[Будь-здоров! 2] Россию пытаются отговорить от лекарственного импортозамещения

[Будь-здоров! 2] Россию пытаются отговорить от лекарственного импортозамещения
приветствует Вас!
В начале этого года глава кабмина Дмитрий Медведев заявил, что в 2015 году
лекарства могут подорожать на 20%. Таким образом премьер очень ненавязчиво
напомнил об имеющейся у государства возможности ввести регулирование цен на
лекарства. И хотя позже сам он говорил, что не считает эту меру эффективной,
все же пообещал, что она будет введена, если вдруг неконтролируемый скачок
цен будет наблюдаться в течение трех месяцев. И, кажется, это время уже
пришло.
Спекулянты от фармакологии
9 марта этого года президент Владимир Путин подписал закон, позволяющий
правительству в любой момент, в зависимости от текущей ситуации, вмешиваться
в процесс ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные
препараты (ЖНВЛП). Но в кабмине, по всей видимости, без крайней надобности
этой возможностью не пользуются. Теперь необходимость все же назрела:
Минздрав РФ объявил, что ужесточит наказание за превышение цен на ЖНВЛП, а
Росздравнадзор получит право приостанавливать или даже аннулировать лицензию
аптеки, если она будет нарушать распоряжение министерства.
Резкий скачок цен на лекарства в России произошел прошлой осенью из-за
девальвации рубля. Но, как признал позже Дмитрий Медведев, с колебанием
валютного курса рост цен был связан лишь отчасти, а отчасти - <просто со
спекуляцией>. Насколько существенным оказался вклад именно спекулянтов,
точно никто не считал, но в целом, по оценкам экспертов фармрынка, за весь
2014 год стоимость медпрепаратов со свободным ценообразованием (то есть тех,
что не входят в список ЖНВЛП) выросла на 12,7%, а за первые два месяца
2015-го - почти на 20%. Отдельные препараты и вовсе подорожали вдвое или
втрое.
Лекарства из списка ЖНВЛП, по данным Минздрава, подорожали не так заоблачно.
В первом квартале 2015 года они прибавили в цене в среднем 5,7%, и заметнее
всех, как и ожидалось, увеличилась стоимость недорогих препаратов (до 50
руб.). В среднем же цены на ЖНВЛП росли медленнее уровня инфляции, и
установленный государством верхний лимит стоимости превышен не был - так
успокаивала общественность министр здравоохранения Вероника Скворцова. А
препараты, не входящие в список важных, за первые три месяца текущего года,
по версии главы Минздрава, и вовсе подешевели. Ситуация на рынке лекарств
стабилизировалась, уверяла она, и даже 16 млрд рублей, выделенные
правительством на обеспечение лекарствами льготников, лежат в запасе -
потому что, мол, не понадобились.
Однако мониторинг данных по итогам первого полугодия показал, что ситуация
на розничном рынке фармпрепаратов выходит из-под контроля. За первые шесть
месяцев текущего года цены на ЖНВЛП выросли уже на 7,3%, при этом самые
дешевые лекарства подорожали аж на 11,7%. А главное, стало ясно:
распоряжение о предельных ценах аптеки просто проигнорировали. И крупные
сети, и ларьки без стеснения занялись спекуляциями, в том числе и с
лекарствами из списка жизненно необходимых. Так, контрольные закупки в
столичных аптеках, проведенные недавно Общероссийским народным фронтом
(ОНФ), показали, что кое-где можно найти ЖНВЛП по цене в пять раз выше
установленной.
Данные ОНФ подтверждает и прокуратура: с января по апрель этого года в связи
с превышением допустимых надбавок на лекарства было возбуждено 779 дел об
административных нарушениях. При этом общая сумма наложенных штрафов
составила всего каких-то 4,8 млн рублей. Неудивительно, что эти суммы не
особенно напугали продавцов лекарств - ну разве что мелких, а крупным
аптечным сетям такие наказания явно не страшны.
Изобретатели пятого колеса
Навести порядок на рынке важных фармпрепаратов и усилить ответственность
аптек должен новый документ, к разработке которого приступили Минздрав РФ и
Росздравнадзор. Пока известно лишь, что он будет расширять полномочия
последнего, и надзорное ведомство сможет без участия прокуратуры, а значит,
и более оперативно приостанавливать или даже аннулировать лицензию
провинившейся аптеки.
В отличие от штрафов, <такая жесткая мера, как отзыв лицензии и
потенциальная угроза закрытия, безусловно, заставит все аптеки очень
корректно подходить к формированию цен на ЖНВЛП>, - считает Иван Глушков,
заместитель генерального директора по развитию компании STADA CIS. Но в
целом, продолжает эксперт, ожидать значимых изменений на рынке не стоит,
поскольку установленных фактов завышения цен на ЖНВЛП аптеками не так уж и
много. Фармацевты преспокойно ограничивают надбавки на препараты с
регулируемыми ценами и при этом заоблачно поднимают их на все остальные.
Теоретически для эффективного регулирования цен было бы вполне достаточно
антимонопольного законодательства, которое хоть и формально, но в нашей
стране имеется, говорит Анастасия Заточная, директор Фонда Михаила Хазина. И
если оно почему-то не работает, то нужно искать причины, а не придумывать
новые законы, поскольку они будут столь же неэффективны. <Если правительство
не будет работать в этом направлении, то никакие новые законы тоже работать
не будут. Грубо говоря, нужно наказывать конкретных чиновников за
неэффективность - только тогда и появится какой-то эффект от их работы>, -
полагает она.
Подмена понятий
Фармацевтическая отрасль в нашей экономике - одна из самых уязвимых. Это
вытекает как из-за спекулятивного характера рынка, так и из-за высокой
импортозависимости. В наследство от СССР нам досталась сильная
фармакологическая отрасль с развитой научно-практической базой, но за годы
перестройки она успела деградировать: критический износ основных фондов, их
моральное устаревание и недостаточное финансирование исследований привели к
снижению конкурентоспособности отечественных препаратов и значительно
уменьшили их долю на рынке. В итоге по состоянию на 2007 год российские
производители лекарств могли обеспечить всего 17% спроса. А на рынке
фармацевтических субстанций (действующих веществ, предназначенных для
производства лекарственных препаратов) доля российских производителей и
вовсе микроскопична - примерно 1%.
Очевидно, что, если в рамках ужесточения антироссийских санкций западные
страны перекроют каналы поставок лекарств, российскому фармрынку грозит если
не полный коллапс, то очень большие проблемы.
В 2009 году решили спасать ситуацию и разработали правительственную
<Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года>. На
программу выделено почти 178 млн рублей, и, по замыслу авторов, уже через
пять лет доля продукции отечественного производства на российском фармрынке
должна вырасти до 50% (в стоимостном выражении). Кроме того, к этой дате в
России будет налажено производство такого объема фармсубстанций, который
сможет обеспечить выпуск половины готовых лекарственных форм (опять же в
денежном выражении), в том числе не меньше 85% лекарств из списка жизненно
важных. Предполагается, что правительство и заинтересованные ведомства будут
стимулировать разработку и производство аналогов импортных дженериков и
оригинальных лекарств.
Программа продвигается не так быстро, как хотелось бы, потому что в этом
году лекарственному импортозамещению решили подсобить еще раз - через
систему госзаказа. Согласно новым условиям с начала 2016 года иностранные
поставщики не смогут участвовать в закупочных аукционах для лекарственного
обеспечения льготников и медучреждений, если на тендер будут претендовать
два и более поставщика лекарств, производимых на территории ЕАЭС. При этом
те, кто лишь упаковывает готовые лекарства на российских производствах (а
именно в такой форме в России работает большинство заводов иностранных
фармкомпаний), будут исключены из системы госзакупок и смогут реализовать
свою продукцию исключительно в розничных сетях. Производители полного цикла
получат ценовые преференции. И, конечно, эти ограничения не коснутся
запатентованных препаратов, аналогов которых в России нет.
Пока же доля импорта в общем объеме лекарственных госзакупок составляет
около 85%. Стоит ожидать, что в какой-то степени она, конечно, сократится,
однако есть один существенный нюанс: согласно новым правилам под определение
<отечественный производитель> подпадают любые производства полного цикла,
расположенные на нашей территории. Крупнейшие зарубежные компании,
работающие в России, уже успели подготовиться к грядущим переменам, наладив
на своих заводах полные циклы выпуска лекарств. А это даст им полное право
считаться <отечественными> на тендерных аукционах и, соответственно,
получить все те преференции, которые полагаются полностью нашим
производствам.
Недозамещение
Российские власти не раз заявляли, что одной из приоритетных целей
государства является 100-процентное замещение зарубежных лекарств
российскими и как минимум национальная самодостаточность в области
производства лекарственных препаратов для лечения жизнеугрожающих
заболеваний.
Правда, специалисты утверждают, что полагаться исключительно на
отечественные предприятия мы сможем не раньше, чем через 10-20 лет, когда
удастся восстановить научную базу, создать собственные передовые технологии,
практически с нуля наладить собственное производство фармсубстанций и пройти
весь сложный производственный цикл от разработки препаратов до их
клинических испытаний. Что касается производственных мощностей, их тоже
постепенно наращивают и развивают, но явно не так быстро, как хотелось бы.
Новые заводы можно пересчитать по пальцам, а так называемые фармкластеры, на
предприятиях которых как раз и внедряются отечественные технологические
разработки, открыты пока только в Калуге, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге,
Ярославле и на Алтае.
Зачем нас отговаривают
В цифрах итоги правительственных программ выглядят следующим образом. По
данным Минздрава РФ, в 2014-м году объем фармацевтического рынка страны
достиг 900 млрд рублей. И в ценовом выражении более чем 70% этого оборота
составляли продажи зарубежных лекарств. Однако если посчитать по количеству
проданных упаковок, то лидируют уже отечественные лекарства - по этому
показателю наша доля рынка равна почти 60%. <Сейчас две из трех упаковок
лекарственных препаратов на аптечной полке произведены в нашей стране.
Представления же об "импортозависимости" основаны на том, что в денежном
выражении доля импортных лекарств очень велика. Но это значит лишь то, что
импортные лекарства существенно дороже, а не то, что их очень много>, -
вроде бы успокаивает Иван Глушков.
Но хоть по ценам считай, хоть по <крышкам> - факт остается фактом: более
двух третьих от этих самых 900 млрд попадают не в российскую
фармацевтическую отрасль и идут вовсе не на развитие российских заводов и
технологий. А поскольку бесконечно субсидировать фармацевтов в необходимых
объемах бюджет просто не сможет, рано или поздно этот вопрос придется
решать. И одним регулированием цен в его нынешнем виде тут уже не
отделаться.
Добиться 100-процентного самообеспечения лекарствами не удалось еще ни одной
стране в мире. Даже ЕС и США с их сильной фармакологической промышленностью
и передовыми технологиями. Многие представители фармацевтического бизнеса
уверяют, что, мол, полностью <импортозаместиться> не сможет и российское
лекарственное производство, но, по странному совпадению, представляют они
именно компании с иностранными собственниками.
<Правительство уже предприняло достаточный набор мер по стимулированию
разработки и производства лекарственных препаратов в России. Теперь
значительно потеснить импортные средства может только сам потребитель,
выбирая при покупке препараты отечественного производства>, - отметил Иван
Глушков. Но, думается, у государства есть не один и даже не два инструмента
для того, чтобы сделать иностранные препараты менее конкурентоспособными: те
же таможенные пошлины или налог с продаж импортных товаров. Вопрос, решит ли
оно этими инструментами воспользоваться, пока что остается открытым.
Источник: rusplt.ru
Вместо P.P.S.
Оля сказала, что она беременна, мне пришлось на ней жениться. Жду год, жду
другой - а ребёнка всё нет! Тут я и понял, как жестоко меня обманули.
С наилучшими пожеланиями,
Збруч.