Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Подайте $5 млрд бывшему банкроту


     slon.ru
2009-08-04
Подайте $5 млрд бывшему банкроту
Пенсии отдали кредиторам | Платить или не платить | Острая конкуренция ПЕНСИИ ОТДАЛИ КРЕДИТОРАМ В ближайшие три года Россия собирается занимать за границей по $18 - 21 млрд в год. Но у нее, похоже, будет много конкурентов. Снова влезть в долги собирается даже Аргентина, чей дефолт еще никто не забыл. Деньги понадобятся России в 2010 - 2012 годах. Но в профилактических целях, чтобы разогреть рынок и себя показать, наша страна может выйти на внешний рынок уже в этом году. «Мы мониторим этот процесс, если увидим, что ситуация благоприятная, то, возможно, не будем себя сдерживать», - сказал на прошлой неделе, после заседания правительства, одобрившего основные параметры федерального бюджета, министр финансов Алексей Кудрин. Окончательного решения на сей счет правительство пока не приняло. У нашего государства внешний долг очень низкий - $27,7 млрд, или порядка 2% ВВП нынешнего года. Покупатели облигаций развивающихся стран будут очень рады такому заемщику. Наверняка инвестбанки, мечтающие размещать российские еврооблигации, так и вьются вокруг Минфина. Но проблема в том, что мы не одни в этом мире: желающих занять денег сейчас полно. И хуже всего для нас то, что среди потенциальных заемщиков много развивающихся стран, чьи облигации обещают схожую или большую доходность. Для любителей особо высокого риска и высокой доходности тоже будут варианты. В этом году планирует вернуться на рынок внешних заимствований даже Аргентина. Ей, в отличие от нас, покупатели долгов вряд ли обрадуются: громкий дефолт 2001 г. еще не стерся из памяти. Да и в прошлом октябре Аргентина подтвердила плохую репутацию у инвесторов. Она национализировала 10 частных пенсионных фондов с активами под $30 млрд. Президенту Кристине Киршнер тогда было неоткуда взять деньги на обслуживание долга. Доходы от экспорта продовольственного сырья, особенно сои, упали, а в конце 2009 г. предстояло выплатить $10 - 11 млрд. Это были платежи по старому внешнему долгу, реструктурированному после государственного дефолта 2001 года и по новым внутренним долгам. Вот и пришлось «позаимствовать» средства у будущих пенсионеров. Так закончилась 14-летняя попытка аргентинцев повторить чилийский опыт пенсионной реформы. Кроме долгов деньги пошли на строительство школ и дорог. Все это, возможно, стоило партии Кишнер победы на выборах в парламент. Теперь Аргентине снова нужны деньги: впервые с 2002 г. бюджет в этом и следующем году будет сведен с дефицитом в 0,6 - 0,9% ВВП, прогнозирует Morgan Stanley. Доходы бюджета в кризис почти не растут, а расходы на треть выше прошлогодних. Так что страна может вернуться на долговой рынок, сказал министр экономики Амадо Буду, даже несмотря на то, что ее там никто не ждет. Время для заявления выбрано не случайно - вчера же Аргентина сделала очередной процентный платеж в $2,25 млрд по бондам с погашением в 2012 г. Но деньги на это пришлось взять из резервов нацбанка. При этом многие инвесторы всерьез опасались второго аргентинского дефолта за декаду. Чтобы кредиторы снова дали Аргентине денег, очень важно платить по имеющимся долгам, объяснил министр Буду. ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ В 2001 г. Аргентина не заплатила по долгам размером в $95 млрд. С тех пор аргентинцев кредитовал разве что Уго Чавес. При этом Аргентина оказалась одной из немногих развивающихся стран, кто за «хлебные годы» не расплатился по внешним долгам. В прошлом году Киршнер пришлось заимствовать не только у пенсионеров - очередной платеж Парижскому клубу был проведен за счет резервов нацбанка. Внешний долг Аргентины сейчас составляет $146 млрд, немногим меньше половины $330-миллиардного ВВП. Весной были велики опасения, что ВВП в этом году снизится, но в I квартале он вырос на 2%. По консенсус-прогнозу Bloomberg, в этом году аргентинская экономика все-таки уменьшится на 3,3%. Дешево такому заемщику деньги никто не даст. Облигации Аргентины с погашением в 2033 г. вчера котировались с доходностью 13,7% - самой низкой за последние 10 месяцев. В марте, когда инвесторы были обеспокоены темпами роста экономики, доходность достигала 28,8%. А в минувшем октябре - ноябре, когда процентная ставка нацбанка составляла 26% (сейчас - 12%), доходность этих бумаг зашкаливала за 30%. Котировки бондов выросли с того времени более чем вдвое, до 61,5% от номинала. Если бы Аргентина вчера не заплатила - а опасность дефолта была очень велика, - котировки снова бы упали. «Они могут платить», - внушает Пол Макнамара, управляющий портфелем долгов развивающихся стран в $2 млрд. По его оценке, в будущем году Аргентине будет не хватать всего $5 млрд - для $330-миллиардной экономики это «управляемая» величина. Котировки аргентинских бумаг выросли не в последнюю очередь на ожиданиях, что теперь, когда правящая партия потеряла места в парламенте, Киршнер будет вынуждена проводить более разумную политику. Снизит бюджетные расходы, перестанет приукрашивать инфляционную статистику (по официальным данным, за 12 месяцев по июнь цены выросли на 5,3%, а по оценке Bank of America - на 15%). Доходность аргентинских бондов, привязанных к инфляции, с июня упала с 13% до 3,5%. Дурная репутация, частые сомнения «а надо ли платить», непредсказуемость политики, быстрый рост госрасходов, - за все это инвесторы потребуют солидной премии. Даже уменьшившись вдвое, спред между облигациями Аргентины и США втрое больше, чем спред бразильских бондов к американским. К тому же, долги на $20 млрд Аргентина до сих пор не урегулировала - они не попали в программу реструктуризации, согласованную в 2005 г. Вдобавок бюджетная ситуация пока только ухудшается - из-за падения доходов облигации приходится выпускать и аргентинским провинциям. Суммарный дефицит 24 провинций достигнет в этом году $2,6 млрд - примерно на четверть меньше прошлогоднего, полагают аналитики из аргентинской исследовательской фирмы Economia & Regiones. Как раз долги регионов внесли большой вклад в дефолт 2001 г. - тогда регионам приходилось тратить на обслуживание долгов 20,6% своих доходов (сейчас - 7,7%). Совсем неочевидно, что Аргентине удастся разместить евробонды: спрос на риск сейчас очень выборочный, а деньги нужны всем правительствам. ОСТРАЯ КОНКУРЕНЦИЯ России, Аргентине и прочим желающим вернуться на долговой рынок придется в первую очередь конкурировать с теми, кто с него не уходил. В момент кризиса бюджетный баланс ухудшился у всех стран, констатирует МВФ. Если в 2007 г. бюджетный дефицит стран G20 составлял 1,1% ВВП, то в 2010 г. он достигнет 6,6% ВВП. Здесь и далее МВФ оценивает средние показатели для «двадцатки» не по номинальным курсам их валют, а с учетом паритета покупательной способности. Главные охотники до кредитов - развитые страны «двадцатки», за те же годы их дефицит вырастет с 1,9% до 8,1% ВВП. Развивающиеся страны двадцатки получат дефицит в 4,2% вместо профицита в 0,2% ВВП. Из-за этого внешний долг G20 вырастет с докризисных 62% до примерно 85% ВВП, прогнозирует МВФ. В том числе у развитых стран - с 80% до 120% ВВП. Странам придется жестко конкурировать за дешевые деньги инвесторов. Победят те, к чьей политике инвесторы будут относиться с наибольшим доверием. Вот почему американские политики, затаив дыхание - не спугнуть! - следят за каждым заявлением китайских властей относительно их доверия к доллару, а ежемесячная отчетность по покупке казначейских бумаг иностранцами публикуется на первых страницах газет. Пока выросший спрос государств на кредиты практически не привел к их удорожанию. Десятилетние облигации Германии и Британии котируются с доходностью в 3 - 4%, американские - около 2%. Спред облигаций развивающихся стран к американским (около 400 б.п.) тоже увеличился несильно. Но по мере того, как к инвесторам будет возвращаться оптимизм и желание покупать что-нибудь более доходное, чем бумаги правительств развитых стран, спрос на госдолг будет ослабевать, предупреждает МВФ. Впрочем, вместе с послекризисным оживлением будет ослабевать и потребность государств в финансировании. Но, вероятно, не так быстро, как спрос на госдолг. Политикам нужно балансировать между двумя рисками, пишут аналитики МВФ: с одной стороны, если слишком быстро перестать поддерживать экономику за счет бюджетных вливаний, послекризисное восстановление может сильно затянуться. С другой стороны, если переборщить с бюджетной поддержкой, встревоженность инвесторов относительно растущего госдолга будет становиться все сильнее, а сам долг - все дороже. В России стимулирующие экономику расходы правительство и так сократило. Если государству удастся ограничиться небольшими ($5 - 10 млрд в год) суммами займов, его выход на внешний рынок не ухудшит ситуации для корпоративных российских заемщиков, отмечает Александр Овчинников из «Тройки Диалог». Если же государство будет привлекать по $17 - 20 млрд, для компаний ставки заметно вырастут.

2009-08-04
Подайте $5 млрд бывшему банкроту
Пенсии отдали кредиторам | Платить или не платить | Острая конкуренция ПЕНСИИ ОТДАЛИ КРЕДИТОРАМ В ближайшие три года Россия собирается занимать за границей по $18 - 21 млрд в год. Но у нее, похоже, будет много конкурентов. Снова влезть в долги собирается даже Аргентина, чей дефолт еще никто не забыл. Деньги понадобятся России в 2010 - 2012 годах. Но в профилактических целях, чтобы разогреть рынок и себя показать, наша страна может выйти на внешний рынок уже в этом году. «Мы мониторим этот процесс, если увидим, что ситуация благоприятная, то, возможно, не будем себя сдерживать», - сказал на прошлой неделе, после заседания правительства, одобрившего основные параметры федерального бюджета, министр финансов Алексей Кудрин. Окончательного решения на сей счет правительство пока не приняло. У нашего государства внешний долг очень низкий - $27,7 млрд, или порядка 2% ВВП нынешнего года. Покупатели облигаций развивающихся стран будут очень рады такому заемщику. Наверняка инвестбанки, мечтающие размещать российские еврооблигации, так и вьются вокруг Минфина. Но проблема в том, что мы не одни в этом мире: желающих занять денег сейчас полно. И хуже всего для нас то, что среди потенциальных заемщиков много развивающихся стран, чьи облигации обещают схожую или большую доходность. Для любителей особо высокого риска и высокой доходности тоже будут варианты. В этом году планирует вернуться на рынок внешних заимствований даже Аргентина. Ей, в отличие от нас, покупатели долгов вряд ли обрадуются: громкий дефолт 2001 г. еще не стерся из памяти. Да и в прошлом октябре Аргентина подтвердила плохую репутацию у инвесторов. Она национализировала 10 частных пенсионных фондов с активами под $30 млрд. Президенту Кристине Киршнер тогда было неоткуда взять деньги на обслуживание долга. Доходы от экспорта продовольственного сырья, особенно сои, упали, а в конце 2009 г. предстояло выплатить $10 - 11 млрд. Это были платежи по старому внешнему долгу, реструктурированному после государственного дефолта 2001 года и по новым внутренним долгам. Вот и пришлось «позаимствовать» средства у будущих пенсионеров. Так закончилась 14-летняя попытка аргентинцев повторить чилийский опыт пенсионной реформы. Кроме долгов деньги пошли на строительство школ и дорог. Все это, возможно, стоило партии Кишнер победы на выборах в парламент. Теперь Аргентине снова нужны деньги: впервые с 2002 г. бюджет в этом и следующем году будет сведен с дефицитом в 0,6 - 0,9% ВВП, прогнозирует Morgan Stanley. Доходы бюджета в кризис почти не растут, а расходы на треть выше прошлогодних. Так что страна может вернуться на долговой рынок, сказал министр экономики Амадо Буду, даже несмотря на то, что ее там никто не ждет. Время для заявления выбрано не случайно - вчера же Аргентина сделала очередной процентный платеж в $2,25 млрд по бондам с погашением в 2012 г. Но деньги на это пришлось взять из резервов нацбанка. При этом многие инвесторы всерьез опасались второго аргентинского дефолта за декаду. Чтобы кредиторы снова дали Аргентине денег, очень важно платить по имеющимся долгам, объяснил министр Буду. ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ В 2001 г. Аргентина не заплатила по долгам размером в $95 млрд. С тех пор аргентинцев кредитовал разве что Уго Чавес. При этом Аргентина оказалась одной из немногих развивающихся стран, кто за «хлебные годы» не расплатился по внешним долгам. В прошлом году Киршнер пришлось заимствовать не только у пенсионеров - очередной платеж Парижскому клубу был проведен за счет резервов нацбанка. Внешний долг Аргентины сейчас составляет $146 млрд, немногим меньше половины $330-миллиардного ВВП. Весной были велики опасения, что ВВП в этом году снизится, но в I квартале он вырос на 2%. По консенсус-прогнозу Bloomberg, в этом году аргентинская экономика все-таки уменьшится на 3,3%. Дешево такому заемщику деньги никто не даст. Облигации Аргентины с погашением в 2033 г. вчера котировались с доходностью 13,7% - самой низкой за последние 10 месяцев. В марте, когда инвесторы были обеспокоены темпами роста экономики, доходность достигала 28,8%. А в минувшем октябре - ноябре, когда процентная ставка нацбанка составляла 26% (сейчас - 12%), доходность этих бумаг зашкаливала за 30%. Котировки бондов выросли с того времени более чем вдвое, до 61,5% от номинала. Если бы Аргентина вчера не заплатила - а опасность дефолта была очень велика, - котировки снова бы упали. «Они могут платить», - внушает Пол Макнамара, управляющий портфелем долгов развивающихся стран в $2 млрд. По его оценке, в будущем году Аргентине будет не хватать всего $5 млрд - для $330-миллиардной экономики это «управляемая» величина. Котировки аргентинских бумаг выросли не в последнюю очередь на ожиданиях, что теперь, когда правящая партия потеряла места в парламенте, Киршнер будет вынуждена проводить более разумную политику. Снизит бюджетные расходы, перестанет приукрашивать инфляционную статистику (по официальным данным, за 12 месяцев по июнь цены выросли на 5,3%, а по оценке Bank of America - на 15%). Доходность аргентинских бондов, привязанных к инфляции, с июня упала с 13% до 3,5%. Дурная репутация, частые сомнения «а надо ли платить», непредсказуемость политики, быстрый рост госрасходов, - за все это инвесторы потребуют солидной премии. Даже уменьшившись вдвое, спред между облигациями Аргентины и США втрое больше, чем спред бразильских бондов к американским. К тому же, долги на $20 млрд Аргентина до сих пор не урегулировала - они не попали в программу реструктуризации, согласованную в 2005 г. Вдобавок бюджетная ситуация пока только ухудшается - из-за падения доходов облигации приходится выпускать и аргентинским провинциям. Суммарный дефицит 24 провинций достигнет в этом году $2,6 млрд - примерно на четверть меньше прошлогоднего, полагают аналитики из аргентинской исследовательской фирмы Economia & Regiones. Как раз долги регионов внесли большой вклад в дефолт 2001 г. - тогда регионам приходилось тратить на обслуживание долгов 20,6% своих доходов (сейчас - 7,7%). Совсем неочевидно, что Аргентине удастся разместить евробонды: спрос на риск сейчас очень выборочный, а деньги нужны всем правительствам. ОСТРАЯ КОНКУРЕНЦИЯ России, Аргентине и прочим желающим вернуться на долговой рынок придется в первую очередь конкурировать с теми, кто с него не уходил. В момент кризиса бюджетный баланс ухудшился у всех стран, констатирует МВФ. Если в 2007 г. бюджетный дефицит стран G20 составлял 1,1% ВВП, то в 2010 г. он достигнет 6,6% ВВП. Здесь и далее МВФ оценивает средние показатели для «двадцатки» не по номинальным курсам их валют, а с учетом паритета покупательной способности. Главные охотники до кредитов - развитые страны «двадцатки», за те же годы их дефицит вырастет с 1,9% до 8,1% ВВП. Развивающиеся страны двадцатки получат дефицит в 4,2% вместо профицита в 0,2% ВВП. Из-за этого внешний долг G20 вырастет с докризисных 62% до примерно 85% ВВП, прогнозирует МВФ. В том числе у развитых стран - с 80% до 120% ВВП. Странам придется жестко конкурировать за дешевые деньги инвесторов. Победят те, к чьей политике инвесторы будут относиться с наибольшим доверием. Вот почему американские политики, затаив дыхание - не спугнуть! - следят за каждым заявлением китайских властей относительно их доверия к доллару, а ежемесячная отчетность по покупке казначейских бумаг иностранцами публикуется на первых страницах газет. Пока выросший спрос государств на кредиты практически не привел к их удорожанию. Десятилетние облигации Германии и Британии котируются с доходностью в 3 - 4%, американские - около 2%. Спред облигаций развивающихся стран к американским (около 400 б.п.) тоже увеличился несильно. Но по мере того, как к инвесторам будет возвращаться оптимизм и желание покупать что-нибудь более доходное, чем бумаги правительств развитых стран, спрос на госдолг будет ослабевать, предупреждает МВФ. Впрочем, вместе с послекризисным оживлением будет ослабевать и потребность государств в финансировании. Но, вероятно, не так быстро, как спрос на госдолг. Политикам нужно балансировать между двумя рисками, пишут аналитики МВФ: с одной стороны, если слишком быстро перестать поддерживать экономику за счет бюджетных вливаний, послекризисное восстановление может сильно затянуться. С другой стороны, если переборщить с бюджетной поддержкой, встревоженность инвесторов относительно растущего госдолга будет становиться все сильнее, а сам долг - все дороже. В России стимулирующие экономику расходы правительство и так сократило. Если государству удастся ограничиться небольшими ($5 - 10 млрд в год) суммами займов, его выход на внешний рынок не ухудшит ситуации для корпоративных российских заемщиков, отмечает Александр Овчинников из «Тройки Диалог». Если же государство будет привлекать по $17 - 20 млрд, для компаний ставки заметно вырастут.

2009-08-04
«Спрос на риск сейчас очень выборочный, а деньги нужны всем»
о рынке займов развивающихся стран: Настолько экзотическими активами, как аргентинские облигации, сейчас мало кто из клиентов интересуется. Это либо те, чей бизнес связан с Латинской Америкой, либо те, кто ищут «быстрых денег». Можно купить значительно более надежные активы. Время сейчас такое, что деньги нужны всем, от американского Белого дома до той же Аргентины. CDS Аргентины сейчас выше 4000 б.п., так что удастся ли ей разместить евробонды - очень большой вопрос. Сейчас спрос очень выборочный - большинство государств сейчас может привлекать деньги только на внутренних рынках. Российское возвращение на рынок заимствований - совсем другое дело. Аппетит к российским рискам сейчас достаточно высокий. Весь вопрос во времени и объеме заимствований. Размещение требует 3 - 6-месячной подготовки, так что в этом году Минфин вряд ли успеет разместить облигации. Хотя предложений иностранных инвестбанков сделать это поскорее у него много. Небольшие заимствования, порядка $5 - 10 млрд в год, пройдут без проблем и не окажут влияния на остальных российских заемщиков. Если же государство будет размещать облигации в соответствии с максимальными ориентирами, заложенными в бюджете [$17 - 20 млрд в год], это серьезно осложнит жизнь корпоративных российских заемщиков. Ставки для них вырастут.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное