Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<Способ снять проклятие общественного блага - перевести его в клубное>>


     slon.ru
2009-08-13
«Способ снять проклятие общественного блага – перевести его в клубное»
о том, когда клиентам позволяют платить, сколько они хотят: Вариант с постфактумной оплатой за блага, который сегодня выглядит парадоксальным и утопическим, при определенных условиях может войти в норму. Как многое в человеческих практиках, это дело привычки и убеждений. Схема, когда платишь за книгу или кино, а получаешь черт знает что, - не менее дикая, однако к ней приноровились. Такой порядок ходов на руку производителю, в особенности недобросовестному. Что запрещает сыграть на стороне потребителя?! Дать ему возможность убедиться в качестве продукта, а потом рассчитаться. Торговца останавливает боязнь, что так вообще ничего не заплатят, и он не то, что останется без прибыли, но и попросту не покроет своих затрат. Коллаборативная фильтрация и рекомендательные сервисы - тот инструментарий, который позволяет внедрить новую схему оплаты на практике, поскольку он стимулирует добросовестные сценарии поведения. Ведь «против» постфактумной схемы работает опасение, что потребитель сделает вид, будто ему не понравилось, и не заплатит. То есть поведет себя как классический безбилетник (человек, который, злоупотребляет вседоступностью блага, пользуется им не платя, в то время как на него потратились другие). Пользователю рекомендательного сервиса передергивать невыгодно. Не заплатив, когда по совести стоило, он декларирует свою низкую оценку продукта, хотя на самом деле она была высокой. Таким образом, он искажает свой профиль и автоматически выбывает из группы единомышленников по вкусу, теряя ряд привилегий. В частности, возможность пользоваться качественными рекомендациями, которые экономят средства, снижая риски ошибочного выбора. Есть о чем задуматься прежде, чем скаредничать. И все же есть основания сомневаться в действенности клубных санкций. Удержат ли они, к примеру, человека, отобедавшего в хорошем ресторане, от того, чтобы уйти не расплатившись, - благо за ним не погонятся. Известны эксперименты рестораторов с постфактумной оплатой за угощение. Они рисковали, но не было случая, чтобы оставались внакладе. (Должно быть, потому, что подобные трюки позволяли себе повара, бывшие выше всяких похвал.) А уйти, не расплатившись, оттуда, где тебя хорошо знают, вдвойне не просто. Поползут слухи, способные испортить репутацию. К тому же, хлопая дверью, держишь в уме, что отныне это место для тебя закрыто. Все это отбивает охоту пополнять ряды безбилетников. Опытов постфактумной оплаты известно с дюжину, но при всей симпатичности, не стоит их переоценивать. Возможно, они успешны в силу единичности и экспериментальности. Не факт, что все будет идти столь же гладко, когда подобных случаев станет много и сойдет флер экзотики. Чтобы ввести благодарение деньгами в систему нужно нечто большее - поощрять положительные импульсы в человеческой душе и блокировать отрицательные. Имеет смысл входить в игру с маленьких ставок, чтобы не вводить людей в чрезмерное искушение и наработать привычку. Это случай дигитальных (культурных) благ. (Не случайно реверсивная схема и пошла из интернета - с программного обеспечения, распространяемого свободно с расчетом на последующую оплату.) Возьмем для примера торговлю оцифрованными книжками. У файлов с текстами нулевая себестоимость тиража и распространения, поэтому их не так рискованно предоставить на условиях пост-оплаты, как, к примеру, бифштексы. Понравится - заплатят, нет - не велика потеря. Причем, в размере платежа целесообразно ориентироваться на некую рекомендованную сумму, соотнеся ее с собственной оценкой произведения: чем полней удовлетворение, тем больше можно заплатить. Если ничего не заплатил - значит, не понравилось, и, поскольку сей факт виден рекомендательному сервису, то автоматически меняется профиль человека, а с ним и позиция в сообществе. Проблема безбилетника - это извечная помеха для создания общественных благ. Способ снять проклятие общественного блага - перевести его в клубное. В клубе ты надолго, ты на виду, и тут ценна репутация. Клуб либо меняет психологию безбилетника, либо изгоняет, подвергает остракизму. Представим, что безбилетник каждый день ездит в одном и том же трамвае с одними и теми же попутчиками. И эти люди раз за разом подмечают, что он не платит - от одного этого ему станет не по себе. А если пассажиры - сослуживцы или одноклубники? В такой ситуации плутовать себе дороже. Безбилетнику дискомфортно в трамвае, где пассажиры знают друг друга в лицо. Итак, два мотива способны сподвигнуть к микропатронату: первый - человек хочет ответить добром на добро, одарить восхитившего его писателя, кутюрье, ресторатора…; второй - так принято в сообществе, зримом или незримом клубе, к которому он принадлежит. Ведь платят впятеро за брендовые изделия, притом что «левый» пошив не отличим - эта широко распространенная норма из того же ряда. Можно не платить, но тогда рискуешь потерять в чем-то большем - в системе отношений, в которые ты вплетен. Сделаешься посмешищем, притчей во языцех. Везде и всюду существуют причины, из-за которых неловко скаредничать. Была бы норма, в сравнении с которой ты плохо смотришься! Взаимообусловленное поведение (так называемый «бандлинг»), когда, выигрывая в одном, рискуешь чем-то большим - в этом секрет устойчивости многих жизненных конструкций. И в этом залог успеха связки коллаборативной (читай - клубной) фильтрации с благодарственными платежами. Главное - сбалансировать стимулы, уравновесить систему сдержек и противовесов. Благодарственная микропатронатная схема великолепно стыкуется с беспосреднической торговлей. Пользователь экономит за счет сокращения цепочки посредников и, одновременно, получает продукт, который с высокой долей вероятности придется ему по вкусу. Идеальные условия для возникновения чувства благодарности, без которого немыслимо меценатство. Ведь импульсивное желание отблагодарить живет в сердцах и ищет условий для проявления. Таков человек, сколь его ни воспитывали в духе меркантилизма, ему свойственна реципрокность или, проще говоря, взаимность. Хочется отблагодарить творца, который тебя осчастливил, еще кого-то, кто причастен к твоему блаженству. Аплодируют же в театре, не считаясь со временем, преподносят дорогостоящие букеты. Хотя артисты, возможно, предпочли бы что-то более практичное, например, деньги. Невозможно представить, чтобы зритель, растрогавшись, всучил театральной примадонне пятерку. Другое дело, если была бы возможность воздать по заслугам в достойной и корректной форме. Интернет для этого очень удобен! Однако именно здесь прочно укоренилась привычка не платить, о чем уже говорилось. Кроме того, есть и процедурные помехи: в онлайне (по крайней мере, в Рунете) пока не до конца освоена система платежей. Издержки перечислений соизмеримы с их суммой. Сами по себе процедурные вопросы - не ерунда, а та самая злополучная арбузная корка, на которой имеют обыкновение поскальзываться новации. Денежная дарительная схема, конечно же, не вырастает из коллаборативной технологии. Это самостоятельная фундаментальная новация, затрагивающая самую сущность института денег. Но коллаборативная фильтрация - тот инструментарий, который способствует укоренению и распространению реверсивной практики. Идея постфактумных платежей буквально витает в воздухе. Что ни день, то новость об очередном эксперименте. Однако для того, чтобы схема прижилась, необходимо, чтобы в благотворительных деньгах совмещалось сразу несколько функций. Серьезные социальные практики, никогда не вырастают из чего-то одного и не бывают чем-то одним, они всегда на стыке множества интересов. Микропатронат не исключение - у него есть шанс войти в широкую практику, если он параллельно позволит решить несколько задач: 1) сигнализирование о качестве товара или услуги; 2) самопрезентация людей; 3) новые возможности монетизации культурного производства (отчисления в адрес авторов и правообладателей); 4) учет в символической сфере. Психологически микропатронат базируется на: Склонности к благодарности и благородству, которые в природе человека. Психологической ценности благотворительности для самого донатора. Беспосреднических связях потребителя с производителем и возможности адресно довести до последнего свой дар. Клубной общности людей, участвующих в благотворительности. Снижении ценности денег и росте ценности времени, что характерно для благополучных обществ. Необременительной процедуре пожертвований.

2009-08-13
Magnа уладила с GM разногласия вокруг покупки Opel
ФРАНКФУРТ/БЕРЛИН/МОСКВА (Рейтер) - Канадский производитель автозапчастей Magna и его российский партнер Сбербанк достигли принципиальной договоренности с американским автомобильным гигантом GM о покупке 55 процентов его европейского подразделения Opel. Об этом в интервью Рейтер сообщил глава Magna Зигфрид Вольф. По его словам, прежде чем на сделку согласятся попечители, контролирующие 65 процентов Opel и британского бренда Vauxhall, ее условия должны быть одобрены советами директоров GM и Magna. «По состоянию на 4.30 утра по австрийскому времени на уровне менеджмента между Magna, Сбербанком и General Motors были согласованы все вопросы», - сказал Вольф, добавив, что в 600-страничное предложение были внесены «те или иные изменения». «Мы представили копию окончательного контракта, который может быть подписан и выполнен. Я не хочу быть излишне оптимистичным - контракт будет изучен во всех его аспектах, - но, грубо говоря, у нас не осталось неразрешенных вопросов». «Сбербанк России подтверждает, что консорциум, в который входят Сбербанк и канадская компания Magna International, вчера поздно вечером достиг договоренностей по всем основным вопросам, остававшимся неурегулированными между консорциумом и американским автоконцерном General Motors, в отношении условий приобретения доли в компании Opel. Сегодня в адрес GM и комиссии немецкого правительства были направлены копии согласованных с GM юридических соглашений. В Сбербанке России надеются на успешное завершение сделки по приобретению автомобильной компании Opel консорциумом Сбербанка России и Magna International», - говорится в комментарии Сбербанка, полученном в четверг вечером. Это соглашение, впрочем, не сбрасывает со счетов бельгийский инвестфонд RHJ International, который также достиг договоренностей с GM. В то время, как Magna хочет расширить бизнес Opel для возвращения его к прибыльности, RHJ планирует сократить операции немецкой компании. «Мы все еще довольно плотно участвуем в гонке», - сказал представитель RHJ. В свою очередь, GM сообщила, что пока не приняла решение об инвесторе в Opel и в течение нескольких дней рассмотрит новое предложение Сбербанка и Magna. GM обратилась к специальной немецкой правительственной комиссии за планом финансирования убыточного автопроизводителя, и будет обсуждать тот или иной вариант продажи компании после получения этого плана. Magna и Сбербанк борются за победу на переговорах о приобретении убыточного европейского отделения GM, располагая политической поддержкой немецкого правительства и профсоюзов. В то же время, представители GM неоднократно выражали симпатии предложению RHJ и говорили о претензиях Magna на интеллектуальную собственность GM. РОССИЙСКО-КАНАДСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Вольф сообщил вечером в четверг, что немецкому правительству были направлены два варианта финансирования сделки о покупке Opel, отличающиеся рядом условий. Он также отметил, что согласен с GM относительно того, что Сбербанк может сразу продать 27,5 процента акций российскому автопроизводителю ГАЗ или госкорпорации ВЭБ. Вольф также сообщил, что американский автогигант согласился на условие, согласно которому Сбербанк не сможет продать без согласия GM свою долю в Opel какой-либо другой компании, за исключением ВЭБа или ГАЗа. Канадская компания не получит долю в российском подразделении GM, сказал Вольф. Magna согласилась не продавать автомобили Opel на южнокорейском и американском рынках, однако через два года сможет начать их продажи в Канаде, сообщил Вольф. Компания также сможет продавать Opel в Китае, за исключением двух моделей, продажи которых будут запрещены в течение пяти лет. По словам представителя Magna, канадская компания ожидает, что Opel станет прибыльной лишь через два года после заключения сделки. Кроме того, ГАЗ получит доступ к технологиям GM, сказал Вольф. Вольф выразил надежду, что GM примет окончательное решение о том, кому продать долю в Opel уже на следующей неделе. (При участии Глеба Столярова. Перевели Александр Гелогаев и Антон Колодяжный. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-13
GM говорит, что еще не решила относительно Opel
БЕРЛИН/МОСКВА (Рейтер) - GM пока не приняла решения об инвесторе в Opel и рассмотрит в течение нескольких дней новое предложение Сбербанка и Magna, сообщил американский автогигант. Канадский производитель автозапчастей Magna и российский Сбербанк представили пересмотренный проект предложения о покупке Opel. GM сообщила, что обратилась к специальной немецкой правительственной комиссии за планом финансирования убыточного автопроизводителя, и будет обсуждать тот или иной вариант продажи компании после получения этого плана. ОПТИМИЗМ MAGNA В четверг соуправляющий директор канадской компании Зигфрид Вольф сообщил, что стороны урегулировали все разногласия относительно покупки Opel. По его словам, партнеры договорились о покупке у GM 55 процентов Opel. «Сбербанк России подтверждает, что Консорциум, в который входят Сбербанк и канадская компания Magna International, вчера поздно вечером достиг договоренностей по всем основным вопросам, остававшимся неурегулированными между Консорциумом и американским автоконцерном General Motors (GM), в отношении условий приобретения доли в компании Opel. Сегодня в адрес GM и комиссии немецкого правительства были направлены копии согласованных с GM юридических соглашений. В Сбербанке России надеются на успешное завершение сделки по приобретению автомобильной компании Opel консорциумом Сбербанка России и Magna International», - говорится в комментарии Сбербанка, полученном в четверг вечером. Источник, близкий к переговорам, сообщил Рейтер, что Magna и Сбербанк пошли на дополнительные уступки, чтобы договориться о сделке. По его словам, совет директоров GM может выбрать покупателя Opel на будущей неделе. Magna в партнерстве со Сбербанком борется за победу на переговорах о приобретении убыточного европейского отделения GM, располагая политической поддержкой немецкого правительства и профсоюзов. В то же время, представители GM неоднократно выражали симпатии предложению бельгийского инвестфонда RHJ International и говорили о претензиях Magna на интеллектуальную собственность GM. РОССИЙСКО-КАНАДСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Вольф сообщил вечером в четверг, что немецкому правительству были направлены два варианта финансирования сделки о покупке Opel, отличающиеся рядом условий. Он также отметил, что согласен с GM относительно того, что Сбербанк может сразу продать 27,5 процента акций российскому автопроизводителю ГАЗ или госкорпорации ВЭБ. Вольф также сообщил, что американский автогигант согласился на условие, согласно которому Сбербанк не сможет продать без согласия GM свою долю в Opel какой-либо другой компании, за исключением ВЭБа или ГАЗа. Канадская компания не получит долю в российском подразделении GM, сказал Вольф. Magna согласилась не продавать автомобили Opel на южнокорейском и американском рынках, однако через два года сможет начать их продажи в Канаде, сообщил Вольф. Компания также сможет продавать Opel в Китае, за исключением двух моделей, продажи которых будут запрещены в течение пяти лет. По словам представителя Magna, канадская компания ожидает, что Opel станет прибыльной лишь через два года после заключения сделки. Кроме того, ГАЗ получит доступ к технологиям GM, сказал Вольф. Вольф выразил надежду, что GM примет окончательное решение о том, кому продать долю в Opel уже на следующей неделе. (При участии Глеба Столярова. Перевели Александр Гелогаев и Антон Колодяжный. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-13
Платит – значит, любит
Рыночная сила совести | В Австрию бесплатно | Халявщиков немного | Пределы доверия Доверить покупателям назначать цены на товар - шаг рискованный. Но пока довольно эффективный. Его опробовали европейские предприниматели еще в 1990-х, а спустя десяток лет веяние докатилось и до России. Некоторые представители сервисной индустрии начали экспериментировать с этой, на первый взгляд, странной идеей прямо во время кризиса. И считают, что это удачный маркетинговый ход. РЫНОЧНАЯ СИЛА СОВЕСТИ Одним из первых модель, когда цену выбирает покупатель, опробовал в своем ресторане рядом с винодельней Юрген Штумпф из баварского Франкена в 1996 г. Они с компаньоном никак не могли договориться о ценах на еду и в какой-то момент решили вообще ничего не вписывать в меню, позволив решать посетителям. Со временем этот подход принес им популярность и позволил открыть еще два заведения под маркой Weinerei. Цена там выставлена только на вино, а сколько оставить за ужин - решает клиент. Спустя десяток лет в Европе таких экспериментальных заведений было уже много. Интерес со стороны потребителей был, хотя и не слишком большой; все-таки не было серьезных поводов экономить. В кризис система оплаты по желанию получила новые очки в глазах покупателей, а компании принялись проводить эксперименты: привлечет ли это новых людей, и действительно ли сумма будет адекватна оказанной услуге? За экспериментами наблюдали и ученые, и аналитики, которые хотели понять, станет ли такая модель реальным конкурентным преимуществом, способна ли она оживить затухающий бизнес. В ресторане Kish во Франкфурте-на-Майне днем было немноголюдно. Если вечером охотно собирались шумные компании, то в течение рабочего дня заведение практически пустовало. В начале 2009 г. его хозяин, Пурия Фейли, решил принять участие в эксперименте: с 12 до 17 часов убрать из меню все цены. Ешь, пей - потом заплатишь, сколько хочешь. Исследования Института Гете показали, что дневной оборот ресторана вырос на 32%. Но даже то, что вечером цены снова становились фиксированными, не останавливало посетителей. В Kish увеличился поток желающих поужинать и за деньги. И хотя эксперимент проводился в течение двух недель, Фейли считает, что модель вполне жизнеспособна. Только в единичных случаях люди пытаются урвать еду и напитки за смехотворные деньги. Скорее всего, предполагает ресторатор, такие акции станут регулярными, а может, и превратятся в постоянное правило. Эксперимент во франкфуртском салоне красоты Le Roi Soleil тоже завершился успешно. Всего несколько дней работы по принципу «плати, сколько сочтешь нужным» принес небольшой парикмахерской Владимира Ротовского 15 новых постоянных клиентов. Как говорят исследователи, любой здравомыслящий человек представляет себе среднюю стоимость услуг, особенно те, кто пользовался услугами частного мастера или рассчитывал чаевые. Совесть и моральное давление со стороны окружающих не позволяют платить €1 за то, что стоит €20 или €100. В АВСТРИЮ БЕСПЛАТНО То, что многие турагентства завлекают клиентов спецпредложениями вне сезона, давно известно. Но организовать практически бесплатную программу отдыха в «высокий сезон», в середине июля - решение достаточно неординарное. Трехдневный отдых гостям австрийского городка Ленгенфельде предложили оплатить пост-фактум: каждый волен был дать столько, во сколько он сам оценивает проживание и питание. В течение недели желающим предлагалось 200 мест в 16 отелях, а четыре ресторана и семь развлекательных центров на время убрали ценники. И организовали это не муниципальные власти, а частная компания Oetztal. Глава Oetztal Мартин Зантер считает, что результаты позитивные: заведения не только привлекли к себе внимание, но и приобрели новых клиентов, развили рекомендательную сеть, узнали о предпочтениях и оценках потребителей и т.д. И самое главное, по словам Зантера, почти никто не оставлял за отдых мизерные суммы. Возможно, предприниматели в этот раз заработали и чуть меньше, но в целом выиграли немало. Хотя в Ленгенфельде до этого не проводилось никаких масштабных пиар-программ, после недели отпусков «по вашей цене» город оживился. Забронировать номер там теперь не так просто, даже те, кто хотел в этом году экономить на отдыхе, решились поехать. Видимо, сработала такая психология: раз разрешают самим назначать цену, значит, там не рвачи, и отдых может действительно оказаться бюджетным. «Многие поехали просто для того, чтобы посмотреть, где все это происходило, пообщаться с рестораторами и отельерами. Закономерно: людям удалось разжечь любопытство. Хорошая реклама и должна быть тизером, и таким тизером стало «Плати, сколько считаешь нужным!», говорит специалист по инновациям Буркхард Шнайдер. ХАЛЯВЩИКОВ НЕМНОГО В России со стратегией «плати по желанию» пока только экспериментируют. Первые опыты с пост-оплатой, привязанной к тому, понравилось ли смотреть фильм или спектакль, проводил в 2003 - 2004 годах завкафедрой ГУ-ВШЭ Александр Долгин. Его фонд «Прагматика культуры» предлагал посетителям театров и кинотеатров Москвы оценить в деньгах качество проведенного времени и свое отношение к фильму или постановке. В итоге 35% зрителей в театре и 38% в кино решили доплатить к базовой цене из своего кармана. И лишь 8% в театре и 16% в кино решили, что впечатления не стоят материального вознаграждения. С середины июля новосибирские кинотеатры сети «АртСайнс Синема Дистрибьюшн» заболели «попкорноманией». Посетители, купившие билет и большой стакан попкорна, могут сколько угодно подходить за попкорном и расплачиваться за все последующие стаканы любой купюрой. Добавки по своей цене можно требовать в течение всего дня. Лето - не лучший сезон для кинотеатров, посещаемость традиционно снижается, и таким способом организаторы намерены напомнить о себе и привлечь людей смотреть кино на большом экране. Впрочем, попкорн - продукт недорогой, крупная сеть может себе позволить и бесплатно его раздавать время от времени. А вот туристическая поездка может обойтись в круглую сумму. Тем не менее, российская компания «Салон путешествий «Аристократъ» решилась полгода назад предложить постоянным клиентам - в качестве бонуса - платить за однодневный тур по России столько, сколько они сочтут нужным. Такая система оплаты, по словам владельцев, сразу заработала успешно. Турагентство может обходиться без особой рекламы, поскольку те, кто уже попробовал и воспользовался бонусными турами по своей цене, активно рассказывают об этом знакомым. «Сарафанное радио» работает хорошо, и владельцы намерены расширить практику. ПРЕДЕЛЫ ДОВЕРИЯ Буркхард Шнайдер все же не думает, что на постоянной основе такая система может быть полезна для бизнеса. Поначалу, когда надо сгенерировать некий поток клиентов, стратегия «плати, сколько хочешь» работает. Любители халявы приходят уже после, а сперва идут как раз потенциально ценные клиенты. Но затем нужно поддерживать сервис на высоком уровне, тратиться на него, так что финансовая отдача в лучшем случае будет на уровне себестоимости. Тем не менее, для отдельных услуг и сервисов или же на ограниченный период времени такие меры полезны, они «освежают» бизнес и подстегивают спрос. При краткосрочном применении они не приводят к потерям и уж явно дешевле, чем полноценная рекламная кампания. Фирма может укрепить репутацию, получить хорошие рекомендации и отзывы. А самое главное, предложение клиентам самим назначать цену - это эффективное и сравнительно недорогое маркетинговое исследование. Владелец видит, за что именно клиенты готовы платить и переплачивать, а за что - нет. Сумма, которую оставляют, дает более объективный результат, чем любой опрос или анкета. Доверие к клиентам - конечно, в разумных пределах - позволяет много узнать о самом себе.

2009-08-13
«Руководители страховых компаний должны нести материальную ответственность»
об ответственности руководителей страховых компаний: В идеале должны стать обязательными такие требования, как невозможность занимать руководящие должности (гендиректора, главбуха) в страховой компании или в системе внутреннего контроля компании, то есть там, где принимаются решения - на 2 - 3 года. Возможно, имеет смысл обсудить вариант с установлением личной материальной ответственности руководителя компании. Не секрет, что сознательно и целенаправленно разоряя компанию, выкачивая из нее деньги вместо формирования страховых резервов, бывшие руководители красиво живут, покупают особняки, машины и особо не переживают по поводу обманутых ими клиентов. Понятно, что одни могли по недомыслию пойти на авантюру ради завоевания рынка, выплачивая комиссию в 40 - 50%, и в итоге «слить» компанию, потому что резервов при такой стратегии не создашь. А есть вариант, когда резервы можно превратить в личную недвижимость. Если есть признаки умышленного доведения компании до банкротства, то это банальное воровство, которое обязательно должно повлечь за собой судебное преследование.

2009-08-13
Обама – не кейнсианец
Мало денег | Статьи расходов | Не бойтесь занимать | Не кейнсианцы По мере увядания «зеленых ростков» восстановления экономики, которые многие люди замечали весной, возникает вопрос о том, не провалилась ли политика оздоровления экономики с помощью масштабных бюджетно-налоговых стимулов? Неужели кейнсианские представления на поверку оказались ложными? Этот вопрос имеет смысл лишь в том случае, если кейнсианский подход действительно пытались применить. МАЛО ДЕНЕГ На самом деле, нужна еще одна порция бюджетно-налоговых стимулов. Если их не будет, можно ожидать, что экономика еще долго не восстановится, а безработица останется высокой. Похоже, что администрацию президента Барака Обамы удивляет и разочаровывает высокая и продолжающая расти безработица. Но удивляться не стоит. Все это было предсказуемо. По-настоящему оценить успех стимулов поможет не фактический уровень безработицы, а то, какой бы она была без антикризисных мер. Администрация Обамы не раз заявляла, что стимулирующая политика позволит создать примерно на 3 миллиона рабочих мест больше, чем без антикризисных мер. Проблема в том, что экономические потрясения, вызванные финансовым кризисом, были столь сильными, что даже масштабных фискальных стимулов Обамы оказалось недостаточно. Но есть и другая проблема. В этом году предполагалось израсходовать лишь около четверти из $800 миллиардов, выделенных на антикризисные меры, но даже до готовых к реализации проектов деньги доходят медленно. В то же время выпадающие доходы американских штатов растут, превышая $200 миллиардов. Большинство штатов, в соответствии с их конституциями, должны поддерживать сбалансированные бюджеты, а значит, им придется либо повысить налоги, либо сократить расходы, и эти «антистимулы» частично нивелируют позитивный эффект политики федерального правительства. СТАТЬИ РАСХОДОВ В то же время почти треть стимулирующих мер связана со снижением налогов, которое, как правильно замечали кейнсианцы, почти неэффективно. Обремененные долгами домохозяйства, пенсионные накопления которых тают, а их финансовые перспективы остаются неясными, тратят лишь незначительную часть средств, появившихся благодаря снижению налогов. Как в США, так и в других странах много внимания уделялось оздоровлению финансовой системы. Возможно, это необходимо для возвращения к уверенному экономическому росту, но явно недостаточно. Банки не будут выдавать кредиты, если экономическая ситуация останется тяжелой, а американские домохозяйства не захотят занимать деньги, - во всяком случае так же активно, как до кризиса. Всемогущие американские потребители были локомотивом мирового экономического роста, но теперь они, скорее всего, еще долго будут приходить в себя, даже когда банки поправят свои дела. А экономике, тем временем, понадобится государственная поддержка. Кто-то высказывает опасения по поводу растущего госдолга США. Но если разработать правильные стимулирующие меры, и средства, в основном, будут потрачены на приобретение активов, то новый антикризисный пакет позитивно скажется на состоянии бюджета и будущем экономическом росте. НЕ БОЙТЕСЬ ЗАНИМАТЬ Обращать внимание лишь на обязательства страны и игнорировать ее активы - неправильно. И это, конечно, аргумент против плохо организованного спасения банков - такого, как в США: оно обошлось налогоплательщикам в сотни миллиардов долларов, и значительная часть этих средств никогда не будет компенсирована. Госдолг увеличился, а активов, которые могли бы компенсировать его рост, на балансе правительства не появилось. Любая стратегия несет в себе риски. Если не подготовить второй пакет стимулов сейчас, есть риск дальнейшего ослабления экономики, - и того, что денег не будет там, где они нужны. Сложности, с которыми администрация Обамы столкнулась, расходуя выделенные средства, показывают, что для стимулирования экономики нужно время; для того, чтобы полностью почувствовать эффект этих мер, должно пройти полгода и больше. Ослабление экономики приведет к новым банкротствам, дальнейшему отчуждению домов за долги и росту безработицы. Даже если оставить в стороне страдания людей, это означает новые проблемы для финансовой системы. А ослабление финансовой системы, как мы уже видели, приводит к ослаблению экономики и, может быть, потребует новых экстренных расходов, чтобы избежать очередной катастрофы. Если мы сбережем деньги сейчас, то рискуем потратить намного больше позднее. НЕ КЕЙНСИАНЦЫ Администрация Обамы ошиблась, запросив слишком мало средств на антикризисные расходы, особенно после того, как пошла на компромисс, в результате которого стимулы оказались менее эффективными, чем могли бы быть. Причем оснований называть подход Обамы кейнсианским, нет. Об этом свидетельствует и налоговый стимул, и то, сколько внимания в антикризисной программе было уделено финансовой системе. Ошибка была допущена при спасении банков: слишком много денег практически без дополнительных требований и на слишком благоприятных условиях получили те, кто был основным виновником экономического кризиса, - эта политика отбила у налогоплательщиков желание тратить свои средства. Но это именно политика. А с экономикой все ясно: мир нуждается в том, чтобы промышленно развитые страны решились на новые масштабные антикризисные расходы. Это должно стать одной из центральных тем на следующем саммите «большой двадцатки» в Питтсбурге. Оригинал статьи

2009-08-13
«ИжАвто» спасается банкротством
Невезучий автозавод | Пешка в большой игре Руководство «ИжАвто» решило объявить автозавод банкротом и отправило исковое заявление в Арбитражный суд Удмуртской республики. Перспектива банкротства предприятия не удивила, и, тем более, не расстроила ни игроков рынка, ни отраслевых аналитиков, ни представителей федеральных властей. Подобное развитие событий они называют не только абсолютно логичным, но и весьма полезным. Впрочем, банкротство завода может и не состояться, ведь заявление в суд было отправлено еще 6 августа, но до сих пор решение по нему не было принято. Ну а пока судопроизводство не началось, у владельцев предприятия сохраняется надежда на приход какой-нибудь «сильной государственной компании», которая избавит «ИжАвто» от всех проблем. Теоретически, основным претендентом на эту роль остается Сбербанк, у которого в залоге находится контрольный пакет «ИжАвто» на 8 млрд руб. НЕВЕЗУЧИЙ АВТОЗАВОД Именно такого «бога из машины» и не хватает Ижевскому автозаводу в последнее время. Кризис жестоко обошелся с предприятием: «ИжАвто» оказался буквально брошен на произвол судьбы, его конвейер простаивает все лето. А ведь еще пару лет назад российские автопроизводители, буквально, сражались за лишние конвейерные мощности. Зато сегодня новое и весьма технологичное оборудование, завезенное группой СОК для сборки автомобилей Kia, простаивает без дела. Полоса невезения «ИжАвто», которая увенчалась иском о банкротстве, начались со срыва сделки по продаже завода «АвтоВАЗу». Готовясь к этой сделке, группа СОК была вынуждена отказать корейцам в запуске сразу двух новых моделей. Оставшись без собственного продукта и перспективных моделей, группа СОК, похоже, окончательно потеряла интерес к заводу в конце 2008 г. Весной 2009 г. группа продала 76% акций «ИжАвто» команде собственных менеджеров во главе с Михаилом Добындо, формально устранившись от производства. Впрочем, 24% акций предприятия остались в собственности у никому не известной компании Shonapol Investment Ltd, в числе бенефициаров которой подозревают как раз менеджеров СОКа. Подготовка к банкротству «ИжАвто» началась с массовых увольнений весной, а в течение всего лета 2009 г. предприятие стояло. Радужные отчеты властей Удмуртии премьеру Путину об успехах в перезапуске автозавода и обещания вернуть рабочих к станку, а корейских партнеров - за стол переговоров, не помогли. Ни одно обещание так и не было выполнено. Как дипломатично сообщили Slon.ru в представительстве Kia, корейская компания «все еще надеется, что «ИжАвто» удастся возобновить производство». На практике положение иное: представительство давно поставило крест на бывшем партнере, и сейчас достраивает собственный завод по производству автомобилей Hyundai/Kia. ПЕШКА В БОЛЬШОЙ ИГРЕ В случае если судебное производство по делу о банкротстве все же будет запущено, о скором возобновлении работы «ИжАвто» можно будет забыть. В отличие от Chrysler и General Motors, которые оставались банкротами не более полутора месяцев, остановка «ИжАвто» может затянуться вплоть до восстановления рынка, то есть растянется еще минимум на два года. Единственными игроками, заинтересованными в работе площадки, сегодня могли бы стать, пожалуй, только «АвтоВАЗ» и Сбербанк. Тот факт, что контрольный пакет «ИжАвто» находится в залоге у Сбербанка, только добавляет интриги. Однако главному банку страны будет легче дождаться распродажи активов банкрота, ведь общий долг «ИжАвто» на начало апреля 2009 г. составлял около 11 млрд руб. Такие обязательства Сбербанку явно не нужны. Тем не менее, завод все же поучаствует в грядущем переделе российского автопрома. Велика вероятность, что на «АвтоВАЗе» произойдет смена команды, а Сбербанк и «Группа ГАЗ» все-таки получат свою долю в Opel, пообещав новым партнерам воистину фантастические объемы производства. Простаивающие мощности «ИжАвто» вполне могли бы пригодиться каждому из этих игроков, а банкротство - это шанс сменить как собственников, так и менеджмент, что, в конечном счете, благотворно скажется на здоровье предприятия.

2009-08-13
«Я требовал только, чтобы со мной был заключен хоть какой-то контракт»
Увольняют нечаянно | Шансы «Афиши» невелики | Никаких ультиматумов Медиахолдинг «ПрофМедиа» увольняет основателя одной из своих самых успешных компаний - гендиректора ИД «Афиша» Илью Осколкова-Ценципера. «ПрофМедиа» выпустил специальное заявление, в котором сообщил о причинах увольнения лишь то, что «работник, предъявляющий ультиматум работодателю, - это плохой работник». Работодатель - глава «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов - для комментариев был недоступен. В отличие от работника - Осколкова-Ценципера, который рассказал Slon.ru об «иррациональных причинах» решения Акопова, находясь в Ницце. Причем рассказать ему пришлось дважды: до заявления «ПрофМедиа» и после. УВОЛЬНЯЮТ НЕЧАЯННО - Почему Вы уходите? - Потому что Рафаэль Акопов меня попросил уволиться. А я не стану. Думаю, они меня уволят. - Какова причина увольнения? - Мне она не была объяснена. Думаю, что это решение импульсивное, иррациональное и не имеющее никакого отношения к моей деятельности. Думаю, это был какой-то экспромт. Думаю, меня увольняют нечаянно. - Если «нечаянно», то это можно как-то урегулировать? - В какой-то момент было можно. Но это позавчера вечером произошло, а с тех пор много воды утекло. По-моему, это все-таки слишком далеко зашло. - Согласитесь, странно выглядит: взрослого серьезного мужчину, основателя издательского дома, просят уволиться из одного из крупнейших медиахолдингов. И при этом он, мужчина, всерьез уверяет, что это все нечаянно? - А мне-то как странно! Поверить в это сложно, я сам с трудом поверил. Думаю, «ПрофМедиа» сейчас проводит совещания, в которых пытаются придумать причину того, что случилось. Выглядят они не лучшим образом. За все мое время работы в «ПрофМедиа» никто, включая Рафаэля Акопова, никогда, ни разу не критиковал мою деятельность. Ни разу мне не было высказано претензии за то, как я управляю бизнесом. - Но как это выглядело? Вы разговаривали по телефону, кто-то был пьян... - Мы недель пять - шесть не разговаривали. Никто не был пьян. - И как вас тогда попросили? - Письмом. Раф написал: «Привет, Илья, по-моему, тебе надо уволиться». И указал какую-то юридическую причину. - То есть юридическая причина была? - Я сказал, что я не хочу обсуждать ключевые показатели эффективности в отрыве от других частей договоренностей, которых нет. Никакого значения это не имеет. Это бюрократическая переписка большой организации. Я знаю, за что я был уволен, - ни за что. Вернее, за то, что я разонравился Акопову. Это иррациональный шаг с его стороны. И я не думаю, что это в интересах бизнеса, акционеров или кого бы то ни было. - Вы сейчас формально в отпуске? - Да. - То есть вас нельзя уволить за прогул? - Я толком в этом не разбирался. - А письмо-то можно увидеть - то, которое Акопов вам отправил? - Давайте подождем, пока меня уволят, посмотрим на форму, посмотрим, как будут объяснять, зачем меня понадобилось увольнять, после чего, конечно, разразимся письмом. Стесняться мне нечего. - Вы говорите об иррациональных причинах. Вы, может, девушку не поделили? - Вы уже поверили в то, что причины иррациональные. Но они еще проще, поверьте. Хотя, может, кому-то в «ПрофМедиа» приглянулась моя девушка? (хохочет, тут же слышен и женский смех) ШАНСЫ «АФИШИ» НЕВЕЛИКИ - А благодарность за вашу работу вам выражали? - Мне кажется, то, чем мы в «Афише» занимались, - достойные продукты, сделанные достойными людьми. У нас существует целая школа журналистики. И в интернет мы перешли быстрее, чем большая часть бумажных компаний. Мы много чего умеем. И какая-то удивительная, нежная, бутиковая атмосфера существовала... Частью моей работы было совмещение этой молодой, артистической атмосферы, которую мы 10 лет назад стали создавать, с эффективным бизнесом, который должен соответствовать стандартам большого холдинга. Вообще - не очень просто. У меня, думаю, получалось. Но, с другой стороны, я чувствую облегчение. Я занимаюсь этой работой всю свою взрослую жизнь, и мне, конечно, приходили в голову мысли: сколько можно?! Десять лет я работал, сначала редактором, потом генеральным директором. Буду рад обмануться, но шансы на то, что эта история будет существовать и развиваться дальше, невелики. - Вы имеете в виду историю издательского дома? - Будущее компании «Афиша». Во всяком случае, то, за что я ее люблю. Не знаю, кто будет способен тянуть эту школу журналистскую. Я бы, конечно, предпочел через 20 лет увидеть компанию и сказать: «Смотрите, я это делал, оно живое». Если вдруг будет получаться - буду рад. - Кто-то вслед за вами уходит? - Я никого за собой не увожу. Но целый ряд людей об этом думает. И все же формально я по-прежнему работаю генеральным директором. Большинство людей, с которыми я работал, - мои друзья. Но я никому никаких предложений не делаю - что предлагать-то? - А бизнес-показатели ИД располагают к «концу истории»? - Наш издательский бизнес упал меньше, чем бизнес какого-либо другого издательского дома в России. Мы в первом полугодии этого года чувствовали себя лучше, чем все наши коллеги-конкуренты. Наш интернет-бизнес чувствует себя неплохо. «Афиша» - прибыльный бизнес, даже на фоне кризиса. Мы приносим существенные доходы акционерам. Я не помню, уполномочен ли я называть какие-либо цифры. Из всех журнальных компаний мы меньше всех пострадали от кризиса, - возьмите гэллаповский отчет. И это я считаю своей большой персональной заслугой. «Афиша» - чрезвычайно эффективный бизнес. Последний наш запуск - «Афиша.Еда». И я не помню, чтобы еще кто-то запускался так уверенно. - Почему вы не хотите рассказать о сути конфликта? - За базар просто надо отвечать... Сейчас у меня глаза разбегаются - то можно, се можно. Все меня любят, звонят, всем кажется, что это - ужасная несправедливость. Звонят, пишут те, кого я когда-то уволил... Получаю самые разные предложения, самое интересное из них - музей современного искусства. Но заниматься я буду, конечно, медийными историями. Я 10 лет работал в «Афише» и не думал про других «клиентов». Но вот вдруг обнаружил, что вокруг столько всего предлагают, столько денег! Я чувствую себя как ребенок в шоколадной лавке. Оказывается, можно и то, и другое. У меня невероятное ощущение свободы появилось, а прежде было такое: я волоку, волоку и волоку эту ужасную ответственность. Думаю, через несколько месяцев мы будем разговаривать о всяких затеях, которые у меня есть. Но мне жаль. Я не очень верю, что, обращаясь так с людьми, (а «Афиша» вся построена на персональных отношениях), можно будет сохранить ту культуру, которая там существует. - Так и не назовете причину? - Я ее не знаю. Ее нет! Это - какой-то абсурд! *** После того, как интервью было записано, «ПрофМедиа» распространил свое заявление, в котором сообщил, что вопрос об увольнении Осколкова-Ценципера вынесен на совет директоров, который состоится в период с 24 по 30 августа. Далее следовал странный набор фраз: «Холдинг «ПрофМедиа» удовлетворен позиционированием компании «Афиша». И все продукты компании продолжат развиваться в соответствии с их стратегией. «Работник, выставляющий ультиматум работодателю, - плохой работник», - заявил президент «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов». Slon.Ru вновь обратился к Ценциперу за комментарием. «НИКАКИХ УЛЬТИМАТУМОВ» - Я не выдвигал никаких ультиматумов «ПрофМедиа», это не соответствует действительности. Никаких писем об ультиматуме нет, никаких бумаг на эту тему нет, никаких разговоров не было. Я просто попросил их сформулировать предложение об условиях моей работы. Я работаю довольно давно - как мне казалось, под честное слово Рафаэля Павловича о том, что мы договоримся. Я ничего совершенно не требовал, кроме того, чтобы со мной был заключен хоть какой-то контракт. Я не называл никаких цифр, ничего! И, видимо, это желание - узнать, на каких условиях человек работает, разгневало Рафаэля Павловича. - То есть, у вас нет контракта? - Я не требовал никаких цифр, ни на чем не настаивал, я просто просил, чтобы было сформулировано предложение от «ПрофМедиа». Честно говоря, несложно было со мной договориться - 10 лет все договаривались. И всем, кто меня знает, сложно представить меня, предъявляющего ультиматумы. Про что ультиматум, про деньги? - А почему вы сейчас просите «ПрофМедиа» сформулировать предложение? - Наша предыдущая договоренность с «ПрофМедиа» истекла в начале февраля.

2009-08-13
Акции РФ скорректировались, но остались в плюсе
МОСКВА (Рейтер) - Российский рынок акций скорректировал дневной рост после выхода негативной американской статистики, однако, как и американский фондовый рынок, падать не стал. Участники торгов пока не видят серьезных поводов для существенной коррекции, но по-прежнему ее ждут. «Люди понемногу фиксируют прибыль после вышедших в Америке цифр. Но панических настроений мы не видим. Рынок не падает, хотя я и не думаю, что он «улетит». Для этого есть несколько причин. Во-первых, все боятся сентября и, кроме того, он локально технически «перекуплен», - сказал Денис Горват из «ВТБ Капитал». Индекс РТС потерял часть роста, но к закрытию все же вырос на 2,87 процента до 1 054,57, Индекс ММВБ по торгам акциями также закрылся в плюсе - 1,3 процента до 1 100,57. Лучше рынка по-прежнему выглядел сектор акций компаний черной металлургии в целом на фоне стабильно высоких цен на сталь. Также фаворитами сегодня стали привилегированные акции «Транснефти», которые подскочили на 15,92 процента после их включения вновь в расчет индекса MSCI Russia. В фокусе спроса были и самые ликвидные бумаги электроэнергетического сектора - акции «РусГидро», они подросли на 6,28 процента до 1,37 рубля, так как рынок продолжал «разыгрывать карту» допэмиссии компании, в ходе которой она просто не стала размещать половину акций, предназначавшихся к открытой подписке по цене в 1 рубль, то есть значительно ниже рынка. Эдуард Лебедев из ИФД «КапиталЪ» называет нынешнюю ситуацию на рынке в целом стагнацией, но считает, что из нее он выйдет в снижение. «Если вверху застрял на одних и тех же уровнях, то дальше одна дорога - вниз... Но нужны посильнее новости. Даже такие цифры, которые выходят, не могут переломить тенденцию», - сказал он. Данные по розничным продажам в США в июле и показатель числа обращения по безработице за неделю неприятно удивили уже воспрявшие духом рынки после комментариев ФРС США о наметившейся стабилизации крупнейшей мировой экономики. Тем не менее, американские индексы не демонстрируют падения, индекс S&P 500 по-прежнему выше 1 000 пунктов. Цена на нефть потеряла большую часть из двухпроцентного дневного роста, но балансирует около $71. «Чтобы российский рынок начал обособленно падать, ему нужна, например, такая серьезная причина как девальвация. И, думаю, спекулянты еще будут предпринимать какие-то попытки на этот счет, как мы уже видели накануне, поэтому и расти наш рынок акций тоже не будет», - считает Горват. Хотя сегодня на фоне упавшего после комментариев ФРС доллара российский рубль лишь укреплялся. Трейдеры по-прежнему считают, что без существенной коррекции российские акции не привлекают крупных, остающихся недоинвестированными инвесторов. «Многие хотят получить дополнительную возможность для покупки, а не просто так войти на сегодняшних уровнях», - говорит Лебедев, отмечая, что считает привлекательными для покупки уровни ниже сегодняшних на 15 - 20 процентов. «Рынок все равно скорректируется перед сентябрём, вопрос только в магнитуде», - уверен Горват. Сегодня небольшая коррекция прошлась по всем секторам, однако в минусе закрылись лишь некоторые бумаги. Самым ликвидным - акциям «Газпрома» и Сбербанка удалось подрасти в итоге на 0,78 процента до 165,98 рубля и на 0,65 процента до 48,060 рубля соответственно. (Ольга Попова. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-13
Ющенко «разочарован» упреками Медведева
Павел Политюк КИЕВ (Рейтер) - Президент Украины Виктор Ющенко «разочарован» обвинениями президента РФ Дмитрия Медведева в «антироссийском курсе» Киева, считая их безосновательными, и предлагает Кремлю снять противоречия на высшем уровне, говорится в обращении Ющенко к нации. Во вторник Медведев фактически разорвал отношения с нынешним прозападным руководством Украины и объявил, что Москва подождет смены власти на январских президентских выборах. Быстрой реакции со стороны Ющенко не последовало, и лишь в среду глава его администрации ответила на резкий выпад Кремля, обвинив «молодое руководство» России в «имперских комплексах». В четверг Ющенко попытался опровергнуть основные обвинительные тезисы российского коллеги, однако воздержался от резкой критики и угроз. «Буду откровенным, очень разочарован его (письмом Медведева) недружественным характером», - говорится в тексте заявления, размещенном на официальном сайте www.president.gov.ua и озаглавленном как обращение к украинскому народу. «Не могу не согласиться, что в отношениях между нашими странами есть серьезные проблемы, однако удивительно, когда российский президент полностью исключает ответственность за это со стороны России». Медведев упрекал Киев в поставках оружия Грузии, стремлении в НАТО, ущемлении русскоязычного населения, выдавливании Черноморского Флота и неуступчивости в спорах о транзите российского газа в Европу. Эти обвинения во многом совпадают с заявлениями лидера украинской оппозиции и экс-премьера Виктора Януковича, который сказал, что в случае победы на президентских выборах он наладит отношения с Кремлем, разрушенные за годы правления «оранжевой» команды. ГРУЗИЯ, НАТО, ГАЗ Россия утверждает, что Киев поставлял оружие Тбилиси, использовавшееся против российской армии в ходе пятидневной войны с Грузией в августе прошлого года. Ющенко говорит, что Грузия, чью территориальную целостность Киев поддерживает, не является объектом каких-либо международных санкций по поставкам оружия, а российское предложение установить такие ограничения было отклонено международным сообществом. «Жаль, что несмотря на неоднократные четкие и понятные разъяснения украинской стороны законности своих действий на рынке вооружений, российская сторона продолжает последовательную кампанию, направленную на формирование восприятия Украины как государства, которое не соблюдает международные правила и режимы в сфере военно-технического сотрудничества», - считает Ющенко. Президент Украины столь же категоричен и в отношении НАТО, утверждая, что стремление Киева стать членом Альянса «не направлено против России», а окончательное решение будет приниматься лишь по итогам референдума. В вопросе пребывания Черноморского Флота в Крыму Ющенко пообещал соблюдение всех договоров, но напомнил Москве о «систематических» и «грубых» нарушениях со стороны российских военных и о конституционном запрете на размещение иностранных военных баз на Украине. Президент пообещал привлечь Россию к модернизации украинской газотранспортной системы, судьба которой уже многие годы беспокоит Москву, вынужденную тратить миллиарды долларов на строительство газопроводов в обход Украины. Ющенко также не согласен с упреками о вытеснении русского языка на Украине, выдвигая встречные обвинения, и говорит, что украинское государство не вмешивалось в дела церкви, в чем обвинял его российский коллега. По его словам, Украина «продолжает оставаться сторонником широкого сотрудничества с Российской Федерацией на основе взаимного уважения, равноправия и путем поддержания конструктивного диалога» «Готовность вести диалог за столом переговоров я подтверждал на протяжении последнего года, по крайней мере, три раза в своих письмах президенту РФ. Этот призыв остается актуальным и сегодня. К сожалению, раньше в ответ я получал лишь приглашения на участие в скачках на приз президента России и других многосторонних мероприятиях», - отмечает Ющенко. (Редактор Шамиль Байгин)


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное