[friend] статья - страхи человека на кострах инквизиции
Страхи человека на кострах инквизиции
- Ведьма!
Это нехорошее слово в свой адрес я слышу постоянно, но каждый раз удивляюсь,
как далеки многие от понятия "ведьма". Что знают люди о ведьмах? Откуда вообще
пошло это явление и вся причитающаяся ему атрибутика? Полеты на метле, поедание
жаб и маленьких детей, превращения в различных животных, а главным образом
- всякие разные злодеяния, которые ведьма, по мнению большинства, с радостью
делает денно и нощно всякому, мимо проходящему.
Неужто я такая ужасная!?
Хотя вроде не замечала за собой таких маневров, как превращение в кошку или дикого
вепря! И сырое мясо я не люблю! А уж жаб и подавно! Фу, гадость какая!
Видимо, я слишком глубоко копаю. И современная ведьма такими вещами уже не занимается.
Нынче в моде любовные привороты, снятие порчи и сглаза, соответственно
- и не только снятие, но самое настоящее наведение всяких "хворей". Сейчас, чтобы
быть ведьмой в законе, достаточно заплатить государству некую сумму,
пообещать не пакостить в особо крупных размерах, разместиться поближе к центру,
накупить свечей, картишки поцветастее, сделать вдумчиво-трагичное лицо...
и только в путь! Такие "ведьмы" гребут деньги лопатами, являясь самыми востребованными
распространителями спокойствия. После страховщиков, естественно!
Сейчас вообще главное, с чего все богатеют, - это продажа Спокойствия! Раньше
на этом хоть руки не грели, зато обзаводились нерушимой властью. Например,
инквизиция рука об руку с церковью. Народная фантазия обогащается "учеными" измышлениями,
схоластическими ухищрениями и языческой мифологией. Богословская
мысль питается народными суевериями и, в свою очередь, сеет в народе фанатизм,
безумие и ужас. Как из рога изобилия, льются на обезумевшее человечество
комментарии к "великим" учителям, рассказывающие о небывалых и неслыханных дерзостях
и злодеяниях дьявола. Одно его деяние страшнее другого, и монахи применяют
все свои способности, чтобы изобразить самый фантастический подвиг дьявола, ставшего
героем целой эпохи. Однако церковь, всячески распространяя бредни
о дьяволе, постепенно запуталась в собственных противоречиях и сама начала бояться
дьявольского наваждения. Желая наказать слабых людей за колдовство,
которое сама же приравняла к ереси, церковь создала такую метлу, которая, казалось,
выметет ее саму и оставит земную юдоль всецело во власти одного лишь
дьявола. Святая инквизиция стала кровавым бичом своего времени.
Дальнейшее мое повествование будет всецело отдано истории. Истории возникновения
легенды о ведьме - послушнице и главной помощнице дьявола на Земле.
В 1239 году в Монт-Эме близ Шалона на Марне были в один день сожжены 182 катара.
В связи с развитием средиземноморской торговли и появлением торговой буржуазии
в Южной Франции и Северной Италии началось движение, направленное против церкви.
Это движение уже в XI веке приняло крупные размеры. Во главе его зачастую
стояла торговая буржуазия, недовольная тем, что церковь стесняла ее размах и
конкурировала с ней там, где сама начала торговать. К этому движению вскоре
примкнули городская беднота и крестьянство, разоряемые церковной десятиной и
всяческими иными поборами. Это народное движение, руководимое торговой буржуазией,
но опиравшееся на крестьян и ремесленников, церковь назвала еретическим, окрестив
его сторонников именем катаров.
Инквизитору удалось добиться от одной преступницы признания, что она в одну ночь
совершила полет из Шампани в Милан, где присутствовала на торжественной
трапезе, совершавшейся миланскими и иными катарами. Во время своего воздушного
путешествия она вместо себя оставила в кровати рядом с мужем дьявола, принявшего
ее образ и ввергшего мужа в заблуждение относительно ее исчезновения. Правдивость
и точность этих слов тем меньше могли вызывать сомнения, потому что признания
этой "жалкой катарки" добился известный инквизитор Роберт Ле-Бугр, который в
течение двадцати лет был в Милане катаром, прекрасно знал нравы и верования
этой секты. В 1233 году он был назначен папой Григорием IX инквизитором, чтобы,
применяя свои обширнейшие познания в этой области, лучше служить делу искоренения
ереси.
Случай в Монт-Эме показал возможность многолюдных ночных собраний, не считавшихся
ни с дальностью расстояния, ни с различием языков и обычаев, ни с полом,
ни с возрастом. Отныне инквизиция заговорила о слетающихся с разных концов Европы
стаях и для ловли этих преступников разбросала по многим странам настоящую
сеть инквизиционных трибуналов. Эти собрания, получившие название "шабаш", были
практически однообразны, построены по одному и тому же типу, с одинаковым
ритуалом.
Различали по многолюдности два вида шабаша: малый и большой. На большой собираются
ведьмы целого округа, обычно это происходит на покинутом кладбище, вокруг
виселицы, развалин замка или монастыря. Чтобы попасть на шабаш, ведьмы пользуются
специальной мазью, приготовленной из печени детей, умерших некрещеными.
Достаточно ведьме намазать свое тело этой мазью, произнести магическое слово
и сесть верхом на помело, чтобы сейчас же полететь по воздуху и очутиться
на месте шабаша.
На шабаше все происходило наизнанку: дьяволу отвешивали низкие поклоны, повернувшись
спиной; отрекались от Бога, Богородицы, святых и посвящали себя Вельзевулу.
Сатана издевался над крещением, заставлял всякого наступать на крест. Ведьмы
и колдуны, с факелами в руках, бешено танцевали, повернувшись друг к другу
спинами, в полночь все падали ниц, и затем начиналось пиршество. В изобилии пожирались
жабы, а также печень и сердца детей, умерших некрещеными; пиршество
сопровождалось непристойными танцами, ужасными оргиями, за которыми следовала
черная обедня. Первые лучи солнца разгоняли ведьм, и они разлетались, точно
пуганые вороны.
Не следует думать, что ведьмы причиняли обществу вред лишь в день шабаша. Нет,
с первого момента их знакомства с дьяволом на людей сыпались разные бедствия,
главным образом благодаря магическому порошку, который вручался дьяволом ведьме
в качестве символа заключенного союза. Ведьмы систематически и упорно разбрасывали
щепотки этого порошка, изготовленного из растолченных костей мертвецов и пены
жаб, и от этого гибла жатва, поля покрывались червями, жабами, сусликами
и змеями, умирали люди, пища, в которую попадал порошок, становилась ядовитой
и приносила верную гибель человеку. Мало того, с помощью магической палочки,
которой ведьма ударяла по луже, она вызывала проливные дожди и град, переносила
плодородие с поля одного крестьянина на поле его соседа и т. д.
Нельзя сказать, что ведьмы были счастливы. В огромном большинстве случаев дьявол
не исполнял тех обещаний, которые давал при заключении договора; обещанные
деньги и драгоценности вскоре превращались в мусор, жаб и кротов, и Сатана обманывал
всех, кто только с ним вступал в какие-либо сношения.
Убежденность многих в реальности и опасности ведовства невозможно объяснить глупостью,
безумием, подлостью или даже суеверием. Суеверие - это верование,
или набор верований, духовных или материальных, естественных или сверхъестественных,
не вписывающихся в логически последовательную систему миропонимания.
В этом смысле большинство философов, разделявших веру в ведьм, никак не могут
быть заподозрены в суеверии. Впрочем, тот факт, что охотники на ведьм не
были ни безумцами, ни суеверными людьми, не дает оснований считать их позицию
разумной даже с точки зрения их собственных целей. Ужесточение борьбы не
приводило к уменьшению количества ведьм. Напротив, спрос рождал предложение.
Безусловно, основной причиной служило обстоятельство, что под пытками обвиняемые
нередко выдавали мнимых сообщников. Борцы с ведьмами, расценивая это как свидетельство
распространения ведовских практик, разжигали в народе истерию, вследствии
чего все больше людей считало себя ведьмами.
Феномен ведовства основывался на страхе. Общество, мыслившее категориями сверхъестественного,
стремилось уничтожать носителей угрозы. Ведовство стало одним
из проявлений отчуждения в средневековом обществе. Так же, как ересь, зараза
ведовства получила угрожающее распространение в период упадка и разложения
средневекового общества XIV-XV вв. Тот факт, что огонь ведомании пылал на протяжении
трех столетий по завершении периода средневековья, свидетельствует
о вневременном и непространственном значении феномена. Форма, которую приняло
европейское ведовство, была задана христианской мифологией и теологией. Но
более глубокий подход к ведовству заставляет признать, что оно произрастает из
враждебности и злобы, этих извечных, непреходящих свойств человеческой натуры.
С одной стороны, средневековое ведовство явилось лишь первым этапом долгого периода
ведомании, с другой стороны, образ ведьмы - это олицетворение самых
темных и мрачных сторон человеческой души. Любая легенда, каким бы диковинным
не был ее сюжет, всегда основана на неоспоримом факте. В одном церковь и
ее служители были правы на все 100% - в каждом человеке может поселиться дьявол,
более того, в каждом он уже живет. Добро и зло, как орел и решка, лишь
стороны одной монеты. В данном случае - стороны нашей души.
Поэтому лучше подумать, прежде чем называть кого-то ведьмой или колдуном, ведь
слова материальны. Не стоит давать повод, чтобы кто-то после ваших слов,
доказал вам их правдивость.
Я верю, совершенно искренне, что на свете есть некая загадочная сила, как многие
называют ее - "связь с Космосом"! Мы живем в дуальном мире, мире физического
тела и нематериальной души. Не надо недооценивать душу и ее мир!
Марина КОШКИНА
--
Выпуск 1493
Количество подписчиков: 94
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru