Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Что стоит за желанием поучать

Доброго здоровья всем читающим!

Что стоит за желанием поучать

Что стоит за желанием поучать

Думается, в окружении каждого найдется человек, делающий непрошенные
замечания без повода. Казалось бы, вы уже не в детском саду, не в школе, не
в институте,

уже не нуждаетесь в чутком Всевидящем Оке, наставляющем вас на <Путь
Истинный> и поправляющем вас, если <что-то не так>. Но тут появляется
кто-то, кто

объявил себя выше вас, назначил себя вашим Судьей.

Ладно бы, если вы его об этом просили:

<Уважаемый (ая), оцени, будь любезен: Я доверяю твоему мнению, вкусу,
профессиональному взгляду>. Оценке может подвергнуться что угодно - начиная
с аспектов

вашей внешности и заканчивая плодами вашей профессиональной деятельности,
включая ваши поступки и действия или иные проявления вас лично. И тогда вы
имеете

шанс услышать конструктивную критику в свой адрес, на которую, заметьте, вы
дали разрешение, которую вы запросили сами. Или, например, вы участвуете в

конкурсе, в котором вышеупомянутые оценки вполне адекватны ситуации - со
стороны жюри.

Но бывает так, что вы ни о чем подобном не просили, но сталкиваетесь с этим
в обычной жизни. Пожалуй, ни для кого не секрет, что такие <столкновения>
при

прочих равных условиях способны выбить вас из седла, надолго испортить
настроение, порой довести до слез, заставить оправдываться, почувствовать
стыд <со

мной что-то не так>: И вам, взрослому человеку, по сути, навязывается роль
Ребенка в таком общении. Ведь основной посыл при такой форме контакта звучит

как Родительское предписание <Ты недостаточно хорош>. В этом предписании вам
вешают стыд и вину, в которых отчетливо слышны ноты превосходства: <Твоя
плохость

так бросается в глаза, что я сейчас же укажу тебе на это. Ты - неправильный,
но я знаю, как тебя исправить: как тебе надо жить, реагировать, поступать>.

Неприятно, правда? Несложно догадаться, что все это вызовет у вас мгновенный
эмоциональный дискомфорт.

Что же делать в таких случаях?

Во-первых, стоит посмотреть глубже - что стоит за таким поведением человека,
обратившегося к вам? Ведь когда мы понимаем мотивы другого человека, можем

как-то объяснить их себе, нам легче сохранять спокойствие и ясность ума, не
включаясь в сценарий эмоционального дискомфорта.

Итак, возможные мотивы, по которым некто берет на себя роль вашего Учителя и
труд делать вам замечания:

Склонность к вездесущему контролю. И здесь контроль выступает качеством
личности и распространяется на весь окружающий мир. Человек искренне
считает, что

мир должен быть таким, каким он хочет его видеть. В первую очередь, такой
человек жестко контролирует себя и требует, чтобы все, на что падает его
взгляд

- соответствовало его ожиданиям. Включая, конечно же, вас - если уж вас
угораздило попасться ему на глаза. Причем, человек может даже не
догадываться,

что задевает вас своими неуместными высказываниями, не осознавая их глубокой
субъективности и включая вас в свои широкие границы.

Желание сместить фокус внимания с себя на вас. Лучшая защита - нападение.
При таком раскладе человек предполагает, что если он первым не укажет вам на

что-либо, то это непременно сделаете вы. Он опасается пристального внимания
к себе, поиска его недостатков и осуждения. Он принципиально верит, что до

него всем есть дело - а вам так точно!

Самоутверждение за ваш счет. Здесь наблюдается попытка возвыситься путем
сравнения не в вашу пользу, стремление доказать <я лучше тебя>. Здравствуй,
нарциссизм

и непереносимый комплекс неполноценности.

Зависть, а то ваша <идеальность> в некоторых областях аж по глазам режет.

Смещение гнева. Бесите вы человека, просто бесите. Но по каким-то причинам
он не в состоянии напрямую открыто направить на вас свой гнев. А посему
агрессия

изливается косвенно, через цепляния и придирки.

Во-вторых, если вы регулярно попадаете в ситуации, где вас поучают, в
ситуации откровенных нападок, то стоит задуматься, а не играете ли вы роль
Жертвы,

тем самым провоцируя окружающих?

По какой причине вы позволяете нарушать свои границы?

Как вы ведете себя в социуме, что это дает право людям делать вам замечания
и нападать на вас?

Какие элементы вашей демонстрации миру - тембр голоса, интонации, взгляд,
осанка, походка - выдают в вас человека, на которого можно напасть или
сделать

замечание?

Как вы приглашаете к нападению? Ведь чаще всего поучают не всех, а тех, кто
бессознательно готов это принять.

В-третьих, сама по себе ситуация, где вам делают непрошенные
замечания-указания, критикуют, выглядит как ролевая модель <Учитель-Ученик>,
<Родитель-Ребенок>.

Любая оценка вас и ваших действий в данном случае предполагает позицию
<сверху>, которую ваш собеседник захватил, самовольно назначив себя на роль
вашего

Учителя, Родителя, Судьи.

Он-то захватил, его <причуда>, но вы вправе эту его позицию просто Не
поддерживать, не выбирать для себя роль Ученика-Ребенка.

Как это сделать? Через внутренний настрой. Отнеситесь к таким проявлениям
человека как к причуде, странности, игре одного Актера при пустом Театре.

Моим клиентам в ряде случаев помогает следующий прием:

<Посмотрите на все отстраненно. Вот если бы человек перед вами объявил себя
Наполеоном и сделал бы вам замечание: <Жак, почистите мундир, а то он у вас

грязный. И вообще, вы гнусно скачите на лошади и совсем уж непотребно
строите редут. Не позорьтесь, вам следует взять уроки строевой подготовки!>.
Приняли

бы вы его слова всерьез? Думается, вряд ли. Удивились бы несуразности,
нелепости сказанного вам - максимум. Но реакции эмоционального дискомфорта
вы бы

уж точно не испытали - не по адресу ведь указания, не по адресу.

Автор: Ольга Гришина

Ответить   Tue, 19 Mar 2019 07:53:06 +0600 (#3609291)