Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<Накопления на черный день недолгосрочны>>


     slon.ru
2009-08-11
«Накопления на черный день недолгосрочны»
о росте сбережений: Думаю, что эта тенденция роста накоплений, - максимум, на полгода. Есть два варианта ее окончания. Первый - когда начинается подъем в экономике и необходимости в сбережениях на черный день нет. Второй - когда черный день все-таки наступает, и тогда все равно приходится эти запасы тратить. Накопления на черный день, как правило, весьма и весьма недолгосрочны. Что касается замыслов правительства подвигнуть народ к потреблению, то все системы стимулирования, которые существуют сегодня, - нереалистичные, и народ в них не верит, особенно на фоне годами сложившегося недоверия власти. Стимулировать людей к тратам можно, но это в настоящее время делается очень неловкими способами. И государству не стоит ожидать от населения интереса к потреблению, профинансировав часть процентов по кредитам, которые даже с учетом этой помощи остаются очень высокими.

2009-08-11
«Рост сбережений носит временный характер»
о росте сбережений: Потребительский бум, безусловно, закончился, поскольку серьезно упали поддерживавшие его объемы потребительских кредитов. А сбережения растут, потому что люди стремятся сохранить деньги на черный день на фоне текущего кризиса и плохо прогнозируемой ситуации в ближайшем будущем. Когда правительство убедило всех, что банковская система будет сохранена, ставки стали положительными по отношению к инфляции, то люди не стали переводить деньги в золото или валюту, а понесли их в банки. Рост нормы сбережений носит, как мне кажется, временный характер. До этого она была более стабильной в связи с тем, что ставка по депозитам была отрицательной по отношению к инфляции. Естественно, что в таких условиях не могло быть устойчивого роста. Если инфляция усилится, процентная ставка по вкладам снова станет отрицательной и норма сбережений опять снизится. А инфляционного роста нельзя исключать, учитывая, что возможна новая девальвация рубля, а также возможно, что правительство не выдержит давления естественных монополий и вернется к прежнему графику повышения тарифов. С другой стороны, отложенный спрос накапливается, а потом могут начать покупать, когда наметится выход из кризиса. Почему у нас так сильно упало производство - на 15%, хотя спрос упал всего на несколько пунктов? Запасы распродаются (часто по заниженным ценам) и производство временно останавливаются. Когда спрос будет удовлетворяться не за счет запасов, а за счет производства, то мы получим замедление темпов падения ВВП, что придаст потребителям оптимизм, поскольку это скажется на стабилизации их доходов. У предприятий и сейчас неплохое финансовое положение, рентабельность в среднем по промпредприятиям - порядка 10%. Они просто не платят людям деньги, придерживая их. Но если производство будет расти, ситуация с зарплатами стабилизируется, и это активизирует потребление, соответственно, снизятся накопления.

2009-08-11
«Новых независимых игроков в сотовом ритейле ждать не стоит»
о том, что время мелких независимых игроков в сотовом ритейле прошло: С учетом нынешней экономической ситуации вряд ли можно ожидать возрождения на рынке сотового ритейла новых независимых игроков: они не смогут соперничать с крупными сетями ни в ценовой политике, ни в маркетинговых проектах. Сейчас сотовым ритейлом, в основном, занимаются три крупные сети, и облик рынка можно считать сформированным.

2009-08-11
«Схема GM и eBay очень проста и знакома»
о совместном проекте GM и eBay: Большого смысла эта затея не имеет, это ничто иное, как предварительное резервирование автомобиля в наличии у дилера. Это очень просто и знакомо, организация бронирования на электронном сайте, по моей оценке, стоит не более 45 000 - 70 000 руб. Резервирование товара в интернете возможно применительно не только к автомобилю. Автомобильный аукцион - это очень сложная система, он нужен для того, чтобы человек был уверен в том, что автомобиль по своему техническому состоянию на 100% соответствует действительности. И, нажав на кнопку «купить», он получит именно тот автомобиль, который изображен на фото в заявленным техническом состоянии. Более того, математика аукциона должна быть сведена к аукционному осмотру. Все машины проходят различные этапы аукционного осмотра, необходима информационная база и, по-хорошему, необходима соответствующая система логистики, поставки запасных частей, должна вестись бухгалтерия. Все понимают, что автомобильные аукционы успешны во всем мире, они успешны и у нас, и маркетинг тоже это понимает. Но в случае GM какая здесь инновация? Что здесь нестандартного? Информирование об автомобилях в наличии - это разумно и нормально, это так или иначе внедряется и у нас, и в нашей компании работает больше полутора лет. Все это давно известно и понятно. Я не вижу здесь проблем. Маркетологи предпринимают различные действия, но сейчас лучше любые действия, чем бездействие. В принципе, идея аукционов по торговле новыми автомобилями имеет право на жизнь, но требует пересмотра дилерской политики. Возможно, это актуально для эксклюзивных автомобилей, например, если поставить Bentley - и дальше пойдет на повышение, здесь понятна цель. А если говорить о массовом сегменте, retail-price, если здесь будет вариабельность цен... В аукционе и продавец, и покупатель должны преследовать выгоду. Мы же понимаем, что если цена на фиксирована, то производитель теряет. Если цена фиксируется производителем, то при чем здесь торги? Если проводить торг в пределах дилерской сети, то здесь нарушается принцип равенства дилеров. Говорить, что дилерская сеть не нужна, - кто начинал так говорить, тот очень плохо кончил. Тот же GM с моделью Geo, которую они вывели в 1989 году, - завод пытался ее продавать сам. Отказ от дилерской сети всегда приводил к финалу.

2009-08-11
«Это всего лишь завуалированные скидки, но толково предложенные»
о продаже автомобилей GM на eBay: Вопрос в том, какую цель они преследуют. Изначально они ставили задачу сэкономить на дилерах и избавиться от дилерской маржи. Но, возможно, потом подумали и поняли: кто будет заниматься предпродажной подготовкой, маяться с кредитами? Об идее давно было известно, скриншоты от разработчиков сайта давно ходят по сети. Действительно, сегодня есть смысл вкладываться в любые нетрадиционные формы подачи, чтобы привести людей в автосалоны, потому что иначе этого достичь очень сложно. Разумеется, то, что никакого реального аукциона быть не может, было понятно сразу, поскольку в таком случае машина могла бы стоить и $5000, а это бы сразу обрушило рынок. Впрочем, нельзя судить о величине айсберга только по его вершине: какие у них а самом деле были намерения и стратегия, мы не знаем. Мы, в свою очередь, готовы к разработке различных идей, ко мне приходит начальник отдела продаж с самыми нестандартными идеями вплоть до секса в подарок. Конечно, такие решения всерьез мы не рассматриваем. Но нужно признать, что стандартные решения уже не работают. А что вы хотите, если по всему городу висят щиты «Subaru со скидкой 200 000 рублей»? На этом фоне объявления типа «скидка в 30 000 рублей» даже на массовый сегмент просто не работают. «АвтоВАЗ» объявил, что скидки на Kalina «достигают 15 000 рублей» - народ это совершенно не трогает. Он думает: вы 100 000 дайте на «Калину», тогда мы еще посмотрим. Ну, если на Suzuki SX4 скидки достигают 140 000 рублей - это при том, что машина стоила изначально 680 000 рублей, это 20% стоимости. Да такого раньше никогда не было! Нужны новые ходы. Мы, например, всерьез рассматриваем возможность контекстной рекламы. Что касается программы GM, лично меня она не трогает. Я бы как клиент не купился. Здесь говорится о том, что по кредиту, платежу и доставке придется договариваться с дилером. Фактически это не аукцион, а вполне завуалированные скидки, хотя и толково предложенные. Но у GM уже есть информационные сайты, поэтому инноваций на e-Bay я никаких не вижу. Я бы не пошел в автосалон. Неужели я только через сайт могу договориться об этой скидке? Я уверен, что если сразу прийти в автосалон, то с дилером всегда можно будет договориться о подобной скидке на месте. Если скидка возможна только через интернет-оффер, его можно сделать прямо в автосалоне, войдя в компьютер дилера. Я думаю, что объем в 20 000 автомобилей, - вполне адекватный, тем более для Калифорнии. Похоже, основная задача данной программы сейчас - распродать дилерские стоки. Но если GM хочет спонтанных продаж, то он их не дождется, а если нужны колеблющиеся, то они их не спасут.

2009-08-11
«У России преимущества в сельском хозяйстве и машиностроении»
об универсальной структуре экономики, которая помогала бы странам расти в фазе роста и одновременно не сильно проседала в кризисы: Именно такую структуру пыталась создать ФРС под началом Алана Гринспена. Однако попытка сглаживания циклов с помощью монетарной политики не сработала. Видимо, в систему капитализма заложена цикличность как инструмент очищения и самоконтроля, и пока эффективного инструмента сглаживания цикличности не придумано. о посткризисной структуре экономик СНГ: Думаю, универсального рецепта, тем более, панацеи, просто нет. России и Казахстану предстоит тяжелый и очень долгий путь диверсификации экономик. При этом следует опираться на фундаментальный анализ сравнительных преимуществ национальных экономик. Россия, например, обладает сравнительными преимуществами в сельском хозяйстве и машиностроении, в том числе наукоемком. Еще один (параллельный) путь, по которому уже движутся российская и казахстанская экономика, - это наращивание переделов как инструмент повышения эффективности и устойчивости экономики. Имеются в виду, в частности, нефтепереработка и нефтехимия, металлургия более высоких переделов, машиностроение, АПК. Первые шаги в этом направлении уже делаются, в этом отношении 2000-е годы не прошли зря.

2009-08-11
«Легко ошибиться, сделав ставку на заранее определенную отрасль»
о поддержке экономики: Германия и Япония «попали» на том, что у них большая доля экспорта, и снижение мировой торговли - это форс-мажор. Такие кризисы бывают редко. Это второй раз в последние сто лет. Курс на развитие промышленности остается, поскольку эти экономики более устойчивые, чем ориентированные на добычу природных ресурсов. За сильное падение российской промышленности нужно покритиковать не только власти, но и предпринимателей. Если посмотреть, за счет чего у нас падение, то 8 процентных пунктов из 10 - это снижение запасов. У нас падение спроса такое, как в США, а падение производства во втором квартале год к году не 3,6%, а 10%. Это произошло потому, что у нас предприниматели неопытные, - они наращивали запасы, думая, что все будет вечно. А в Америке запасы стали сокращаться с первыми признаками кризиса. Это значит, там предпринимательская культура более сильная, предпринимательство там существует пару сотен лет. Сейчас накопленные резервы тратятся, но они должны тратиться так, чтобы не поддерживать «засохшие ростки» в экономике, а поддерживать «зеленые ростки». Наконец, в последнюю неделю предприятия начали получать субсидии, но критерии выделения непонятны. Надо смотреть на то, какие предприятия первыми выходят из рецессии, и выделять им деньги. Это может быть прагматичной политикой по перестройке структуры экономики, потому что сейчас нет рецептов, какую отрасль надо поддерживать. Заканчивается одна технологическая волна, начинается другая, если верить длинным циклам Кондратьева. Сейчас наступает новая парадигма - переход от авиационных, космических, старых информационных технологий к нано- и биотехнологиям, новой энергетике. В таких условиях легко ошибиться, приняв целевое решение, как ошиблась Япония, сделав ставку на авиацию, и США, потратив $300 млн на производство жидкокристаллических мониторов. Надо ориентироваться на рыночные сигналы. Этот кризис имеет двойной характер: и циклический, когда снижается спрос, и структурный, несущий переход к новой технологической парадигме. Поэтому те, кто говорят, что надо ориентироваться на «средние» технологии, не правы. После кризиса выиграют те, кто ориентируется на инновации, потому что перед человечеством возникают новые вызовы (новые болезни, загрязнение среды и изменение климата), где без новых технологий не обойтись.

2009-08-11
Инвестируйте в бедных
Замкнутый круг | Высокий потенциал | Инвестируйте осторожно Помните Статлера и Уолдорфа из «Маппет-шоу», которые критиковали исполнителей со своих мест в ложе? В одном из моих любимых эпизодов эта пара умудрилась пройти полный круг в своей беседе: начав с восхваления спектакля, они, в итоге, разнесли его в пух и прах, а потом вновь стали хвалить. Этот замкнутый круг напоминает споры о «декаплинге» - концепции, согласно которой экономика развивающихся стран якобы перестала зависеть от экономики развитых государств и станет локомотивом глобального роста, и «рекаплинге» - теории, сторонники которой утверждают, что зависимость появилась вновь. ЗАМКНУТЫЙ КРУГ В пылу дебатов есть риск упустить из виду проблемы, которые могут иметь последствия и для инвесторов, и для регуляторов. Хотя «декаплинг» действительно имеет место, в международном масштабе у этого процесса намного больше нюансов, чем можно предположить, опираясь на традиционные исследования. В результате, искажаются выводы, касающиеся инвестиций и экономической политики. Сторонники теории «декаплинга» владели общественным мнением до резкого ослабления глобальной экономики, которое произошло в течение последних трех с половиной месяцев 2008 года. Развивающиеся рынки уверенно росли, а «подушка безопасности» в виде больших и продолжавших увеличиваться резервов уберегла многие из них от потрясений, которые уже испытал финансовый сектор в США. На фоне этого росла уверенность в том, что развивающиеся страны станут локомотивом экономического роста в мире, поскольку мир этот стремится снизить зависимость от обремененных долгами американских потребителей. Противники этой концепции, придерживавшиеся теории «рекаплинга», взяли верх в октябре, после краха банка Lehman Brothers, когда из-за перебоев в проведении глобальных расчетов и платежей практически замерло финансирование внешнеторговых операций. Общее мнение о развивающихся рынках полностью изменилось: из локомотива эти страны превратились в тормозной вагон, теперь уже опережая развитые государства по темпам спада деловой активности и снижения цен на активы. Позже ситуация в финансовой системе стала постепенно приходить в норму, и приверженцы теории «декаплинга» вновь оказались у руля. В пользу их концепции говорит наметившееся восстановление экономической активности и тот факт, что котировки акций вернулись к уровням, отмечавшимся до банкротства Lehman. ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Для некоторых возвращение к теории «декаплинга» иллюстрирует, насколько хрупким может быть рыночный консенсус. Другие решат, что это свидетельствует об изменчивости мировой экономики, которая подвержена циклическим шокам и более долговременным колебаниям. Для меня это важное напоминание о необходимости куда большей конкретики в аналитических исследованиях. Нужен подход, который подтвердит реальность «декаплинга», но с оговоркой о его последствиях для различных стран. Ведущие развивающиеся рынки (включая Бразилию, Китай и Индию), справившись с финансовым кризисом, могут в среднесрочной перспективе демонстрировать значительно более высокие темпы роста, чем развитые страны. Это объясняется более устойчивым финансовым положением, более гибкой политикой и, самое важное, позитивным эффектом от долгих лет быстрого экономического развития. Благодаря этому развивающиеся рынки предлагают инвесторам более привлекательную потенциальную доходность с учетом существующих рисков: больший рост в случае V-образного восстановления глобальной экономики и меньший риск снижения, если (что более вероятно) мировой экономический рост будет вялым и неравномерным. В международном разрезе процесс «декаплинга» имеет намного больше нюансов, чем можно подумать, исходя из общепринятых выводов. В частности, степень положительного воздействия, которое экономический рост в развивающихся государствах может оказать на остальной мир, существенно варьируется в зависимости от страны. ИНВЕСТИРУЙТЕ ОСТОРОЖНО Хотя в целом вклад развивающихся рынков в мировой экономический рост продолжит увеличиваться, они еще не готовы стать мощным локомотивом для развитых стран. До сих пор присутствует эффект низкой базы, к тому же часть экономических успехов развивающихся стран связана с преходящими факторами, включая масштабные антикризисные меры Китая. Кроме того, как и в развитых странах, властям развивающихся государств придется все больше следить за тем, чтобы стимулирующая политика поддерживала их собственную, а не международную экономику. Инвесторы, которые хотят сыграть на общих последствиях «декаплинга» для всего мира, должны дождаться признаков устойчивого роста потребления в развивающихся странах и, в целом, переориентации в них экономической политики с производителя на потребителя. Важными шагами на этом пути могут стать более активные меры социальной политики и переход к более гибким валютным курсам. Пока такого прогресса не произойдет, инвесторам лучше придерживаться дифференцированного подхода. Они должны принимать во внимание глубоко интегрированные друг с другом передаточные механизмы экономической политики в развивающихся странах, а в случае с Китаем - и зависимость от сырьевых рынков. Не стоит ждать, что за счет роста развивающихся рынков существенно улучшатся перспективы развитых стран. Рост экономики в развивающихся странах не решит проблему, которая все больше тревожит регуляторов в развитых государствах, - проблему роста и без того высокой безработицы, а также снижения зарплат. В действительности, если разница в темпах экономического роста будет увеличиваться в пользу развивающихся стран, у властей развитых государств появится сильное искушение перейти к политике протекционизма. Противостоять этому соблазну будет легче, если развивающиеся страны примут меры для того, чтобы рост спроса обеспечивало не государство, а потребители. Оригинал статьи

2009-08-11
Инвестируйте в бедных
Помните Статлера и Уолдорфа из «Маппет-шоу», которые критиковали исполнителей со своих мест в ложе? В одном из моих любимых эпизодов эта пара умудрилась пройти полный круг в своей беседе: начав с восхваления спектакля, они, в итоге, разнесли его в пух и прах, а потом вновь стали хвалить. Этот замкнутый круг напоминает споры о «декаплинге» - концепции, согласно которой экономика развивающихся стран якобы перестала зависеть от экономики развитых государств и станет локомотивом глобального роста, и «рекаплинге» - теории, сторонники которой утверждают, что зависимость появилась вновь. ЗАМКНУТЫЙ КРУГ В пылу дебатов есть риск упустить из виду проблемы, которые могут иметь последствия и для инвесторов, и для регуляторов. Хотя «декаплинг» действительно имеет место, в международном масштабе у этого процесса намного больше нюансов, чем можно предположить, опираясь на традиционные исследования. В результате, искажаются выводы, касающиеся инвестиций и экономической политики. Сторонники теории «декаплинга» владели общественным мнением до резкого ослабления глобальной экономики, которое произошло в течение последних трех с половиной месяцев 2008 года. Развивающиеся рынки уверенно росли, а «подушка безопасности» в виде больших и продолжавших увеличиваться резервов уберегла многие из них от потрясений, которые уже испытал финансовый сектор в США. На фоне этого росла уверенность в том, что развивающиеся страны станут локомотивом экономического роста в мире, поскольку мир этот стремится снизить зависимость от обремененных долгами американских потребителей. Противники этой концепции, придерживавшиеся теории «рекаплинга», взяли верх в октябре, после краха банка Lehman Brothers, когда из-за перебоев в проведении глобальных расчетов и платежей практически замерло финансирование внешнеторговых операций. Общее мнение о развивающихся рынках полностью изменилось: из локомотива эти страны превратились в тормозной вагон, теперь уже опережая развитые государства по темпам спада деловой активности и снижения цен на активы. Позже ситуация в финансовой системе стала постепенно приходить в норму, и приверженцы теории «декаплинга» вновь оказались у руля. В пользу их концепции говорит наметившееся восстановление экономической активности и тот факт, что котировки акций вернулись к уровням, отмечавшимся до банкротства Lehman. ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Для некоторых возвращение к теории «декаплинга» иллюстрирует, насколько хрупким может быть рыночный консенсус. Другие решат, что это свидетельствует об изменчивости мировой экономики, которая подвержена циклическим шокам и более долговременным колебаниям. Для меня это важное напоминание о необходимости куда большей конкретики в аналитических исследованиях. Нужен подход, который подтвердит реальность «декаплинга», но с оговоркой о его последствиях для различных стран. Ведущие развивающиеся рынки (включая Бразилию, Китай и Индию), справившись с финансовым кризисом, могут в среднесрочной перспективе демонстрировать значительно более высокие темпы роста, чем развитые страны. Это объясняется более устойчивым финансовым положением, более гибкой политикой и, самое важное, позитивным эффектом от долгих лет быстрого экономического развития. Благодаря этому развивающиеся рынки предлагают инвесторам более привлекательную потенциальную доходность с учетом существующих рисков: больший рост в случае V-образного восстановления глобальной экономики и меньший риск снижения, если (что более вероятно) мировой экономический рост будет вялым и неравномерным. В международном разрезе процесс «декаплинга» имеет намного больше нюансов, чем можно подумать, исходя из общепринятых выводов. В частности, степень положительного воздействия, которое экономический рост в развивающихся государствах может оказать на остальной мир, существенно варьируется в зависимости от страны. ИНВЕСТИРУЙТЕ ОСТОРОЖНО Хотя в целом вклад развивающихся рынков в мировой экономический рост продолжит увеличиваться, они еще не готовы стать мощным локомотивом для развитых стран. До сих пор присутствует эффект низкой базы, к тому же часть экономических успехов развивающихся стран связана с преходящими факторами, включая масштабные антикризисные меры Китая. Кроме того, как и в развитых странах, властям развивающихся государств придется все больше следить за тем, чтобы стимулирующая политика поддерживала их собственную, а не международную экономику. Инвесторы, которые хотят сыграть на общих последствиях «декаплинга» для всего мира, должны дождаться признаков устойчивого роста потребления в развивающихся странах и, в целом, переориентации в них экономической политики с производителя на потребителя. Важными шагами на этом пути могут стать более активные меры социальной политики и переход к более гибким валютным курсам. Пока такого прогресса не произойдет, инвесторам лучше придерживаться дифференцированного подхода. Они должны принимать во внимание глубоко интегрированные друг с другом передаточные механизмы экономической политики в развивающихся странах, а в случае с Китаем - и зависимость от сырьевых рынков. Не стоит ждать, что за счет роста развивающихся рынков существенно улучшатся перспективы развитых стран. Рост экономики в развивающихся странах не решит проблему, которая все больше тревожит регуляторов в развитых государствах, - проблему роста и без того высокой безработицы, а также снижения зарплат. В действительности, если разница в темпах экономического роста будет увеличиваться в пользу развивающихся стран, у властей развитых государств появится сильное искушение перейти к политике протекционизма. Противостоять этому соблазну будет легче, если развивающиеся страны примут меры для того, чтобы рост спроса обеспечивало не государство, а потребители. Оригинал статьи

2009-08-11
«Кризис обнажил ошибочность инновационной риторики»
об антикризисной структуре экономики: Проблема России не в том, много ли мы производим нефти или промышленных товаров, а в том, насколько этот процесс сориентирован на внутренний или на внешний рынок. Когда мы говорим о постиндустриальной экономике, то надо брать более традиционное понимание - это экономика услуг, в первую очередь. Те страны, в которых речь идет о большой доле услуг, - нельзя сказать, что они сильно падают. Например, в США сфера услуг падает незначительно, производство на внутренний рынок товаров текущего спроса тоже падает незначительно. Падает производство товаров двух категорий - товаров инвестиционного спроса (оборудования, машин, морских судов, сложных компьютерных систем, от которых можно сравнительно легко отказаться, и автомашин  - до начала господдержки), и технологического экспорта (сюда попала, в первую очередь, Германия). России в ближайшее время не грозит стать экспортером технологических товаров мирового качества и т. п. Поэтому сам по себе курс, направленный на индустриализацию, на производство товаров, поступающих на внутренний рынок, - правильный. И он должен продолжаться. Но кризис обнажил ошибочность инновационной риторики. Не нужно сегодня вкладываться в инновации, как это иногда предполагается. Гораздо правильнее активнее использовать более простые, широко распространенные в мире технологии, но редко используемые у нас. Вопрос, скорее, заключается во внедрении, а не в создании инноваций. Под созданием инноваций я имею в виду не только нанотехнологии, но и кучу наших «героических» изобретений: поставить ГЛОНАСС во все автомобили, датчики на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе.

2009-08-11
«Шорт на нефть – очень агрессивная стратегия»
об открытии короткой позиции на фьючерс на нефть: Открытие короткой позиции на фьючерс на нефть марки WTI - это очень агрессивная стратегия. Непокрытый фьючерс может принести большие убытки: движение на $1 в котировках в противоположную от желаемой сторону вызывает большие убытки по марже. Конечно, запасы находятся на очень высоком уровне. Однако каким образом будут работать ограничения на спекуляции с фьючерсами, не очень понятно. Рынок не верит в то, что Goldman Sachs или Morgan Stanley могут выкинуть с рынка. Кроме того, их сложно назвать спекулянтами в силу наличия у них собственных хранилищ и танкеров. Эта стратегия может сработать, если ФРС начнет повышать ставки, положив конец накачиванию американской экономики деньгами.

2009-08-11
ВЭБ нужно сделать банком, а АСВ не трогать
ВЭБ - удобное место, чтобы правительству прятать ошибки или финансировать сомнительные операции

2009-08-11
«В 2010 г. мобильники будут покупать лучше, чем сейчас»
о перспективах рынка сотового ритейла: Сокращение рынка можно объяснить несколькими причинами. Естественно, мировой экономический кризис внес свои коррективы, в том числе и в потребительские привычки, покупатели стали более рационально подходить к покупкам. В связи с прошлогодним банковским кризисом многие банки свернули программы потребительского кредитования или значительно ужесточили условия выдачи кредитов, что сказалось на объемах продаж в кредит, которые несколько лет были драйвером роста российского рынка телефонов. Мы ожидаем, что в 2010 году продажи телефонов вырастут по сравнению с 2009 годом, но, скорее всего, объем в штучном выражении не превысит 30 млн телефонов. По итогам нынешнего года мы планируем достичь доли рынка в 10%. Монобрендовая розничная сеть уже представлена 3000 салонами, и до конца года мы планируем открыть еще 500 салонов. Думаю, это оптимальная цифра для операторской розничной сети. Количество не является самоцелью. Мы очень детально смотрим на открытие каждого салона с точки зрения локации, арендной ставки, покупательского потока, региона, уровня продаж SIM-карт и телефонов на одну торговую точку и других факторов. Каждый салон и в целом сеть должны быть экономически целесообразными. Кстати, уже в конце I полугодия мы сравнялись с другими игроками по количеству продаваемых SIM-карт и средней стоимости приобретаемого телефона. Монобрендовая сеть нацелена не столько на продажу самих телефонов, сколько на продажу тарифов и услуг в пакете с аппаратом, повышении лояльности абонентов, выстраивании долгосрочных отношений с клиентами. Российский мобильный рынок находится в процессе эволюционирования, который был ускорен мировым финансовым кризисом и приближением фактического уровня проникновения к 100%. В течение года вся «независимая» розница, за редким исключением, подтвердила свою несостоятельность. Монобрендовая модель розницы является наиболее эффективной моделью бизнеса для оператора по нескольким причинам. Это рост доходов за счет подключения более доходных абонентов (ARPU абонентов, подключенных в салонах оператора, на 20% выше, чем у абонентов, подключенных независимым ритейлом) и продажи дополнительных услуг, оптимизация маркетинговых затрат. Экономия ресурсов, все ресурсы направляются на продвижение одного бренда. Бренд оператора гораздо сильнее бренда любого ритейлера, а значит, экономия на рекламе и продвижении розницы очень существенная. Наконец, это полный контроль уровня сервиса, требования к которому растут с насыщением рынка и возможность реализации уникальных маркетинговых инициатив совместно с производителями телефонов для формирования пакетных предложений оптимальных по цене и набору сервисов для потребителей.

2009-08-11
«В России меняют мобильники чаще, чем в остальном мире»
о любви россиян к новым мобильным телефонам: По нашим подсчетам, в этом году рынок упал по сравнению с прошлым годом на 20 - 25%. Если говорить о его структуре, то она сдвинулась в сторону бюджетных моделей и среднего ценового сегмента. Такого спроса на дорогие телефоны, как был до кризиса, больше нет. Можно отметить некоторый рост доли телефонов ценой до $250, то есть до 6500 - 7000 рублей. Соответственно, просела доля аппаратов дороже 10 000. О глобальном падении продаж можно говорить для телефонов по цене от 8000 руб. В наиболее дорогих ценовых сегментах, которые покупали, в основном, по кредитам, падение составило до 40 - 45%. Из факторов падения рынка я бы выделил, прежде всего, сокращение кредитных программ (в отдельных регионах потребительское кредитование достигало совершенно неадекватных показателей), а такой товар, как стремительно дешевеющий сотовый телефон, для него наименее приспособлен. Разумеется, сказалось и падение доходов населения. Изменилось и потребительское поведение: теперь телефоном пользуются дольше, и у людей, привыкших менять телефоны каждые 12 ­- 15 месяцев, подход к замене аппаратов стал более осмысленным. В России вообще средний срок пользования телефоном был одним из самых низких в мире. Если не брать имиджевые раскладушки, которые часто любят менять женщины, или смартфоны, которые меняют техноголики, в среднем, телефоном потребители пользуются 2,5 года, а в России этот показатель меньше 2. К показателям продаж в натуральном выражении в ближайшие 3 года рынок сотового ритейла не вернется. Для этого, как минимум, должна вновь заработать кредитная программа.

2009-08-11
«Добиться дружеского отношения России можно, лишь признав ее главенство»
о заявлении Дмитрия Медведева по поводу антироссийской политики Украины: Заявление Медведева продемонстрировало одно - Россия хочет влиять на все, что происходит в Украине. В том числе - на предвыборную кампанию. Причем это не просто желание. Это ультиматум. Если не сделаете так, как нам хотелось, будут последствия. Раньше Россия угрожала газом. Теперь, когда оплата проходит более-менее нормально, подключили Зурабова. Но разве это язык добрососедских отношений? Если Кремль действительно хочет улучшить интересы, то зачем же придерживать посла? В дипломатической практике это расценивается как недружественный шаг. Хотя добиться дружеского отношения России можно, лишь признав ее главенство и решив принципиальные споры в ее пользу. И, кстати, сама Россия этого не скрывает. В свое время она утверждала, что Грузия не считается с ее интересами в регионе. Теперь в этом же обвиняется и Украина, власти которой взяли курс на евро-атлантическую интеграцию. Но согласитесь, что это право каждой страны - выбирать векторы своей внешней политики. Разве Франция упрекает Швейцарию в том, что та не учитывает ее интересы? А Россия на постсоветском пространстве этим занимается. И совсем недружелюбно. Путем вот таких публичных выговоров. Но президенты независимых государств - не школьники. Их нужно уважать.

2009-08-11
Акции США снизились из-за статистики
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Американский фондовый рынок открылся во вторник снижением котировок после публикации статистического блока и с началом двухдневного заседания ФРС. Статистика преподнесла инвесторам во вторник неоднозначную информацию: производительность труда в США во втором квартале оказалась выше ожиданий, поднявшись на 6,4 процента в годовом выражении, в то время как продажи в розничных сетях снизились в годовом исчислении на 4,2 процента за неделю. От центробанка США не ждут изменений ключевой процентной ставки по итогам двухдневного заседания, но планы ФРС относительно программы выкупа долгосрочных гособлигаций, определенно, интересуют инвесторов. «Мы сейчас стоим на перекрестке между покупками инвесторов на данных о доверии потребителей и финансовых новостях, предполагая, что находимся в «V»-образной рецессии. Но если это правда, то следует ожидать повышения процентных ставок или аналогичных мер», - сказал Алан Ланкз из Alan B. Lancz & Associates Inc. К 17.32 МСК Dow Jones снизился на 0,53 процента до 9 288,15 пункта, индекс Standard & Poor's 500 опустился на 0,59 процента до 1 001,20 пункта, индекс Nasdaq Composite - на 0,55 процента до 1 981,35 пункта. Испытывающая трудности CIT Group Inc сообщила о намерении объявить о банкротстве в случае, если ей не удастся самостоятельно привлечь финансирование. После сообщения компании ее акции потеряли в цене 17 процентов. Applied Materials Inc огласит сегодня результаты за второй квартал, а инвесторы ознакомятся с настроениями американских потребителей в 18.00 МСК. (Анжела Мун, перевела Злата Гарасюта)

2009-08-11
У населения РФ проснулась тяга к сбережениям
МОСКВА (Рейтер) - Объем банковских вкладов физлиц РФ во втором квартале 2009 года рос в пять раз быстрее, чем в первом из-за проснувшейся у населения склонности к сбережениям в условиях кризиса: теперь «Агентство по страхованию вкладов» думает о пересмотре прогноза прироста вкладов в 2009 году в сторону повышения. По расчетам АСВ, без учета влияния курса рубля прирост вкладов в первом квартале 2009 года составил 1,1 - 1,3 процента, во втором квартале - 6,4 - 6,7 процента. «Если прирост вкладов в первом квартале в основном определялся переоценкой их валютной составляющей в результате повышения курса основных иностранных валют к рублю, то во втором квартале, напротив, наблюдался чистый приток средств населения в банковскую систему в условиях укрепления рубля», - отмечает агентство. Вклады физических лиц в банках - участниках системы страхования вкладов в первом полугодии увеличились на 9,9 процента (с учетом переоценки) до 6,5 триллиона рублей, почти половину этого роста обеспечил второй квартал. Доля денежных доходов населения, направляемых на сбережения, выросла до 17,1 процента во втором квартале с 8,7 процента в первом квартале. Причинами такового поведения населения АСВ называет финансовую стабилизацию после осенне-зимней кризисной волны, рост процентных ставок по вкладам и желание части населения накопить дополнительные сбережения на случай непредвиденных обстоятельств. Пик оттока пришелся на октябрь прошлого года, когда вкладчики сняли 355 миллиардов рублей, или 6 процентов всех депозитов физлиц. В ноябре отток был незначительным - меньше одного процента, затем ситуация стабилизировалась. По оценкам АСВ, в настоящее время поступательная динамика рынка близка к верхней границе прогноза прироста вкладов в 2009 году в 14 - 18 процентов, и «при продолжении положительных тенденций увеличение вкладов населения по итогам года может оказаться выше первоначальных оценок». Доля валютных вкладов в первом полугодии выросла до 29,4 процента с 26,7 процента на начало года, ее пик пришелся на апрель, когда она достигла 32,9 процента. АСВ предполагает, что в дальнейшем при достаточно стабильном поведении курса рубля доля валютной составляющей в структуре вкладов продолжит снижение. Крупнейший игрок на рынке вкладов РФ - Сбербанк - в первом полугодии снизил свою долю до 50,3 процента с 51,8 процента - снижение доли пришлось на первый квартал из-за невысокого объема валютных вкладов и их положительной переоценки. У Сбербанка ставки по вкладам - одни из самых низких по системе. Доля рынка 30 крупнейших по объему вкладов населения банков выросла за полугодие до 79,4 с 79,1 процента, в основном, за счет «ВТБ24», «Альфа-Банка», «Промсвязьбанка» и «Райффайзенбанка». (Оксана Кобзева. Редактор Дмитрий Антонов)


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное