Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Кто-то в Москве намекнул Рахимову, что такой шантаж возможен»


     slon.ru
2009-06-12
«Кто-то в Москве намекнул Рахимову, что такой шантаж возможен»

Источник в Кремле, о скандальном выступлении Муртазы Рахимова:

Это вторая подобная ситуация за несколько месяцев. Первая была с [бывшим губернатором Мурманской области Юрием] Евдокимовым. Одинаковый сценарий: ни с того, ни с сего губернатор начинает конфликт с «Единой Россией». С Евдокимовым все быстро закончилось, он не успел даже сильно навредить. С Рахимовым сложнее, он уже перенес этот конфликт из плоскости партийной в плоскость отношений внутри федерации. Не случайное совпадение, значит, кто-то в Москве намекнул Рахимову, что такой шантаж возможен.


2009-06-12
«Предожение исключить Рахимова из партии поддержано и одобрено»

Источник в Кремле, о скандальном выступлении Муртазы Рахимова:

Договоренности были простые. [Президент Башкирии Муртаза] Рахимов досиживает весь свой срок, после чего власть в республике меняется. Никаких гарантий по приемнику, неважно кто это, [председатель республиканского правительства Равиль] Сарбаев или другой человек, он не получил. Месяц Рахимов думал, а потом взял и пошел в атаку. Ему нужны гарантии по приемнику, для него это вопрос жизни. Никакой рубки с плеча не будет, подбор кандидата на его место не идет в настоящий момент, пока, по крайней мере. Предложение «Единой России» исключить его из партии [в Кремле] поддержано и одобрено. Это может произойти в ближайшее время.


2009-06-12
«В центре на этот демарш отреагируют, как будто ничего и не было, а в регионах — как на некую победу»
Семен Багдасаров, депутат Госдумы РФ (Справедливая Россия), о критике со стороны Муртазы Рахимова в адрес федерального центра:

В стране должна существовать жесткая система управления на всей территории. И если один из региональных лидеров высказывается достаточно, скажем так, жестко в отношении федерального руководства, то это очень тревожный признак. Необходимо принятие мер, которые позволят федеральному центру успешно руководить регионами.

Мы много раз убеждались в том, что если в зачаточном состоянии не устранить недовольство тех лидеров, которые высказываются в сепаратистском ключе, это может обернуться очень серьезными последствиями для страны в целом. Кроме того, в России достаточно слабая национальная политика, у нас даже нет министерства по делам национальностей, которое бы вырабатывало предложения для руководства страны. Сейчас все говорит о необходимости создания подобной структуры, а перекладывать решение национальных и региональных вопросов на силовиков – это крайняя мера. В некоторых регионах сейчас действительно наступило время смены элит.

Господин Рахимов защищает не национальные интересы Башкирии, а свои личные, семейные интересы, которые не имеют ничего общего с потребностями башкирского народа или других народов, проживающих на территории Башкирии. Его демарш – это желание «разыграть» свою карту, оказать давление на федеральные органы власти, прекрасно понимая, что ситуация в стране непростая, кризис, и почему бы не продемонстрировать свое желание якобы отстоять интересы конкретного региона. На самом деле семья Рахимовых коррумпирована, она защищает личные интересы, свой капитал и интересы сына Урала.

Вообще это тревожный факт, который демонстрирует, что в ряде регионов РФ есть элиты, которые много лет подряд сидят у рычагов власти, злоупотребляли и продолжают злоупотреблять своими возможностями. Сепаратизм – это стремление спровоцировать центр на неосторожные шаги, на какую-то реакцию, которую можно использовать в своих целях. Впрочем, я предполагаю, что в центре все сделают вид, что ничего не произошло, а в регионах [этот шаг] будет расценен как некая победа.

2009-06-12
«Заявления Рахимова — политический плацдарм на будущее»,

Григорий Голосов, директор Межрегиональной электоральной сети поддержки, о выступлениях Муртазы Рахимова с критикой федерального центра:

В заявлениях Рахимова, безусловно, есть эмоциональная составляющая, но не надо исключать и рациональные мотивы. Моя версия заключается в том, что Рахимов сделал эти заявления с целью обеспечить себе политический плацдарм на будущее. Плацдарм - на случай каких-то изменений в стране и восстановления соревновательной политики. Это не означает, что изменения действительно произойдут. Думаю, в это не верит и сам Рахимов. Просто в его случае это единственный шанс сохранить хоть какое-то политическое наследство, которое, пусть и с очень небольшой долей вероятности, он сможет использовать в возможных изменившихся обстоятельствах. Конечно, он сам один из тех, кто создавал существующую систему, но именно поэтому для него важно в последний момент дистанцироваться от нее.

Он в любом случае уходит очень плохо. Терять ему почти нечего, все возможные ресурсы и активы выведены из-под его влияния, и во всем, в чем можно было его обвинить, его уже обвинили. В этих условиях его заявления, конечно, довольно смелые, но не окончательно безрассудные. Вряд ли он перейдет к прямой критике реального политического руководства, премьера и президента. Он и так позволил себе слишком многое, учитывая, что лидером «Единой России», которую он критикует, является премьер-министр. Забавно, что Рахимов сам является одним из создателей партии, а в Башкирии Единая Россия долго была его карманной партией. Критика адресована именно федеральному руководству партии.

Думаю, что аналогичных выпадов не стоит ждать от Шаймиева. Он уже сам заявлял, что собирается уходить. В Татарстане ситуация, скорее всего, будет развиваться по мягкому сценарию. У Шаймиева будет если не преемник, то хотя бы компромиссный человек, который устроит и его, и местные элиты. У Рахимова клан заметно меньше, чем у Шаймиева, там центру легче вести свою игру. И, возможно, это одна из причин раздражения Рахимова - федералы перешли определенные границы в работе с башкирскими элитами. Не исключено, что определенная зачистка в республике планируется. Гадать же, кто придет на смену Рахимову, местный человек, человек со стороны, какая-то компромиссная фигура, - бессмысленно. Ясно, что это не будет человек из клана Рахимова.

Не думаю, что мы пришли к какой-то тотальной унификации региональной политики. То, что произошло, — это слияние маленьких региональных авторитаризмов с большим федеральным. Поменялась модель контроля (появились полпреды, от губернаторов больше требуют: результатов на выборах, выполнения социальных и экономических задач), но на региональном уровне у губернаторов остались те же ресурсы. Эти ресурсы и определяют их влияние, исключая какую-либо унификацию.


2009-06-12
«Если нужна кому-то показательная порка, то это могут устроить»
Источник в администрации президента, о скандальном выступлении Муртазы Рахимова:

Лидеры национальных республик чувствуют, что ситуация для Москвы не простая. Возникает искушение ей воспользоваться. Дополнительный стимул: совещание [в среду у президента Дмитрия] Медведева с полпредами: ответственность очень четко перекладывается на их плечи.

Это, конечно, касается всех, а не только национальные республики. Но в таких республиках больше возможностей для  конфликта с центром или псевдоборьбы за интересы коренного народа. Цель таких действий понятна: любой ценой снять с себя ответственность и перед населением своим и перед Москвой. На Кавказе ситуация сама по себе сейчас сильно накаляется, и это давление идет в другие регионы, другие округа.

Вероятно, Москва может считать себя свободной от любых обязательств перед [президентом Башкирии Муртазой] Рахимовым. На фоне событий на Кавказе, это воспринимается с особой остротой. [Рахимов] пошел ва-банк, и теперь либо его убирать, либо Москва не может справиться с ним. Это демарш очевидный.

Но если нужна кому-то показательная порка, то это могут устроить. И то, и другое, — Кавказ и проблемы несменяемых лидеров в республиках, — это существенные риски. Последствия такого развития  мы не можем пока даже спрогнозировать.

2009-06-11
«ВЭБ слишком перегружен функциями»
о создании Государственного финансового агентства:

Разговоры о создании агентства, которое бы управляло долгом, нефтяными фондами и, возможно, золотовалютными резервами, активно шли еще года полтора назад. Где-то прошлой осенью активные разговоры на эту тему прекратились. Но, судя по всему, активность в Минфине продолжала кипеть.

Решение выглядит логичным, так как ВЭБ слишком перегружен функциями, которые, к тому же, могут создавать внутри него конфликт интересов. Он управляет и внешним долгом, и пенсионными накоплениями, и еще является «Банком развития». Часть функций у него надо было убирать. Правда, насколько я понимаю, больше всего ВЭБ тяготила обязанность быть «Банком развития», так что не знаю, как в нем отнесутся к тому, что эту функцию оставили, а все остальное отняли.

2009-06-11
«У ВЭБа слишком много функций»
Ну это агентство мы увидим еще не так скоро. По опыту создания госкорпораций на это уйдет от полугода до полутора [лет]. Хотя идея отдать корпорации в управление долг, в принципе, здравая. Функций у ВЭБа слишком много, и исполняет он их слишком медленно. От принятия решения до его исполнения проходит обычно месяц. А вот передавать Фонд национального благосостояния из управления ЦБ мне кажется неправильным. Только в ЦБ есть специалисты, которые могут хорошо управлять активами на Западе. В Минфине таких нет. Правда, предполагается отдавать активы в управление внешним частным компаниям. В России тех, кто может качественно управлять, нет. Достаточно посмотреть на результаты их деятельности. Хотя, возможно, из политических соображений дадут чем-то поуправлять «Тройке» и «Ренессансу».

А так большая часть отойдет выжившим западным управляющим компаниям и инвестбанкам. Они еще в 1997 г. предлагали свои услуги по управлению российскими активами. Вот, наконец, дождутся. Только я сомневаюсь, что надежность и доходность их управления будет выше, чем у ЦБ. Они берут 0,5% с общего объема активов под управлением и 15% с роста. ЦБ это делает бесплатно. Если прибавить сюда расходы на организацию и функционирование новой госкорпорации (а они будут немаленькими), то получится, что доходность от управления Фонда национального благосостояния для России будет выше, чем сейчас, только если стратегия инвестирования будет заметно более рискованной. А это, мне кажется, не очень уместно сейчас.

2009-06-11
«У нового сайта кривая посещаемости всегда идет вверх»
О росте посещаемости поисковика Bing:

Делать какие-либо выводы по прошествии всего двух недель со дня запуска проекта не имеет смысла. Во-первых, сейчас идет очень активная рекламная кампания Bing.com, во-вторых, Microsoft наверняка провел большую работу по максимальному внедрению нового ресурса во все свои другие проекты (где-то еще одна поисковая строка появилась, где-то она еще больше стала). Да и вообще всегда после старта нового сайта его кривая посещаемости резко идет вверх – многие пользователи заходят на него несколько раз просто для развлечения/тестирования. Так что делать какие бы то ни было выводы раньше, чем по истечении квартала, преждевременно.

Что касается России, то запуск Bing.com вообще никак не повлиял на позиции поиска Microsoft в Рунете. Если внимательно и правильно проанализировать данные LiveInternet, становится ясно, что Msn.com сначала был просто переименован в Bing.com, а потом доля этого проекта стала учитываться вместе с Live.com. Конечный результат тот же, что и раньше – примерно 1% рынка. Год – два назад у Microsoft позиции были еще и выше.

2009-06-11
«После Пикалева просто звонят и говорят: к вам доктор собирается приехать»
О Сбербанке и Opel:

У нас Сбербанк приобретает очень много активов. Он у нас уже главный ритейлер, главный строитель, теперь вот будет главным автопроизводителем. И это еще не все. Еще много активов осталось, которые мог бы приобрести «Сбер». Будет он очень большим и единственным на всю экономику. Ну, может, еще мелкие конкуренты вроде ВТБ или «Газпромбанка» останутся. Скоро правительство можно будет заменить советом директоров Сбербанка. К тому все идет...

Ну а если серьезно, приобретение Opel позволит нам получить новые технологии. А Германия – наш ближайший партнер, с которым мы должны сотрудничать не только в энергетике. Сбербанк был вовлечен в это просто потому, что только у него были деньги, а сам он только передаточное звено.

Об «АвтоВАЗе»:

Что касается «АвтоВАЗа», то его машины должны покупаться, чтобы он существовал. Нет, государство, конечно, тоже может закупать машины ВАЗ и отводить сельхозугодья под их стоянку, но не будет этого делать. Государство и так делало для ВАЗа очень многое. Девальвацию в 1995 году чуть ли не для одного ВАЗа устроили, сейчас выделяют огромные деньги без каких-либо условий. Хотя я уверен, что для того, чтобы что-то поменялось, каждые следующие миллиарды должны сопровождаться множеством условий по качеству выпускаемой продукции, применяемым технологиям, экономическим результатам и так далее.

Да, сейчас у нас кризис, но ВАЗ будет просить деньги и через 3 года. И хорошо бы уже сейчас поставить условия: что он должен сделать за эти 3 года. Сейчас завод, конечно, не остановится. Процентов на 30 – 40 упадет производство в этом году и чуть лучше будет в следующем. Никто никого на улицу не выгонит, и какой-то спрос на ВАЗы будет. Но людям уже сейчас лучше задуматься о переезде или переквалификации.

О Пикалеве:

Пример Пикалева – в нем, на самом деле нет ничего нового или необычного. И в самой ситуации, и в ее решении. Главная проблема градообразующих предприятий в том, что они градообразующие. И эта проблема возникала везде, и ее везде решали. Иногда как при Тэтчер в Великобритании, иногда как с Питтсбургом, который был грязным металлургическим городом, а стал городом биотехнологий, информационных технологий...

А то, как проблему в Пикалеве решили. Я вам скажу, что так дела решаются не только у нас. За границей то же самое, по большому счету, творится. Те же примерно методы. За одним существенным исключением: там все делают за закрытыми дверьми. У нас же показывают на всю страну. Зато сейчас не надо приезжать. Кому надо просто звонят и говорят: к вам вот доктор собирается приехать. И деньги чудесным образом находят все!

Ведь, вообще говоря, невыплата зарплаты – это преступление. И мы недаром недавно установили возможность тюремного срока по этому преступлению. Теперь вполне реальными будут схемы «не выплатил заплату – суд – тюрьма». Бывают, конечно, смягчающие обстоятельства. И с этим, конечно, разбираемся, но вообще вот такой должен быть разговор с теми, кто не платит зарплату, имея на это свободные средства.

2009-06-11
«Если бизнес сам не справляется, государство будет пробовать делать все вручную»
О неэффективности:

Люди у нас надеются на государство. Хотя в то же время и не доверяют ему. И еще одна особенность нашего сознания, из-за которой наша экономика остается зависимой, в основном, от экспорта сырья – это отсутствие тяги к самому лучшему и эффективному.

Это проявляется и у простых людей, когда они не используют, например, энергосберегающие лампочки или при ремонте не думают о теплосберегающих материалах. Это касается, к сожалению, и крупного бизнеса, который вместо повышения эффективности и внедрения новых технологий закупал все новые активы.

Есть, конечно, исключения. Вот «Магнитка» сильно модернизировала производство. Но таких примеров меньшинство. Если бизнес сам с этим не справляется, государство будет пробовать делать это вручную.

О модернизации:

У государства плохо получается делать что-то руками, но в отдельных секторах можно попробовать. Это атомная энергетика, космические технологии, военные, медицинские технологии. Последние у нас отстали от Европы и США лет на 50. Для этого, в частности, действует комиссия по модернизации. Ею занялся лично президент. Так что если и сейчас ничего не получится, то, значит, можно и дальше спокойно качать нефть и продавать ее за границу, не вспоминая уже об инновациях и эффективности. Но, я надеюсь, все-таки получится.

Мы не рассчитываем, что все проблемы удастся решить. Точно также у нас нет иллюзий, что нацпроекты что-то радикально изменили. Но они расшевелили и общество, и чиновников, и бизнес. Целью комиссии по модернизации тоже будет расшевелить. И когда эта цель будет достигнута, она прекратит свою работу. Это будет, может быть, года через два.

Об «Электронной России»:

Программа «Электронная Россия» – у нее сложная судьба. Главная ее проблема в том, что никто ни с кем ничего не согласовывал. Работы вообще никак не координировались. В результате все системы между собой несовместимы. В рамках одного предприятия или ведомства все неплохо работает, а между ними не работает никак. Все-таки должны были быть приняты политические решения о том, на каких платформах все строить. А то здесь получилась излишняя конкуренция, которая только навредила.

В результате работает все так: «Обмен информацией? Легко! Сейчас распечатаем и курьером пришлем».

2009-06-11
«Когда планируем бюджет, знаем, что 30% куда-то денется»

О воровстве:

Вообще, у нас проблемы с расходованием денег. Когда мы планируем бюджет, то заранее имеем в виду, что 30% куда-то денется. У нас не только в бюджете, у нас вообще везде 30% куда-то девается. В бизнесе тоже. Только у хороших компаний девается 10%, а у плохих 50%.

У этого есть интересный побочный эффект – инфляция. Ведь эти 30% вместо того, чтобы идти на любые цели, идут в потребление. Не всегда внутри страны, но все же. И, кроме того, они снижают конкуренцию, что тоже ведет к росту цен. Зачем сдерживать цены, если можно договориться?

О централизации:

Еще одна наша большая проблема в излишней централизации. Причем везде. От бизнеса (где у нас правит крупный бизнес) до государственных финансов. У нас много говорят про поддержку малого бизнеса (хотя сам он обычно просит, чтобы его не поддерживали, а просто не трогали), но забывают про средний бизнес. А он у нас почти во всех сегментах отсутствует. Притом, что именно он должен быть основой экономики, а каждое малое предприятие должно стремиться стать средним.

Государственные финансы у нас сосредоточены в руках федерального центра. Я известен как последовательный сторонник замены НДС налогом с продаж (как это есть в США, правда, точно перенимать их опыт не стоит – они сами плачут от своего налога с продаж). Я отстаиваю эту позицию на самом деле просто из тех соображений, что налог с продаж можно передать регионам. НДС же никак не отдашь, его приходится на федеральном уровне администрировать.

В этом случае сразу изменится расстановка сил. Гораздо больше самостоятельных и оперативных решений смогут принимать в регионах. Пока большинство считает, что это слишком радикальный подход. Что регионы, муниципалитеты не готовы, что надо учиться... А я уверен, что нельзя учиться, ничего не делая.

О чиновниках:

С прошлого года мы стали вводить в советы независимых директоров. И уже чувствуем эффект. На самом деле, присутствие чиновников в советах директоров – это не веяния последних лет. Это было с самой приватизации. И я хорошо знаю, что это такое. Я председатель совета директоров АИЖК. Когда в совете были сплошь чиновники, бывали случаи, что даже при заочном голосовании не набиралось кворума! То есть им лень было даже бумажку заполнить и отдать секретарю, чтобы он отослал!

Вообще чиновники, присутствовавшие в советах директоров, делились на три группы: те, кому правда интересно и они работают (их, правда, меньшинство), те, кто вообще ничего не делает и ничем не интересуется, и те, кто ищет в этом материальную выгоду. С появлением независимых директоров ситуация изменилась. Они теперь искренне стараются во все вникать и помогать предприятиям.

И еще хорошее, в том числе и для чиновника, занятие – шахматы. Они помогают продумывать все наперед, избежать лишних проблем. Только это я имею в виду любительские шахматы. Профессиональные – они такие... не очень здоровый род деятельности. Иногда плохо на голову влияют.



2009-06-11
«Хочется одновременно и любви, и свободы, а это сложно»
Об экономистах:

Вообще, говорят, экономистов придумали для того, чтобы синоптики выглядели не так плохо. Вот и нынешний кризис экономисты не предсказали. Точнее, есть кое-кто, кто предсказал, но сделал это, я думаю, случайно. А сколько людей, столько мнений, а в мире много экономистов, и хотя бы по теории вероятностей кто-то должен был предсказать. И сейчас перед нами стоит слишком много вопросов.

Вообще, экономика – это наука о распределении благ. А благ всем не хватает. И отсюда ситуация, когда приходится принимать сложные решения, руководствуясь политическими приоритетами. Когда-то бизнес надо поддержать, когда-то население... И не всегда удается поддерживать баланс. Как говорил Максимилиан Волошин, хочется одновременно и любви, и свободы. А это сложно.

О роли государства:

Один из основных пунктов, по которым приходится выбирать – это роль государства. Должно оно быть активным участником экономической деятельности или просто создавать какие-то условия и не вмешиваться? Сейчас роль государства нарастает во многих странах. Даже в США Резервная система фактически напрямую финансирует частные предприятия, покупая их бумаги. Во многих странах банки национализируются или государство или госпредприятия входят в их капитал. Так происходит и в России.

Государство не слишком эффективный собственник, поэтому все это не может радовать, хотя иногда является необходимым. Вопрос, который сейчас стоит перед нами – насколько все же глубоко должно зайти влияние государства на экономику в нынешних условиях. Я сейчас могу точно сказать только, что в такой ситуации, как сейчас, государство может быть единственным источником долгосрочных инвестиций, которые необходимы.

Ведь все «частники» сейчас инвестируют в лучшем случае на несколько месяцев, не лет. Потому что никто не скажет, сколько будет стоить такой-то актив через год. Это раньше все росло, и инвесторы были уверенны в прибыли. А теперь ситуация противоположная. И только государство может обеспечить долгосрочные инвестиции. Причем так происходит по всему миру.

О ненадежности рейтинговых агентств:

Прежнее устройство мировой экономики было несбалансированным. Малая часть стран – США и Западная Европа – очень много потребляла. А хранителями сбережений, опять же, была небольшая группа стран. И весь мир стоял на том, что избыточное потребление одних стран финансировалось избыточными сбережениями других. Система не была устойчивой и перестала работать.

Что из этого получилось, мы видим. В США в этом году и в следующем ожидается дефицит бюджета 10% ВВП. Еще недавно о такой цифре нельзя было бы говорить вслух. Страна с таким дефицитом, да еще и держащимся несколько лет, автоматически бы получила рейтинг ниже инвестиционного. А у США по сию пору рейтинг «ААА». Это иллюстрация к тому, что сейчас ни в чем нельзя быть уверенным, никаким оценкам верить нельзя, и все рейтинги дискредитированы. Это одна из причин, по которым частные инвесторы не могут инвестировать. Поэтому на их место иногда приходит государство.

Об использовании резервов:

Тут возникает еще один важный вопрос, который перед нами сейчас стоит, и особенно беспокоит министра финансов Алексея Кудрина. Что делать с накопленными нами резервами? Некоторые говорят, что их вообще копить не следовало, а надо было сразу тратить на что-то полезное. На вложения в инфраструктуру, в технологии, во что-то, что создавало бы дополнительную налогооблагаемую базу и позволяло развиваться экономике. Но, так или иначе, их не вложили никуда, они у нас сейчас есть, и мы их активно тратим.

Надо сказать, что эти средства нам сейчас очень помогают. Но вопрос остается: должны ли мы тратить их на текущие нужды, растягивая на несколько лет, или нам лучше использовать их так, чтобы создать что-то новое, эффективное, прибыльное. Что-то такое, что может послужить дополнительной налоговой базой и приносить государству доход, который компенсирует потраченные резервы. Предложение очень привлекательное, так как поможет восстановить экономику и создаст базу для будущих поступлений в бюджет.

Но, к сожалению, сейчас очень сложно сказать, дадут ли такие инвестиции достаточный эффект, чтобы компенсировать последствия исчезновения резервов. Будет ли доходность от них выше, чем доходность от размещения резервов? И еще одно соображение мешает активному использованию резервов для развития – это растущая демографическая нагрузка. Мы должны стимулировать частное медицинское и пенсионное страхование, чтобы не увеличивать налоги в будущем. К сожалению, для этого надо делать поворот сознания.

2009-06-11
«Неисправности объясняются долгим сроком хранения машин»
Обнаруженные неисправности в автомобилях объясняются длительным сроком их хранения и транспортировки, вызывающих преждевременное старение и выход из строя определенных деталей. Например, амортизаторы автомобильной подвески могут выйти из строя, если на машине долгое время никто не ездит.

2009-06-11
«Новые заимствования планируются только со следующего года»
о законопроекте «О государственной корпорации «Государственное финансовое агентство»:

Я не могу сказать, что управление внешним долгом происходит неэффективно, тем более что и суверенный долг маленький, и стратегия последних лет была на сокращение внешнего долга. Новые внешние заимствования планируются только с будущего года в объеме $10 млрд. Это очень небольшая сумма и она не отразится на макроэкономических индикаторах.

2009-06-11
«Новые заимствования планируются только со следующего года»
о законопроекте «О государственной корпорации «Государственное финансовое агентство»:

Я не могу сказать, что управление внешним долгом происходит неэффективно, тем более, что и суверенный долг маленький, и стратегия последних лет была на сокращение внешнего долга. Новые внешние заимствования планируются только с будущего года в объеме $10 млрд. Это очень небольшая сумма и она не отразится на макроэкономических индикаторах.

2009-06-11
«Успех будет, когда они выйдут на второе место»
Можно ли назвать 2%-ный рост Bing успехом?

В случае с любым другим игроком рост на 2% за 10 дней работы можно было бы назвать громким успехом. В случае с Microsoft это, скорее, хорошее начало. Не исключено, что этот показатель достигнут за счет интеграции с программными продуктами компании, хотя утверждать это наверняка не возьмусь.

Об успехе поисковика можно будет говорить, когда Bing выйдет на второе место по поиску. Ну, или, по крайней мере, когда он станет на него уверенно претендовать.

2009-06-11
«Успех будет, когда они выйдут на второе место»
Можно ли назвать 2%-ный рост Bing успехом?

В случае с любым другим игроком рост на 2% за 10 дней работы можно было бы назвать громким успехом. В случае с Microsoft это, скорее, хорошее начало. Не исключено, что этот показатель достигнут за счет интеграции с программными продуктами компании, хотя утверждать это наверняка не возьмусь.

Российские 2% Bing действительно удивляют, за этим есть смысл последить. Но если говорить о мировой доле, то об успехе поисковика можно будет говорить, когда Bing выйдет на второе место по поиску. Ну, или, по крайней мере, когда он станет на него уверенно претендовать.

2009-06-11
«Полный функционал Bing доступен лишь в англоязычной версии»
О первой неделе поисковика Bing

Bing успешен, потому что у Microsoft в очередной раз получилось сделать качественный продукт.

Все любят шутить про наши «синие экраны», любят ругать Windows Vista, но давайте будем считать, что рост посещаемости поисковика Bing – это как раз и есть зримое свидетельство качества Microsoft.

Я читал, что бюджет кампании по продвижению Bing составит $80 – 100 млн, но мы же видим, что в России он не рекламируется. А посещаемость его, тем не менее, растет, это несмотря даже на то, что полный функционал можно оценить только в англоязычной версии. Все дело в новых технологиях поиска, удобной кластерной или тематической выдаче. В конце концов, он просто красивый!

2009-06-11
«Беспокойство вызывает просрочка банка «Санкт-Петербург»
О результатах банка «Санкт-Петербург» за I квартал 2009 года:

В первую очередь беспокойство вызывает просрочка, которая потребовала большого объема отчислений средств в резервы. Эти расходы банк компенсировал доходами от операций с ценными бумагами и переоценки валюты. Если бы не эти доходы, банк вряд ли бы сработал в плюс. Отчисления в резервы превысили чистый процентный доход, который по сравнению с IV кварталом 2008 года уменьшился на 20% в связи с ростом стоимости фондирования. Если привлеченные ресурсы останутся такими же дорогими, то чистые процентные доходы будут низкими, так как увеличения кредитного портфеля не происходит.

У банка есть потребность в привлечении капитала. Это видно по невысокому уровню достаточности капитала 1-го уровня, который составляет 9,6%. По международным стандартам, он должен быть не менее 8%.

2009-06-11
«Китай займет место одной из крупнейших экономик мира»
Инвестиционный рынок все-таки становится глобальным, значит, инвесторам будет интересна диверсификация в рынки, развивающиеся быстрыми темпами, позволяющие диверсифицировать валютные риски, рынки, где предложение существенно отстает от растущего спроса, менее зависящие от нескольких видов сырьевых товаров. Всем этим критериям соответствует Китай, который также займет место одной из крупнейших экономик мира. Геостратегически он расположен не менее удачно, чем Европа, для развития торговли и совместных проектов с такой масштабной и перспективной экономикой как российская.

2009-06-11
«У «Санкт-Петербурга» резко упала процентная маржа»
О результатах банка «Санкт-Петербург» за I квартал 2009 года:

Чистая процентная маржа банка в I квартале сократилась на 163 базисных пункта до 5,45%. Такого резкого падения рынок не ожидал. В текущей ситуации вызывает тревогу не само снижение, а то, с какой скоростью это произошло. Причина – высокие проценты по кредитам ЦБ, за счет которых банк обеспечивал высокую ликвидность, но фактически ничего не зарабатывал. Держать такую «подушку ликвидности» очень дорого, но банк решил, что это удобно из-за нестабильности фондирования. Сейчас все банки возвращают ЦБ кредиты, и, возможно, уже во втором квартале процентные расходы «Санкт-Петербурга» заметно сократятся.

В I квартале у банка начала резко расти просрочка по всем кредитам. Вызывает опасение качество кредитного портфеля, который у банка очень сконцентрирован на крупных заемщиках, из-за чего просрочка будет расти резкими скачками. Кроме того, растут невозвраты по ипотеке и потребительским кредитам, которые банк выдавал в основном очень состоятельным заемщикам на сумму в размере нескольких миллионов рублей. И если уж они не платят, то что говорить об остальных должниках.

2009-06-11
«Цены на недвижимость в Китае фактически снизились»
Хотя китайская экономика и продолжала расти во время глобального кризиса, цены на недвижимость в стране фактически снизились. Это результат создания привлекательных условий для поощрения иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, являются одной из составляющих китайской экономики. Цены на недвижимость в Америке также упали, и сейчас есть огромная возможность приобретения ее у банков, которые стали владельцами этих активов в результате невыплаты собственниками кредитов. Такая же ситуация, на мой взгляд, сложилась и в Европе.

2009-06-11
«В Китае ипотеку дают под 4 – 5% годовых»
Сектор недвижимости – одна из немногих отраслей в китайском хозяйстве, которая в прошлом году оказалась в так называемой красной зоне. Потому что реализация жилья в стране, если исходить из натурального, а не стоимостного измерения, сократилась примерно на 18 – 19%, и примерно на 20% сократилась реализация коммерческой недвижимости. Тем не менее, в сектор продолжают вкладывать деньги. В итоге в 2008 году прирост инвестиций в недвижимость был на уровне прироста инвестиций во всю экономику – 25%. Цены в то же время ведут себя довольно стабильно: в сегменте жилой недвижимости они опустились очень незначительно, несоразмерно снижению объема продаж. Это произошло благодаря общей кризисной ситуации, биржевому обвалу, сокращению покупок. Немного поменялась сама структура предложения, в ней стало больше доступного жилья, которое финансируется совсем по другим схемам. Ведь та же ипотека не является в Китае основным способом приобретения жилья: в прошлом году она значительно сократилась, обвалившись на 26% в годовом исчислении. Хотя там очень оптимальные условия – 4 – 5% годовых при условии кредита на срок до 5 лет.

Также в Китае существуют программы поощрения инвестиций, деньги в недвижимость продолжают вкладываться, но какой это даст эффект в долгосрочном понимании – пока не ясно. Конечно, не исключено, что рынок обвалится еще сильнее, но, в целом, у меня оптимистичный прогноз по его развитию. Иностранные инвестиции в целом в Китай по итогам первого квартала 2009 года увеличились на 25%. Обрабатывающая промышленность по-прежнему остается основной сферой, куда идут прямые иностранные инвестиции. Сектор недвижимости последние два – три года рос очень быстрыми темпами, и инвестиции, которые продолжали направляться в этот сегмент, не давали остановиться различным заводам, производящим профильную продукцию. На данный момент на китайском рынке, безусловно, наблюдается некая либерализация, но бесконтрольным власти его не оставляют. Прежде всего, они вооружаются инструментами для этого контроля, а потом уже запускают иностранные инвестиции в страну. Так происходит и с недвижимостью, и с другими отраслями. Однако, в ближайшее время, как мне кажется, уже нет такого смысла иностранным компаниям инвестировать в Китай: здесь достаточно и своего капитала, и опередить китайцев иностранцам будет сложно. Вкладывать нужно было в начале этого века, а сейчас уже поздно.

2009-06-11
«Мы можем обратиться к ВЭБу за вторым субординированным кредитом»
О возможном повторном привлечении субординированного кредита ВЭБа:

После привлечения кредитов ВЭБа и ЕБРР уровень достаточности капитала банка составит 16,3%. Мы считаем этот уровень вполне комфортным для нас. Тем не менее, мы можем обратиться к ВЭБу за вторым субординированным кредитом. Схема привлечения будет 1 к 3, и, значит, сумма кредита в заявке составит порядка $225 млн.

(Conference-call)

2009-06-11
«Мы можем обратиться к ВЭБу за вторым субординированным кредитом»
О возможном повторном привлечении субординированного кредита ВЭБа:

После привлечения кредитов ВЭБа и ЕБРР уровень достаточности капитала банка составит 16,3%. Мы считаем этот уровень вполне комфортным для нас. Тем не менее, мы можем обратиться к ВЭБу за вторым субординированным кредитом. Схема привлечения будет 1 к 3, и, значит, сумма кредита в заявке составит порядка $225 млн.

(Conferencce-call)

2009-06-11
«ВЭБ теперь займется фондовым рынком»
о госкорпорации «Государственное финансовое агентство»:

ВЭБ, видимо, теперь будет занимать тем, чем занимался в последнее время: фондовым рынком, например. Но может быть это не окончательный проект, он гуляет по ведомствам достаточно давно и реальных очертаний до сих пор не принял. Видимо, нет политической воли до сих пор. Изначально это была идея Минфина, но теперь обросла и другими интересами.

У госкорпораций в целом есть серьезные проблемы с прозрачностью их деятельности, в целом же, право оставлять прибыль себе часто предоставляется госкорпорациям.

2009-06-11
«Со стороны китайцев это чистая политика»
Евгений Межов, управляющий директор ООО «Истерн» («Автомир»),
о запрете ввоза в Китай автомобилей Renault:

Я думаю, что, скорее всего, этот вопрос будет решаться на уровне правительства. Говорить, что подобные решения принимает Пекинская ассоциация или кто-то еще, было бы неправильно. Все решения принимаются на уровне правительства. Если власть примет решение, что они будут приобретать активы за рубежом, значит, они будут их покупать. Но до последнего времени, по моим источникам, власти относительно прохладно относились к такому сценарию. Они боятся, что вследствие приобретения активов на них свалятся долги перед профсоюзами и т.д. Ведь одно дело – купить бренд, другое – производителя, отягощенного долгами.

Теоретически, китайцы, безусловно, способны на запретительные меры. Они чувствуют за собой силу, понимают, что у них огромное количество активов скопилось. Захотят они более активно себя вести – у них для этого есть все предпосылки. Захотят более пассивно – другой мир не сможет на них повлиять. Я думаю, здесь надо подождать, выждать, пока все кристаллизуется. Правда там была лишь партия автомобилей повреждена или нет, я думаю, что пока это локальный эпизод. Но, видите ли, одно дело – закрыть на это глаза, а другое – раздуть из этого эпизода огонь. Это уже чистая политика.

2009-06-11
«Это просто глупость китайских чиновников»
Артем Марчук, генеральный директор компании Red Dragon (Geely),
о запрете на ввоз в Китай автомобилей Renault:

Увязать эти действия с покупкой Volvo и переделом европейских активов сложно. На Volvo, кстати, претендует и компания Geely. Насколько я понимаю, они обосновывают конфликт проблемами с качеством продукции. Безусловно, китайцы должны будут объяснить, в чем именно заключаются их претензии. Это выглядит странно, так как все стандарты качества обычно строго прописаны в документации, поэтому в одностороннем порядке что-то запрещать – это похоже на некий «креатив» со стороны китайского правительства, я бы сказал так. С другой стороны, там часто бывает так, что правая рука не знает, что делает левая. Возможно, они не понимают, что в Европе в отношении Китая это может вызвать только негатив, то есть навредить, и компании, которые продают активы, могут на это не согласиться.

Я бы, конечно, не стал говорить о том, что все это связано с переделом активов. Поскольку это было бы очень явно, открыто, прямолинейно и глупо. Полагаю, что все это не более чем легкая неразбериха, глупость китайских чиновников. А-ля «российских туристов арестовали в Египте».

2009-06-11
«Это просто глупость китайских чиновников»
Артем Марчук, генеральный директор компании Red Dragon (Geely),
о запрете на ввоз в Китай автомобилей Renault:

Увязать эти действия с покупкой Volvo и переделом европейской активов сложно. На Volvo, кстати, претендует и компания Geely. Насколько я понимаю, они обосновывают конфликт проблемами с качеством продукции. Безусловно, китайцы должны будут объяснить, в чем именно заключаются их претензии. Это выглядит странно, так как все стандарты качества обычно строго прописаны в документации, поэтому в одностороннем порядке что-то запрещать – это похоже на некий «креатив» со стороны китайского правительства, я бы сказал так. С другой стороны, там часто бывает так, что правая рука не знает, что делает левая. Возможно, они не понимают, что в Европе в отношении Китая это может вызвать только негатив, то есть навредить, и компании, которые продают активы, могут на это не согласиться.

Я бы, конечно, не стал говорить о том, что все это связано с переделом активов. Поскольку это было бы очень явно, открыто, прямолинейно и глупо. Полагаю, что все это не более чем легкая неразбериха, глупость китайских чиновников. А-ля «российских туристов арестовали в Египте».

2009-06-11
«Китайцы преследуют свои цели»
Андрей Андреевских, генеральный директор Донг Фенг КомТранс Рус,
о работе с китайскими бизнесами:

Компании, торговавшие китайскими автомобилями, были вынуждены прекратить эту деятельность. Это связано с тем, что закончилось финансирование собственниками компаний, они попросту обанкротились, пришли банки и начали конфисковывать имущество. Так случилось с нашими конкурентами, которые торговали маркой Dong Feng. Мы продолжаем оставаться дистрибьюторами Dong Feng.

Китайцы настроены агрессивно, я имею в виду маркетинговую активность. Те марки, которые были заинтересованы в российском рынке, остались на нем. Конечно, есть своя специфика, свой национальный менталитет, как и у любого народа. Если в Европе устная договоренность приравнивается к письменной, и с этой джентльменской договоренностью можно идти в суд, то китайцы – это более азиатский тип отношений. Это и не плохо, и не хорошо. К этому надо просто привыкнуть. Ведут себя они адекватно. Просто они так ведут бизнес. И если вы хотите иметь с ними бизнес, то нужно подстраиваться.

Насчет импорта Renault, я не в курсе этой ситуации и не могу ее оценивать. Но думаю, что все диктуется экономической целесообразностью. Сейчас любое действие, любой запрет нужно рассматривать под этим углом. Значит, они преследуют какие-то цели, раз пошли на это.

2009-06-11
«Наш ЦБ уже давно снижает долю treasuries»
Сергей Моисеев, руководитель «Центра экономических исследований» МФПА, о выходе России из treasuries

Наш ЦБ уже давно снижает долю «трежерис». Он не продает их, а просто закупил «короткие» бумаги и ждет срока погашения. Но на вырученные средства новые «трежерис» не покупает. Это нормальная стратегия крупного инвестора, который ожидает скорого роста ставок. А ставки в следующем году, скорее всего, пойдут вверх. Поэтому надо иметь больше свободных средств сейчас, чтобы потом взять бумаги под большую доходность. Исходя из того, сколько сейчас у ЦБ бумаг и на какой срок, можно ожидать снижения доли «трежерис» до 10 – 15%. Высвободившиеся средства пойдут, скорее всего, на депозиты банков. Вполне возможно, тех же американских – JB Morgan Chase и Bank of America.

Если они будут вкладывать деньги в облигации МВФ, то это будет скорее политическое решение. Эти облигации, скорее всего, не будут иметь обращения среди частных инвесторов. А значит, они будут совершенно неликвидным активом, хотя и надежным. И доходность их вряд ли будет выше, чем у «трежерис».

2009-06-11
«Доля treasuries с начала прошлого года выросла в четыре раза»
Валерий Миронов, ведущий эксперт «Центра развития»,
о выходе России из treasuries

Собственно, снижение доли «трежерис» – это неудивительно. У нас их доля с начала прошлого года выросла в четыре раза. Теперь постепенно возвращаемся к прежним уровням. А облигации МВФ мы обещали купить на $10 млрд. Всего капитал МВФ увеличится на $500 млрд разными способами. Судя по всему, мы как раз покупкой облигаций внесем свою лепту. $10 млрд от $500 млрд – это как раз пропорционально российской доле в мировом ВВП.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное