Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Алешин сдал <<АвтоВАЗ>> <<КамАЗу>>


     slon.ru
2009-08-25
Алешин сдал «АвтоВАЗ» «КамАЗу»
МОСКВА (Рейтер) - Президент АвтоВАЗа Борис Алешин решил оставить свой пост в связи с переходом на другую работу. Об этом он объявил во вторник на заседании правления, говорится в сообщении компании. Отставку Алешина должен будет утвердить совет директоров, заседание которого состоится «в ближайшее время». Новое место работы Алешина не сообщается. Два источника, близких к АвтоВАЗу, говорят, что Алешин переходит в авиационный сектор, но подробностей не раскрывают. Новым президентом АвтоВАЗа может стать исполнительный вице- президент компании Игорь Комаров, сообщили Рейтер источники, близкие к автоконцерну. С момента отставки Алешина он будет исполнять обязанности главы компании, но совет директоров утвердит его в этой должности «в ближайшие дни», говорит один из них. Алешин останется в совете директоров автоконцерна, говорится в сообщении. Источник, близкий к АвтоВАЗу, сообщил Рейтер на прошлой неделе, что госкорпорация Ростехнологии, которая владеет 25 процентами АвтоВАЗа, 37,8 процента КамАЗа и 30 процентами производителя двигателей Автодизель (Ярославский моторный завод), планирует создать автомобильный холдинг на базе этих активов. Его возглавит гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, сообщили два источника в отрасли. По их словам, он уже дал свое согласие. При этом Когогин будет совмещать две должности - гендиректора КамАЗа и главы нового холдинга, говорят источники. У нового автохолдинга две главных функции - «хранение акций» и «координация стратегических усилий», говорит источник, близкий к КамАЗу. (Глеб Столяров. Редактор Антон Зверев)

2009-08-25
Алешина на «АвтоВАЗе» меняет Когогин
МОСКВА (Рейтер) - Президент АвтоВАЗа Борис Алешин решил оставить свой пост в связи с переходом на другую работу. Об этом он объявил во вторник на заседании правления, говорится в сообщении компании. Отставку Алешина должен будет утвердить совет директоров, заседание которого состоится «в ближайшее время». Новое место работы Алешина не сообщается. Два источника, близких к АвтоВАЗу, говорят, что Алешин переходит в авиационный сектор, но подробностей не раскрывают. Новым президентом АвтоВАЗа может стать исполнительный вице- президент компании Игорь Комаров, сообщили Рейтер источники, близкие к автоконцерну. С момента отставки Алешина он будет исполнять обязанности главы компании, но совет директоров утвердит его в этой должности «в ближайшие дни», говорит один из них. Алешин останется в совете директоров автоконцерна, говорится в сообщении. Источник, близкий к АвтоВАЗу, сообщил Рейтер на прошлой неделе, что госкорпорация Ростехнологии, которая владеет 25 процентами АвтоВАЗа, 37,8 процента КамАЗа и 30 процентами производителя двигателей Автодизель (Ярославский моторный завод), планирует создать автомобильный холдинг на базе этих активов. Его возглавит гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, сообщили два источника в отрасли. По их словам, он уже дал свое согласие. При этом Когогин будет совмещать две должности - гендиректора КамАЗа и главы нового холдинга, говорят источники. У нового автохолдинга две главных функции - «хранение акций» и «координация стратегических усилий», говорит источник, близкий к КамАЗу. (Глеб Столяров. Редактор Антон Зверев)

2009-08-25
Алешин и Когогин: миссия невыполнима
Березовский опять всех перехитрил: и деньги получил, и мину на «АвтоВАЗе» режиму подложил

2009-08-25
«Мы переживали, как кредиторы будут вести себя во время кризиса»
До Сергея Сторчака в России не было заместителей министра финансов, которые уже больше полутора лет не могут исполнять свои обязанности, но продолжают оставаться на службе. Уже и Дмитрий Довгий, расследовавший дело Сторчака, сам сидит. А когда и чем завершится рассмотрение дела Сторчака, можно только гадать. Может, завтра, а может, через пару лет. Сторчак обвиняется в покушении на хищение из бюджета $43,4 млн. Эту сумму Минфин собирался возместить фирме «Содэксим», в 1996 г. выкупившей за $26 млн часть долга Алжира перед бывшим СССР. В СИЗО он написал книгу о своей работе и о финансовой политике «Условные обязательства», отрывки из которой публикует Slon.ru. Сторчак так же ответил на несколько вопросов о текущей финансовой ситуации в стране и мире, о механизме госгарантий и реструктуризации кредитов бывшего СССР. - В книге Вы несколько раз говорите о психологии кредиторов. Спустя некоторое время после самой тяжелой для кредиторов реструктуризации долга они «забывают о неудачах и готовы вновь начать кредитный цикл - от кредитной экспансии до долгового кризиса». - Так совпало, что я одновременно прочитал об этой цикличности в Библии [о прощении долгов на седьмой год] и сам заметил, опираясь на собственные ощущения. Сейчас регуляторы предпринимают попытки уйти от этой цикличности, в том числе в рамках G20. Эти меры должны обеспечить более аккуратное управление долговой нагрузкой, использование короткого плеча. Пока идет только поиск подходов к проблемам, потом они будут урегулированы на национальном и международном уровне. Возможно, после кризиса кредит будет ближе к своей первоначальной функции. Преодолев кризис, регуляторы введут более жесткие правила игры на финансовых рынках, большей, что очень важно, станет ответственность рейтинговых агентств. Увеличится и ответственность за решения, принимаемые топ-менеджерами банков и финансовых компаний. - Насколько затруднит выход из кризиса активная денежная накачка экономик многими правительствами и нацбанками? - Это чрезвычайная ситуация. Проблема не столько в самих бюджетных расходах, сколько в выданных госгарантиях. Ведь большая часть ресурсов, направленных на помощь финансовым организациям, - это гарантии. В какой степени они обернутся бюджетными расходами - большой вопрос. Но деньги преимущественно берутся с рынка - на рынке денег много. - Настолько много, что на рынок собирается выйти даже Аргентина, чьим именем еще недавно можно было пугать кредиторов. - Ну и что? Мы и сами скоро вернемся на рынок. Вопрос в том, насколько ответственную заемную политику будут проводить дебиторы, лица, отвечающие за принятие решений. То, что происходило с американской ипотекой в последние годы - это большой системный сбой. Пример неограниченной кредитной экспансии, плохой оценки платежеспособности заемщика. Это актуальная проблема - вот деньги есть, а есть ли на них платежеспособный спрос? Кредиторам приходится конкурировать за хороших заемщиков. - Вы пишете о том, как Минфин несколько раз ставил вопрос об ограничении долговой активности российских корпораций. Если бы это было сделано, мы не так сильно почувствовали бы кризис? - Вспомните, что было после кризиса 1998 г. Как только ситуация с выплатами по ГКО была урегулирована, иностранные кредиторы стали возвращаться. Тогда у многих кредиторов были очень маленькие риски на Россию. Потом несколько лет бурного роста российского долга, рост наших долгов в кредитных портфелях иностранных кредиторов. Часто кредиты выдавались под залоги крупных пакетов акций. Мы переживали, как кредиторы будут вести себя во время кризиса. Но они, как показывает опыт, оценивают ситуацию достаточно спокойно. Российские банки проявляют большую нервозность, чем иностранные. Так что решения найдутся. Часть долгов реструктурирована, часть перепродана. Есть, конечно, негативный опыт, но в целом с корпоративным долгом перед иностранцами ситуация далека от кризисной. Корпоративный долг не успел достичь кризисной величины и для заемщиков, и для кредиторов. Поэтому они не впадают в панику и стараются найти «развязки». Кроме того, ситуация упрощается благодаря тому, что основных кредиторов не так много, - это всего два десятка банков. Мы пока не готовы ограничивать размещение корпоративного долга, и поэтому не пошли дальше словесных заявлений на эту тему. Другое дело, если на долговом рынке лоб в лоб столкнутся суверен и корпоративный заемщик, если они одновременно выйдут на сцену. Придется координировать время выхода на рынок. И размещать суверенный долг не сразу, а в 3 - 4 приема, а то и в 5. - Впечатляет описанный в книге путь - насколько более цивилизованной стала российская долговая политика за последние полтора десятка лет. - СССР был очень своеобразным заемщиком, люди с опытом и знаниями, необходимыми для управления долгом, были только в ВЭБе. Но они выполняли политические указания. Заимствования тогда не были связаны с бюджетным дефицитом. Кредиты были результатом валютного плана: нужна закупка за границей - предприятие идет в ВЭБ. В 1990-е гг. кредиты уже стали частью финансовой политики. Сейчас дефицит бюджета заставляет правительство вернуться на рынок заимствований. Поскольку есть вероятность кассовых разрывов, это могут быть бумаги разной длины, включая короткие, векселя. - Такие бумаги нужны даже до того, как закончатся бюджетные фонды (Резервный и ФНБ)? - Конечно, - зачем выводить средства из валютных инструментов, если можно разместить собственные бумаги? Но это вопрос счета. - «Условные обязательства» в Вашей книге - это госгарантии или все займы бывшего СССР? - Прежде всего, гарантии. Проблема в том, как гарантии становятся прямым обязательством бюджета. Во время борьбы с кризисом многие страны выдали гигантские гарантии банкам и предприятиям своих стран. Вопрос в том, как будет проходить восстановление статус-кво. Будут ли на международном уровне прописаны более четкие правила выделения госгарантий? - Вырастет ли спрос на гарантии по мере развития у нас механизмов государственно-частного партнерства? - Зависимость такая есть. У нас консервативный подход к гарантиям - в бюджете создаются 100%-ные резервы на их выполнение. Возможно, будут смягчены требования к кредиторам. В то же время движение от госкорпораций к другим юридическим формам (АО со 100%-ным госучастием и т.д.) потребует и изменения механизма предоставления госгарантий. - После книги остается ощущение, что как суверенный заемщик Россия проделала гигантский путь в плане приближения к «цивилизованным» способам урегулирования долгов. В то же время наш прогресс как суверенного кредитора заметно меньше. - Как суверенный заемщик мы встали на этот путь в 1992 г., а в качестве суверенного кредитора - на пять лет позже. Но добились сопоставимых результатов. Провели «цивилизованное», как вы говорите, урегулирование по кредитам бывшего СССР. Но это был более извилистый и сложный путь - кредиторам всегда сложнее. Особенно когда кредиты были выданы в другую эпоху. Нам как кредитору всегда могли сказать: «Вы кто? У вас мы ничего не брали». Работа на этом направлении была более конфликтной, чем работа с нашими кредиторами. Заемщиками СССР было около 60 очень разных стран. Проще было с клиентами Парижского клуба, сложнее со странами, которые не имели с ним дела. - Договорившись о погашении долга с товарами, мы нарушили принципы Парижского клуба? - Клуб, конечно, за денежные отношения и не приветствует перевод долгов в товарную форму. Но и не запрещает этого. Периодически развитые страны заключают такие соглашения по небольшим кредитам. Но это бывает нечасто. Товарные поставки ведь нельзя зачислить в бюджет, возникает вопрос его реализации и вопрос относительно посредников. Поэтому считается, что во многих случаях лучше списать долг, чем соглашаться на его погашение товарами. То, что мы шли на такие схемы, как в случае с Индией, - следствие старых отношений со странами-заемщиками. - У Вас в книге описан интересный эпизод, когда мы не стали консолидировать требования к Украине вместе с другими членами Парижского клуба. Получается, если бы это было сделано в 1999 г., у нас бы сейчас не было множества двусторонних проблем, до сих пор не урегулированных? - История не знает сослагательного наклонения. Было принято решение не заявлять в Парижском клубе требования к Украине. Я предлагал это сделать, но тогда я был замдиректора департамента, кто меня тогда слушал… - Во время чтения «Условных обязательств» меня не оставляло ощущение, что один из адресатов этой книги - следователи. Пусть, дескать, узнают, как устроен процесс урегулирования суверенных долгов. - Все-таки больше для студентов. Надеюсь, книга пригодится будущим финансистам. - Когда выйдет обещанное Вами продолжение книги, будет ли материал второй части сначала прочитан в виде лекций в Финансовой академии? - Закончу вряд ли раньше чем через полгода. Читать лекции - вряд ли, не очень удобно в этом статусе.

2009-08-25
Спасибо следствию
О правоохранительной и судебной системе дело Сторчака говорит гораздо больше, чем о процессе реструктуризации долгов

2009-08-25
«Кредиторы быстро забывают о неудачах»
Фрагменты из книги «Условные обязательства». М., АСТ, Зебра Е, 2009. 443 стр. Тираж 3000. Печатается с разрешения автора Об истории международных финансов | О замене доллара как резервной валюты | О мировых финансовых центрах | Об антикризисной политике | О суверенном долге | О товарных схемах погашения долга | О четвертой консолидации Парижского клуба | Об условных обязательствах бюджета | О госгарантиях | О России как международном кредиторе | Об урегулировании долга Алжира ОБ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ Едва ли станет преувеличением утверждение о том, что международные финансовые отношения (МФО) - одна из старейших форм международных отношений, зародившаяся на заре человечества. Когда точно - разумеется, никто не скажет. Однако совершенно очевидно, что произошло это задолго до Рождества Христова. В пятой книге пророка Моисея «Второзаконие» написано буквально следующее: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашаю прощение ради Господа (Бога твоего); с иностранцев взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости». И дальше: «…и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Не думаю, что такие откровения и обобщения можно было сделать, не имея перед глазами обширной практики финансовых отношений. Через тысячи лет идея «обнуления долгов» пробивает себе дорогу если не через осознанные действия кредиторов, то через механизмы глобальных/региональных долговых кризисов, случающихся, как это ни странно, примерно каждый семь лет (1982, 1989, 1996 - 1997, 2007 - 2008). История МФО - это, прежде всего, история «даров» (грантов, говоря современным языком) и кредитных отношений (первоначально - рассрочки платежа по приобретенным за границей товарам). Очевидно, у истоков МФО стояли купцы и суверены: именно им нужны были торговые партнеры и политические союзники, они их искали, а потому охотно предоставляли помощь (кредиты), причем суверенные кредиты, скорее всего, появились много позже, чем международные ссуды, предоставляемые зарубежным правителям богатыми купцами. О ЗАМЕНЕ ДОЛЛАРА КАК РЕЗЕРВНОЙ ВАЛЮТЫ В последние годы, особенно в контексте анализа причин глобального финансового кризиса 2008 - 2009 гг., много говорится о необходимости заменить доллар на некую другую «суперрезервную» валюту, использование которой не приводило бы, например, к тем резким колебаниям цен финансовых активов, которые стали едва ли не проклятием современной международной валютно-финансовой системы. При этом нередко утверждается, что доллар будто был навязан американцами ослабленным войной другим участникам конференции в Бреттон-Вуде. Не вдаваясь в политическую полемику по этому поводу, хочу отметить тот очевидный и бесспорный факт, что конвертируемость (свободная, частичная и т.д.) и «резервность» национальной валюты (желание иностранцев накапливать соответствующие фонды именно в инструментах, номинированных в данной валюте) зависит, прежде всего, от возможности купить на нее приглянувшийся товар или услугу. После Второй мировой войны - так уж случилось - только в США можно было «достать» продовольствие, медикаменты, промышленные товары. Проблема не в том, что доллар стал плохой резервной валютой (попробуйте найти что-то лучшее), а в том, что глобальная экономика в определенном смысле лишилась всеобщего эквивалента стоимости. Композитные валюты типа СДР или канувшего в лету переводного рубля относительно хороши в межгосударственных расчетах. Но в условиях глобализации основными субъектами международных финансовых отношений являются корпорации, которым нужны простые, удобные в обращении и расчетах мировые деньги. Не берусь предсказывать, сколько потребуется времени для того, чтобы превратить рубль в резервную валюту. Точнее, он должен стать таковым в результате роста доверия к нему со стороны российского и зарубежного бизнес-сообщества. Такое доверие станет возможным, если рубль будет доступен, надежен для вложений, активы, номинированные в нем, будет легко продать без потери стоимости. В настоящее время эти предпосылки отсутствуют. Даже имея желание оплатить поставку нефти и газа рублями, зарубежному покупателю придется решать непростую задачу, где их взять. Рынка еврорублей нет, и не предвидится. Да и кто отважится хранить рубли на депозитах при инфляции, равной или превышающей депозитную ставку! А если рубли каким-то образом накоплены или мобилизованы, то что, кроме сырья и отдельных типов вооружений, на них можно в России приобрести? О МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРАХ В настоящее время общепринятыми мировыми финансовыми центрами (МФЦ) являются Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Токио и Франкфурт-на-Майне. Нетрудно установить, что этим пяти городам соответствуют пять резервных валют. Случайно ли это совпадение? Случайно ли, что Шанхай, представляющий мощнейший Китай, не является МФЦ? То же можно сказать о Бомбее. Все пять МФЦ поднялись, прежде всего, как национальные центры международной торговли, затем как банковские и только потом как финансовые центры. Процесс формирования соответствующей инфраструктуры шел постепенно, годами и десятилетиями. Корпорации, а не местные власти создавали биржи, ассоциации, клубы и т.п. Шаг за шагом шла концентрация капитала, знаний, технологий, квалифицированных кадров, средств связи. Конечно, с определенного момента местные власти стали прилагать усилия к тому, чтобы проведение финансовых операций концентрировалось именно в этих городах. В результате мы имеем ситуацию, когда в одном месте, на ограниченном пространстве и за относительно небольшой срок при надлежащей юридической и административной защите можно мобилизовать (или инвестировать) огромные денежные средства и обеспечить их использование (сохранение, сбережение, накопление). По такому же сценарию будет происходить и формирование любого нового МФЦ. Что представляет из себя современный МФЦ? Это город, расположенный на территории экономически развитой страны, имеющей устойчивый политический режим и предсказуемую внешнюю и внутреннюю политику. Это город, располагающий развитой рыночной инфраструктурой, благоприятным инвестиционным климатом. Это город, где наряду с банковскими услугами можно легко получить услуги в сфере страхования, транспорта, лизинга, гостиничного обслуживания. Это место, притягивающее инвесторов и их денежные средства. Роль властей очевидна: не мешать участникам финансовых рынков, то есть поощрять предпринимательскую активность. С точки зрения формирования и развития МФЦ либеральная экономическая политика, опирающаяся на понятный и стабильный инвестиционный климат, является точкой отсчета. Важнейшее решение, которое всегда находится в руках центральных властей, - это готовность и способность поддерживать статус национальной денежной единицы как мировой резервной валюты. При этом такой статус нельзя искусственно привнести. Национальная валюта может стать резервной лишь в том случае, если миллионы экономических агентов готовы хранить часть произведенного ими ВВП в этой валюте. Национальные власти, стремящиеся к тому, чтобы превратить национальную валюту в резервную, должны быть готовы к тому, чтобы, во-первых, иметь устойчивый дефицит во внешней торговле и платежном балансе и, во-вторых, поощрять зарубежную экспансию национальных корпораций. Связь между формированием МФЦ и превращением национальной валюты в резервную является настолько жесткой, что попытки искусственно ее разорвать (или просто не замечать) обрекают на провал идею создания МФЦ в какой бы то ни было стране или на отдельно взятой территории. В феврале 2009 г. правительство России, а в марте правительство Москвы утвердили, соответственно, Концепцию и Программу превращения Москвы в МФЦ. Это результат развернувшейся в стране дискуссии, инициированной президентом Д.А.Медведевым. Правда, странным образом его слова о «превращении» Москвы в один из мировых центров по оказанию финансовых услуг трансформировались в идеологию «создания» (!) в Москве такого центра. Скажете - игра слов. Не соглашусь : если «создание», то и выделение немалых бюджетных ассигнований, если «превращение», то речь идет уже о чем-то другом. Напомню, ни в одном из МФЦ административные меры не играли заметной роли в вопросах укрупнения финансовых институтов, а также обеспечения притока иностранного капитала. ОБ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКЕ Сегодня мы являемся живыми свидетелями отхода от идеологии либерализма (неолиберализма) и возврата властей на позиции дирижизма в финансовой политике. Независимо друг от друга юридически, но скоординировано, по существу, развитые, а за ними и развивающиеся экономики приняли дирижистские по своему содержанию меры по преодолению последствий финансового кризиса. Можно ли говорить о том, что началось глобальное наступление дирижизма? Возможно. Но будем надеяться, что на время: ведь от оголтелого дирижизма недалеко и до самого натурального коммунизма. Россия оказалась в эпицентре международной дискуссии о настоящем и будущем суверенных фондов благосостояния (СФБ). Ее результатом стала разработка и принятие 26 странами так называемого Свода общепринятых правил и принципов деятельности СФБ. В то же время Россия стала одним из немногих суверенов, которые насколько быстро сформировали фонды, настолько же оперативно используют накопленные в них денежные средства, несмотря на риск их «обнулить» за два - три года. О СУВЕРЕННОМ ДОЛГЕ Международные займы государств традиционно рассматриваются как менее рискованные, чем ссуды, предоставляемые корпорациям. Логика весьма проста: в отличие от корпорации, которая может стать неплатежеспособной и подвергнуться процедуре банкротства, государство (страна/суверен) никуда никогда не исчезнет, даже если и станет неплатежеспособным. То есть сохраняется надежда, что финансовые обязательства такого дебитора могут быть, в конце концов, выполнены. Так, в сущности, и происходит. Даже решение властей РСФСР об аннулировании царских займов и кредитов не создало непреодолимого барьера. Через 70 лет Россия урегулировала финансовые отношения с Францией в рамках цивилизованных процедур. Чуть раньше Советский Союз решил эту проблему с Великобританией. Суверены не исчезают! У суверенного дебитора, переживающего долговой кризис, имеется в наличии один-единственный способ выйти из создавшегося положения - договариваться с кредиторами об изменении условий погашения и обслуживания задолженности. Ситуацию спасает то, что в большинстве своем внешние кредиторы разделяют эту цель текущей политики суверенного дебитора - надо договариваться. Сегодня никто из кредиторов не посылает военные корабли к берегам государств-дебиторов для истребования предоставленных кредитов. Кредиторы исходят из того, что от суверена вряд ли можно чего-либо добиться, объявив его банкротом: нет такого суда, который принял бы решение о «реструктуризации» суверенного государства, то есть о продаже его активов, замене руководителей, перепрофилировании производства. Поэтому переговоры - единственная альтернатива и для дебитора, и для его кредиторов. О ТОВАРНЫХ СХЕМАХ ПОГАШЕНИЯ ДОЛГА Использование товарной, то есть невалютной формы возврата зарубежных кредитов считается плохим тоном в поведении суверена. Это один из признаков нахождения страны в стадии обострения финансовых проблем. Рынок реагирует на этот признак плохо. Однако товарные схемы, являясь вынужденной мерой преодоления долгового кризиса, играют весьма заметную роль в уменьшении долговой нагрузки на государственный бюджет суверена. Во-первых, экономится дефицитная для страны, переживающей кризис, валюта. Во-вторых, страна-дебитор получает возможность вернуться с национальными товарами на прежние рынки сбыта, либо проникнуть на новые для нее рынки. В-третьих, обеспечивается загрузка производственных мощностей национальных предприятий. О ЧЕТВЕРТОЙ КОНСОЛИДАЦИИ ПАРИЖСКОГО КЛУБА Всего России пришлось подписать пять многосторонних протоколов о реструктуризации задолженности бывшего СССР по «связанным» кредитам стран-членов Парижского клуба кредиторов. Но лишь четвертую консолидацию (по терминологии ФРГ) мы выделяем как одну из главных вех в кредитной истории России. Четвертая консолидация, договоренность о проведении которой была достигнута в апреле 1996, была названа «всеобъемлющей», то есть предполагавшей достижение дебитором состояния долговой устойчивости. Такая задача, имевшая, безусловно, большое политическое и финансовое значение, была поставлена Россией и перед собой, и перед Клубом в первый раз. Уникальной по размеру для Клуба оказалась сумма консолидированной, а затем реструктурированной задолженности. Была разработана и согласована беспрецедентная по своему содержанию схема возврата кредитов: льготный период составил 7 лет (обычно 5 лет максимум), период погашения - 18 лет, причем в первые 8 лет платежи в счет уменьшения основного долга не превышали 2 - 3% номинала. К тому же кредиторы заранее приняли на себя обязательства вернуться к «более глубокому» урегулированию, если макроэкономическая ситуация в России потребует соответствующего решения. ОБ УСЛОВНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ БЮДЖЕТА На фоне обширнейших информационных потоков и глубокого их осмысления, которые мы наблюдаем в вопросах укрепления долговой устойчивости суверенных заемщиков, включая и Россию, аналогичные результаты в сфере управления условными обязательства государственного бюджета выглядят как минимум противоречиво, если не сказать провально. С одной стороны, в мире мало кому удалось создать стройную и одновременно гибкую систему государственных гарантий как основной формы условных обязательств бюджета. С другой, все мы - и развитые, и развивающиеся экономики - явно просчитались с недооценкой бюджетных рисков функционирования финансовых систем, а в России - и внешних заимствований предприятий корпоративного сектора. Именно из-за условных обязательств бюджета многие решения по борьбе с последствиями глобального финансового кризиса принимаются спонтанно. В США это национализация ипотечных агентств, в России - использование средств ФНБ на несколько иные, чем первоначально планировалось, цели. Сложилась уникальная ситуация, когда из-за необходимости исполнять одно из условных обязательств бюджета приходится использовать ресурсы, первоначально предназначавшиеся для поддержки другой формы условных обязательств - организации пенсионного обеспечения россиян. Условные обязательства бюджета - весьма своеобразная финансовая категория. Она отсутствует в Бюджетном кодексе, зато энергично проявляет себя в реальной жизни и в реальной финансовой политике. Дело в том, что в обществе всегда существуют ожидания, - история показывает, что эти ожидания являются в целом обоснованными - в отношении неизбежного участия властей в решении тех или иных общественно значимых проблем, не покрываемых статьями закона о бюджете. Такие ожидания порождают неявные, или условные обязательства бюджета, то есть обязательства, которые возникают у государства при определенных обстоятельствах. Предсказывать точные расходы бюджета, связанные с условными обязательствами, весьма затруднительно, если возможно в принципе. Это, однако, не означает их отсутствия. Сегодня, после того как была проведена огромная работа по выверке задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами в рамках двух операций обмена и осуществлены окончательные расчеты с большинством из них, можно смело утверждать, что одна из основных причин фактического дефолта по этим долговым обязательствам состояла в отсутствии в Советском Союзе централизации при выдаче государственных гарантий. В конце 80-х гг. едва ли не все союзные министерства подписывались под документами, содержащими обязательства оплатить за счет казны поставки товаров, закупленных предприятиями и компаниями, находившимися в подчинении этих министерств. Хотя ВЭБ, как оказалось, учитывал эти гарантии, каких-либо мер по оценке последствий их массового выпуска принято не было. Попытки Минфина привлечь внимание к быстрому росту и накоплению внешнего долга корпоративных заемщиком ни к чему конкретному не привели. Четырежды мы ставили задачу организовать мониторинг их заимствований в «Долговой стратегии», но ничего не добились. Любая инициатива наталкивалась на контрвыпад: запрещаете привлечение «длинных» денег с зарубежных финансовых рынков - дайте средства из Стабилизационного фонда. Не редкостью были и обвинения в паникерстве. Что из этого бывает, показал пример риск-менеджера банка HBOS (Великобритания) Пола Мура, который, почувствовав неладное в проводимой правлением агрессивной кредитной политике, предполагавшей предоставление ссуд заемщиком с сомнительной платежеспособностью, стал открыто говорить о проблемах. Однако был обвинен в паникерстве, а затем уволен. А ведь он оказался прав. Мы также говорили о рисках заимствований корпоративного сектора и также не были услышаны. История повторилась почти до деталей, правда, с более жесткими выводами для некоторых из тех, кто разрабатывал соответствующие предложения. Пока принимаются меры, направленные на тушение очередного пожара, с наличием которого невозможно не считаться. Но уверен, нам не избежать и серьезной перестройки государственной политики в части принятия бюджетных обязательств, в том числе госгарантий по кредитам. О ГОСГАРАНТИЯХ Российская практика предоставления государственных гарантий отличается от практики развитых экономик и от тех рекомендаций, о которых мы говорили, по трем позициям. Во-первых, у нас накоплен определенный опыт предоставления гарантий, но полностью отсутствует опыт их исполнения. Во-вторых, российская доктрина предоставления госгарантий является откровенно консервативной. Государство не просто жестко, а, я бы сказал, сверхжестко регламентирует и администрирует порядок выдачи госгарантий, в обязательном порядке предусматривается возможность регрессивных требований к фактическому выгодополучателю по госгарантии. В-третьих, в Минфине администрирование госгарантий осуществляет департамент международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов. О РОССИИ КАК МЕЖДУНАРОДНОМ КРЕДИТОРЕ Серьезным препятствием на пути развертывания кредитной экспансии России стало отсутствие договоренностей с подавляющим числом суверенных заемщиков бывшего СССР о порядке возврата советских экспортных кредитов. Под различными предлогами эти дебиторы не только не осуществляли платежи, накапливая просрочку, но и вообще отказывались вступать с нами в переговоры по существу. «Нормой» стало выдвижение российскими должниками разного рода предварительных условий. Например, начало переговоров об урегулировании долга обуславливалось принятием Россией обязательств предоставить новые кредиты, причем на льготных условиях. Определенные успехи имелись и в части применения традиционных для бывшего СССР методов возврата суверенных кредитов путем, в частности, заключения дополнительных межправительственных соглашений, предполагавших применение товарной схемы погашения и обслуживания долга. В 1992-1993 гг. такие соглашения были подписаны с Индией, Алжиром, Марокко, Бангладеш, некоторыми другими странами. После краха плановой системы хозяйствования и отмены централизованного импорта конверсия иностранных товаров в звонкую монету стала весьма трудным делом, поскольку для рентабельной продажи импортных долговых товаров в стране просто не хватало платежеспособного спроса. Как следствие, государству пришлось соглашаться на значительные скидки с сумм урегулированного долга. Эти скидки предоставлялись российским импортерам, получившим или купившим право (квоту) на участие в этих схемах. Применение такой методологии приводило к тому, что при погашении долга на сумму, например, $100 млн, бюджет получал $30 - 50 млн максимум. Что касается той «цены», которую мы якобы заплатили за урегулирование проблемы возврата государственных кредитов бывшего СССР, то ее несправедливо считать высокой, несмотря на нередко публикуемые и высказываемые иные мнения и называемые умопомрачительные цифры «потерь». Например, газета «Коммерсант» в номере за 5 мая 2008 г. привела разработанный ее журналистами «рейтинг» 10 крупнейших списаний российских долговых требований, снабдив публикацию провокационным заголовком «Кому на Руси одолжить хорошо?» Чтобы действительно обоснованно, и главное, не предвзято оценить наши так называемые потери, необходимо учесть следующие факторы. Во-первых, речь идет о кредитах, предоставленных в 50-е (Албания), 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века, причем уже несуществующим государством. Во-вторых, подавляющая часть средств, использованных для финансирования этих связанных кредитов, была потрачена внутри страны. В-третьих, из-за применения нерыночного, но выгодного России курса пересчета рублевого долга в долговые обязательства в долларах США, российские активы одним росчерком пера увеличились на 40%. Списания осуществлены с последней из названных сумм. Понятно, что получаемая при этой арифметике статистика прощений выглядит впечатляюще. ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ДОЛГА АЛЖИРА Как и в случае с Вьетнамом, Россия попыталась использовать возможности Парижского клуба для оказания нужного нам влияния на суверенного дебитора. Однако эффект от принятых мер был скорее отрицательным, чем положительным: долгое время переговоры не удавалось вести на уровне официальных полномочных делегаций правительств. В то же время вокруг алжирского долга крутилось множество посредников, поскольку речь шла о задолженности платежеспособного дебитора, а вокруг обстоятельств возможного урегулирования - фактических и надуманных - ходило много слухов. Схема урегулирования долга, которую в конечном итоге согласовали стороны и которая закреплена в межправительственном соглашении от 10 марта 2006 г., предполагает, что в эту дату все долговые обязательства Алжира по всем кредитным договорам с бывшим СССР консолидируются, и будут учитываться на специально открываемых ВЭБом и Банком Алжира счетах. Движение средств по этим счетам не проводится, мораторные проценты не начисляются. В то же время дебитор обязуется осуществить в период до 2012 г. закупки в России машин и оборудования по контрактам, заключенным на основе применения мировых цен на аналогичную продукцию. Стороны договорились о том, что как только сумма денежных переводов в пользу российских поставщиков достигнет суммы долга, учитываемого на консолидационном счете, задолженность по кредитам будет списана без каких-либо дополнительных условий. Таким образом, принимая решение об использовании в отношениях с Алжиром указанной схемы, Россия несколько отошла от тех договоренностей, тех обязательств, которые были приняты в момент присоединения к Парижскому клубу, но не в ущерб интересам дебитора и его клубных кредиторов. Интервью с Сергеем Сторчаком читайте здесь

2009-08-25
Акции Европы достигли уровня начала октября
ЛОНДОН (Рейтер) - Европейские рынки акций достигли по итогам торгов вторника максимальной отметки с октября прошлого года после выхода оказавшихся лучше прогнозов американских данных о ценах на дома и потребительском доверии, которые обнадежили инвесторов и привели к росту банковского и нефтяного секторов. Панъевропейский индекс «голубых» фишек FTSEurofirst 300 поднялся на 0,40 процента до 979,07 пункта. «Рынок на подъеме... данные сегодня оказались неплохими. Данные о потребительском доверии от Conference Board оказались очень хороши», - сказал Хейно Руланд из Ruland Research. «Однако я думаю, что рынок зашел слишком далеко и слишком быстрыми темпами». Индекс потребительского доверия в США составил в августе 54,1 пункта, тогда как аналитики ожидали значение на уровне 47,5 пункта. Цены на дома для одной семьи в США вновь выросли по всей стране в июне 2009 года, свидетельствуют индексы цен в крупнейших населенных пунктах. Акции нефтяных компаний отыграли дневные потери и поднялись благодаря ценам на нефть, удерживающимся выше $74 за баррель. Котировки BG Group, BP, Royal Dutch Shell and Total прибавили от 0,8 до 1,9 процента. Восстановился к вечеру и банковский сектор. Бумаги частично национализированного банка Royal Bank of Scotland подорожали на 4 процента из-за слухов, что он собирается выкупить свои акции у правительства Великобритании. Индексы Banco Santander и HSBC выросли на 1,4 и 1,0 процента соответственно. Британский индекс FTSE 100 прибавил 0,42 процента, немецкий DAX - 0,68 процента, французский CAC 40 - 0,78 процента. (Джоанн Фрирсон, перевел Антон Колодяжный. Редактор Антон Зверев)

2009-08-25
«Я не вижу принципиальной разницы в управленческих командах «АвтоВАЗа»
о кадровых изменениях на «АвтоВАЗе»: Какая бы команда не пришла к управлению на «АвтоВАЗе», задач перед ней будет стоять великое множество, и задач, которые требуют быстрых решений. Я не вижу принципиальной разницы в командах Комарова, КАМАЗа или Виталия Вильчика потому, что они имеют отношение к автопрому, и вряд ли у них есть какие-то принципиально иные способы решения проблем завода, чем те, что были у прежних руководителей. Кроме того, у них у всех будут «связаны руки», и они не смогут принимать никаких кардинальных решений, потому что власти уже неоднократно давали понять, что не допустят банкротства завода и резкого сокращения численности персонала. Важно отметить, что ОФИЦИАЛЬНОГО сообщения об объединении заводов нет, поэтому вся информация о таковом объединении может рассматриваться лишь как предварительная. Фактическое слияние, если дело дойдет до него, не совсем оправданно с экономической точки зрения. Значит, можно говорить о том, что это объединение носит скорее юридически-организационный характер и реализуется в рамках плана «Ростехнологий» по созданию внутри госкорпорации 10 - 15 основных направлений деятельности, одно из которых - автомобилестроение. Вчера акции компаний резко выросли, а потом упали к вечеру. Можно говорить о том, что это был больше спекулятивный скачок, чем рост, обеспеченный какими-то реальными делами или заявлениями. Распускание слухов может быть выгодно биржевым игрокам, которые надеются заработать на слухах вокруг компаний.

2009-08-25
50 000 рублей за ваш драндулет
В 2010 г. россияне смогут, наконец, обменять свой старый автомобиль на ваучер номиналом в 50 000 руб., который предоставит скидку при покупке новой машины отечественного производства. Похожие схемы помогают омолаживать автопарк в различных странах Европы с первых месяцев 2009 г., а в начале августа аналогичная программа стартовала и в США. Пример соседей оказался заразительным. Убедившись в эффективности западных схем «Деньги за драндулеты» (Cash for Clunkers), собственную версию системы утилизации автомобилей начали разрабатывать и в Минпромторге РФ. Мы ознакомились с условиями российской «экспериментальной» программы, и обнаружили в ней лишь один критический изъян: премия в 50 000 руб. слишком мала. Большинству владельцев старых машин просто невыгодно отдавать их государству: выставив «драндулеты» на продажу на вторичном рынке, они получат более выгодное предложение и, что немаловажно, «живые» деньги. Если отечественная схема утилизации стартует в 2010 г. именно на известных сегодня условиях, ее услугами смогут воспользоваться разве что владельцы пары десятков представленных на рынке моделей. Подавляющее большинство машин в этом коротком списке были собраны на конвейерах Волжского, Горьковского, Московского и Ижевского автозаводов, и лишь некоторые - иномарки производства Volvo, Opel, Ford, Daewoo. С помощью нашего теста вы можете проверить, выгодно ли вам воспользоваться отечественной схемой утилизации старых машин. Мы проанализировали предложения на подержанные машины 1990 - 1999 гг. выпуска на вторичном рынке Москвы и составили таблицу усредненных цен на самые популярные модели. Ответив на вопросы теста, вы узнаете, удовлетворяет ли ваш автомобиль требованиям Минпромторга РФ, и как поступить, когда государственная программа все-таки будет открыта, - перепродать машину или отправить ее на свалку.

2009-08-25
Судьба центробанка – надувать пузыри
На разных скоростях | Разный масштаб | Кризис сблизил США и Европу | Боязнь повторения «Мир пережил самый суровый финансовый кризис со времен Великой депрессии. Этот кризис привел к глубокой глобальной рецессии, от которой мы только сейчас начинаем оправляться». Заключительные слова Бена Бернанке на симпозиуме Федеральной резервной системы в Джексон-Хоуле звучат невесело, но все же дают какую-то надежду. Да, мы пережили рецессию, но есть большая вероятность того, что сейчас мы начинаем из нее выбираться, отчасти за счет того, что «паника» 2008 года, как говорит Бернанке, улеглась благодаря своевременным вливаниям ликвидности со стороны мировых центробанков. Правда, не все будут выбираться одинаково быстро. НА РАЗНЫХ СКОРОСТЯХ Есть веские исторические основания полагать, что европейский центробанк должен быть более осторожен в прогнозах на будущее, чем американский. В США рецессии, как правило, имеют V-образную форму: за быстрым спадом следует стремительное восстановление. В Британии и Германии они, напротив, обычно принимают форму буквы U: столь же быстрый спад, но затем - несколько кварталов, в течение которых экономика вязнет в болоте рецессии. Одно из объяснений таких различий может быть связано с гибкостью американской экономики. Эта гибкость проявляется в двух формах. Во-первых, дело в менталитете: американские компании склонны достаточно быстро набирать новых сотрудников и увольнять старых, поэтому и во время расцвета экономики, и в периоды кризиса они легко доводят штат до нужных размеров. Во-вторых, в США хорошо развит рынок потребительского кредитования. Даже те, кто временно оказывается без работы в трудные времена, могут продолжать тратить деньги благодаря дополнительным займам, и это спасает экономику от стагнации в европейском духе. РАЗНЫЙ МАСШТАБ Представим, что Америке удалось сохранить хваленую гибкость. В этом случае особенно странно на фоне ситуации в США выглядит Великобритания. Считается, что после Маргарет Тэтчер британской экономике удалось развить собственную гибкость, наподобие американской, однако рецессии в Соединенном Королевстве все равно остаются более глубокими и длятся дольше, чем в США. Может быть, это гибкость иного рода, или дело не только в гибкости? Различия отчасти объясняются размером. Напрямую сопоставлять британскую экономику с американской нельзя. Более корректно сравнивать США, скажем, с Европейским союзом в целом. Как и в США, рецессии в ЕС в целом обычно достаточно короткие. Но при этом отдельные страны внутри Союза могут переживать длительные периоды спада. Однако национальные рецессии происходят не одновременно, и одни страны выходят из кризиса, когда в других он только начинается. И на сей раз в Евросоюзе в целом рецессия, скорее всего, будет короткой. Та же логика применима к США: скажем, в Калифорнии рецессия может быть достаточно продолжительной, но это не оказывает прямого влияния на экономическое развитие Южной Дакоты. КРИЗИС СБЛИЗИЛ США И ЕВРОПУ Но дело не только в размере. В послевоенный период рецессии в США никогда серьезно не затрагивали рынок жилья - во всяком случае, до нынешнего кризиса. На рецессии в Британии ситуация в секторе жилья, напротив, оказывала влияние с пугающей регулярностью: в середине 1970-х, конце 1990-х и, конечно, сейчас. Американский потребитель не умер, но на фоне падения цен на дома уровень сбережений в последние годы увеличивался, что резко контрастирует с прежним поведением американцев, руководствовавшихся принципом «тратить, тратить, тратить». Хотя исторические данные позволяют предположить, что США выйдут из рецессии быстрее, чем европейские страны, до сих пор остается немало вопросов. Поэтому даже при появлении признаков восстановления экономики не стоит поспешно ужесточать монетарную политику - и Бен Бернанке, главный в мире эксперт по Великой депрессии, знает это. БОЯЗНЬ ПОВТОРЕНИЯ Люди слишком часто забывают, что в 1930-х было две депрессии: Великая Депрессия, которая достигла нижней точки в 1932 году, и еще одна в 1938 году - спустя долгое время после провозглашения Рузвельтом Нового курса экономической политики. Вполне вероятно, что эта «небольшая» депрессия была вызвана преждевременным ужесточением денежно-кредитной политики американским центробанком, который в то время еще осваивал азы монетарной науки. Федеральную резервную систему беспокоит опыт Японии 1990-х годов. Но чем больше я смотрю на Японию, тем меньше уверен в том, что ее «потерянные десятилетия» можно объяснить ошибками денежно-кредитной политики центробанка. Подозреваю, что старение населения и перенос производства в Китай сыграли куда более важную роль. И в этом современные США в чем-то схожи с Японией. Риск затяжной рецессии для США, таким образом, выше, чем в прежние кризисы. В этом хорошо то, что все сказанное выше понимают в Америке и других странах, поэтому процентные ставки, скорее всего, еще долго будут оставаться низкими. Центробанки пытаются вытащить глобальную экономику из трясины кредитного кризиса и спасти от краха мировую банковскую систему. Плохо, правда, то, что низкие процентные ставки могут спровоцировать новую волну чрезмерного интереса к риску, который мы наблюдали на протяжении последних 20 лет. Похоже, центробанки всегда будут раздувать пузыри. Оригинал статьи

2009-08-25
Карзай лидирует на выборах в Aфгaнистaнe
КАБУЛ (Рейтер) - Действующий президент Афганистана Хамид Карзай лидирует с минимальным преимуществом на выборах главы государства, которые прошли 20 августа, сообщила избирательная комиссия страны, которая обработала пока 10 процентов бюллетеней. Карзай набрал 41 процент голосов избирателей, а бывший министр иностранных дел Абдулла Абдулла - 39, сказал глава избирательной комиссии Дауд Али Наджафи на пресс-конференции. Карзаю нужно получить простое большинство голосов, то есть больше 50 процентов, чтобы избежать второго тура выборов. (Дэвид Фокс, перевела Юлия Калачихина. Редактор Максим Родионов)

2009-08-25
Рынок акций РФ не показал больших изменений
МОСКВА (Рейтер) - Торги российскими акциями завершились разнонаправленными изменениями цен под влиянием противоречивых внешних сигналов. Хотя американские фондовые индексы и подросли под впечатлением от позитивной статистики, китайские рынки сегодня вновь лихорадило, а цена на нефть опустилась ниже $74 за баррель. «Определенности на рынке не существует. По индексу S&P небольшой плюс, явно, что он не вдохновляет инвесторов на подвиги, особенно на фоне слегка снизившейся нефти», - считает Эдуард Лебедев из ИФД «КапиталЪ». Индекс РТС повысился на 0,82 процента до 1 103,020 пункта, индекс ММВБ снизился на 0,42 процента до 1 115,85. По мнению Сергея Суверова из Deutsche Bank, сегодняшний настрой рынка все же можно охарактеризовать как осторожный оптимизм. «Думаю, что если бы китайские индексы были стабильнее, мы были бы намного выше. Полагаю, что некоторые инвесторы перекладываются из стальных акций в потребительские и частично в нефтяные на фоне дорогой нефти», - сказал он. При этом акции нефтегазового сектора, уже который день не демонстрируют единодушного роста, несмотря на то, что участники торгов отмечают там западный спрос. Сегодня акциям «Роснефти» удалось подрасти на 0,94 процента до 206,8 рубля, «Газпрому» - всего на 0,07 процента до 169,22 рубля, а «Газпром нефть» потеряла 1,09 процента до 118,75 рубля. В металлургическом секторе сегодня тоже всё неоднозначно: «Северсталь» подросла на 2,81 процента, а ММК подешевел на 1,32 процента. Новости, поступившие с телеконференции «РусГидро», превратили акции компании в лидеры снижения, бумага потеряла 5,84 процента. По мнению Лебедева, на рынок негативно подействовали новости о планах компании провести еще «небольшую допэмиссию» для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС. Определенная наблюдательным советом ВТБ цена размещения акций допэмиссии банка в 4,82 копейки, то есть на 10 процентов выше рыночной, не тронула рынок. Его участники лишь подчеркивают, что не ждут, что эта разница сократится, а опрошенные Рейтер некоторые миноритарные акционеры не планируют воспользоваться своим правом преимущественного выкупа бумаг новой эмиссии. «Я не вижу экономического смысла выкупать эти акции по преимущественному праву. И до этого уровня цена на рынке, думаю, все же не дойдёт», - сказал Лебедев. Сегодня акции ВТБ подешевели на 1,58 процента до 4,37 копейки. (Ольга Попова. Редактор Антон Зверев)

2009-08-25
Акции ВТБ обречены на падение
Наблюдательный совет ВТБ объявил цену размещения допэмиссии. Она оказалась выше предполагаемой, но не намного: 4,82 коп. против 4,8 коп. ожидаемых. Теперь в течение 5 дней всем акционерам, подавшим заявки на участие в размещении, необходимо определиться, готовы ли они покупать бумаги по такой цене. А она немалая: более чем на 8% выше текущего рынка. И в ближайшие 12 месяцев, по прогнозам инвестиционных аналитиков, о росте котировок можно не мечтать. Согласно консенсус-прогнозу, фундаментальная стоимость акций госбанка - более чем на треть ниже цены размещения. Прогнозная цена акций ВТБ Инвестаналитики не верят в бумаги госбанка Банк Рекомендация Целевая цена* Потенциал Goldman Sachs Продавать/Нейтрально 0,046 3% Тройка Диалог Держать 0,045 1% UniCredit Продавать 0,030 -32% Банк Москвы Продавать 0,030 -32% Credit Suisse Хуже рынка 0,026 -41% Уралсиб Продавать 0,032 -29% Deutsche Bank Продавать 0,032 -29% Citi Продавать 0,036 -20% UBS Продавать 0,014 -68% Ренессанс Капитал Держать 0,022 -51% КОНСЕНСУС Продавать 0,031 -30% * руб./акцию ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ ИНВЕСТБАНКОВ

2009-08-25
МТС заплатит всем
Потенциал роста цены акций «Комстар-ОТС» в перспективе 12 месяцев Компания Целевая цена, $  Потенциал роста «Уралсиб» 8 66,67% «Велес Капитал» 5,67 18,13% «Юникредит Секьюритиз» 5,8 20,83% «Файненшл бридж» 5,97 24,38% КОНСЕНСУС: 6,36 32,50% ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ ИНВЕСТКОМПАНИЙ Чуть больше месяца осталось до окончательного одобрения сделки по передаче контрольного пакета «Комстар-ОТС» МТС, но рынок все еще не верит в возможность оферты миноритариям. Может статься, что зря. МТС выгоден выкуп миноритарных долей, причем именно в этом году. Да и возможность занять на эту операцию имеется. Пока бумаги «Комстара» торгуются с дисконтом к цене сделки между АФК «Система» и МТС, остается возможность заработать на предстоящей консолидации. СТРАТЕГИЯ: Покупка акций «Комстар-ОТС» в расчете на оферту миноритариям от МТС. Сделка по приобретению 51% «Комстар-ОТС» должна завершиться этой осенью. Вполне логично в дальнейшем ждать оферты миноритариям, хотя юридических оснований для нее не возникает: конечным владельцем «Комстар-ОТС» все равно остается АФК «Система». До сделки АФК «Система» владела акциями «Комстара» напрямую, после сделки будет владеть через еще одну «дочку» - МТС. Считается, что только консолидировав весь пакет акций «Комстара», МТС сможет получить максимальный положительный эффект. Кроме того, финансовая ситуация МТС позволяет занять необходимые на выкуп миноритарных долей $875 млн. При этом, МТС может выставить оферту миноритариям либо уже этой осенью, что позволит обойтись меньшими средствами, либо в 2010 году, предварительно понаблюдав за развитием абонентской базы «Комстара». АВТОР: Надежда Голубева, Unicredit Securities СТОИМОСТЬ: Большая часть бумаг «Комстара» торгуется на Лондонской фондовой бирже (LSE), котировки которой и являются главным ценовым ориентиром для цены акций компании. Бумаги торгуются на уроне $4,8. На российских площадках сделки с акциями «Комстара» редки, а котировки неустойчивы. Минимальный лот отсутствует, можно купить хоть одну бумагу. ПРИБЫЛЬ: Если выкуп долей миноритариев случится в октябре этого года, то цена в рамках оферты будет равна цене сделки по продаже 51% акций. Последняя определена в $5,98 за GDR. Такой выкуп принесет миноритариям доходность в 23% (или 133% годовых). Если же выкуп состоится в 2010 году, то цена будет больше - $7,2 за GDR. Такая цена получается в результате роста капитализации «Комстара» на 9 млрд рублей, после того как согласится отдать 25% «Связьинвеста» в обмен на списание долга Сбербанку и 23% акций МГТС. Миноритарии смогут получить доходность в 43%, но за более долгий срок. Например, за тот же год (вряд ли МТС отложит оферту более чем на 12 месяцев). Если МТС решит перенести оферту, то расходы на выкуп миноритарных долей возрастут, зато компания сможет сохранить текущий уровень долговой нагрузки. Миноритариям выгоднее первый сценарий. РИСКИ: МТС пока не решила, будет ли делать оферту миноритариям. Может и не сделать, чтобы не нести лишних затрат. Рынок не верит в то, что оферта все же будет, поэтому акции «Комстара» торгуются ниже цены сделки на 21%. События, впрочем, могут развиваться и по промежуточному сценарию: оферту отложат до 2011 года, тогда неопределенность относительно цены выкупа возрастает настолько, что покупка бумаг в расчете на него перестает иметь какой-то смысл. Впрочем, если даже оферты и не будет, у «Комстара» есть неплохой потенциал для роста. Консенсус-прогноз дает потенциал роста в 32,5%.

2009-08-25
«Завод сейчас работает только на банки и прочих заемщиков»
о смене руководства на «АвтоВАЗе»: Временным «хозяином» на «АтоВАЗе» после Владимира Каданникова является Сергей Чемезов. Именно ему передали управление «АвтоВАЗом» в августе 2005 года. К сожалению, потом ему передали в управление еще порядка 400 - 450 предприятий на территории России. Эффективно управлять таким количеством компаний не в состоянии ни один человек, будь он даже супергениальным управленцем. Тасовка управленческой колоды, которая происходит в Тольятти на протяжение последних четырех лет, обусловлена именно этим фактором. Пока на «АвтоВАЗе» не появится реальный эффективный собственник, который будет думать не только о сегодняшнем дне, но и том, каким будет завод и город Тольятти лет через десять-двадцать, кадровая «чехарда» будет продолжаться. Поэтому сейчас не так уже и важно, чья «масть ляжет» - Комарова, Когогина или Вильчика. В любом случае это очередные временщики на 1 - 2 года, или еще меньший срок. Согласно данным консолидированной отчетности ОАО «АвтоВАЗ» за второй квартал 2009 г., кредиторская задолженность предприятия по состоянию на 30.06.09 г. достигла 93,39 млрд руб. В том числе почти 90% задолженности (82,26 млрд руб.) имеет срок платежа до 1 года. На 1 июля текущего года поставщикам и подрядчикам Волжский автозавод был должен 24,69 млрд руб., в том числе 5,36 млрд руб. - это «просрочка». Задолженность перед банками и другими кредитными организациями составляла 32,7 млрд руб. А также на 20,2 млрд руб. автозаводом были размещены различные займы, в том числе облигационные (4,96 млрд руб.). Годом ранее кредиторская задолженность «АвтоВАЗа» была в полтора раза меньше текущей - 61,56 млрд руб. В то же время дебиторская задолженность осталась фактически на прошлогоднем уровне - 10,44 млрд руб. на 30.06.09 г., против 10,53 млрд руб. на 30.06.08 г. За истекший календарный год «АвтоВАЗ» очень сильно увеличил объем заемных средств в виде краткосрочных кредитов и займов. Так объем полученных кредитов вырос в пять с лишним раз (с 6,14 млрд руб. до 32,82 млрд руб.), а объем займов - в два с лишним раза (с 9,32 млрд руб. до 20,18 млрд руб.). Причем займы, практически на 100% перешли в разряд краткосрочных, до 1 года. То есть, проще говоря, «АвтоВАЗ» должен 93 млрд руб., а ему - 10 млрд руб. Оборотные активы у завода 36 млрд руб. То есть на «АвтоВАЗе» сейчас «финансовая дыра» почти в 50 млрд руб. Кто ее будет латать из собственников: «Ростехнологии», «Тройка-Диалог» или Renault? Карлос Гон пару меясцев назад публично отстранился от проблем завода. В интервью «За рулем» он сказал буквально следующее: «Как и в ситуации с «Ниссаном», «Рено» является акционером - в данном случае «АвтоВАЗа», но ответственность за успех компании несет ее директор - господин Алешин. Мы его всячески поддерживаем, подсказываем необходимые ориентиры, называем отправные точки, но никто не может его заменить, как никто не мог заменить меня, когда я возглавлял «Ниссан». Если случится успех, это будет его успех, а если провал - его провал. Самое опасное - назначив управленца, вмешиваться в его решения. И здесь, будучи миноритарным акционером, мы не отходим от такого принципа. Не забудем: у нас только 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа». У нас коллективная ответственность, и распределяется она так: основное ее бремя несет исполнительный директор, затем - крупные акционеры и лишь потом миноритарные акционеры, то есть мы...». Вот он и наступил провал. Так вот, к вопросу о финансах. Нынешняя кредитная нагрузка для «АвтоВАЗа» просто непомерная. Фактически завод сейчас работает только на банки и прочих заемщиков. Причем работает с отрицательной рентабельностью, ежеквартально фиксируя убытки по 6 ­- 7 млрд руб. Одних только процентов за первые 6 месяцев текущего года завод выплатил на 3,24 млрд руб., что в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (1,04 млрд руб.). По моему мнению без дальнейшей финансовой поддержки со стороны государства вести текущую деятельность предприятие вновь неспособно, через пару - тройку месяцев завод снова попросит 25 - 30 млрд руб. госпомощи. Иначе «каюк» и ВАЗу и Тольятти. Дадут ли? В рамках одного «АвтоВАЗа» - навряд-ли, общественное мнение сильно будет против. А вот в рамках нового национального автомобильного холдинга «ВАЗ - КАМАЗ - кто там еще», может даже с новым названием типа «Росавтопром», а может быть даже к тому времени и в рамках Нацпроекта по поддержке российского автопрома - вполне возможно. Думаю, что именно для этого и будет создаваться холдинг.

2009-08-25
«Двадцатка» не обсудит новую валюту на саммите
МОСКВА (Рейтер) - Тема возможного создания новой мировой резервной валюты не будет отдельно обсуждаться встрече министров финансов стран G20, запланированной на сентябрь, сообщил Рейтер во вторник заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин. Идея создания новой мировой резервной валюты, которая сможет заменить в этом качестве доллар США, была выдвинута Россией и Китаем. «Специальных дискуссий на эту тему не планируется (на саммите G20)", - сказал Панкин, добавив, что обсуждение регулирования нефтяных цен также не входит отдельной строкой в повестку сентябрьского саммита. По словам Панкина, главной темой встречи станет обсуждение достигнутого по итогам предыдущего саммита, а не дискуссия о новых предложениях. Он также отметил, что страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай - скорее всего, снова опубликуют отдельное коммюнике после встречи их представителей в рамках саммита. (Тони Воробьева, перевел Антон Колодяжный. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-25
ЦБ РФ намекнул на скорое снижении ставок
МОСКВА (Рейтер) - Очередное снижение ставок Центрального банка РФ может произойти в ближайшее время, намекнул первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. «Можно каждый день (этого) ожидать», - сказал Улюкаев, отвечая на вопрос журналистов. В прошлый раз ЦБ РФ снизил ключевые процентные ставки с 10 августа на 25 базисных пунктов, объяснив это благоприятной макроэкономической ситуацией и необходимостью стимулирования кредитной активности банков. Аналитики ожидают, что ЦБ РФ в ближайшее время может пойти на очередное снижение ставок, чтобы помочь восстановлению российской экономики через активизацию кредитования банками. Улюкаев также сообщил, что за последнюю неделю ЦБ РФ участвовал в торгах на внутреннем валютном рынке и продал «несколько десятков миллионов долларов». ЦБР сообщал 20 августа, что он продал с начала месяца валюту из резервов на сумму чуть менее $1 миллиарда. Улюкаев по-прежнему ожидает инфляцию в РФ в 2009 году ниже 12 процентов. (Дмитрий Сергеев. Текст Елены Фабричной. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-25
Белый дом США повысил прогнозы дефицита бюджета
ВАШИНГТОН (Рейтер) - Уровень безработицы в США будет выше, а дефицит бюджета - больше, чем предполагалось ранее, сообщил во вторник Белый дом. Это может помешать осуществлению новых политических программ президента США Барака Обамы. Новая оценка Белого дома приблизилась к прогнозу Бюджетного управления Конгресса, однако сегодня он также опубликует пересмотренную оценку, которая, возможно, представит еще более мрачную финансовую картину. В своем новом прогнозе администрация США также предсказала возвращение к экономическому росту до конца 2009 года в связи со скорым окончанием худшей рецессии со времен Великой депрессии и повысила ожидаемые темпы роста экономической активности в период с 2011 по 2016 год. Реформа системы здравоохранения - ключевой пункт внутренней политики Обамы - уже испытывает сопротивление со стороны ряда законодателей, критикующих ее стоимость - $1 триллион - и ограничение выбора, к которому, по их мнению, она должна привести. «Я знаю, что найдутся некоторые, кто скажет, что этот доклад доказывает то, что мы не можем позволить себе реформу здравоохранения. Я думаю, что он говорит об обратном», - заявил глава бюджетного комитета Белого дома Питер Орзаг. «Величина бюджетного дефицита как раз объясняет, почему мы должны провести тщательно продуманную и финансово обоснованную реформу системы здравоохранения сейчас». Согласно новому прогнозу, экономика США сократится в 2009 году на 2,8 процента, однако расширится на 2,0 и 3,8 процента в 2010 и 2011 годах соответственно. Прогноз уровня безработицы в 2009 году был повышен до 9,3 процента, а в 2010 году - до 9,8 процента, сообщила экономический советник Обамы Кристина Ромер. Более того, по ее словам, он перевалит за 10-процентную отметку в четвертом квартале текущего года. Белый дом возложил вину за ухудшение качества бюджета на рецессию, которую нынешняя администрация унаследовала от администрации Джорджа Буша, на увеличение госрасходов на такие цели как страхование от безработицы и продуктовые карточки. Орзаг отметил, что обуздание бюджетного дефицита является первоочередной задачей для нынешней администрации. (Алистер Булл, Энди Салливан, перевел Антон Колодяжный. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-25
Десятки людей пострадали при взрыве в Таиланде
НАРАТХИВАТ, Таиланд (Рейтер) - Как минимум 42 человека получили ранения на юге Таиланда в провинции Наратхиват в результате взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля, припаркованного у ресторана, сообщила местная полиция. Устройство, установленное в бытовом газовом баллоне в украденном пикапе, сработало у ресторана, где отдыхали чиновники. Теракт произошел в одноименном административном центре провинции, одной из трех провинций, заселенных преимущественно мусульманами, где уже пять лет действуют сепаратистские группировки. Взрыв стал последним в череде терактов, которые унесли жизни 13 человек на прошлой неделе на юге страны, где жертвами мятежников становятся правительственные чиновники. Раньше регион входил в Малайский мусульманский султанат, однако в начале XX века эти территории были аннексированы Таиландом. (Сурапан Бунтаном, перевела Юлия Калачихина. Редактор Максим Родионов)

2009-08-25
«Авария уникальна, поэтому мы найдем основания, чтобы уйти от обязательств»
Ответы на вопросы инвесторов на конференц-колле: - Прокомментируйте заявление [министра энергетики Сергея] Шматко о потребности в 40 млрд руб. средств для восстановления? Оно исходило из того, что 7 агрегатов целы. - Я согласен с цифрой 40 млрд, которую назвал господин Шматко, хотя это, безусловно, предварительная цифра, она будет уточняться в процессе проектирования. Что касается количества агрегатов, то пока ясно одно: 1 исправен, 3 подлежат полной замене. А какова необходимость замены оставшихся 6 агрегатов, сейчас выясняют технические специалисты, проводя глубокие исследования. По этим агрегатам, вполне возможно, придется заказывать новую турбину или генератор. А по трем гидроагрегатам придется заказывать и турбину и генератор. Вместе со строительными работами и прочими затратами получится около 40 млрд руб. - Потери компании $1,5 млрд в месяц? - Я говорил о потерях 1,5 млрд руб. в месяц, а не долларов. До конца года потери составят примерно 6 млрд руб., в следующем году - 8 млрд руб., в 2011 - 2 млрд, в 2012 - около 0,5 млрд. Эти подсчеты основаны на предположении, что нам не удастся ничего изменить в модели рынка, однако сейчас при государственной поддержке мы пытаемся внести изменения в правила рынка. Я не могу сказать, что мы уже достигли успеха, но пока пытаемся это сделать, предпринимаем усилия. - Потери включают в себя потери от недостающих доходов, как за счет продажи электричества, так и мощностей, а также всех дополнительных расходов по покупке электричества с рынка и продажи по тарифам? - Действительно, в следующем году мы можем потерять плату за мощность. В этом году мы теряем только 15% платы за мощность, поскольку до конца года по правилам рынка мы можем получать 85% платы за мощность. Часть мы теряем за счет того, что не поставляем энергию Саяно-Шушенской ГЭС на свободный рынок. Однако хочу обратить внимание на то, что цены во второй ценовой зоне в Сибири всегда существенно ниже, чем в европейской части России. И снижение выработки электроэнергии в Сибири дает меньшие потери, чем если оно было бы в европейской части России.Кроме того расположенная ниже по течению Майнская ГЭС, которая входит в комплекс Саяно-Шушенской ГЭС, не получила никаких повреждений и с первого дня работает на полную мощность. - Смета убытков на следующий год включает отношения с «Русалом»? - Она включает текущие контрактные отношения с «Русалом», но хотелось бы обратить внимание, что долгосрочного контракта с «Русалом» у нас никогда не существовало и не существует. Все контракты с «Русалом» на свободном рынке заканчиваются 31 декабря 2009 года. В этом смысле мы не имеем обязательств на следующий год. - Обязательства в 2009 году ограничиваются поставками только той энергии, которая не либерализована? - Да, это так. Но мы стараемся максимально уйти и от этих обязательств. Я предпринимаю все усилия для этого. Обстоятельства были настолько чрезвычайными, и авария имеет уникальный характер, поэтому вполне возможно, что мы найдем основания, чтобы уйти от исполнения обязательств. - Будет ли господдержка выражаться в прямой субсидии, в допэмиссии 5 - 6%? - Я думаю, это будет все то, что вы сказали. Береговой водосброс на совещании у министра я предложил рассматривать не как объект бизнеса, а как объект повышения безопасности. Профинансировать его строительство в оставшейся части за счет бюджетных средств и оставить его в федеральной собственности. Что касается допэмиссии, то в небольших размерах она возможна. Все зависит от финансовых возможностей государства и интереса к нашим акциям на рынке. Что касается ограничений роста тарифов в 6%, я надеюсь, нашей компании это ограничение не коснется. Я думаю, что для нашей компании правительство сделает исключение, поскольку Саяно-Шушенская ГЭС является важнейшим источником энергии для всей Сибири, и без ее восстановления и ускоренного строительства Богучанской ГЭС экономическое развитие Сибири практически невозможно. Особенно, если учесть что вся эта энергия «зеленая», экологически чистая. А Россия вместе с другими странами мира на конференции в Копенгагене примет на себя достаточно серьезные обязательства по снижению выбросов. Еще одна помощь государства - выгодные кредитные условия государственных банков. Я получил письмо от [президента Сбербанка] Германа Грефа, где он предлагает нам открыть льготные кредитные линии на 20 млрд руб. и 10 млрд на льготных условиях готов обеспечить уже до конца года. Одна очень интересная деталь. 26 погибших работников имели ипотечные кредиты в Сбербанке. Сегодня Сбербанк погасил все эти кредиты, и имущество осталось в собственности семей погибших сотрудников нашей компании. - Если мы говорим об увеличении тарифов в 2010 году на более чем на 6%, то мы говорим о дополнительном субсидировании, необходимом только на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, или говорим о том, что в этот тариф войдет какое-то финансирование и для других частей инвестпрограммы «РусГидро»? - Кроме решения проблем Саяно-Шушенской ГЭС, дополнительные ресурсы будут направлены на ускорение строительства Богучанской ГЭС. - Когда вы планируете ввести непострадавший блок в эксплуатацию? - У нас есть вариант графика пуска до конца этого года. Но для того, чтобы этот график был запущен, мы должны иметь заключение госкомиссии о причинах аварии. Если она будет работать слишком долго или будет необходимость внесения изменений в конструкции всех блоков, то этот график потребует изменений. Тогда этот пуск произойдет в начале 2010 года. - А что касается 6 блоков, которые частично повреждены, когда их запустят? - Я думаю, что ежегодно будет запускаться по 2 - 3 блока. Дело в том, что работы будут выполняться на существующей станции, и работающие краны и конфигурация зала будут задавать ограничения по темпам работы. Это и послужило причиной ситуации, что Богучанская ГЭС может быть запущена раньше Саяно-Шушенской ГЭС. Ведь для Богучанской ГЭС у нас готово 5 агрегатов. 4 уже находятся на станции, и 1 отгружается с завода. - Каким образом будет осуществляться доставка генераторов, учитывая отсутствие железнодорожных путей, ведь предыдущие гидрогенераторы делались на станции? - Такой же вопрос задал и Путин. В ответ на это представители Минтранса и РЖД дали подробный доклад, как они обеспечат доставку генераторов. Это еще одно доказательство того, что господдержка предоставляется в разных формах, не только в деньгах. Я впервые в жизни почувствовал, что такое государственная компания в хорошем смысле слова. - Какие страховые договора были у Саяно-Шушенской ГЭС на момент аварии? Есть ли оценка у «РусГидро» страховой премии, которая может быть получена? Сергей Теребулин, руководитель департамента корпоративных финансов: - Саяно-Шушенская ГЭС была застрахована по всем видам страхования, которые предусмотрены гражданским кодексом Российской Федерации. В первую очередь, были застрахованы все сотрудники станции и все сотрудники нашей дочерней ремонтной организации, которые и находились в момент аварии на станции и были вне места аварии. Во-вторых, у компании застрахована гражданская ответственность лиц, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения и опасные производственные объекты. Они были застрахованы от несчастных случаев, у них была медстраховка. Кроме того, есть полис страхования имущества, который покрывает имущество Саяно-Шушенской ГЭС. Страхование имущества и страхование сотрудников осуществляется компанией «Росно». Страхование ответственности - компанией «АльфаСтрахование». Имущество Саяно-Шушенской ГЭС застраховано полностью, без исключений, и этот риск был перестрахован «Росно» в крупнейших международных перестраховочных компаниях. Договор страхования имущества предусматривает лимит по одному страховому случаю $200 млн. Эту сумму мы планируем получить со страховой компании. Более того, договор страхования предусматривает авансовые выплаты, которые должны идти в соответствии с графиком финансирования восстановительных работ. Как только будет утвержден плановый график восстановления работ, мы предоставим в страховую компанию пакет документов. Модератор: Уважаемые коллеги! На этом мы прекращаем наш сегодняшний конференц-колл в силу того, что у нас появились несанкционированные участники, а именно несколько представителей средств массовой информации. Мы сегодня предполагали провести разговор с акционерами, инвесторами, аналитиками, но никак не со средствами массовой информации. К сожалению, мы вынуждены перенести на другое время наш конференц-колл. Это время будет сообщено всем сегодняшним участникам дополнительно. Спасибо большое. Еще раз извините.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное