[svoboda] ПРОПОВЕДЬ ПАЛАЧА

ПРОПОВЕДЬ ПАЛАЧА
АвторГейвандов Армен 26 июля //22:48
"Будет кто иноверцы,какия ни буди веры, или и русской человек, возложит
хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его
пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честной
крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски
накрепко. Да будет сыщется про то допряма,и того богохульника обличив,
казнити, зжечь". Это первая статья первой главы первого свода российских
законов, отпечатанного типографским способом - Соборного Уложения 1649г. В
22-ой главе есть норма,предписывающая сжигать живьём за переманивание
русских людей в другую веру. Составители Уложения были уверены, что с
помощью божьего слова и палача можно добиться гораздо большего, чем при
помощи только божьего слова.
Самыми серьёзными преступлениями считались преступления против религии,
затем - против государства и только потом - против личности. Большое
значение придаётся обрядам. Помешавшему проведению литургии положена
смертная какзнь. Под угрозой тюремного заключения "на сколько государь
укажет" запрещено во время богослужения бить челом царю и патриарху,
поскольку "православным христианом подобает в церкви божий стояти и молитися
со страхом, а не земныя мыслити". Страх является центральной категорией
идеологии Соборного Уложения, отличавшегося крайней жестокостью. Смертная
казнь применялась в нескольких десятках случаев. Способы отъёма жизни
разнообразны: сожжение, повешенье, отсечение головы, утопление, посажение
на кол, колесование, четвертование, закапывание в землю, залитие горла
расплавленным металлом.
Соборное Уложение принято после московского Соляного бунта 1648-го года,
во время которого толпа горожан истребляла бояр, виновных в поборах и
притеснениях. Царь Алексей Михайлович вынужден был выходить к этой толпе и
просить за свою родню. Для охлаждения народных страстей был созван Земский
Собор, на нём образована комиссия для создания нового свода законов,
результаты работы которой затем Собором утверждены ( с конца 17-го века
Земские Соборы уже не собираются, поскольку окрепшая царская власть
уверенно опирается на воевод и уже не нуждается в диалоге с населением).
Не стоит забывать и о внешнеполитической ситуации. Всё это происходит во
время Английской революции. Работа над Соборным Уложением и его принятие
проходит во воремя суда над ангийским королём Карлом Первыми и его казни.
Событие это произвело тяжёлое впечатление на Алексея Михайловича. Он указом
выслал из России английских купов "за то, что всей землёй совершили злое
дело, короля своего Карлуса убили до смерти". А как английские роялисты
объясняли причины революции? Один из них написал книгу "Гангрена", о том,
что общество разлагают народные секты.
В России же ещё при царе Михаиле, от церкви стали отделятся общины
(капитоновцы). Немецкий путешественник Олеарий пишет, что, несмотря на
грозящее строгое наказание, люди бьют попов. Олеарий объясняет это тем, что
часто попами становятся люди негодные. Однако неоднозначное отношение к
официальной церкви было вызвано не только поведением отдельных
священослужителей, но и позицией церкви в отношении закрепощения крестьян.
Может, зверство под религиозными знамёнами помогло подтянуть народец,
распустившийся в смутные времена? Судите сами. Только после многолетней
осады (1668-1676гг.) стрельцам Алексея Михайловича удалось взять Соловецкий
монастырь, восставший против никоновских нововведений. Усиление крепостного
гнёта (а именно Соборное Уложение окончательно закрепостило крестьян)
вызвало один из самых крупных бунтов в истории России - восстание Степана
Разина (1670-1671). Ни сторонников старой веры, ни поборников социальной
справедливости, ни разбойников палачи не испугали. Рукой подать до реформ
Петра Алексеевича, знаменем которого будет уже не религия. Патриаршество
будет упразднено, Святейший Синод возглавит обер-прокурор, подчинённый лично
царю. Частью государственного аппарата церковь останется до революционного
1917-го года, когда, наконец будет от государства отделена. Тогда же будет
восстановленно патриаршество.
Подобные процессы обычны для Европы в период формирования
централизованных государств. В борьбе за политическую и идеологическую
монополию государство опирается на религиозный террор. По мере укрепления
позиций государтва церковь ограничивается в правах и теряет имущество (
собственно, Соборное Уложение уже само ограничивает права церкви, лишая её
права судить население церковных земель и запрещая увод земель лицами,
уходящими в монастырь).
Погружаясь в контекст поисходящего, можно понять мотивы поведения людей и
категории их восприятия. Зная, что произошло дальше, можно оценить
адекватность этого восприятия и целесообразность принимаемых мер. К чему эти
меры привели, или, наоборот, не привели.
Ограничение обмена информацией и мнениями в современном мире затруднено
повсеместным распространением информационных технологий. Поэтому попытки
нынешней администрации в очередной раз ввести единомыслие в России, да ещё
опираясь на религиозный большевизм, следует рассматривать с точки зрения не
истории, а совсем другой науки - психиатрии.
Есть известное изречение:" Кто многих пугает, тот мнгогих боится".