказания, интегрированные в единую электронную систему, а также средства защиты. Ориентировочная стоимость одного комплекта - 26 000 евро. В этом году французская экипировка «пехотинца будущего» была продемонстрирована на авиасалоне МАКС. «В принципе, она по многим параметрам превосходит нашу. Поэтому мы хотим приобрести минимальное количество, может быть, 8 комплектов всего, апробировать в ходе учений... сравнить с нашей экипировкой», - сказал Макаров. «Во-первых, наша промышленность поймет, что необходимо делать - это главная цель наша. Потому что наши промышленники не понимают, что мы от них хотим». (Денис Дёмкин, текст Дмитрия Антонова. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-26
«Обслуживать машины «АвтоВАЗа» становится невыгодно»
Лоббисты от автодилеров | Дилеры уходят, сети остаются | Производители забыли о дворцах | Невыгодный «АвтоВАЗ» | «Автомир» в ожидании оттепели Один из основателей дилерской группы «Автомир», Дмитрий Гулин, совмещает обязанности члена совета директоров компании с не менее ответственной позицией президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) уже довольно давно. Его стаж в дилерском бизнесе практически совпадает с возрастом самой профессии - в отличие от западных стран, в России этот бизнес довольно молод. Отсюда и многочисленные проблемы отечественных автодилеров, о которых и рассуждает наш собеседник. Дмитрий Гулин считает, что дилерская сеть в России будет только расширяться, автоцентрам закрытие не грозит, - просто на смену одним собственникам придут другие. Он посетовал на недостаточную сплоченность игроков рынка, которая мешает им приобрести необходимый вес для более эффективных переговоров с властью и производителями. Подобная консолидация интересов, например, помогла бы дилерам общаться с «АвтоВАЗом», чью продукцию им по-прежнему выгодно продавать, а вот обслуживать становится все сложнее. И это серьезная проблема, ведь две трети прибыли дилеры сегодня, как никогда, получают именно на ремонте и обслуживании уже реализованных ими автомобилей. ЛОББИСТЫ ОТ АВТОДИЛЕРОВ - Дмитрий, вот у ваших американских коллег целая проблема: не справляются с продажами по программе утилизации «Деньги за драндулеты» (Cash for clunkers). Почему c запуском аналогичной программы так долго тянут в России? - Есть совершенно конкретные планы по созданию такого проекта в России в следующем году, а именно, по выдаче субсидий на покупку новой машины при условии замены старого автомобиля. Называлась сумма в 50 000 руб. Сейчас детально обсуждаются условия этого проекта, процесс уже пошел, я вхожу в рабочую группу при Минпромторге РФ, которая занимается разработкой этого так называемого эксперимента. Цели там две. Первая - создание системы утилизации в стране, поскольку есть цифры, свидетельствующие, что из парка объемом в более чем 30 млн автомобилей около половины - автомобили старше 10 лет. Здесь проблема в том, что нет механизма и нет правовых и производственных возможностей для того, чтобы утилизировать эти машины. Вторая цель нам, дилерам и производителям, ближе - это стимулирование спроса. Примеры Европы и Америки показывают, что это абсолютно реально. В Германии после запуска подобной программы в отдельные месяцы продажи показывали прирост более чем в 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. - Чем поможет отечественная программа автодилерам, насколько критична ситуация по стокам сегодня? - У самих дилеров по стокам никаких проблем сейчас нет. У отдельных производителей они есть. На самом деле, кое-где уже есть предприятия по утилизации транспортных средств, готовые работать в рамках возможной программы. Они изначально под это создавались. Есть гигантские шредеры в Москве и Московской области, которые будут все это перемалывать. - И сколько их, по вашим данным? - Два готовых и один в стадии строительства. Это огромные предприятия с площадью по 4 га земли, гигантские установки, которые работают, как мясорубка: туда можно день и ночь кидать машины, а они будут их перемалывать и выпускать материалы для дальнейшей переработки. Так что, по нашей информации, по московскому региону производственные мощности есть. Но это на самом деле очень трудоемкая система. - Есть ли какие-то дополнительные меры по стимулированию спроса, которые не будут входить в эту конкретную программу Минпромторга? - Дело в том, что до конца сейчас не определен список тех автомобилей, которые будут входить в эту программу. По всей видимости, упор будет сделан на автомобили, которые уже вошли в программу стимулирования спроса по субсидированию автокредитов. В принципе, там уже определенные результаты есть, хотя начало было достаточно скромным. Изначально цифры по госпрограмме составляли 2 - 3% от общего количества продаж, но сейчас эти цифры растут. Можно ожидать, что это будет уже достаточно серьезный процент продаж. - В чем заключаются текущие задачи РОАД? Чем ваша ассоциация отличается, скажем, от американской NADA? - Мне кажется, у нас прообразом послужила все-таки Германия, и не случайно: там накоплено больше опыта. Мы уже во второй раз приглашаем американских и европейских коллег на конференцию «Росавтодилер». Отношения между нами достаточно тесные, поскольку дилеры всех стран и континентов имеют аналогичные задачи. Специфика местная, безусловно, есть, но она не столь значительна. Гораздо интереснее обмениваться опытом. Конечно, здесь продвинулись европейцы и американцы, так как, на мой взгляд, возраст профессии вполне можно приравнять к возрасту ассоциации. Российской профессии «автодилер» сейчас 15 лет, поскольку наша ассоциация была создана в 1994 году. В США аналогичная ассоциация была создана в 1917 г., а во Франции - в 1900 г. Соответственно, за эту более чем вековую историю наши зарубежные коллеги накопили гигантский опыт, и у них эта профессия более консолидирована. Чем мы отличаемся от американцев и европейцев? Дилеры у нас больше привыкли апеллировать к производителю, который и остается ключевым партнером. Но не у всех дилеров есть понимание своей отрасли как таковой и, объективно, наша работа как объединяющего органа в этом смысле была недостаточно активной до последнего времени. Сейчас мы стараемся ее активизировать. Наша главная задача - консолидировать отрасль, чтобы она была объединена общими решениями. Парадокс заключается в том, что до недавнего времени эта профессия не рассматривалась как отдельная отрасль, и не было единого органа, куда стекалась бы вся информация, которая могла бы объединять опыт отдельных игроков. При этом профессия достаточно колоссальная по масштабам: в прошлом году через российских дилеров прошло $60 млрд, а количество работающего персонала, занятого в отрасли, составляет порядка 200 000 человек. Единственным управляющим органом до недавнего времени оставались производители. Это не совсем правильно, так как у производителей интересы свои, совершенно конкретные, а дилерам нужно объединяться, чтобы отстаивать свои интересы, так как дилеры - все-таки наши сограждане, а производители, как правило, - западные компании со своей культурой. Здесь могут возникать противоречия. - Ну, а какие реальные проблемы РОАД уже помогла решить? - Говорить о том, что мы, и никто другой, решили какие-то проблемы, было бы не совсем верно. Проблемы решаются многими участниками. К примеру, мы довольно долго говорили об отмене двойного НДС на подержанные автомобили. В итоге, этот момент был практически решен и сейчас условия для продажи подержанных автомобилей гораздо лучше. До этого это был просто нонсенс, который делал невыгодной для официальных дилеров торговлю подержанными машинами. - Какие вопросы на повестке дня у ассоциации? - Закон «О техосмотре», «О техрегламенте», например. Те вещи, которые могут повлиять на наш бизнес. Есть тот же самый знаменитый закон «О защите прав потребителей», куда в свое время были внесены поправки, которые совершенно несуразны, когда высокотехнологичный товар можно вернуть продавцу в течение 15 дней из-за ерунды. - Последний на практике, вообще, работает? - Слава богу, что покупатели не отличаются экстремизмом. Есть единичные случаи, но массовой проблемы пока нет. - А почему вы считаете, что этот пункт бредовый? - Ну, а что в нем нормального? Если у вас перегорела лампочка в автомобиле, то вы идете и возвращаете машину?! Причем, если машина поставлена на учет, она автоматически становится подержанной. Как к этому относиться? Если покупатели начнут этим злоупотреблять, то дилерам ничего не останется, как перекладывать эту проблему на плечи покупателей за счет надбавок «за риск». И это называется защитой потребителя? - РОАД просит убрать этот пункт? - Надо просто адекватно описать тему технически сложных товаров, на которые должны распространяться такие вот законы. ДИЛЕРЫ УХОДЯТ, СЕТИ ОСТАЮТСЯ - Каковы на сегодняшний день ключевые задачи отечественных дилеров? - До недавнего времени интерес был один - развивать бизнес, что не обязательно заключалось в объемах продаж, но и в том, например, чтобы построить больше торгово-сервисных комплексов. Вопрос рассматривался дилерами по-разному: для кого-то это было сиюминутное извлечение прибыли, для кого-то рост стоимости компании. С наступлением кризиса эти интересы изменились, и сейчас основная цель заключается в сохранении бизнеса и инвестиций. - Как это можно сделать? Сокращение расходов - дилерской сети, персонала? - Оптимизация бизнеса. Дело в том, что у всех дилеров совершенно разные ситуации. Например, те, кто не занимался своим развитием, не строили новых комплексов, кто довольствовался своим текущим бизнесом и развивал его как-то в рамках имеющихся предприятий, они сейчас чувствуют себя благополучно. Потому что, если взять какой-то отдельный комплекс, это весьма устойчивый бизнес, ведь фактически около 70% производственных и людских ресурсов там занято в послепродажном обслуживании. И у эффективных дилеров сейчас две трети бизнеса основаны на сервисе, и только одна треть - на продажах. Это очень важный момент и залог устойчивости для автодилеров. Продажи могут меняться, уменьшаться, но сервис не подвержен таким изменениям. Многие сейчас отмечают, что когда люди реже покупают автомобили, они начинают бережнее относиться к тем машинам, которые у них уже есть. - Кто же из автодилеров самый устойчивый? И чьи дела плохи? - Примеры тех, кто потерял все, известны, и их не так много. По нашим оценкам, в стране около 3000 дилеров, и если какие-то случаи наблюдаются, это не показатель. Они единичны. Остальные продолжают заниматься бизнесом. - Вы сейчас говорите об «Элекс-Полюсе» и «Инком-авто»? - Да. Именно о них. - Ну, а что происходит в регионах? Есть ли угроза глобального сокращения числа автодилеров за пределами столиц? - Я выскажусь, может быть, неожиданно, но никакого сокращения не будет. Дилерские центры могут переходить из рук в руки, и, возможно, кто-то передаст банку за долги свой дилерский центр, но это не означает, что центр закроется. Он продолжит работать. Несмотря на финансовые затруднения владельцев, дилерские центры могут оставаться открытыми, ведь до сих пор их сети невелики по отношению к автопарку, и здесь предстоит, скорее, достраивать центры, чем закрывать уже имеющиеся. Вот сейчас все обсуждают тот факт, что дилеры испытывают трудности в связи с падением продаж. На самом деле, это не совсем так, поскольку от продаж, как я уже сказал, зависит только треть доходов. Проблема связана не столько с падением продаж, сколько с затруднениями в финансировании. Раньше банки давали деньги на нормальных рыночных условиях, хотя у нас в стране займы всегда были дорогими в сравнении с западными. Сейчас условия ужесточились еще больше. В принципе, это нормальное явление, что дилеры работают на заемных деньгах, но сейчас с этими заемными деньгами происходят неприятные вещи: они либо изымаются, либо повышаются проценты, ужесточаются залоги, увеличиваются дисконты. - Означает ли это, что дилеры перестали пользоваться кредитными схемами? - Занимают, конечно, это нормально для любого бизнеса. Но если раньше банки давали деньги на недостроенные объекты, денег было много, и банки были вынуждены лояльно относиться к дилерам, то сейчас основная задача - деньги выдернуть, сохранить, положить у себя. Несмотря на призывы правительства финансировать бизнес, мы в своей практике видим обратный процесс. - А как долго банки смогут держать дилерские активы? Они могут сами стать эффективными собственниками? И если продавать, то кому? - Хороший вопрос. Надо понимать, что у банков основная проблема, - что делать с деньгами, а не с дилерскими активами. У них есть деньги, которые они сейчас крайне осторожно куда-то вкладывают, и количество этих денег существенно больше, чем активы дилеров. Поэтому как поступить с таким имуществом - это сейчас не самая приоритетная тема для банков, с этим они начнут разбираться через некоторое время. - Вы можете назвать примеры сетей, которые вынуждены передать бизнес банку? - Такие примеры мне известны, но озвучивать я их не буду. Особенность в том, что ни тем, ни другим невыгодно делать публичные заявления. Сейчас дилеры как-то договариваются о реструктуризации долгов, и банки идут навстречу. Эта ситуация является скрытой на сегодня, и, несмотря на то, что изредка в печати появляются какие-то заявления о банкротстве дилеров, это нечастые, единичные случаи. - Можно ли ожидать крупных слияний дилерских бизнесов до конца 2009 г.? - Теоретически, они и сейчас идут. В крупном масштабе, пожалуй, нет. Сейчас идут сделки по покупке дилерских центров со стороны устойчивых игроков: они покупают, пользуясь случаем, те же самые «залоговые» активы подхватываются другими дилерами. Даже недостроенные центры никуда не денутся. Они будут достраиваться и вводиться в эксплуатацию, только хозяева могут быть другими. - А кто покупает сегодня «залоговые» активы? - Например, питерский «Петровский автоцентр» купил три центра Renault в Москве, часть из них он достраивает. Это показательно. В регионах много возможностей для разных сделок. Все центры, которые принадлежали обанкротившимся дилерам, насколько мне известно, работают, и, в основном, с тем же персоналом. Рабочие места сохраняются. - То есть, большинство дилерских центров выживут? - Я бы сказал, что выживут все. Будет возможная смена собственников и смена марок. По той причине, что при нормальном управлении любая дилерская точка будет прибыльной. Это не сверхприбыли, конечно. Наш бизнес является низкомаржинальным. - Какова эта маржа? - Средняя рыночная маржа - в районе 6%. - Менялась ли она в последнее время? - В какие-то периоды она была больше, но, в целом, для понимания структуры бизнеса, она держится на уровне 6%. Здесь вопрос не столько маржинальности, сколько устойчивости потока: наш бизнес достаточно рутинный, можно заранее посчитать, сколько машин приедет на сервис, зная парк окрестностей. Все легко просчитывается и все достаточно стабильно. В связи с этим, если даже предположить, что к банку в руки попал центр, которого производитель лишил своей франшизы, ну, значит, найдет другого производителя, другую франшизу - слава богу, у нас сейчас большой выбор марок, и кто-нибудь согласится. ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЗАБЫЛИ О ДВОРЦАХ - Стало быть, в числе последних тенденций на рынке - ротация марок? Как она происходит? - Сейчас дилеры достаточно активно переставляют марки внутри своих комплексов, особенно мультибрендовые дилеры. Те, кто обладал одним объемом марок, пытаются выходить на другой объем марок - увеличивать их количество, либо заменять. Как правило, в пользу бюджетных марок, так как с ними легче входить на рынок. Так или иначе, остается некий барьер вхождения для того, чтобы заняться новой маркой. - А стоит ли сейчас вообще заниматься новой маркой? Ведь нужны солидные инвестиции. - Производители стали более гибкими: если до этого их требования были очень жесткими и высокими, сейчас они разрешают торговать автомобилями не обязательно во дворцах, которые требовались несколько лет назад. Достаточно нормальных центров адекватных размеров. Например, если в каком-то новом центре стояло три марки, то сейчас может стоять четыре - пять марок, поскольку производители посчитали возможным подвинуться и пойти на компромисс с дилером. Лучше пусть так, чем закрытие дилерского центра. - Какие бренды «подвинулись»? - Это повсеместная практика. Реально все автопроизводители стали смягчать свои требования. Самый проблемный стандарт, условие, если можно так выразиться, это территориальное расположение. Зональное расположение. И раньше, и до сих пор нормальная практика всех импортеров в том, что они территорию делят на зоны. Зона отдается дилеру с тем, чтобы он ее обрабатывал, и сейчас импортеры идут на компромиссы. Или вынуждены на них идти. Если дилер в своей зоне, например, перестал продавать какой-то объем, который интересует производителя, они могут посадить рядом нового дилера. - Где же взять нового? Неужели так много желающих получить статус официального дилера? - Как правило, сетевые и мультимарочные игроки видят, на каких марках можно зарабатывать, и готовы в них вкладываться, открывать новые точки. Есть компании, которые строятся даже сегодня и выполняют докризисные обязательства перед производителями. Но не обязательно ведь строить. Можно пользоваться существующими центрами и ротировать марки в рамках существующих центров. Вот это сейчас происходит очень активно, гораздо чаще, чем раньше. - А многие ли перешли на аренду центров? Говорят, совсем недавно этот путь считался чуть ли не позорным. - Нет, это не так. Никогда аренда позорной не считалась. Это вопрос банального коммерческого расчета: если дилеру выгодно вложиться, купить землю, построить с нуля современный комплекс и потом его эксплуатировать, - это идеальный вариант. Вопрос, однако, в цене. Есть примеры, когда дилеры строили безумные центры на десятки тысяч квадратных метров в надежде, что рынок будет продолжать расти, и на этом рынке будут отбиваться инвестиции. Сейчас они не знают, что с этим делать, и отдают имущество в залог банкам. Подобные вложения никогда не отобьются. Отчасти вина лежит и на производителях. Они предъявляли такие требования - строить гигантские центры. - Откуда вообще у производителей подобные неразумные требования? - Производителям, наверное, было приятно, что их марке уделяется столько внимания, строятся дворцы. Почему бы и нет, если дилер на это идет? Приятно приехать и перерезать ленточку, привезти начальство, показать такое, чего нигде в мире нет. Возвращаясь к аренде - есть два вида аренды: первая делается на каких-то уже существующих торговых площадях, которые строились под другие нужды. Это неудобно: приходится адаптировать центр под дилерскую специфику. Второй вид аренды гораздо более цивилизованный, и «Автомир» такую форму практиковал и практикует. Берется некий девелопер, у которого есть деньги, на начальном этапе договариваются, что нужно дилеру. Затем под конкретную марку строится адекватный, изначально рассчитанный под этот бизнес центр. Он принадлежит девелоперу, дилер заключает с ним долговременный договор аренды на 5 - 10 лет, и берет в аренду профессиональный центр - это абсолютно рабочий вариант. - А если девелопер больше не захочет его сдавать? - Дилер найдет другого партнера. Это нормальная практика. В чем плюс: если у дилера есть некая сумма денег на развитие, то сам он может построить, к примеру, один или два центра. Если он будет идти по пути такого сотрудничества, то получит 5 или 10. - Кто еще работает по такой схеме, помимо «Автомира»? - Многие. Это одна из тех вещей, которые не особо рекламируются, и являются, скорее, внутренней кухней. Ничего зазорного в этом нет. Есть много центров, на которых висит вывеска «Компания такая-то», а сама по себе недвижимость не принадлежит этой компании. Для покупателя это большого значения не имеет. Дилер полностью управляет этим центром, отвечает за клиентское обслуживание, - а клиенту какая разница? С таким же успехом можно спрашивать: а на какие деньги вы построили этот центр? На свои или на заемные? Как правило, у всех - смешанный вариант. - Можно ли ожидать прихода иностранных дилерских сетей в Россию? Ведут ли с вами переговоры на эту тему? - С нами они об этом не говорят. Примеры мы знаем: Inchcape. Остальным не до этого. Во всяком случае, мне о новых попытках иностранцев выйти на российский рынок неизвестно. Более того, тот же Inchcape пожалел о своем решении. Ситуация курьезная: в прессе писали, что они купили Musa Motors за некоторую сумму денег, а потом выяснилось, что капитализация Inchcape ниже или равна той сумме, за которую они выкупили «Мусу». То есть, по логике, владелец Musa Motors может взять, и на вырученные деньги купить Inchcape, причем целиком. Включая бывшие свои активы. Такие вот парадоксы. - Отзовется ли сокращение дилерских сетей GM и Chrysler в России? Можно ожидать, что сети станут скромнее и у нас? - Прямой корреляции здесь нет: скорее, внутренняя политика наших представительств. Будут они сокращаться или нет - им решать. Я встречался с дилерами GM, там у них есть определенные претензии к производителю, но чтобы кого-то закрывали, я не слышал. - Что за претензии? - В основном, финансовые. Низкая надбавка, короткая отсрочка платежей за поставки автомобилей. Я не думаю, что банкротство GM и Chrysler на дилерах сильно отразится. Собственно, и в Америке они постарались сделать так, чтобы не закрывать производства, автозаводы. Они могут переходить от собственника к собственнику, менять структуру, могут сокращать персонал, но чтобы закрыть завод целиком, - это происходит очень редко во всем мире. НЕВЫГОДНЫЙ «АВТОВАЗ» - Могут ли повыситься сервисные цены теперь, когда рынок упал? - Нет. Скорее, наоборот. В этом смысле есть проблема с сервисом на «АвтоВАЗе», так как сервис там очень низкомаржинальный из-за большой конкуренции, слишком много у нас неофициальных товарищей этим занимается. - То есть вазовским сервисом заниматься невыгодно? - Вазовским - нет. Можете себе представить, с кем мы конкурируем. - А продавать машины «АвтоВАЗа» - выгодно? - Продавать выгодно. - Многие дилеры жалуются, что это не так… - Маржа у ВАЗа сейчас рыночная. Но здесь вопрос не только надбавки, вопрос в том, как строятся отношения между дилером и поставщиком. Сейчас большинство автопроизводителей пошли дилерам навстречу в связи с кризисом. Дилеры получают отсрочку по платежам за поставку автомобилей. Кто-то из производителей и раньше на это шел. То есть, условно, машины дают сегодня - а мы платим за них через три месяца. Это нормальная практика, поэтому дилеру совершенно реально продать эти машины за три месяца. И таким образом не вкладывать свои деньги. - Какие автомобильные бренды сейчас используют такую схему? - Практически все. Вот кто не пошел - так это «АвтоВАЗ». Поэтому им и недовольны дилеры. На фоне остальных производителей «АвтоВАЗ» продолжает работать без отсрочки. Хотя и это уже прогресс, ведь раньше завод требовал предоплату, надо было платить вперед за несколько недель, и лишь потом получать машины. Сейчас вазовская схема близка к схеме оплаты по факту, но ни о какой отсрочке речи не идет. Таким образом, дилеры вынуждены вкладывать в оборот «дорогие деньги», иначе машины не продать. - Пытается ли РОАД решить эту проблему с «АвтоВАЗом»? - Пока нет. Надо сказать, что «АвтоВАЗ» уже продемонстрировал улучшение в своей работе с дилерами, и надо это ценить. - Однако в той же Европе дилеры имеют огромное влияние, к их мнению прислушиваются. У нас для этих целей существует РОАД. Почему нельзя договориться с «АвтоВАЗом»? - Совершенно верно. Но европейцы этого своего влияния добивались с 1900 г. И они его добились. Спустя век и у нас такое может быть... - Ну, «АвтоВАЗ» существует уже полвека... - «АвтоВАЗ» - да. Но дилерской профессии всего 15 лет. И дилеры за это время росли, и сейчас только начинают осознавать свою силу, впрочем, далеко не в полной мере. К тому же, не все дилеры являются членами нашей ассоциации, многие пытаются сидеть на местах и самостоятельно решать свое проблемы, не понимая, что в одиночку это невозможно. «АВТОМИР» ЖДЕТ ОТТЕПЕЛИ - Давайте поговорим о вашей компании, «Автомире». Сколько проектов сегодня приостановлено, сколько объектов незакончены? - Порядка 10 объектов. Где-то - комплекс на стадии строительства, где-то просто земля. Но у нас не настолько плохо идут дела, чтобы мы продавали все это за бесценок. Продать их сейчас мы, понятное дело, можем, но предпочитаем ждать того момента, когда развитие опять станет выгодным. Сейчас мы эти объекты держим за собой. На выходе из кризиса более выгодным для развития будет приобретение тех дилеров или объектов, которые окажутся привлекательнее и дешевле, чем были до этого. - То есть, банкротов? - Не обязательно банкротов. Ситуация не является такой уж черно-белой - либо ты банкрот, либо преуспевающий дилер. Есть масса промежуточных стадий, когда владельцы по определенной причине не хотят этим больше заниматься: либо устали, либо, действительно, долги какие-то надо возвращать. И они не банкроты, но они готовы продавать активы по вполне умеренным ценам. Вот это будет на волне выхода из кризиса процветать. И тогда, возможно, к нам придут и западные компании. - Как развиваются проекты «Автомира» с китайцами? - В проекте по Lifan участвуют три стороны, и «Автомиру» отведена роль дистрибьютора. С этой задачей мы неплохо справляемся: Lifan стал одной из самых продаваемых в России марок, и даже в кризис продажи растут. Перспективы проекта в целом определяются его экономической эффективностью. Надо понимать, что китайцев на российском авторынке кризис застал в положении стартапа. Ведь те же самые сомнения в свое время высказывали про японские автомобили, потом такая же история была с корейскими. Сейчас многие прекрасно ездят на Hyundai и Kia. То же самое повторяется с «китайцами». Это третья волна, она неизбежно нас накроет, но вот из-за кризиса она остановилась где-то на подходе. Сегодня китайцы, вместо того чтобы занимать агрессивную экспортную политику, развернули внутреннее потребление и производство. Я как-то был на китайско-российском форуме 2 года назад, где китайцы говорили о темпах производства, они собирались увеличивать производство на миллион автомобилей в год. Туда входит и экспорт. Как только ситуация стабилизируется, китайцы вернутся, и будут занимать популярные позиции. - То есть вы продолжите сотрудничать с китайцами? - Да, продолжаем. - Когда решится вопрос с производством? - Рассчитываем, что к осени. Скопился определенный сток, нам его нужно распродать. - Каков сток на сегодня? - Около 600 автомобилей. Судя по темпам продаж, к концу осени эти машины разойдутся.

2009-08-26
Тимошенко отобрала резиденцию у Януковича
КИЕВ (Рейтер) - Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко распорядилась вернуть государству объекты недвижимости, которыми в последнее время пользовался экс-премьер и ее основной соперник на грядущих президентских выборах, Виктор Янукович. Тимошенко и Янукович являются основными претендентами на пост президента Украины, выборы которого назначены на 17 января 2010 года. В сообщении пресс-службы Кабмина говорится, что в среду решением правительства в госсобственность возвращена государственная резиденция Межгорье под Киевом, а также два здания в центре столицы, которые Янукович якобы «присвоил» во время своего премьерства. «Мы приняли алгоритм, все решения приняли для того, чтобы вернуть государственную резиденцию из частной собственности Януковича назад государству», - цитирует Тимошенко пресс-служба. Янукович пока не комментировал решение правительства Согласно последним опросам, Януковича поддерживают 25,8 процента украинцев, Тимошенко - 16,0 процента, а за действующего президента Виктора Ющенко готовы проголосовать лишь 3,0 процента избирателей. (Павел Политюк. Редактор Шамиль Байгин)

2009-08-26
Рубль стабилен вопреки падению цен на нефть
МОСКВА (Рейтер) - Рубль в среду держался на вчерашних уровнях, немного снизившись к бивалютной корзине вслед за падением цен на нефть и коррекцией на рынках акций на фоне сокращения продаж валюты со стороны экспортеров и окончанием уплаты части ключевых налогов в РФ. Котировки рубля к бивалютной корзине ($0,55 и 0,45 евро) по итогам торгов на ММВБ снизились по сравнению с открытием на 1 копейку и на 14 копеек в сравнении с закрытием предыдущей сессии до 37,56 рубля. В течение дня курс рубля к корзине колебался на вчерашних уровнях в пределах 37,43 - 37,63 рубля. Давление на рубль оказало падение достигших максимумов 2009 года цен на нефть, которое началось на американских торгах во вторник после выхода данных о неожиданном росте запасов в США. В среду фьючерсы на нефть марки Brent достигали $70,66 за баррель после роста до $74,23 накануне. На мировых рынках наблюдалось неприятие риска, на фоне которого российские биржевые индексы РТС и ММВБ потеряли более чем два процента. Дилеры отмечают, что снижение рубля в среду было также обусловлено более слабой поддержкой со стороны налогоплательщиков, накануне продававших валюту для уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Во-первых, уменьшились экспортные продажи, а во-вторых, мы видим динамику на международных рынках, где евро/доллар ниже $1,43, нефть снижается. Это (небольшое снижение рубля) вполне объяснимое явление, это, скорее, соотношение спроса и предложения и ожидания по поводу следующего месяца», - сказал Денис Коршилов из «Ситибанка». Ставки на денежном рынке в среду по-прежнему оставались выше уровней, наблюдавшихся до начала налогового периода. В пятницу на этой неделе налогоплательщикам предстоит завершить уплату налога на прибыль. Игроки отмечают общую неопределенность на рынках, в частности, в отношении дальнейшей динамики цен на нефть и курса рубля. «Существенным фактором дестабилизации, не только валютного, но и финансового рынка вообще, сейчас можно назвать состояние неопределенности, в котором пребывает на данном этапе большая часть мирового инвестиционного сообщества - нет четкой идеи и оформившегося видения даже среднесрочной перспективы», - считает Дмитрий Харлампиев из банка «Петрокоммерц». По словам Коршилова из «Сити», рынок в настоящее время занял выжидательную позицию. «Я не думаю, что на (российском валютном) рынке много больших позиций. Пока не ясна ситуация с нефтью: она не смогла пробить уровень в $75, и идет естественная коррекция», - сказал Коршилов. По итогам дня объем торгов парой доллар/рубль расчетами «завтра» на ММВБ составил $3,3 миллиарда. Средневзвешенный курс доллара к рублю расчетами «завтра» повысился до 31,4443 рубля с 31,4388 рубля на закрытие торгов в минувший вторник. (Андрей Остроух. Редактор Елена Фабричная)

2009-08-26
«Газпром» проложил газопровод в Южную Осетию
МОСКВА (Рейтер) - Российская госкомпания «Газпром» запустила уникальный по сложности газопровод в Южную Осетию - отколовшуюся от Грузии крошечную горную провинцию, выразившую желание войти в состав России. «Строительство Дзуарикау - Цхинвал не имеет мировых аналогов по уровню сложности и может претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннеса как самого высокогорного в мире газопровода», - сказано в сообщении «Газпрома», не приводящем данных об экономической составляющей проекта. Агентство «Интерфакс» сообщило в четверг со ссылкой на зампредправления «Газпрома» Александра Ананенкова, что стоимость трубопровода протяженностью 162 километра и пропускной способностью 252,5 миллиона кубометров в год составила 15 миллиардов рублей. До сих пор 70-тысячная Южная Осетия черпала газ из ответвления газопровода, проложенного по территории Грузии. Год назад попытка Тбилиси вернуть под свой контроль отделившуюся территорию вылилась в пятидневную войну с Россией, вставшей на сторону Южной Осетии и выбившей с ее территории грузинские войска. Вскоре мятежная автономия объявила себя независимым государством, однако ее суверенитет до сих пор признали только РФ и Никарагуа. Лидер автономии Эдуард Кокойты сказал в начале августа Рейтер, что не исключает вхождения Южной Осетии в состав России. (Антон Дорошев, редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-26
Нефть упала ниже $71 после открытия рынка в США
ЛОНДОН (Рейтер) - Нефть дешевеет после роста в начале торгов на фоне падения фондовых рынков и роста запасов в США. В 17.55 американская легкая нефть подешевела на $1,26 от цены закрытия вторника до $70,79 за баррель, ранее упав до $70,73, а сорт Brent потерял $1,12 до $70,70. Рынок акций США открылся в среду ниже уровней вторника после опубликования статистики о росте заказов на товары длительного пользования. Другая причина спада на нефтяном рынке - рост запасов нефти в США на прошлой неделе по версии Американского института нефти (API). «Многие ожидают дальнейшего роста запасов нефти после их резкого снижения на позапрошлой неделе. Много нефти хранится в танкерах, и рано или поздно эта нефть придет в США», - сказал эксперт Mitsubishi Corp Тони Нунан. Аналитики, опрошенные Рейтер до выхода отчета API, предсказали снижение запасов нефти на прошлой неделе, так как объем импорта был невелик, а объем нефтепереработки повышался. Государственное Управление энергетической информации США (EIA) опубликует данные о запасах в среду в 18.30 МСК. (Дэвид Шеппард. Перевел Денис Пшеничников. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-26
«В I квартале ухудшение конъюнктуры достигло своего пика»
Конференц-колл по результатам работы в 1 квартале 2009 г. по МСФО: Петр Бакаев, начальник управления по работе на финансовых рынках: В этом году мы презентуем результаты I квартала на месяц раньше, чем в прошлом году. Что свидетельствует о стремлении менеджмента учитывать пожелания наших акционеров и инвесторов. Конечно же, мы понимаем, что по сравнению со сроками публикаций менее крупных компании нам есть, над чем работать. И сокращение сроков подготовки публикации финотчетности одной из приоритетных задач менеджмента. I квартал оказался для компании непростым. Последствия рецессии в странах Европы и разногласия по поставкам газа на Украину - основные события этого периода, оказавшие влияние на результаты I квартала. Тем не менее нам удалось достойно прожить этот период. Выручка по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2%. Снижение показателей EBITDA и чистой прибыли группы составило соответственно 19% и 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В I квартале ухудшение конъюнктуры достигло своего локального пика, что характеризовалось минимальным спросом на газ как в России так и за рубежом, минимумом цен на нефть за послдение четыре года и стремительной девальвации рубля, который в I квартале потерял 16% своей стоимости к доллару США. Цены по долгосрочным контрактам более чем в два раза превышали цены на газ на спот-рынке в Европе, что не могло не сказаться на объемах продаж. Наблюдаемое во второй половине 2008 года стремительное падение цен на нефть привело к снижению цен на газ в Европе в I квартале 2009 года. Тем не менее в отчетном периоде экспрт газа в Европу осуществлялся по ценам выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. результатом изменения ситуации на рынках стал пересмотр бюджета компании. Михаил Расеев, начальник управления консолидированной отчетности департамента бухгалтерского учета: В отчетном периоде, несмотря на непростую рыночную ситуацию, нам удалось достичь роста выручки. Совокупная чистая выручка группы от продаж возросла на 2% или на 20 млрд руб. Рост выручки достигнут в основном за счет роста продаж газа в сегменте «Европа» и в результате консолидации показателей энергетических компаний ОГК-2 и ОГК-6. При этом влияние указанных факторов было компенсировано деконсолидацией группы «Сибур» и снижением выручки от продажи нефти и газового конденсата в связи с более низкими ценами на нефть. Продажа газа в Европе и в других странах повысилась благодаря благоприятной конъюнктуре, высокой средней цены, выраженной в рублях. Средняя цена выросла на 55% при этом объемы проданного газа сократились на 31%. Необходимо отметить, что без учета изменений в составе консолидированных компаний выручка от продаж выросла бы на 5%. С 2009 года произошли изменения в отчете о прибылях и убытках, теперь этот отчет называется «Отчет о совокупном доходе». Помимо изменения в названии отчета в форму отчета включены показатели, характеризующие доходы и расходы группы, отражаемые в составе капитала. В составе таких изменений в капитале отражаются операции, которые не связаны с владельцами, такие как переоценка финансовых активов, имеющиеся в наличии для продажи. При анализе отчета в качестве аналога показателя чистой прибыли целесообразно использовать показатель прибыль за период, относящейся к акционерам ОАО «Газпром». Несмотря на сложную экономическую ситуацию, группа демонстрирует высокий уровень рентабельности по EBITDA. Динамика снижения чистой прибыли существенно отличается от показателя EBITDA, это связано с объективными факторами, и выразилось в изменении доходов и расходов по финансированию. В частности, под влиянием изменения курсов иностранных валют - доллара и евро - убыток курсовых разниц за I квартал 2009 года составил 140 млрд руб. За аналогичный период прошлого года была получена прибыль в размере 17 млрд руб. Данное изменение привело к уменьшению показателя «прибыль до налогообложения» и «прибыль за период» на 157 млрд руб. Операционные расходы за I квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 103 млрд руб. или на 19%. Покупные газ и нефть - основной элемент, повлекший увеличение расходов. Увеличение данной статьи обусловлено увеличением цены на центрально-азиатский газ, а также ростом торговых операций по покупке и продаже газа на европейском рынке. Данное увеличение было частично компенсировано снижением затрат по таким налогам, кроме налога на прибыль, расходами на оплату труда. Первые расходы сократились на 23 млрд руб. в связи со снижением налога на добычу полезных ископаемых, то вторые снизились на 12 млрд руб. Основной фактор, повлиявший на снижение оплаты труда - деконсолидация группы «Сибур» и «Газпромбанк». Прочие операционные расходы сократились на 45 млрд руб., это связано с отражением прибыли от переоценки выраженной в иностранной валюте дебиторской задолженности. Без учета изменений в составе консолидированных компаний и роста цен на покупку газа операционные расходы сократились бы на 12%. Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности составили 234 млрд руб. за отчетный период, в сравнении с 367 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Уменьшение показателя связано с падением опрационной прибыли в отчетном периоде. Ответы на вопросы: - Поясните, сколько газа азиатских стран было экспортировано в Европу? - В отношении покупного газа: мы не раскрываем показатели, у кого сколько покупаем. В I квартале купили 41 млрд куб. м газа по сравнению с 23 в предыдущем периоде. 16 приходится на Германию и 8 в предыдущем периоде. Что касается направлений продажи, то, учитывая, что потребление в Украине было минимальным, то основной газ был поставлен на экспорт. В отношении оставшегося пакета «Газпром нефти» решение не принято, поэтому мы не можем комментировать. - Что касается экспортных пошлин. Они ниже, чем прогнозировалось? - Сегодня мы рассматриваем показатели за I квартал, поэтому правильно комментировать размер пошлины за тот период, который мы сейчас рассматриваем. В I квартале величина экспортной пошлины снизилась примерно наполовину - 56%. Связано это с двумя факторами. Первый - газ азиатских стран не облагается пошлинами. Второй - «Газпром Германия» наращивала объемы на европейском рынке по покупке. В целом объемы снижались, но по «Газпром Германии» они увеличивались, и это также не является предметом налогообложения. - Расходы на техобслуживание. Почему расходы снижаются? Устойчива ли эта тенденция? Ваши клиенты в Европе использовали условия по долгосрочным контрактам? - Основной фактор снижения - консолидация показателей «ОГК-2» и «ОГК-6». Этот фактор будет сказываться весь 2009 год. При этом сами материалы группы изменились незначительно, и мы не ожидаем значительных изменений. Расходы на ремонт сокращены. Мы не ожидаем роста по ним, тенденция продолжится. - Доля «Газпрома» сократилась с 84% в 2008 году к 77% в июле 2009 года. Можно ожидать дальнейшего снижения доли? «Газпром» возобновит покупку туркменского газа? -  Во-первых, в декабре прошлого года был принят бюджет, в I квартале было очевидно, что цифры будут скорректированы, пока окончательные цифры не приняты. Нельзя связывать напрямую сокращения объемов добычи газа и снижение поставки на внутренний рынок. На внутренний рынок поставки снижены на 8%. С учетом динамики, которая происходит в настоящее время, на конец года снижение составит 4%. «Газпром» остается основным поставщиком на внутренний рынок. - Какова ситуация по внутренним тарифам? - На протяжении нескольких месяцев проводились переговоры об изменении цен на газ. С 1 января 2010 года на внутреннем рынке тарифы будут повышены на 15%, год к году 26,6%. Это связано с тем, что в этом году были поквартальные изменения. Также будут повышены тарифа на поставку газа для независимых производителей. В 2011 и 2012 годах также намечается 15%-ное повышение, но мы надеемся, что это - предмет переговоров следующих лет. Цены на внутреннем рынке перейдут в зону равнодоходности с внешним рынком. В следующем году ожидаются поставки газа на внутренний рынок выше на 5%. - Является ли рост цен ограничением на поставку газа? - Повышение цен на газ на внутреннем рынке в тех условиях, что есть. Когда цены на газ внутри страны ниже европейских в 4 - 5 раз, цена на газ настолько мала, что ее повышение не влияет на спрос. Поэтому повышение цен на газ не будет препятствовать его потреблению и экономическому развитию. - Какой объем свободной производственной мощности? На сколько вы могли бы увеличить добычу за счет собственных мощностей? - Трудно оценить на текущий момент производственные возможности ввиду того, что многие скважины были заморожены в связи с падением спроса.

2009-08-26
Двоечник Бернанке
Три ошибки Бернанке | В ожидании рецидива | Регулировать регулятора Барак Обама сделал важнейший посткризисный выбор: Бен Бернанке будет назначен председателем Федерального резерва (ФРС) на второй срок. Это удивительно недальновидное решение. Глава американского центробанка действительно заслуживает похвалы за изобретательность и храбрость в управлении антикризисной программой. Однако всё же важно помнить, что именно его действия до кризиса сыграли критическую роль в создании условий для самой разрушительной рецессии с тридцатых годов прошлого века. Это как врача, виновного в преступной халатности, прославлять за изобретение чудодейственного лекарства вместо того, чтобы задуматься: быть может, пациенту нужен новый доктор? ТРИ ОШИБКИ БЕРНАНКЕ Г-н Бернанке совершил три критические ошибки в своей деятельности перед банкротством Lehman. Первая и главная: его глубочайшее философское убеждение, что центробанки должны закрывать глаза на надувание пузырей на рынке активов. В этом отношении он солидарен со своим предшественником, Аланом Гринспеном, - тот надувал пузырь за пузырем. Гринспен считал, что монетарные власти лучше приспособлены к расчистке завалов после взрыва пузыря, чем к предотвращению его надувания. Исходя из этого убеждения, как Бернанке, так и Гринспен пошли по ложному пути после краха на рынке акций в начале десятилетия. Во-вторых, г-н Бернанке был основным защитником теории о глобальных дисбалансах в потреблении и накоплениях, которая снимает с Америки ответственность за тенденции к образованию пузырей и возлагает вину на азиатских держателей сбережений. Нельзя отрицать спрос на долларовые активы со стороны иностранных кредиторов, но все же странно винить зарубежных займодателей за беспечность американцев, которых центробанк должен бы был отрезвить. Азиатские держатели сбережений никак не связаны с американским безответственным стремлением воспользоваться пузырем на рынке недвижимости и тратить все полученные в результате деньги на потребление. Тезис Бернанке об излишках азиатских сбережений – следствие глубоко укоренившегося в Америке желания не смотреть в зеркало и валить вину на других. В-третьих, г-н Бернанке мазан тем же либертарианским мирром, что и тот, кто привел ФРС к этой катастрофе. Последователь гринспеновского кредо – «рынки лучше, чем регуляторы» – г-н Бернанке проводил в жизнь политику упразднения всякого регулирования в тучные годы. Взрывной рост деривативов, чудовищные «рычаги» в регулируемых и теневых банках, бесчинства в ипотечном кредитовании – всем этим вопиющим злоупотреблениям г-да Бернанке и Гринспен могли бы сказать «нет». Но не сказали. В результате, сложная и нестабильная система вышла из-под контроля и стала опасной. В ОЖИДАНИИ РЕЦИДИВА Даже безотносительно к этим ошибкам, г-н Обама слишком рано хвалит г-на Бернанке за чудодейственное лекарство. Никто ещё не знает, увенчается ли, в конце концов, стратегия ФРС успехом. Худшие проявления американской рецессии, кажется, остановлены. Но все это обычный, типичный, временный результат старого доброго товарного цикла. И насколько надежно постпузырное восстановление экономики – неясно. Можно по этому поводу проконсультироваться с Японией сейчас, через 20 лет после того, как лопнули их пузыри. И хотя у игроков на финансовых рынках блестят глаза в предвкушении экономического возрождения (чувство, отчасти вызванное энергичными речами Бернанке на ежегодном собрании ФРС), есть еще доводы в пользу того, что оправившаяся от недуга Америка будет слабой и болезненной. Верхом безрассудства будет наградить г-на Бернанке за восстановление, которое продлится недолго. РЕГУЛИРОВАТЬ РЕГУЛЯТОРА Повторное назначение Бернанке – удачный момент для более широкого разговора о монетарной политике США, ее роли и о манере ее проведения. Обама сделал ряд масштабных предложений, предоставляющих ФРС новые полномочия в управлении системными рисками. Я уже писал о том, что эти полномочия не следует давать ФРС без увеличения ответственности, требуемой по «мандату финансовой стабильности», который заставил бы ФРС так выстроить монетарную политику, чтобы постараться избегать пузырей и дисбалансов на рынках активов. Оставив же ФРС прежний политический мандат, мы, видимо, в будущем столкнемся с очередным разрушительным кризисом. В конце концов, все эти важнейшие решения сводятся к одному человеку – в данном случае, г-ну Бернанке – которого наделяют небывалой ответственностью, ответственностью за базовую экономическую политику Америки. Как от исследователя Великой депрессии, от него стоило бы не ждать многих ошибок. Но он уже попал в ловушки, описанные в его собственных работах. Ему не хватило предвидения или храбрости, чтобы сопротивляться самым разрушительным тенденциям, возникшим в эру процветания. Миру нужны центробанки, избегающие проблем, а не центробанки, специализирующиеся на восстановлении из посткризисных руин. Хотя бы по этой причине Бернанке не следовало бы выдвигать на второй срок. Оригинал статьи

2009-08-26
Инвecтoры РФ не дают «Нафтогазу» отсрочить долг
ЛОНДОН (Рейтер) - Группа российских инвесторов, включающая бывшего главу подразделения «Газпрома», пытается заблокировать попытку украинского «Нафтогаза» реструктурировать $500-миллионный облигационный выпуск со сроком погашения в сентябре. Зарегистрированная в Белизе компания Corlblow, представляющая интересы российских инвесторов, формирует группу держателей облигаций с тем, чтобы наложить вето на любое возможное предложение «Нафтогаза» о реструктуризации бондов, сообщил Рейтер юрист Corlblow Филипп Томас. По его словам, инвесторы хотят погашения облигаций в связи с политической нестабильностью на Украине перед президентскими выборами. «Каждый инвестор, с кем мы общались, категорически против реструктуризации, будь то продление срока погашения или дисконт», - сказал Томас в телефонном интервью Рейтер. Для рынка стало сюрпризом объявление в июле о решении «Нафтогаза» реструктурировать еврооблигации до их погашения в конце сентября даже после получения кредита от Международного валютного фонда (МВФ). «Люди хотят вернуть деньги, они недовольны. «Нафтогазу» предстоит битва, если они не погасят облигации», - предупредил Томас, добавив, что инвесторы подадут в суд на правительство Украины, если попытка реструктуризации провалится, и по облигациям будет объявлен дефолт. «Нафтогаз» отказался от комментария, а один из держателей бондов в Лондоне сказал, что общался с Томасом, но ждет новостей из Украины. Киев ранее заявил, что его позиция еще окончательно не определена. «Посмотрим, как поступит «Нафтогаз» в конце сентября, и тогда решим, формировать ли инициативную группу», - сказал Томас, добавив, что Corlblow уже заручился поддержкой владельцев облигаций на $100 миллионов, или 20 процентов выпуска. Чтобы получить право вето, группе необходима поддержка держателей облигаций на 25 процентов объема эмиссии. Один из сторонников создания группы против реструктуризации - Алексей Ольшанский, бывший глава бывшей 100-процентной дочерней компании «Газпрома» Согаз страхование», в которой в настоящее время «Газпрому» принадлежит миноритарная доля. Ольшанский сообщил Рейтер, что возглавляет Corlblow, которая никак не связана с газовой монополией. Об этом же сказал и представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. «Эта компания к «Газпрому» никакого отношения не имеет и в наших интересах не действует. «Газпром» в банкротстве «Нафтогаза» абсолютно не заинтересован, учитывая долгосрочные контракты на поставку и транзит газа и оплаченные авансы по транзитному контракту», - заявил Куприянов. (Себастьян Тонг при участии Сабины Завадски в Киеве и Дмитрия Жданникова в Москве. Перевел Денис Пшеничников. Редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-26
Акции США открылись ниже уровней вторника
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Рынок акций США открылся в среду ниже уровней вторника после публикации статистики о росте заказов на товары длительного пользования. Объем заказов на товары длительного пользования в США в июле вырос на 4,9 процента к предыдущему месяцу - наибольший прирост с июля 2007 года, который придал очертания экономическому восстановлению. «Данные о заказах на товары длительного пользования - это ключевая статистика, поскольку восстановление во втором полугодии зависит от запасов и инвестиций... », - сказал Питер Буквар из Miller Tabak & Co. Неплохая информация поступила с жилищного рынка: количество заявок на ипотечные кредиты растет вторую неделю подряд, а спрос на ипотеку на прошлой неделе оказался самым высоким с начала июня. Давление на американский рынок может оказать снижение европейских акций после выхода информации об улучшении делового климата в Германии, считает Буквар. Нефтяные фьючерсы потеряли около 1 процента с прошлой сессии, когда стало известно о росте запасов нефти в США (API). К 17.38 МСК Dow Jones снизился на 0,33 процента до 9 507,62 пункта, индекс Standard & Poor's 500 - на 0,44 процента до 1 023,43 пункта, индекс Nasdaq Composite опустился на 0,19 процента до 2 020,36 пункта. (Родриго Кампос, перевела Злата Гарасюта, редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-26
Мировая торговля растет, но тенденция негативна
ЖЕНЕВА (Рейтер) - Мировая торговля демонстрирует признаки восстановления, так как импорт и экспорт в Азии начали расти, а производство возрождается, но долгосрочная тенденция по-прежнему негативна, сообщил голландский исследовательский институт CPB в среду. Волатильные месячные показатели говорят о том, что объем мировой торговли в июне вырос на 2,5 процента по сравнению с маем - крупнейший прирост с июля прошлого года - после падения на 1,4 процента в мае, сообщил институт в своем последнем Обзоре мировой торговли. Однако объем торговли в июне был на 19 процентов ниже пикового уровня апреля 2008 года, вследствие сильнейшего спада, продлившегося с ноября 2008 года по январь 2009 года. «Несмотря на очевидное повышение в июне, тенденция роста мировой торговли до сих пор понижательная», - считает институт. Квартальные показатели института свидетельствуют, что объем торговли во втором квартале текущего года всего на 0,7 процента ниже, чем в предыдущие три месяца. В январе - марте 2009 года спад торговли в квартальном исчислении составил 11,2 процента, а в последнем квартале 2008 года - 7,1 процента. Показатели второго квартала отражают пятипроцентное повышение импорта на развивающихся рынках Азии, и 12,3-процентный скачок экспорта из Японии, сообщило CPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis, чьи данные используют Еврокомиссия и Всемирный банк. По данным института, за год, завершившийся в июне, объемы торговли сократились на 9,8 процента по сравнению с предыдущим годом. Это соответствует прогнозу Всемирной торговой организации о том, что торговля сократится в этом году на 10 процентов, что будет крупнейшим годовым снижением со Второй мировой войны. Данные о торговле также отражают двухпроцентный рост мирового промышленного производства в июне - самый значительный с тех пор, как институт начал отслеживать эту статистику в 1991 году. В мае рост производства составил 1,4 процента. И вновь, после существенных потерь в конце прошлого - начале текущего года, июньское производство оказалось на 8,5 процента ниже максимума, отмеченного в марте 2008 года, сообщил институт. Что касается менее волатильных квартальных данных, то промышленное производство выросло на 2,1 процента в апреле - июне текущего года по сравнению с первым кварталом после трех кварталов снижения. Промышленное производство в развивающихся азиатских странах, которое повысилось во втором квартале на 7,7 процента - как и в Японии - сейчас находится на рекордном уровне, тогда как производство в США сократилось на 2,9 процента. (Джонатан Линн, перевела Юлия Заславская. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-26
Инфляция в РФ за неделю замедлилась до нуля
МОСКВА (Рейтер) - Инфляция в РФ за неделю с 18 по 24 августа 2009 года составила 0,0 процента, с начала августа - 0,2 процента, с начала года - 8,3 процента, сообщил Росстат в среду. Год назад рост потребительских цен с начала августа составлял 0,2 процента, с начала года - 9,5 процента, а за весь август - 0,4 процента. Инфляция в РФ в июле 2009 года была такой же, как и в предыдущие два месяца - 0,6 процента, однако она ускорилась по сравнению с июлем 2008 года. Минэкономразвития ожидает инфляцию в августе на уровне 0,3 - 0,4 процента, первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев не исключал, что в августе будет нулевая или отрицательная инфляция. По данным Росстата, за прошедшую неделю прирост цен на сахар-песок составил 1,0 процента, на гречневую крупу-ядрицу - 0,8 процента, на говядину, мясные консервы, куры, смеси молочные для детского питания, чай и отдельные виды кондитерских изделий - 0,2- 0,4 процента. На 0,2 - 0,6 процента подешевели мука, пшено, замороженная неразделанная рыба, масло подсолнечное, сыр, отдельные виды молочных продуктов. Плодоовощная продукция в среднем подешевела на 3,6 процента, в том числе лук, морковь и картофель - на 4,2 - 7,7 процента. Цены на автомобильный бензин выросли на 0,9 процента, на дизельное топливо - на 0,3 процента. Президент РФ Дмитрий Медведев допускал, что инфляция в России в 2009 году может составить 10 - 11 процентов. Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, в 2009 году инфляция составит 12,0 - 12,5 процента. ЦБР ждет инфляцию в текущем году в 11 - 12 процентов. Инфляция в России за 2008 год выросла до 13,3 процента по сравнению с 11,9 процента в 2007 году.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное