[svoboda] Статья: День Крещения Руси

15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России
и на Украине установлено празднование Дня крещения Руси. Более 1000 лет назад
у берегов Днепра произошло событие, изменившее для нас весь ход истории. Равноапостольный
князь был не только просветителем и крестителем, он был любящим отцом для своего
народа, подвигнувшим его державной рукой на путь в Царствие Небесное. И на этом
пути множество подвижников просияло святостью, став основанием и частью того,
что мы сегодня называем Святой Русью
А что же в наши дни? В чем и как могут люди, облеченные властью сегодня, подражать
святому князю, чтобы приблизить свой народ к идеалам Святой Руси? А все мы чем
и как можем по-настоящему почтить память святого князя в своей жизни, своих поступках
и делах? Сайт <Православие.ру> обратился к пастырям с просьбой дать ответы на
эти вопросы.
Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери <Утоли
моя печали> г. Саратова:
- Мне кажется, что прежде, чем задаваться вопросом о том, в чем могли бы власть
имущие подражать равноапостольному князю Владимиру, стоило бы спросить: а есть
ли у кого-то сегодня такое желание? Ради чего люди приходят во власть? Что для
них стоит на первом месте: власть как ответственность, как долг перед теми, кто
наделил их соответствующими полномочиями, перед народом... Или же власть как
возможность удовлетворения своих личных желаний, стремлений, амбиций, нужд? Думаю,
что если для людей, которым присущ первый тип отношения к власти, было бы естественно
подражать князю Владимиру, то для тех, кому ближе второй тип, вопрос о подражании
крестителю Руси вряд ли стоит.
В чем это подражании в принципе могло бы заключаться... Прежде всего - в стремлении
к личной праведности, чистоте жития, а изначально - к жизни по совести. Ведь
правитель, как и отец семейства, только тогда может научить чему-то по-настоящему
доброму свой народ или своих чад, когда подает им соответствующий пример. И отец
в семье, и правитель в своей стране находятся на очень видном месте, и ни от
детей, ни от народа не скроешь своих поступков, своих сердечных расположений,
какой ты есть, таким тебя и будут видеть.
Что требуется от власть имущего, если он не только по имени, но и в самом деле
христианин? Памятование о том, что он должен будет дать ответ за свой народ и
за свое управление народом не только и не столько перед людьми, но и перед Богом.
Это памятование и все остальное определяет, в том числе и готовность более заботиться
об интересах и нуждах людей, нежели о своих.
Впрочем, думаю, что актуальней на самом деле вопрос о том, чем можем почтить
память благоверного князя Владимира все мы - те, кто благодарен ему за сделанный
им однажды выбор, те, к чьей судьбе таким образом он причастен, для кого он тоже,
как и для всей тогдашней Руси, Креститель. Более всего в его собственной жизни
лично меня поражает стремительность тех изменений, которые произошли в нем самом.
Превращение из варвара-язычника, из жестокого воина-убийцы, из владельца целого
<гарема> в того, кого народ с любовью именовал <Красным солнышком>. Чудо подобного
превращения, происходящее в нас, в нашей душе, в нашей жизни - лучшая дань памяти
святому правителю древней Руси...
Священник Димитрий Шишкин, настоятель прихода Покрова Божией Матери в селе Почтовом
(Крым):
- Прежде всего, надо бы, ох как надо бы, чтобы у каждого нашего <князя> была
такая же чудесная бабушка, какая была у равноапостольного князя Владимира. Ну,
пусть не такая сановитая и державная, но чтобы вера у нее была такая же крепкая
и любовь: потому что мы видим, что вера правая, соединенная с любовью, обязательно
приносит благие плоды.
Но это замечание относится к тем бабушкам, младенствующие внуки которых только
еще в далеком будущем, возможно, станут <князьями>. А что касается нынешних правителей
и властителей, то даже если жизнь их, мягко говоря, далека от христианских идеалов,
то им не плохо бы вспомнить о том, что и князь Владимир был от этих идеалов одно
время весьма далек, но любовь к правде и красоте, решимость покориться Истине
помогли ему совершенно преобразить свою жизнь, и он не посчитал, что это уже
поздновато делать, и не оглянулся на то, что скажут почтенные партайгеноссе.
Ведь был же такой антипример - а именно отец князя Владимира. Святослав, говорят,
склонялся сердцем к Православию, да побоялся пойти против дружины, побоялся,
что та его <не поймет>:
А вот сын его, князь Владимир, будучи до срока ярым язычником, с принятием православной
веры совершенно преобразился.
Он оставил блудную жизнь (ведь немало наложниц имел), и оставил, думается, не
потому только, что так надо было, а именно потому, что сердце его преобразилось,
переменилось совершенно и, будучи омыто благодатью, уже не могло, не желало прикасаться
к нечистоте, принимать скверну.
Был он жесток до крещения, а после переменился настолько, что, говорят, сами
епископы убеждали его в необходимости карать преступников, уговаривали, потому
что боголюбивый князь, помня о прежних своих согрешениях, других людей хотел
уже только миловать.
Думал он, надо полагать, до крещения в первую очередь об интересах собственных
и ближайшего своего окружения, а после крещения так полюбил народ, что воистину
сделался ему отцом и по любви своей к простым людям стал именоваться ими ласково
Красным Солнышком.
Конечно, преображение это княжеского сердца, княжеской жизни произошло удивительным
и даже чудесным образом, но все-таки и не без его воли. Так что главным образом
в этом - в желании жить по правде Божией - и могут и должны подражать великому
князю его наследники если не по крови, то по призванию, по дару управления людьми.
И хорошо бы им помнить, что этот именно дар дан им для мудрой заботы о своем
народе, для попечения о его духовных и телесных нуждах, а не для личной наживы.
Простая вроде бы истина, а как часто человек настолько удаляется от правды, что
нечто простейшее, но важнейшее в жизни считает уже чем-то несущественным и горько
потом расплачивается за такое свое легкомыслие и беспечность.
Ну а что касается всех нас, <простых смертных>, то неплохо бы нам помнить слова
князя: <Кто друг мне, тот крестись>. Только будем помнить еще, что крещением
мы называем не только трехкратное погружение в купель, но и приобщение ко Христу,
добрую жизнь в согласии с Ним, какой бы скорбной, трудной и мучительной порой
она ни была в этом мире, лежащем во зле.
Чем мы можем порадовать своего великого предшественника, чем почтить его святую
память? Конечно, только тем, что будем стараться жить по-христиански, основанием
своей жизни полагая не многообразные соблазны больного и суетного мира, а слово
Божие и его исполнение. И тогда наша жизнь и жизнь наших близких обязательно
начнет меняться. И это <малое> преображение милостью Божией, возможно, перерастет
в преображение Руси, и она еще подтвердит свое право именоваться Святой. А именно
этого и ждет, как думается, великий равноапостольный князь Владимир, молясь Господу
о вразумлении и исправлении своего народа.
Так что не будем отчаиваться, видя, что творится вокруг и внутри нас, но станем
трудиться по мере сил, прежде всего над своей душой: помогая ближним: все упование
возлагая на Господа и помня о том, что <невозможное человекам возможно Богу>.
Источник: Православие.ру
С уважением
Нина.