Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

<<На бытовом уровне я не вижу никаких изменений>>


     slon.ru
2009-08-03
«На бытовом уровне я не вижу никаких изменений»
о ксенофобии и опросах общественного мнения: Опросы - это довольно ситуативные вещи, результаты которых зависят от того, что происходит в политике, и от того, насколько активно в средствах массовой информации муссируется вопрос о национальном унижении, о том, кто виноват, что нам плохо, кто виноват в том, что начался кризис, и так далее. На бытовом уровне я не вижу никаких изменений, и национализм и его проявления и этнофобия как были, так и остаются. Когда Грузия фигурировала как главный враг России... этого немного меньше сейчас, но это эффект чисто медийный. На мнение людей влияют те тональности заявлений, которые делают политики в зависимости от того, как плохо по отношению к нам ведут себя наши соседи. В последнее время утихают разговоры относительно стран Балтии, и после всплеска прошлого года сокращаются дискуссии относительно Грузии, после газовой войны - в отношении Украины. Следует различать отношение человека к тем национальным группам, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и особенно это относится к тем национальным группам, которые входят в понятие «россиянин», и отношение к другим странам. В этом смысле, если речь идет о Северном Кавказе, а затем к нему уже добавилась Грузия, это люди, которые вызывают у рядового россиянина негативное отношение. Особенно на фоне мнения, что все кавказцы - бандиты, что милиция проверяет документы на основании так называемой кавказской внешности, с ними связывают высокие цены на рынках, разваливающиеся маршрутки и так далее. Крен «нелюбви» россиян со временем может сместиться, все будет зависеть от того, насколько сильны национальные диаспоры внутри России. Значительная часть неприязни - это либо зависть, либо представление о том, что твои деньги, твои рабочие места на твоей родине занимают приезжие люди. Что качается центрально-азиатской диаспоры, то сейчас это бесправные рабочие, которые работают на стройках и подметают улицы на окраинах Москвы. При этом мы видим, что в отчетах по этнофобии часто пострадавшие - это таджики, которые стали своеобразными козлами отпущения. На них легче отыграться и излить свои негативные чувства, чем на чеченцах и азербайджанцах, которые намного сильнее укреплены. Но укоренение представителей Центрально-Азиатского региона - это вопрос времени. Когда мы увидим таджика не в роли дворника, а в роли торговца местного рынка, то чувства негатива будут такими же, как и в отношении кавказцев.

2009-08-03
«Кавказцы в рейтинге жертв нападения прочно занимают второе место»
о ксенофобии и опросах общественного мнения: У меня не вызывает сомнений, что в рейтинге антипатий кавказские народы в совокупности занимают лидирующее место в публичном выражении неприязни. Мы девять лет проводили исследования масс-медиа на изучение языка вражды, и ненависть к кавказцам - это медийный образ, результат пропаганды. Это не значит, что нет базы социальной, но я говорю о том, что выражать ненависть публично к кавказцам не зазорно. На вопрос «Любите ли вы кавказцев?» человек без раздумий отвечает - нет, а на вопрос «Любите ли вы евреев?» - он еще подумает. Антисемитизм - это постыдно, это знают все. Кавказцы в рейтинге жертв нападения прочно занимают второе место после представителей Центрально-Азиатского региона. Это тоже понятно, потому что в реальной жизни нападают не просто на тех, кого больше не любят, а на тех, кого не любят и кто меньше защищен. Кавказцы - это группа социализированная, часть из них - это граждане России, они владеют русским языком и давно живут в России. Центрально-азиатская миграция - это последняя волна миграции. Это люди не социализированные и социально не защищенные, поэтому они идеальные жертвы для нападения. Более того, в публичной риторике нет активного «антицентрально-азиатского» дискурса. Люди из Центральной Азии обозначаются в масс-медиа как нелегальные мигранты. Поэтому люди и не ответят, что они не любят «центрально-азиатов», они просто этой категорией не думают.

2009-08-03
Тиньков продает свои рестораны через Twitter
МОСКВА (Рейтер) - Известный российский бизнесмен Олег Тиньков решил продать сеть ресторанов «Тинькофф», о чем оповестил общественность в своем блоге на сайте Twitter. «11 лет моему ресторанному бизнесу. Надоел. Хочу продать свою долю около 70 процентов, в том числе бренд», - написал предприниматель, попросив присылать предложения в блог или на электронную почту. Олег Тиньков вырастил на продажу несколько бизнес-проектов: пивоваренный завод Tinkoff, купленный в 2005 году InBev за $201 миллион, пельмени «Дарья», проданные за $21 миллион структурам Millhouse Capital Романа Абрамовича. Сейчас основной бизнес Тинькова - банк «Тиньков Кредитные Системы», специализирующийся на выдаче потребительских кредитных карт. Ресторанный бизнес «Тинькофф» - это десять ресторанов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Уфе, Самаре, Екатеринбурге, Казани и Сочи, рассчитанные на средний класс. Финансовые показатели не раскрываются. Получить у бизнесмена комментарии не удалось. Однако время для выгодной продажи ресторанного бизнеса основатель «Тинькофф» выбрал не самое лучшее: российские рестораны теряют посетителей. «Наш прогноз по ресторанному рынку на 2009 год остается негативным, поскольку ведущие операторы демонстрируют снижение трафика на 15 - 20 процентов. До тех пор, пока не возобновится устойчивый рост доходов населения, расходы на рестораны не будут восстанавливаться», - говорится в обзоре банка «Ренессанс Капитал», чьи аналитики советуют продавать акции единственного в РФ публичного ресторанного оператора «Росинтер». Инвестиционные возможности в ресторанном бизнесе появятся вместе с первыми признаками экономического подъема, но в 2009 году он крайне маловероятен, пишут аналитики «Ренессанса». (Мария Плис. Редактор Антон Зверев)

2009-08-03
Рубль вырос благодаря подорожавшей нефти
МОСКВА (Рейтер) - Рубль укрепился на торгах в понедельник благодаря повышению мировых цен на нефть и глобальному ослаблению доллара, однако участники рынка по-прежнему не спешат занимать новые позиции ввиду отсутствия ясного тренда на мировых рынках. Котировки рубля к бивалютной корзине ($0,55 и 0,45 евро) выросли на торгах на ММВБ в понедельник по сравнению с закрытием в прошлую пятницу на 35 копеек до 37,15 рубля, изменяясь в ходе дня в пределах от 37,01 до 37,35 рубля. Поддержку рублю в понедельник оказала нефть: котировки российского сорта Urals превысили отметку $72 за баррель, фьючерсы на нефть сорта Brent приблизились к $73,5 за баррель. Оптимизм на мировых рынках и повышение склонности инвесторов к риску оказали давление на доллар, который упал до минимума 2009 года к корзине шести основных валют, а на ММВБ в секции расчетами «завтра» коснулся отметки 31,0 рубля. Однако, несмотря на положительный для рубля внешний фон, говорить о начале тренда на укрепление рубля преждевременно, считают дилеры. «Я думаю пока рано говорить о том, что кто-то планирует какие-то долгосрочные позиции, о том, что есть уверенное видение ситуации. Сейчас в большей степени идет переброс клиентских интересов», - Сказал Александр Панасенко из «Металлинвестбанка». По словам дилера крупного иностранного банка, динамика курсов в понедельник в основном могла определяться потоками средств клиентов банков, при этом наблюдались спекулятивные продажи валюты. Дилеры говорят, что причиной осторожности российских участников валютного рынка в настоящее время является тот факт, что растущие цены на нефть приближаются к максимуму последних месяцев, который может послужить уровнем технического сопротивления. В случае неспособности нефтяных котировок преодолеть его на рынке «черного золота» может начаться новая коррекция, которая повлечет за собой отказ от рубля в пользу иностранной валюты. По итогам дня объем торгов парой доллар/рубль расчетами «завтра» на ММВБ составил $3,44 миллиарда. Средневзвешенный курс доллара к рублю расчетами «завтра» снизился до 31,1940 рубля с 31,3384 рубля при закрытии торгов в прошлую пятницу. (Андрей Остроух. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-03
Акции США растут за счет банков Европы
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Фондовые индексы США выросли при открытии торгов в понедельник, ободряемые квартальными результатами европейских банков, еще раз подтвердивших обоснованность надежд на скорое восстановление мировой экономики. Второй крупнейший британский банк Barclays PLC порадовал инвесторов ростом прибыли в первом полугодии на 8 процентов. Результаты HSBC Holdings PLC оказались скромнее - прибыль банка сократилась за аналогичный период вдвое, однако, превзошла средний прогноз аналитиков. «Наибольшие трудности были сосредоточены в финансовом секторе, поэтому прибыли HSBC и Barclays добавили веса к общему оптимизму, заставив поверить в то, что худшее уже пройдено», - считает Андре Бахос из Princeton Financial Group. «Приятно видеть, что прибыли восстанавливаются в глобальном масштабе», - добавил он. Акции крупнейшего автопроизводителя Ford Motor Co поднялись почти на 4 процента после сообщения руководства о намерении объявить о первом за два года увеличении продаж за месяц. Фондовые площадки поддерживаются возросшими нефтяными ценами: стоимость американской легкой нефти прибавила $1,58 к цене закрытия пятницы до $71,02 за баррель, ранее достигнув $71,44 - наивысшей точки с 1 июля. К 17.33 МСК Dow Jones вырос на 0,74 процента до 9 239,03 пункта, индекс Standard & Poor's 500 - на 0,94 процента до 996,80 пункта, индекс Nasdaq Composite поднялся на 1,05 процента до 1 999,24 пункта. Сегодня в 18.00 МСК ожидается выход данных об активности в производственном секторе экономики США (PMI) за июль. Опрошенные Рейтер аналитики прогнозируют рост индекса PMI до 46,5 пункта, но это ниже отметки в 50 пунктов, отделяющей подъем сектора от спада. (Анджела Мун, перевела Злата Гарасюта. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-03
Акции США растут за счет банков Европы
НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Фондовые индексы США выросли при открытии торгов в понедельник, ободряемые квартальными результатами европейских банков, еще раз подтвердивших обоснованность надежд на скорое восстановление мировой экономики. Второй крупнейший британский банк Barclays PLC порадовал инвесторов ростом прибыли в первом полугодии на 8 процентов. Результаты HSBC Holdings PLC оказались скромнее - прибыль банка сократилась за аналогичный период вдвое, однако, превзошла средний прогноз аналитиков. «Наибольшие трудности были сосредоточены в финансовом секторе, поэтому прибыли HSBC и Barclays добавили веса к общему оптимизму, заставив поверить в то, что худшее уже пройдено», - считает Андре Бахос из Princeton Financial Group. «Приятно видеть, что прибыли восстанавливаются в глобальном масштабе», - добавил он. Акции крупнейшего автопроизводителя Ford Motor Co поднялись почти на 4 процента после сообщения руководства о намерении объявить о первом за два года увеличении продаж за месяц. Фондовые площадки поддерживаются возросшими нефтяными ценами: стоимость американской легкой нефти прибавила $1,58 к цене закрытия пятницы до $71,02 за баррель, ранее достигнув $71,44 - наивысшей точки с 1 июля. К 17.33 МСК Dow Jones вырос на 0,74 процента до 9 239,03 пункта, индекс Standard & Poor's 500 - на 0,94 процента до 996,80 пункта, индекс Nasdaq Composite поднялся на 1,05 процента до 1 999,24 пункта. Сегодня в 18.00 МСК ожидается выход данных об активности в производственном секторе экономики США (PMI) за июль. Опрошенные Рейтер аналитики прогнозируют рост индекса PMI до 46,5 пункта, но это ниже отметки в 50 пунктов, отделяющей подъем сектора от спада. (Анджела Мун, перевела Злата Гарасюта. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-03
Глaвa MИД Изpaиля готов уйти в oтcтaвкy
ИЕРУСАЛИМ (Рейтер) - Министр иностранных дел Израиля и глава входящей в правящую коалицию ультранационалистической партии Yisrael Beiteinu Авигдор Либерман заявил в понедельник о готовности покинуть свой пост в случае, если генеральный прокурор страны последует рекомендации правоохранительных органов и предъявит ему обвинения в коррупции и других правонарушениях. Накануне полиция Израиля после длившегося девять лет расследования рекомендовала прокуратуре выдвинуть в отношении Либермана обвинения во взятках, финансовых махинациях и отмывании денег. Расследование велось по большей части, когда Либерман находился на других правительственных должностях. Согласно заявлению полиции, главным пунктом обвинений является перевод миллионов шекелей на счета компаний и людей, близких к Либерману. «Ключевым моментом будет окончательное решение генерального прокурора после слушаний», - заявил Либерман. «Если после слушаний генеральный прокурор решит выдвинуть обвинения, тогда я, несомненно, уйду в отставку». (Ори Льюис, перевел Антон Колодяжный. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-03
СОК просит порулить «АвтоВАЗом»
Спасители «АвтоВАЗа» | Наполеоновские планы | Разделять и властвовать  Один из крупнейших партнеров «АвтоВАЗа» - группа СОК в конце июля 2009 г. представила управленцам Волжского автозавода план по спасению предприятия. Этот документ высылается на «АвтоВАЗ» уже не в первый раз, но, по словам владельцев промышленной группы, его неизменно игнорируют. В стремлении нащупать рычаги влияния на топ-менеджеров тольяттинского завода, группа СОК решила рассекретить подробности «антикризисной презентации». Однако, поможет ли публичность его воплощению? Недостаток плана в том, что интересы владельцев СОК в нем ставятся выше интересов «АвтоВАЗа». СПАСИТЕЛИ «АВТОВАЗА» Владельцы группы СОК уверены, что если ее менеджеров допустят к управлению активами «АвтоВАЗа», уже во второй половине 2009 г. автозавод сможет продавать не менее 50 000 автомобилей LADA в месяц. Объемы продажи «Нива» и Chevy Niva в совокупности смогут составить до 120 000 автомобилей ежемесячно, хотя такое количество внедорожников от ВАЗ не покупали даже в тучные годы нефтяного бума. Самарские предприниматели считают, что ВАЗу необходимо выкупить контрольный пакет стороннего автопроизводителя и взять в состав некоего производителя автокомпонентов. В плане также указывается необходимость реорганизации производства и внедрение новой схемы работы с поставщиками и дилерами. Подготовка «антикризисной программы» для «АвтоВАЗа» была собственной инициативой группы СОК, поэтому неудивительно, что наставления Юрия Качмазова - основного бенефициара группы СОК и владельца 1% акций «АвтоВАЗа» - во время июньского собрания акционеров автозавода остались практически незамеченными. Сегодня на «АвтоВАЗе» говорят, что Качмазов поделился кое-какими «соображениями», однако их фактическая ценность осталась «неочевидной» - уж слишком расплывчатыми были эти советы. Поэтому Качмазов решил пойти ва-банк и рассказать о своих предложениях широкой публике. Причиной для такой открытости в компании называют опасения за собственный бизнес, специализированный не только в сфере автокомпонентов. Менеджеры СОК утверждают, что дальнейший упадок «АвтоВАЗа» и его возможное банкротство болезненно отразится не только на Тольятти, но и на всей области в целом. Желая избежать подобного исхода, соковские управленцы не посягают на структуру собственности «АвтоВАЗа», а только просят позиции антикризисных менеджеров за соответствующий гонорар. Если предложения СОК так и не воспримут всерьез, в ближайшее время группа надеется вынести антикризисную программу на рассмотрение в правительство РФ. НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ Согласно антикризисной программе группы СОК, основными задачами «АвтоВАЗа» являются достижение точки безубыточности в 2009 г. и рентабельности, соответствующей чистой прибыли не менее 10 млрд руб. в год, уже к июню 2010 года. Тот факт, что на сегодняшний день у ВАЗа 53 млрд руб. долга, а убыток за 2008 г. составил почти 25 млрд руб., ничуть не смущает самарских менеджеров. Хорошо знакомые с производственной системой завода, они уверены, что с помощью сокращения издержек можно с легкостью получить дополнительные 40 млрд руб. СОК предлагает «АвтоВАЗу» наращивать продажи, пока рынок ослаблен и регионы готовы к потреблению бюджетного продукта. Представители группы отмечают, что в модельном ряде завода есть всегда популярные автомобили: например, спрос на LADA Priora и «Нива», несмотря на общее снижение рынка, весьма стабилен. Снижение спроса на LADA Priora в течение первой половины 2009 г. составило всего около (-13%), отмечают в СОКе. Если бы предложенная программа была принята на ВАЗе вовремя - весной 2009 г., то уже летом 2009 г. ежемесячные продажи LADA выросли бы с 28 000 до 50 000 автомобилей, обеспечив заводу так необходимые 10,1 млрд руб. Продажи «Нив» добавили бы еще 3 млрд руб. К сожалению, сегодня «АвтоВАЗу» по-прежнему не удается продавать более 30 000 автомобилей ежемесячно, а стоки составляют около 80 000 автомобилей. Поэтому планы менеджеров СОКа выглядят слишком оптимистично: они лишь предлагают использовать «новую ценовую политику» и «другой принцип работы с сервисно-сбытовой сетью».  Цены на наиболее востребованные автомобили могут быть снижены, а эффект от этого закрепят рекламные акции, считают самарцы. Они также предлагают укрепить связи завода с дилерской сетью, указывая, что «АвтоВАЗ» фактически ее не контролирует. Во многих областях дилерские центры уже не принадлежат «АвтоВАЗу». В СОКе упоминают и проблему квотирования, которая существует еще с прошлого века. Сами дилеры рассказывают, что порой физически не способны продать клиенту именно тот автомобиль, который ему хочется купить - мешает негибкость системы сбыта. СОК готова сделать систему заказа автомобилей более гибкой, ускорив получение автомобилей заказчиками. Для стимулирования работы дилеров СОК предлагает с 1 сентября 2009 г. ввести схему «переменной компенсации». На период до выхода «АвтоВАЗа» в точку безубыточности, дилерские наценки должны быть опущены до уровня, покрывающего только операционные затраты (2-3%). В случае успешного выполнения розничного плана, дилеру предоставляется «премия» в размере еще 1%-1,5%. Это еще 1,1 млрд руб. в копилке автозавода, подсчитали представители СОК. Кроме того, они собираются в кратчайшие сроки добиться двукратного увеличения оборота на рынке запчастей, и уже в 2010 г. получить выручку на уровне 7,5-8 млрд руб. РАЗДЕЛЯТЬ И ВЛАСТВОВАТЬ Оптимистичная СОК не забывает и тему вывода вспомогательных производств на аутсорсинг, которая обсуждается на заводе достаточно давно. Однако, до сих пор никто не отважился на реализацию этой идеи, учитывая ее социальный резонанс. Бывшие управленцы ВАЗа предлагают поделить производство на два блока: основное, включающее производства, связанные непосредственно с выпуском автомобилей (прессовое, сборочно-кузовное и тестирование), а также вспомогательное, куда входят производства по выпуску автокомпонентов (механо-сборочные цеха, выпуск пластмассовых деталей). Управление вспомогательными производствами лучше доверить «сторонним менеджерам», считают в СОКе. Количество поставщиков придется сократить до двух по каждому продукту, при этом производители автокомпонентов, обслуживающие сегодня «АвтоВАЗ», получили бы возможность для самостоятельного развития. Владельцам СОКа известен один производитель автокомпонентов, располагающий современными технологиями производства и мощным инжиниринговым центром, контрольный пакет которого заводу предлагается немедленно выкупить. Последнее предложение группы, по мнению отраслевых аналитиков, конфликтует с идеей сокращения издержек и демонстрирует нежелание СОКа обладать реальной самостоятельностью. В группе неоднократно отмечали, что технологическое перестраивание бизнеса для поставок на другие автопредприятия СОКу представляется слишком затратным. Поэтому-то группе так важно сохранить привязку к вазовскому конвейеру. Случайно ли в программе СОКа фигурирует пункт о покупке ВАЗом контрольного пакета неназванного производителя автокомпонентов? Большинство читателей «антикризисного плана» сразу вспоминают об автокомпонентном бизнесе самарской группы. В предложении о покупке контрольного пакета опять-таки анонимного автопроизводителя, имеющего широкую продуктовую линейку, НТЦ и базу поставщиков, эксперты единодушно видят попытку продвижения другого бизнеса, от которого группа СОК давно мечтает избавиться. Речь идет о заводе «Иж-Авто», сделка по продаже которого «АвтоВАЗу» сорвалась самым досадным образом. В 2007 году «АвтоВАЗ» заинтересовался Ижевским автозаводом, как площадкой, которую можно было бы использовать для сборки автомобилей Renault-Nissan. Завод был готов отдать группе СОК свой дилерский холдинг «Лада Сервис», у которого в процессе аудита была выявлена крупная недостача - свыше 4 000 автомобилей. Последовал шумный скандал, и сделка расстроилась. Затем менеджеры СОК успели закрыть совместный проект с корейцами из Kia и избавиться от дилерской сети Sokia, и к началу кризиса остались практически без рабочих активов. Поэтому сочиняя антикризисную программу для «АвтоВАЗа», которому помогало и будет помогать государство, СОК, прежде всего, ищет спасения для собственных бизнесов. Это единственный способ не только с выгодой избавиться от них, но и сохранить влияние на заводе и иметь доступ к управлению им. Странное партнерство между ВАЗом и СОКом продолжается довольно давно. Представители группы СОК занимали официальные должности на «АвтоВАЗе» в 2002 - 2005 гг., их можно поблагодарить за инновации в работе сервисно-сбытовой сети: внедрение корпоративных стандартов, увеличение числа дилеров, привлечение инвестиций и нововведения в логистике. Однако после передачи управления на заводе команде «Рособоронэкспорта» в 2005 году, все менеджеры СОКа лишились статусных мест и вряд ли получат их обратно. Кто же добровольно делится контролем над предприятием, которое получает миллиарды рублей государственной помощи? К тому же, программа СОКа, хоть и имеет рациональное зерно, слишком богата щедрыми обещаниями и слишком скромна описаниями средств для их достижения. Это идеальный план для СОКа, но без протекции властей он не может быть интересен «АвтоВАЗу».

2009-08-03
СОК просит порулить «АвтоВАЗом»
Спасители «АвтоВАЗа» | Наполеоновские планы | Разделять и властвовать  Один из крупнейших партнеров «АвтоВАЗа» - группа СОК в конце июля 2009 г. представила управленцам Волжского автозавода план по спасению предприятия. Этот документ высылается на «АвтоВАЗ» уже не в первый раз, но, по словам владельцев промышленной группы, его неизменно игнорируют. В стремлении нащупать рычаги влияния на топ-менеджеров тольяттинского завода, группа СОК решила рассекретить подробности «антикризисной презентации». Однако, поможет ли публичность его воплощению? Недостаток плана в том, что интересы владельцев СОК в нем ставятся выше интересов «АвтоВАЗа». СПАСИТЕЛИ «АВТОВАЗА» Владельцы группы СОК уверены, что если ее менеджеров допустят к управлению активами «АвтоВАЗа», уже во второй половине 2009 г. автозавод сможет продавать не менее 50 000 автомобилей LADA в месяц. Объемы продажи «Нива» и Chevy Niva в совокупности смогут составить до 120 000 автомобилей ежемесячно, хотя такое количество внедорожников от ВАЗ не покупали даже в тучные годы нефтяного бума. Самарские предприниматели считают, что ВАЗу необходимо выкупить контрольный пакет стороннего автопроизводителя и взять в состав некоего производителя автокомпонентов. В плане также указывается необходимость реорганизации производства и внедрение новой схемы работы с поставщиками и дилерами. Подготовка «антикризисной программы» для «АвтоВАЗа» была собственной инициативой группы СОК, поэтому неудивительно, что наставления Юрия Качмазова - основного бенефициара группы СОК и владельца 1% акций «АвтоВАЗа» - во время июньского собрания акционеров автозавода остались практически незамеченными. Сегодня на «АвтоВАЗе» говорят, что Качмазов поделился кое-какими «соображениями», однако их фактическая ценность осталась «неочевидной» - уж слишком расплывчатыми были эти советы. Поэтому Качмазов решил пойти ва-банк и рассказать о своих предложениях широкой публике. Причиной для такой открытости в компании называют опасения за собственный бизнес, специализированный не только в сфере автокомпонентов. Менеджеры СОК утверждают, что дальнейший упадок «АвтоВАЗа» и его возможное банкротство болезненно отразится не только на Тольятти, но и на всей области в целом. Желая избежать подобного исхода, соковские управленцы не посягают на структуру собственности «АвтоВАЗа», а только просят позиции антикризисных менеджеров за соответствующий гонорар. Если предложения СОК так и не воспримут всерьез, в ближайшее время группа надеется вынести антикризисную программу на рассмотрение в правительство РФ. НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ Согласно антикризисной программе группы СОК, основными задачами «АвтоВАЗа» являются достижение точки безубыточности в 2009 г. и рентабельности, соответствующей чистой прибыли не менее 10 млрд руб. в год, уже к июню 2010 года. Тот факт, что на сегодняшний день у ВАЗа 53 млрд руб. долга, а убыток за 2008 г. составил почти 25 млрд руб., ничуть не смущает самарских менеджеров. Хорошо знакомые с производственной системой завода, они уверены, что с помощью сокращения издержек можно с легкостью получить дополнительные 40 млрд руб. СОК предлагает «АвтоВАЗу» наращивать продажи, пока рынок ослаблен и регионы готовы к потреблению бюджетного продукта. Представители группы отмечают, что в модельном ряде завода есть всегда популярные автомобили: например, спрос на LADA Priora и «Нива», несмотря на общее снижение рынка, весьма стабилен. Снижение спроса на LADA Priora в течение первой половины 2009 г. составило всего около (-13%), отмечают в СОКе. Если бы предложенная программа была принята на ВАЗе вовремя - весной 2009 г., то уже летом 2009 г. ежемесячные продажи LADA выросли бы с 28 000 до 50 000 автомобилей, обеспечив заводу так необходимые 10,1 млрд руб. Продажи «Нив» добавили бы еще 3 млрд руб. К сожалению, сегодня «АвтоВАЗу» по-прежнему не удается продавать более 30 000 автомобилей ежемесячно, а стоки составляют около 80 000 автомобилей. Поэтому планы менеджеров СОКа выглядят слишком оптимистично: они лишь предлагают использовать «новую ценовую политику» и «другой принцип работы с сервисно-сбытовой сетью».  Цены на наиболее востребованные автомобили могут быть снижены, а эффект от этого закрепят рекламные акции, считают самарцы. Они также предлагают укрепить связи завода с дилерской сетью, указывая, что «АвтоВАЗ» фактически ее не контролирует. Во многих областях дилерские центры уже не принадлежат «АвтоВАЗу». В СОКе упоминают и проблему квотирования, которая существует еще с прошлого века. Сами дилеры рассказывают, что порой физически не способны продать клиенту именно тот автомобиль, который ему хочется купить - мешает негибкость системы сбыта. СОК готова сделать систему заказа автомобилей более гибкой, ускорив получение автомобилей заказчиками. Для стимулирования работы дилеров СОК предлагает с 1 сентября 2009 г. ввести схему «переменной компенсации». На период до выхода «АвтоВАЗа» в точку безубыточности, дилерские наценки должны быть опущены до уровня, покрывающего только операционные затраты (2-3%). В случае успешного выполнения розничного плана, дилеру предоставляется «премия» в размере еще 1%-1,5%. Это еще 1,1 млрд руб. в копилке автозавода, подсчитали представители СОК. Кроме того, они собираются в кратчайшие сроки добиться двукратного увеличения оборота на рынке запчастей, и уже в 2010 г. получить выручку на уровне 7,5-8 млрд руб. РАЗДЕЛЯТЬ И ВЛАСТВОВАТЬ Оптимистичная СОК не забывает и тему вывода вспомогательных производств на аутсорсинг, которая обсуждается на заводе достаточно давно. Однако, до сих пор никто не отважился на реализацию этой идеи, учитывая ее социальный резонанс. Бывшие управленцы ВАЗа предлагают поделить производство на два блока: основное, включающее производства, связанные непосредственно с выпуском автомобилей (прессовое, сборочно-кузовное и тестирование), а также вспомогательное, куда входят производства по выпуску автокомпонентов (механо-сборочные цеха, выпуск пластмассовых деталей). Управление вспомогательными производствами лучше доверить «сторонним менеджерам», считают в СОКе. Количество поставщиков придется сократить до двух по каждому продукту, при этом производители автокомпонентов, обслуживающие сегодня «АвтоВАЗ», получили бы возможность для самостоятельного развития. Владельцам СОКа известен один производитель автокомпонентов, располагающий современными технологиями производства и мощным инжиниринговым центром, контрольный пакет которого заводу предлагается немедленно выкупить. Последнее предложение группы, по мнению отраслевых аналитиков, конфликтует с идеей сокращения издержек и демонстрирует нежелание СОКа обладать реальной самостоятельностью. В группе неоднократно отмечали, что технологическое перестраивание бизнеса для поставок на другие автопредприятия СОКу представляется слишком затратным. Поэтому-то группе так важно сохранить привязку к вазовскому конвейеру. Случайно ли в программе СОКа фигурирует пункт о покупке ВАЗом контрольного пакета неназванного производителя автокомпонентов? Большинство читателей «антикризисного плана» сразу вспоминают об автокомпонентном бизнесе самарской группы. В предложении о покупке контрольного пакета опять-таки анонимного автопроизводителя, имеющего широкую продуктовую линейку, НТЦ и базу поставщиков, эксперты единодушно видят попытку продвижения другого бизнеса, от которого группа СОК давно мечтает избавиться. Речь идет о заводе «Иж-Авто», сделка по продаже которого «АвтоВАЗу» сорвалась самым досадным образом. В 2007 году «АвтоВАЗ» заинтересовался Ижевским автозаводом, как площадкой, которую можно было бы использовать для сборки автомобилей Renault-Nissan. Завод был готов отдать группе СОК свой дилерский холдинг «Лада Сервис», у которого в процессе аудита была выявлена крупная недостача - свыше 4 000 автомобилей. Последовал шумный скандал, и сделка расстроилась. Затем менеджеры СОК успели закрыть совместный проект с корейцами из Kia и избавиться от дилерской сети Sokia, и к началу кризиса остались практически без рабочих активов. Поэтому сочиняя антикризисную программу для «АвтоВАЗа», которому помогало и будет помогать государство, СОК, прежде всего, ищет спасения для собственных бизнесов. Это единственный способ не только с выгодой избавиться от них, но и сохранить влияние на заводе и иметь доступ к управлению им.

2009-08-03
Бoлгaрия размышляет над проектами &laquo;Газпрома&raquo; и АЭС
СОФИЯ (Рейтер) - Болгария продолжит анализ конкурирующих проектов газопроводов - разработанного «Газпромом» «Южного потока» и европейского «Набукко», сказал новый министр экономики и энергетики Трайчо Трайков. Он добавил, что София не уверена, строить ли АЭС в Белене, подряд на которую предыдущее правительство отдало российской госкомпании. Занявшее место социалистов правоцентристское правительство заявило с приходом к власти, что необходимо пересмотреть участие Болгарии в крупных энергопроектах, если они могут навредить бюджету, уже пострадавшему от сокращения доходов вследствие мирового экономического кризиса. Аналитики сочли, что это ставит под угрозу сотрудничество Болгарии с «Газпромом», который рассчитывает диверсифицировать пути экспорта, проложив трубу, в частности, через Балканы. Болгария подписала с Россией межправительственное соглашение о «Южном потоке», а затем договорилась о партнерстве со странами-участницами «Набукко», с помощью которого Евросоюз надеется снизить зависимость от российского газа. «Мы продолжим работу в обоих проектах и будем анализировать результаты каждого этапа», - сказал Трайков журналистам в понедельник. Министр отметил, что кроме межправительственных соглашений у «Набукко» есть и четкий финансовый план, тогда как у «Южного потока» имеются проблемы с технико-экономическим обоснованием. Справочная информация об обоих проектах доступна по коду. Неясность с перспективами партнерства Софии и Москвы в энергетике со сменой власти в Болгарии стала предметом обсуждения в ЕС, эксперты которого не исключают дрейфа балканской страны к России. АЭС В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ Министр сообщил, что Болгария должна еще раз обдумать строительство АЭС в Белене мощностью 2 000 мегаватт, которое, по оценкам, может обойтись в шесть миллиардов евро. Прежнее правительство начало переговоры с российским о кредите в 3,8 миллиарда евро на АЭС под гарантии Софии. Однако новый Кабинет говорит, что не намерен ничего гарантировать, пока не изучит все детали. Трайков сказал, что предыдущее правительство потратило на проект 400 миллионов евро, не имея четкого плана финансирования и ясного представления об экономической выгоде. «Теперь нам нужно понять, нужна ли Болгарии эта электростанция, сколько должна стоить электроэнергия, чтобы проект был прибыльным, и сможем ли мы продавать электричество по такой цене», - сказал министр. Предыдущее правительство говорило, что ввод в строй АЭС позволит вернуть Болгарии роль ведущего экспортера энергии на Балканах и достичь поставленных Евросоюзом целей в сфере снижения выбросов парниковых газов. У Болгарии контроль над проектом, а остальные 49 процентов принадлежат немецкой RWE. Строительство АЭС поручено «Атомстройэкспорту». Трайков сообщил, что он и премьер-министр Бойко Борисов встретятся с руководством RWE на этой неделе. Ранее представители правящей партии ГЕРБ предлагали продать государственную долю в проекте частным инвесторам либо отказаться от него. (Цветелия Илиева. Перевел Денис Пшеничников, редактировал Денис Дёмкин)

2009-08-03
«Аль-Каида» все еще предлагает США перемирие
ДУБАЙ (Рейтер) - Предложение об условном перемирии, сделанное «Аль-Каидой» предыдущей администрации США, все еще актуально для президента Барака Обамы, сказал Айман аль-Завахири, заместитель командующего военной группировкой. «Если Обама хочет (достичь) взаимопонимания, тогда он должен ответить на два предложения шейха Усамы (бен Ладена)", - сказал Завахри в интервью информационному подразделению «Аль-Каиды» As-sahab, опубликованном на сайте исламистов в понедельник. «Обама старается продать иллюзии... слабым, - отозвался Завахри о кампании Обамы, направленной на смягчение напряжения в отношениях Вашингтона с мусульманами, возросшего в результате войн в Ираке и Афганистане. - Он пытается сказать: не ненавидьте нас... но мы продолжим убивать вас...» В 2006 году Бен Ладен сказал: «Мы не возражаем против предложения долгосрочного перемирия, основанного в точности на тех условиях, которые мы будем отстаивать... перемирия, которое предлагает безопасность и стабильность и восстановление Ирака и Афганистана, которые разрушила война». США отвергли это предложение, заявив, что «не ведут переговоров с террористами». (Инал Эрсан, перевела Юлия Заславская. Редактор Дмитрий Антонов)

2009-08-03
«Пришло время отказаться от наших фобий»
Мариан Лупу теперь самый важный человек в Молдавии. После того, как на выборах в прошлую среду коммунисты не набрали большинства, от него зависит, продолжат ли они управлять Молдавией или их сменит у власти коалиция из оппозиционных партий. В самом деле, у коммунистов только 44,69% голосов и 48 мест из 101 в парламенте. У трех старых оппозиционных партий (Либеральной, Либерально-демократической и альянса «Наша Молдова») 40 на троих. Мариан Лупу - бывший коммунист, спикер парламента - в этом году покинул Коммунистическую партию и возглавил собственную, Демократическую. Неожиданно для всех она получила 13 мест в парламенте. Из всей оппозиции только он мог бы пойти на коалицию с коммунистами. А значит, ДПМ играет роль арбитра - к кому Лупу присоединит свои 13 мандатов, тот и будет править. В интервью корреспонденту Slon.ru Витале Калугеряну он говорит, что пока не настроен на союз с коммунистами. - Хороший результат, полученный Демократической партией в досрочных выборах (12,6% голосов, то есть 13 мандатов), после достигнутых 3% в апреле, судя по всему, является вашей личной заслугой. Как вам это удалось? - Это и вправду большое достижение за очень короткий промежуток времени - четыре месяца. Факторы, которые привели к такому результату, это, в первую очередь, обновленная команда ДП, в которую вошла как старая команда, так и новые люди. Но [сыграл роль] и сам факт появления сильного левоцентристского элемента социал-демократической направленности, который ранее отсутствовал. И ДП в обновленной формуле заняла эту нишу, которая была востребована обществом. Думаю, что на наш успех, помимо сильной мобилизации, повлияло и то, что в ДП перешли территориальные организаций от ряда партий, включая коммунистическую, социал-демократическую, Центристский союз и многие другие формирования. События 7 апреля [бунт оппозиционно настроенной молодежи в Кишиневе - Slon.ru] обострили эту ситуацию. И здесь мы можем говорить о положительном аспекте - то есть, то, что люди хотели все-таки перемен, но есть и отрицательный момент - то, что общество было сильно разделено и поляризовано. - С момента вашего ухода из Компартии и начала предвыборной кампании во главе Демократической партии вас обвиняли в том, что вы являетесь проектом коммунистов, созданным с целью оторвать голоса у оппозиции. У кого, все-таки, вы «украли» голоса, которые принесли ДПМ более 10%? - Это очень простое математическое упражнение, которое показывает, что это предположение было ошибочным и даже умышленным. У меня есть все основания утверждать это, потому что, например, в последние дни предвыборной кампании одна из партий распространила листовку, в которой говорилось, что я вроде уже подписал альянс с президентом Ворониным. Но результаты досрочных выборов по сравнению с предыдущими выборами в апреле, позволяют мне утверждать, что если 5 апреля у Партии Коммунистов было 60 мандатов, то сегодня у нее 47 - 48 мандатов. То есть минус 12 - 13, как раз столько сколько набрала ДПМ. Это показывает очень четко, откуда ДПМ взяла голоса - за нас проголосовали те, кто раньше голосовал за партию коммунистов, из-за отсутствия альтернативы. Отсюда вывод - тезис был искусственным, обвинения были искусственными, умышленными, ошибочными, тенденциозными и конъюнктурными. - Еще говорят, что Лупу принес коммунистам голос, который им был нужен и которого они не могли достать, чтобы избрать президента. 48 мандатов коммунистов плюс 13 мандатов ДПМ получается как раз 61, сколько необходимо для выбора главы государства. Вы пойдете на альянс с коммунистами или нет? - Наша позиция неизменна - мы ее озвучивали неоднократно. Мы должны быть интеллигентными людьми, чтобы учиться на ошибках других, и не повторять их. И здесь я имею в виду опыт 2005 года, когда партии, которые пошли на альянс с коммунистами, попали в капкан, после чего они исчезли из активной политической жизни. Здесь не идет речь о личных обидах и эмоциях с моей стороны или о характере отношений - напряженных, которые были у меня с руководством ПКРМ после ухода из партии. Речь идет об очень рациональном подходе, который основывается, в первую очередь, на невозможности проведения перемен, которые необходимы этой стране, в случае, если мы согласимся создать альянс с коммунистами и ПКРМ останется у власти. Я очень хорошо знаю менталитет и низкий уровень политической культуры Партии коммунистов, так что я думаю, что она неспособна развивать политическое партнерство в национальных интересах, она заинтересована лишь в сохранении нынешней ситуации в Республике Молдова в политическом, демократическом и экономическом планах. А мы не пришли в парламент для сохранения этой ситуации и для защиты в дальнейшем интересов очень узкой группы людей, приближенных к ПКРМ - и здесь я имею ввиду и экономические интересы, и политические, и финансовые. Мы пришли в парламент, чтобы продвигать очень конструктивную, открытую, гибкую позицию. Мы находимся в процессе разработки платформы и приоритетов, и на базе этой платформы мы будем вести переговоры о создании альянса с демократическими партиями вошедшими в парламент. Как я отмечал ранее, единственный выход из политического кризиса - это создание широкой коалиции, проведение как можно более широкого диалога. Иначе этот кризис не будет преодолен. Все партии демократической направленности имеют вместе 53 - 54 голосов. Этого достаточно для выбора руководства парламента и создания комиссий. На первый взгляд, этого достаточно и для утверждения правительства. Однако, здесь есть проблема, потому что кандидатура премьер-министра должна быть предложена президентом, лидером коммунистов Владимиром Ворониным. Количество мандатов некоммунистических партий недостаточно для выбора нового президента. Отсюда следует - вы должны ввести диалог. Потребуется максимум гибкости, все должны оставить нездоровые амбиции, отказаться от поз национальных героев и попыток выявить, кто из лидеров оппозиции важнее. Диалог должен быть ответственным с политической точки зрения и профессиональным с технической точки зрения. Сценарий по выходу из политического кризиса, при котором ПКРМ осознает ситуацию и пойдет на диалог с демократическими партиями, мне кажется маловероятным. Другой вариант развития событий - и это самый неудачный сценарий - мы вновь оказываемся перед досрочными парламентскими выборами. До тех пор у нас будет исполняющий обязанности президента, будет правительство, в нынешнем составе. И эта ситуация будет очень трудной с точки зрения преодоления экономического кризиса в стране. Мы должны осознать, что это уже третий политический кризис такого рода, третий раз, когда парламент не в состоянии выбрать президента. Первый раз было в 2000 г., когда после кризиса к власти пришла Партия коммунистов, потом апрель - май 2009 г., и тот, который может последовать осенью 2009 г. Это показатель низкого уровня культуры и ответственности молдавских политиков. Единственным решением, гарантирующим, что в будущем это не повторится, было бы рассмотрение самым серьезным образом вопроса о процедуре выборов президента, чтобы он больше не избирался парламентом, а напрямую, всем обществом. Только в этих условиях в стране не будет больше таких политических кризисов. - Это изменение в конституции было бы одним из приоритетов, которые вы видите для создания коалиции некоммунистических парламентских партий. Что еще должна предпринять в первую очередь, до вероятного роспуска парламента, нынешняя объединенная оппозиция, у которой будут, в случае ее создания, простое большинство в 53 - 54 мандата? - Если проявится новая угроза политического кризиса, то в первую очередь надо создать парламентскую комиссию по расследованию в широком формате, с международным участием, событий 7 апреля. До тех пор все политические партии должны будут отказаться от едких и ксенофобских высказываний и установить мораторий на взаимные обвинения, касающиеся событий 7 апреля. В экономической области необходимо создать расширенный антикризисный совет, который смог бы идентифицировать план мер и действий по снижению влияния экономического кризиса в Республике Молдова. Также необходимо восстановить доверие путем ускорения переговоров с международными финансовыми структурами, в частности, с МВФ, чтобы обеспечить международный финансовый пакет, очень необходимый для Республики Молдова. Это необходимо, потому что условия выдачи 500-миллионного кредита от Российской Федерации остались большой загадкой. В то же время, если исходить из проблемы обеспечения экономической и финансовой безопасности страны, должно обязательно быть равновесие. Говорю об МВФ как о точке отчета, стартовой точке для получения пакета помощи от западных партнеров и стран доноров, в основном ставка делается на европейскую поддержку. Также необходимо правильно внедрять Кодекс о телерадиовещании, который регламентирует деятельность публичного радио и телевидения, потому что публичное телерадиовещание находится в тяжелом положении - закон хороший, но не исполняется. Необходимо также устранить все препятствия на пути инициирования переговоров по подписанию Ассоциированного договора с ЕС. Среди этих препятствий не только визовый режим для румынских граждан, нужно продвижение ряда реформ европейского и экономического характера. Также важно обеспечить принцип верховенства закона и закончить начатые реформы, в том числе реформу прокуратуры и полиции. - ЕС проявляет если не сдержанную, то очень осторожную позицию и кажется не очень активным в Кишиневе. В случае нового политического кризиса он так ничего и не сможет сделать, чтобы не допустить погружение Молдовы в беспрецедентный экономический и политический кризис? - ЕС не может позволить себе, чтобы о нем говорили, что он вмешиваться во внутренние дела другого государства. Но это не исключает возможности того, чтобы ЕС оценивал ситуацию или был посредником в политическом диалоге в Молдавии. Считаю, что ЕС сможет сыграть такую роль и что эта роль должна быть более активной. - В четверг «Коммерсантъ» писал, что в Кремле вас считают партнером, с которым можно разговаривать. Возможно ли, что Россия хотела бы изменить свои предпочтения и, отказавшись от Воронина, выбрать вас в качестве главного партнера в Молдове? - Нашим главным приоритетом внешней политики является европейская интеграция, что предполагает, во-первых, развитие и внедрение в Республике Молдова ряда европейских ценностей. Помимо развития хороших связей с соседями, другим приоритетом мы обозначили развитие стратегического партнерства на базе равенства и взаимоуважения с Российской Федерацией и нарастающее развитие партнерства с нашими партнерами в СНГ. Это очень рациональный и взвешенный подход - Молдова, как маленькая страна, должна развивать умную внешнюю политику, которая позволила бы обеспечить национальные интересы страны. Этот регион нельзя игнорировать как с политической, так и с экономической, коммерческой и энергетической точек зрения. Здесь много беспокойных областей не только для нас, но и для ЕС, для региона, для Европы в целом. Поэтому я считаю, что именно эта взвешенная и продуманная политика, не основанная на эмоциях и страхах, сможет обеспечить привлекательную позицию не только для нашей страны, но и для наших западных и восточных партнеров. Пришло время отказаться от всех наших фобий - и от антирусских, и от антирумынских. Пришло время отказаться от широко применяемой Партией Коммунистов практики, основанной на выявлении противника и борьбе с этим противником. И знать, что эта платформа приветствуется и ЕС, и Россией, и другими партнерами. - Отмена ограничения для занятия государственных должностей лицами, у которых несколько гражданств, как того требует Европейский суд по правам человека, опротестованная нынешними властями, фигурирует среди приоритетов для создания будущей антикоммунистической коалиции? - Надо подождать подтверждения этого решения большой палатой ЕСПЧ, и в качестве члена Совета Европы, мы обязаны выполнять решения ЕСПЧ. В частности, в отношениях с Бухарестом необходимо отменить визовый режим для граждан Румынии, что станет хорошим сигналом и базой не только для улучшения диалога на двухстороннем уровне, но и положительным сигналом для Брюсселя. Подписание Конвенции о малой торговле также было бы в интересах Республики Молдова и ее граждан, проживающих в 50-километровой приграничной зоне. Это может стать стимулом для развития коммерческих, экономических связей, проектов приграничного сотрудничества, что очень хорошо в условиях экономического кризиса. В то же время мы придерживаемся мнения, что недоверие в отношениях с Бухарестом является следствием отсутствия общения и понимания с обеих сторон, которые должны сейчас способствовать тому, чтобы этот диалог был основан на юридических и политических европейских принципах. То, что не обсуждается - это государственность Республики Молдова. Мы должны оценить последствия нынешней ситуации для будущего. И тогда домашнее задание, которое должно быть выполнено как Кишиневом, так и Бухарестом, это заявления в европейском стиле и диалог между этими двумя государствами. Считаем необходимым продолжить плодотворный диалог по подписанию договора о границе (название договора может меняться), а также по политической договоренности в виде Базового договора, который определял бы характер и суть этих двухсторонних отношений.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное