Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Принцип нормативно-подушевого финансирования весьма порочный», - Комков, «Всероссийский фонд образования»


     slon.ru
2009-06-10
«Принцип нормативно-подушевого финансирования весьма порочный», - Комков, «Всероссийский фонд образования»
Сергей Комков, президент «Всероссийского фонда образования»,
о возможных реформах российского образования:

Кудрин, поскольку он финансист, и он ничего не понимает в содержании образования. Скорее всего, мы все так в общем-то поняли, что речь идет о системе финансирования, о механизме финансирования в системе образования. И механизм этот весьма порочный, тот, который предлагает команда Игоря Шувалова и Алексея Кудрина. Они предполагают перевод всей системы образования на принцип нормативно-подушевого финансирования, то есть деньги выделяются на человека и переходят за человеком из одного учебного заведения в другое. В Москве разработан норматив – порядка 30 000 рублей на человека. Получается, что годовая смета школы, где обучается 100 человек, будет около 3 млн рублей. Если в школе 1000 учеников, значит, норматив умножат на тысячу.

Им кажется, что это прогрессивно. Школы будут бороться за то, чтобы получить к себе учеников, бороться за то, чтобы к ним могли поступить большее число человек. Но эта система имеет оборотную сторону. Поскольку качество образования пропорционально количеству денег, чем больше количество учеников в школе, а особенно, чем больше детей в классе, тем ниже качество образования. Нормальный класс, обучаемый – если в нем 15 – 20 человек. Если посадят 40 человек, то класс практически необучаем. Такой же принцип и в системе высшего образования, сегодня все вузы тоже пытаются перевести на принцип нормативно-подушевого финансирования. И это в целом для системы образования кончится довольно трагически.

Другой вопрос, что сегодня российская система образования получает значительно меньше средств, чем во многих других странах. Сегодня мы расходуем на систему образования 3,4% ВВП. Если говорить о кризисе, то уже за прошедший период мы потеряли 7% ВВП, то есть практически два годовых бюджета системы образования мы потеряли. Европа в среднем расходует 7 – 8% своего ВВП, но Финляндия, например, расходует 16,5%, США – 11% ВВП, Япония, например, расходует 14% ВВП, в Китае – 12%. Самый большой рекорд поставила Южная Корея, именно поэтому она, не имея ни нефти, ни газа, сегодня опережает по многим показателям многие ведущие страны мира: в Южной Корее расходуют от 23 до 25% ВВП на развитие образования и инновации. Если бы министр финансов именно таким образом поставил вопрос о том, что грядут серьезные изменения в системе, и мы планируем резко изменить бюджетную политику и расходовать на развитие образования не 3,5%, а как минимум 7 – 8%, это означало бы серьезные изменения в системе образования. Все остальное – это либо латание дыр, либо то, что категорически противопоказано нашей системе.

Нам остро необходимо на сегодня наконец-то разработать государственные стандарты образования. Россия одна из немногих стран в мире, которая до сих пор живет без государственных образовательных стандартов. А это означает, что практически мы не знаем, к каким конечным результатам мы должны подойти на каждой ступени образования (начального, неполного среднего, среднего, высшего образования). Процесс этот только начинается, мы уже опоздали по сравнению с Европой как минимум на 10 – 12, а, может, и на все 15 лет. Мы отстаем в этом плане.

В связи с разработкой стандартов надо серьезно заниматься проблемой изменения содержания образования, то есть необходимо наполнить содержание, для этого должны быть серьезные разработки по всем дидактическим направлениям, предметным направлениям. А у нас сегодня российская академия фактически погрязла в своих внутренних проблемах, погрязла в склоках, процессах приватизации, и мы практически утратили педагогическую науку.

Третье, что нам сегодня необходимо – изменить социально-кадровую политику в системе образования. Сегодня подготовка учителей на очень низком уровне, педагогические специальности, да и сами педагогические вузы стали самыми малопрестижными. Все четко понимают, что учитель обречен на нищенскую зарплату, на довольно низкое социальное положение и на массу другим проблем. Это привело к тому, что сокращение бюджетных мест в педагогических вузах идет опережающими темпами. На педагогические специальности каждый год сокращается 8 – 10% бюджетных мест. При этом министр образования заявляет, что нам не нужно такое количество учителей. Я считаю, что это не просто ошибка, а вредительство по отношению к российской системе образования.

Следующий момент. Нам необходимо коренное изменение всей материально-технической базы российской школы, сегодня порядка 27 000 из 59 000 российских школ практически непригодны для проведения школьных занятий. Это школы, где протекшие крыши, полуобвалившиеся стены, школы, где нет необходимого оборудования, нет методических пособий. Уровень оснащенности этих школ находится почти на дне. Почти 42% российских школ сегодня находятся за чертой выживания, поэтому вместо того, чтобы тратить совершенно безумнейшие деньги на эксперименты... так, на ЕГЭ было потрачено около миллиарда долларов. На эти деньги можно было бы отремонтировать и привести в нормальный вид все сельские школы России.

Нам надо немедленно прекратить практику, которую у нас называют реструктуризацией сельской школы. Россия – страна с огромными территориями, и попытки закрытия или, как говорят, реструктурирования сельских школ, когда закрывают конкретные школы и детей начинают возить за десятки километров при нашем бездорожье, при нашей страшной технике – это приводит к тому, что население покидает сельские районы. И мы потихоньку получаем огромные безлюдные территории. Это не только проблема образования, но и величайшая социальная проблема для страны. Есть еще целый комплекс проблем, но эти проблемы являются основными.

2009-06-10
«Принцип нормативно-подушевого финансирования весьма порочный», - Комков, Всероссийский фонд образования
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования - о возможных реформах российского образования:

Кудрин, поскольку он финансист, и он ничего не понимает в содержании образования, скорее всего, мы все так в общем-то поняли, что речь идет о системе финансирования, о механизме финансирования в системе образования. И механизм этот весьма порочный, тот, который предлагает команда Игоря Шувалова и Алексея Кудрина. Они предполагают перевод всей системы образования на принцип нормативно-подушевого финансирования, то есть деньги выделяются на человека и переходят за человеком из одного учебного заведения в другое. В Москве разработан норматив - порядка 30 000 рублей на человека. Получается, что годовая смета школы, где обучается 100 человек, будет около 3 млн рублей. Если в школе 1000 учеников, значит, норматив умножат на тысячу.

Им кажется, что это прогрессивно. Школы будут бороться за то, чтобы получить к себе учеников, бороться за то, чтобы к ним могли поступить большее число человек. Но эта система имеет оборотную сторону. Поскольку качество образования пропорционально количеству денег, чем больше количество учеников в школе, а особенно, чем больше детей в классе, тем ниже качество образования. Нормальный класс, обучаемый - если в нем 15-20 человек. Если посадят 40 человек, то класс практически необучаем. Такой же принцип и в системе высшего образования, сегодня все вузы тоже пытаются перевести на принцип нормативно-подушевого финансирования. И это в целом для системы образования кончится довольно трагически.

Другой вопрос, что сегодня российская система образования получает значительно меньше средств, чем во многих других странах. Сегодня мы расходуем на систему образования 3,4% ВВП. Если говорить о кризисе, то уже за прошедший период мы потеряли 7% ВВП, то есть практически два годовых бюджета системы образования мы потеряли. Европа в среднем расходует 7-8% своего ВВП, но Финляндия, например, расходует 16,5%, США - 11% ВВП, Япония, например, расходует 14% ВВП, в Китае - 12%. Самый большой рекорд поставила Южная Корея, именно поэтому она, не имея ни нефти, ни газа, сегодня опережает по многим показателям многие ведущие страны мира: в Южной Корее расходуют от 23 до 25% ВВП на развитие образования и инновации. Если бы министр финансов именно таким образом поставил вопрос о том, что грядут серьезные изменения в системе, и мы планируем резко изменить бюджетную политику и расходовать на развитие образования не 3,5%, а как минимум 7-8%, это означало бы серьезные изменения в системе образования. Все остальное - это либо латание дыр, либо то, что категорически противопоказано нашей системе.

Нам остро необходимо на сегодня наконец-то разработать государственные стандарты образования. Россия одна из немногих стран в мире, которая до сих пор живет без государственных образовательных стандартов. А это означает, что практически мы не знаем, к каким конечным результатам мы должны подойти на каждой ступени образования (начального, неполного среднего, среднего, высшего образования). Процесс этот только начинается, мы уже опоздали по сравнению с Европой как минимум на 10-12, а, может, и на все 15 лет. Мы отстаем в этом плане.

В связи с разработкой стандартов надо серьезно заниматься проблемой изменения содержания образования, то есть необходимо наполнить содержание, для этого должны быть серьезные разработки по всем дидактическим направлениям, предметным направлениям. А у нас сегодня российская академия фактически погрязла в своих внутренних проблемах, погрязла в склоках, процессах приватизации, и мы практически утратили педагогическую науку.

Третье, что нам сегодня необходимо - изменить социально-кадровую политику в системе образования. Сегодня подготовка учителей на очень низком уровне, педагогические специальности, да и сами педагогические вузы стали самыми малопрестижными. Все четко понимают, что учитель обречен на нищенскую зарплату, на довольно низкое социальное положение и на массу другим проблем. Это привело к тому, что сокращение бюджетных мест в педагогических вузах идет опережающими темпами. На педагогические специальности каждый год сокращается 8-10% бюджетных мест. При этом министр образования заявляет, что нам не нужно такое количество учителей. Я считаю, что это не просто ошибка, а вредительство по отношению к российской системе образования.

Следующий момент. Нам необходимо коренное изменение всей материально-технической базы российской школы, сегодня порядка 27 000 из 59 000 российских школ практически непригодны для проведения школьных занятий. Это школы, где протекшие крыши, полуобвалившиеся стены, школы, где нет необходимого оборудования, нет методических пособий. Уровень оснащенности этих школ находится почти на дне. Почти 42% российских школ сегодня находятся за чертой выживания, поэтому вместо того, чтобы тратить совершенно безумнейшие деньги на эксперименты... так, на ЕГЭ было потрачено около миллиарда долларов. На эти деньги можно было бы отремонтировать и привести в нормальный вид все сельские школы России.

Нам надо немедленно прекратить практику, которую у нас называют реструктуризацией сельской школы. Россия - страна с огромными территориями, и попытки закрытия или, как говорят, реструктурирования сельских школ, когда закрывают конкретные школы и детей начинают возить за десятки километров при нашем бездорожье, при нашей страшной технике - это приводит к тому, что население покидает сельские районы. И мы потихоньку получаем огромные безлюдные территории. Это не только проблема образования, но и величайшая социальная проблема для страны. Есть еще целый комплекс проблем, но эти проблемы являются основными.

2009-06-10
«Давно пора было прервать этот бесконечный процесс», — источник в Кремле
Источник в Кремле, о срыве переговоров о вступлении в ВТО:

Все должно было закончиться в 2006 году, уже открывали шампанское. Но все испортили [претензии ЕС] по фитосанитарии и ветеринарии. После этого пропущен был почти год, просто не было воли продолжать переговоры после такого разочарования. Сейчас вроде бы опять все было близко к результату.

Невозможно принять эту позицию партнеров [по переговорам], что вот мелочи важнее политики. Мы то посылали им сигналы о том, что для нас это вопрос политический, и кто-то из партнеров, США или ЕС, должен взять на себя всю ответственность. Мы надеялись сначала, что это будет США, потом, что это ЕС.

Можно было и сейчас зажаться, потерпеть. Но кто-то решил, что надо громко хлопнуть дверью именно сейчас. Единого мнения [относительно вступления в ВТО] никогда не было, ни в Кремле, ни в правительстве. Теперь кто-то скажет, что упущен очередной шанс.

Переговоры действительно в ближайшее время не возобновятся, но мое мнение простое. Не важно, почему это случилось. Но этот бесконечный процесс давно пора было прервать.

2009-06-10
«Очевидно, что переговоры просто не возобновятся», — источник в правительстве
Источник в финансово-экономическом блоке правительства, о прекращении переговоров о вступлении в ВТО

[Окончательное] решение принималось вчера и сегодня, но он не было спонтанным. Три причины: очень резкая позиция крупного российского бизнеса, который требует гарантий защиты своих интересов в ЕС, и политическая усталость. И, конечно, позиция партнеров по переговорам — ЕС и США: никакого прогресса, общие слова, мелочные придирки. То есть они дали массу формальных поводов прервать переговоры.

Те же вещи в 2006 году чуть было не привели к подобному же результату, но тогда у нас не было такого сильного козыря, [как Таможенный союз]. Теперь высокая готовность [документов о реализации идеи] Таможенного союза позволила России сохранить политическое лицо и сделать то, что многие уже давно хотели сделать.

Таможенный союз и ВТО, это, конечно, не альтернативные решения. Но их подавали в последнее время так большинство чиновников, работающих по ОДКБ и ЕВРАЗЭС.

Решение принималось после похода [главы Минэкономразвития Эльвиры] Набиулиной к президенту [Дмитрию Медведеву]. Путин с Медведевым и решили. Предварительные переговоры с Казахстаном [о возможности совместного вступления] были, но очень прикидочные. С Белоруссией вопрос решили быстро, для Минска ключевой вопрос — стабфонд ЕВРАЗЭС [и кредит на $500 млн].  Очевидно, что переговоры [о вступлении в ВТО] просто не возобновятся в ближайшей перспективе.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное