Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья воспитание мультфильмами

Воспитание мультфильмами
Спросите детей: что они любят больше всего? Где-нибудь между мороженым и катанием
на самокате вам обязательно назовут мультики

По существу лучшие отечественные мультфильмы - это маленькие притчи, в которых
под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем
многие мультфильмы не просто показывают "положительных" кукол и зверей, но и
дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.

Например, довольно старый (1975 год) мультфильм "Волшебный мешочек" (реж. А.
Полушкин, "Куйбышевтелефильм"). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя
Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать
и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и наконец решается
на педагогический эксперимент: "Раз тебе хочется озорничать - озорничай! Ни слова
от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками". Ура!
Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только
если сделаешь доброе дело. Ивашка немного скисает, но - делать нечего.
Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих
сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то.
Мешочек, висящий на дереве, постепенно становится все тяжелее. Неизвестно, сколько
времени прошло, но он наконец-то стал полным. Долгожданная свобода:
"Эх, и развернусь я теперь!" Но увидел вдруг юный медведь, как лиса беспомощно
чинит забор. "Ну ладно, с завтрашнего дня буду делать, что захочу" - и помчался
помогать лисе. В другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время
проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела
милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце. В "медвежьем" педагогическом
приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать
после. Он рисковал. Но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить
о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если
сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать?

* * *
Бывает, что "подсчет своих камешков" становится привычкой и чертой характера,
которую называют тщеславием. Как объяснить это ребенку, если он действительно
старается сделать что-то хорошее, но - исключительно из надежды на похвалу?

Тут очень помог бы способ "от противного", когда опасная черта "окарикатуривается"
и выглядит явно смешно и неприглядно. Маленькую прививку от тщеславия
обеспечит мультфильм "Самый маленький гном" (реж. М. Каменецкий, "Союзмультфильм").
Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени
Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев
сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят... Есть в этом мультфильме
замечательный образ одного "спасателя". В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно
уносит петушка - золотого гребешка за темные леса и другой сказочный
ландшафт, а спасает петушка его друг - кот. Заслуг у кота накопилось очень много.
Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, кот лежит на постаменте
"Спасителю петуха" и диктует мыши-секретарю мемуары: "Последний раз я спасал
петуха зимой. Жара страшная..." На этот раз спасать петушка от лисы кот отказался:
сколько можно? Да и некогда. И место на постаменте могут занять, пока бегаешь.

Кстати, мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася,
который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький!
А значит, если кому-то нужна помощь, "малый рост" - не помеха.

* * *
Вообще в мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего
оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду
мускулы).
Про это рассказывает мультфильм "Самый большой друг" (реж. П. Носов, "Союзмультфильм").
Из родных широт он переносит нас в загадочную Африку, где живет
злой крокодил и африканская девочка с друзьями - щенком, цыпленком, колокольчиком
и бегемотом. На титул самого большого друга претендует, естественно,
бегемот.

Ну, злому крокодилу вся эта дружба поперек горла стала. Девочку, конечно, он
решил съесть: нет человека - нет проблемы. Не очень крупные друзья ее все время
выручали, а вот бегемот в критический момент поступил по-свински: отбежал подальше
и стал кричать испуганным голосом: "Я бы рад тебе помочь, но я не могу:
крокодил может схватить меня, и тогда у тебя не будет такого большого друга!"

Мультфильм (который кончается, конечно, хорошо) очень доходчив даже для самых
маленьких. В конце девочка "на пальцах" объясняет бегемоту: "Посмотри, какие
они маленькие, а все они мои большие друзья. А ты такой большой - и бросил меня
в беде! Значит, ты мне совсем не друг, и у-хо-ди!"

Для этого "ты мне не друг, и у-хо-ди!" найдена какая-то совершенно чудесная интонация
- не злая и не обидная, а - детская, подслушанная в песочнице. Взаправдошная.
Ну и бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато мы все
поняли, кто здесь самый большой друг и как вообще нужно дружить.

* * *
Ну, хорошо, с этим все понятно: друзьям надо помогать. И еще за слабых заступаться
и спасать их, как гном Вася. Но как быть, когда в беду попадает как бы...
враг? Ну, то есть совсем крокодил?

Крокодил, кстати, довольно "разработанный" герой мультфильмов. Еще один крокодилий
характер есть в мультфильме "Птичка Тари" (реж. Г. Сокольский, "Союзмультфильм").
У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная
пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова,
поэтому как к нему относились - можно не объяснять.

"Но самое страшное (зрители напрягаются) было то, что он один во всей Африке
не чистил зубы". Зря смеетесь. Когда у крокодила разболелись зубы, он страдает
так реалистично, что вздрагиваешь от воспоминаний собственных "зубных" историй:
и из воды-то он до неба подпрыгивает, и в песок закапывается, и причитает
жалобно, и большие крокодильи слезы текут по его несчастной морде.

Джунгли счастливы, звери смеются: страшный крокодил наказан! И вот прилетает
птичка Тари и дает первый урок. "Как вам не стыдно! - возмущается она. - Ему
больно, он плачет!" Страшный, неприветливый, но какое это имеет значение, если
ему больно?

"Да он сам виноват! Он не чистит зубы!" - галдит африканская фауна. А крокодил-то
зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. "Вот если б кто- нибудь
мне почистил зубы!" (Звери: "Дураков нет!") Может, поэтому крокодил и был такой
злой? Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить скопившийся в
крокодиловой пасти мусор (ракушки, страусиные перья, мячик, больной зуб...),
и крокодил впервые в жизни сказал доброе слово: "Большое спасибо тебе, добрая
птичка Тари!" Все только рты разинули.

* * *
Птичка Тари в общем-то сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент
в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее
твоей безопасности и даже жизни. Причем мультфильм может рассказать об этом не
пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к
таким героям веселой и доброй сказки. Такой, например, как "Лоскутик и облако"
(реж. Р. Страйтмане, "Экран"). Вообще-то, эта сказка сначала была книжной, написала
ее Софья Прокофьева, но мультфильм все же - дело другое. Кроме того
что в мультфильме все "как живое", в нем есть еще и запоминающиеся веселые песенки
(кстати, на стихи классика ХХ века Д. Самойлова). Уже и мультфильм забудется,
растворится в душе, а песенка про кашу: "Молоко кипит в горшочке, соли надо бы,
дружочки!" - вспомнится и вытянет за собой всю эту сказочную историю.

Лоскутик - это девочка, живущая в засушливом королевстве, где вода принадлежит
королю и продается за деньги. А облако прилетело сюда по своим личным делам.
Лоскутик и облачко подружились. Облако было довольно беспечное и легкомысленное,
попадало в разные истории и совершенно себя не берегло: по пути чуть не
погибло, потому что напоило бездомных собак, ворону, засохшее картофельное поле...
Так оно и разбазаривает себя, а в конце проливается веселым дождиком.

Лоскутик тоже умеет самоотверженно дружить и жертвовать собой, не задумываясь
о последствиях. Лишний раз убеждаешься, что добрые удивительно нерасчетливы.

Но Лоскутик иногда отказывала облаку в помощи. Когда для фокуса с превращениями
облачку нужно было поплакать, оно попросило девочку: "Огорчи меня! Скажи,
например: "Я тебя не люблю". Для дела ведь нужно! Но на половине фразы Лоскутик
сломалась и заупрямилась: "Я не могу". - "Но это же понарошку!" - "И понарошку
не могу". И ведь не потому, что Лоскутик - патологически правдивая девочка: чтобы
спасти облако, она обманула и королевского повара, и добрую Барбацуцу.
Просто есть слишком нешуточные слова, которые не выговариваются даже в шутку.

* * *
Воспитание мультипликацией - тема, по-моему, неисчерпаемая. Ужасно хочется вспомнить
еще и мультфильм "Про лень", и "Нехочуху", и любимый "Пони бегает по
кругу". И "Каникулы Бонифация"
Ф. Хитрука ("Союзмультфильм") - одну из самых пронзительных и глубоких мультипликационных
историй-притч. Ею и закончим.

События мультфильма происходят опять в Африке. Для мультипликации Африка - излюбленное
место действия: она создает необходимую для притчи отстраненность
от текущего момента. И вот мы отвлекаемся от самих себя, чтобы вернуться и подойти
к себе с неизвестной стороны.

Кто не помнит, Бонифаций - это лев, которого за образцовую работу в цирке впервые
отпустили на каникулы. Куда ехать на каникулы, как не к бабушке? И Бонифаций
поехал к бабушке, в Африку. Он надеялся, что там исполнится его мечта, и он поймает
маленькую золотую рыбку.

Когда после трогательной встречи с бабушкой Бонифаций, взяв сачок, направляется
к озеру, то по дороге он встречает маленькую африканскую девочку. И показывает
ей цирковой фокус. Девочка никогда не видела цирк. Как и другие африканские дети,
с которыми она вскоре догоняет Бонифация на пути к озеру. Бонифацию так
и не удалось поймать рыбку ни в этот день, ни в следующие, потому что он каждый
день с рассвета до вечера давал представления детям. Но стоило ему на секунду
задуматься - и перед глазами опять возникало озеро с золотой рыбкой, которое
ждало его в каких-то двух шагах, но так и не дождалось.

Каникулы, как всегда, кончились внезапно. Бабушка Бонифация и влюбленные в него
дети провожают его на пароход. Засмотревшись на них, Бонифаций шагает мимо
палубы, но - цирковая школа! - ловко выбирается из воды на корабль. А из-под
связанного бабушкой свитера вдруг достает... золотую рыбку. И отпускает ее
в море.

Почти бессловесная сказка вмещает в себя столько важного - и о призвании, и о
способности жертвовать самым дорогим ради других, и о том, что наше свободное
время - совсем не наше, и о том, чего искать в жизни прежде всего, а что - приложится
само.

Все чувствуют, что есть большая разница между нашими старыми мультфильмами и
"западными" (от американских до японских). По мнению детского психолога, члена
Союза писателей, председателя международного общества арт-педагогов и арт-терапевтов,
автора (совместно с Т. Л. Шишовой) методики "куклотерапии" Ирины
Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине
мира.

- В выборе мультфильма надо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги,
потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если
говорить о "советских" мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается
нормальная для ребенка, рожденного в России, картина мира. В основе своей
она православная, потому что зло в этой картине мира не онтологично, не предвечно,
оно паразитирует на добре, а вечно - добро. И в эту добрую картину мира
вкрапливается какой-то маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа.
Этот отрицательный персонаж, как правило, тоже легко перевоспитывается. И
оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил,
его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в "советских"
мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало
его "злодейскую" сущность.
Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны
детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей
с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели
поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

О "западных" же мультфильмах я не могу сказать, что они для ребенка полезны.
Как клинический психолог, я часто сталкивалась с фобиями (патологическими страхами),
вызванными "западными" и японскими мультфильмами. Формально в них все то же:
есть положительные и отрицательные герои, положительные побеждают. Ну, а что
же не так?

Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на
котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только
жалкие крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться.
Причем зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не
привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться
другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. У нас разве что
Змею Горынычу отсекали головы. Такого, чтобы в мультфильмах кровь лилась рекой,
не было никогда.

Но самое главное, что злодей в зарубежных "мультиках" - Шредер в "Ниндзя-черепашках",
все эти киборги - это современное воплощение дьявола. Для русской
культуры это нетипично, потому что в Православии всегда был очень строгий запрет
на близкое соприкосновение человека с нечистью. А, например, для западного
европейского романа это давняя традиция. Поэтому, вероятно, у западных детей
это не вызывает запороговых страхов, а у наших детей вызывает, потому что
в их генетической памяти нет многовековой культурной прививки.

Представители добра в "западных" мультфильмах довольно уродливы - эти черепашки
или супермены, которые запросто могут в следующей серии превратиться в представителей
зла. Добро и зло очень легко меняются местами. У нас таких оборотней нельзя себе
представить: не может Иван Царевич в следующей серии мультфильма стать
Змеем Горынычем, а Василиса Премудрая - Бабой-ягой. Я думаю, что насаждение таких
безобразных (в значении безобразных) героев очень вредно, потому что
если наша жизнь, в том числе и жизнь ребенка, дана нам для того, чтобы мы от
образа восходили к подобию, то когда образ отнимается, затрудняется и путь
к подобию.

А вообще, детей не надо перекармливать никакими мультфильмами. Я думаю, что хороший
мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы
как инструмент поощрения и наказания (лишить ребенка мультфильма, если он плохо
себя ведет). На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение,
и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны,
а иногда и не нужны вовсе.
С Уважением,

Татьяна Озерная,врач-педиатр


--

Выпуск 1433
Количество подписчиков: 88


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   Татьяна Sun, 4 Jun 2006 10:26:37 +0300 (#557233)