Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Эволюция поста

Доброго здоровья всем читающим!

Эволюция поста

Эволюция поста

У православных идет Великий пост. В моей жизни - уже тридцать третий.
Казалось бы, что может измениться в Великом посте? Все те же богослужения,
все те

же ограничения в пище: А изменилось едва ли не все, и не у меня одного.

Тот первый пост, весной 1986-го года, и следующий, я встречал студентом МГУ.
Нас было таких: не то, чтобы много, но заметное количество. Узнавали мы друг

друга в столовой по реплике: <два гарнира, пожалуйста, и подливы не надо!> И
суровая тетка на раздаче могла брякнуть: <все поститесь, поститесь:> Мы
вздрагивали:

официально все были не только студентами, но и комсомольцами, а значит -
атеистами. Дать понять окружающим, что ты веришь в Бога, значило дать повод
для

исключения. По той же причине редко приходилось бывать на длинных и
непонятных тогда великопостных богослужениях, да и учиться было надо:

Сегодня то и дело говорят об <информационной войне против церкви> (это когда
в СМИ попадает информация, нежелательная для церковного начальства).

Что такое настоящая война против нее, я помню: это когда по всем каналам
звучит атеистическая пропаганда, и немыслимо на публике перекреститься.
Когда

на Пасху, сдвинув календарные дни, ставят тебе пары (было и такое, причем
уже при раннем Горбачеве!), и поди, договорись с преподавателями, что этот
день

ты пропустишь, не называя прямо причины.

Все изменилось к посту 89-го года. За полгода до него замполит полка вернул
мне, рядовому, карманный <Новый Завет>, конфискованный перед тем старшиной.

Замполит только что окончил академию в Москве и был в курсе новейших веяний,
он видел по телевизору Горбачева вместе с иерархами на праздновании
тысячелетия

Крещения Руси, он сказал мне: <Теперь можно>.

И стало действительно можно, а затем и модно. В девяностые крутые кабаки
стали вводить постные меню, а Тверская к Пасхе украсилась перетяжками
<Христос

воскресе!> Началось церковное возрождение: или <церковное возрождение>. Мне
кажется, лучше будет тут поставить кавычки.

Я, как и множество людей, был тогда счастлив свободе, которая сама свалилась
в руки, против всех ожиданий. В том числе и свободе верить, жить согласно

правилам своей религии и не скрывать этого. Нам казалось, что стоит
восстановить стены и возобновить службы, стоит начать по-настоящему
исполнять все требования

древних книг, и мы станем если не святыми, то почти. И Россия православная
преобразится.

Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя: Да, скорее в
себя, чем в Бога, в свои собственные усилия и представления. А еще в
девяностые

в страну пришел интернет, и очень скоро появился его православный сегмент.

Каждый Великий пост он раскалялся добела: люди отчаянно спорили, как лучше,
как правильнее проводить это самое постное время. Скажем, рыбу можно есть в

два строго определенных дня - а что с морепродуктами? Их можно каждый день?
Или не каждый? Или дешевые креветки можно, а от дорогущих омаров стоит
отказаться?

И в общем тоне голосов тонули здравые голоса: <Любое блюдо становится
постным, если половину его ты отдал нищему>. Так говорил один мой друг в
сане игумена.

А уж какие баталии разворачивались по поводу допустимости супружеской
близости в пост! Люди спорили с той страстью, с какой в прочие дни
предавались этой

самой близости: Много было нажито тут гастритов, неврозов и разводов. Но год
за годом православные упорно спорили перед Пасхой: можно ли креветку, можно

ли в кроватку.

И вдруг в последние годы эти споры стихли. То ли победила здравая мысль, что
все люди разные и общих рецептов просто не может быть, то ли все несколько

устали от беспросветных баталий - и многие просто надорвались, ушли из
церкви или остались, но перестали играть в Святое Средневековье, как-то сами
разобрались

с режимом питания на эти дни. А может быть, включилась голова и люди стали
задумываться над сутью того, что происходит?

Нет, конечно, по-прежнему перед началом каждого поста по всем каналам нам
сначала говорят, что главное в пост - не пища, а потом долго и подробно
рассказывают,

в какой день что положено есть. И то самое постное меню едва ли не в каждом
кабаке, дороже скоромного, разумеется. И кто бы из нас, комсомольцев
восьмидесятых,

поверил, что все те же самые советские газеты через тридцать лет будут
подробно рассказывать, как проводить Родительскую субботу... Впрочем, тут
преемственность

есть: в те времена нам навязчиво объясняли, что религии придерживаются
дремучие суеверные старухи. А сегодня - но уже с одобрением! - транслируют
на всю

страну, как именно они это делают: <Считались плохой приметой дождь до обеда
и сильный ветер: полагали, что так ушедшие выражают недовольство нами, редко

их вспоминающими... Ну и еще несколько правил: в поминальной трапезе обычно
пользуются только ложками, на краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую

ломтем черного хлеба>. Первобытный культ предков в чистом виде, и ни слова о
Христе, о Боге, о Евангелии. Самодостаточное обрядоверие - это ведь так всем

удобно!

Но что-то все-таки сдвинулось. Начнем с малого. Какой красивый, еще Пушкиным
воспетый обычай: отпускать на Благовещенье птичку на свободу: И только в
последние

годы люди стали задумываться
(https://bjorn-varulv.livejournal.com/122306.html): а откуда, собственно,
берутся эти птички и что с ними дальше происходит?

Оказывается, ничего хорошего. В угоду вычитанному из книг ритуалу приносятся
тысячи маленьких и беспомощных существ. Их не надо отпускать на свободу -

они на этой свободе уже живут. И этот маленький разговор означает переход от
<как положено делать> к <зачем я это делаю и что получается в результате>.

Или возьмем спор об исповеди, в котором мне довелось участвовать. В пост
православные особенно часто прибегают к таинствам: но как и зачем они это
делают?

Потому что так положено, так им сказали - или это им действительно нужно?

В этот пост заговорили и о Благодатном огне. Тогда, тридцать лет назад, с
огнем был связан только один обряд: в Страстной четверг люди несли домой
свечки,

зажженные в храме на службе с чтением Евангелий, зажигали свои лампадки. На
самом деле так осмеливались поступать те самые бабушки, которых было уже
неоткуда

выгонять, но символизм был понятен всем: ты несешь в свой дом огонек
евангельской веры.

Сегодня в Великую субботу спецбортами привозят из Иерусалима <благодатный

люксового сектора потребления: И люди то ли действительно верят, что этот
огонь нисходит в Храме Гроба Господня непосредственно от бога (и тем самым
бог

дает нам надежную печать, что правилен именно наш календарь, именно наша
версия христианства), то ли: просто привыкли к спецобслуживанию.

И вдруг скандальное заявление: этот огонь зажигают от лампады вполне
естественным образом, <бог творит чудеса, но не на потеху людям>. Ответы
официальных

представителей РПЦ (например, этот) намеренно уклончивы: никто не берется
утверждать, что это

advert

действительно чудо, но лучше в чуде вслух не сомневаться, потому что простой
народ в это чудо верит и привычный порядок нельзя расшатывать.

Собственно, что нового по сравнению с временами советской атеистической
пропаганды? Тогда тоже утверждали, что попы морочат голову простым людям
рассказом

о чудесах, чтобы убедить их в незыблемости существующих порядков. Разве что
раньше это критиковали, теперь это делают своим краеугольным камнем. Жаль,

был прекрасный повод произнести проповедь о том, что мы верим не в огонь, а
в Бога.

Но что-то остается неизменным в каждый Великий пост. И об этом трудно
сказать лучше, чем сказал Борис Пастернак:

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь -

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

Андрей Десницкий

Ответить   Sat, 16 Mar 2019 07:51:08 +0600 (#3608922)