Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] После общения с мамой я умираю

Доброго здоровья всем читающим!

После общения с мамой я умираю

После общения с мамой я умираю

В данной статье речь пойдет о вещах привычных для психологов-профессионалов.
Но для моих студентов, которые учатся системным расстановкам, мне очень
важно

в очередной раз расставить значимые акценты в работе терапевта с одной
весьма и весьма важной темой.

Один из клиентов (назовем его Семён, имя и детали клиентских ситуаций
изменены для соблюдения конфиденциальности) рассказал о своей ситуации
следующее:

<Я свою маму очень люблю: Но каждый раз, когда я ей звоню или общаюсь,
случается странное. На меня нападает ощущение сонливости и вялости. У меня в
такие

моменты полное нежелание что-либо делать, характерные головные боли,
неспособность сосредоточиться. Иногда бывают кратковременные вспышки злости.
Но после

них еще хуже. Еще больше степень опустошенности. Даже читать в такие моменты
не могу. А хочу я одного - после контактов с матерью чувствовать себя
полноценным

человеком>. Негармоничные отношения детей и родителей

Уровень глубины 1. Работа с путаницей ролей

Уровень глубины 2. Выяснить и выразить чувства. Сочувствие и сопереживание

Феномен негармоничных отношений сына (дочери) и матери (отца) весьма
распространен. И это совсем невесело. Для обоих. Терапевтическую работу с
этой ситуацией

можно выстраивать с различной степенью глубины. И добиваться разных
результатов.

Уровень глубины 1. Работа с путаницей ролей.

Увидеть в расстановке (кстати, именно в системной расстановке это видно
весьма наглядно), что заместитель клиента стоит не рядом со своей женой
(мужем),

а рядом с мамой, и смотрит не на свои цели, а на цели мамы. Иногда по своей
инициативе (сам туда уходит), иногда мама сама <тихой сапой> подкрадывается

и становится рядом с клиентом.

Решение в этой ситуации напрашивается само собой. Нужно обратить внимание
клиента на происходящее и помочь в разрешающей фразе и подкрепляющих жестах
выразить

новую более конструктивную позицию:

<Дорогая мама, я сегодня выяснил, что выполняю роль твоего символического
мужа. Это для меня чересчур. Я не выдерживаю. Я больше так продолжать не
могу

и не буду. Я не могу быть твоим мужем. Я не могу обмениваться с тобой
сексуальной энергией как твой муж. Любой мужчина, которого ты себе найдешь
будет

в этом отношении лучше тебе мужем, чем я. А я от этой почетной роли
отказываюсь! Я только твой живой сын! И моё место здесь (подкрепление -
решительный

шаг на место перед матерью, на своё место младшего по отношению с матери,
лицом в направлении своих целей, в будущее). Из нас двоих - ты старше, я
младше,

ты даешь, я беру, спасибо тебе за жизнь. Я беру у тебя свою жизнь, которую
ты мне подарила, как подарок, без всякого чувства вины. Ты для меня всегда
мать,

я для тебя сын (дочь). Мне пора заниматься своими делами! У меня свои
приоритеты, свои цели! Благослови мама! Передай мне силу рода, силу жизни,
благословение

предков. Я всё возьму и всё пущу в дело. И жизнь будет продолжаться и род
наш будет процветать

Дополнительными действиями (инструментами) в работе с ролями могут быть
следующие ходы-метафоры:

Поговорить с <отсутствующим> отцом, который может быть: а) умершим, б)
живым, но в разводе с мамой, в) живым, состоящим в браке с мамой, но
выполняющий

роль символического мужа своей собственной матери, г) хронически больным и
т.д.

Вариантов много. Суть разговора с отцом заключается в следующем: <Отец, я
тебе не соперник, не дублер, не конкурент, не помощник: Ваши отношения с
мамой

- это ваши отношения. Я в них вмешиваться не собираюсь. Вы мне нужны оба. Ты
мне нужен точно так же, как и мама. Я только ваш сын (дочь)>.

Снять путаницу ролей. Поговорить с отцом и матерью, дядями и тетями,
дедушками и бабушками на тему: <Я - это только я, Иван Петрович Сидоров
(Наталья Сергеевна

Петрова). Не путайте меня ни с кем. Я не могу вам заменить никого другого. Я
не могу заменить вам ваших умерших или потерянных детей, братьев, сестер,

родителей. Я не могу заменить вам ваших любимых, друзей, однополчан, жертв
войны. Я не могу заменить вам никого другого. Я это только я. И живу я в
2018

Результат: Как правило, если данная процедура сделана качественно, наступает
существенное, значительное, весьма заметное улучшение состояние и
заместителя

клиента и самого клиента (независимо от пола).

Но в практике моей работы неоднократно встречаются такие травматичные
ситуации взаимодействия между матерью и сыном (дочерью), что данного объема
работы

недостаточно для стабильного

advert

улучшения ситуации клиента. Он, даже почувствовав облегчение, через
некоторое время <сползает> в привычную покорно-виноватую позицию, в
состояние сонливо-пассивно-безвольного

транса перед матерью.

На мой взгляд причиной такого сползания в прежнюю неэффективную позицию в
общении с матерью является недостаточный контакт со своими чувствами и
чувствами

матери, недостаточное глубокое выяснение системных причин сложившейся
ситуации.

Ведь это не просто так получилось, что сын (или дочь) оказался в роли
символического мужа матери (или любой другой неправильной роли). Нахождение
в этой

роли - это выполнение негласного поручения семейной системы, реализация
целого ряда внутренних и внешних причин, которые причудливым образом
переплетаются

друг с другом.

К примеру, женщина (мать клиента) изначально согласилась быть замужем за
мужчиной, который <не свободен, занят отношениями с его матерью>. Чтобы на
такое

согласиться (а это для большинства женщин очень большое унижение и
оскорбление), нужно самой быть симметрично несвободной, подгруженной, <не
совсем принадлежащей

Например, женщина может быть вовлечена в такие системные динамики как скорбь
о рано умершем отце, или по умершим детям её матери или бабушки. В этом
случае,

<отсутствующий> муж ей просто необходим, чтобы с заведомой регулярностью
воспроизводить в ней чувства тоски, обиды, агрессии и другие сложные чувства
по

поводу <отсутствующего> родственника. Так работает смещение (перенос) чувств
в семейной системе.

И вот случилось. Сошлись в такой паре два одиночества - помогать друг другу
нести скорбь и воспроизводить сложные чувства. И какую роль такие родители

отводят своему ребенку? Роль дополнительного клея для их отношений,
сотоварища по несчастью! Он сразу после зачатья начинает вариться в бульоне
их слез

(чувств). Как прекрасно прояснили психоаналитики (Менали Кляйн) ребенок,
находясь в неблагоприятной для себя среде не может себе представить, что
родители

плохие. Он может нафантазировать, что это он сам плохой (виноват) и потом до
самых седых волос нести это чувство вины перед родителями. Вернее не одно

только чувство вины, а самую причудливую смесь самых разных чувств: страха,
боли, одиночества, бессилия, тревоги, волнения, возбуждения, агрессии,
злости.

А почему? А потому что когда на тебя взваливают груз, не твой, когда <не по
Сеньке шапка>, пыжится-напрягается ребенок по-настоящему, а результата
никакого.

Самооценочка вниз ползет!

Для одного из наших клиентов, мать, оскорбленная поведением <отсутствующего>
мужа (не защитил её от нападок свекрови), перенесла мечту об идеальном
мужчине

на первенца. <Вот родишься, сынок, вот будешь мамку защищать по-настоящему,
не так как твой отец!> Ребенок еще не родился, а ему уже подвесили очень
важную

роль и тяжеленный груз ответственности за благополучие мамы, и брака
родителей в целом.

Вот и получается, что при простом прояснении ролей без учета чувств каждого
вовлеченного в данную ситуацию участника семейной системы, чувства
участников

остаются непроявленными (а значит исключенными). Да, заместитель может
почувствовать облегчение и даже сделать шаг в нужном направлении: Но
исключенные

чувства (боль матери и отца, чувства вины и страха сына или дочери) как на
резинке, возвращают ситуацию в исходное положение.

Поэтому для достижения долговременного позитивного эффекта терапии важно
уметь выявлять, воспринимать, выражать чувства, даже самые сложные. И не
только

свои, но и матери, отца, бабушек и дедушек, мертвых и живых, взрослых и
детей. Уровень глубины 2. Выяснить и выразить чувства. Сочувствие и
сопереживание.

Легко ли это? Нет, не легко. Далеко не всегда клиент может достичь такого
уровня ясности, чтобы обратить фокус своего внимания на чувства (свои, отца,

матери, предков). Для эффективности работы с чувствами клиента надо
готовить. Иногда защитный-оборонительный транс, выполняющий роль анестезии,
привычно

защищающий от токсичности отношений с матерью, не пускает клиента вглубь. <У
меня все хорошо. Я в целом спокоен. Я не злюсь. Не обижаюсь. Я просто устаю

после контакта с матерью: Помогите мне сделать так, чтобы я не уставал:>

А чего так боится клиент, когда боится посмотреть на свои чувства и чувства
родителей? Здесь возможны варианты. Он может бояться масштабов своей злости

или страха. <40 лет, дорогие родители, вы используете меня для своих целей:
Доколе:?>

Тотальный страх двухлетнего ребенка, который бросается защищать мать от
побоев пьяного отца. Даже весьма зрелому человеку соприкасаться с этим
далеко не

просто, даже в безопасной ситуации кабинета терапевта.

Он может боятся того, что образ отца или матери померкнет в его глазах, и
они перестанут быть идеальными и непогрешимыми, а превратятся в обычных
людей

со своими слабостями и страстями, со своим страхом, болью и бессилием.

Но как бы ни было страшно, прикосновение к правде целительно. Контакт,
настоящий контакт со своими чувствами, и обстоятельствами, которые
закапсулировали

эти чувства, и превратили их в эстафетную палочку для следующих поколений,
делает человека более зрелым, взрослым, ответственным за себя и свои
поступки.

В конечном счете делает его более свободным человеком.

Для одного из клиентов настоящим откровением стала простая фраза: <Не мама
тебя опустошает. Это ты опустошаешь себя рядом с мамой. Давай вместе
подумаем,

зачем тебе это

advert

вторичных выгод от выученной беспомощности, для осознания вектора движения к
новой

жизни.

Задача терапевта-расстановщика обеспечить такой контакт с чувствами всех
вовлеченных в ситуацию участников так, чтобы этот контакт не стал
ретравматизацией

для клиента, чтобы это было для клиента посильно.

Ну и совершенно понятно, что если собственные чувства
терапевта-расстановщика к его матери не прояснены и проработаны достаточно
глубоко, то он просто

<не видит> необходимости и способов прояснения и выражения чувств клиента к
его матери>.

Чем это грозит? Это может оставить клиента на первом уровне глубины в его
работе над своей ситуацией. Без шанса на углубление. А значит обрекает
клиента

на хождение по замкнутому кругу.

Юрий Карпенков

Ответить   Thu, 7 Mar 2019 07:40:44 +0600 (#3607684)