Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья - почему мы так говорим?

Почему мы так говорим

Все трын-трава

Таинственная <трын-трава> - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье,
которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась <тын-трава>, а тын
- это забор. Получалась <трава подзаборная>, то есть никому не нужный, всем безразличный
сорняк.

Всыпать по первое число

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того,
кто прав, кто виноват. И если <наставник> переусердствует, то такой порки
хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь
ни при чем. На самом деле <сокол> - старинное военное стенобитное орудие.
Это была совершенно гладкая (<голая>) чугунная болванка, закрепленная на цепях.
Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным,
чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно <казанская>? Оказывается,
фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские
князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него
всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек

В старину на Руси <путем> называли не только дорогу, но еще и разные должности
при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий
- псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и
неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось,
о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с
позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали
задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного,
возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным
развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли
их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения
такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник
возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на
него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много
лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы

Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую
красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала <точить балясы>
означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев
вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и
стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач

В старину действительно был такой сорт хлеба - <тертый калач>. Тесто для него
очень долго мяли, месили, <терли>, отчего калач получался необыкновенно пышным.
И еще была пословица - <не терт, не мят, не будет калач>. То есть человека учат
испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу

Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком
приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же
деле все не так печально. В этом выражении слово <нос> не имеет ничего общего
с органом обоняния. <Носом> называлась памятная дощечка, или бирка для записей.
В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки,
с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении
о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно
сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена
охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, <перевод> которого
выглядит примерно так: <Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные
тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!> На что
добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: <К черту!>. И оба были уверены, что
злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут,
не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши

Что такое <баклуши>, кто и когда их <бьет>? С давних пор кустари делали ложки,
чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть
от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было
легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки
и называлось <баклуши бить>. Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими
- <баклушечниками>, и пошла наша поговорка.

Втирать очки

Как очки можно <втирать>? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина.
А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые
служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова <очки>: красные и
черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так
и называемая - <очко>. С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные
игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы.
Умели они, между прочим, незаметно <втирать очки> - превращать семерку в шестерку
или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая <очко> или замазывая
его особым белым порошком. И выражение <втирать очки> стало означать <обжуливать>,
отсюда родились и другие слова: <очковтирательство>, <очковтиратель>
- ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

После дождичка в четверг

Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога -
бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг
(интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну
- Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он
должен особенно охотно выполнять просьбы в <свой день> - четверг. А так как эти
мольбы часто оставались тщетными, то поговорка <После дождичка в четверг>
стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Андрей ДМИТРИЕВ
Angelina Fly
sweetgir***@p*****.ru


--

Выпуск 1532
Количество подписчиков: 94


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   "Angelina Fly" Mon, 12 Jun 2006 09:11:21 +0300 (#560692)