Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] О реформе пригородного сообщения

Привет всем!

15 июня на вокзале в Чебоксарах произошло настоящее преступление: около 40
человек перекрыли железную дорогу, заблокировав на перроне вечерний
пригородный
поезд в Канаш

Пассажиры, заплатив за проезд, просто не смогли поместиться в единственный
вагон электрички, который был подан на станцию в единственном числе, и в
возмущении
отказались его пропустить.

Целый час понадобился для того, чтобы региональная администрация вышла на
переговоры с пассажирами и предоставила <несогласным> автобус вместо вагона.
Полицейским
вмешиваться не пришлось, но поскольку случай произошел в столице республики
Чувашии, он стал достоянием прессы. Между тем, подобные <пассажирские бунты>
уже не редкость в регионах: еще в октябре прошлого года на станции Пятилетка
отчаявшиеся пассажиры электрички <Самара-Жигулевск> перекрывали трассу,
протестуя
против сокращения числа вагонов в поезде с десяти до четырех. Многочисленные
и бесполезные обращения жителей российских окрестностей в региональные УФАС
и коллективные письма высоким начальникам лишь подтверждают взрывоопасную
тенденцию.

Реформа замедленного действия

Несмотря на кажущийся неожиданным для российской глубинки способ протеста,
события в Чувашии можно было предвидеть. По решению Правительства РФ, с 2011
года финансирование электричек было возложено на региональные бюджеты, но
далеко не все администрации выплатили причитающиеся пригородным компаниям
деньги.
После инцидента с поездом Чебоксары - Канаш, президенту РЖД Владимиру
Якунину пришлось лично оправдываться за ни в чем не повинную пригородную
компанию
<Содружество>, на которую и обрушился гнев возмущенных пассажиров.
<Пригородный сегмент дотируется во всем мире, и у нас обязанность такой
компенсации
закреплена законодательно. Что получается на практике? Чтобы не платить
дополнительные деньги железнодорожникам, регионы сокращают объемы
движения, - разъясняет
он в своем личном
блоге.
- Вполне естественно, что это вызывает недовольство населения>, - добавляет
он, называя случай в Чебоксарах <показательным>.

Руководство железнодорожной монополии уже неоднократно предупреждало о
возможных социальных последствиях <экономности> региональных чиновников.
Второй год
в СМИ появляются сообщения о том, чем может обернуться нежелание
региональных властей участвовать в решении сложного вопроса, но складывается
ощущение,
что местные администрации слышат о происходящем в первый раз, когда
пассажиры садятся на рельсы.

Наиболее вероятно повторение <чувашского> сценария в пяти регионах -
Владимирской, Тверской, Вологодской, Ленинградской областях и в Приморском
крае: местные
власти вообще не предусмотрели в своих бюджетах средства на организацию
пригородного сообщения. В более чем 30 регионах финансирование заложено на
уровне
менее 50% от потребностей, а в 17 из них - менее 10%. То есть, вслед за
Чувашией, возможно, будут бунтовать жители Архангельской, Орловской,
Пензенской,
Брянской, Мурманской, Липецкой, Белгородской, Новгородской, Курской,
Костромской, Псковской и Воронежской областей, Карелии, Мордовии, Марий Эл и
Ставропольского
края.

Губернаторы едут <зайцем>

Следует отметить, что ситуация в различных регионах все-таки не одинакова.
Например, ППК <Содружество>, получившая федеральную известность благодаря
<пассажирскому

заказчиков есть <сознательные> губернаторы: главы Татарстана, Башкортостана
и Свердловской
области подписали соответствующие социальные контракты и обеспечивают
финансирование. Однако, у <Содружества> оказались и другие клиенты, которые
платить
не хотят, отчего возникают проблемы не только у жителей их областей, но и у
соседей. Странно, что при участии в уставном капитале пригородных компаний
(на примере <Содружества>: ОАО <РЖД> - 49,3333%, Республика Татарстан
25,3333% и Удмуртская Республика 25,3333% акций), то есть фактически
являясь совладельцами
компаний, региональные власти говорят о <требованиях железнодорожников>.

Между тем, во Владимире ситуация гораздо хуже, и пригородное пассажирское
движение может серьезно сократиться уже на этой неделе. В пятницу
Горьковская
железная дорога распространила официальный пресс-релиз о том, что
администрация Владимирской области не погасила задолженность перед
пригородной компанией
за 2011 год в размере 69 млн. руб., а за первое полугодие 2012 года
<Волго-Вятская пригородная компания> не получила почти 20 млн. руб. И это
притом, что
правительство области еще с начала года прекратило движение 16 из 29
электричек по своей территории и повысило тариф за проезд в пригородном
сообщении
в 1,5 раза до 2,26 руб. за километр.

Железная дорога заявляет, что договор на второе полугодие администрация
Владимирской области так и не подписала, без него у пригородной компании
вообще
нет оснований для осуществления перевозок. С начала июля будет полностью
прекращено движение десяти электричек из Владимира, Мурома и Коврова,
составность
еще 16 маршрутов из Владимира будет сокращена с шести до четырех вагонов, а
на двух между Владимиром и станцией Тумской по будням в составе поезда будет
курсировать лишь один вагон, вместо прежних пяти.

Голосуй электричкой

Железнодорожники неоднократно предупреждали федеральный центр о нарастающем
недовольстве пассажиров в регионах и сложностях с финансированием
пригородных
перевозок. Владимир Путин, будучи еще премьером, однажды пригрозил
перераспределением бюджетных трансфертов тем губернаторам, кто не обеспечил
у себя пригородные
перевозки. Но, по-видимому, этой угрозы оказалось недостаточно. И вот настал
день и час, когда от безвыходности и возмущения пассажиры перекрыли дорогу.
И по-человечески их трудно осуждать за подобное нарушение закона, и коварная
рука Госдепа здесь совсем не причем.

Вот таким неожиданным образом, из-за <сбежавшей электрички>, региональная
политика может тоже <выплеснуться на улицу>. Нет сомнений, что большинство
губернаторов
будут пытаться переложить вину на железнодорожников, делая вид, что их
регионы не являются акционерами пригородных компаний. В результате, у ППК
остается
единственный путь - обращаться в суды и взыскивать убытки с региональных
администраций по исполнительным листам. Но будут ли ждать окончания сутяжной
волокиты
пассажиры электричек?

Мой skype ikar505

С уважением
Валерий.

Ответить   Tue, 3 Jul 2012 21:21:46 +0400 (#2497765)