[pc] Эволюция поста
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Эволюция поста
Эволюция поста
У православных идет Великий пост. В моей жизни - уже тридцать третий.
Казалось бы, что может измениться в Великом посте? Все те же богослужения,
все те
же ограничения в пище: А изменилось едва ли не все, и не у меня одного.
Тот первый пост, весной 1986-го года, и следующий, я встречал студентом МГУ.
Нас было таких: не то, чтобы много, но заметное количество. Узнавали мы друг
друга в столовой по реплике: <два гарнира, пожалуйста, и подливы не надо!> И
суровая тетка на раздаче могла брякнуть: <все поститесь, поститесь:> Мы
вздрагивали:
официально все были не только студентами, но и комсомольцами, а значит -
атеистами. Дать понять окружающим, что ты веришь в Бога, значило дать повод
для
исключения. По той же причине редко приходилось бывать на длинных и
непонятных тогда великопостных богослужениях, да и учиться было надо:
Сегодня то и дело говорят об <информационной войне против церкви> (это когда
в СМИ попадает информация, нежелательная для церковного начальства).
Что такое настоящая война против нее, я помню: это когда по всем каналам
звучит атеистическая пропаганда, и немыслимо на публике перекреститься.
Когда
на Пасху, сдвинув календарные дни, ставят тебе пары (было и такое, причем
уже при раннем Горбачеве!), и поди, договорись с преподавателями, что этот
день
ты пропустишь, не называя прямо причины.
Все изменилось к посту 89-го года. За полгода до него замполит полка вернул
мне, рядовому, карманный <Новый Завет>, конфискованный перед тем старшиной.
Замполит только что окончил академию в Москве и был в курсе новейших веяний,
он видел по телевизору Горбачева вместе с иерархами на праздновании
тысячелетия
Крещения Руси, он сказал мне: <Теперь можно>.
И стало действительно можно, а затем и модно. В девяностые крутые кабаки
стали вводить постные меню, а Тверская к Пасхе украсилась перетяжками
<Христос
воскресе!> Началось церковное возрождение: или <церковное возрождение>. Мне
кажется, лучше будет тут поставить кавычки.
Я, как и множество людей, был тогда счастлив свободе, которая сама свалилась
в руки, против всех ожиданий. В том числе и свободе верить, жить согласно
правилам своей религии и не скрывать этого. Нам казалось, что стоит
восстановить стены и возобновить службы, стоит начать по-настоящему
исполнять все требования
древних книг, и мы станем если не святыми, то почти. И Россия православная
преобразится.
Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя: Да, скорее в
себя, чем в Бога, в свои собственные усилия и представления. А еще в
девяностые
в страну пришел интернет, и очень скоро появился его православный сегмент.
Каждый Великий пост он раскалялся добела: люди отчаянно спорили, как лучше,
как правильнее проводить это самое постное время. Скажем, рыбу можно есть в
два строго определенных дня - а что с морепродуктами? Их можно каждый день?
Или не каждый? Или дешевые креветки можно, а от дорогущих омаров стоит
отказаться?
И в общем тоне голосов тонули здравые голоса: <Любое блюдо становится
постным, если половину его ты отдал нищему>. Так говорил один мой друг в
сане игумена.
А уж какие баталии разворачивались по поводу допустимости супружеской
близости в пост! Люди спорили с той страстью, с какой в прочие дни
предавались этой
самой близости: Много было нажито тут гастритов, неврозов и разводов. Но год
за годом православные упорно спорили перед Пасхой: можно ли креветку, можно
ли в кроватку.
И вдруг в последние годы эти споры стихли. То ли победила здравая мысль, что
все люди разные и общих рецептов просто не может быть, то ли все несколько
устали от беспросветных баталий - и многие просто надорвались, ушли из
церкви или остались, но перестали играть в Святое Средневековье, как-то сами
разобрались
с режимом питания на эти дни. А может быть, включилась голова и люди стали
задумываться над сутью того, что происходит?
Нет, конечно, по-прежнему перед началом каждого поста по всем каналам нам
сначала говорят, что главное в пост - не пища, а потом долго и подробно
рассказывают,
в какой день что положено есть. И то самое постное меню едва ли не в каждом
кабаке, дороже скоромного, разумеется. И кто бы из нас, комсомольцев
восьмидесятых,
поверил, что все те же самые советские газеты через тридцать лет будут
подробно рассказывать, как проводить Родительскую субботу... Впрочем, тут
преемственность
есть: в те времена нам навязчиво объясняли, что религии придерживаются
дремучие суеверные старухи. А сегодня - но уже с одобрением! - транслируют
на всю
страну, как именно они это делают: <Считались плохой приметой дождь до обеда
и сильный ветер: полагали, что так ушедшие выражают недовольство нами, редко
их вспоминающими... Ну и еще несколько правил: в поминальной трапезе обычно
пользуются только ложками, на краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую
ломтем черного хлеба>. Первобытный культ предков в чистом виде, и ни слова о
Христе, о Боге, о Евангелии. Самодостаточное обрядоверие - это ведь так всем
удобно!
Но что-то все-таки сдвинулось. Начнем с малого. Какой красивый, еще Пушкиным
воспетый обычай: отпускать на Благовещенье птичку на свободу: И только в
последние
годы люди стали задумываться
(https://bjorn-varulv.livejournal.com/122306.html): а откуда, собственно,
берутся эти птички и что с ними дальше происходит?
Оказывается, ничего хорошего. В угоду вычитанному из книг ритуалу приносятся
тысячи маленьких и беспомощных существ. Их не надо отпускать на свободу -
они на этой свободе уже живут. И этот маленький разговор означает переход от
<как положено делать> к <зачем я это делаю и что получается в результате>.
Или возьмем спор об исповеди, в котором мне довелось участвовать. В пост
православные особенно часто прибегают к таинствам: но как и зачем они это
делают?
Потому что так положено, так им сказали - или это им действительно нужно?
В этот пост заговорили и о Благодатном огне. Тогда, тридцать лет назад, с
огнем был связан только один обряд: в Страстной четверг люди несли домой
свечки,
зажженные в храме на службе с чтением Евангелий, зажигали свои лампадки. На
самом деле так осмеливались поступать те самые бабушки, которых было уже
неоткуда
выгонять, но символизм был понятен всем: ты несешь в свой дом огонек
евангельской веры.
Сегодня в Великую субботу спецбортами привозят из Иерусалима <благодатный
люксового сектора потребления: И люди то ли действительно верят, что этот
огонь нисходит в Храме Гроба Господня непосредственно от бога (и тем самым
бог
дает нам надежную печать, что правилен именно наш календарь, именно наша
версия христианства), то ли: просто привыкли к спецобслуживанию.
И вдруг скандальное заявление: этот огонь зажигают от лампады вполне
естественным образом, <бог творит чудеса, но не на потеху людям>. Ответы
официальных
представителей РПЦ (например, этот) намеренно уклончивы: никто не берется
утверждать, что это
advert
действительно чудо, но лучше в чуде вслух не сомневаться, потому что простой
народ в это чудо верит и привычный порядок нельзя расшатывать.
Собственно, что нового по сравнению с временами советской атеистической
пропаганды? Тогда тоже утверждали, что попы морочат голову простым людям
рассказом
о чудесах, чтобы убедить их в незыблемости существующих порядков. Разве что
раньше это критиковали, теперь это делают своим краеугольным камнем. Жаль,
был прекрасный повод произнести проповедь о том, что мы верим не в огонь, а
в Бога.
Но что-то остается неизменным в каждый Великий пост. И об этом трудно
сказать лучше, чем сказал Борис Пастернак:
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь -
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
Андрей Десницкий