Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Гайдар и Павловский в борьбе за светлое прошлое


     slon.ru
2009-08-19
Гайдар и Павловский в борьбе за светлое прошлое
Ничего похожего на угрозу гражданской войны в 1999 г. не существовало - она была актуальной в октябре 1993-го

2009-08-19
«При проблемах с ассортиментом в сети покупают меньше книг»
о ситуации на книжном рынке: На мой взгляд, на книжном рынке, действительно, имеется снижение потребления. Но на это еще накладывается тяжелая ситуация в самих товаропроводящих сетях. «Топ-книга» испытывает серьезные финансовые трудности, серьезно ухудшился ассортимент, что наложилось на общие проблемы рынка. Если судить по тем сетям, которые работают эффективно, это и известные московские магазины: «Москва», «Библиоглобус», по тем которые мы контролируем («Новый книжный» и «Буквоед»), там нет падения, а есть даже определенный рост. Во многом еще зависит от проблем, с которыми столкнулись операторы рынка, и это тоже провоцирует серьезное снижение покупок книг, есть проблема с ассортиментом, то и потребитель покупает меньше книг. В штуках объемы снижения рынка в России можно оценить на уровне 25%, в рублевом выражении в пределах 10 - 15%. Но это само по себе, а вот ухудшение ситуации с товаропроводящими сетями, когда одна проблема накладывается на другую, и приводит к таким снижениям, как у «Топ-книги». Так как снижение спроса не столь огромное, на уровне 5 - 6%.

2009-08-19
Прибыль и выручка HP оказались лучше прогнозов
САН-ФРАНЦИСКО (Рейтер) - Квартальная прибыль и выручка Hewlett-Packard Co оказались лучше прогнозов, и компания ожидает, что ее годовые показатели будут где-то в середине последнего прогноза. Крупнейший в мире производитель ПК получил за третий финансовый квартал 2009 года, окончившийся 31 июля, $1,6 миллиарда или 67 центов на акцию чистой прибыли против $2,03 миллиарда или 80 центов за этот же отчетный период годом ранее. Прибыль HP без учета отдельных расходов и доходов составила 91 цент на акцию, что превзошло прогнозы аналитиков, предсказывавших, что прибыль компании не превысит отметки в 90 центов на акцию. Выручка HP упала до $27,5 миллиарда против прогнозировавшихся Уолл-стрит $27,2 миллиарда. Компания ожидает, что ее прибыль на акцию за финансовый 2009 год будет держаться на средней отметке последнего прогноза, сделанного в мае, то есть от $3,76 до $3,88 на акцию без учета отдельных доходов и издержек. (Габриэль Мэдвэй, перевела Яна Соболева. Редактор Антон Зверев)

2009-08-19
«Чем выше безработица, тем сильнее это сказывается на ритейле»
об инерционности розничных рынков к последствиям кризиса: Сначала падают отрасли, обеспечивающие инвестиции. В ходе кризиса падает загрузка производственных мощностей. Потом только начинается снижение потребительских рынков. Это происходит потому, что не сразу начинаются увольнения в ходе кризиса, как правило, в первую очередь, сокращения издержек начинаются с другого, не с кадров. Особенно в высокотехнологичных отраслях. Поэтому всякого рода сокращения начинаются уже с усилением кризиса. Соответственно, чем больше безработных, тем меньше покупают, и это сказывается с отсрочкой на ритейле. Кроме того, в Америке начался резкий рост нормы сбережений - потребители запирают деньги в банках. А банки же эти средства направляют не на потребительские рынки, а, скажем, на кредитование предприятий. Потребительское кредитование будет восстанавливаться в последнюю очередь, а в первую - инвестиционное. о причинах роста продаж автомобилей в США: Похоже, сказался отсроченный спрос, ведь в самый разгар кризиса их почти не покупали. Но машина для Америки - это товар чуть ли не первой необходимости. Для страны, где традиционно многие живут в пригородах, машина очень важна.

2009-08-19
Рынки акций Европы снижаются вслед за Азией
ЛОНДОН (Рейтер) - Европейские рынки акций снижаются на утренних торгах в среду вслед за резким спадом на торговой площадке Китая, а так же из-за сохранения сомнений в восстановлении мировой экономики. К 12.10 МСК панъевропейский индекс «голубых» фишек FTSEurofirst 300 сократился на 1,36 процента до 921,82 пункта. Во вторник индекс вырос на 1,4 процента и поднялся более, чем на 43 процента после того, как достиг минимальной исторической отметки 9 марта, благодаря надеждам на быстрый подъем экономики. Банки понесли самые большие потери. Акции BNP Paribas, Banco Santander, Barclays и Societe Generale, HSBC подешевели на 1,95 - 3,46 процента. Фондовый рынок Китая рухнул в среду более чем на 4 процента, так как инвесторы разочарованы тем, что власти не предпринимают меры для поддержки рынка после того, как ключевой индекс упал на 19 процентов за последние две недели. «Снижение связано с падением на китайской фондовой бирже, - сказал Хейно Руланд из Ruland Research. - Оно напоминает о разочаровывающих показателях доверия потребителей в США, вышедших на прошлой неделе. Нет никаких признаков, что мы можем ожидать глобального восстановления в форме буквы V, и осознание этого лишит рынок оптимизма. Прогнозы прибылей тоже слишком высоки». Котировки Eurasian Natural Resources выросли на 6,44 процента после того, как результаты горнорудной компании превысили прогнозы. Британский индекс FTSE 100 потерял 1,12 процента, немецкий DAX - 1,44 процента, французский CAC 40 - 1,08 процента. (Брайан Горман, перевела Юлия Заславская. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-19
ФРС продлит выкуп обеспеченных ценных бумаг
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - ФРС США может продлить срок действия программы выкупа обеспеченных закладными ценных бумаг на сумму $1,25 триллиона с целью дать рынку больше времени для того, чтобы приспособиться к утрате поддержки со стороны Центробанка, считают аналитики. Ранее в этом году ФРС поставила цель - выкупить в 2009 году ценные бумаги, обеспеченные закладными, на сумму до $1,25 триллиона, государственные облигации - на сумму $300 миллиардов и агентские долговые обязательства - на сумму $200 миллиардов. Это решение было принято, чтобы снизить стоимость заемных средств для домовладельцев. К настоящему моменту ФРС потратила на покупку бумаг, обеспеченных закладными, в общей сложности $741,608 миллиарда. На заседании по денежно-кредитной политике в августе ФРС решила постепенно свернуть $300-миллиардную программу выкупа Treasuries к октябрю, отложив ее завершение на месяц по сравнению с первоначально заданными сроками. Приобретение Центробанком ценных бумаг помогло снизить процентные ставки по закладным, сделав дома более доступными в разгар худшего спада на жилищном рынке со времен Великой депрессии. Однако без поддержки ФРС стабилизация на жилищном рынке может остановиться, полагают аналитики. «Мы думаем, что этот постепенный отход от покупки Treasuries, вероятно, станет тем методом, который они используют и для других программ выкупа», - сказал Том Порселли из RBC Capital Markets. Продление срока при сохранении размера программы позволит более плавно завершить программу, считает Бретт Роуз из Citigroup. Роуз добавил, что ФРС, вероятно, продлит программу выкупа ценных бумаг, обеспеченных закладными, на первые три месяца 2010 года. Темпы выкупа Центробанком таких бумаг уже замедлились. Ранее в этом году ФРС выкупала бумаги в среднем на $25 миллиардов в неделю, а в июле и августе эта сумма сократилась до $20 миллиардов в неделю. Это может указывать на то, что завершение программы уже началось, и, при нынешней скорости, деньги, выделенные на программу, не будут потрачены до конца января или начала февраля, сообщил Goldman Sachs в недавнем исследовании. (Джули Хавив при участии Кристины Кук, перевела Юлия Заславская. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-19
Кувейт доволен ценой на нефть и квотами ОПЕК
КУВЕЙТ (Рейтер) - Кувейт считает нынешнюю цену нефти приемлемой и не видит нужды пересматривать квоты на добычу на заседании Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в сентябре, сказал в среду министр нефтяной промышленности Кувейта Шейх Ахмад аль-Абдулла аль-Сабах. «Не нужно ни повышать, ни снижать добычу. Кувейт устраивает нынешний уровень добычи, и цена нефти совсем не плоха», - сказал он журналистам. Американская легкая нефть сейчас стоит около $69 за баррель по сравнению с $32 в декабре прошлого года. Участники ОПЕК в целом против слишком быстрого роста цены, потому что это может затруднить выход мировой экономики из кризиса. Заседание картеля состоится 9 сентября в Вене. (Эман Гома. Перевел Денис Пшеничников)

2009-08-19
Немного наивно, или Как победить коррупцию
Высокопоставленные коррупционеры хранят свои доходы в иностранных банках, и их вклады, вместе с ними самими, попадают в поле зрения иностранных спецслужб

2009-08-19
«Продуктовый сектор более устойчив, чем непродуктовый»
о перспективах российского розничного рынка: Мы думаем, что в номинальных рублях рынок упадет где-то на 1%, при этом non-food упадет на 4,6%, а food вырастет на 3,4%. Но это номинальные рубли, а значит в реальном исчислении с учетом инфляции можно говорить, что весь розничный рынок упадет примерно на 12%. Не стоит забывать, что в non-food как в Америке, так и у нас входят еще продажи автомобилей. У нас продажи автомобилей упали на 50% в штуках и достаточно существенно пострадали в деньгах. Конечно продуктовый сектор более устойчив, но тоже не стоит забывать, что там много чего импортируется: овощи/фрукты, оливковое масло. Понятно, что все это из-за ослабления рубля подорожало, продуктовая корзина стала дороже, в реальном исчислении роста доходов населения не наблюдается. Но, тем не менее, мы не думаем, что продуктовый ритейл сильно пострадает, напротив пострадает как раз непродуктовый.

2009-08-19
«Газпром» может уступить Ковыкту «Роснефтегазу»
МОСКВА (Рейтер) - Контрольный пакет крупного Ковыктинского газоконденсатного месторождения может перейти к государственному «Роснефтегазу» вместо «Газпрома», сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников. Газпром договорился с ТНК-BP, которой принадлежит контрольный пакет в компании «Русиа Петролеум» - владельце лицензии на Ковыкту - о покупке актива в середине 2007 года после предупреждений Минприроды о намерении отозвать лицензию из-за несоблюдения лицензионных уровней добычи. Сделка между «Газпромом» и ТНК-ВР должна была быть закрыта еще в конце 2007 года, однако до сих пор переговоры не завершены. В числе препятствий в разное время назывались то несогласие участников по воду цены, то конфликт акционеров в ТНК-ВР. По словам источников газеты, вопрос о замене «Газпрома» на «Роснефтегаз» обсуждался около полутора месяцев назад на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, возглавляющего совет директоров «Роснефтегаза». Изменение структуры сделки связано с затянувшимися переговорами «Газпрома» и ТНК-ВР, а также тем, что Ковыкта требует большого объема денежных средств, которые газовому концерну «есть куда инвестировать», сказали источники. Представители «Газпрома» и ТНК-ВР от комментариев отказались. Государство через «Роснефтегаз» владеет 75,16 процента акций крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть», председателем совета директоров которой также является Сечин. Ковыктинское месторождение с запасами свыше 2 триллионов кубометров газа. (Екатерина Голубкова, Владимир Солдаткин, редактор Татьяна Мосолова)

2009-08-19
Сухой балтийский остаток
В СМИ еще достаточно пессимистических прогнозов о состоянии мировой экономики, а, между тем, есть несколько признаков, которые говорят, что не все так плохо. Один из них - индекс, отражающий среднюю стоимость морской перевозки грузов, которая зависит от активности закупки сырья на мировых рынках, вырос с мая месяца больше, чем в два раза. Речь идет о Baltic Dry Index (BDI), который часто называют «самым важным экономическим показателем, о котором мало кто слышал», как о нем высказался комментатор «Ньюсвика» Дэниэл Гросс. И напрасно - для тех, кто пристально следит за состоянием мировой экономики BDI служит надежным компонентом формирования экономических прогнозов. Поскольку Россия является крупным игроком на сырьевых рынках, то для нее BDI имеет не последнее значение. И не только для тех, кто непосредственно связан с рудой: будучи ежедневным показателем мировой экономической активности, не подверженный ни передергиванию (как показатели занятости или инфляции), ни спекулятивным колебаниям, индекс служит ценным инструментом в руках инвесторов и биржевиков. Одно упоминание BDI в разговоре с коллегами по офису - и к вашему мнению начнут прислушиваться. Название индекса обманчиво: он не имеет никакого отношения к Балтийскому морю. Его подсчитывают на лондонской бирже Baltic, история которой уходит в 1744 год, когда существовала в деловом районе Лондона кофейня «Виргиния и Балтик». Каждый рабочий день аналитики биржи обрабатывают информацию, полученную от транспортных брокеров со всего мира, например, сколько сегодня возьмут за отправку 150 000 тонн железной руды из Сиднея в Шанхай или во сколько обойдется отгрузить 150 000 тонн угля из Кейптауна на Тайвань. В расчет берутся такие переменные, как тип судна и скорость доставки. В час дня по Гринвичу Baltic публикует свой индекс через агентства «Рейтерс», «Блумберг» и другие. На Baltic сходятся продавцы и покупатели фьючерсных контрактов на перевозку грузов. В отличие от рынка ценных бумаг, на нем присутствуют лишь перевозчики и те, кому надо что-то перевезти, поэтому на нем нет спекулятивной игры. Никто не будет арендовать суда, если им нечего перевозить. Никто не будет строить новые суда, если спрос на перевозки удовлетворяется теми, что уже стоят в строю. Поэтому индекс BDI достаточно аккуратно реагирует на колебания экономической активности, складываясь не благодаря контрактам на перевозку готовой продукции (данные по контейнервозам, например, в BDI не фигурируют, только данные по «балкерам»), а контрактам на перевозку сырья для нее (железо, цветные металлы, цемент, уголь и т.д.) и, таким образом, опережает рост или спад производства. Индекс рассчитывается на основе средних показателей по 22 мировым маршрутам и четырем группам судов, от «хэндисайз» тоннажем до 35 тысяч тонн до «кэйпсайз» больше 150 тысяч тонн, представлены в индексе в равной мере. В ноябре 2008 г. 20% всех судов в мире находились в простое, а в мае 2009 г. некоторых заказчиков просили подождать до июля, пока не освободятся мощности для перевозок. В начале января BDI колебался на уровне 850, к началу июня он скакнул до 4 291 и сейчас находится на уровне 3 350. Но чем больше добра начинает бороздить океанские просторы, тем больше денег требуется на его закупку. А, значит, рост индекса BDI повлечет за собой увеличение потребности в кредитовании и, соответственно, не за горами рост процентных ставок.

2009-08-19
«Сухой» вновь обещает SuperJet 100 в 2009 году
ЖУКОВСКИЙ (Рейтер) - Производитель нового пассажирского лайнера SuperJet 100 компания «Сухой» не хочет переносить начало поставок самолетов заказчикам на 2010 год вопреки заявлению авиационной госкорпорации, а также планирует увеличить число твердых контрактов на Superjet до 150 со 122 до конца года, сказал гендиректор «Сухого» Михаил Погосян. «Я по-прежнему утверждаю, что мы должны завершить необходимый объем сертификационных испытаний и передачу самолетов заказчикам до конца 2009 года», - сказал Погосян на пресс-конференции в рамках авиасалона МАКС в подмосковном Жуковском. Накануне председатель совета директоров «Сухого» и руководитель Объединенной авиастроительной корпорации, контролирующей «Сухой», Алексей Федоров сказал на том же салоне, что первые поставки переносятся на 2010 год. Начало поставок неоднократно откладывалось. Региональный самолет, рассчитанный на 78 - 98 пассажиров, был разработан «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) в партнерстве с итальянской Finmeccanica. В разработке авионики и двигателей участвовали французские Thales и Safran. SuperJet 100 - первый пассажирский самолет, разработанный в постсоветской России. В портфеле компании - 122 твердых заказа на самолет. Погосян сказал в среду, что рассчитывает увеличить их число до 150 к концу года. Проект SuperJet предполагает производство до 1 000 самолетов, которые, по замыслу ГСС, будут ориентированы, главным образом, на международные рынки. Самолет призван также заменить устаревающие российские среднемагистральные лайнеры Ту-134 и Як-42. (Глеб Столяров, текст Алексея Калмыкова)

2009-08-19
Июль – первый месяц весны
Только факты | Снова помогла конъюнктура | Между пессимистами и оптимистами Вклад секторов в динамику промышленности процентных пунктов ИСТОЧНИК: ЦЕНТР РАЗВИТИЯ Динамика промышленности По отношению к тому же периоду прошлого года % ИСТОЧНИК: ЦЕНТР РОССТАТ По новым данным Росстата, в июле темпы падения промышленного производства по отношению к тому же периоду прошлого года сравнялись с текущими темпами падения ВВП, замедлившись до минус 10,8% против минус 12,1 в июне и минус 17,1% - в мае. Это дает основания надеяться на умеренно-оптимистичный вариант развития экономики во втором полугодии. Но положительные тенденции очень нестабильны, и на рост промышленности в оставшиеся месяцы года не стоит рассчитывать даже завзятым оптимистам. ТОЛЬКО ФАКТЫ В июле промышленность поднялась на 4,7% по отношению к июню. Это значит, что можно говорить о росте промпроизводства и со снятой сезонностью: примерно на 1,5 процентного пункта (по трехмесячной скользящей средней). Хороший знак - это замедление спада в годовом выражении в 8 из 13 основных секторов промышленности. Число «зеленых ростков» увеличивается. Из крупных отраслей, наиболее существенно темпы падения замедлились в добыче основных видов топливно-энергетических полезных ископаемых, в химии и нефтехимии: с минус 4% год к году до минус двух процентов. Средний спад по основным видам пищевой промышленности уменьшился с минус 2,9% до минус 1,9%, еще более значительно замедление темпов падения в производстве одежды и обуви. Значительное изменение ситуации в машиностроении обусловлено динамикой выпуска турбин, на сей раз не гидравлических, как в июне, а паровых: в июле - прирост 82,6 п.п., в июне - спад 65,9 п.п. Но в ключевых секторах, с наибольшей силой тянущих промышленность вниз, - деревообработке и ЦБП, стройматериалах, производстве транспортных средств и электроэнергии - темпы падения сохранились на прежнем уровне. СНОВА ПОМОГЛА КОНЪЮНКТУРА Замедление спада можно было ожидать уже на основании июльских опросов «Института экономики переходного периода» (ИЭПП), когда очищенные от сезонности данные по выпуску показали нулевой темп снижения выпуска в июле, что является лучшим значением этого индикатора с октября 2008 г. Во-первых, они показали, что спрос продолжил снижаться, но далеко не так интенсивно, как в IV кв. 2008 г и I полугодии 2009 г. Дело, прежде всего, в оживлении экспорта, так как внутренний спрос лишь ускорил падение: инвестиции в основной капитал снизились на 20% год к году, против 16% падения в первом квартале, а расходы домохозяйств увеличили темпы падения в два раза - до 6% . Что касается экспорта, то в июле, видимо, продолжились тенденции второго квартала, когда рост мировых цен на сырье от январских минимумов и признаки стабилизации положения в мировой экономике привели, по расчетам «Центра развития», к трехкратному уменьшению темпов падения физических объемов российского экспорта - с 15% до 5% годового падения. По данным опросов в июле улучшилась также динамика запасов и занятости. На фоне огромного отрицательного вклада сокращения запасов в падение ВВП во втором квартале (почти 12 п.п. сокращения запасов и 10,9% падения ВВП) приближение их к норме может служить причиной улучшения производственной динамики. Ведь сама по себе динамика внутреннего спроса и чистого экспорта, то есть компонентов ВВП без учета динамики запасов, была отрицательной в первом квартале (минус 1,3%), а во втором уже стала положительной - плюс 0,9%! МЕЖДУ ПЕССИМИСТАМИ И ОПТИМИСТАМИ Все это значит, что если запасы перестанут сокращаться, то произойдет быстрый переход от двузначного к однозначному падению экономики и ее ключевого сегмента - промышленности. А вот на рост, даже слабый, рассчитывать не стоит, несмотря на повышение спроса в последние месяцы. Иссякнут запасы не только отечественной, но и импортной продукции. А значит, того огромного падения импорта, которое мы наблюдаем, уже не будет. С нынешних темпов сжатия импорта на уровне 38% год к году мы придем к 20 - 25%. А это значительно уменьшит положительный вклад чистого экспорта в ВВП - на 2,5 - 3,5 п.п. В случае если фактор истощения запасов «выстрелит», российская промышленность может перейти к темпам падения экономики и промышленности в 4% или даже чуть меньше в годовом выражении. Но все-таки это - сценарий для завзятых оптимистов. Положительные конъюнктурные июльские изменения, по мнению экспертов ИЭПП, которые опрашивают руководителей предприятий, «не нашли закрепления в планах на ближайшие месяцы. Это говорит о неуверенности предприятий в сохранении положительных изменений июля». А это значит, что даже если верить оптимистичной статистике последнего времени, предприятия, опасаясь второй волны кризиса, скорее всего, продолжат сокращать запасы и дальше, вместо перехода к наращиванию выпуска. Именно так они делали после кризиса 1998 г., даже через много месяцев после того, как экономический рост возобновился. Сейчас ни роста инвестиций, ни роста расходов домашних хозяйств не предвидится, а значит, нечему будет поддержать рост экономики. Впрочем, полное отсутствие факторов, на которые промышленность сможет опереться при восстановлении, - это уже сценарий для завзятых пессимистов. На практике чаще бывает, что реализуется промежуточный вариант. Для России этот промежуточный вариант будет означать замедление спада промышленности до 7 - 8% во втором полугодии.

2009-08-19
Финсектор США отстает от экономики в целом
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Главы банков и финансовых компаний ожидают для своей индустрии менее радужное будущее, чем для экономики в целом, показали результаты опроса, проведенного компанией KPMG. Почти две трети опрошенных сказали, что восстановление в секторе банковских и финансовых услуг будет отставать от подъема экономики США. В ответ на просьбу перечислить основные задачи для бизнеса, респонденты назвали, во-первых, управление рисками, а во-вторых - поиск новых источников роста выручки. Третье место разделили соблюдение требований регулирующих органов, привлечение капитала и восстановление доверия инвесторов. Мрачные настроения сохраняются, несмотря на то, что финансовый сектор переживает своего рода возрождение. Финансовый индекс S&P вырос с января на 10,85 процента, опередив индексы здравоохранения и промышленности, которые поднялись на 4,2 и 2,08 процента соответственно, а также индекс энергетического сектора, потерявший 2,04 процента. Тем не менее, исследование показало, что руководители финансовых компаний пока опасаются рукоплескать этому ралли. Семьдесят процентов опрошенных ожидают, что ситуация на рынке труда останется прежней или ухудшится в следующем году, в то время как улучшения на рынке недвижимости и укрепление доверия потребителей возглавляют список факторов, необходимых для полного восстановления. Хотя позитивные изменения в финансовом секторе, видимо, будут происходить медленно, 78 процентов руководителей финансовых компаний ожидают улучшения уже в 2010 году, поскольку выручка и прибыли растут. Кроме того, худший период, связанный с сокращением рабочих мест, возможно, уже позади. Две трети респондентов сообщили, что завершили сокращение штата и только 15 процентов предполагают продолжение такой политики. (Шейвон Саттон, перевела Юлия Заславская. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-19
Акции РФ снижаются после слабого открытия
МОСКВА (Рейтер) - Российский рынок акций открылся в среду вблизи уровней закрытия накануне, но практически сразу стал снижаться. К 10.42 МСК индекс РТС снизился на 0,07 процента до 1 000,83 пункта, индекс ММВБ опустился на 0,58 процента до 1 029,40 пункта. Котировки нефтяного сектора мало изменились - держатся в легком плюсе на фоне восстановления положительной динамики нефти. Генерирующие компании вновь выглядят лучше рынка на фоне аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Торги акциями «РусГидро», которой принадлежит эта ГЭС, пока не возобновились на биржах РТС и ММВБ. Бумаги российских банков немного отошли вниз от уровней вторника. Акции металлургов преимущественно понизились в цене, за исключением «Норильского никеля», которые поднялись на 0,69 процента. (Злата Гарасюта. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-19
«В Швеции нет другого качества, кроме шведского»
о сделке между GM и Koenigsegg: Saab - один из, прямо скажем, немногих, национально значимых брендов в Швеции. То есть эту скандинавскую страну знают и узнают, прежде всего, по: фамилии Карлсон, автомобилям Volvo и Saab, мебели ИКЕА, водке «Абсолют» и т.д. Но, таких «и т.д.» немного - еще раз повторюсь. Главный бренд, как считают сами шведы - это, конечно, «АББА». И мало кто узнает Швецию по суперкарам Koenigsegg и грузовиками Scania. Мы их не считаем. Итого, мы, то есть они, имеют у себя два автомобильных бренда - Saab и Volvo. И все шведские семьи, дворы, кооперативы делятся на два мира, два лагеря по признаку - у кого что стоит под окнами - Saab или Volvo. Третьего им не дано, потому что третье - не шведское и даже не скандинавское. И в таком двухполюсном мире шведы и все скандинавы живут последние 60 лет. Volvo и Saab - это две разных философии, два разных метода, но одна и та же религия, которая называется «Шведское Качество». В Швеции, чтоб вы понимали, нет другого качества, кроме шведского. И вот представьте: один из двух брендов может перестать существовать. Сложившийся двухполюсный мир может рухнуть. Я задавал вопросы топ-менеджерам из Volvo, когда Saab практически сошел со сцены, каково им работается без такого мощного внутреннего раздражителя, как Saab. Они все пожинали плечами и говорили, что «хороший вопрос». Они не могли себе представить до этого, что Volvo вдруг лишится мотивации быть № 1 в Швеции. Вот, представьте. Вы живете в городе Уйске. У вас два конкурирующих района - пусть будет Комсомолка и Макаронная Фабрика. Конкуренции уже 60 лет, и в ней поучаствовали три поколения жителей Уйска. И вдруг объявляется, что Макаронная Фабрика ликвидируется, стирается с карты. Вы, как житель Комсомолки, что будете ощущать? Не обидно ли вам будет за свой родной город Уйск? Так и в Швеции - раз уж речь зашла о ликвидации Saab, то его спасение - это своего рода нацпроект. Все на спасение Saab! Поэтому, поступки и намеренья Koenigsegg - это плакат, манифест, подвиг - называйте как хотите, но это очень отчаянная попытка сделать шведов счастливее. Кенигсегг - очень амбициозный парень. Он дважды начинал с нуля свое дело по постройке суперкаров. Он романтик, пусть и умудренный опытом, но он романтик. Все конструкторы-производители суперкаров - романтики. Будь то Феррари, Чемпмен, Пагани - в их бизнесе больше романтики, нежели бизнес-плана. Так и Кенигсегг - он бросил себе очередной вызов. Это очень отчаянный поступок. Броситься спасать Saab может только швед. Поступок Кенигсегга имеет под собой эмоциональные мотивы. И только. Я так думаю. Потому, что если подходить к покупке предприятия Saab рационально, даже за символические деньги, то можно спасти, пожалуй, бренд, эмблему, но не производство, не бизнес. Спасти их может только чудо! Проблема Saab, по которой он и продался GM, в том, что это была совершенно нишевая марка, рассчитанная только на адепта конкретно этой марки, и более никого. И это подчеркивалось - авиационным происхождением, авиационной эргономикой, философией и т.д. Знакомые менеджеры Saab еще лет 10 назад говорили, на голубом глазу, что Volvo - это трактора, а Saab - это самолеты! И Saab производил до 150 000 автомобилей в год. Причем половину своей продукции, как и Volvo, Saab всегда отгружал в США. Но 150 000 - это нерентабельная цифра для оригинальной платформы. Под эту цифру нужна была уже чья-то чужая платформа. Подвернулся GM с Opel тогда. GM, приобретая компанию Saab, рассчитывал оптимизировать производственные расходы за счет унификации ее с другим своим производителем в Европе - «Опелем» и получить в свое распоряжение сформировавшийся европейский премиум-бренд на рынке США. Причем в Штатах практически любая европейская марка - это премиум-бренд (прежде всего по эксплуатационным расходам). Какое-то время это работало. Потом перестало. Почему? Почему, вы спрашиваете, Saab не смогла выбиться в премиум? Потому, что премиум - это не только кожа-рожа, зеркала с подогревом и деревянный руль. Премиум означает - быть на острие прогресса, что делают Mercedes-Benz, Audi, BMW. Это быть на 5 - 10 лет впереди остальных. Это означает, что надо постоянно обновляться. Для этого нужны внимание и инвестиции. Но марка оказалась на отшибе. Saab стала десятой в линейке брендов GM. При этом по технологии она оказалась люксовым придатком Opel. Saab стал дорогим Opel. Но Opel не мог быть дорогим! Дорогой Opel - это нонсенс, это ошибка, это опечатка. И Saab, построенный на платформе Opel, стал нонсенсом. Затем марку буквально изнасиловали на GM - новые модели, такие как «9-7» и «9-2» строились не только на платформе, но и в кузовах Chevrolet и Subaru. И «Саабы» становились дорогими Chevrolet и Subaru. При этом ничего оригинального в Saab уже ничего не оставалось. Адепты марки понять этого не смогли. А кому, кроме адептов и журналистов была интересна эта марка? Что будет делать Koenigsegg, купив этот бренд? Возможно, он вернется к истокам, когда Saab выпускал дешевые, практичные, но технически интересные авангардные модели. Конкурировать с Volvo смысла у Saab уже нет.

2009-08-19
Разгром авиации
День Премьера | Разгром авиации | «Сухой» остаток | Будет день - будут сделки В подмосковном Жуковском завершилась программа первого дня Московского авиакосмического салона (МАКС). Традиционный смотр достижений российской авиапромышленности открыл премьер-министр Владимир Путин. Но показом ему летной программы и стендов, в отличие от предыдущих авиасалонов, все не ограничилось. Отраслевое совещание, которое провел Путин, и стало «гвоздем» дня. Авиаторы готовились попросить у главы правительства 60 млрд руб. на нужды отрасли. А в ответ получили от премьер-министра настоящий нагоняй - за необеспеченные долги предприятий оборонно-промышленного комплекса и недостаточное качество корпоративного управления. ДЕНЬ ПРЕМЬЕРА Организаторы МАКСа, очевидно, учли недостатки предыдущего салона, прошедшего в августе 2007 г. На открытие прошлой выставки тоже ждали Владимира Путина, тогда еще президента страны. Поэтому контроль и досмотр всех посетителей авиасалона был особенно жестоким. Осмотр сумок, личных вещей шедших на летное поле шел изнуряюще медленно. Из-за чего на проходной под неумолимо палящим солнцем толпилось огромное количество нервных людей, уставших от утомительного двухчасового ожидания своей очереди. В этот раз охранники тоже усердствовали при досмотре, однако действовали при этом быстрее, и все желающие попадали на территорию выставки без особых проблем. Путин прибыл в Жуковский около 13 часов дня на вертолете Ми-8 авиаотряда Управделами президента. Свое выступление перед участниками выставки премьер начал с минуты молчания в память о командире пилотажной группы «Русские витязи» Игоре Ткаченко, трагически разбившемся во время совместной со «Стрижами» тренировки показательных выступлений для МАКСа. Пилотам «Русских витязей», с которыми премьер позже встретился в кафе рядом с аэродромом, Путин пообещал изучить вопрос о представлении полковника Ткаченко к государственной награде. Отметив «серьезный потенциал» российского авиапрома и пожелав ему «завоевать спрос на рынке», он отправился осматривать экспонаты выставки. Заглянул на стенды «Объединенной авиастроительной корпорации» - «Военная авиация» и «Гражданская авиация». Пообщался со знакомыми ему еще с прошлого авиасалона юными изобретателями таких полезных вещей как, например, системы очистки от космического мусора. Подростки сбивчиво прочли Путину патриотическое стихотворение, чем вызвали у премьера трогательную улыбку. Совсем скоро, когда глава правительства будет проводить отраслевое совещание с авиастроителями, от этой доброжелательности не останется и следа.< РАЗГРОМ АВИАЦИИ Премьерское совещание проходило в конференц-холле авиасалона. Там же расположен и пресс-центр, но на время совещания его закрыли. Авиаторы готовились просить Путина о поддержке отрасли: ей необходимы еще около 100 млрд руб. Путин же, еще в своем выступлении на открытии МАКСа, напомнил, что государство в последние годы и без того не обижает авиаторов. Начиная с 2004 г., по его данным, размер госвложений в сектор вырос в 20 раз. «Только в текущем году мы выделили 80 млрд рублей», - отметил он. На самом же совещании Путин жестко раскритиковал деятельность «Объединенной авиастроительной корпорации», собравшей под своим крылом все ведущие авиационные заводы и КБ. Вот лишь некоторые из выявленных Путиным «грехов» ОАК. Контракты, которые корпорация заключает, приносят не прибыль, а сплошные убытки. Общая задолженность предприятий ОАК составляет 120 млрд руб., из них 64 млрд руб. - это не обеспеченные выручкой долги. Планы производства гражданской техники хронически срываются - и срывались даже в докризисные времена. Все это, по мнению Путина, объясняется «расхлябанностью, плохой организацией работы», на которую самому руководству отрасли и тем, кто ее контролирует, следовало бы обратить более пристальное внимание. «Хотел бы предостеречь всех от иллюзии, что государство будет бесконечно субсидировать отрасль, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента», - все добивал и добивал премьер авиаторов. И если он был так жесток на открытой для журналистов части совещания, то закрытая часть наверняка была еще более унизительной для авиастроителей. Прежде, чем за журналистами закрылись двери, Путин потребовал от ОАК в срок до 1 октября подготовить план санации отрасли и избавления предприятий от «токсичных» долгов. «СУХОЙ» ОСТАТОК Поскольку весь день прошел под флагом визита в Жуковский Владимира Путина, авиаторам было явно не до сделок. Впрочем, кое-какие из них все же состоялись. «Сухой» подписал с Минобороны гигантский контракт на поставку российским ВВС 64 истребителей Су-35 на $3 млрд. В тот момент, когда глава «Сухого» Михаил Погосян и начальник ВВС Владимир Поповкин ставили свои подписи в документах, за их спинами стоял Владимир Путин. Возможно, это поспособствует четкому исполнению сроков контракта: поставки всей партии истребителей должны быть завершены в 2015 г. Финансировать программу производства Су-35 будет ВЭБ - об этом с «Сухим» подписано соглашение. А вот по сотрудничеству ВЭБа с гражданским «крылом» «Сухого» - компанией ГСС - по самолетам SuperJet-100 вышла заминка. Документ о стратегическом сотрудничестве был подписан. А вот трехстороннее соглашение о финансировании ВЭБом сделки по передаче «Аэрофлоту» в лизинг 10 самолетов, которое планировалось подписать на МАКСе, по неизвестным и якобы техническим причинам пришлось отложить, сообщает «Интерфакс». Вполне вероятно, причина вот в чем: срок поставки SuperJet-100 опять сдвигается из-за того, что компания не успевает получить сертификат, - на этот раз с конца 2009 г. на первую половину 2010 г. БУДЕТ ДЕНЬ - БУДУТ СДЕЛКИ Вертолет с Владимиром Путиным вылетел с аэродрома авиасалона уже вечером, около 19:00. Поэтому других значимых событий на МАКСе не произошло. Из-за того, что премьер задержался на выставке, некоторым участникам даже пришлось переносить свои мероприятия на оставшиеся два деловых дня - среду и четверг. В эти дни ожидается несколько крупных сделок. Авиакомпания правительства Москвы собирается подписать твердый контракт с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» на поставку 45 самолетов - 30 региональных Ан-148 и 15 Ту-204. Европейский концерн EADS планирует расширить сотрудничество с российскими предприятиями, а аэропорт «Внуково» - с аэропортом Берлина. Авиакомпания «Волга - Днепр» будет подписывать техническое требование к возобновлению производства самолета Ан-124-100 с АНТК имени Антонова и ОАК. С пятницы МАКС будет открыт для зрителей. Только в летную программу, ради которой обычно Московский авиасалон наполняется обычными посетителями, внесены изменения. Эффектное и потрясающее парное выступление элитных пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи» на девяти самолетах Су-27 и МиГ-29 - обычно главный номер летной программы авиасалона - отменили из-за трагедии, произошедшей в воскресенье на тренировке. «Стрижи» будут выступать вчетвером. Свои полеты в день открытия МАКСа-2009 они посвятили командиру «Русских витязей» Игорю Ткаченко.

2009-08-19
Разгром авиации
День Премьера | Разгром авиации | «Сухой» остаток | Будет день - будут сделки В подмосковном Жуковском завершилась программа первого дня Московского авиакосмического салона (МАКС). Традиционный смотр достижений российской авиапромышленности открыл премьер-министр Владимир Путин. Но показом ему летной программы и стендов, в отличие от предыдущих авиасалонов, все не ограничилось. Отраслевое совещание, которое провел Путин, и стало «гвоздем» дня. Авиаторы готовились попросить у главы правительства 60 млрд руб. на нужды отрасли. А в ответ получили от премьер-министра настоящий нагоняй - за необеспеченные долги предприятий оборонно-промышленного комплекса и недостаточное качество корпоративного управления. ДЕНЬ ПРЕМЬЕРА Организаторы МАКСа, очевидно, учли недостатки предыдущего салона, прошедшего в августе 2007 г. На открытие прошлой выставки тоже ждали Владимира Путина, тогда еще президента страны. Поэтому контроль и досмотр всех посетителей авиасалона был особенно жестоким. Осмотр сумок, личных вещей шедших на летное поле шел изнуряюще медленно. Из-за чего на проходной под неумолимо палящим солнцем толпилось огромное количество нервных людей, уставших от утомительного двухчасового ожидания своей очереди. В этот раз охранники тоже усердствовали при досмотре, однако действовали при этом быстрее, и все желающие попадали на территорию выставки без особых проблем. Путин прибыл в Жуковский около 13 часов дня на вертолете Ми-8 авиаотряда Управделами президента. Свое выступление перед участниками выставки премьер начал с минуты молчания в память о командире пилотажной группы «Русские витязи» Игоре Ткаченко, трагически разбившемся во время совместной со «Стрижами» тренировки показательных выступлений для МАКСа. Пилотам «Русских витязей», с которыми премьер позже встретился в кафе рядом с аэродромом, Путин пообещал изучить вопрос о представлении полковника Ткаченко к государственной награде. Отметив «серьезный потенциал» российского авиапрома и пожелав ему «завоевать спрос на рынке», он отправился осматривать экспонаты выставки. Заглянул на стенды «Объединенной авиастроительной корпорации» - «Военная авиация» и «Гражданская авиация». Пообщался со знакомыми ему еще с прошлого авиасалона юными изобретателями таких полезных вещей как, например, системы очистки от космического мусора. Подростки сбивчиво прочли Путину патриотическое стихотворение, чем вызвали у премьера трогательную улыбку. Совсем скоро, когда глава правительства будет проводить отраслевое совещание с авиастроителями, от этой доброжелательности не останется и следа. РАЗГРОМ АВИАЦИИ Премьерское совещание проходило в конференц-холле авиасалона. Там же расположен и пресс-центр, но на время совещания его закрыли. Авиаторы готовились просить Путина о поддержке отрасли: ей необходимы еще около 100 млрд руб. Путин же, еще в своем выступлении на открытии МАКСа, напомнил, что государство в последние годы и без того не обижает авиаторов. Начиная с 2004 г., по его данным, размер госвложений в сектор вырос в 20 раз. «Только в текущем году мы выделили 80 млрд рублей», - отметил он. На самом же совещании Путин жестко раскритиковал деятельность «Объединенной авиастроительной корпорации», собравшей под своим крылом все ведущие авиационные заводы и КБ. Вот лишь некоторые из выявленных Путиным «грехов» ОАК. Контракты, которые корпорация заключает, приносят не прибыль, а сплошные убытки. Общая задолженность предприятий ОАК составляет 120 млрд руб., из них 64 млрд руб. - это не обеспеченные выручкой долги. Планы производства гражданской техники хронически срываются - и срывались даже в докризисные времена. Все это, по мнению Путина, объясняется «расхлябанностью, плохой организацией работы», на которую самому руководству отрасли и тем, кто ее контролирует, следовало бы обратить более пристальное внимание. «Хотел бы предостеречь всех от иллюзии, что государство будет бесконечно субсидировать отрасль, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента», - все добивал и добивал премьер авиаторов. И если он был так жесток на открытой для журналистов части совещания, то закрытая часть наверняка была еще более унизительной для авиастроителей. Прежде, чем за журналистами закрылись двери, Путин потребовал от ОАК в срок до 1 октября подготовить план санации отрасли и избавления предприятий от «токсичных» долгов. «СУХОЙ» ОСТАТОК Поскольку весь день прошел под флагом визита в Жуковский Владимира Путина, авиаторам было явно не до сделок. Впрочем, кое-какие из них все же состоялись. «Сухой» подписал с Минобороны гигантский контракт на поставку российским ВВС 64 истребителей Су-35 на $3 млрд. В тот момент, когда глава «Сухого» Михаил Погосян и начальник ВВС Владимир Поповкин ставили свои подписи в документах, за их спинами стоял Владимир Путин. Возможно, это поспособствует четкому исполнению сроков контракта: поставки всей партии истребителей должны быть завершены в 2015 г. Финансировать программу производства Су-35 будет ВЭБ - об этом с «Сухим» подписано соглашение. А вот по сотрудничеству ВЭБа с гражданским «крылом» «Сухого» - компанией ГСС - по самолетам SuperJet-100 вышла заминка. Документ о стратегическом сотрудничестве был подписан. А вот трехстороннее соглашение о финансировании ВЭБом сделки по передаче «Аэрофлоту» в лизинг 10 самолетов, которое планировалось подписать на МАКСе, по неизвестным и якобы техническим причинам пришлось отложить, сообщает «Интерфакс». Вполне вероятно, причина вот в чем: срок поставки SuperJet-100 опять сдвигается из-за того, что компания не успевает получить сертификат, - на этот раз с конца 2009 г. на первую половину 2010 г. БУДЕТ ДЕНЬ - БУДУТ СДЕЛКИ Вертолет с Владимиром Путиным вылетел с аэродрома авиасалона уже вечером, около 19:00. Поэтому других значимых событий на МАКСе не произошло. Из-за того, что премьер задержался на выставке, некоторым участникам даже пришлось переносить свои мероприятия на оставшиеся два деловых дня - среду и четверг. В эти дни ожидается несколько крупных сделок. Авиакомпания правительства Москвы собирается подписать твердый контракт с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» на поставку 45 самолетов - 30 региональных Ан-148 и 15 Ту-204. Европейский концерн EADS планирует расширить сотрудничество с российскими предприятиями, а аэропорт «Внуково» - с аэропортом Берлина. Авиакомпания «Волга - Днепр» будет подписывать техническое требование к возобновлению производства самолета Ан-124-100 с АНТК имени Антонова и ОАК. С пятницы МАКС будет открыт для зрителей. Только в летную программу, ради которой обычно Московский авиасалон наполняется обычными посетителями, внесены изменения. Эффектное и потрясающее парное выступление элитных пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи» на девяти самолетах Су-27 и МиГ-29 - обычно главный номер летной программы авиасалона - отменили из-за трагедии, произошедшей в воскресенье на тренировке. «Стрижи» будут выступать вчетвером. Свои полеты в день открытия МАКСа-2009 они посвятили командиру «Русских витязей» Игорю Ткаченко.

2009-08-19
Министерство экономики Мирового правительства
Новые вызовы | Не только МВФ | Глобальный совет Как превратить Международный валютный фонд - институт, который до недавних пор критиковали за недостаточную легитимность и репрезентативность, граничащие с неадекватностью, - в главный инструмент борьбы с глобальным кризисом? Лишь бросив на это силы всех мировых лидеров. Как добиться того, чтобы беспрецедентная поддержка и координация усилий на международном уровне не сошли на нет, когда кризис закончится? Преобразовав такие институты, как «большая двадцатка» и «большая восьмерка», в Глобальный экономический совет. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Самый глубокий за последние 70 лет экономический кризис убедил даже отъявленных скептиков в целесообразности создания из МВФ международной «пожарной команды». Такой институт имел бы все необходимые инструменты и обладал достаточным опытом для того, чтобы координировать глобальную экономическую политику и помогать странам, попавшим в трудное финансовое положение. Однако последние события показали, что эффективное взаимодействие на международном уровне возможно только при непосредственном участии мировых лидеров. Усилия по устранению основных причин финансовых потрясений и преодолению глобальной рецессии становятся намного более эффективными, если предпринимаются скоординированно в различных странах. В будущем тесное международное сотрудничество будет играть еще более важную роль в проведении масштабной реформы финансовых рынков и разработке эффективной стратегии отказа от антикризисных мер. Бессистемный подход к решению этих проблем со стороны разрозненных регулирующих органов с пересекающимися обязанностями - не лучшая альтернатива. НЕ ТОЛЬКО МВФ Большинство предложений о реформах до сих пор касались МВФ, а не всей Бреттон-Вудской системы. Это неудивительно, но и довольствоваться этим нельзя. МВФ достаточно эффективно выполнял свои обязанности во время кризиса. Но учитывая, что изменения необходимы срочно, нужно, чтобы мировые лидеры полностью поддерживали действия Фонда, а это касается методики управления всеми международными финансовыми институтами, а не только МВФ. Более широкую реформу можно было бы провести, создав административный орган с правом принятия решений не внутри МВФ, а над ним. Этот орган также осуществлял бы политический надзор за другими международными институтами, включая Всемирный банк, Совет по финансовой стабильности и Всемирную торговую организацию. Этот международный орган должен будет следить за тем, чтобы мировая экономика «работала» без сбоев, и обеспечивать стабильность глобальной финансовой системы, оказывая политическую и стратегическую поддержку всем международным финансовым институтам. ГЛОБАЛЬНЫЙ СОВЕТ Глобальный экономический совет мог бы стать таким административным органом, отвечающим за развитие мировой экономики, вместо «большой двадцатки» и «большой восьмерки». В отличие от G8 или G20 с их узким составом, членство в Совете будет универсальным, как в МВФ и Всемирном банке. Представители Совета должны занимать самые высокие посты в государстве: два - три раза в год будут собираться министры финансов, и один раз - главы правительств. Раз Совет будет стоять выше всех остальных институтов, менять их собственную систему управления не придется. Основная роль Глобального экономического совета будет заключаться в том, чтобы помогать в выработке стратегий и оказывать серьезную политическую поддержку другим институтам. Это особенно важно для МВФ. Сложно поверить, что, согласившись существенно увеличить резервы Фонда и наделив его новыми полномочиями, мировые лидеры не захотят получить над ним контроль. Кроме того, МВФ сможет эффективно выполнять свои новые обязанности только при непосредственной поддержке политиков; это, в первую очередь, касается разработки стратегий выхода из режима антикризисной поддержки и мер предупреждения новых кризисов. Относится это и к задаче усиления надзора за внутренней экономической политикой различных стран для обеспечения устойчивого роста. Создание Глобального экономического совета позволит модернизировать Бреттон-Вудские правила и институты. Вместо того чтобы предлагать экстренные меры для каждого конкретного случая, как регуляторы делают сейчас, Совет мог бы организовать международные конференции, чтобы выработать систематический подход к решению различных проблем. Спустя полвека после возникновения Бреттон-Вудского режима пришла пора создать новую архитектуру глобальной экономической системы, отвечающую вызовам XXI века. Оригинал статьи

2009-08-19
Три ингушских сосны
Выборы милиционера из трех зол: местный, назначенец Москвы, или «кадыровец»

2009-08-19
Уолл-стрит восстановилась благодаря ритейлерам
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Уолл-стрит выросла во вторник, восстановившись после резкого спада на предыдущей сессии, поскольку результаты крупных ритейлеров, превысившие прогнозы, заставили инвесторов вернуться на рынок. Результаты Home Depot Inc, Target Corp и Saks Inc оказались хорошими благодаря сокращению расходов этими компаниями, так как рост выручки по-прежнему был слабым. Эта тенденция доминирует в текущем сезоне отчетности, но инвесторов, в основном, она устраивает. Котировки Home Depot поднялись на 3,1 процента, Target - на 7,6 процента, Saks - на 6,9 процента. Розничный индекс S&P вырос на 1,8 процента. Оптимистичные сообщения о квартальных результатах перевесили новость о неожиданном сокращении числа строящихся домов и разрешений на строительство в июле, благодаря чему все три главных индекса выросли. Индекс Dow Jones прибавил 0,90 процента до 9 217,94 пункта. Индекс Standard & Poor's 500 повысился на 1,01 процента до 989,67 пункта. Индекс Nasdaq Composite поднялся на 1,30 процента до 1 955,92 пункта. В понедельник индекс S&P 500 пережил самый глубокий спад за семь недель, после появления разочаровывающих результатов Lowe's, второй в США сети товаров для обустройства дома. Аналитики поспешили назвать это снижение началом рыночной коррекции. «Сегодня было что-то вроде восстановления после вчерашней распродажи. Отчет Lowe's разочаровал, и рынок сопоставляет его с результатами Home Depot», - сказал Марк Падо из Cantor Fitzgerald & Co. Финансовые, розничные и технологические акции были самыми успешными во вторник, но рост был повсеместным. Однако глава фонда Pacific Investment Management Co Мохамед Эль-Эриан сказал Reuters Television во вторник, что ралли на американском фондовом рынке достигло высшей точки, так как стоимость акций опережает фундаментальные показатели. Финансовый индекс S&P 500 вырос на 1,92 процента. Бумаги American Express Co подорожали на 4,3 процента, American Express Co - на 2,1 процента, Citigroup Inc - на 3,5 процента. Nasdaq обогнал другие индексы, когда RBC подчеркнул возможности инвесторов на рынке смартфонов и повысил ориентировочную цену на акции Apple Inc, Research in Motion Ltd и Palm Inc. Котировки Apple прибавили 2,8 процента, RIM - 4,6 процента, Palm - 4,9 процента. (Анжела Мун, перевела Юлия Заславская)

2009-08-19
Нефть дорожает ввиду снижения запасов в США
СИНГАПУР (Рейтер) - Нефть растет в среду после того, как Американский институт нефти (API) сообщил о неожиданном росте запасов в США на прошлой неделе, укрепив надежды на восстановление спроса в крупнейшем мировом потребителе энергоносителей. Доклад Управления по энергетической инфомации США (EIA), который выйдет сегодня вечером, может подтвердить данные API и определит тенденцию на рынке до конца недели. К 8.45 МСК сентябрьские фьючерсы на американскую легкую нефть подорожали на $0,63 до $69,82 за баррель. Октябрьские фьючерсы на нефть сорта Brent прибавили $0,30 до $72,67. «Рынок удерживают внизу большие запасы нефти в США, которые являются показателем спроса, поэтому доклад API улучшил настроения, - сказал Тони Нунан из Mitsubishi Corp. - если данные EIA подтвердят сообщение API, мы увидим, как рынок идет вверх. Уровень в $76 за баррель будет вершиной для рынка в среднесрочной перспективе, до тех пор, пока мы не увидим новое снижение запасов». Согласно информации API, запасы нефти в США сократились на прошлой неделе на 6,1 миллиона баррелей, тогда как аналитики ожидали роста на 1,3 миллиона баррелей. Доклад EIA будет опубликован в среду в 18.30 МСК. Дополнительную поддержку рынку оказал рост Уолл-стрит во вторник: американские акции восстановились после резкого спада на предыдущей сессии благодаря превысившим прогнозы квартальным результатам крупных ритейлеров. Трейдеры по-прежнему следят за штормами в Атлантике, так как любая угроза для производства может повысить цены на нефть. Однако непосредственной угрозы для нефтяных платформ в Мексиканском заливе пока нет. (Дженнифер Тан, перевела Юлия Заславская)

2009-08-19
Меняю плохие долги на хорошие
«Свои» коллекторы становятся удобным «вторым карманом»

2009-08-19
Saab спасут миллионер и вундеркинд
Давид и Голиаф | Шведская семья Из тридцати компаний, пожелавших приобрести марку Saab, руководство General Motors выбрало самую необычную. 18 августа американский автоконцерн, который владел шведским брендом около 20 лет, подписал соглашение о продаже 100% акций Saab производителю штучных спорткаров группе Koenigsegg. Отчасти это политическая сделка, отчасти авантюра - ведь спасение национального автопроизводителя доверили шведскому вундеркинду, который основал Koenigsegg в возрасте 22 лет, и норвежскому дизайнеру-миллионеру. ДАВИД И ГОЛИАФ В 1989 г. американцы приобрели 50% акций Saab за $600 млн, впоследствии выплатив так и не оглашенную сумму за оставшуюся половину компании в 2000 г. Сколько GM получит за убыточный бренд, в феврале 2009 г. оформивший процедуру банкротства для защиты от кредиторов, также не уточняется. Впрочем, это не так важно. Гораздо интереснее, как именно небольшая команда инвесторов, входящих в Koenigsegg Group AB, собирается вытащить из долговой ямы предприятие, способное производить более 100 000 машин в год и занимающее около 4 100 рабочих в своем штате. Для сравнения, Koenigsegg Automotive AB, специализирующаяся на выпуске суперкаров стоимостью около $1,2 млн, собирает не более 18 машин в год силами коллектива в 45 человек, а выручка за 2008 г. составила $13, 8 млн. Ожидается, что 23,4% акций Saab отойдут основателю Koenigsegg Кристиану фон Кенигсеггу, 42,6% - компании Aplaaz AB, владельцем которой он также является, 11,8% получит Eker Grour AS норвежского миллионера Борда Экера, и еще 22% отойдут неизвестному пока инвестору. Последний вошел в сделку в самый последний момент, заменив инвестора Koenigsegg Марка Бишопа, который избавился от своей 22%-ной доли в шведском производителе спорткаров буквально за две недели до заключения соглашения с General Motors. ШВЕДСКАЯ СЕМЬЯ Однако важнейшей фигурой в акции по спасению Saab является все же правительство Швеции - то самое, которое в январе 2009 г. наотрез отказалось выделять национальному автопроизводителю дополнительную помощь или выкупать предприятие у американцев. Уже через месяц позиция властей немного смягчилась: в феврале 2009 г. Швеция пообещала предоставить госгарантии для займа в Европейском Инвестиционном банке инвестору, который решится выкупить Saab у General Motors. В июне 2009 г. шведский судья списал три четверти всего долга Saab - около $1,28 млрд, а в июле правительство Швеции одобрило госгарантии по кредиту на $600 млн для Koenigsegg. Но и на этом участие властей, по всей видимости, не закончится. При подписании сделки о продаже Saab представители Koenigsegg объявили, что компания нуждается в дополнительном финансировании для ее закрытия. За искомыми $413 млн шведы, скорее всего, вновь обратятся за помощью именно к государству. На первых порах GM продолжит делиться с Saab технологиями, хотя предполагается, что в дальнейшем Koenigsegg будет развивать марку самостоятельно. Только смогут ли создатели штучных спорткаров самостоятельно обеспечить массовому бренду маркетинговую поддержку и расширить донельзя скромный модельный ряд, если с этими задачами за 20 лет не справилась всесильная General Motors? Сегодня у Saab всего пять моделей, все они построены на устаревшей базе Saab 9-3 и Saab 9-5 и нуждаются в скорейшей замене. Способны ли ее создать в кратчайшие сроки инженеры и дизайнеры Koenigsegg, которые готовили свой первый серийный автомобиль без малого 8 лет? Без поддержки на государственном уровне - навряд ли. Поэтому Кристиана Кенигсегга и Борда Экера можно поздравить дважды: они не только смогли получить легендарную автомобильную марку, которая обеспечивает крохотному нишевому производителю выход в массовый сегмент, но и заставили помогать себе в этом собственные власти - причем помимо их воли.

2009-08-18
Кремль снова вверяет Кавказ федералам
СОЧИ (Рейтер) - Президент России Дмитрий Медведев сказал во вторник, что направил генерала федерального МВД в охваченную насилием Ингушетию, чтобы «временно» взять под контроль милицию национальной автономии, где могли затаиться «предатели». Одновременно источник в Кремле сообщил на условиях анонимности, что в условиях ухудшения обстановки на Северном Кавказе Москва может внести коррективы в проводимый в последние годы курс опоры на национальные кадры в руководстве республик и «расставить (своих) людей», не исключая «жесткого сценария». Накануне президент уволил министра внутренних дел граничащей с Чечней Ингушетии, обвинив местную милицию в неспособности предотвратить очередной акт насилия. Несколькими часами ранее смертник на начиненной взрывчаткой «Газели» протаранил ворота городского управления внутренних дел Назрани, в результате чего погибло 20 человек, включая девять детей. «Мы должны выяснить, что случилось, и дать ответ на вопрос, что это - разгильдяйство, предательство или совокупность преступлений, на которую невозможно было повлиять», - сказал Медведев на встрече с главой федерального МВД Рашидом Нургалиевым, директором ФСБ Александром Бортниковым и секретарем Совбеза Николаем Патрушевым. Медведев назвал произошедшее «очередным терактом», напомнив о покушении смертника на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, выжившего после ранений, а также о серии кровопролитных событий на Кавказе. «Чтобы работа в Ингушетии была налажена, мною принято решение отправить туда генерал-полковника (Аркадия) Еделева, заместителя министра внутренних дел, (РФ) для того, чтобы он временно осуществлял координацию деятельности всех служб и подразделений МВД, работающих в Ингушетии», - сообщил президент. Выходец из КГБ Еделев несколько лет руководил Региональным оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе. Кремль отменил ее в этом году, объявив цели достигнутыми и возложив ответственность за поддержание безопасности в Чечне на местные органы правопорядка. Достижение стабильности в Чечне после двух войн и на всем Северном Кавказе чиновники называли главной заслугой предшественника Медведева на президентском посту Владимира Путина. Критики говорят, что Москва купила мир во взрывоопасном регионе путем щедрого финансирования из федеральной казны и закрывает глаза на произвол национальных лидеров и размах коррупции, в то время как череда актов насилия поставила под сомнение надежность пакта Кремля с северокавказскими автономиями. (Денис Дёмкин. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-18
Китайское статистическое чудо или Притча о дважды построенном мосте
Давняя история | Статистика расходится по швам | Альтернативная реальность | Инвестиции по-китайски Китай - единственный несокрушимый бастион экономического роста посреди мирового кризиса. По крайней мере, так утверждает официальная статистика и большинство банковских аналитиков. Дотошные академики, правда, всегда относились к китайской статистике с подозрением, а теперь оснований для доверия меньше, чем когда-либо. Статистика - не слишком надежная штука. Достаточно вспомнить, как много претензий к данным наших Росстата и Минэкономразвития. Или как часто пересматривается американская статистика. Но таких сильнейших расхождений, как в Китае, нет даже у нас. Сомневаться начинают и инвесторы, а потому фондовый рынок Китая, росший бешеными темпами, снижается уже больше трех недель, а в понедельник Shanghai Composite обвалился на рекордную с ноября 2008 г. величину - 5,8%.   ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ Больше всего сомнений издавна порождали китайские данные по безработице. Кое-кто даже пытался вести альтернативные подсчеты и утверждал, что безработица в разы выше официальной, которая даже в нынешние кризисные времена колеблется около уровня 4% (для сравнения: в США безработица составляет 9,5%, в России - 8,5%). ВВП без электричества Динамика ВВП и производства электроэнергии (к соответствующему периоду прошлого года) ИСТОЧНИК: НАЦИОНАЛЬНОЕ БЮРО СТАТИСТИКИ КИТАЯ Достоверность китайской статистики (5 - наиболее достоверная)   ИСТОЧНИК: GOLDMAN SACHS Вызывали недоверие и данные по росту ВВП, причем уже давно. Ведь нынешний кризис - не единственный, который Китай будто бы и не заметил. Статистика времен азиатского кризиса 1997 - 1998 годов тоже вызвала немало вопросов, тем более, что именно с этого года в КНР перешли к новой статистической методологии. Томас Роски из Университета Питтсбурга в 2001 г. выпустил работу, в которой сказал все, что думает по поводу новых стандартов статистики, и насчитал в 1998 г. лишь 2% роста ВВП против официальных 7,8%. Он был, пожалуй, самым радикальным критиком китайской статистики, но не единственным. Известный специализирующийся на Китае аналитический центр Dragonomics сделал попытку посчитать рост китайского ВВП по дореформенным стандартам и получил меньше 5% в 1998 г. Новый скандал случился, когда правительство КНР в 2005 - 2006 гг. пересмотрело результаты 2004 г., добавив к ВВП более $330 млрд (или более 17% ВВП).   СТАТИСТИКА РАСХОДИТСЯ ПО ШВАМ В Китае большую часть ВВП дает промышленное производство, а потому темпы роста производства электроэнергии всегда коррелировали с темпами роста экономики (опережая их на 3 - 5%). В конце же прошлого года официальный ВВП Китая продолжил рост, а производство электроэнергии рухнуло, - оно начало робко расти только в июле. Более того, на некоторое время упало и потребление нефти. Как же экономика может быстро расти, резко снизив общее потребление энергии? Правительство Китая заявило, что все дело в сокращении потребления электроэнергии самыми энергоемкими отраслями, и, например, главный экономист Deutsche Bank склонен верить этим доводам. Проблема, однако, в том, что самые энергоемкие отрасли китайской промышленности продолжают расти, а объемы строительства благодаря накачке государственными деньгами и вовсе увеличиваются быстрее, чем до кризиса (если верить официальной статистике - на 30%). И с чего бы им так сильно сокращать потребление энергии - решительно непонятно. Еще больше вопросов возникло, когда совокупный валовой региональный продукт китайских регионов за первое полугодие 2009 г. не совпал с данными центра. Такое случается, так как только центр может исключить все двойные подсчеты и учесть все элементы ВВП. Но все же разрыв в этот раз слишком велик - 10%. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Странности статистики плодят сомневающихся. Аналитики датского банка Rabobank сами подсчитали, что китайская экономика растет сейчас со скоростью лишь 3,5%. А в Goldman Sachs ничего сами не подсчитывали, а лишь проанализировали, насколько можно верить разным статистическим данным. Получилось, что полностью полагаться можно только на китайские данные по внешней торговле. Официальным цифрам по ВВП в Goldman Sachs верят не очень, а данным по безработице не верят совсем. Но, может быть, все разговоры о поддельной статистике - лишь происки врагов Китайской народной республики? Тогда врагов надо искать и в самом Китае - местные чиновники и законодатели тоже говорят о странностях своей статистики. Совсем недавно был принят новый закон, который вступит в силу с 2010 г. и подразумевает суровое наказание за «манипуляции и фальсификации данных». В частности, там особо оговаривается ответственность за изменение чиновниками данных, собираемых сотрудниками статистических ведомств. Все дело в том, что региональным властям на всех уровнях выгодно завышать показатели. И они располагают широкими возможностями для манипуляции. Кто-то обвиняет правительство Китая в обмане своего народа и всего мира. Но в действительности само это правительство - жертва обмана. Оно получает данные, уже искаженные на всех уровнях. Общие масштабы искажений огромны, как и все в Китае. Порой доходит до того, что в статистических отчетах просто пририсовывают лишний нолик. Столь грубые подтасовки, чаще всего, выявляются. В 2007 г. властями Китая было отмечено 20 000 случаев манипуляции статистическими данными. О числе незамеченных манипуляций остается только догадываться.   ИНВЕСТИЦИИ ПО-КИТАЙСКИ Но проблемы китайской статистики кроются не только в откровенных приписках и фальсификациях «на местах». Порой бурная экономическая активность (а чем более бурную активность разовьет на вверенной ему территории чиновник, тем больше у него карьерных перспектив) оказывается лишь пусканием пыли в глаза начальству. Секретарь компартии провинции Гаундун Вань Янь (говорят, любимец премьера Вэнь Цзябао) в конце июля, при обсуждении очередного пятилетнего плана следующим образом описал то, как зачастую считается рост экономики: «Постройка моста - это ВВП, демонтаж моста - еще больше ВВП, постройка моста заново - опять ВВП. Один мост трижды увеличил ВВП, хотя он на самом деле трижды оттянул на себя огромные ресурсы, добавив что-то к народному богатству лишь однажды». Можно на это ответить, что китайский аппаратчик просто пытался оправдаться за то, что главный промышленный город его провинции, Дунгуаль, на фоне всеобщего процветания показал рост своей экономики на жалкие 0,6% за первое полугодие. А можно предположить, что это один из немногих случаев справедливой оценки экономического роста в КНР. Для России важен только один показатель китайской статистики. Мы точно знаем - и знание это дано нам в ощущениях, - что Китай продолжает закупать в огромных количествах сырье. А уж как оно используется - для того, чтобы построить два моста или для того, чтобы построить один мост дважды - не имеет значения до тех пор, пока китайский пузырь не лопнет. Что вряд ли произойдет в ближайшие месяцы, а скорее, даже годы.

2009-08-18
РФ купила у «Сухого» 64 истребителя
МОСКВА (Рейтер) - Российский авиапроизводитель «Сухой» и Минобороны РФ подписали во вторник контракт на поставку военной авиации 64 новых истребителей в 2009 - 2015 годах, говорится в сообщении компании. Авиастроительный холдинг произведет и передаст ВВС России в период c 2010 до 2015 год включительно 48 многофункциональных истребителей Су-35C, в 2009 - 2011 годах - 12 истребителей Су-27СМ и до конца 2011 года - четыре Су-30М2. Ранее эксперты, опрошенные газетой «Ведомости», оценивали стоимость этого контракта в $3 миллиарда. Кроме того, в этом году «Сухой» получит $600 миллионов финансирования от ВЭБа. В 2008 году министерство обороны и «Сухой» подписали государственный контракт на поставку ВВС РФ 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Контракт может стать крупнейшим на авиасалоне этого года, на фоне экономической рецессии, резко сократившей планы гражданских авиакомпаний по расширению. (Александр Гелогаев. Редактор Антон Зверев)


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное