Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Инвесторам рассчитывать на рост Сбербанка сейчас было бы рискованно»


     slon.ru
2009-06-24
«Инвесторам рассчитывать на рост Сбербанка сейчас было бы рискованно»
о привлекательности акций Сбербанка:

В последнее время мы видим достаточно большую волатильность в этой бумаге, достаточно серьезные обороты. Рынок активно сосредоточился на акциях Сбербанка. Последние две недели в бумаге наблюдалось сильное падение – порядка 30%. А волатильность достигает порядка 10% в день. Это нездоровый знак. Фундаментально оценивать бумагу, которая сейчас испытывает такие серьезные колебания, не совсем верно.

С точки зрения инвесторов рассчитывать на рост сейчас было бы рискованно. То «ралли», которое мы видели до начала июля, было оправдано, но одновременно было слишком быстрым. На том уровне, на котором Сбербанк торгуется сейчас, он оценен справедливо. Если мы увидим хороший повышательный тренд на нефть, то Сбербанк и рынок в целом будут следовать этому тренду.

2009-06-24
«Сейчас лучше держаться в стороне от акций Сбербанка»

об инвестиционной привлекательности акций Сбербанка:

В акциях Сбербанка сейчас наблюдается огромная волатильность. Кроме того в нем присутствует такой нерыночный игрок, как ВЭБ. Вчера он поддерживал котировки Сбербанка и осуществлял покупки, с таким же успехом он может начать продавать. Тем более, что он собирался это делать. Поэтому, на наш взгляд, на данном этапе [инвесторам] лучше держаться от этих бумаг в стороне. Вероятность как сильного движения вверх, так и вниз, крайне высока.

Фундаментально, мы считаем, что Сбербанк на данный момент перекуплен. Существует проблема плохих долгов, несмотря на замедление роста просроченной задолженности по итогам российской отчетности за пять месяцев. Тем не менее даже сам менеджмент не уверен, насколько этот тренд будет поддерживаться. Поэтому мы сохраняем осторожный взгляд на акции Сбербанка.


2009-06-24
«Сбербанк - суперголубая фишка»
о привлекательности акций Сбербанка:

Сбербанк – «суперголубая фишка», поэтому здесь все рассуждения о какой-то фундаментальной стоимости бессмысленны. Фактически этот рынок управляется только потоками ликвидности и больше ничем. То, с чем мы здесь сталкиваемся, называется трейдинг на движении – momentum trading. Если вы в состоянии в таком стиле торговать, то, безусловно, так и надо делать. Это хорошая бумага, чтобы извлекать прибыль. Если вы не в состоянии так торговать, то заходить туда не надо. Они могут стоить одновременно 30, 50, 70. Чтобы строить какую-то фундаментальную модель, надо знать, сколько им отдадут кредитов и сколько не отдадут. А этого господь Бог не знает.

2009-06-24
«Довести компанию до дефолта — это фактически обесценить ее»
о допущенном вчера «Седьмым континентом» техническом дефолте:

«У меня смешанное ощущение. С одной стороны, «Седьмой континент» – это компания с сильной структурой. Внутри нее вполне хватает ресурсов на то, чтобы рассчитаться с несогласными на реструктуризацию кредиторами. С другой стороны, мне за произошедшим видится крайнее нежелание части основных акционеров менять сложившуюся структуру акционерного капитала. Ведь если довести компанию до дефолта – это фактически обесценить ее».

2009-06-24
«Технический дефолт может ускорить продажу «Седьмого континента»
о допущенном вчера «Седьмым континентом» техническом дефолте:

«Не думаю, что «Седьмой континент» не способен рассчитаться по своим долгам, видимо это были технические проблемы. Хотя допускаю, что технический дефолт может подтолкнуть руководство сети быстрее вести переговоры о ее продаже».

2009-06-24
«Молодежь можно использовать для защиты практически любых программ»
о планах организовать на базе ДОСААФ допризывную подготовку с 14 лет:

Скаутское движение политической силы в США не имеет, так же как и пионерская организация [в СССР]. Хотя она была массовой и называлась детской политической организацией, основной ее задачей все же была организация свободного времени детей и подростков. Но и воспитание в соответствии с установками руководящей коммунистической партии имело место.

Нынешнее вовлечение молодежи в общественную жизнь часто рассматривают как ресурс политики. Это связано с тем, что (мы это знаем из данных социологов) [молодежь] довольно плохо ходит на выборы, хотя это довольно существенная часть электората. К тому же молодежь потенциально активна, в этом возрасте люди теряют головы и готовы искренне заниматься политикой. Подвигнуть сорокалетнего человека, отца семейства выйти на митинг довольно сложно, а семнадцатилетнего студента очень легко. Молодежь привносит в политику имитацию активности. Кроме того, молодежь очень удобный контингент для манипуляций, потому что она еще слабо осознает свои интересы, но и, строго говоря, не всегда имеет эти интересы, она очень переменчива, и ее можно использовать для защиты практически любых программ.

Работа с молодежью может вестись по двум направлениям. Первое, когда [это] работа для молодежи, когда она вовлекается в организации, чтобы улучшить состояние молодых людей, для их развития. Эти организации могут быть образовательными, основанными на каких-то хобби, направленными на развитие каких-то навыков, занимающимися тренингами, чтобы подростки не шлялись по улицам, а были заняты каким-либо делом. Эти организации могут иметь успех, если смогут заинтересовать молодое поколение. Таких организаций очень много, правда они сами по себе довольно небольшие и не имеют единого государственного масштаба. Существует множество клубов и молодежных движений, это и военно-патриотические клубы, где молодежь чему-то учат, ею занимаются. В принципе движение «Наши» во многом построено по такой схеме, помимо участия в политике его активистами просто занимаются. У них есть тренинги, образовательные программы. Частично это относится к «Молодой гвардии Единой России», хотя там политический аспект превалирует.

Второй аспект – это привлечение молодежи в политику, стремление использовать молодежь как кадровый резерв. Всем политическим структурам время от времени необходимо обновление кадров, и проще выбирать интересующихся политикой молодых людей с самого низа, чтобы потом их готовить как смену. Эта модель заимствована на Западе, где при каждой серьезной политической партии существуют молодежные движения, молодежные клубы. К примеру, политическая карьера Маргарет Тэтчер началась с участия в молодежном политическом клубе в университете. В принципе такая практика в мире имеет место.

Последний аспект – использование молодежи политическими манипуляторами, когда используется ее экстремистский потенциал. Примером может служить НБП. Различные радикальные группировки, где молодежь используется для удовлетворения некоторых амбиций лидера. Грубо говоря, все сливки подобных действий будет снимать господин Лимонов, а сидеть за решеткой будут конкретные мальчишки, ворвавшиеся в приемную милиции. Такой аспект тоже имеет место.

Российская молодежь достаточно пассивна, у нас фактически нет развитых низовых молодежных движений, почти нет такого понятия как студенческие волнения, с чем можно столкнуться на Западе. Отчасти это связано с тем, что нет традиции, в советское время вся система была строго регламентированной, никаких самостоятельных студенческих выступлений в принципе быть не могло. Сформировался образ студенчества, который в эту сферу никогда не вмешивался. Отчасти это связано с тем, что молодежь не умеет бороться за свои права. Российская молодежь в случае студенческого призыва в армию, скорее, будет собирать взятки и бегать от военкоматов, чем перекроет Кутузовский проспект с лозунгами: «Не хотим воевать».

Активность военных общественных организаций, таких как ДОСААФ, связано с тем, что срок службы сокращен до одного года, и военные, видно, хотят еще до призыва научить подростков хоть чему-то, чтобы более рационально использовать время в армии. С другой стороны, это стремление занять молодежь делом. Пусть лучше мальчишки под руководством военрука собирают и разбирают автомат, чем дерутся на улице или нападают на обывателей. Эти два аспекта имеют место, сложно сказать, какой из них имеет большее значение. Будут ли иметь успех такие организации, будет зависеть от того, как в них будет поставлено дело. Все зависит не от того, какие это организации. Все зависит от того, что в них увидит молодой человек. Либо он увидит, что в нем заинтересованы, с ним будут заниматься, либо он поймет, что это формальная организация, сформированная для галочки, и всем на него глубоко наплевать. Если молодежи будет интересно туда ходить, то организации будут иметь успех.


2009-06-24
«Сейчас стало большой проблемой оформить разрешение на работу»
о замечаниях Минздравсоцразвития от Генпрокуратуры по поводу превышения квот на иностранных рабочих:

Это было бы справедливо, если бы раз дали квоту, ее выбрали, дали бы дополнительно, еще выбрали, и третий раз, когда пересмотрели, третий раз выбрали. Но квоты, во всяком случае, по столичному региону, ежегодно снижаются, и на 2009 год квоты далеко не выбраны. Квоты есть, а разрешений на работу оформлено меньше, чем выдано квот. Люди едут, несмотря на то, что квоты маленькие. Сейчас стало большой [проблемой] оформить разрешение на работу, то есть сохранить свой правовой статус. Потому что заявочная компания закончилась в прошлом году. Не все работодатели участвовали, сам механизм подачи заявки устроен странным образом. Например, до 1 мая 2009 года закончили принимать заявки на 2010 год. То есть загодя все, более чем за год, что довольно-таки странно. Проблема усиления криминогенной ситуации? Если прокуратура говорит, возможно, [эти оценки] базируются на данных, которые им известны, но привязывать это к квотам я не вижу смысла.

Квоты – это действительно «епархия» Минздравсоцразвития. ФМС просто оформляет разрешения в рамках этих квот. Прежде чем оформить разрешение на работу работодателю, они смотрят, есть ли у него квоты или нет. Хотя закон о правовом положении иностранных граждан предусматривает возможность самим мигрантам обратится в ФМС и получить разрешение на работу без привязки к работодателям. Закон вступил в силу до кризиса, сейчас кризис, очевидно, власти, опасаясь увеличения безработицы, пересмотрели порядок оформления разрешений на работу. Конечно, это не оформлено в виде закона, но, во всяком случае, сейчас мигрантов не ждут в ФМС для того, чтобы они приходили и подавали заявление на разрешение на работу. Это может сделать только их работодатель при наличии у него своевременно оформленной в 2008 году заявки на 2009 год.

Увеличился ли спрос на мигрантов – у нас нет статистики. Я не думаю. Почему бы он увеличился? «Дорогих россиян» увольняют а «дешевых таджиков» берут? В супермаркетах они и работали, начиная с 2007 года. Когда [было] принято [постановление] об ограничении доли [работников-мигрантов] в торговле, они не могли продолжать работать на рынках в качестве продавцов, но в магазинах это им всегда было разрешено. Заявок, может, подают больше, потому что дисциплина работодателей улучшается, но сколько бы не подавали заявок, суммарная квота, которая формируется по субъектам Российской Федерации, все равно последние три года уменьшается.

2009-06-24
«Прошлый год показал, к чему приводит низкая квота на мигрантов»
о борьбе прокуратуры с мигрантами:

В этой претензии они обвиняют Минздравсоцразвития, что они якобы необоснованно увеличивали квоты [на мигрантов]. Но квота отражает потребность в иностранной рабочей силе российских работодателей. И в принципе та квота, которая разрабатывалась в 2008 году, была принята очень низкая, не доходящая до 2 млн. Очень низкая, гораздо ниже потребности. И к маю квота по профессиям была израсходована. Приезжали мигранты, приходили к работодателю, обзаводились контрактом, то есть люди, у которых была реальна работа. А придя в ФМС, они получить разрешение на работу не могли, потому что квота закончилась.

ФМС принимает мигрантов. В середине 2007 года, например, разрабатывается квота на 2008 год. Минздравсоцразвития разрабатывает эту квоту. Наступает 2008 год и ФМС имеет право выдать столько разрешений на работу, сколько предусмотрено квотой. Квота была очень низкая и закончилась очень быстро уже к маю. Квота была по заявкам работодателей. Ни информационной кампании не было проведено, чтобы работодатели знали, что эту заявку могут подать. Экономическая ситуация во многих регионах не настолько стабильна, чтобы люди знали с точности до единицы сколько им понадобится на следующий год работников.

Минздравсоцразвития свел эти заявки, разработал квоту, получилась низкая очень. Когда дело дошло до практики, приехало и нашло работу гораздо больше, чем подали заявки. Квоту начали немного повышать, использовать резерв, потому что низкая квота рождала нелегальную миграцию. Эти мигранты, уже имеющие работу, получали квоты. Чтобы получить работу больше чем на три месяца, нужен контракт с работодателем. Сократите количество мигрантов, но не таким способом. 2008 год показал, к чему приводит низкая квота. Работники все равно остались, просто они ушли в теневой сектор.

2009-06-24
«Вряд ли Nokia вернется к WiMAX»
о проекте Nokia и Intel:

Не думаю, что сотрудничество Nokia и Intel касается WiMAX, ведь Nokia не так давно от этой технологии отказалась.

Зачем оно вообще может быть нужно Nokia? На рынке наблюдается стагнация, у всех все плохо, и у Nokia, в том числе, нехорошо. Давно не появлялось чего-то нового, вроде iPhone, что могло бы всколыхнуть рынок.

Кажется, Intel и Nokia хотят попробовать получить своеобразную синергию от создания партнерской платформы. В собственные рискованные исследования сейчас вкладываться накладно, а Nokia получит готовые процессоры, поиграется, и, может, родит что-нибудь революционное. Но, конечно, пока не получился совместный продукт, говорить о перспективах преждевременно.

По поводу интеловских MID или нокиевских интернет-«таблеток». Это полная глупость, совершенно нежизнеспособная концепция. Мне кажется, тут будет полная аналогия с Tablet PC. Несколько лет Microsoft потрясала кулаками, говорила, что Tablet PC – это будущее. В результате все крупные производители их сделали, года два повозили по выставкам, а потом свернули производство. Так бывает с любым продуктом, который навязан рынку сверху, со всем, что пригрезилось руководству компаний.

Если человеку в дороге понадобится нормальное полноценное устройство, он берет с собой ноутбук или нетбук, слава Богу, нетбуков сейчас выбор большой. Если человеку нужно компактное устройство, которое помещалось бы в кармане, — просто чтобы читать новости, — можно взять коммуникатор. MID – это еще одно лишнее устройство промежуточного класса, и его ожидает та же судьба, что и Tablet PC.

2009-06-24
«Вряд ли Nokia вернется к WiMAX»
о проекте Nokia и Intel:

Не думаю, что сотрудничество Nokia и Intel касается WiMAX, ведь Nokia не так давно от этой технологии отказалась.

Зачем оно вообще может быть нужно Nokia? На рынке наблюдается стагнация, у всех все плохо, и у Nokia, в том числе, нехорошо. Давно не было чего-то нового, вроде iPhone, что могло бы расшевелить рынок.

Кажется, Intel и Nokia хотят попробовать своеобразной синергии от создания партнерской платформы. В собственные рискованные исследования сейчас вкладываться накладно, а Nokia получит готовые процессоры, поиграется, и, может, родит что-нибудь революционное. Но, конечно, пока не получился совместный продукт, говорить о перспективах преждевременно.

По поводу MID интеловских или нокиевских интернет-«таблеток» – это полная глупость, совершенно нежизнеспособная концепция. Мне кажется, тут есть полная аналогия с Tablet PC. Несколько лет Microsoft потрясал кулаками, говорил, что Tablet PC – это будущее. В результате все крупные производители их сделали, года два повозили по выставкам, а потом они исчезли. Так бывает с любым продуктом, который навязан рынку сверху, как все, что пригрезилось руководству компаний.

Если человеку в дороге понадобится нормальное полноценное устройство, он берет с собой ноутбук или нетбук, слава Богу, нетбуков сейчас выбор большой. Если мне нужно компактное устройство, чтобы читать новости, и которое помещалось бы в кармане, можно взять коммуникатор. MID – это еще устройство промежуточного класса, и его ожидает та же судьба, что и Tablet PC.

2009-06-24
«Размытая ценностная база внутри общества породила кризис»
из выступления на саммите «Сильная Россия – 2009»:

Социальные эффекты прямо связаны с тем, какая экономика. Размытая ценностная база внутри общества – не только в России – породила в какой-то степени тот кризис, с которым мы столкнулись. Шло избыточное потребление. Окончания кризиса пока не видно, есть признаки оживления на финансовом рынке. Экономический кризис приводит к очень серьезным общественным и социальным рискам: массовому разрушению человеческого потенциала, потере работы, бедности, маргинальным проявлениям. Конечно, можно уволить молодых специалистов, женщин, которые могут забеременеть, людей пожилого возраста. [Но] мы вместе выстаиваем, бизнес – это часть общества, его тоже будет трясти.

2009-06-24
«В России никто не знает, что дает работа медпредставителя»
об эффективности персонала и продаж в фармацевтическом бизнесе:

Выиграет тот, кто сумеет найти способ контролировать действительную эффективность работы врачей. Сейчас, думаю, я не преувеличу, если скажу, что 85% всех визитов что в аптеки, что к врачам – это отбывание номера. Ну, вот вы сами представьте. Идет человек в аптеку, где уже на полках 300 наименований, и директор и так все про них наизусть знает, и предлагает триста первый дженерик. Ведь в массе своей все то, что делается, все то, что распространяется дистрибьюторами – это не некие принципиально новые препараты, это дженерики. И задача медпредставителя – рассказать, почему этот, в общем, ничем особенным не отличающийся препарат, лучше аналогичного. Это же абсурд полный, чего можно ожидать, какого результата?

Работа медпредставителя имеет смысл, если есть что-то действительно инновационное, тогда – да, это может заинтересовать и врача, и аптеку. Попробуйте узнать, как часто появляется в одной компании что-то по-настоящему инновационное, не то, на чем написано «новое и уникальное» и все прочие заезженные слова, которые сочиняет продукт-менеджер. А агитация, что аспирин этой компании лучше, чем другой, особенно, когда они из одной субстанции сделаны, в Китае закупленной, – это трата времени и денег.

Почему компании посылают медпредставителей ходить? Все просто: так все делают. А раз все делают, значит, и мы должны показать, что не хуже. И немаленькие бюджеты уходят в песок.

При этом в России никто не знает, что дает работа медпредставителя. Ее невозможно отследить. Можно проконтролировать время, которое потрачено, маршрут и количество посещенных точек. Но даже невозможно понять, зашел он, посидел в очереди и ушел. Не говоря о том, как и о чем он говорил с врачом, действительно ли его в чем-то убедил и это принесет свои плоды. Врачи же тоже прекрасно понимают, что медпредставитель должен отбыть номер. Подыграют они ему, послушают, получат свои календарики, ручки и кружки. И будут продолжать выписывать то, что выписывали. Вы же видели, какие у нас дают «рецепты»? Это обычная бумажка с названиями препаратов. На ней даже фамилии врача нет. И приходя в аптеку, вы не отдаете ничего фармацевту. То есть понять, какой врач что выписал – нельзя. Понять, что купил пациент, – тоже. Может, он пришел в аптеку и попросил «такое же, но подешевле».

Есть одна крупная фармдистрибьюторская компания, которая хочет убить конкурентов, всех и сразу. Они хотят поставить электронную систему. Маленькое считывающее устройство с карточкой у врача, такое же в аптеке. И все, цепочку можно будет отследить. Врач будет заинтересован в том, чтобы выписать именно этот препарат, и он сделает все возможное, чтобы пациента убедить его купить. Естественно, он же с каждого электронного рецепта и продажи будет иметь откат. И о визитах медпредставителей можно будет забыть, какой смысл? Пришел один раз человек, поставил систему, в следующий придет, когда надо будет про новый препарат рассказать. Вот это – метод контроля, метод измерения эффективности.

А «двойные визиты» (медпредставителя и другого сотрудника компании – Slon.ru) – вещь вообще странная. В 90% случаев, если не больше, будет заранее договоренность с врачом. Будет просто спектакль для зрителя. И потом, разве продукт-менеджер, не имея медицинского образования, действительно лучше знает, как общаться с врачом, понимает специфику его работы? Посмотрит он по пунктам, все ли рассказано, как он сочинил, как проведена презентация. А может, с этим конкретным человеком совсем иначе надо было разговаривать? Потратить три минуты, на то, чтобы спросить про здоровье любимой бабушки, рассказать анекдот пошлый? Медпредставитель должен иметь возможность пообщаться, просто как человек с человеком, а не отчитать заученную презентацию, не создать по пунктам пресловутый «контакт».

2009-06-24
«Богатые люди предпочли наличность»
об положении миллионеров:

В прошлом году задача была не в том, чтобы преумножить, а в том, чтобы сохранить. Не видя вокруг себя ни одной «тихой гавани», лица с крупным частным капиталом предпочли оставить высокий уровень наличных в своих инвестиционных портфелях. Это позволит им по мере восстановления рынков изменять свои инвестиционные стратегии и вкладывать деньги в новые открывающиеся возможности дальнейшего роста.

2009-06-24
«Состояние миллионеров зависит от рынков акций и недвижимости»
о положении миллионеров:

Большие «медвежьи» тренды, как правило, не кончаются очень быстро. Тот, что мы наблюдаем сейчас начался в 2000 году, и в перспективе ближайших четырех лет вряд ли стоит всерьез ожидать его завершения. Говорить о том, что мировая экономика начнет взлет в обозримом будущем я бы также не стал. А уровень благосостояния миллионеров в странах с развитыми рынками очень сильно завязан на состояние рынка акций и рынка жилья. Пока ни на том, ни на другом просвета нет. Говорить о стойком возвращении интереса к рисковым активам тоже пока не приходится.

2009-06-24
«Состояние миллионеров зависит от рынков акций и недвижимости»
о положении миллионеров:

Большие «медвежьи» тренды, как правило, не кончаются очень быстро. Тот, что мы наблюдаем сейчас начался в 2000 году, и в перспективе ближайших четырех лет вряд ли стоит всерьез ожидать его завершения. Говорить о том, что мировая экономика начнет взлет в обозримом будущем я бы также не стал. А уровень благосостояния миллионеров в странах с развитыми рынками очень сильно завязан на состояние рынка акций и рынка жилья. Пока ни на том, ни на другом просвета нет. Говорить о стойком возвращении интереса к рисковым активам тоже пока не приходится.

2009-06-24
«Merrill Lynch льет бальзам на душу миллионерам»
о положении миллионеров:

Очень сложно сейчас прогнозировать все, что касается мировой экономики на срок более одного года, все слишком зыбко. Аналитики Merrill Lynch льют бальзам на душу миллионерам, прекрасно понимая, что в далеком 2013 году никто об этих прогнозах вспоминать не будет, и действуют по принципу большинства «говорящих голов» в США, вещающих с одной целью – сказать, что все будет хорошо и тем самым успокоить инвестора.

В России все еще более ненадежно. Большие деньги в нашей стране – это всегда так или иначе – противостояние с властью. Чем больше капитал, тем выше уровень противостояния.  При нашем феодальном строе достаточно легко, в определенный момент не найдя общего языка с властью, лишиться всего того, что имеешь, поскольку собственность в России не защищена законом так, как на Западе. Потому российский бизнес пуглив и не уверен в завтрашнем дне.

2009-06-24
«Фьючерс на ставку РЕПО - пока экзотика»
о фьючерсе на ставку РЕПО:

Понятно, что биржи хотят весь рынок покрыть производными инструментами, но сейчас ликвидности на самом рынке РЕПО нет. Когда-нибудь потом, когда рынок восстановится, этот инструмент может заинтересовать крупных игроков, которые таким образом смогут хеджировать ставку по РЕПО. Но это инструмент именно для крупных банков и компаний, у которых есть большие пулы клиентов, его интересно использовать на больших суммах. Пока же это ближе к экзотике.

2009-06-24
«Nokia наштампует устройств сколько нужно, был бы рынок»
о партнерстве Nokia и Intel:

Из сегодняшних новостей пока рано судить, о том, что же там произошло между Nokia и Intel, но совершенно понятно, что будучи лидером в своих отраслях, они найдут, как сделать друг другу хорошо. Никаких противоречий тут нет.

Если говорить о мечте Intel, MID (Mobile Internet Device – «мобильных интернет устройствах» – Slon.ru), то похожие вещи у Nokia есть. В реале они, правда, практически не распространены, это продукт не массовый, скорее пробный, но тут мало что зависит от Nokia, она делает то, что ей диктует рынок.

Это, скорее, вопрос к операторам, будут ли они развивать беспроводной доступ в интернет так, как сейчас развит традиционный широкополосный доступ.

Большой вопрос к рынку: пойдут ли телеком-гранды на то, чтобы самим строить, или нет? От того, что у в Москве появился такой относительно удачный оператор Yota, в мире WiMAX мало что изменилось. А когда своя Yota с адекватным уровнем качества появится по всему миру, во всех городах-миллионниках, то, конечно, Nokia наштампует своих интернет-таблеток сколько угодно.

2009-06-24
«Фьючерс на ставку РЕПО сделать популярным сложно»
о фьючерсе на ставку РЕПО:

На ММВБ весьма маленькие объемы торгов производными инструментами, все хеджируются на FORTS. При этом, в основном, для хеджирования рисков используются фьючерсы на пару евро/доллар или на нефть Brent. Вопрос в том, как ММВБ собирается привлекать ликвидность: кто будет покупать и кто будет продавать этот инструмент. Они не смогли сделать популярным фьючерс на индекс ММВБ, а сделать популярным производный инструмент на ставку РЕПО будет весьма затруднительно. Основная ликвидность сосредточена во фьючерсах на индекс РТС, на нефть, на золото, пару евро/доллар. Понятно, что ММВБ пытается что-то сделать, чтобы конурировать на срочном рынке с РТС, но они слишком неповоротливые. Этот инструмент вряд ли вызовет интерес у участников.


2009-06-24
«Рынок продавца прошел, и это хорошо»
Выступление в рамках дискуссионного круглого стола «Управление рынком в период кризиса» (ГУ-ВШЭ).

о рынке недвижимости:


Мы все заинтересованы в том, что произошло с рынком недвижимости. Вся недвижимость делится на три части: сомнительный товар, перегретый товар, недоступный товар. Рынок недвижимости всегда представляет пять видов деятельности – девелопмент, инвестирование, брокеридж или риелторский бизнес, консалтинг, управление недвижимостью. Инвестирование и девелопмент – вот два сегмента, которые страдают более всего. Почему-то сейчас люди решили, что недвижимость стала «токсичным» продуктом, земля стала сомнительным вложением, а рынок стал «перегретым». Что можно сделать с землей, если она упала в цене? Она не является сомнительным товаром, напротив, она является самым несомнительным, самым надежным товаром.

Что можно сделать? «Вырезать» плохую часть товара, перепозиционировать его. Инструментов для этого предостаточно. Единственное, не стоит ориентироваться теперь на коммерческую недвижимость, ее уже никто не хочет снимать, сейчас она никому не интересна. Опустошение площадей коммерческой недвижимости очень заметно. Арендодатели просто плохо себя вели, они не стали проводить превентивные меры и не предложили арендаторам компромисс. В итоге последние приняли решение съехать.

Сегодня рынок покупателя – самый интересный, рынок продавца прошел, и это хорошо. Мы сейчас находимся в межсезонье, многие игроки на рынке недвижимости не переориентировались на покупателя, а это сделать надо. В нормальной экономике покупатель – это король, потому что у него есть деньги. Надо предлагать рынку адекватные условия, не бояться торговать в розницу, не гоняться за большим покупателем, а работать со средним и малым бизнесом. Мы сейчас смотрим на такой бизнес свысока, а это категорически неверно.

2009-06-24
«Мы нашли несколько удачных образов»
Выступление в рамках дискуссионного круглого стола «Управление рынком в период кризиса» (ГУ-ВШЭ).

о рекламной стратегии в период кризиса:


Анализ надвигающегося кризиса мы начали весной 2008 года. В мае месяце было принято решение, что на страну, на финансовый сектор надвигаются некие проблемы, которые мы не понимаем. Однако мы сделали вывод, что необходимо сконцентрироваться на тех продуктах, которые будут локомотивом активности. Если говорить о деньгах, то это стремление сберечь свои деньги. Перенос рекламной маркетинговой активности должен был быть произведен в сторону вкладов. Таким образом, это отвечает и ожиданиям клиентов, и стремлению банка. Мы поняли, что обладаем некоторым потенциалом, который мы можем превратить в активную продажу наших услуг, разработали креативную концепцию, определили оптимальный формат.

Социология показывает, что вкладчики больше всего заинтересованы в надежности, которая иногда ассоциируется с близостью к государству. Когда ты работаешь со всей страной, тебе необходим выход на федеральное телевидение, другие виды СМИ не дают такого охвата аудитории. Есть несколько образов, которые связаны с узнаваемостью лиц. Мы выяснили, что практически 50% из них – это шоумены. Вторая шкала – это доверие к этим лицам. Но на шоуменов такое доверие не распространяется, они хороши для продвижения активных продуктов. Допустим, вам легко получить кредит, как любой звезде. Но если вы апеллируете к надежности и консервативности, что то, что ты заработал трудом, ты можешь надежно разместить в том или ином банке, звезды не подходят. Так что у нас шел сложнейший отсев.

В итоге мы нашли несколько удачных образов. Самый удачный из них – Татьяна Тарасова. Фигурное катание – это символ величия супердержавы по имени СССР, равно, как и балет. Кроме того, это женщина, которая имеет свое мнение по каждому вопросу. Ее вещание с федерального канала имеет мощнейший эффект.

Мы видим принципиальный рост узнаваемости и доверия к банку, который мы видим по итогам полугодовой рекламной кампании. Принципиальная важность – завоевание долей рынка. Соответственно, по стратегии, которая была утверждена в 2004 году, мы должны выйти на 10% доли рынка по всем ключевым продуктам. В течение полугодия, несмотря на кризис, мы видим существенное увеличение долей банка по депозитам и кредитам.

2009-06-24
«Будьте готовы к тому, что китайские партнеры вас кинут»
Выступление в рамках дискуссионного круглого стола «Управление рынком в период кризиса» (ГУ-ВШЭ).

о стратегии выхода на иностранные рынки:

Сейчас мы планируем выйти на западный рынок. Домашний рынок у нас ограничен. Сложность и длительность продаж определенным образом ограничивает нас. Быстрее двигаться невозможно, особенно в корпоративном сегменте, за год ты можешь «окучить» строго определенное количество клиентов. Кроме того, на российском рынке мы первые, хотя нас сейчас активно теснят европейские компании.

Кризис – это хорошая возможность, потому что компании очень осторожно инвестируют в новые проекты. Инвестировать в этот период надо, но только в том случае, если у вас есть хорошая «подушка безопасности». В противном случае это очень рискованно. Те, кто умеют этим заниматься, как Уоррен Баффет, становятся богатыми. Они ждут «отлива», скупают активы, а в момент «прилива» выгодно их распродают.

Выйти на рынок можно четырьмя способами:

1) Низкобюджетный вариант – через партнеров. Поиск хоть какого-то партнера, предложение ему наилучших условий, эксклюзива на один – два года. За это партнер обязан рекламировать наш продукт, оказывать поддержку пользователям, продавать продукт не ниже оговоренного минимума. Эта модель годится для продаж в SMB [средний и мелкий бизнес – Slon.ru] или SOHO [сегмент домашних пользователей – Slon.ru]. Sales cycle в сегменте слишком долог. Партнеры, как правило, не готовы к «длинным деньгам», они не любят инвестировать и ждать. Так что у этого метода есть ограничение по времени, да и достижения каких-то результатов приходится ждать около 10 лет.

2) Смешанный вариант – создание совместного предприятия или франшиза. Ищем известного нам партнера и заключаем с ним договор на франшизу. Даем эксклюзив с жесткими условиями по франшизе, например, отсутствие других продуктов, выполнение объемов продаж. СП начинает продавать продукт.

В принципе, франшиза – эта та же самая партнерская модель, но я отнесла ее в отдельную категорию. Дело в том, что в случае партнерства торговая марка остается у вас, а при франшизе вы передаете свою торговую марку вашему партнеру. По сути, это некое представительство вендора, но с тем риском, что у вас присутствует партнер, а не вы. С одной стороны, это хорошо, потому что ваша торговая марка развивается за чужой счет. С другой стороны – это более рискованный способ, потому что если партнер будет вести себя недобросовестно, вы полностью потеряете рынок, потому что негативная репутация будет распространяться на вашу торговую марку. Если же все пойдет хорошо, то СП можно выкупить по относительно невысокой цене.

Большинство совместных предприятий создается почему-то в азиатских странах. Очень любят СП в Китае, но СП с ними имеет особую специфику, очень неприятную. Китайцы знамениты тем, что они берут товар, внимательно его изучают. Допустим, российское предприятие создает с китайским совместный завод, и через какое-то время этот завод начинает чахнуть, потому что через дорогу стоит завод, который теперь производит аналогичную продукцию, по тем же технологиям, но уже под китайской маркой. И все. Предъявлять претензии бесполезно. Тут вообще бытует мнение, что кинуть белого человека – это недорого стоит. Нам вот повезло, потому что мы столкнулись с китайцем, который в 15 лет покинул Китай и 40 лет провел в Европе, так что у него совсем иной менталитет и те понятия о чести, которые соответствуют нашему пониманию. И он помогал нам в переговорах и объяснял местные особенности ведения бизнеса. В общем, будьте готовы к тому, что ваш партнер в Китае может вас кинуть.

3) Высокобюджетный вариант – создание собственного представительства или дочерней компании. Локализуем продукт на языке страны, ищем людей, начиная с руководителя, участвуем в крупнейших локальных выставках, ищем партнеров, создаем локальный прайс-лист, запускаем пробные продажи, а затем объявляем выход на рынок (с пресс-конференцией). Способ выгодный, надежный, но очень дорогой, потому что мы проводим всю подготовительную работу, но зато контролируем весь процесс. Кроме того, модель эта достаточно сложная. Например, у нас на основе этой модели создан офис в США, начиная с 2005 года. Прошло четыре года, а он до сих пор убыточен.

4) Очень дорогой вариант – покупка иностранной компании (конкурента или партнера), чтобы выйти на новый рынок. Анализируем рынок, выбираем объект поглощения, который соответствует нашей бизнес-модели, выясняем наличие интереса к компании, договариваемся о сделке. Способ очень быстрый, но есть очень высокие риски поглощения. Неоднократно бывали случаи, когда компания-приобретатель теряла долю на рынке, так как не могла «переварить» поглощенную фирму.

Чтобы определить страну для выхода, надо понять, во-первых, ключевое преимущество компании, конкуренцию на рынке, каналы сбыта, целевую аудиторию, методы продвижения. Последнее можно выяснить, нанимая соответствующих специалистов. Мы уже наняли европейское агентство, которое анализирует рынки. Следующий фактор – вопрос локализации. Например, в Германии можно спокойно запускать продукт на английском языке, хотя страна довольно большая и без локализации все-таки не обойтись. А во Франции локализация просто обязательна, потому что французы хоть и знают английский язык, но делают вид, что это не так.

2009-06-24
«На регионы приходится 60% всех продаж»
о региональных планах завода «Автофрамос»:

Для нас приоритетны все регионы. На сегодняшний день у нас 100 точек продаж в городах с населением от 300 000 человек. В ближайшее время мы планируем начать выход в города с населением от 100 000 человек. На регионы приходится 60% общих продаж, в то время как 70% продаж составляют автомобили Renault Logan сборки «Автофрамоса», 30% приходится на импорт. «Автофрамос» работает с 1998 года, но на полномасштабное производство вышел только в 2005 году.

2009-06-24
«Пересевшие на иномарки к ВАЗу уже не вернутся»
о статистике «Автостата» и российском автопарке:

В статистике фигурируют автомобили, которые числятся на учете в ГИБДД – они могут и не эксплуатироваться. Поэтому ничего удивительного в том, что такое большое количество автомобилей ЗАЗ, нет. Это вся продукция, выпускаемая на «Запорожском автомобильном заводе», и «Таврия», и «Славута», и «горбатый» «Запорожец» и др.

И по «Москвичам» то же самое. Может быть, машины нет, но остался ПТС, либо машина не снята с учета, а сам автомобиль стоит во дворе. Но если машина стоит на учете в ГАИ – мы ее считаем. Многое зависит от того, как именно ГИБДД поставит машину на учет: например, автомбиль «Ока» они могут записать как «ВАЗ 1111», а могут как «СЕАЗ 1113» – исходя из этого, мы и будем считать. Мы не можем вылететь на Дальний Восток и подсчитать там автопарк. Поэтому, как на самом деле – выяснить почти нереально. В этом плане особенно плохо было с Mercedes-Benz, они их регистрировали кое-как, кто по кузову, кто по двигателю...

Автопарк – это существенный инерционный процесс, он наполняется годами. Chevrolet, может быть, и не попала в долю московского региона, но у этой марки самая высокая динамика роста по России. Еще 4 – 5 лет назад Chevrolet вообще не было. До недавнего времени самой популярной маркой в России считался Mercedes-Benz, если смотреть по статистике девяностых годов.

Боюсь, что новые вазовские автомобили уже не смогут занять долю рынка на Дальнем Востоке, поскольку пересевшие на иномарки уже не вернутся. Сервис автомобилей ВАЗ в этих регионах все равно остается дорогим и ремонтировать вазовский автомобиль существенно дороже, чем японский. Если, к примеру, сломался инжектор, поставить какой-нибудь компонент из Тольятти будет очень дорого.

2009-06-24
«У Chevrolet самая большая дилерская сеть среди иностранных автопроизводителей в России»
о региональной стратегии Chevrolet:

Москва – особый рынок в стране, его не обходит ни один производитель. Если брать пропорционально, конечно, в Москве больше премиум-брендов. Chevrolet является экономичным брендом, и получает большее распространение в регионах, и мы этому очень рады.

У нас более 150 точек продаж в регионах, мы действительно самая большая дилерская сеть среди иностранных автопроизводителей в России. Сейчас сложно говорить о расширении дилерской сети, так как рынок испытывает потрясения, продажи падают, и нам важно удержать долю, которую мы уже завоевали. Это станет базой для дальнейшей региональной экспансии. Так что, в этом году мы не планируем активно развивать дилерскую сеть, она у нас и так большая.

На 1 квартал 2009 года мы еще планировали открыть 20 дилерских центров по стране, но это были принятые еще до кризиса решения с запланированными инвестициями.

2009-06-24
«Цена наших акций чрезвычайно зависит от состояния макроэкономики»
Пресс-конференция на тему: «Сбербанк России: новые стандарты открытости». Участвуют: зампред правления банка Белла Златкис, зампред правления Антон Карамзин, директор финансового управления Александр Морозов и старший вице-президент Денис Бугров.

2009-06-24
«Цена наших акций чрезвычайно зависит от состояния макроэкономики»
Пресс-конференция на тему: «Сбербанк России: новые стандарты открытости». Участвуют: зампред правления банка Белла Златкис, зампред правления Антон Карамзин, директор финансового управления Александр Морозов и старший вице-президент Денис Бугров.

2009-06-24
«Рынок тяжелый, влезть будет сложно»
о запуске нового журнала Михаила Леонтьева:

Это очень трудно – запуститься сегодня, рынок тяжелый, влезть будет сложно. Так что лучше бы больше, чем $20 млн. Но в скромном виде выпускать журнал без рекламы на эти деньги можно долго.

Схема, по которой Сурков, якобы, достал денег для Миши, выглядит глуповато. Так не бывает. Да, у Кремля есть свои политические проекты, они стимулируют крупные компании помогать гражданским институтам – это ни для кого не секрет. И я даже знаю проекты, которые патронировались Кремлем – ежемесячники, альманахи – для того, чтобы оживить дискуссию. В том числе и Миша Леонтьев какой-то альманах года два назад издавал. Всегда предпринимаются такие попытки, их много. Но я не думаю, что принято решение инвестировать деньги в рыночный еженедельник. Это ненормально. Не надо путать политику и бизнес. На рыночный еженедельник должны быть найдены рыночные деньги. Хотя, если [Александр] Антонов, о котором вы говорите, хочет инвестировать... Не знаю...

2009-06-24
«Я не читал «Профиль» времен Леонтьева»
об инвестициях, необходимых для запуска журнала:

Можно легко запуститься за «пятерку» ($5 млн – Slon.ru). За $20 млн журнал можно издавать неплохо несколько лет. Но успех зависит не от количества денег, а от того, что публикуется. Если красиво публиковать многостраничные опусы господина Дугина, то даже $20 млн не помогут. Я не читал «Профиль» [времен Леонтьева], но те несколько номеров, что попадали мне в руки, не сделали меня читателем журнала.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное