Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<Самые большие проблемы возникают с транспортировкой>>


     slon.ru
2009-08-06
«Самые большие проблемы возникают с транспортировкой»
о производстве в колониях: Продолжаем сотрудничать, у нас есть свое отдельное производство, когда не хватает своего, то там выпускаем дополнительную продукцию. Мы начинали с зоны, там уже была линия открыта, соседнее предприятие с ними сотрудничало. От них стало известно, что там есть линия по производству электродов, решили попробовать запустить свое дело. А потом создали свое отдельное производство, теперь отказываться от производства в колонии не собираемся. Но есть свои плюсы и минусы. Самые большие проблемы возникают с транспортировкой. Переезд загруженной машины с сырьем или готовой продукцией может затягиваться до 6 - 8 часов, если машина наемная, то очень дорого получается. Зона, она рядом находится, но из-за пропускного режима приходится очень долго проходить проверку. Еще есть не такая большая проблема, но тоже напрягает, если обычным работникам просто платишь зарплату, то здесь им еще нужен чай, сигареты. Это вещи, без которых невозможно рабочий процесс организовать. Это сверх зарплаты идет. Может возникнуть проблема, если работы не простейшие, а связаны с какой-то тонкой технологией. Меняются бригадиры, от которых многое зависит. Что-то могут утащить, нам это уже не вернется. Я и сам езжу контролировать, но факт заключается в том, что нужно каких-то отдельных людей нанимать, чтобы они работали непосредственно там, я к этому прихожу, чтобы там присутствовал вольнонаемный, который занимался бы контролем, перевозками. Наше предприятие классическое, по которому все можно оценить со стороны, у нас все работники, которые работают на нашей производственной линии, не на зоне, у них полный социальный пакет, набегает порядка 42% налогов на зарплату. На зоне мы просто за услуги деньги платим, там получается несколько подешевле, но возникает проблема с перевозкой. Один раз это быстро получилось - недорого, а другой день за простой приходится платить, и если вывозишь небольшие объемы продукции, себестоимость начинает гулять то так, то так. Из-за кризиса не возникало желания переводить основную часть производства в зону.

2009-08-06
«На рынке не хватает разнообразия»
о высоком спросе на облигации «Северо-Западного Телекома»: Раньше бумаги межрегиональных распределительных компаний были достаточно популярны, и у многих банков были на них открыты лимиты. До кризиса сектор был хорошо капитализирован, было много бумаг разной дюрации, различных операторов. Этот сегмент был любим многими участниками рынка, потому что бизнес понятен, есть госучастие, высокая финансовая прозрачность, рейтинг, бумаги входят в ломбардный список. Во время кризиса эти эмитенты не размещались. Последнее размещение, если не считать «Дальсвязь», у них было год назад, выходить на рынок они начали относительно недавно, позже, чем МТС, «Вымпелком», «Лукойл» и прочие. Объемы эмиссии не очень значительны, бумаг такого рода на рынке немного, поэтому на них высокий спрос. У инвесторов в портфелях очень много «Газпрома», «Газпромнефти», «Лукойла», РЖД. На рынке не хватает разнообразия, как только выходят эмитенты из других сегментов - их сразу разбирают. Например, компании сектора электроэнергетики провели суперуспешное размещение. Эмитенты не первого эшелона - но спрос на них был очень высок. Почему это происходит? Достаточно благоприятная ситуация с ликвидностью, все хорошо на внешних рынках, стабильный курс рубля. Вдобавок ко всему растет объем операций на рынке репо. Если в начале года банки реповались в ЦБ, то сейчас вырос объем таких операций на межбанковском рынке. Банки покупают бонды и сразу же их закладывают.

2009-08-06
Самый низкий сезон
По мнению немецких экспертов банкротство грозит трети российских компаний. Наши fashion-ритейлеры считают, что проблемы ожидают чуть ли не половину конкурентов. Правда, как всегда, где-то посередине, ведь продажи в отрасли упали в два раза, а основные расходы сохранились на докризисном уровне

2009-08-06
«На рынке первичных размещений облигаций наблюдается бешеный спрос»
о рынке первичных размещений облигаций: Спрос на рынке наблюдается бешеный: Москва размещала 2,5 млрд руб. - спрос составил 8,5 млрд руб.; «Северо-Западный Телеком» размещал 3 млрд руб. - спрос на него был более 13 млрд руб. В обоих случаях доходность оказалась на процентные пункты ниже ориентиров. Рынок находится в таком состоянии, когда все ждут дальнейшего снижения доходности. Доходность, которую показал СЗТ, даже ниже некоторых бумаг «первого эшелона». Сейчас телекомы возвращаются к тому состоянию, в котором были год-полтора назад, когда спред к «первому эшелону» был неоправданно узким, но при этом он не имел никакой тенденции к расширению. В нормальной ситуации на рынке телекомы всегда выглядели несколько переоцененными, но при этом дешеветь никогда не собирались. Если говорить про Москву, то большой спрос на них был для меня неожиданностью, потому что выпуск все-таки длинный. Дюрация там 5,5 лет. И тот факт, что его расхватали как горячие пирожки, говорит о том, что инвесторы сейчас готовы вкладывать в длинные бумаги и покупать что угодно. Пока до «третьего эшелона», видимо, еще не дошло. Но если так пойдет дальше, то это будет только вопрос времени. В тот же день еще состоялось размещение ОФЗ, доходность у них составила в районе 12%. Я ожидал, что будет ниже, в районе 11,8%. Видимо, эти два аукциона очень сильно оттянули на себя интерес по сравнению с ОФЗ. Но тем не менее ОФЗ остаются очень привлекательными. В июле госбанки серьезно увеличили объемы облигаций в портфелях, но не все. В размещении Москвы было 37 участников и 137 заявок. В СЗТ было 129 заявок - я не думаю, что все они были от госбанков. Скорей всего круг участников был очень широкий. Деньги на рынке есть, но предложения, которое идет, мало. Пока объемы размещения не успевают за объемами спроса.

2009-08-06
Казаки-заложники
Два силача | Хотите - прыгайте | Бизнес-предложение Невиданное дело - силовики оказались в заложниках. Если верить заявлениям Федеральной миграционной службы, то охранники продуктовой базы вчера захватили более десятка сотрудников ФМС и ФСБ, не выпускали их с территории и даже обещали посадить в холодильник. Милиции, как сказали в миграционной службе, удалось освободить заложников и задержать охранников, ФМС грозит, что добьется возбуждения уголовного дела и отзыва лицензии у охранного предприятия. Корреспондент Slon.ru побывал на месте событий и своими глазами увидел якобы задержанных террористов. На складе мясных продуктов, принадлежащем компании «Якрас», всего двое охранников, у которых и в мыслях не было вступать в неравную схватку с десятком силовиков. Впрочем, как признались в «Якрасе», удержать сотрудников миграционной службы действительно хотели - до приезда прокуратуры, которая должна была зафиксировать нарушения в ходе проверки. После неудавшихся переговоров с гостями юристу «Якраса» пришлось позвонить и в 02. Когда силовикам напомнили про новый закон, обязывающий проводить внеплановые проверки с санкции прокурора, те ответили, что на закон им наплевать. ДВА СИЛАЧА Показания участников этого происшествия кардинально разнятся. По версии ФМС, сотрудники московской миграционной службы совместно с оперативниками управления ФСБ по Москве и Московской области приехали с проверкой на базу на улице Кусковской, 26Б, и нашли там восемь мигрантов-нелегалов. Когда они начали оформлять протоколы, их силой вытеснили с территории базы сотрудники ЧОП «Гром», заявил представитель ФМС Константин Полторанин. После того, как проверяющие второй раз зашли на территорию базы, охранники взяли их в заложники и незаконно удерживали в течение нескольких часов. В заложниках оказались восемь сотрудников миграционной службы, три сотрудника УФСБ и милиционеры из группы немедленного реагирования, которые прибыли по вызову. Полторанин подчеркнул, что заложникам постоянно угрожали и пытались их посадить в морозильные камеры. Корреспондент Slon.ru посмотрел на мощную охранную структуру, умудрившуюся захватить более десятка силовиков. Однако на месте увидел лишь двоих охранников у ворот. Да и в целом построенная лет пять назад оптовая база на Кусковской улице не выглядит неприступной крепостью. Туда-сюда снуют машины и люди, внутри фуры загружаются замороженным мясом и рыбой. В ответ на вопрос, что произошло, охранники грустно усмехаются: «Разве мы могли препятствовать государственным служащим? Мы же в своем уме». ХОТИТЕ - ПРЫГАЙТЕ По словам охранника Андрея, сотрудники ФМС зашли на территорию рынка под видом простых покупателей и сразу принялись за работу. Не заходя к начальству, сотрудники бросились по складам, чтобы застать врасплох мигрантов. «Побежали и, как тараканы, рассыпались по территории, - рассказывает юрист Павел Мосейчук. - Как шли по ходу движения, так всех и выдергивали, останавливали и задерживали». Кладовщик Валерий Абросимов, спросив документы у посторонних, в ответ получил удар в лицо. «Просто ударили и оттолкнули», - рассказывает он. Других - мигрантов и москвичей, не имевших при себе документов, - приехавшие выстраивали, чтобы отправить в автобус. Только спустя некоторое время сотрудники ФМС вручили Мосейчуку распоряжение о проверке. Юрист указал на нарушения: например, по новому закону, которым так гордится президент Медведев, все внеплановые проверки бизнеса должны проводиться только с санкции прокурора. «Нет, у нас не должно быть санкции прокурора», - последовал ответ. А на предложение зачитать вслух норму закона прибывшие отреагировали однозначно: «Нам наплевать на ваш глупый закон». Поняв, что диалога не получится, Мосейчук вызвал милицию, что сильно обеспокоило проверяющих. «Сначала они подумали, что я просто на понт беру. Но как только они услышали, что я рассказываю по 02, что проверка проходит с нарушением закона и что уже избивают людей, они стали убегать, - рассказывает Мосейчук. - И мы, поняв, что когда приедет милиция, мы вообще никого не найдем, закрыли ворота. Сказали: хотите, прыгайте через ворота». С воротами история загадочная. Мосейчук утверждает, что все-таки можно было пройти, осталась щель шириной в человека. Глава охранного агенства «Гром» Алексей Воронков, чьи сотрудники охраняют «Якрас», сообщил, что ворота закрылись из за «непредвиденного инцидента»: отключилась электроэнергия, и ворота на электроприводе какое-то время не могли открыть. Директор компании Александр Губин говорит, что ворота закрыли, чтобы ничего не пропало: «Охранники автоматом закрывают ворота. Потому что у нас и воры были, месяц назад сумку утащили». Единодушны «чоповцы» и сотрудники базы насчет одного: проверяющих никто не удерживал и тем более никто не угрожал им. Сам инцидент быстро был исчерпан: уже около часа дня силовики, захватив мигрантов, уехали. БИЗНЕС-ПРЕДЛОЖЕНИЕ У главы и совладельца «Якрас» Александра Губина свое мнение о том, зачем приходили проверяющие. По его словам, три недели назад на базе уже побывали сотрудники ФМС. «Они пришли и говорят: давайте бабки. Мы говорим: ну как, ведь сейчас и так тяжело». По словам Мосейчука, в тот день сотрудники ФМС задержали 33 мигранта, причем большую часть из них они привели сами и предложили отдать по $10 000 за каждого предполагаемого нелегала. Предприниматели не согласились и пожаловались в службу безопасности ФМС, прокуратуру и ФСБ. Проверяющие не учли, что база оборудована камерами, на которых зафиксировано «внешнее» происхождение мигрантов. Мигрантов в «Якрасе» работает всего трое, и у всех с документами все в порядке. Их тоже взяли три недели назад, и суд даже спешно вынес решение о депортации. Но потом выяснилось, что у гастарбайтеров есть не только регистрация, но и разрешение на работу. Правда, смуглые люди неизвестного происхождения на базе действительно бывают: магазины присылают своих грузчиков вместе с фурами. Вероятно, говоря о нелегалах, силовики имеют в виду именно их. Зачем только охранникам базы защищать чужих работников, да еще и беря в заложники сотрудников ФСБ? В понедельник на базу пришли проверяющие уже из пожарной инспекции, которые признались, что проверить «Якрас» им посоветовали коллеги из ФМС. Тогда пожарные ушли с миром, но в среду в путь собрались уже сами миграционные службы, которые на этот раз запаслись поддержкой ФСБ. Кому мог перейти дорогу «Якрас», Губин не знает, или знает, но не говорит. Самый крупный клиент компании - «Ашан», которому оптовики, имеющие наработанную логистику с 30 птицефабриками, дают мясо по специальным ценам. Недавно, говорит директор, на «Якрас» вышли люди, которые предложили продавать по этим ценам им, а те уже будут перепродавать «Ашану». В «Якрасе» на такое бизнес-предложение не пошли.

2009-08-06
Акции США снизились из-за негативной статистики
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Рынок акций США снизился в среду, поскольку информация о падении активности в секторе услуг США и слабые данные о занятости в частном секторе охладили недавний оптимизм по поводу окончания рецессии. Однако рынок закрылся выше минимальных уровней, так как инвесторы решили вложиться в рискованные финансовые акции. Активность в секторе услуг сократилась в июле, а число рабочих мест в частном секторе за тот же месяц уменьшилось на 371 000. Доклад ADP о безработице в частном секторе повысил осторожность инвесторов в преддверии правительственных данных о занятости в несельскохозяйственном секторе США. Эти данные «напоминают всем о том, что процесс экономического оздоровления неравномерный и не всякие статистические данные будут идти на пользу рынку», сказал Джефф Клайнтоп из LPL Financial. Разочаровывающие корпоративные прогнозы также негативно повлияли на рынок и заставили инвесторов завершить ралли, которое подняло индексы Dow и S&P 500 до девятимесячных максимумов. Производитель потребительских товаров Procter & Gamble показал самую плохую динамику среди компонентов индекса Dow после того, как сообщил о снижении квартальных продаж. Его акции снизились на 2,8 процента. Котировки American International Group подскочили на 62,7 процента перед отчетом компании о квартальной прибыли в пятницу, которая, как ожидается, стабилизируется впервые за пять лет. Акции Bank of America выросли на 6,5 процента, а финансовый индекс S&P прибавил 3,3 процента. Бумаги American Express поднялись на 5,8 процента после того, как компания сообщила, что число дефолтов по кредитным картам в июле снизилось второй месяц подряд. Индекс Dow Jones снизился на 0,42 процента до 9 280,97 пункта. Индекс Standard & Poor's 500 потерял 0,29 процента до 1 002,72 пункта. Индекс Nasdaq Composite сократился на 0,91 процента до 1 993, 05 пункта. (Ли Шнурр, перевела Юлия Заславская. Редактор Антон Зверев)

2009-08-06
Тайный замысел вице-премьера Собянина
Новое государство можно будет признать главным, а нынешнее - распустить.

2009-08-06
Китай начинает тормозить
Другая модель | Смена ролей | Китайский допинг | Конец экономического чуда На протяжении двадцати лет, и особенно в течение последнего десятилетия, долги США стремительно росли. Поэтому темпы роста потребления в стране смогли значительно превышать темпы экономического роста. Как следствие, увеличивался торговый дефицит США. Одним из последствий этого чересчур быстрого роста потребления в США стало то, что экономика остальных стран смогла расти быстрее, чем расходы потребителей в этих странах. Наиболее характерно это было для Азии, которая в первую очередь выигрывает от потребительского бума в США, и особенно для Китая. Сейчас эта модель перестала работать. ДРУГАЯ МОДЕЛЬ Хотя в течение последних нескольких лет потребление в Китае ежегодно увеличивалось на впечатляющие 9%, ВВП страны рос существенно быстрее - на 10 - 13% в год. Во многом это удавалось за счет того, что Китай направлял значительные ресурсы в промышленность, поддерживая ее дешевыми кредитами, и в результате производил намного больше товаров, чем было нужно китайским домашним хозяйствам и фирмам. Излишки производства экспортировались за рубеж, при этом значительная часть доставалась американским потребителям. Но сейчас ситуация изменилась. Нравится это Америке или нет, занимать в таких огромных количествах в ближайшие годы не удастся. В результате потребление в стране будет расти намного медленнее, чем экономика в целом, и внешнеторговый дефицит начнет уменьшаться. Для остального мира, даже если не брать в расчет потенциальное сокращение глобальных инвестиций, снижение торгового дефицита США ознаменует начало периода, когда экономика будет расти медленнее, чем потребление. И это важно особенно для Китая. Китайская экономика больше всех выигрывала от чересчур быстрого роста потребления в США, но она же окажется главной жертвой, когда американцы станут больше экономить. СМЕНА РОЛЕЙ Пока Китаю удавалось избежать негативного влияния этих изменений. Хотя объем китайского экспорта упал, импорт сокращался еще быстрее, поэтому ВВП страны до сих пор растет быстрее потребления, и уровень сбережений в Китае (величина, обратная потреблению) продолжает увеличиваться. Однако это происходит за счет чрезмерного давления на экспортеров - конкурентов Китая. В конце концов (возможно, это уже происходит), сокращение торгового дефицита США должно привести к тому, что у Китая будет меньше возможностей экспортировать излишки продукции, образовавшиеся из-за того, что объем производства растет быстрее потребительского спроса. Когда это случится, китайская экономика станет расти медленнее, чем расходы китайских потребителей, тогда как в США ситуация будет прямо противоположной. Иными словами, если на протяжении последних двадцати лет динамика потребления в Китае препятствовала замедлению экономического роста, то теперь, напротив, будет сдерживать увеличение ВВП. При этом доля потребления в китайском ВВП в ближайшие годы будет расти, а в ВВП США - сокращаться. КИТАЙСКИЙ ДОПИНГ Если потребление в Китае продолжит увеличиваться на 9% в год, темпы роста китайского ВВП могут снизиться с впечатляющих 10 - 13% примерно до 6 - 8%. Динамика ВВП будет зависеть от того, насколько быстро будет меняться ситуация с потреблением в США и какую долю на экспортном рынке займут при этом торговые конкуренты Китая. Однако есть основания сомневаться в том, что потребление в Китае действительно сможет расти столь быстро. Во-первых, будет неудивительно, если в условиях существенного замедления экономического роста снизятся и темпы роста потребления. Точно так же, как стремительно растущие доходы подпитывали рост потребления, когда экономика процветала, резкое замедление роста доходов приведет к ослаблению потребления. Во-вторых, и это более важно, стимулирующая бюджетно-налоговая политика Китая заключается, прежде всего, в наращивании банковского кредитования, что почти наверняка приведет к резкому росту «плохих» долгов. Попытки решить эту проблему (а сделать это надо будет в ближайшие несколько лет) неизбежно окажут сдерживающее влияние на потребление. КОНЕЦ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА Пока необычайно агрессивная кредитная экспансия помогает Китаю демонстрировать экономический рост, который многим казался невероятными даже полгода назад. Однако стремительное расширение кредитования не сможет поддержать слабеющую китайскую экономику в долгосрочной перспективе. На протяжении следующих пяти лет и далее темпы роста китайской экономики неизбежно будут ниже, чем темпы роста китайского потребления. Масштабные, но неустойчивые инвестиции в инфраструктуру и промышленность, которые Китай осуществляет в рамках стимулирующей бюджетно-налоговой политики, не смогут изменить ситуацию. За последние двадцать лет мир привык к головокружительным успехам Китая. Однако теперь нужно приготовиться к тому, что в течение ближайшего десятилетия - и только если все будет хорошо, - китайская экономика будет расти на все еще достойные уважения, но далеко не столь впечатляющие 5 - 7%. Если же нынешние бюджетно-налоговые стимулы притормозят приспособление к новым экономическим условиям, темпы экономического роста могут оказаться намного ниже. Оригинал статьи

2009-08-06
«При любых изменениях опять заново подавать и заново платить»
об оформлении миграционных документов: Средняя цена на разрешения на работу в Москве составляет 4 -7 тысяч рублей. Основная часть людей старается приходить от компаний, потому что ситуация изменилась, все не как раньше. Раньше можно было самому подать на годовое, теперь срок действия всего три месяца. А госпошлина взимается каждый раз. То есть ты приехал, зарегистрировался, собрал пакет документов, отдал все это в район, оно пошло дальше. Тянуться это может до месяца. И потом еще может прийти отказ по твоей профессии, и тебе могут сказать, идите, подавайте заново. Это опять платить госпошлину, и, конечно, никто ничего не возвращает. То есть для частного лица оформление разрешения на работу - это минимум 4 000 руб. за год. От компании за 1000 руб. можно оформить на год разрешение. Тут уже только проблема в квоте. Обычно в начале года фирма подает на квоту, и ее либо утверждают, либо нет. И можно не успеть ее выбрать, как было в прошлом году, а потом квоты урезали вдвое. Сейчас этот кавардак с квотами продолжается. Естественно, когда ты подаешь на разрешение и платишь пошлину, а оказывается, что квота уже закрыта или, если не подал заранее, тебе ее не открыли, то госпошлину тебе никто не возвращает. Основной поток людей идет от компаний, это где-то в среднем заявки на 30 - 40 человек в день. Могут быть небольшие компании, у которых по 5 - 10 человек, но обычно стараются оформить сразу. Если подавали на 100, то на всех сразу. Потом те компании, у которых квоты нет, по трудовому договору нанимают у тех, у кого есть. Сейчас стараются следить, чтобы люди работали там, где оформлялись, то есть такая практика не приветствуется, но она ненаказуема. В общем, если так смотреть, любые изменения, например, смена профессии, смена компании - это опять все заново подавать и заново платить. И государству, и тем, кто подает документы. И в случае отказа никто не возвращает заплаченное. То, что собираются открыть ФГУП, ничего реально не изменит. Это пока все только эксперимент на уровне правительства. Ну откроют они пару контор на всю Москву. Кто-то новый, кто только приехал, может, туда и придет. Остальные все, кому переоформляться, они в клиентской базе, им проще идти туда же, где они раньше делали разрешения.

2009-08-06
«В этом году спрос вырос, хотя и не сильно»
об ускоренном оформлении загранпаспортов: Поток клиентов идет круглый год, но все-таки есть сезонность. Заказы привязаны к популярному времени отпусков: это Новый год, студенческие каникулы, майские праздники, лето и ноябрь. В это время сложнее всего оформить официально, потому что поток народа в ОВИРе больше, больше очередь и дольше ждать, поэтому люди идут к нам и платят за срочность. В хороший сезон 10 - 12 человек приходят в день, а когда затишье, то и 2 - 3 могут быть. Но это еще зависит от самой компании, насколько она раскручена и рекламируется. У нас в компании 70% заказов на оформление загранпаспорта за две недели. Реже просят сделать экстренно, за 1 - 2 дня. Но для нас это хорошая ситуация, потому что мы получаем больше прибыли. За суперсрочный паспорт мы заносим примерно столько же, ну, чуть больше, но, в любом случае, значительно меньше, чем берем с клиента. В среднем, в зависимости от ситуации, от 30% до 60% тех денег, которые мы получаем с клиента, относим на разные уровни ФМС. От общего числа совсем краткосрочные паспорта составляют максимум 10%. 20% приходится на все остальные сроки: 7, 25, 30 рабочих дней и т.д. В этом году спрос на наши услуги вырос, хотя и не очень сильно. Но были несколько волн, несколько хороших сезонов, когда уволенные поехали отдыхать на выходное пособие. Люди получили компенсации и не хотели долго ждать, если срок действия подходил к концу или надо было получить, то оформляли и ехали отдыхать. Хороший сезон был - прошлая осень и весна и лето 2009 года. Спад по сравнению с обычной ситуацией был зимой, люди боялись, не знали что будет, и ехали сдержанно. В среднем, если по Москве, то 20 000 - это двухнедельный паспорт. Суперсрочные начинаются от 55 000, там цена больше зависит от сложности случая. Зарплаты в среднем у рядового сотрудника [компании, помогающей в оформлении] составляют тысяч 25, иногда плюс процент с продаж или премия, тут тоже все зависит от руководства, какую систему оплаты выберут. И плюс сотрудник всегда имеет возможность привести человека и сделать какие-то документы себе в карман, а не на фирму. Прибыльность еще сильно зависит от того, какой масштаб компании, где офис, какие есть дополнительные услуги, кроме паспортов. Я не могу точно сказать, сколько компаний оформляет паспорта, это можно на глаз оценить, залезть в интернет, забить в поиск «загранпаспорт срочно», там будет целый список тех, кто этим занимается. Это и юридические консультации, и турагентства, и специализированные небольшие фирмы. Некоторые не особенно афишируют свою деятельность, поэтому так и не посчитаешь. По России тем более сложно оценить ситуацию, так как в некоторых регионах вообще может быть минимальный спрос. Во-первых, люди мало едут, во-вторых, загруженность самих сотрудников низкая. Даже в разных районах Москвы спрос сильно отличается. В некоторых ОВИРах достаточно просто сделать паспорт самому, потому что большого потока людей нет.

2009-08-05
«АвтоВАЗ» не хочет себя спасать
Неожиданный кризис | Неоправданные надежды | Нерабочие инструменты | Неизлечимые издержки | Неизбежные сокращения Руководство «АвтоВАЗа» решительно отказывается от посторонней помощи в решении своих многочисленных проблем - в конце концов, у автозавода есть собственная антикризисная программа. Только выполняется ли она? Судя по презентации, которая оказалась в распоряжении Slon.ru, сегодня реализованы лишь немногие избранные пункты плана, призванного вернуть «АвтоВАЗу» экономическую состоятельность. На жесткие меры, многие из которых описаны в программе, заводские управленцы по-прежнему не решаются. Промедлив еще немного, они могут стать виновниками банкротства предприятия, которое по существующим законам означает его ликвидацию. НЕОЖИДАННЫЙ КРИЗИС Рыночная ситуация принуждает менеджмент завода к принятию непопулярных и трудных решений: надеяться, что кризис закончится, и спрос на продукцию автозавода восстановится без каких-либо дополнительных мер, не приходится. Неважно, что по итогам июля «АвтоВАЗ» объявил, что на российском рынке было продано 32 426 автомобилей Lada - на 12,4 % больше, чем в предыдущем месяце. Прибавка составляет всего 3 575 машин - что катастрофически мало для автогиганта, еще пару лет назад успешно продававшего почти 100 000 машин в месяц. Теоретически, принятая заводчанами антикризисная программа включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на повышение рентабельности предприятия и рост продаж. Однако большинство антикризисных мер по-прежнему не реализованы, а программы стимулирования спроса работают не слишком успешно. Поэтому оценка «АвтоВАЗа», спрогнозировавшего на 2009 г. чистый убыток в 21 млрд руб. может оказаться весьма скромной. Рыночные эксперты считают, что текущие потери завода превзойдут прошлогодние, достигнув 30 - 32 млрд руб. Менеджеры «АвтоВАЗа» долго отказывались верить в очевидное: антикризисная программа предприятия была окончательно утверждена на совете директоров лишь в мае 2009 г. Однако представители ВАЗа поясняют, что некоторые меры были реализованы на заводе еще в феврале - марте, но содержание принятой антикризисной программы по-прежнему не раскрывают. Можно предположить, что она во многом основана на презентации, которая была представлена в правительстве РФ весной, когда завод запросил госпомощь в размере 25 млрд руб., которую в итоге и получил. Основные тезисы, цели и задачи программы остаются в силе, хотя финансовые показатели, объемы производства и продаж были скорректированы. НЕОПРАВДАННЫЕ НАДЕЖДЫ К весне 2009 г. «АвтоВАЗ» заключил новые соглашения с поставщиками (были снижены цены по ряду значимых позиций на 11%), расширил географию продаж до 64 региональных складов (дополнительно создав 26 региональных склада), скорректировал логистику (в программе это описано как сокращение транспортных расходов, уменьшение сроков доставки, перевод на железнодорожные перевозки, снижение тарифов до 49%), и «порезал» накладные расходы во II полугодии 2008 г. Кроме того, был оптимизирован портфель инвестиций, «похудевший» на 26 млрд руб. В сравнении с докризисным планом развития, это пятая часть всех перспективных затрат. А вот из всех мер, запланированных на 2009 год, реализована лишь малая часть - такие, например, «важные» вещи, как вывод общепита на аутсорсинг. Из более-менее значимого можно отметить разве что отмену премиальных выплат среднему и высшему менеджменту. От пересмотра зарплат менеджеры «Ростехнологий» выиграли, по собственным оценкам, до 4,8 млрд руб. Но поднять продажи машин «АвтоВАЗа» все эти меры вряд ли способны. Еще весной руководство завода оптимистично надеялось продать 640 000 автомобилей в 2009 г. К середине лета стало понятно, что прогноз придется урезать почти в два раза - до 332 000 автомобилей. Из них 260 000 машин пойдут на внутренний рынок, 33 000 - на экспорт, и еще 39 000 будут проданы в виде машинокомплектов. Пока что «рособороновской» команде сложно похвастаться успехами в руководстве «АвтоВАЗом»: рыночная доля «Лад» уменьшается. И если в 2006 г. предприятие еще производило 965 000 автомобилей, то в 2007 г. продажи упали до 736 000 машин, в 2008 г. - до 622 000. Еще быстрее сокращается производство машинокомплектов. НЕРАБОЧИЕ ИНСТРУМЕНТЫ Тем временем, принятая антикризисная программа содержит все рычаги для спасения «АвтоВАЗа». Некоторые из этих предложений, кстати, пыталась предлагать и группа СОК. Например, одной из приоритетных задач является развитие бизнеса запчастей, от которого «АвтоВАЗ» собирается получить дополнительный доход в 1 млрд руб. На замещении импорта подержанных автомобилей на Дальнем Востоке завод рассчитывал выручить еще 2,2 млрд руб. На практике обе идеи не работают: поставки оригинальных запчастей к дилерам, по их же словам, остаются на зачаточном уровне, а живущие за Уралом не торопятся пересаживаться на «жигули», несмотря на практически остановившийся импорт японских автомобилей в страну. Пока не удается избавиться и от огромного стока уже выпущенных автомобилей: по оценкам самого завода, в настоящее время склад составляет не менее 80 000 машин. Эксперты не сомневаются, что распродать их к концу года не удастся, несмотря на все мыслимые меры по стимулированию спроса, которые упомянуты в антикризисной программе. Главная ВАЗовская акция «100 дней скидок» рассчитана на продажу лишь 6000 - 8000 автомобилей, поэтому и она не поможет заводу избавиться от ржавеющих на стоянках новых машин. По словам дилеров, покупатели уже давно не заинтересованы в продукции 2008 г.в., поэтому не исключено, что часть автомобилей будет попросту списана. Большие надежды руководителей «АвтоВАЗа» возлагались на госпрограмму льготного кредитования: благодаря субсидированию потребительских кредитов в Тольятти рассчитывали продать до 150 000 машин. Однако по данным Минпромторга на 30 июля 2009 г., от физлиц поступило 39 278 заявок на получение льготного автокредита, из них лишь 21 727 были одобрены. Даже учитывая тот факт, что четыре автомобиля из пяти, продаваемых по льготному автокредиту, - это ВАЗовская продукция, эффективность и этой программы приходится признать неудовлетворительной. Программа Lada Finance, скорее всего, тоже не имеет четкого плана развития: согласно ей в 2009 г. должны быть реализованы 90 000 автомобилей, однако дилеры «АвтоВАЗа» рассказывают, что программа работала всего два летних месяца, а затем была приостановлена. Решение о ее продлении пока не принято. НЕИЗЛЕЧИМЫЕ ИЗДЕРЖКИ Сокращение издержек тоже дается заводу с трудом: отказом от бонусов и упразднением поварского дивизиона предприятие явно не спасти. Однако четкого плана реструктуризации производства и вывода непрофильных активов у «АвтоВАЗа» по-прежнему не наблюдается. Проблема не нова, она решается заводом в течение уже многих лет, однако найти покупателей на не самые прибыльные активы в условиях кризиса представляется задачей не из легких. Авторы мартовской презентации «АвтоВАЗа» признают, что вывод непрофильной деятельности в дочерние предприятия в 2009 году вряд ли осуществим. А значит, завод продолжит нести бремя огромной инфраструктуры, продолжая занимать деньги на ее обеспечение. Судя по базовому прогнозу самого завода, итогом 2009 г. станет кредитный портфель в 63 млрд руб. Одновременно завод не отказывается от запущенной инвестпрограммы, стоимость которой составляет не меньше 90 млрд руб. Несмотря на огромные долги, завод отказывается останавливать работу над новыми проектами, а именно: созданием «антикризисного» недорогого автомобиля, универсала RF-80 на базе Renault и автомобиля С-класса. Разумно ли это? Ведь даже простейший проект удешевления «Лады Калина» стоит около 0,6 млрд руб., а адаптация платформы Renault и строительство новой модели в классе «С» потребуют гораздо больших вложений уже сейчас: около 4,9 млрд руб. (всего 13,6 млрд руб. ) и 4,2 млрд руб. (всего 29,4 млрд руб.), соответственно. Тем не менее, эксперты считают, что эти затраты действительно необходимы: для их старта сейчас самое время. На подготовку производства уходит, как правило, 2 - 3 года, поэтому «АвтоВАЗ» выйдет с новыми моделями на восстановившийся и готовый к ним рынок, хотя сверхбюджетный автомобиль был бы популярен у россиян сейчас, как никогда. Не так давно «АвтоВАЗ» уже заявлял о выводе на рынок «облегченных» комплектаций, но, судя по ценам определить, появились ли эти модели на рынке, невозможно. НЕИЗБЕЖНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ По базовому прогнозу «АвтоВАЗа» от 16 марта чистый убыток компании по итогам 2009 г. мог составить 21,87 млрд руб., но, с учетом антикризисных мер, его можно было бы сократить до 4 млрд руб. Однако, исходя из отчетности компании Renault, которая уже озвучила убыток от сотрудничества с «АвтоВАЗом» на уровне 182 млн евро, эксперты прогнозируют убыток «АвтоВАЗа» по итогам года уже на уровне 32 млрд руб. Столь внушительные убытки в течение двух лет подряд могут привести к преднамеренному банкротству, и тогда завод просто распродадут по частям. В принципе, это не самый плохой сценарий для всех, кроме 100 000 рядовых сотрудников предприятия и их семей. Необходимость обеспечивать работой целый регион - главная обуза «АвтоВАЗа». Опасаясь социального взрыва, руководители предприятия не решаются даже вносить графу о сокращениях персонала в антикризисную программу. Единственные увольнения, которых ожидает председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев - это запланированные сокращения из-за реорганизации служб завода. Ряд приказов с указанием внести изменения в штатное расписание уже есть в распоряжении профсоюза, хотя о тысячах уволенных речь пока не идет. Оттягивая непростые решения по персоналу, менеджеры «АвтоВАЗа» не выигрывает ровным счетом ничего: конвейер стоит, зарплаты урезаны, а на митинге против действий руководства, который состоится 6 августа, по разным оценкам, ожидается до 20 000 находящихся на грани отчаяния рабочих.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное