Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Как оценить вред госбанков


     slon.ru
2009-08-17
Как оценить вред госбанков
Это 0,15 - 0,3% ВВП за счет невозвратов по кредитам, и 1,6 % ВВП за счет искажений в инвестиционном поведении фирм.

2009-08-17
ФСФР приостановила торги акциями «РусГидро»
МОСКВА (Рейтер) - Торги акциями «РусГидро» на российских биржах РТС и ММВБ приостановлены по распоряжению ФСФР, сказали Рейтер представители бирж. Торги акциями «РусГидро» остановлены на РТС с 10.45 МСК, на ММВБ - с 10.40 МСК до распоряжения регулятора. К этому времени акции «РусГидро» на ММВБ потеряли 7,07 процента до 1,2350 рублей. В понедельник утром на крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС произошла технологическая авария, в результате которой 7 человек погибли и 11 получили ранения. По словам исполняющего обязанности председателя правления компании «РусГидро», владелицы ГЭС, сейчас рассматриваются несколько версий аварии. (Злата Гарасюта. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-17
Стройка строгого режима
Премьеру хорошо бы попробовать инкогнито получить разрешение на строительство жилого дома в Москве - можно будет узнать много интересного.

2009-08-17
Где дно у недвижимости
Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player. Цены на жилье не должны быть выше 30 000 руб. за кв. метр. Так считает премьер-министр Владимир Путин. Это потолок цены, по которой государство будет выкупать жилье у застройщиков для государственных нужд, например для обеспечения жильем военнослужащих. Стоимость жилья, купленного государством в рамках антикризисных мер, примерно столько и составляет. Если в среднем по стране, то 29 800 руб./кв. м, если в разрезе регионов, то очень по-разному. В Московской области дороже - 43 500 руб./кв. м, в Саратовской области дешевле - 22 900 руб./кв. м. В целом, 12 регионов удержались в рамках, обозначенных премьер-министром, остальным, видимо, придется корректировать условия, что не является простой задачей. Строители могут и отказаться от такого предложения, если смогут найти другого покупателя. Цена выкупа жилья государством, с точки зрения рынка, это дно - та стоимость, ниже которой цены вряд ли упадут. Своеобразный уровень поддержки. В Московской области, например, уже сейчас цены довольно близки к «дну»: по данным Irn.ru, во втором квартале средняя стоимость квадратного метра составила 48 400 руб./кв. м, что всего на 11% выше цены, по которой было куплено жилье. Если новое «дно» обозначено на отметке 30 000 руб./кв. м, рынку Московской области есть куда падать. Впрочем, строители могут этот параметр скорректировать, отказавшись продать по предложенной государством цене. Такое уже случалось в Москве, когда ГК «ПИК» отказалась продать правительству жилье по 60 000 руб./кв. м вместо ранее оговоренных 80 000 руб./кв. м.

2009-08-17
Приток инвестиций в КНР сократился за 7 месяцев
ПЕКИН (Рейтер) - Китай привлек $48,3 миллиарда прямых иностранных инвестиций (FDI) за первые семь месяцев года, что на 20,3 процента меньше, чем за тот же период 2008 года, сообщило министерство торговли в понедельник. За первые шесть месяцев объем инвестиций снизился на 17,9 процента в годовом исчислении. За июль Китай привлек в виде FDI $5,36 миллиарда, на 35,7 процента меньше, чем годом ранее. Объемы инвестиций падают в годовом исчислении десятый месяц подряд, и темпы снижения в июле были гораздо значительнее, чем в июне, когда приток средств сократился на 6,8 процента. В 2008 году Китай получил рекордные $92,4 миллиарда в виде нефинансовых FDI, на 23,6 процента больше, чем в 2007 году. Приток средств вырос после того, как страна вступила во Всемирную торговую организацию в 2001 году, но ослабел в последние месяцы в результате мирового экономического спада. (Ланьги Чан и Алан Уитли, перевела Юлия Заславская. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-17
Приказали долго жить
Сложная жизнь в южных широтах | С цифрами повезло К демографической яме российские чиновники относятся довольно-таки легкомысленно. Если судить по их высказываниям, то достаточно построить медцентр здесь, модернизировать роддом там, поработать над статистикой, немного попропагандировать здоровый образ жизни, - и проблема нескольких десятилетий будет решена. 14 августа на заседании президиума Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике премьер Владимир Путин о демографии говорил вскользь, основное внимание уделив таким вечным вопросам, как снижение ипотечных ставок и ускорение зерновых интервенций. Общий тон заседания был бодрым и дежурным. Национальные проекты (которые на деле свелись к распределению очередных запланированных давным-давно бюджетных трат) успешно реализуются, повышают рождаемость, образовательный уровень и качество жизни россиян. Конечно, регионам было предложено подумать о снижении смертности и повышении рождаемости, но это прозвучало скорее в качестве благого пожелания. В конце концов, разве губернаторы не думают об этом ежедневно и еженощно? Пожалуй, самым четким и конкретным предложением по социально-экономической части было провести интернет в дома-интернаты. Ведь к 2012 г. 35 000 детей-инвалидов должны получить беспрепятственный бесплатный доступ к дистанционному образованию. С более частными вопросами, к примеру, повышением продолжительности жизни или сокращением численности населения, разберутся уже подчиненные премьер-министра. В рабочем порядке. СЛОЖНАЯ ЖИЗНЬ В ЮЖНЫХ ШИРОТАХ Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова говорила на заседании о более отдаленном будущем. К 2020 году показатель общей смертности, по заданию Голиковой, должен снизиться в полтора раза, до 10 человек на 1000 населения. Сейчас умерших по-прежнему больше новорожденных, на 1000 россиян приходится, в среднем, 14,6 смертей и 12,1 рождений в год. По последним данным Минздравсоцразвития, численность населения России - около 142 млн человек, на 3,5 млн меньше, чем по последней переписи 2002 г. Правда, это не беда: сейчас в большинстве регионов, как сообщила Голикова, рождаемость растет, а смертность падает. Выделились только регионы Южного федерального округа, где смертность столь же высока, как и в первом полугодии прошлого года. Их министр пожурила и попросила принять комплекс исчерпывающих мер, чтобы справиться с демографическими проблемами. Следующий замер - через полгода. За неудобную статистику придется отвечать. ПОВЕЗЛО С ЦИФРАМИ О росте рождаемости благодаря нацпроектам федеральные чиновники сообщали еще в 2005 г., когда эти проекты только начались. Как будто общество услышало призыв президента и еще до распределения средств на доплаты врачам и на материнский капитал решило поддержать государственные планы. В действительности же всплеск рождаемости в последние несколько лет был обусловлен отчасти общим экономическим ростом, но во многом предыдущим всплеском рождаемости в начале и середине 1980-х. Чисто статистически: доля женщин детородного возраста в составе населения выросла, вслед за этим постепенно выросло и число рождений. Кроме того, отчасти подстегнули статистику рождаемости и выплаты материнского капитала: семьи, которые и так собирались завести второго или третьего ребенка, под влиянием пропаганды пошли на это раньше, чем планировали. Так что с цифрами министру повезло. Но уже сейчас эта магия цифр рассеивается. Те же выплаты матерям большими стимулами считать трудно. В 1980-х за третьего ребенка предлагали квартиру, сейчас - лишь 300 000, да и то через много лет. Недавно материнский капитал стали направлять на погашение ипотечных кредитов, но трудно себе представить семью, над которой висит большой долг, и которая вдруг примется заводить детей, чтобы выплатить часть задолженности. Если где эти суммы и стимулируют воспроизводство, то, скорее, среди маргинальных слоев населения, и, может быть, где-то на селе. Исследователи из Population Reference Bureau на днях опубликовали исследование-прогноз численности мирового населения. Из доклада следует, что к 2025 году россиян будет всего 133 млн, еще через 25 лет - уже 116 млн. Это вполне соответствует и нынешним темпам сокращения численности российских граждан, и на чем основаны надежды Голиковой, понять трудно. Стимулировать ту же рождаемость нужно, прежде всего, путем создания инфраструктуры, помогающей жить семьям с детьми. Здесь правительство отделывается, по сути, подачками - например, копеечными доплатами на детский сад (куда еще надо попасть). Способы сокращения смертности тоже известны (те же ограничения на распространение алкоголя), и они опять же грозят обернуться одними декларациями и пшиком. Тут нужна политическая воля; куда проще проводить интернет детям-инвалидам. Поэтому над рождаемостью, смертностью и всем остальным жителям России придется работать самостоятельно. А правительство будет внимательно следить за нашими успехами.

2009-08-17
Продажи H&M оказались в июле хуже ожиданий
СТОКГОЛЬМ (Рейтер) - Продажи шведской сети модной одежды Hennes & Mauritz в июле 2009 года снизились в годовом исчислении на три процента, разочаровав инвесторов. Аналитики, опрошенные Рейтер, в среднем ожидали, что продажи третьего по величине в мире ритейлера одежды в магазинах, открытых не менее года назад, снизятся не более чем на один процент. В то же время валовые продажи компании выросли на семь процентов на фоне прогноза роста на девять процентов. H&M не предоставляет данные о месячных продажах в абсолютных цифрах. В июне 2009 года продажи компании в магазинах, открытых не более года назад, упали на пять процентов, а валовые продажи выросли на четыре процента. (Анна Рингстром, Фанни Моудин. Перевел Александр Гелогаев. Редактор Антон Зверев)

2009-08-17
Рынок акций РФ открылся падением котировок
МОСКВА (Рейтер) - Российский рынок акций открыл торги понедельника резким снижением котировок вслед за негативной динамикой Уолл-стрит и азиатских площадок, а также откатом нефтяных цен. К 10.41 МСК индекс РТС снизился на 3,36 процента до 1 024,29 пункта, индекс ММВБ опустился на 3,15 процента до 1 038,98 пункта. Под давлением спада оказались все сектора. «Голубые фишки» потеряли в пределах 4 процентов, наибольшее снижение наблюдается в акциях Сбербанка, которые упали на 3,6 процента. В электроэнергетике лидером снижения являются бумаги «РусГидро», опустившиеся на 7,37 процента. Котировки компаний черной металлургии упали в среднем на 3 процента, тогда как ТМК потеряли 5 процентов. (Злата Гарасюта. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-17
Минимум 11 человек погибли при взрыве в Назрани
МОСКВА (Рейтер) - Как минимум 11 человек погибли в результате взрыва рядом со зданием городского управления внутренних дел Назрани, сообщили российские агентства. «На данный момент есть точная информация о 11 погибших в результате взрыва», - сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителя больницы в Назрани. По его словам, точная информация о количестве погибших и раненых уточняется. Тела погибших находятся в морге на территории больницы. РИА Новости со ссылкой на источник в республиканской больнице сообщает о 12 погибших и 65 пострадавших. Агентства сообщают, что взрыв был организован боевиком-смертником во дворе ГУВД. «Взрыв был очень большой мощности. Его мощность составляла не менее 50 килограмм в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва практически все находящиеся во дворе здания ГОВД постройки и автомобили полностью уничтожены», - сообщил Интерфакс со ссылкой на источник в МВД Ингушетии. На месте происшествия работают пожарные расчеты борющиеся с огнем, охватившим здание ГОВД после взрыва. Кроме того, бригады спасателей МЧС занимаются эвакуацией сотрудников ГОВД, которые оказались заблокированы в здании в результате взрыва и пожара.

2009-08-17
«АвтоВАЗ» получил 14,1 млрд руб. убытка за полгода
МОСКВА (Рейтер) - Российский автогигант «АвтоВАЗ» получил в первом полугодии 2009 года 14,1 миллиарда рублей убытка по РСБУ, сообщила компания. Таким образом, за второй квартал убыток «АвтоВАЗа» вырос на 7,8 миллиарда рублей с 6,3 миллиарда в первом квартале. В первом полугодии прошлого года компания получила прибыль 1,4 миллиарда рублей. Выручка «АвтоВАЗа» в годовом исчислении снизилась вдвое до 40,9 миллиарда с 81,4 миллиарда рублей. За весь 2008 год убыток по РСБУ составил 6,68 миллиарда рублей, выручка - 160,2 миллиарда, до этого «АвтоВАЗ» пять лет работал с прибылью. Главная причина убытка - в падении объема продаж, что приводит к резкому снижению выручки. В первом полугодии, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Lada снизились на 44 процентов до 179 870 штук. В 2008 году завод продал в России 622 000 автомобилей. План продаж «АвтоВАЗа» на 2009 год - 360 000 машин при емкости российского авторынка 1,2 миллиона легковых автомобилей. Из-за снизившихся потребностей рынка «АвтоВАЗ» остановил конвейер в августе, а с сентября будет работать вполсилы. По МСФО в прошлом году «АвтоВАЗ» получил 24,7 миллиарда рублей убытка. За первое полугодие компания ждет 10 миллиардов рублей убытка. (Глеб Столяров. Редактор Антон Зверев)

2009-08-17
Экспортная пошлина на нефть РФ вырастет на 7,5%
МОСКВА (Рейтер) - Экспортная пошлина на нефть РФ вырастет на 7,5 процента с 1 сентября до $238,6 за тонну, сказал Рейтер замначальника таможенных платежей Минфина Александр Сакович. С 1 августа по 1 сентября ставка пошлины составляет $222 за тонну. Экспортная пошлина на сентябрь рассчитывается на основании мониторинга цены нефти марки Urals с 15 июля по 14 августа включительно. По словам Саковича, средняя цена мониторинга нефти марки Urals за данный период составила $69,144 за баррель. «Таким образом, пошлина на нефть будет установлена на уровне $238,6, на светлые нефтепродукты - $173,1 и на темные - $93,2 за тонну», - сказал Сакович. В настоящее время экспортная пошлина на светлые нефтепродукты составляет $161,9, на темные - $87,2 за тонну. Котировки нефти марки Urals доступны по кодам. (Екатерина Голубкова. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-17
Семеро погибли при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
МОСКВА (Рейтер) - Семь человек погибли и 11 получили ранения в результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС - крупнейшей в России гидроэлектростанции. Работа ГЭС, снабжающей электроэнергией ряд алюминиевых заводов, остановлена, однако предприятия «Русала» продолжают работу в обычном режиме. «В Красноярском крае из-за аварии на гидроагрегате остановлена работа Саяно-Шушенской ГЭС», - сообщил представитель компании «РусГидро», владельца ГЭС. Пресс-секретарь МЧС по Республике Хакасия Ирина Бутенко сообщила, что в результате технологической аварии в машинном отделении ГЭС семь человек погибли, 11 были ранены. «Угроза развития чрезвычайной ситуации исключена, угрозы подтопления населенных пунктов нет», - сказала она. Представитель «Русала» Вера Курочкина сообщила, что предприятия крупнейшего производителя алюминия продолжают работу в обычном режиме. «РусГидро» сообщает, что на ГЭС ведется работа по восстановлению работы системы, а диспетчерское управление Сибири ищет резервы, чтобы не нарушить энергоснабжение алюминиевых заводов. (Людмила Данилова, Полина Девитт, Анастасия Лырчикова. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-17
Процентная политика: гибкость vs. надежность
Надо чаще встречаться; и другие шесть рекомендаций Центробанку

2009-08-17
«Мы не откладываем плохие долги в «долгий ящик»
о снижении просрочки по корпоративным кредитам: Уменьшение объема просроченной задолженности по РСБУ связано, в первую очередь, с тем, что в течение шести месяцев банк провел большую работу по изучению потенциальных проблемных активов и предпринял превентивные меры для минимизации рисков возникновения такой задолженности. Данная работа начинает приносить свои плоды. Мы сделали акцент не на «откладывание проблемы в долгий ящик», пытаясь закрыть глаза на проблему путем технических реструктуризаций, а достаточно тщательно подошли к вопросам каждой конкретной реструктуризации, включая розничный портфель. Немаловажную роль, безусловно, играет и качество кредитного портфеля банка. Кроме того, за месяцы, прошедшие с момента начала кризисных явлений, основные экономические тренды стали более или менее понятны. Очевидно, действия банков стали более адекватны, единодушны в большей своей массе, и сообразны складывающейся на рынке ситуации. Несомненно, это позитивно влияет на общую тенденцию. Таким образом, на сегодняшний день мы можем с достаточной уверенностью сказать, что непредсказуемых колебаний в объемах просроченной задолженности мы не ожидаем. При уменьшении просроченной задолженности банк продолжал наращивать резервы, и в данном случае необходимо очень аккуратно расставлять акценты и выводить причинно-следственную связь. Нужно понимать, что резерв создается не только на просроченную часть задолженности, а на всю сумму долга заемщика. Возникшая просрочка, особенно долго длящаяся (либо в силу того, что это реальный дефолт, либо в силу того, что на реструктуризацию уходит больше времени, чем хотелось бы), «увлекает» за собой весь долг, который еще не просрочен. Таким образом, она ухудшает и качество обслуживания всего долга, и качество финансового положения заемщика. Соответственно, увеличивается резерв по ссуде, по которой имеется просроченная задолженность. Единожды возникшая просроченная задолженность, а тем более ряд неоднократных просрочек, влекут за собой необратимые последствия с точки зрения методологии резервирования, которые могут быть исправлены только по прошествии времени, если, например, заемщик вошел в график платежей, ссуда была реструктурирована и заемщик предоставил дополнительное обеспечение и т.п. Таким образом, можно сказать, что рост резервов связан с особенностями управления просроченной задолженностью.

2009-08-17
«Зачем отменять ввозные пошлины? Кризис еще не закончился»
Программа для российских драндулетов | Пошлины не отменят | Успехи госкредитования | «АвтоВАЗ» и остальные Алексей Рахманов - важнейший человек для каждого автовладельца в России. От мировоззрения главы департамента автомобильной промышленности Минпромторга во многом зависят те правила, по которым играет автомобильный рынок страны и цены, устанавливаемые производителями. В своем интервью корреспонденту Slon.ru он рассказал о разработке важнейшей программы по утилизации старых машин и субсидированию продаж новых, подтвердил догадки о продлении сроков действия ввозных пошлин и обрисовал перспективы схемы льготного автокредитования. Как и многие другие эксперты, Рахманов допускает возможность банкротства «АвтоВАЗа», но надеется, что государство его все же не допустит. ПРОГРАММА ДЛЯ РОССИЙСКИХ ДРАНДУЛЕТОВ - Алексей Львович, расскажите вкратце о проекте по утилизации старых машин. Что уже обсудили? Над чем надо работать в первую очередь? - У нас состоялось второе заседание рабочей группы, в ходе которого была одобрена концепция его организационно-правовой формы. Мы находимся в самом начале пути. Исходя из того, что правительство дало поручение провести эксперимент по утилизации, мы сейчас пытаемся отработать все необходимые законодательные нормативные и правовые формы того, как это можно сделать в рамках существующего правового поля. Кроме того, не подтверждены источники финансирования. Мы только обратились в Минфин за деньгами. У нас также нет согласованной позиции всех министерств и ведомств, и мы еще только-только формируем общие критерии. Единственное, что мы сделали заранее - это стали говорить на эти весьма волнующие темы с тем, чтобы не ошибаться с нашими мерами. - Сколько денег запросило министерство для программы? - 10 млрд руб. Это очень мало. Если мы говорим о 200 000 автомобилей, а рынок на будущий год, по нашим ощущениям, составит 1,6 - 1,7 млн, то это меньше 20% всего рынка. - Будете просить еще? - Не уверен. Пока количество людей, которые владеют десятилетними автомобилями, и которые захотят поменять их, если у них будут финансовые ресурсы на приобретение нового автомобиля, такое, как в нашем прогнозе. - Каковы основные положения разрабатываемой программы утилизации? - Наши предложения следующие: для сдачи в утилизацию мы предлагаем автомобили возрастом 10 лет и старше. Это могут быть автомобили вне зависимости от страны происхождения, находящиеся на ходу, машина должна быть зарегистрирована на последнего владельца не менее чем 1 год. Это - чтобы исключить схемы выкупа старых машин: сегодня купили, завтра сдали, «полтос» получили и пошли радоваться жизни. Какие машины будут продаваться с зачетом 50 000 рублей? Наверное, машины, которые произведены в Российской Федерации, то есть, это автомобили отечественных и иностранных марок, которые производятся в рамках промсборки. Скорее всего, ограничения цены по новому автомобилю не будет. - Когда можно ожидать следующих шагов в продвижении программы? - Во-первых, мы взяли еще неделю для доработки плана мероприятий, уже создана инициативная группа и понятно, кто чем занимается. Через неделю будет утвержден конкретный план действий и календарный график по реализации всех этих аспектов. - Будет ли в России введен федеральный закон об утилизации транспортных средств? - Разрабатывается достаточно серьезная пирамида законодательных актов. Несмотря на то, что мы концентрируемся на эксперименте, есть определенные ресурсы, которые заняты только этим, поскольку есть ряд федеральных законов, которые необходимо разработать. За Минпромторгом записан технический регламент об утилизации транспортных средств, который мы сейчас начинаем разрабатывать. Все это будет в пакете формировать тот самый законодательный пласт, с учетом которого будет проходить утилизация. Пилотный проект будет базироваться на существующих законодательных актах с внесением определенных изменений в соответствующие правила и регламент. Сейчас это некий переходный период, эксперимент ограничен во времени, а потому его можно проконтролировать. Если делать это на постоянной основе, когда через эту систему будут проходить миллионы автомобилей, понятно, что там никакого Минпромторга уже не хватит. - И когда появится такой федеральный закон? - Я ожидаю, что к концу 2010 г. - Как же будет проходить утилизация? Где и как можно будет утилизовать машину? - Каждый регион дает нам предложения по юридическим лицам, которые готовы участвовать в этой работе. Как правило, это частные компании. Необходимость такого привлечения определяют регионы, потому что в некоторых случаях это связано с выделением земли, и без участия региональных правительств делать это невозможно. Например, правительство Московской области нам дало 8 компаний, которые, по их мнению, будут заниматься утилизацией. Но при этом мы отдаем себе отчет в том, что ни одна из этих компаний на 100% на сегодняшний день не готова заниматься этой работой. - В чем основные трудности? - Связано это с тем, что у них есть разные ограничения и разные параметры инфраструктуры, обеспечивающие возможность утилизации большого объема транспортных средств. У кого-то ограничения по площадке, у кого-то по стокам, у кого-то по хранению. К сожалению, у нас отсутствует законодательная база по утилизации автомобилей, тем не менее, у нас есть жесткие ограничения по обращению с вредными отходами. В этом смысле наша задача - совместить все общие параметры для того, чтобы сделать этот пилотный проект работающим и параллельно двигаться в сторону заполнения тех дыр, которые у нас есть в законодательстве. - Назовете нам эти 8 компаний?   - Пока рано об этом говорить, мы опубликуем перечень позже. Сейчас мы получаем предложения регионов. После этого мы хотим, чтобы компании поработали с Ростехнадзором, надзорными органами в экологической сфере - это нужно для того, чтобы мы понимали, что предложения регионов будут реализуемы. Потому что мы не хотим, чтобы получилось так, что эти компании скажут: вы нас номинировали - дайте работать, а потом надзор придет и их закроет. - Какие регионы уже обратились к вам - подали заявки, списки? - Мы работает достаточно просто: смотрим, где самые крупные парки автомобилей, и на этих регионах концентрируемся. Мы понимаем, что основные регионы с высокой концентрацией автомобилей - это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Поволжский федеральный округ, Краснодарский край. И, может быть, как это ни забавно, Дальний Восток. - Вы думаете, люди за Уралом готовы утилизировать свои праворульные «Тойоты» за 50 000 руб.? - Это очень хороший вопрос. На самом деле, наверное, такого количества «разборок», как на Дальнем Востоке, нет ни в одном регионе страны. С другой стороны, мы не будем рассчитывать на многое на Дальнем Востоке, потому что мы знаем, что люди там живут в сильной анклавной убежденности о непобедимости японского автопрома. Но я не вижу ничего плохого, чтобы попробовать это сделать, потому что тот здравый смысл, который я пытаюсь пропагандировать, в том числе в блоге, существует. И если я не ошибаюсь и не заблуждаюсь, то, значит, он должен рано или поздно сработать и на Дальнем Востоке. - О каком здравом смысле мы говорим в данном случае? - Экономический смысл. Я к тому, что если жить по правилам, то некоторые экономические параметры могут меняться. Общий постулат для всего мира о том, что подержанные автомобили эксплуатировать дорого, в России не работает. Потому что у нас не структурировано налогообложение, и у нас бизнес на запчастях на том же Дальнем Востоке держится на разборках. То есть дешевле привезти машину, не растамаживать ее толком, разобрать ее на запчасти и спокойно продавать оптом элементы подвески, двигателя и чего угодно. Если бы все это работало так, как это работает во всем мире, когда бизнес на запчастях является составной частью бизнеса автомобильной компании, то эксплуатировать подержанные иномарки было бы невыгодно. Точно так же, причина, по которой идет такой большой вброс японских автомобилей на российский рынок, заключается в том, что японское правительство экономически не поощряет эксплуатацию неэклогичных автомобилей старше определенного возраста, вот и все. - А вы не считаете, что Россия запаздывает с реализацией программы утилизации? Вся Европа, вся Америка давно пользуются своими схемами для поддержки авторынка. - Во-первых, в Америке есть очень четкая, понятная, прозрачная система работы, которая уже организована. Во-вторых, там есть давно существующее законодательство по утилизации, жесткие экологические и природные требования, по которым, собственно, и идет вся работа. В Росии мы имеем некие общие параметры, но отстроенной, контролируемой системы утилизации у нас на сегодняшний день нет. Элементарно - эти машины даже деть-то практически некуда. Далее, у нас есть проблемы, связанные с отдельными законодательными аспектами. Например, если автомобиль стоит где-то, гниет, с ним может быть много проблем, например, по праву собственности. С этими вопросами тоже нужно считаться. Второе, Америка и Европа - это совершенно другой уровень потребительского автокредитования. Поэтому когда мы анализировали, какую программу выбрать - потому как, не скрою, обсуждались идеи, например, передачи гражданам какого-то количества денег в счет утилизации, мы понимали, что эта программа будет крайне ограничена, исходя из того, что свободных денежных средств в необходимом объеме практически нет. Почему сейчас эта программа нами обсуждается? Во-первых, мы видим, какой эффект оказала программа субсидирования кредитных ставок по кредиту: толчок определенный она дала. Можно спорить об эффективности процентов, но сейчас мы видим, что 18% продаж автомобилей от «АвтоВАЗа» проходит через нашу программу. Для нас это нормальный результат, хотя не могу сказать, что он какой-то невероятный. Таким образом государство поддерживает продажи - не замещает спрос и коммерческую работу ответственных менеджеров, а поддерживает. Далее, мы четко понимаем, что ставки пошли вниз по кредитам, плюс банками вводятся определенные ограничения по максимальному размеру процентных ставок, и это говорит о том, что кредиты будут становиться доступнее. И что на будущий год, наверное, такая мера, как поддержка процентных ставок по кредиту для населения в дополнение к тому, что делают автопроизводители, будет не столь обязательной и столь эффективной. В этой связи мы понимаем, что должен работать другой инструмент, направленный на обновление парка, который мы пытаемся предлагать - и двигать рынок вперед. ПОШЛИНЫ НЕ ОТМЕНЯТ - Вы сейчас о ввозных пошлинах говорите, не так ли? Кстати, что с ними будет? Говорили, что они будут действовать 9 месяцев. Их отменят? - А зачем? Что, кризис уже кончился? Пошлины и будут действовать 9 месяцев. Так работает вся процедура изменения пошлин в сторону увеличения: они вводятся на 9 месяцев, после этого в установленном порядке рассматривается вопрос их продления либо еще на какой-то период, либо на постоянной основе, либо их отмена. Одно из таких решений будет принято до конца августа. - Иначе говоря, пошлины продлят? - Решит комиссия по защитным мерам. Хотя в отношении подержанных автомобилей, с точки зрения общегосударственной политики, говорить, что это некая антикризисная мера, было бы не совсем справедливо. Поскольку ни одно государство в мире не спонсирует ввоз на свою территорию подержанных автомобилей. Это конкуренция любому существующему автомобильному бизнесу. И автомобильному бизнесу российскому, и иностранному. В своем блоге я сделал некое заявление, с которым предлагаю согласиться: можно сколько угодно хаять отечественный автопром, но даже если мы придумаем себе такую триллер-фантазию и предположим, что все российские производители прекратили свое существование и на территории России работают только иностранные бренды, то первое, что попросят сделать иностранные бренды - поставить заслон поддержанному импорту. Потому что это их рынок. - А какова судьба нового техрегламента «О безопасности транспортных средств», который вы готовили? - Он уже в правительстве, скоро выходит. Я думаю, что до конца августа выйдет. Обсуждение практически завершено. - Прописаны ли в нем ограничения на эксплуатацию «праворулек» в России? - Нет. Там прописаны одинаковые требования ко всем автомобилям, которые ездят на дорогах общего пользования. В отношении «праворуких» автомобилей там есть вопрос обзорности, головного света и т.д. Поэтому ввезти такой автомобиль можно в любом случае. Другое дело, для того, чтобы его поставить на учет, автомобиль должен соответствовать требованиям - чтобы он не был опасен для окружающих. Элементарно. Если человек, который садится за правый руль, принимает на себя большую опасность, управляя этим автомобилем - это его личное дело. Но он не может создавать опасность другим. - Есть ли у вас данные о том, насколько сократился ввоз иномарок на Дальнем Востоке? - В 10 раз. Начиная с февраля, юрлица ввозили по 500 - 600 машин. Физлица ввозили около 4 000 подержанных автомобилей в месяц, в последнее время здесь у нас идет небольшой рост. Ну, то есть где-то 4 000 автомобилей в месяц, а было 20 000 - 40 000 автомобилей ежемесячно. - Неужели есть рост импорта? А за счет чего? - Мы будем изучать структуру этого импорта, посмотрим. Во-первых, до сих пор достаточно эффективно ввозить автомобили с маленьким размером двигателя, там пошлина не столь большая - это автомобили, которые действительно в России не производятся. Во-вторых, мы понимаем что покупатели действительно немножко оправились от кризиса. - Защитники «праворулек» по-прежнему дискутируют с вами? -А какие у них могут быть аргументы? - Свобода выбора, свободная конкуренция. - Минуточку, пока «свобода выбора» говорит: «Запретите ваши ВАЗы». Какая свобода выбора? Это свобода эгоизма, а не свобода выбора. Мне было приятно увидеть, что на Дальнем Востоке покупательский спрос существенно выше, чем в Центральной части России, - но здесь нужно отделять четко вопросы регионального эгоизма от общестрановых вопросов. Потому что при сегодняшней средней зарплате в России человеку нужно кушать, оплачивать коммунальные услуги: потратить больше, чем 100 000 руб. на автомобиль, он иной раз не может. А откуда берутся такие автомобили? Это автомобили отечественного производства, которые стали подержанными после того, как были проданы новыми, именно они обеспечивают мобильность людей с низкими доходами. А если товарищи с Дальнего Востока говорят: «Нам не нужны ваши «Лады», мы лучше за 300 000 - 400 000 руб. купим подержанную машину», - они нам говорят о том, что находятся в другой прослойке по доходам, и могут себе позволить больше, чем среднероссийский гражданин. УСПЕХИ ГОСКРЕДИТОВАНИЯ - Судя по статистике на сайте министерства, заявки на выдачу льготных автокредитов удовлетворяют не для всех. Кому отказывают? - Рассмотрение заявки требует определенного времени. У нас статистика поданных заявок еженедельная, часть этих заявок удовлетворяется. Мы видим, что заявки, которые были поданы 4 недели назад, на 100% удовлетворены. Истина где-то посередине. Из 100% поданных заявок около 20 - 25% действительно уходит в отказы, остальные попадают во временный вакуум. - Причины отказов - стандартные? - Нужно с банками говорить. Я никак не буду вмешиваться в процедуру выдачи кредитов конкретным лицам, потому что за риски, связанные с невозвратом кредитов, отвечают банки и они должны нести за это ответственность. - Будет ли корректироваться ваш прогноз о продаже 120 000 автомобилей до конца 2009 г. по этой программе? - Посмотрим, как сработаем август и сентябрь. Вообще, наш прогноз, что мы выберем все. В период с мая по июль банки выдали 25 000 кредитов. Нужно понимать, что мы очень сильно расширили диапазон этой программы, поскольку изначально мы, наверное, не очень точно нащупали соотношение между ценой автомобиля и выбором. Выбор остается небольшим. На сегодняшний день программа на 90% работает на ВАЗ. Правда, мы еще не проанализировали отчет за июль, который получили два-три дня назад - Как считаете, связано ли повышение цен на некоторые машины с расширением ценовых рамок программы госкредитования? Ford в сентябре повышает цены на Focus... - Они не повышают цены, они убирают дешевые комплектации. В целом, по итогам продаж за июль Ford Focus показывает +17% по сравнению с июнем. Есть такой инструмент, который называется «apple to apple comparison», когда два автомобиля сравниваются между собой с точки зрения его наполнения. Нужно понимать, что у каждого производителя есть так называемый «тизер» в модельной линейке, это автомобиль, который действительно находится в продаже, но объем его производства не превышает 2 - 3%. Такую машину можно заказать, но ее нужно ждать 6 месяцев, например. Поэтому, когда мы говорим об этом, мы должны четко понимать, о чем идет речь. Например, в том трехдверном Focus, который стоил 350 000 руб., не было музыки, в нем не было кондиционера, не было второй подушки и еще много чего. Когда вы все это начинаете добавлять - а есть некая условная стоимость опций - вы можете привести «яблоко к яблоку», как в уравнении по стоимости автомобиля. Потому что если посмотреть на среднюю цену продаваемого автомобиля в так называемом «product mix» у Ford, я не думаю, что она хотя бы как-то изменится, исходя из тех предложений, которые сделала компания. Сказать, что модели Ford стали дороже на 40%, значит, что они действительно подняли цены на всю модельную линейку, - но этого, скорее всего, не произошло. - Тем не менее, можно ли ожидать, что другие автопроизводители подтянут цены вверх после того, как вы расширили рамки госпрограммы? - Ограничителем повышения цен является спрос. Рамки программы мы расширили не для того, чтобы дать основания для роста цен, а для расширения выбора. С другой стороны, когда готовилась программа с лимитом 350 000 руб., на дворе был октябрь - ноябрь прошлого года и мы не имели точных ориентиров по уровню девальвации рубля: доллар был 25 рублей - стал 32, евро было 34 с копейками - стало 46 уже. Соответственно, когда говорили про 350 000 руб., имели в виду цифру 10 000 евро, как некую точку отсечки низкого среднего ценового сегмента. На сегодняшний день эта точка отсечки (10 000 евро) составляет уже 450 000 руб. Изменение, которое произошло 7 июля и вступает в силу 14 августа, было очевидно и давно ожидаемо. Порог в 600 000 руб. отражает две принципиальные вещи: во-первых, покупательские предпочтения и наличие разнообразия на рынке, и во-вторых, возможности среднего класса. С нашей точки зрения, средний класс - этот именно тот потребитель, который может вытянуть автопром. - Известно, что к госпрограмме автокредитования присоединились новые банки. Сколько банков заявляли о желании участвовать в ней и кто был выбран? -У нас пока 8 банков, которые будут участвовать в программе: «Газпромбанк», «Банк Москвы», «Альфа-банк» и «Юникредит», который де-факто попадает под критерии, но у «Юникредита» есть несколько вопросов формального свойства, с которыми мы сейчас разбираемся. - А восьмой кто? - ВТБ и «ВТБ24» мы различаем, хотя это, по сути, один банк. Были у нас заявления от «Русьфинансбанка» и прочих банков, которые нам писали письма о том, что «хотим и жаждем». - Почему им отказали? - Во-первых, есть утвержденные критерии. Во-вторых, мы бы очень хотели, чтобы работало «правило Парето»: когда 80% результата делают 20% ресурсов, и наоборот. Если посмотреть на общую структуру автокредитования, то мы увидим, что те 8 банков, которые попали в эту программу, по сути, закрывают около 60 - 70% рынка автокредитования по объему. При всех намерениях ВТБ или «Россельхозбанка», никто пока к результатам Сбербанка даже близко не подошел. Поэтому может получиться, что мы количество банков увеличим, потратим 80% усилий и получим 20% результата - ради чего? Увеличение на эти пять банков было абсолютно разумным - это нужно было сделать давно. Единственное, что досадно - пока остался за бортом «Райффайзенбанк». - Почему? - Сначала они интереса к этой программе не проявили, а когда обсуждали форматы некой точки отсечки, то оказалось, что есть достаточно большая пропасть между банками. По досадному недоразумению, «Райффайзенбанк» оказался в межлиговом пространстве. Львиная доля банков у нас имеет уставной капитал около 30 млрд руб. У «Райффайзена» 63 млрд руб., а дальше пошли банки с капиталом в 70 млрд руб. и выше - то есть эти самые 8 китов. - Продолжают ли поступать заявки от других банков? - Мы откликнулись на предложение ФАС о предоставлении возможности участия в программе всем банкам. На совещании 7 августа ФАС заявила, что берет на себя все вопросы по подготовке изменений к постановлению правительства, и мы его поддержим. Но при этом введем ограничения, например, дадим 2 - 3 недельную возможность банку заявить о желании участия в программе с необходимыми подтверждениями соблюдения правил работы по этой программе. Но уверяю вас, что это никак существенно это на программу продажи машин это не повлияет. - Быть может, и максимальную цену «льготной» машины можно повысить? Скажем, до миллиона рублей? - Куда уж больше? «АВТОВАЗ» И ОСТАЛЬНЫЕ - Что вы думаете про события на «АвтоВАЗе»? Слышали, наверное, что уволился вице-президент по продажам и маркетингу Алексей Криворучко? - Алексей ушел, да. - Почему он ушел? - Не знаю. Я с ним на эту тему не говорил, хотя он у меня был неделю назад, мы общались, было много планов. - Зачем приходил? - Ну, как зачем? Мы регулярно общаемся с нашими заводами. - Вы думаете, он сам ушел или его попросили? - Не знаю. Я не буду спекулировать на эту тему и не буду ее комментировать до тех пор, пока с Алексеем Юрьевичем сам не поговорю. - Ну хорошо, а кто может заменить его? - Не знаю. На самом деле, у ВАЗа есть эффективный собственник, который распоряжается и управляет предприятием. Мы со своей стороны можем высказать какие-то пожелания, какие-то предложения, но совершенно точно не будем ничего предприятию диктовать. Пусть решают сами. - А какие у вас могли бы быть пожелания и предложения? - Я никого не буду предлагать по одной простой причине. Потому что не я буду с этого человека спрашивать. Я считаю, что задача перед заводом стоит весьма амбициозная, и пройти через сложные времена можно только, во-первых, с грамотно выстроенными, может, отчасти нестандартными, но, совершенно точно, жестко контролируемыми мерами по развитию продаж. И в этом смысле я не знаю - может, Алексей Юрьевич не доработал, но с учетом того, что нареканий было достаточном много по разным направлениям, я не исключаю, что это результат системный. Мы с ним знакомы недолго, поэтому я не могу высказать какие-то личные замечания на этот счет. Но, с другой стороны, у «АвтоВАЗа» есть обширный фронт работ, безусловно. - Как считаете, банкротство «АвтоВАЗа» возможно? - Без дальнейшей реструктуризации выживание завода под вопросом. Это правда. Если мы говорим о защите от кредиторов, как неком первом элементе того, что вы называете таким страшным словом «банкротство», то пока у завода все более-менее нормально, и я не вижу каких-то причин, по которым об этой мере сейчас нужно говорить. То, что завод исторически принял на себя все проблемы, связанные с вертикальной интеграцией и бизнесом 60-х годов - да, действительно, все это существует. С этим нужно работать. - Как же спасти ВАЗ? Ведь никто ничего не делает! - Почему никто ничего не делает? «Социалку» постепенно выводят, непрофильные активы постепенно выводят в самостоятельные предприятия, например, комбинат питания. Продолжается работа, по которой ВАЗ получает поддержку федерального бюджета, - в отношении медсанчасти и так далее. План есть, есть программа антикризисных мероприятий, по этим вопросам мы регулярно общаемся. - А с «Автотором» вы общаетесь? У них сейчас хоть какая-то локализация производства есть? - По большинству моделей она нулевая. Есть единственная модель, которая производится в полном цикле - это Chevrolet Lacetti, по которой они варят кузова, красят и собирают - в этом смысле есть локализация. Но для большинства остальных предприятий, которые работают по постановлению № 166, в рамках промышленной сборки окраска, сварка и сборка являются обязательными через 18 - 30 месяцев. Пускай приходят! Поговорим, пообщаемся! - То есть на «Автоторе» все-таки производство или сборка? Они себя называют производством и на слово «сборка» очень обижаются. - Они сами говорят правильную вещь, что автозавод должен быть сборочным, все остальное - поставщики. Правильно. Но только у них прав на продукт-то нет. Собственные продукты они не разрабатывают. С компонентщиками не общаются. Локализацией не занимаются. А в ситуации, когда просятся со своими продуктами в перечни льготного автокредитования в отношении бюджетных автомобилей, параллельно запуская производство BMW X6, для меня вся логика ломается. Назовите мне пять причин, почему я это должен делать. И точно так мы говорили господам Горбунову, Соколову и всем персоналиям, с которыми мы общаемся на предприятии. Сами по себе они все грамотные люди, профессионалы. - Как вы вообще оцениваете уровень локализации автопроизводства в стране на сегодняшний день? -Плохо. У разных компаний по-разному, нужно смотреть помодельно. Ford заявляет, что у него сейчас локализация на уровне 23%, Sollers рапорует о локализации, в зависимости от модели, от 10 до 32%. Высокая локализация, как правило, при выпуске специальных версий автомобилей, где достаточно большая доля автокомпоеннтов, которые могут приобретаться здесь. Во всем остальном пока доля достаточно маленькая. - Что же нужно сделать, чтобы она повысилась? - Сейчас у нас обсуждается внесение изменений в порядок, который определяет расчет локализации. Я думаю, что до сентября мы решим этот вопрос.. Есть тройственный приказ, который в рамках промбсорки подписывается Минпромторгом, Минэком и Минфином. И в этом тройственном приказе будет в дополнение вводиться порядок расчета локализации по тем отчетам, которые будут готовить автокомпании. То есть, при подготовке постановления № 166 мы договорились о том, какой должен быть процент локализации, но не рассказали никому, как это считать. И вот сейчас мы вводим порядок, в котором мы будем объяснять это в деталях. - А требуемый уровень локализации будет снижен? - Нет. Сейчас он максимальный - 30%. - Что вы думаете об идее перехода «АвтоВАЗа» на импортные комплектующие? - Давно пора. Ребята с «АвтоВАЗа» говорили о чем: «Нас не устраивает нынешняя база поставщиков, потому что мало того, что они мало инвестируют и мало разрабатывают, они еще не готовы с нами плыть в одной лодке». В этом смысле полагаться на некое предприятие, которое не готово обеспечить качество, не готово двигаться в экономической парадигме автопроизводителя и при этом не готово развиваться, наверное, бессмысленно. В этом смысле на сегодняшний день сильно ругаемая всеми промсборка привела к тому, что на территории России начали работать грамотные производители компонентов. Будут совместные предприятия - замечательно, будут лицензионные проекты - еще лучше, будут самостоятельные собственные предприятия делаться иностранцами - пожалуйста. Но эти производственные компоненты будут на территории России. Никто не может себе позволить такие высокие логистические затраты сейчас на такие компоненты, как сиденья. Постановка того же «Сайбера» на производство означала локализацию фар, например, и ряда других компонентов в России и на территории Нижегородской губернии. И слава богу. - У кого сегодня заморожены проекты по промсборке? - У нас пока Suzuki отказалась от завода в Питере. - Они именно отказались или просто отложили решение вопроса? - Пока они тормознули свой проект. Сказали, что сроки его реализации неясны, а какие последствия будут из-за того, что они потеряют или не потеряют площадку, зависит от их договора, я его не видел. - Какие у ТагАЗа перспективы? - ТагАЗ показал свой «С-100». - Но на промышленный объем они так и не вышли... - Может, никогда и не выйдут. ТАГАз на сегодняшний день проводит достаточно агрессивную продуктовую политику, которая, с моей точки зрения, не обеспечена брендом и реальными экономическими подоплеками. То, что там работает команда грамотных менеджеров, - это правда, а в остальном - покажет время.

2009-08-17
В Назрани взорван городской ОВД, есть жертвы
МОСКВА (Рейтер) - Здание городского отдела внутренних дел взорвано в понедельник утром в Назрани, есть жертвы, сообщили российские агентства. «Примерно в 9.00 МСК в центре Назрани неизвестными лицами приведено в действие мощное взрывное устройство у здания городского отдела внутренних дел. В результате взрыва, по предварительной версии, есть жертвы и пострадавшие», - цитирует «Интерфакс» источник в МВД Ингушетии.

2009-08-17
Резервы подталкивают страну в пропасть
Больше ста миллиардов рублей пущены на покупку социальной стабильности.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное