Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья - - гении это счастливчики?

Гении - это счастливчики?

Имена гениев у всех на слуху. Они попросту стали синонимами различных видов науки
и искусства: Сократ - философия, Рафаэль - живопись, Моцарт - музыка,
Эйнштейн - физика, Пушкин - поэзия. Кто же такие гении, и почему они такими стали?

Немного о природе одаренности

В научной психологии различают интеллектуальную и творческую одаренность. Интеллектуальная
одаренность характеризуется повышенной способностью к обучению,
энциклопедичностью знаний. Тогда как люди творческого типа отличаются прежде
всего нестандартностью мышления, они не принимают общепринятых знаний на веру,
до всего хотят дойти сами. У них не только иначе устроен мозг, но и сама их личность
нестандартна. Такая одаренность может пройти незамеченной в школе,
институте или даже семье, если не обратить на нее должного внимания.

Творческие способности обязательно включают в себя повышенный интеллект, тогда
как таланты интеллектуального типа могут не обладать склонностью к творчеству.
Людей с уровнем способностей выше нормы - 10%. Это и просто способные люди, и
талантливые, и гении - все они обладают высокой умственной работоспособностью.
Но очень высокий <уровень ума> наблюдается только у 0,5%.

По результатам исследований российского генетика В.П. Эфроимсона стало понятно,
что гениальность выпадает на долю одного из тысячи, развивается в необходимой
мере у одного из миллиона, а настоящим гением становится один из десяти миллионов.
Цифры, конечно, условные, но наши с вами шансы более-менее ясны:

К тому же, надо учесть, что гениальность начинает проявляться достаточно рано.
К четырем годам ребенок уже проявляет 50% будущих интеллектуальных способностей,
к шести - 70%, а к восьми - 90%. Так что объявить себя гением в 17 лет не так-то
просто.

Все гении сумасшедшие?

Говорят, что все гении сумасшедшие. И это так! Потому что высокая одаренность
- это всегда отклонения в строении мозга и в психическом развитии. <Шизоид>,
<шизик> воспринимаются нами как обидные, грубые слова, как своеобразный приговор.
С одной стороны, это, действительно, диагноз. Но, с другой: почему же?!
Ведь есть же люди нестандартные, необычные, чудаки в хорошем смысле слова. Они
странно говорят, двигаются, попросту не умеют приспособиться к образу жизни
среднестатистических граждан. В детстве таких людей недолюбливают их ровесники,
дразнят, всячески унижают. Дети вообще предвзято относятся к новичкам в
собственной компании, а особенно к <не таким, как все>. Необычный ребенок сразу
же привлекает к себе внимание и, зачастую, недоброе внимание. Не все одаренные
дети его выдерживают. Несмотря на созвучие с названием болезни (шизофрения),
<шизоиды> не больны, у них просто особое строение мозга и нервной системы.
<Шизоиды> часто встречаются среди математиков, реже среди физиков. Ярко выраженными
<шизоидами> были известные литераторы XX века: Владимир Набоков, Велимир
Хлебников, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иосиф Бродский.

Быть гением опасно?

Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий в среднем
на 14 лет меньше, чем у обычных людей. И чем выше одаренность, тем незавиднее
прогноз. Особенно не повезло гениям. Они - мученики и вынуждены расплачиваться
своей единственной жизнью за прогресс человечества. Таковы были судьбы Сократа,
Джордано Бруно, Галилея, Ван Гога, Николая Вавилова и многих других. Помимо преследований
современников и казней, гениев преследуют тяжелые стрессы, депрессии,
у них велик риск душевных заболеваний (в 8 раз выше, чем у обычных людей!). И,
тем не менее, именно душевнобольные создали великие шедевры: Гоголь, Нижинский,
Достоевский, Ван Гог, Гаршин, Врубель.

Если ты родился вундеркиндом

Мы не раз слышали об <удивительных детях>, которые чуть ли не с пеленок проявляют
какие-то запредельные для обычных взрослых и даже для профессоров способности.
Их называют вундеркиндами. Но что же происходит с ними, когда они становятся
подростками, взрослыми? Они превращаются в подлинных гениев человечества или
в обыкновенных людей?!

Сэмми Решевский

Сэмми Решевский был шестым ребенком в семье. Он родился в Польше в 1911 году.
В четыре года он научился играть в шахматы, наблюдая за отцом. Вскоре он обыграл
всю родную деревню, затем город Лодзь и, наконец, в шесть лет - мастеров в Вене.
Один за другим обескураженные шахматисты уходили, <побитые> шестилетним
ребенком! Он казался демоном за шахматной доской. Его маленькая курточка-матроска
приводила в ужас известных игроков. Прошло немало времени, пока маэстро
Видмар не одержал победу над малышом. Сэмми в знак мата опрокинул своего короля.

Маленький шахматист не умел ни читать, ни писать, он не мог даже отличить тигра
от зайца на картинках. Зато он превосходно решал головоломки и неподражаемо
играл в шахматы. Мальчик с родителями стал ездить по Европе, давая сеансы одновременной
игры - успех был триумфальным. Он не проигрывал, были только редкие
ничьи. Когда он выиграл у одного из лучших из своих современников - Яновского,
то был так счастлив, что долго не мог успокоиться, веселился, пел песни
в такси. А когда ему все же случалось проиграть, он плакал и сметал фигуры с
доски. И это совершенно нормальное поведение, если вспомнить, что перед нами
ребенок. Ведь Сэмми оставался ребенком, несмотря на свои феноменальные способности.
В 12 лет Решевский был вынужден пойти в школу, чтобы научиться хотя
бы элементарным вещам, таким, как счет и чтение. Он прекратил участвовать в состязаниях
и вернулся к ним лишь через несколько лет. Вернувшись к доске,
он не утратил своих способностей и по-прежнему прекрасно играл, но больше не
был диковинкой.

Как-то уже взрослого Решевского спросили, как ему удавалось так хорошо играть.
Он ответил, что шахматы были для него таким же естественным и непроизвольным
явлением, как дыхание.

Павел

В 3 года Павел умел производить в уме сложные вычисления, а чуть позже научился
читать. В 5 лет он играл любимые песни по нотам. Потом научил маму вычислять
логарифмы. Еще чуть позже досконально разобрался в устройстве таблицы Менделеева.
В восемь лет решил сложную физическую задачу. Причем академик Колмогоров
так и не смог поверить, что ее решил восьмилетний мальчик.

Вскоре родители окончательно убедились в том, что их сын непростой ребенок. Ему
требовалось обучение по индивидуальной программе. Но в советское время об
этом нельзя было и мечтать. Павел пошел в первый класс. ИЕ сразу же получил единицу!
Общепринятая программа не подходила для нестандартного мальчика. Ни
учительница, ни одноклассники не понимали его, он был для них <не такой>. Впрочем,
Павла согласились перевести из первого класса в четвертый. Там он сразу
же стал отличником. Но возникла еще одна серьезная проблема: общение со сверстниками.
Их интересы очень отличались, и Павел, конечно, страдал из-за этого.
Интеллект мальчика развился слишком быстро, а вот физическое и психическое развитие
протекало стандартно.

Родители старались помочь сыну: устраивали его в спортивные секции, искали ему
таких же друзей-вундеркиндов. Кое-что удавалось. В то время были педагоги,
фактически подпольно набиравшие классы одаренных ребят. Потом эти дети брали
медали на олимпиадах, поступали в вузы в 12-13 лет. Павел поступил в университет
чуть позднее - в 15. Зато уже в 18 пошел в аспирантуру. Он любил учиться, ему
это было действительно интересно, но, очевидно, проблемы в общении дали о
себе знать. Павел заболел душевно, попал в больницу Кащенко. Это стало трагедией
для семьи: талантливый человек уже не мог полноценно существовать после
такой тяжелой травмы.

Что же касается статистики относительно взрослой жизни маленьких гениев, то она
такова.

В Англии из 1030 великих людей только 292 были вундеркиндами.

Во Франции из 287 великих людей 231 показали сильную одаренность в детстве.

В России с точными данными сложнее, однако, известно, что поэты Лермонтов и Батюшков
были вундеркиндами творческого типа. А Грибоедов поступил в Московский
Университет в 11 лет, был поэтом, композитором, знал много языков.

Ника ДУБРОВА


--

Выпуск 1535
Количество подписчиков: 92


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   Галя Mon, 12 Jun 2006 09:09:35 +0300 (#561054)