Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Мы и так отпускаем продукцию по минимальным ценам»


     slon.ru
2009-06-26
«Мы и так отпускаем продукцию по минимальным ценам»
о масштабном снижении цен в «Перекрестках»

«На нас это никак не отразится, мы и так отпускаем продукцию по минимальным ценам. Как это будет происходить еще будем решать, но уверен, что потребители от этого только выиграют»

2009-06-26
«Нет у нас в ритейле таких сверхнаценок»
о вчерашних замечаниях Путина по поводу высоких розничных наценок

«Да нет у нас в ритейле таких сверхнаценок, какие были приведены во вчерашних новостях. Сравнивали разные вещи, стоимость 1 кг туши мяса с ценой на вырезку. И в компании могли бы на самом деле разъяснить всю разницу. А теперь вряд ли удастся замять этот инцидент.
У меня валовая маржа составляет 23%, я работаю сейчас себе в убыток, потому что отпускные цены поставщиков существенно выше, чем для того же Auchan. Я бы и рад немного поднять цены, но сразу же начнется отток покупателей в другие магазины, где будет дешевле. А после вчерашнего, покупатели еще и решат, что такие наценки во всей рознице».

2009-06-26
«Ресурс для снижения цен у ритейлеров небольшой»
о розничных наценках

«Небольшой ресурс для снижения цен у сетей все же есть — 1-2%. Если же озаботится действительно существенным снижением, то нужно не только с розницы спрашивать»

2009-06-26
«Мне не нравится, что у нас продукты стоят дороже чем в других странах»
о борьбе с ростом цен

«Мне не нравится, что у нас продукты стоят дороже чем во многих других странах. Не должно быть сверхнаценок. Но и розничная маржа ритейлера зависит от массы других факторов, от стоимости аренды, энергоносителей, банковских кредитов. Ограничить цены можно на так называемые социальные товары, но тогда нужно создать и небольшой перечень таких продуктов и продавать его тем, кто действительно нуждается. Мы цены на мясо не повышаем в течение 9 месяцев несмотря на инфляцию. Ведь от того, что мясо будет оставаться доступным, его будут чаще покупать и проиводители от этого только выиграют».

2009-06-25
«За антивирус на Microsoft могут подать в суд»
о том, что антивирус Microsoft не конкурент защитному ПО:

У нас нет ощущения, что выпуск Microsoft Security Essentials серьезно изменит картину на рынке. В данный момент в большинстве стран Европы и в США более трех четвертей пользователей используют не чисто антивирусные решения, а решения класса Internet Security и Total Security. Именно эти решения сейчас наиболее адекватно способны защищать от современных киберугроз. Понятно, что эти пользователи вряд ли перейдут на усеченное решение от Microsoft, даже антивирусный функционал которого уступает коммерческим аналогам.

В России ситуация несколько иная, чем на Западе, здесь по-прежнему отдельные антивирусные решения пользуются большой популярностью. Тем не менее, явно выраженная тенденция увеличения числа пользователей комплексных решений четко прослеживается и в нашей стране. Учитывая это, мы прогнозируем, что бесплатный антивирус от Microsoft займет свое место среди других бесплатных антивирусных решений, коих уже великое множество. Сильно изменить ситуацию на рынке коммерческих продуктов он при этом вряд ли сможет. Также мы прогнозируем, что попытки Microsoft включать бесплатный антивирус в комплект поставки своих ОС вызовет целый ряд антимонопольных разбирательств.

«Лаборатория Касперского» уже давно работает на очень высококонкурентных рынках, на рынках, где популярны бесплатные антивирусы, где процветает пиратство. При этом работаем мы очень успешно. Так что выход еще одно конкурирующего решения на рынок, пусть даже от Microsoft, серьезно не изменит нашу стратегию продвижения продуктов.

2009-06-25
«Люди должны понимать перспективы»
Об управлении персоналом во время кризиса:

В нашей компании есть часть давно работающих сотрудников, «старики», а есть люди, которые недавно пришли. Поскольку рынок нестабильный, идет снижение объема продаж, мы изменили систему оплаты труда, привязали переменную часть вознаграждения к общему доходу компании. Если раньше оклад составлял 60% дохода, а премия – 40%, то сейчас соотношение, в зависимости от позиции 50% на 50% или даже 40% на 60%. То есть 60% – премия. Система такова, что выплывать мы должны все вместе, мы все в одной лодке, вместе с генеральным директором, с собственником. Изменились внешние условия, следовательно пришлось и систему оплаты менять. У «стариков» есть внутренняя мотивация остаться в компании, несмотря на перемены, они длительное время прилагали усилия, у них сформировалась более глубинная связь с компанией и ее выживанием, поэтому им проще принять новую ситуацию. Новым сотрудникам может быть более важна внешняя мотивация, их изменения могут подтолкнуть к тому, чтобы сменить работу.

У людей всегда есть такое ощущение, надежда, что можно найти лучшее. Не зря же говорят: хорошо там, где нас нет. Если у человека есть такая мечта, он быстрее отрывается от компании. Да, многие люди сильнее привязаны к компенсации, они неизбежно будут искать, где могут получить больше. Людям нужна свобода, в том числе и в выборе работы.

Есть те, кого невозможно удержать. У меня такая ситуация: специалист по обучению, она прекрасно работает, у нас с ней отличные отношения. Но у нее есть ценность: ездить по миру, путешествовать, общаться с разными людьми. Она сейчас специально для этого учит язык, видит свое будущее, в том числе профессиональное, в международных проектах. Сейчас она разрывается, спит по три часа, чтобы все успевать. Понятно, что если у человека такое видение заложено на уровне ценностей, если она хочет в свободный полет, то я ее никак не удержу.

Чтобы мотивировать персонал, мы недавно начали работу: проведение стратегических сессий. Мы собираемся все вместе, и группа людей, топов, разрабатывает общую стратегию. Люди должны понимать перспективы, видеть свое будущее вместе с компанией. Причастность к принятию решений, с моей точки зрения, уже сама мотивирует. Люди видят горизонт.

Вторая часть работы – мы впервые проговорили наши ценности. То, что есть в реальности, пока не особенно соответствует тому, что мы декларируем, и теперь у меня есть задача, чтобы мы все вместе, на уровне поведения, практики, приняли эти ценности. Мы теперь смотрим по индикаторам, действительно ли мы ведем себя так, как говорим. Скажем, у нас есть ценности: уважение, и развитие. Теперь важно посмотреть, а что мы в реальной жизни делаем, сегодня? Как мы проявляем это уважение, как мы общаемся с сотрудниками? Чтобы это получилось, будем внедрять рефлективные практики, когда будем анализировать свое поведение, поведение коллег. Должна быть открытая коммуникация, обсуждение проблем. И самое важное, чтобы наши ценности не остались на уровне декларации. Люди думают о том, что нужно сделать, чтобы измениться, предлагают решения – и мы их внедряем. И завтра человек видит, что его предложения приняты, у него формируется связь с компанией.

Пока, я бы сказала, мы делаем первые шаги в этом направлении. Это еще только переходный период. Но у нас уже есть понимание, что что-то не так. Теперь надо исправлять эти моменты. Останутся с нами те, кто верят, что все получится. Кто не верит – тот уйдет.

2009-06-25
«Планов по программе софинансирования пенсий нам не спускали»
о программе софинансирования пенсий:

Вполне возможно, что цифра проплат по программе софинансирования увеличится к концу года, поскольку многие из тех, кто участвует в программе, посчитали выгодным для себя проплатить сумму именно в конце года, а не перечислять ежемесячно. Однако 100%-ной проплаты ожидать не стоит, поскольку надо понимать, что это все-таки была кампания. Планов, по привлечению в программу, как утверждают некоторые эксперты, НПФам никто не спускал. Скорее такие планы получил собственно сам ПФР. Но какие инструменты он при этом задействовал, сказать сложно.

2009-06-25
«Главное, что нам удалось донести свою позицию»
о вчерашних вопросах Путина к ритейлерам:

Выбранный «Перекресток» – это супермаркет, тем более расположенный в Москве и в дорогом районе, поэтому и наценка. У нас же другой формат, с агрессивной ценовой политикой и низкими наценками. Что касается обсуждения закона о торговле, главной удачей было то, что нам удалось донести свою позицию. Пока закон дорабатывается, нет его окончательного варианта, и он не внесен в Госдуму – комментировать рано.

2009-06-25
«Цифры по участию населения в программе софинансирования пенсий дутые»
о программе софинансирования пенсий:

Гора родила мышь. На самом деле цифры достаточно лукавые. Программа не шла, и от отделений ПФР требовали «давать план». План делался за счет родственников, бабушек. Естественно, что подать заявления на вступление в программу софинансирования – это одно, а платить взносы – совершенно другое. Отсюда и такой низкий показатель платежей – из вступивших в программу софинансирования взносы заплатили всего 16%. Широкое распространение эта программа вряд ли получит. Верхний предел для реальных, а не «дутых» ее участников – не более 1 миллиона человек. Интересна она может быть, пожалуй, только для работников крупных корпораций, у которых есть собственные кэптивные НПФ.

2009-06-25
«Цифры по участию населения в программе софинансирования пенсий дутые»
о программе софинансирования пенсий:

Гора родила мышь. На самом деле цифры достаточно лукавые. Программа не шла, и от НПФ требовали «давать план». План в НПФ делался за счет родственников, бабушек. Естественно, что подать заявления на вступление в программу софинансирования – это одно, а платить взносы – совершенно другое. Отсюда и такой низкий показатель платежей – из вступивших в программу софинансирования взносы заплатили всего 16%. Широкое распространение эта программа вряд ли получит. Верхний предел для реальных, а не «дутых» ее участников – не более 1 миллиона человек. Интересна она может быть, пожалуй, только для работников крупных корпораций, у которых есть собственные кэптивные НПФ.

2009-06-25
«У людей немного лишних денег»
о программе софинансирования пенсий:

Мы рассматриваем программу софинансирования пенсий как инструмент, который должен приучить людей инвестировать в свою будущую пенсию. Какие-то выводы делать пока рано. Низкий показатель платежей (перечисления сделали только 16% от общего числа вступивших в программу), возможно, объясняется тем, что у людей в кризис лишних денег немного и больших результатов ожидать сложно. Потому пока средний уровень взносов составляет где-то порядка 500 рублей на человека. Возможно, кто-то из тех, кто «загорелся» идеей вступить в программу в октябре – декабре прошлого года, но не имел возможности платить взносы (поскольку первые платежи можно было делать только с 1 января 2009 года) – просто позабыл о своем решении, либо у него изменились обстоятельства. Но, насколько я знаю, в общем числе участвующих в программе финансирования немало тех, кто уже проплатил свои 12 тысяч.

2009-06-25
«Капитал банка уменьшился более чем на 1 млрд руб.»
о ненадлежащих активах в капитале:

В отчетности банка при расчете капитала отражена сумма в размере 947 млн руб. как «капитал, для формирования которого использованы ненадлежащие активы». В данную строку отчетности, согласно полученным разъяснениям Банка России, включены ноты класса Z (будущий чистый процентный доход от сделки по продаже ипотечного портфеля). Это облигации URSA Mortgage Finance S.A, выпущенные в рамках сделки секьюритизации активов «УРСА Банка». Запись о ненадлежащих активах появилась в отчетности на 1 мая 2009 года, тогда они составляли 964 млн руб. Уменьшение связано с плановым погашением части нот класса Z по облигациям URSA Mortgage Finance S.A.

Уменьшение капитала банка на 1,5 млрд руб. за месяц связано с несколькими факторами. Во-первых, с выплатой дивидендов согласно решению годового общего собрания акционеров – 0,8 млрд руб. Во-вторых, со снижением остаточной стоимости субординированных кредитов – 0,2 млрд руб. В-третьих, с увеличением убытка текущего года – 0,5 млрд руб.

В мае убытки, отраженные в расчете капитала, выросли с 0,9 млрд руб. до 1,5 млрд руб. Данный рост связан с полученным в мае отрицательным финансовым результатом. На него в большей степени повлияла консервативная политика банка по созданию резервов по кредитному портфелю.

На годовом общем собрании акционеров было принято решение о выплате дивидендов акционерам «УРСА Банка», на это были направлены средства из нераспределенной прибыли предшествующих лет. В результате в мае размер нераспределенной прибыли уменьшился с 7,1 млрд руб. до 6,4 млрд руб.

2009-06-25
«Убыток банка, учитываемый в расчете капитала, сократился»
об убытках «Райффайзенбанка», снижающих капитал:

В соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета методика расчета прибыли и убытка при расчете капитала банка отличается от методики расчета балансовой прибыли и убытка. В первом случае учитываются доходы/расходы будущих периодов и исключается переоценка ценных бумаг. Сумма таких расходов по состоянию на 1 июня составила у «Райффайзенбанка» 2,3 млрд руб. В итоге в расчете капитала банка на 1 июня отражен убыток в размере 1,8 млрд руб. При этом чистая балансовая прибыль банка находилась на уровне 1,3 млрд руб., а положительная переоценка ценных бумаг составила 0,8 млрд рублей.

В мае убыток, учитываемый в расчете капитала, сократился с 2,5 млрд руб. до 1,8 млрд руб. Основной причиной сокращения убытка является высокий уровень чистых операционных доходов банка, абсорбировавших досозданные резервы по сомнительным долгам в апреле – мае 2009 года. Также следует отметить сумму положительной переоценки валютной позиции банка за май 2009 года в сумме 0,8 млрд руб.

2009-06-25
«Убытки снизили капитал «Промсвязьбанка»
об убытках, снижающих капитал «Промсвязьбанка»:

С начала года капитал «Промсвязьбанка» уменьшился с 42,9 млрд руб. до 41,2 млрд. Снижение капитала произошло за счет убытка по РСБУ накопленным итогом. Убыток вызван значительными расходами на создание резервов под обесценение ссудной задолженности, особенно в первом квартале. Тем не менее, вследствие снижения активов, взвешенных по степени риска, уровень капитализации поддерживается на должном уровне. По итогам первого полугодия планируем получить положительный финансовый результат, так что капитал должен вскоре снова подрасти.

В мае «Промсвязьбанк» получил прибыль в размере 1,1 млрд. руб., что привело к снижению размера убытков до 1,55 млрд руб. Во многом это стало возможным благодаря устойчивому росту операционных доходов, усилившемуся контролю за административными расходами и сокращением темпов роста резервов, так как существенный объем резервов был создан в первом и четвертом кварталах. К тому же банк продолжает генерировать операционную прибыль: порядка 1,5 млрд руб. ежемесячно. Кроме того, темпы роста резервов под обесценение стали меньше, поскольку в апреле резервов понадобилось создавать больше в связи с выходом клиентской отчетности за прошлый год.

2009-06-25
«Сокращение капитала банка обусловлено ростом убытка»
о снижении капитала банка:

Сокращение капитала банка в мае на 2,4% было обусловлено ростом убытка текущего года за счет переоценки ценных бумаг, учитываемых по средневзвешенной стоимости согласно положению ЦБ 215-П.

2009-06-25
«Бывают у людей такие потребности, которые не до конца осознаны»
Об инициативах по созданию сверху молодежных организаций:

Сложно сравнивать молодежные организации по типу с теми, которые были раньше. Время изменилось, молодежь изменилась. Мы опрашивали школьников и их родителей, какие организации они хотели бы видеть в школе, есть люди которые хотели бы, чтобы это были единые политические объединения для всей страны, но большинство считает, что организации должны создаваться по интересам, скажем, связанным со школьной программой, какими-то увлечениями, а не такие организации, как были раньше.

Организации должны быть меньшего формата и узкоспециализированные под конкретные запросы. Эти запросы могут быть разными в разных регионах, разными в разных школах. Исследованиями установлено,что каждая школа является экологической нишей для какой-то части населения, с каким-то набором характеристик профессиональных, образовательных, имущественных. У разных кругов населения разные дети и у этих детей разные потребности, поэтому школьные советы, родители, сами дети должны индивидуально решать какие им нужны организации. Это могут быть не только кружки, но и организации, которые работают на систематической основе, но они должны основываться на интересах детей, тогда это будет для них полезно.

Другой вопрос, касающийся данной проблемы, заключается в том, насколько население, дети в частности, насколько они готовы к деятельности в организациях. Может быть, они слишком индивидуализированы? Нет, я думаю, что им нужны такие организации, другое дело, что бывают у людей такие потребности, которые не до конца осознаны. Иногда людям нужно подсказывать, а молодежи особенно нужно подсказывать, не нужно на нее нажимать, давить или навязывать, но необходимо подсказывать молодым людям варианты того, что им может подойти. Если привести нарочито грубое сравнение, если придумать товар, который люди не будут покупать, это не будет означать, что люди плохие. Просто им этот товар не нужен, значит неправильно придумали, что нужно продавать.

2009-06-25
«Молодежные объединения могут использоваться как социальные лифты»
О молодежных организациях:

Самая первая проблема молодежных организаций – это их регистрация. Очень сложно найти офис, чтобы оформить юридический адрес. Не все хотят связываться с молодыми людьми, потому что нет доверия. Молодым людям приходится искать через друзей и знакомых. Когда зарегистрировались, возникают проблемы на что существовать, кроме оргвзносов, которые существуют в некоторых общественных объединениях. Грантов выдается очень немного, и очень сложно их получить. Нужна правильная экспертная оценка документации, которая ведется. Если у «взрослых» организаций уже есть большой опыт, есть связь с экспертами, то нам сложнее, приходится все проделывать путем собственных проб и ошибок. Кроме того, приходится сдавать финансовые отчеты, то есть одна из важнейших проблем – это, с одной стороны, отсутствие опыта, с другой стороны, восприятие наших организаций, наших проектов и идей, которые мы пытаемся реализовать, взрослым поколением как неких игрушек. Как детям в школе говорят: да не лезь, не нужно, что вы ерундой страдаете, так же относятся и к молодежным организациям, когда мы хотим зарегистрироваться и действовать.

Еще одна проблема – это проблема конкуренции. Молодежная среда имеет огромное число потенциальных участников общественных организаций, с другой стороны не отличается огромным разнообразием предложений. Поэтому люди вступают в ту организацию, которая привлекла их чем-то новым. В основном это неофициальные организации. Потому что молодежь любит подполье, таинственность, а в какие-нибудь благотворительные или экологические организации идут уже сложнее. Таким образом идет борьба за аудиторию, с которой работаешь.

Третья проблема политическая, в том смысле, что некоторые взрослые организации воспринимают уже нас как конкурентов, потому что молодежь – это самая активная часть общества. Иногда проблематично получить разрешение на проведение какого-то мероприятия в выбранном месте, потому что даты мероприятий примерно одинаковые (посвященные ВОВ, дню города), получается, что на место претендуют и «взрослые» организации, и мы. Предпочтение, чаще, отдают «взрослым».

Сложно судить о всей системе по одному человеку, но возможно, что в организации есть один человек, который отвечает за то, чтобы привести представителей организации на мероприятие и привлечь как можно больше партнеров. Этот человек начинает работать с молодежной средой, пользуется их огоньками в глазах и кучей энергии, зарабатывает свой аппаратный ресурс, а, может быть, и финансовый, а молодежь свято верит в то, в чем она участвует. Со временем этому человеку перестают верить, пропадает доверие и ко всем остальным.

На молодежных организациях сложно заработать, потому что у нас не так налажена коммерческая составляющая. Но мне известен прецедент, когда в Воронеже человек, прикрываясь именем организации, под общей идеей нераспространения убийства животных приглашал участников объединения бесплатно отработать промоутерскую акцию. Получилось, что он использовал этих людей, прикрывшись авторитетом организации.

Лет пять-шесть назад ситуация была довольно сложная. После того, как на протяжении долгого времени у нас существовал комсомол, некоторые жили стереотипами, примерами старших братьев и сестер и не спешили в молодежную общественную жизнь. Но сейчас молодежь становится активнее, потому что возникает необходимость заполнить пустую нишу в жизни. Молодежная организация сама по себе не только развивает, она дает возможность реализовать способности, она выполняет некую социализирующую роль. После комсомола социализирующими элементами были панк-группы, спортзалы, надеялись, что этими объединяющими элементами станут вузы. Молодежные объединения дают возможность воспринимать общество, восприниматься самим обществом, а могут использоваться и как социальные лифты.

2009-06-25
«Бесплатный антивирус Microsoft – это имиджевый ход»
о смысле бесплатного антивируса Microsoft:

Новый бесплатный антивирус компании Microsoft вряд ли сумеет повлиять на уже сформированный российский рынок антивирусного ПО. Сегодня антивирус – это на 20% программа и на 80% сервис, включающий в себя возможность пользоваться бесплатной техподдержкой, получать своевременные обновления антивирусных баз и регулярную вирусную аналитику (in-the-cloud-технологии). За это пользователь сегодня готов платить.

Выпуск бесплатного антивируса компанией Microsoft – это имиджевый ход, возможность предоставить своим клиентам бонус в виде бесплатного антивирусного ПО.

2009-06-25
«Уход французов может означать уход из акционерного капитала»
о новом управленце «АвтоВАЗа»:

Игорь Комаров – не выходец из «Ростехнологий», он бывший вице-президент «Норильского никеля», поэтому на «АвтоВАЗ» приглашен человек из конкурентоспособного бизнеса, опытный директор.

Утверждать, что, владея 25%-ным пакетом акций, за год работы французы смогли бы добиться серьезных результатов, было бы наивно. Всего за год с небольшим нельзя добиться большого эффекта. Для этого нужно время и большая критическая масса прозападных управленцев, которые должны приходить и замещать действующий управленческий аппарат. Не исключено, что люди из «Ростехнологий» начнут вскоре сменяться другими, так как «Ростехнологиям» и так есть чем занять своих сотрудников. Уход французов от управления компанией может означать уход из акционерного капитала.

Отсутствие отчетности по МФСО предполагает, что акции данной компании не будут размещаться на зарубежных фондовых рынках. Реальная потребность в такой отчетности с точки зрения финансового учета есть, и отказываться от нее ни в коем случае нельзя, но необязательно ее озвучивать. Ты можешь не публиковать отчетность, но если ты хочешь быть уверен в том, что в компании все работает нормально, такую отчетность нужно вести. Я не вижу ничего критичного в том, что «АвтоВАЗ» отказался от публикации, и уверен в том, что они продолжат вести отчетность МФСО в качестве полезного инструмента.

2009-06-25
«Понятно, что он будет распространяться бесплатно, но непонятно где»
об антивирусе от Microsoft:

Могу сказать, что у Microsoft получился антивирус начального уровня, предназначенный для обеспечения базовой безопасности. Очень простой антивирус, в нем нет ни эвристического, ни поведенческого анализа.

Если посмотреть на результаты его тестирования, то они очень неплохие, лучше чем у многих бесплатных и даже некоторых платных антивирусов. Но, замечу, антивирус очень простой. Пользователи, которым нужна продвинутая защита от угроз, антиспам, антифишинг, будут смотреть в сторону больших серьезных пакетов класса Total или Internet Security.

Так что, с одной стороны, его пользователи будут иметь хорошую защиту, а с другой стороны выход продукта на рынок может ударить по производителям простых антивирусов.

Уже понятно, что он будет распространяться бесплатно: его можно скачать и установить. Было бы вполне логично, если бы Microsoft Security Essential пришел на замену Windows Defender, поскольку функциональность нового продукта выше. Есть вероятность, что он окажется в комплекте поставки Windows 7 или какого-нибудь будущего сервиспака для Windows Vista, но об этом Microsoft пока не рассказывает.

2009-06-25
«Наше конкурсное предложение было более сбалансировано и финансово обосновано в современных условиях»
о проигрыше в тендере на управление аэропортом «Пулково»:

Мы поздравляем консорциум ООО «Воздушные ворота северной столицы», сформированный ВТБ и Fraport, с победой. Мы считаем, что их победа объективна и основана на более агрессивном финансовом предложении. Наше конкурсное предложение было более сбалансировано и финансово обоснованно в современных условиях. Стоит отметить, что тендер на реконструкцию и эксплуатацию аэропорта «Пулково» был превосходно организован и в нем приняли участие достойные компании. Мы получили ценный опыт конструктивного сотрудничества с Аэропортом Вены в ходе подготовки конкурсного предложения, что обязательно найдет применение в реализации проектов в аэропортовом бизнесе в дальнейшем. УК «Лидер» продолжает вести активную работу над инфраструктурными проектами. Будет, в частности, продолжена проработка целого ряда других ГЧП-проектов – в сфере транспортной инфраструктуры, ЖКХ и переработки ТБО.

2009-06-25
«Даже Паскаль Лами разводит руками», - Портанский, Информбюро по присоединению к ВТО
о таможенном союзе:

Таможенный союз пока существует только на бумаге. С января 2010 года должен заработать общий внешний тариф, а все процедуры по созданию союза должны быть завершены к июлю 2011 года. Таковы планы, но они могут и не сбыться. Кстати, у нас в СНГ уже было несколько проектов таможенных союзов, и не один не состоялся. Это один из упреков, который сейчас высказывают нам партнеры по ВТО в рамках переговорного процесса по присоединению.

Кроме того, торгово-экономические отношения с Астаной и Минском не блестящие – с Казахстаном у нас была «мясная» волна, с Белоруссией до сих продолжается «молочная».

Также важно то, что в переговорном процессе с ВТО все три республики продвинулись по-разному: Россия – максимально, Казахстан – примерно на 80% от России, а Белоруссия – 50 – 60% от России. Есть некоторые сферы, где Минск почти ничего не сделал, например, в сфере адаптации внутреннего законодательства к нормам ВТО. Другими словами, предстоит очень большая работа по выравниванию условий.

Более того, правовая база ВТО не дает ясного ответа на вопрос, как к этой организации может присоединяться Таможенный союз. В 12-й статье Марракешского соглашения речь идет о таможенной территории, но Таможенный союз не подходит под это определение, и 12-я статья писалась под реалии другого времени. На данный момент никто не знает ни с нашей стороны, ни со стороны ВТО как разрешится ситуация. Даже такие люди как глава ВТО Паскаль Лами и председатель рабочей группы по присоединению России Стефан Йоханессон разводят руками. В ближайшие месяцы члены ВТО должны решить, какова будет процедура, поскольку подобных прецедентов еще не было.

Если 2 – 3 недели назад мы могли давать прогноз по срокам вступления России в ВТО, то сейчас прогнозировать сроки вступления Таможенного союза бессмысленно, поскольку на данный момент это уравнение со сплошными неизвестными. Может быть, к середине осени появятся более конкретные обстоятельства, которые позволят делать прогноз. Некоторые наши официальные лица говорят, что Таможенный союз начнет переговоры с ВТО в январе 2010 года или даже раньше, но это политические заявления без реального основания, потому что сейчас со стороны наших партнеров никто просто не знает, каким образом можно вести эти переговоры.

Можно определенно сказать только то, что присоединение в рамках Таможенного союза отодвигает членство России в ВТО в сравнении с присоединением в одиночку.

2009-06-25
«Сделки инсайдеров часто вершина айсберга»
о сделках менеджмента компаний со «своими» акциями:

За такими сделками стоит смотреть очень внимательно, потому что они свидетельствуют о тектонических сдвигах в эмитентах. Даже движение очень маленьких пакетов, если оно осуществляется менеджментом, может говорить о готовящихся крупных изменениях. Сделки менеджмента «Новатэка» перед сделкой компании с Геннадием Тимченко, например, были вершиной айсберга, подводная часть которого не была видна рынку. А «инсайдерские сделки» были единственным индикатором.

2009-06-25
«Ян Венсан уходит из Renault по личным причинам»
об отставках в «АвтоВАЗе»:

Ян Венсан вообще уходит из компании Renault – по личным причинам. Люди иногда меняют работу. Я не думаю, что речь идет о работе в России, но об этом лучше спросить у него.

Инициатива предложить на должность CEO Игоря Комарова была наша. Изначально, в 2008 году, Renault оговаривала этот пункт, был такой своеобразный договор между акционерами, что в случае ухода Яна Венсана Renault предложит другую кандидатуру на его должность. Мы воспользовались нашим правом и решили, что в данной кризисной ситуации хорошо было бы рассмотреть российского менеджера, опытного, адаптированного к местным условиям. Мы считаем, что это тот специалист, который сегодня нужен. До этого он занимал должность в финансовом управлении «АвтоВАЗа».

2009-06-25
«Французы вернутся к «АвтоВАЗу», когда рынок восстановится»
об участии Renault в управлении «АвтоВАЗом»:

Renault явно рассчитывала на другое, когда приобретала блокпакет «АвтоВАЗа». Что будет с новыми моделями «АвтоВАЗа» и где на них взять деньги, пока непонятно. «Сосьете Женераль» дал деньги на лицензии, но помимо лицензий надо еще наладить производство. Менеджмент «АвтоВАЗа» уже говорил, что ему необходимо на это минимум 80 млрд рублей, до этого озвучивалась сумма в 90 млрд рублей, но где брать такие деньги – непонятно. Идея Грефа о присоединении «АвтоВАЗа» тоже утопическая.

Я не думаю, что речь идет о перекладывании ответственности на русских, просто французы увидели, что на ВАЗе перспектив нет. Акции у них, конечно, останутся, но инвестицию на данном этапе можно считать неудачной. У французов останется «Автофрамос», где они довольно успешно собирают автомобили.

Рынок сжался, и когда он восстановится, до сих пор неясно. Понятно, что Renault не готова вкладывать и дальше деньги в развитие «АвтоВАЗа». Но говорить о том, что они испугались и побежали, конечно, нельзя. Возможно, когда рынок восстановится, они вернутся к управлению предприятием. Когда речь шла о допэмиссии, говорили, что долю французов размывать не собираются, поэтому, если бы «АвтоВАЗ» хотел их выгнать, ему проще было бы размыть акции.

Себестоимость «АвтоВАЗа» в прошлом году сильно выросла. Из-за того, что цены на металл росли, металлурги даже заставляли завод подписывать договор, предусматривающий поставку металла по фиксированным ценам. Когда цены на металл стали падать, «АвтоВАЗ» был вынужден покупать металл по этим ценам. Конечно, у него сильно выросли издержки, пошел спад.

Начиная с 2004 года, у ВАЗа есть отчеты по МФСО, за исключением 2005 года, но в отчете 2006 году есть ссылки на 2005 год. Они долго собирались начать публиковать полугодовые отчеты, но так и не собрались. Это достаточно дорогостоящий процесс. С точки зрения корпоративного управления отсутствие отчета по МФСО – это очень плохо, так как резко снижается прозрачность компании. С другой стороны, и так все знают, что на ВАЗе происходит: это огромный долг и устаревший модельный ряд. Поэтому это плохо только с теоретической точки зрения. На практике у них много других проблем, поэтому отсутствие отчетности по МФСО – не самое страшное, что у них есть.

2009-06-25
«Это крайне негативная новость для инвесторов»
о нераскрытой отчетности «АвтоВАЗа»:

Существенное падение EBITDA у «АвтоВАЗа» обусловлено высокими ценами на сталь в первой половине 2008 года и резким снижением спроса в 4 квартале. Кроме того, необходимо отметить, что это данные по РСБУ, следовательно, нельзя исключать, что часть прибыли оказалась сосредоточена на некоторых дочерних компаниях.

Одной из причин является нежелание тратить финансовые ресурсы на подготовку этой отчётности. «АвтоВАЗ» в настоящее время стремится снизить издержки всеми возможными способами. Другой возможной причиной, на мой взгляд, является нежелание раскрывать всю ситуацию, происходящую с группой. В любом случае, это крайне негативная новость для инвесторов, как в акции компании, так и в её облигации. Кроме того, такое решение менеджмента оказывает негативное влияние на репутацию компании в качестве эмитента ценных бумаг.
 

2009-06-25
«Результаты ВАЗа по МФСО могут быть хуже, чем по РБСУ»
об отчетности «АвтоВАЗа»:

Действительно, 2008 год, особенно вторую половину, сложно назвать удачным для автозавода. Продажи оказались ниже, при этом о сокращении издержек менеджмент задумался только в этом году, да и сами меры по сокращению издержек не выглядят радикальными.

Завод традиционно публиковал отчетность по МСФО с существенной задержкой, поэтому еще рано говорить о выходе (или не выходе) этого документа. К тому же существует вероятность, что результат по МСФО окажется еще хуже за счет консолидации убыточных «дочек».

2009-06-25
«Российские тарифы на WiMAX сравнимы с западными»
На конференции «Мобильные широкополосные сети WiMAX в России»

2009-06-25
«Это элитная гвардия, это главный капитал Apple»

О Стиве Джобсе и стратегии управления Apple:

Действительно очень многие пытаются понять, а какова роль Джобса. Понятно, что он участвовал в создании сразу нескольких инновационных продуктов. Он инженер, который придумал много инновационных вещей. Хотя нужно отдавать себе отчет, что это в первую очередь потребительские и маркетинговые инновации. Технологии, которые есть в ноутбуках, плеерах, телефонах – это продукты коллективного разума, и не только специалистов Apple. Он придумал модель презентации (и нет причин сомневаться, что это придумал не он сам, а кто-то другой) продуктов.

Более того, я уточню: он ее не столько придумал, сколько передал продуктам своей компании свои собственные ощущения, представления о презентации, юзабилити, внешнем виде. Тем самым он создал – и я считаю, целенаправленно, это не было случайной стратегией – ядро потребителей. И в этом главная заслуга Джобса. Это очень непростое по маркетинговым меркам и довольно большое ядро почитателей бренда.

В чем его особенность? Apple является безусловным лидером по такому критерию, как «включенная лояльность». Поклонники массовых брендов делятся на несколько групп. Традиционалисты – те, кто по тем или иным историческим причинам предпочитают один бренд в одной из рыночных ниш другому. Практики – те, кто отталкиваются при выборе продукта от его практических свойств – качества или дешевизны – а потом уже, постфактум, отождествляют с этими свойствами бренд. Модники – они выбирают бренды, ориентируясь на тренды в своей социальной группе. И «включенные» снобы. Последняя группа в армии поклонников большинства брендов обычно самая малочисленная. «Снобы», являясь покупателями продукции компании, заодно отождествляют себя с ней: следят за новостями, участвуют в обсуждении продуктов, в подробностях знают продуктовую линейку и т.д. Это сочетание фанатизма и рациональности – уникальное качество, присущее в большинстве случаев 3 – 6% лояльных покупателей брендов. В случае с Apple число «включенных» снобов составляет не менее 30% от общего числа постоянных покупателей: Это невероятные для других брендов цифры. Это элитная гвардия. Это главный капитал Apple.

Насколько я знаю ситуацию в Apple, презентации там уделяется значительное внимание, это стиль компании. При этом носителем информации, вплоть до каких-то организационных моментов, является [Джобс] лично. Последние продукты Apple, которые выводились на рынок, конечно же, согласовывались с ним. Серьезной потери управленческой функции по этому направлению не было. Он просто управлял ей удаленно.


2009-06-25
«Это естественный авторитаризм, его не вырежешь, как раковую опухоль»
  • О Стиве Джобсе и стратегии управления Apple:

    Пример Стива Джобса очень сложен для интерпретаций. Он почти не подходит ни под какие критерии известных моделей классических лидеров. Он основатель компании, он ее менеджер, он ее публичное лицо, идеолог и транслятор идей. Это один из немногих случаев, когда «код» компании зашит в мозгу одного человека. Это не означает, что специалисты
    Apple не способны без него на новые выдающиеся рыночные разработки. Дело в презентации, в трансляции философии продукта. Этим живым транслятором остается Джобс. В этом смысле операцию перенес не только он, но и сама Apple, потому что значение Джобса для организма компании безусловно очень большое.

    Интересно, что популярные на публике лидеры корпораций олицетворяют собой предельную демократичность и стараются придерживаться демократического стиля управления внутри своих компаний. Джобс в этом смысле тоже сильно выделяется. Мы видим перед собой сильного авторитарного лидера, у которого еще есть и управленческая компетенция, которая не вписывается в обычные стратегические задачи собственников и топ-менеджеров компаний. Это маркетинговая компетенция, которую ему просто не с кем разделить.Так он силен в этой компетенции. Он вбирает ее в себя. Вокруг только исполнители, а не генераторы идей. Это обычно сложно объяснить. Есть человек или нет человека – что может измениться? На самом деле, это станет понятно, когда Джобс действительно уйдет.

    Авторитарный стиль управления – это не целенаправленная стратегия, это естественный ход вещей. В этом стиле при определенных обстоятельствах даже нет ничего плохого. Авторитаризм не означает, что вокруг никого нет и нет дискуссии. Он означает, что в этой дискуссии естественным путем доминирует один лидер. Это естественный авторитаризм, его не вырежешь как раковую опухоль. В этом не было бы ничего опасного для компании, если лидер осознает свою естественную роль и сам пытается ее нивелировать, сбавить темпы. Так, например, поступил Билл Гейтс (он, впрочем, куда более понятный тип руководителя). Джобс пока ничего не делает в этом направлении. Уверен, это связано и с болезнью, и с недостатком времени на осмысление происходящего.

  • 2009-06-25
    «WiMAX превосходит LTE по всем параметрам»
    Выступление на конференции «Мобильные широкополосные сети WiMAX в России»

    2009-06-25
    «К концу года на рынке будут продаваться 100 WiMAX-устройств»
    Выступление на конференции «Мобильные широкополосные сети WiMAX в России»

    2009-06-25
    «Регулятор может закрыть любую WiMAX-сеть»
    Выступление на конференции «Мобильные широкополосные сети WiMAX в России»

    2009-06-25
    «Нам не жалко скачанных мегабайтов»
    Выступление на конференции «Мобильные широкополосные сети WiMAX в России»


    (C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
    Пользовательское соглашение

    В избранное