Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

Бог мелочей


     slon.ru
2009-08-13
Бог мелочей
Во время одного из регулярных совещаний у президента Барака Обамы этой весной экономист Белого дома Джаред Бернстайн углубился в такие дебри, как доходность различных кредитов в отношении к риску. Чуть позже Пол Волкер отозвал Бернстайна в сторону. «Зачем президенту нужны такие подробности?» - спросил бывший глава Федеральной резервной системы. «Он сам этого хочет», - ответил Бернстайн. Многие президенты управляют делами свысока, в большинстве вопросов стараясь не вдаваться в детали. Обама, который вместе со своей командой пытается справиться с самым глубоким финансовым кризисом со времен Великой депрессии, избрал иной подход, особенно в том, что касается экономики. Нынешняя администрация завела в Белом доме новый ритуал: каждое утро президент встречается со своими советниками, чтобы войти в курс дел и обсудить экономику. Разброс тем велик: от неполной занятости до детского ожирения, и Обама часто интересуется даже мелкими подробностями. Те, кто присутствовал на этих совещаниях, говорят, что иногда президент раздражается из-за узости взглядов своих советников, спрашивая их о спорных моментах, на которые указывают критики, или призывая отдать должное чужим мнениям. Порой он цитирует письма, присланные в Белый Дом, оспаривая точку зрения своей команды. Стиль работы президента может задавать тон и в администрации. Джимми Картер, известный своим стремлением контролировать все до мельчайших деталей, нередко расходился во мнении со своими собственными советниками, и политическая элита часто критиковала его за чрезмерное внимание к мелочам. «Если есть два риска - это слишком уж обобщенный подход и дотошный контроль, надо найти золотую середину», - говорит Питер Орсаг, директор бюджетного управления Белого Дома. Каковы бы ни были достоинства и недостатки подхода Обамы, его решения не всегда находят понимание у оппонентов и населения в целом. После первых безмятежных месяцев у власти дела застопорились: планы Обамы вызывают возражения не только у оппозиции, но и у некоторых членов его собственной партии. Рейтинг президента, по данным последнего опроса The Wall Street Journal/NBC News, проводившегося в конце прошлого месяца, едва превысил 50%, снизившись с 61% в апреле. Предложения Обамы о реформе системы здравоохранения вызвали резкое сопротивление с бурными перепалками на митингах, спонсируемых конгрессменами. Сам президент смог почувствовать накал страстей на митинге в Нью-Гемпшире во вторник (11 августа). Противники реформы выстроились вдоль дороги, высказывая обвинения в адрес Обамы. Сенатор-республиканец от штата Нью-Гемпшир Джад Грег, у которого была возможность стать одним из членов кабинета министров Обамы, считает, что стиль работы президента значит куда меньше, чем решения, которые он принимает. «Он весьма глубоко во всем разбирается, я в этом не сомневаюсь, - говорит Грегг. - Но я бы поспорил с тем, что он делает правильные выводы». Роберт Даллек, автор биографий ряда американских президентов, считает, что о манере Обамы будут судить, исходя из успешности его политики. «Если экономика придет в норму, люди скажут, что он держал в уме не только детали, но и общую картину, - говорит историк. - Если экономика не восстановится, Обаме могут предъявить те же упреки, что и Картеру». Внимание Обамы к деталям отчасти объясняет парадокс его первых месяцев у власти. Он озвучил амбициозные планы, которые должны были изменить целые сферы экономики, и оказались столь обширными, что вызвали возражения даже у демократов, опасавшихся, что правительство слишком активно начнет участвовать в хозяйственной жизни и чересчур сильно увеличит налоги и расходы. Однако, даже отстаивая масштабный план действий, Обама нередко проявлял осторожность в самую последнюю минуту, говорят его советники. Он обещал упорядочить разрозненную систему финансового регулирования, однако вместо этого предложил убрать всего одно агентство и создать другое. Раскритиковав политику Уолл-стрит в области вознаграждения топ-менеджеров, Обама, в итоге, ввел достаточно скромные ограничения на бонусы. Он до сих пор расходится с администрацией во мнении о том, как реформировать систему регулирования финансовой отрасли. Дин Бейкер, один из директоров либерального Центра экономических и политических исследований, считает, что Обама слишком на многое замахнулся в таких областях, как медицинское страхование и финансовое регулирование. Однако, оказываясь перед выбором между своим собственным видением и компромиссом, Обама склоняется к последнему, говорит Бейкер. «Он мыслит масштабно, но действует осторожно». Сэм Грэйвз, конгрессмен-республиканец от штата Миссури, занимающий высокопоставленный пост в Комитете Палаты представителей по делам малого бизнеса, считает, что «все это выглядит, как будто Обама стреляет навскидку, понятия не имея, какова его цель». Грэйвз встречался с Обамой и его экономической командой в мае, чтобы обсудить политику в отношении малого бизнеса, и сказал им, что попытки оживить кредитование малых предприятий ни к чему не приведут, если администрация наложит на эти предприятия другое бремя, такое как новые требования об обязательном медицинском страховании. Президенты давно начинают свой день с ознакомления с основными новостями и проблемами, эта традиция даже получила название - «ежедневный президентский брифинг». Помощники Обамы называют дополнительные «планерки» президента «ежедневными экономическими брифингами», - обычно эти встречи длятся около 40 минут. Помимо Бернстайна и Орсага, в ежедневных совещаниях, как правило, участвуют министр финансов Тимоти Гайтнер, экономический советник Ларри Саммерс, глава аппарата Рам Эмануэль, политический советник Дэвид Аксельрод и глава группы экономических советников Кристина Ромер. Нередко на встречах присутствует Остен Гулсби, член группы экономических советников, а иногда и Пол Волкер. Волкер, выступавший в роли одного из наиболее авторитетных советников во время предвыборной кампании Обамы, играет в администрации не столь важную роль, как многие ожидали, уступив власть другим помощникам. Некоторые сторонники Волкера говорят, что хотя команда Обамы пытается показать, что прислушивается к различным точкам зрения, мнение бывшего главы ФРС не всегда учитывается. Хотя на ежедневных экономических брифингах не принимается решений, беседы с участниками этих встреч могут пролить свет на то, как президент приходит к тем или иным выводам. Правда, комментарии можно получить только у тех, кто восхищается Обамой, поскольку представители противоположного лагеря не участвуют в собраниях. Помощники президента говорят, что он настаивает, чтобы презентации были четкими. Ромер вспоминает, как дважды показала один и тот же слайд. «Да-да, я понял, давайте дальше», - сказал ей президент. Темой встречи 1 июля были «Цены на дома, задолженность по потребительским кредитам и потребление». На одной из схем было показано, как во время бума на рынке недвижимости домовладельцы пользовались ростом цен на жилье, чтобы получить больше денег под залог домов. В конце концов, президент отложил материалы в сторону. «Ребята, это отличное исследование, - вспоминает его слова Эмануэль. - Но вы говорите мне, что люди использовали свои дома как банкоматы. Я сам мог бы вам это рассказать». В начале июля президент попросил посвятить одну из встреч деривативам - финансовым контрактам, доходность которых зависит от динамики акций, облигаций, валют или других базовых активов. Критики выражали сомнения по поводу предложений администрации о регулировании отдельных видов деривативов, например, CDS, в широком распространении которых многие видят одну из причин финансового кризиса. Собрав советников в Овальном кабинете, Обама выразил беспокойство по поводу того, что администрации не удалось найти правильный баланс. Советники предлагали перенести торговлю стандартными деривативами на биржу, чтобы повысить прозрачность этих инструментов. Критики называли предложение слишком робким, поскольку специфические деривативны, как и прежде, будут торговаться вне биржи. «Как можно гарантировать, что в результате все деривативы не окажутся на внебиржевом рынке?» - спросил президент. Эмануэль говорит, что Обама был возмущен тем, что его команда не изложила все точки зрения на возможные методы регулирования деривативов. «Озвучьте мнения других людей на этот счет, - цитирует Эммануэль Обаму. - Мне нужно больше того, что есть сейчас в этом кабинете». В конце концов, администрация скорректировала свою политику в области регулирования деривативов. В проекте закона, который был подготовлен на днях, правительство предписывает финансовым компаниям, продающим специфические деривативы, поддерживать достаточные запасы капитала. Похоже, что влияние на взгляды президента оказывают и письма избирателей. Каждый день сотрудники Белого дома прочитывают огромное количество писем и отбирают 10 для Обамы. В мае его внимание привлекло письмо женщины из Джорджии. Она рассказывала, что обратилась в банк с просьбой о рефинансировании ипотеки в рамках правительственной программы помощи домовладельцам, однако получила отказ. Женщина упоминала, что отношение размера кредита к стоимости ее дома не было запредельным - в процентном отношении ипотека не превышала 80%. Обама написал на полях: «Так ли должен считаться этот коэффициент?» - и отправил письмо экономисту Гулсби, рассказывает один из советников Белого дома. Экономические брифинги начали проводиться с подачи Эмануэля уже на следующий день после инаугурации. Эти встречи не только помогают президенту следить за мировой экономической ситуацией, но и не дают расслабиться его команде, которой может быть задан вопрос из любой области, от поддержки автопроизводителей до ограничения зарплат топ-менеджеров. Совещания организует Саммерс: как правило, он выбирает тему и иногда намеренно защищает чуждую администрации точку зрения. «Я часто слежу за тем, чтобы в ходе обсуждений на ежедневных брифингах излагались мнения не только тех, кто присутствует в кабинете», - говорит Саммерс, занимавший пост министра финансов в администрации Клинтона. Советники говорят, что Обама часто подвергает сомнению основные предложения и просит рассказать об инициативах, которые его команда не поддерживает. Когда в этом году решалась судьба антикризисного плана, он принял участие в ряде дебатов о том, может ли масштабное сокращение налогов, за которое выступали республиканцы, оказаться эффективнее масштабных госрасходов. Белый дом предпочел увеличить расходы, но оставил работу над деталями Конгрессу. В другой раз Обама попросил Гайтнера обрисовать достоинства восстановления закона Гласса-Стиголла. Этот закон в 1933 году разделил функции коммерческих и инвестиционных банков и действовал до 1999 года. Советники президента говорят, что он не поддерживал идею восстановления закона, но хотел знать, какие плюсы есть у этого предложения. Иногда в результате таких обсуждений команда Обамы смягчала свои рекомендации. В начале мая советники подготовили выкладку по зарплатам топ-менеджеров, включая бонусы руководителей финансовых компаний. Однако Обама предостерег их от радикальных мер по ограничению этих выплат. В итоге Белый Дом отказался от идеи «урезать» оклады топ-менеджеров, согласившись с одобренными в Конгрессе ограничениями, которые касались только премиальных. На ежедневных встречах редко присутствуют сторонние эксперты, однако Обама интересуется их мнением. В апреле он пригласил на ужин экономистов, критиковавших его план спасения финансового сектора, в том числе Пола Кругмана из Принстона, Кеннета Рогоффа из Гарварда и Джозефа Стиглица из Колумбийского университета. Стиглиц призывал национализировать и реструктурировать проблемные банки, такие как Citigroup, а не просто накачивать их деньгами. Вместо запланированного часа полемика продолжалась полтора. «Я имел дело с другими людьми на этом посту - у них был стеклянный взгляд, - говорит Стиглиц. - Можно было наверняка сказать, что они только и ждут завершения встречи. С ним все совершенно иначе». Тем не менее, Обама не последовал совету национализировать банки. В конце июня Обама обедал с главами нескольких компаний, включая AT&T и Honeywell. «Он пришел и сказал, что хочет узнать, о чем мы думаем… Казалось, что ему действительно интересно просто слушать», - говорит глава AT&T Рэндэлл Стивенсон. Гендиректора Honeywell Дэвида Коута также впечатлила встреча с Обамой, однако он выражает беспокойство по поводу позиции администрации президента. Коута, в частности, тревожит, что администрация уделяет слишком много внимания таким вопросам, как зарплата топ-менеджеров. «Если мы будем тратить слишком много времени на такие вещи, - говорит он, - то придем к жалкой ситуации, когда нет никаких подвижек».   оригинал этого материала

2009-08-13
Рубль подрос благодаря позитивному фону
МОСВА (Рейтер) - Рубль укрепился в четверг утром после девяти дней снижения подряд, продолжив коррекцию вчерашнего вечера благодаря спаду спроса на валюту на фоне положительной динамики цен на нефть и рынков акций. Курс рубля к бивалютной корзине ($0,55 и 0,45 евро) на ММВБ начал торги на 20 копеек ниже вчерашнего закрытия, после чего достиг пика сессии в 38,09 рубля и стабилизировался в районе 38,20 - 38,24 рубля. Евро вернулся на уровни ниже 45,8 рубля. На ММВБ в секции расчетами «завтра» евро достиг минимума дня в 45,64 по сравнению с пиком предыдущей сессии на отметке 46,41 рубля. Доллар снизился до 32,0 рубля по сравнению с пиком прошлой сессии в 32,91 рубля и закрытием торгов среды на отметке 32,46 рубля. Положительное влияние на мировые рынки оказала Федеральная резервная система США, принявшая решение не увеличивать, а лишь продлить программу «количественного смягчения ». Заявление центробанка США поддержало спрос инвесторов на активы с повышенной степенью риска, а также на валюты стран-экспортеров сырья. (Андрей Остроух)

2009-08-13
Валютный рынок: стратегия обороны
К осени Банку России придется справляться не столько с волной долгового кризиса, сколько с волной денежного избытка

2009-08-13
ФРС отметила стабилизацию экономики США
ВАШИНГТОН (Рейтер) - Экономика США демонстрирует признаки стабилизации через два года после начала глубочайшего кризиса за десятилетия, заявила в среду ФРС, сообщив также о планах постепенно свернуть программу выкупа гособлигаций. Кроме того, американский центробанк сохранил краткосрочную ключевую ставку на уровне около нуля и пообещал, что не будет менять ее в течение продолжительного времени, чтобы поддержать восстановление. ФРС ясно дала понять, что рассчитывает на окончание рецессии и довольна восстановлением финансовых рынков. «Информация, которая появилась с тех пор, как Комитет по операциям на открытом рынке собирался в июне, говорит о том, что экономическая активность стабилизируется, - сказано в заявлении Центробанка. - Условия на финансовых рынках улучшились за последние недели». Впервые с августа 2008 года Комитет не упомянул о спаде экономики. Однако, по его мнению, она по-прежнему неустойчива, так как работодатели все еще увольняют сотрудников, а компании сокращают инвестиции. «Они считают, что худший период для экономики позади, но они не хотят опережать события и быстро отменять (меры)", - сказал Крейг Томас из PNC Financial Services. ФРС сократила ключевую ставку до уровня 0,00 - 0,25 процента годовых и влила миллиарды долларов в финансовые рынки, чтобы стимулировать экономическую активность в борьбе с рецессией. Недавние статистические сообщения подразумевают, что экономика, возможно, выходит из кризиса, а скорость сокращения числа рабочих мест, по всей видимости, замедляется. С начала рецессии в декабре 2007 года экономика США потеряла 6 миллионов рабочих мест. Тем не менее, ФРС вновь предупредила, что экономическая активность, скорее всего, останется слабой в течение «некоторого времени». Расходы домохозяйств хотя и стабилизировались, но пока невысоки из-за трудной обстановки на рынке труда и недостатка кредитования. Чтобы уменьшить опасения о том, что чрезмерно раздутый баланс ФРС может привести к росту инфляции, когда восстановление наберет силу, глава ФРС Бен Бернанке взял на себя труд объяснить, что у Центробанка есть инструменты для того, чтобы вывести деньги из финансовой системы и предотвратить рост ценового давления. Некоторые аналитики также беспокоятся, что мягкая денежно-кредитная политика ФРС подготавливает почву для нового скачка цен на активы, как это случилось в начале десятилетия, когда долгий период низкой ключевой ставки спровоцировал бум на рынке жилья, ставший причиной кризиса. ФРС осторожно подошла к вопросу отмены одной из мер поддержки экономики, сообщив, что постепенно завершит $300-миллиардную программу выкупа долгосрочных Treasuries к концу октября. «Чтобы обеспечить мягкий переходный период на рынках в виду того, что выкуп облигаций завершен, Комитет решил постепенно замедлять темпы подобных операций, и полагает, что вся сумма будет использована к концу октября», - говорится в заявлении Центробанка. ФРС запустила программу выкупа облигаций в марте. К тому времени она уже сократила ключевую ставку почти до нуля, но хотела обеспечить экономике еще больше денег. Изначально предполагалось, что срок программы истечет в сентябре. Решение ФРС воздержаться от расширения программы выкупа Treasuries отличается от политики, которой придерживаются другие мировые центробанки. Банк Англии на прошлой неделе удивил рынки, увеличив объем выкупа облигаций на значительно большую сумму, чем ожидалось, заявив, что рецессия глубже, чем он прогнозировал. (Марк Фелсентал и Алистер Булл, перевела Юлия Заславская. Редактор Антон Зверев)

2009-08-13
RHJ улучшит свое предложение о покупке Opel
БЕРЛИН (Рейтер) - Бельгийский холдинг RHJ International готовится улучшить свое предложение за европейское отделение General Motors в ходе противостояния с канадской Magna и ее российскими партнерами, сообщили в среду вечером источники, знакомые с ситуацией. Холдинг готов получить менее трех миллиардов евро государственной помощи на оздоровление немецкого автопроизводителя - на 800 миллионов евро меньше, чем то, на что RHJ рассчитывал ранее, сообщил один из источников. Пресс-секретарь RHJ отказался от комментариев. Пресс-секретарь министра экономики Германии сказал, что не знает о каких либо новых предложениях RHJ. Берлин и немецкие профсоюзы поддерживают предложение Magna и российского Сбербанка, считая, что оно сохранит около 25 000 рабочих мест Opel. В то же время представители GM неоднократно выражали симпатии предложению RHJ International и говорили о претензиях Magna на интеллектуальную собственность GM. (Герно Хеллер. Перевел Александр Гелогаев. Редактор Антон Зверев)

2009-08-13
Соревнование драндулетных программ
Германия - всем пример | Пример заразителен | Много американских драндулетов | «Абсолютный успех!» | Заем у будущего | Бессмысленные траты | Китай: рост почти без субсидий | Россия: свой извилистый путь | Версия-2 | Эффект слабый ГЕРМАНИЯ - ВСЕМ ПРИМЕР Стимулирование автопокупок распространилось из Германии. С 15 января страна, крайне осторожная в прочих антикризисных тратах, выплачивает каждому, кто меняет автомобиль старше 9 лет на новый (с небольшим расходом топлива) субсидию в 2500 евро. Немецкое правительство рассчитывало, что программой воспользуется 0,6 млн человек, траты ограничатся 1,5 млрд евро, а программа будет действовать до конца года. Оживление в США Июль 2009 к июлю 2008, рост в % Бренды Subaru 34 Volvo 26 Hyundai 12 Mercury 7 Kia 5 Ford 3 Volkswagen 1 Jeep -2 Mini -4 Audi -6 Dodge -8 Chevrolet -9 Toyota -11 Pontiac -13 Mazda -15 Honda -16 Lexus -17 GMC -20 Chrysler -21 Mercedes-Benz -22 Infiniti -23 Lincoln -24 Nissan -25 Buick -29 BMW -32 Acura -32 Smart -45 Porsche -51 Cadillac -53 Mitsubishi -53 Suzuki -57 Hummer -57 Saturn -66 Saab -72 Компании Ford Motor Company 2 Chrysler Group LLC -9 Toyota Motor Co. -11 American Honda -17 General Motors -19 Nissan North America -25 BMW Group -27 ИСТОЧНИК: AUTOBLOG.COM Китай - рай для автопроизводилей (июль 2009) Штук рост, в % к предыдущему году General Motors 144 593 77,7 Audi 13 399 42,5 Honda (СП с Guangzhou Automobile Group) н/д 67,5 Honda 50 647 14,9 ИСТОЧНИК: AUTODATA ВАЗ нашел дно? к тому же периоду 2008, рост в % Июль 2009 г Январь-июль АвтоВАЗ -42 -44 GM -59 -54 Ford -72 -55 VW -44 -17 Toyota -74 -60 Nissan -71 -51 Renault -40 -36 Hyunday -78 -66 Kia -41 -39 ГАЗ -54 -60 Daewoo -63 -50 PSA Peugeot Citroen -46 -14 Mitsubishi -62 -67 Mazda -77 -50 Honda -82 -62 УАЗ -29 -50 Suzuki -28 -56 BMW -20 -15 Fiat -70 -41 Mercedes-Benz -39 -41 Jaguar Land Rover -68 -54 ИСТОЧНИК: AEB Эти деньги кончились к началу апреля, и ассигнования пришлось увеличить вчетверо, до 6 млрд евро. По оценке FT, в сентябре будет исчерпана и эта сумма. Благодаря стимулированию, рост автопродаж всю первую половину года резко отличал Германию от остальной Европы. Пока в Германии они росли на 20 - 25%, в остальной Европе падали на 10 - 20%. Европа так и закончила первое полугодие со спадом продаж в 11%, а в Германии они выросли больше чем на 40%. Хотя кризис Германия переживает не менее, а даже более тяжело, чем другие страны из-за сильной зависимости от экспорта. Немецкие субсидии помогли даже «АвтоВАЗу»: наши автомобили продемонстрировали там весной один из самых быстрых темпов роста в отношении к 2008 г. - правда, при совсем небольших объемах продаж. ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН Следом за Германией утилизационные премии ввели и другие страны - всего 13, включая Францию, Италию, Испанию и Великобританию. Премия за утилизацию варьируется от 1500 до 5000 евро. Стимулирование дало эффект: в июне в Европе впервые за 16 месяцев в сравнении с предыдущим годом продажи немного выросли. Дольше всех сопротивлялись Испания и Великобритания - у них и так большой бюджетный дефицит. В Британии автодилерам, сильно уговаривавшим чиновников раскошелиться, пришлось вступить в частно-государственное партнерство. Покупатели, меняющие автомобиль старше 10 лет на новый, получают там субсидию в £2000: половину этой суммы дает бюджет, а половину - дилер. В июне падение еще продолжалось, а в июле продажи выросли впервые за 15 месяцев. Потом инфекция субсидирования захватила и в Восточную Европу. Если в целом в регионе продажи авто в июне были на четверть ниже прошлогодних, то в странах, которые ввели премию, зарегистрирован рост: в Словакии на 57,4%, в Чехии - на 18%. Но господдержка - явление временное. Действие европейских программ подходит к концу, и когда помощь прекратится, продажи упадут, предупреждают аналитики Credit Suisse. МНОГО АМЕРИКАНСКИХ ДРАНДУЛЕТОВ Американские автопроизводители еще в конце зимы потребовали введения субсидии типа немецкой. Но администрация Барака Обамы отказывалась пойти на это до того, как GM и Crysler прошли процедуру банкротства, а у правительства оказалось 61% акций первой компании и 10% второй. С июля в Штатах введена схема, аналогичная европейской: за сдачу в утиль старого авто дается субсидия на покупку нового (cash for clunkers - деньги за драндулеты). Действовать она должна до декабря. Субсидия варьируется в диапазоне $3500 - 4500 в зависимости от расхода бензина старым автомобилем и разницы между энергоемкостью нового и старого. По оценке министерства транспорта, в среднем сдаваемые в утиль драндулеты тратят галлон бензина (3,8 литра) на 15,8 миль (25,4 км), а покупаемые - на 25,3 мили (40,7 км). Владельцы старья не получают денег на руки - они направляются автодилеру, которому вменено и сдать машину в утиль. Как и в Германии, выделенные деньги кончились мгновенно (Штаты планировали ограничиться $1 млрд). После недельных дискуссий Конгресс одобрил увеличение расходов до $3 млрд. Республиканцы пытались заблокировать добавку, считая программу слишком дорогостоящей: может не хватить и $3 млрд. Следующая программа должна называться «Деньги в обмен на гольф-клубы», - издевался республиканец Джон Маккейн. Демократы, напротив, считают программу «Деньги за драндулеты» лучшей из всех принятых за последние два года антикризисных мер. К 10 августа американцы использовали $1,03 млрд, купив 245 384 авто, сообщает специальный сайт, созданный Минтрансом для разъяснения программы. Получается, средняя субсидия за старую машину составляет $4198. Сейчас с субсидией приобретается примерно каждый четвертый автомобиль. «АБСОЛЮТНЫЙ УСПЕХ!» Программа дала мгновенный эффект: падение продаж авто к предыдущему году замедлилось с июньских 28% до 12% в июле. Продажи почти достигли 1 млн штук - максимума за последние 12 месяцев. А в годовом выражении (сколько бы удалось с учетом сезонности продать за год) продажи впервые поднялись с депрессивных 9 - 10 млн штук до 11,2 млн (в 2007 г. - 16 млн). Дилерам, опрошенным WSJ, уже не хватает подходящих под условия программы машин. «Я пытаюсь скупать новые автомобили везде, где их можно найти», - говорит Алан Хелфман, вице-президент хьюстонской фирмы, торгующей Chrysler Jeep. Запас новых авто у Хелмана упал с обычных 320 до 50: «Рост спроса фантастический». Заводы работают на полную катушку. Chrysler пришлось добавить на нескольких заводах третью рабочую смену. Hyundai вернулся к пятидневной рабочей неделе. У Ford продажи выросли впервые с 2007 г. А больше всего покупают GM (18,7% продаж). На американские компании приходится 47% продаж с государственной помощью (почти такая же доля у них в обычных продажах в США - 45%). Но самая популярная модель - Toyota Corolla. Миллиард долларов, истраченный на покупку автомобильного старья - самая эффективная мера из всех, что до сих пор принимал Конгресс, цитирует WSJ экономиста Credit Suisse Нила Сосс. Он сразу повысил прогноз роста ВВП в третьем квартале с 1,3% до 2%. «Это абсолютный успех и большая поддержка для всей экономики», - радуется Майкл Джексон из AutoNation Inc. Действие программы уже начинает ощущаться и в макропоказателях. По прогнозу экономиста Morgan Stanley Ричарда Бернера, в июле оборот торговли вырастет на 1,8%, а без учета автомобилей - всего на 0,1%. Он повысил прогноз роста на третий квартал с 1% до 3 - 4%, объяснив это влиянием автосубсидий на производство и торговлю. Программа поможет и финансовым рынкам: часть автомобилей покупается в кредит, эти займы потом могут быть секьюритизированы, цитирует Reuters аналитика из Huxley Capital Management. ЗАЕМ У БУДУЩЕГО «Может, кто и удивляется, что раздача денег имеет такой успех, но только не я», - пишет инвестиционный консультант Майк Шедлок. Если государство хочет добиться еще большего успеха, надо дать по $4500 на автомобиль каждому. Краткосрочный спрос рванет вверх, но потом просядет на несколько лет, так что «абсолютный успех» госпрограммы - на самом деле трагедия, и так бывает всегда с бесплатной раздачей денег, отмечает он. Быстрый рост производства и продаж в III квартале окажется как бы займом у будущего: зимой выделение субсидий прекратится, и экономика снова начнет падать, полагает Дуглас Ли из консалтинговой фирмы Economics from Washington. По его расчетам, в течение нескольких месяцев субсидии позволят поднять продажи на 20 - 30%: с 9 - 10 млн в годовом выражении до 12 - 13 млн. С субсидией в $3 млрд американцы купят порядка 750 000 автомобилей. Но ради субсидии часть людей, которые могли сделать покупки в первом полугодии, отложили их, а те, кто в естественных условиях покупали бы новую машину через полгода - год, наоборот, поторопятся. В итоге, рост концентрируется в III квартале, а в IV будет спад, и мы получаем W-образную рецессию, считает Ли. Подталкивает к такому развитию событий именно щедрая госпомощь. БЕССМЫСЛЕННЫЕ ТРАТЫ Программа «Деньги за драндулеты» взяла все самое худшее из рузвельтовского «Нового курса», уверен профессор Калифорнийского университета Джеймс Гамильтон. В 1993 г. правительство платило фермерам за забой домашнего скота и уничтожение посевов, как будто избавление от продукции может сделать нацию богаче, напоминает Гамильтон: «И вот мы снова в тех временах - выплачиваем субсидии за уничтожение пригодного к работе транспорта». Будто в подтверждение этого тезиса немецкий полицейский профсоюз заявил, что порядка 50 000 машин, за которые государство заплатило премию, попадают не в переработку, а в Восточную Европу. Зачем добру пропадать? До сих пор полиция сообщала правительству не о десятках тысяч, а о единицах таких случаев, но полностью исключить их нельзя, философски заметил на это министр финансов Пеер Штейнбрюк. Почему бы не давать в обмен на старую рухлядь не $4500, а $10 000 или $20 000, иронизирует колумнист Bloomberg Каролин Баум. И зачем останавливаться на автомобилях, если точно так же можно помочь владельцам гаражей избавиться и от прочего хранящегося там годами старья? Еще можно субсидировать обмен старых домов, на отопление которых тратится много энергии, на новые (естественно, при условии уничтожения старых). Американское правительство быстро перенимает государственно-частное партнерство в японско-корейском стиле, возмущается Баум: администрация делает то, что выгодно крупным корпорациям. Автозаводы получают деньги и по другим каналам - так, на прошлой неделе было объявлено о выделении $2,4 млрд на разработку гибридных и электромобилей. А если вспомнить, что контрольный пакет GM национализирован, в этом случае государство вообще «партнерствует с самим собой», подчеркивает Баум. Американцы и так слишком часто меняют машины, пишет один из редакторов WSJ Габриэла Стерн в коллективном блоге randomnotes.newswires-americas.com. Но современные автомобили не настолько плохи, чтобы менять их как перчатки. Свободные деньги, у кого они есть, лучше потратить не на новые авто, а на медицину, обучение детей, пенсионные накопления, считает Стерн. Возвращение экономики к росту нужно, но не ценой скатывания обратно к избыточному потреблению.   КИТАЙ: РОСТ ПОЧТИ БЕЗ СУБСИДИЙ Быстрее всего автопродажи растут в Китае, где, можно сказать, никаких субсидий-то и нет. В июле, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, реализация авто выросла на 63,6% по сравнению с прошлогодним уровнем. А по итогам июня Китай с 1,14 млн проданных машин впервые обошел США (1,127 млн), став мировым лидером по автопродажам. Это должно было случиться: за первое полугодие продажи в Штатах упали на 35,1%, а в Китае - выросли на 25,6%. С марта ежемесячные продажи авто в Китае не падают ниже 1 млн. В июле, в разгар кризиса, Fiat подписал соглашение о создании в Китае совместного производства, в которое вложит 400 млн евро, пишет FT. Единственная помощь автовладельцем, предпринятая в Китае - субсидия в размере до $730 фермерам, покупающим малолитражки в обмен на старую технику. Горожане покупают автомобили без всяких субсидий. РОССИЯ: СВОЙ ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ В России пошли своим, ни на кого не похожим путем. Правительство решило помочь не автопроизводителям, а банкам: потенциальным покупателям субсидируют процент по автокредиту (2/3 ставки рефинансирования Центробанка). Сейчас ставка снижена до 10,75%, так что субсидия не превышает 7,2%. Тем, кому кредит не нужен, государство не помогает. Но в кризис люди осторожны с кредитами: со старыми бы расплатиться. В долг брать невыгодно: ставки выросли с 12 - 14% до 25% и выше. Поэтому, несмотря на госпомощь, доля покупок авто в кредит снизилась с докризисных почти 50% до примерно 20%. Чтобы с участием государства нельзя было купить дорогие иномарки, стоимость покупки сначала ограничили 350 000 руб. В этой редакции программа не пользовалась большим успехом: выгоднее было получить кредит у самих автопроизводителей. В итоге, с мая в программе успели поучаствовать порядка 23 411 покупателей, сообщил Минпромторг. Если в США с субсидией продается четверть авто, то российский результат куда скромнее и в относительном выражении: только в июле в стране было продано в 5 раз больше автомобилей. «На «Ладу» приходится примерно 80% продаваемых с участием госсубсидий автомобилей, на Renault Logan - 5%», - цитирует «Интерфакс» координатора программы льготного кредитования Минпромторга Александра Кима. Все кредиты до сих пор шли через три госбанка: через Сбербанк - около 84%, через «ВТБ24» - еще 13%, остальные - через «Россельхозбанк». Госбанкам программа дала некоторый приработок, но не заменила им обычные автокредиты. Например, «ВТБ24» за первое полугодие выдал автокредитов без субсидий примерно в 7 раз больше, чем льготных. Для Сбербанка льготные автокредиты - более существенный заработок. Он за три месяца действия программы выдал в 1,5 раза больше льготных кредитов, чем в июне - обычных. С нынешней пятницы потолок цены автомобиля повышается до 600 000 руб., а первоначальный взнос уменьшается с 30% до 15% стоимости авто. К выдаче кредитов смогут подключиться четыре частных банка. Спрос на участие в программе теперь должен заметно вырасти. До конца года, прогнозирует Минпромторг, будет выдано порядка 100 000 кредитов. ВЕРСИЯ-2 Почему Россия не приняла общепринятый вариант автосубсидии? Ведь у нас достаточно материала для утилизации ездит и по российским дорогам: порядка четверти автомобилей - старше 20 лет. Минпромторг, куратор программы автосубсидий, задумался об утилизационной премии, но вряд ли такая программа появится скоро. Мешает малость - отсутствие инфраструктуры для утилизации машин. А платить премию за транспортное средство, которое гниет на свалке, было бы странно. Зато неоспоримое достоинство российской программы - дешевизна. Американская стоит почти в 50 раз дороже, а немецкая - более чем в 100 раз. Адаптировать в России меры, похожие на те, что предприняты в других странах, не имело смысла, считает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Такие меры работают, когда в стране есть несколько сильных производителей, а между ними - реальная конкуренция. У нас же нет проблем автопрома - есть проблемы отдельно взятого «АвтоВАЗа», полагает Симачев. Возможно, Россия все же введет премию за утилизацию. Минпромторг полагает, что она должна составить 50 000 руб. В рамках пилотного проекта предлагается принимать любые автомобили старше 10 лет - лишь бы они находились в собственности данного владельца не меньше года. Но пока средств на финансирование этой программы в бюджете-2010 не заложено. ЭФФЕКТ СЛАБЫЙ Основной адресат поддержки - «АвтоВАЗ» - благотворного влияния госпрограммы пока не почувствовал и, накопив больше 80 000 непроданных автомобилей, перешел на сокращенный режим работы. Более того, на этой неделе правительство (устами вице-премьера Александра Жукова) впервые признало, что нужна специальная программа на случай временной остановки завода. Лишь в июле завод заявил о начале реформирования системы поставок комплектующих. «АвтоВАЗу» не помогла ни девальвация рубля, ни запретительные импортные пошлины, ни госсубсидия в 25 млрд руб., ни льготные кредиты госбанков. Все, чего завод сумел добиться: при общем падении продаж автомобилей в России на 49% его продажи упали на 44%. Проблемы завода нужно решать, четко отделяя социальные вопросы от задач развития и повышения конкурентоспособности, говорит Симачев. Небольшое оживление продаж принес «АвтоВАЗу» лишь июль (рост к июню на 12,4%). Это неплохой результат: рынок в целом, по оценке AEB, вырос на 1,8%, а спрос на иномарки продолжал слабеть (-8,8% к июню). Возможно, это дно: в сравнении с прошлым годом продажи тольяттинских изделий снизились «всего» на 42%. Примерно такую же динамику в России показывает Renault. Если исходить из названной Кимом из Минпромторга оценки, то выходит, что с мая «АвтоВАЗ» продал с льготными госкредитами порядка 18 700 автомобилей. Июльские продажи завода - 32 426 машин. Получается, с госсубсидией сейчас продается не меньше 20% «Лад», и своим июльским ростом «АвтоВАЗ» обязан как раз госпрограмме. Но снижение продаж без субсидирования настолько резкое, что благотворного воздействия программы пока не ощущается. Базовые условия Субсидия Стоимость для бюджета (до/после увеличения ассигнований) Рост продаж, в % к тому же периоду прошлого года Июль 2009 г. Январь-июль 2009 США $4500 $1/3 млрд -12,1 -31,7 Германия* 1,5/5 млрд евро 26,1 40,5 Европа* 1500-5000 евро, 13 стран 2,4 -11 Китай - - 63,6 23,4 Россия (до 14 августа / после 14 августа) субсидирование процентов по кредиту: 2/3 ставки рефинансирования на покупку авто стоимостью до 350 тыс / до 600 тыс; первоначальный взнос 30%/15% 2 млрд руб -58 -50 * Июнь 2009, январь-июнь 2009 ИСТОЧНИК: BLOOMBERG, REUTERS, WSJ, AEB

2009-08-13
Уолл-стрит выросла после решения ФРС
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Рынок акций США вырос в среду, так как ФРС сообщила, что наблюдает признаки стабилизации экономики. Кроме того, Центробанк США сохранил ключевую ставку неизменной, на уровне, близком к нулю. Индексы могли вырасти до максимальных отметок за 10 месяцев, благодаря бумагам технологических и финансовых компаний. Однако в последние полчаса торгов ралли замедлилось. «ФРС признала, что экономика улучшается, но не настолько, чтобы завершить все наши программы (помощи), чего все опасались», - сказал Даг Робертс из ChannelCapitalResearch.com. Акции финансовых компаний пользовались самым большим спросом. Котировки Allstate Corp выросли на 6,3 процента после того, как Bank of America-Merrill Lynch повысил рейтинг страховщика до «покупать» с «нейтрального». Индекс Dow Jones прибавил 1,30 процента до 9 361,61 пункта. Индекс Standard & Poor's 500 поднялся на 1,15 процента до 1 005,81 пункта. Индекс Nasdaq Composite повысился на 1,47 процента до 1 998,72 пункта. Индекс S&P вырос на 48,7 процента с минимального уровня закрытия более чем за 12 лет 9 марта. Бумаги Applied Materials подорожали на 3,3 процента, поскольку производитель оборудования для чипов сообщил, что завершит этот год, по меньшей мере, безубыточно благодаря новым заказам и значительному сокращению расходов. (Родриго Кампос, Ли Шнурр, перевела Юлия Заславская)

2009-08-13
Нефть дорожает в ожидании подъема экономики США
СИНГАПУР (Рейтер) - Нефть дорожает в четверг, поскольку возродившиеся надежды на окончание рецессии в США затмили пессимистичные данные о запасах в США, показавшие, что спрос в крупнейшем потребителе нефти по-прежнему слабый. На фондовых рынках началось ралли после того, как ФРС сообщила, что американская экономика демонстрирует признаки стабилизации через два года после начала серьезнейшего кризиса за десятилетия. Японский индекс Nikkei вырос в четверг на 0,7 процента, тогда как азиатские рынки помимо Японии прибавили 1,55 процента, следуя за Уолл-стрит. К 9.00 МСК сентябрьские фьючерсы на американскую легкую нефть поднялись на $0,52 до $70,68 за баррель. Фьючерсы на нефть сорта Brent подорожали на $0,49 до $73,38. «В течение ночи внимание было приковано к комментариям ФРС. Есть предположения, что ситуация начнет улучшаться с этого момента. Есть надежды на значительное снижение запасов в будущем, несмотря на то, что пока они растут», - сказал Бен Вестмор из National Australia Bank. Управление по энергетической информации (EIA) сообщило о намного большем, чем ожидалось, росте запасов нефти в США на прошлой неделе - на 2,5 миллиона баррелей. Запасы дистиллятов повысились на 800 000 баррелей, а запасы бензина снизились меньше, чем ожидалось - на 1 миллион баррелей. Согласно данным EIA, спрос на бензин и дистилляты на прошлой неделе сократился. Спрос на нефть, вероятно, могут поддержать сообщения американского Национального центра ураганов, которые сообщил, что на Атлантику может обрушиться первый в этом году шторм, так как тропическая депрессия набирает силу. Стихия способна вызвать перебои в добыче на шельфе и привести к остановке нефтеперерабатывающих заводов на побережье. (Мариель Демонжо, перевела Юлия Заславская)

2009-08-13
«Нельзя системными мерами решать проблемы одного города с одним крупным предприятием»
о поддержке автопроизводителей Пока российская программа субсидирования продаж автомобилей больше помогает не автопроизводителям, а банкам, через которые идут субсидии. Госбанки усиливают позиции на рынке автокредитования. Это не первый случай, когда банки оказываются основными бенефициарами мер, предназначенных для реального сектора. Но нужно учитывать, что масштаб расходов при адаптации к нашей почве схем вроде немецкой или американской был бы гораздо выше. К этому правительство было не готово. Далее, возникает вопрос, а под какие проекты имело бы смысл предпринимать столь масштабную поддержку? Тем более что есть еще множество секторов экономики, где тоже не все здорово. В Германии хорошо проводить программу по утилизации старых автомобилей - там выпускаются экологичные, современные и безопасные машины. А кто выпускает такие у нас - иностранные компании? Платежеспособный сегмент населения, владевший старыми автомобилями, но еще не сумевший их поменять, достаточно узок. Дальше: в Германии хорошие дороги, поэтому на старых автомобилях можно долго ездить. У нас их не так много. Наконец, там принято считать деньги, поэтому достаточно небольшого толчка, чтобы подвигнуть людей к покупке нового авто. Вводя субсидии, немецкие чиновники проводили соцопросы, и знали, что существенная доля продаж придется на местные марки. Действовавший до сих пор в России вариант автосубсидии вызывал критику: под него подпадало слишком мало марок машин. Но увеличить стоимость автомобилей, которые можно покупать с субсидией, что потом было сделано, - значит пустить в программу иностранные модели. В этом смысла нет. Это была бы госсубсидия, компенсирующая покупателю повышенные в этом году импортные пошлины. Имело ли бы смысл вместо субсидирования процентов по кредитам давать просто субсидии, как в других странах? Вряд ли. Тогда программа будет ориентирована на людей с более высокими доходами, но у них и так есть неплохие автомобили либо деньги на их покупку. Получается, мы стали заложниками того, что у нас нет своих, глубоко локализованных современных автомощностей. В США, Германии и Китае смогли принять системные меры в отношении автопрома именно потому, что у них были проблемы, общие для всего автопрома. Системные меры срабатывают, когда есть реальная конкуренция и совокупность производителей, занимающих определенное положение на рынке. А у нас есть проблемы точечного производства - «АвтоВАЗа». Нельзя системными мерами решать точечные частные задачи - проблемы одного города с одним крупным предприятием и его поставщиками. Тут нужны точечные меры, а системные меры будут бить мимо цели. Надо действовать адекватно проблеме - помогать «АвтоВАЗу», при этом отделяя социальные вопросы от задач развития и повышения конкурентоспособности. Мгновенные улучшения на таких предприятиях невозможны из-за проблем, связанных со всей цепочкой поставщиков. Нужно несколько волн модернизации, захватывающих предприятие все глубже и глубже.

2009-08-13
ФРС отметила стабилизацию экономики США
ВАШИНГТОН (Рейтер) - Экономика США демонстрирует признаки стабилизации через два года после начала глубочайшего кризиса за десятилетия, заявила в среду ФРС, сообщив также о планах постепенно свернуть программу выкупа гособлигаций. Кроме того, американский центробанк сохранил краткосрочную ключевую ставку на уровне около нуля и пообещал, что не будет менять ее в течение продолжительного времени, чтобы поддержать восстановление. ФРС ясно дала понять, что рассчитывает на окончание рецессии и довольна восстановлением финансовых рынков. «Информация, которая появилась с тех пор, как Комитет по операциям на открытом рынке собирался в июне, говорит о том, что экономическая активность стабилизируется, - сказано в заявлении Центробанка. - Условия на финансовых рынках улучшились за последние недели». Впервые с августа 2008 года Комитет не упомянул о спаде экономики. Однако, по его мнению, она по-прежнему неустойчива, так как работодатели все еще увольняют сотрудников, а компании сокращают инвестиции. ФРС осторожно подошла к вопросу отмены одной из мер поддержки экономики, сообщив, что постепенно завершит $300-миллиардную программу выкупа долгосрочных Treasuries к концу октября. «Чтобы обеспечить мягкий переходный период на рынках в виду того, что выкуп облигаций завершен, Комитет решил постепенно замедлять темпы подобных операций, и полагает, что вся сумма будет использована к концу октября», - говорится в заявлении Центробанка. (Марк Фелсентал и Алистер Булл, перевела Юлия Заславская)

2009-08-13
Дыра в бюджете США в июле – рекордный $181 млрд
ВАШИНГТОН (Рейтер) - Дефицит бюджета США в июле 2009 года составил $180,68 миллиарда, что является рекордной цифрой для этого месяца, сообщило министерство финансов США. США тратят больше, чем зарабатывают, уже 10 месяцев подряд, поскольку затраты на борьбу с рецессий постоянно растут. Аналитики, опрошенные Рейтер, в среднем прогнозировали дефицит бюджета на уровне $177,5 миллиарда. В аналогичный месяц прошлого года наблюдался дефицит бюджета на уровне $102,77 миллиарда. В июле текущего года расходы бюджета увеличились до $332,18 миллиарда - рекордной месячной суммы - с $263,26 миллиарда в аналогичный месяц прошлого года, в то время как доходы сократились до $151,5 миллиарда с $160,49 миллиарда годом ранее. За первые 10 месяцев 2009 финансового года, начавшегося с 1 октября, дефицит бюджета увеличился до $1,267 триллиона с $388,61 миллиарда в аналогичный период прошлого финансового года. В мае Белый дом сообщил, что дефицит бюджета за весь 2009 финансовый год может вырасти до $1,84 триллиона, что более чем вчетверо превышает рекорд прошлого года на уровне $455 миллиардов. Ожидается, что в ближайшие недели эта оценка будет пересмотрена. (Дэвид Лаудер, перевела Юлия Заславская)


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное