Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«На месте проще разбираться с активом, чем из Москвы»


     slon.ru
2009-06-10
«На месте проще разбираться с активом, чем из Москвы»
Михаил Мень, губернатор Ивановской области,
о проблемных предприятиях и протестах работников:

У Петровского спиртзавода огромная задолженность по заработной плате. Акционером является государство в лице Росимущества, мы просим передать нам акции, чтобы мы могли как-то заняться управлением данным активом, но пока мы результата не добиваемся. А задолженность там по зарплате очень высокая. Легче, когда частный бизнес или мы сами акционеры, а когда Росимущество акционер – тут несколько посложнее. Нужно продолжать просить, чтобы такие предприятия передавали нам.

У нас есть хороший пример: у нас был недостроенный комбинат детского питания, который лет 15 просто стоял и постепенно руинировался. Мы договорились с Росимуществом, акции были переданы нам и мы пригласили инвестора, инвестора мы подбирали на конкурсной основе. Комбинат взяла сербская компания, и сейчас комбинат детского питания работает, это и продукция, и рабочие места, дает доходную часть бюджета. Всегда на месте виднее и проще разбираться с любым активом, чем из Москвы.

Однако проблема в слишком громоздкой системе принятия решений. Действительно структура огромная. Представительства в регионах не всегда имеют постоянное и четкое взаимодействие с руководством, у нас основные многие здания в непригодном состоянии, они находятся в федеральной собственности.

2009-06-10
«У бумаг Казначейства очень низкая доходность»
Избавляться от бумаг Казначейства логично по нескольким причинам. Если не брать совсем алармистские причины вроде возможного снижения суверенного рейтинга США, (а это теперь не кажется таким уж невозможным, особенно после того, как об этом заговорили даже руководители крупнейшего облигационного фонда PIMCO Bonds), то главная причина – низкая доходность. Если взять средний показатель по всем выпускам и перевести в размерность одного года, доходность будет заметно ниже 1%. Это очень мало, а котировки трежерис сейчас очень велики. И вряд ли ситуация сильно изменится в ближайшее время. То есть покупать их совсем невыгодно.

2009-06-10
«Доля трежерис с начала прошлого года выросла в четыре раза»
Собственно, снижение доли трежерис – это неудивительно. У нас их доля с начала прошлого года выросла в четыре раза. Теперь постепенно возвращаемся к прежним уровням. А облигации МВФ мы обещали купить на $10 млрд. Всего капитал МВФ увеличится на $500 млрд разными способами. Судя по всему, мы как раз покупкой облигаций внесем свою лепту. $10 млрд от $500 млрд – это как раз пропорционально российской доле в мировом ВВП.

2009-06-10
«ФСФР применила к БКС одну из самых мягких мер»
Алексей Тимофеев, председатель правления НАУФОР,
об аннулировании квалификационных аттестатов у президента БКС Олега Михасенко:

Мы сожалеем об этом решении, потому что считаем нецелесообразным запрет на короткие продажи в течение того времени, которое он действовал. Тем не менее, это довольно мягкая мера из тех, которые ФСФР могла бы применить.

2009-06-10
«Субсидирование – это перераспределение государственных ресурсов»
Антон Суворов, профессор РЭШ, ведущий экономист ЦЭФИР,
о возможности прямых субсидий на покупку нового автомобиля в России:

Некоторым аналогом подобных мер можно считать утвержденную правительством программу государственного субсидирования автокредитов (при покупке нового автомобиля отечественного производства стоимостью до 350 000 р.). С одной стороны, существующая программа вызвала определенный отклик автопроизводителей: некоторые из них расширили ассортимент недорогих комплектаций, попадающих под условия кредитования; продавцы стали активнее предлагать собственные программы субсидирования кредитов для машин, не попадающих под действие государственной программы.

С теоретической точки зрения, нельзя не отметить, что подобная программа искажает стимулы покупателей: некоторые из них предпочтут купить машину за 350 000 руб. на условиях льготного кредита, притом, что в отсутствие такой программы купили бы автомобиль другой марки, скажем, за 380 000. Повышение гибкости условий попадания автомобилей под действие программы способствовало бы повышению эффективности программы и уменьшению ее искажающего эффекта на конкуренцию на автомобильном рынке. Нельзя забывать, что субсидирование – в том или ином виде – покупки новых автомобилей является перераспределением государственных ресурсов в пользу покупателей и производителей автомобилей, попадающих под действие программы.

Для того чтобы обосновать эффективность подобных мер, нужно оценить величину экстерналий (общественной пользы от сохранения рабочих мест у автопроизводителей и дилеров, улучшения экологической ситуации за счет обновления парка) и сопоставить ее с издержками от искажения конкурентной ситуации и расходования ограниченных государственных ресурсов именно на эти задачи – а не на образование, здравоохранение, пособия по безработице и т.д. Учитывая перераспределительный эффект, становится ясно, что вряд ли разумно спонсировать покупки автомобилей из премиального сегмента.

С другой стороны, избирательная поддержка усиливает искажающий эффект и вызывает справедливые жалобы продавцов, чьи автомобили не попадают под ее действие. Премия за утилизацию старого автомобиля, не привязанная к покупке нового, представляется более эффективной мерой, чем субсидирование кредитных ставок конкретного сегмента автомобилей – здесь присутствует отдача с экологической точки зрения (делающая подобную меру оправданной и в «мирное время», а не только в условиях кризиса), и отсутствует искажающее воздействие на конкуренцию среди автопроизводителей.

2009-06-10
«Наш ЦБ уже давно снижает долю трежерис»
Наш ЦБ уже давно снижает долю трежерис. Он не продает их, а просто закупил «короткие» бумаги и ждет срока погашения. Но на вырученные средства новые трежерис не покупает. Это нормальная стратегия крупного инвестора, который ожидает скорого роста ставок. А ставки в следующем году, скорее всего, пойдут вверх. Поэтому надо иметь больше свободных средств сейчас, чтобы потом взять бумаги под большую доходность. Исходя из того, сколько сейчас у ЦБ бумаг и на какой срок, можно ожидать снижения доли трежерис до 10 – 15%. Высвободившиеся средства пойдут, скорее всего, на депозиты банков. Вполне возможно, тех же американских – JB Morgan Chase и Bank of America.

Если они будут вкладывать деньги в облигации МВФ, то это будет скорее политическое решение. Эти облигации, скорее всего, не будут иметь обращения среди частных инвесторов. А значит, они будут совершенно неликвидным активом, хотя и надежным. И доходность их вряд ли будет выше, чем у трежерис.

2009-06-10
«ФСФР провозгласила курс на чистоту рынка»
Дмитрий Александров, президент НЛУ,
об аннулировании квалификационных аттестатов у президента БКС Олега Михасенко:

Сам факт аннулирования аттестатов плохой, но надо разобраться в ситуации. ФСФР давно провозгласила курс на «чистоту» рынка, она ему и следует. Кто будет следующим? Это русская рулетка.

2009-06-10
«О решении ФСФР я узнал из прессы»
Олег Михасенко, президент БКС,
об аннулировании квалификационных аттестатов:

О решении ФСФР мы узнали из прессы. Оно вызвало у нас недоумение, так как камеральная проверка идет, и она еще не закончена. Мы готовим ряд документов для проверки ФСФР. Мы не понимаем, на основании чего было принято подобное решение, никаких предписаний об устранении нарушений, как и о самих нарушениях, мы не получали. В настоящий момент мы ждем официальных документов, подтверждающих решение ФСФР, и только после этого сможем дать подробный комментарий.

2009-06-10
«О решении ФСФР я узнал из прессы»
Олег Михасенко, президент БКС,
об аннулировании квалификационных аттестатов:

О решении ФСФР мы узнали из прессы. Оно вызвало у нас недоумение, так как камеральная проверка идет, и она еще не закончена. Мы готовим ряд документов для проверки ФСФР. Мы не понимаем, на основании чего было принято подобное решение, никаких предписаний об устранении нарушений, как и о самих нарушениях, мы не получали. В настоящий момент мы ждем официальных документов, подтверждающих решение ФСФР, и только после этого сможем дать подробный комментарий.

2009-06-10
«В аннулировании аттестатов Олега Михасенко нет громкого события»
Михаил Хабаров, генеральный директор УК «Альфа-Капитал»,
об аннулировании квалификационных сертификатов у президента БКС Олега Михасенко:

Это нормальный процесс: одни работают, другие надзирают. Я не вижу в этом событии большого значения. Закрытие шортов временное явление. Но мы этим не занимаемся, потому что мы не брокерская компания.

2009-06-10
«Мы не можем играть с государством в прятки», - Рошаль, Общественная Палата РФ
Леонид Рошаль, председатель комиссии по здравоохранению и член совета Общественной палаты РФ, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии,
о введении одноканальной системы финансирования здравоохранения:

Мне как директору медицинского учреждения безразлично, из какого числа каналов я буду получать деньги, главное, чтобы они пришли и их хватило на нужды. Через многоканальную систему можно получать гроши, столько же можно получать через одноканальную систему, или, наоборот, получать много. Суть не в этом, а в тех объемах, которые будут доходить конкретно до лечебных учреждений страны.

Я настороженно отношусь к системе одноканального финансирования сегодня, потому что она должна включать в себя все расходы на услуги ЖКХ. Мы не можем играть с государством в прятки: согласиться на такую модель финансирования медицинские учреждения могут только в том случае, если государство обязуется при повышении тарифов на электричество, воду, газ, взять на себя эти расходы и компенсировать разницу. Если такой гарантии не будет, то переход на эту форму организаций, которые особенно живут в системе ОМС, убийственен.

Как сейчас устроена эта система? Нам платят деньги за каждого пролеченного пациента, мы тратим их на пять статей, а остальное, в том числе расходы на услуги ЖКХ, нам оплачивает департамент здравоохранения. Если же учреждение будет оплачивать все самостоятельно без дополнительных субсидий, ему неоткуда будет брать деньги, кроме как из сумм на лекарства и оплату персонала, а это недопустимо.

Что касается свободы выбора в плане поликлинической службы, то мы не должны ломать нашу «участковость», когда есть участки и участковый доктор. В одном из регионов России населению дали возможность выбрать участковых врачей. Но фактически только 3 – 5 % пациентов были недовольны своим доктором и хотели лечиться у других врачей.

Свобода выбора нужна, но вместе с тем представьте себе, что у нас в поликлинике будет один прекрасный талантливый врач, к которому будут стремиться все больные разом. Он же не может взять на себя 20 000 населения, [он может взять] только 1700 – 1800 пациентов по существующим нормам. А как же быть остальным? Вероятно, это не кардинальное решение вопроса. Нужно работать в плане повышения квалификации врачей и улучшения материально-технической базы для того, чтобы каждый больной мог получить квалифицированную помощь вне зависимости от того, куда и к кому он обращается.

2009-06-10
«Областная администрация пока никаких решений по Тракторному заводу не нашла»
Михаил Тарасенко, председатель «Горно-металлургического профсоюза России»:

Пикалевский случай уникален. Прежде всего тем, что он не имеет никакого отношения к кризису, это только лишь конфликт интересов собственников. По нашим оценкам, если бы производство не было распилено на три части, то и сегодня предприятие имело бы рентабельность в условиях кризиса 17%, даже с учетом падения спроса и цен. Другие болевые точки сегодня существуют, но они, как правило, связаны или с кризисом, когда нет сбыта продукции, или с устаревшими производственными мощностями, когда некорректная политика последних лет, в частности, в металлургии, позволяла при отсталых технологиях обеспечить собственникам безбедное существование. Аналогий с Пикалево не надо искать.

С другой стороны, в Светлогорье на «Русском Вольфраме» народ тоже заявляет, что будет перекрывать федеральную трассу. Подходы есть, собственник в ближайшее время будет меняться, это требует управленческо-юридических решений, и эта пауза людям не нравится. Но то, что там есть свет в конце тоннеля – это абсолютно точно.

Достаточно напряженная ситуация на Барнаульском тракторном заводе, где задержки заработной платы с ноября. 2800 рабочим этого предприятия задержано около 80 млн рублей зарплаты. Конечно, там нужны более активное участие и собственников и государства, и нужны меры, которые позволят людям надеяться на то, что они не являются всего-навсего кредиторами безответственного собственника. Губернатор говорит, погасил, но выходит что не так. Я располагаю информацией, что с ноября месяца зарплату не выплачивают. По моей информации, областная администрация пока никаких решений не нашла. Единственное, что – привлекает собственника для решения вопроса. Но решение пока ими не найдено.

Сложная ситуация на Златоустовском металлургическом заводе в Челябинской области, где предприятие в простое находится до сих пор. Людям платят 2/3 зарплаты, выполняя решение судов, инициированных профсоюзами, но сама заработная плата упала значительно, поэтому 2/3 заработной платы – это по большому счету 2/3 тарифной ставки. Если люди зарабатывали 18 000 – 20 000 рублей, сегодня они зарабатывают в районе 5000 – 7000 рублей. Поскольку зарплата упала в октябре – ноябре, когда они стали выполнять судебные решения, пошло вот это.

Логвинский биохимический завод, где предприятие стоит, собственник сидит в тюрьме, а людям задержано 30 млн рублей заработной платы, и управленческих решений, чтобы рассчитаться с людьми, которые кредитовали это банкротное предприятие, еще не найдено. Определен потенциальный инвестор, ведутся переговоры, но нет решения пока. Довольно серьезная ситуация на заводе «Победит» в городе Владикавказе – относительно современное предприятие с востребованной продукцией, когда нет кризиса. Там пока социальных конфликтов нет, но нет и решения вопросов. Могу перечень продолжать, но сразу хочу сказать, что мы в полной мере – это депутаты, профсоюзы, объединенные в ФНПР, во взаимодействии с администрацией области, собственниками – мы пытаемся расшивать эти точки. Не перечисляю те моменты, где удалось расшить усилиями антикризисных групп, а называю те точки, где решение пока не найдено.

Моя позиция одна – у нас в металлургии масса проблем. У нас крупные транснациональные компании определяют лицо металлургии, если не иметь в виду «Русский вольфрам». Есть большие сложности, убыточные производства. Но в этой ситуации есть примеры, когда собственники личные средства вкладывают в то, чтобы предприятие выжило в этих условиях и потом приносило прибыль. Мне представляется, что собственность, она обязывает, поэтому собственники не только должны смотреть на дойную корову в лице государства, но и свои вкладывать средства, которые успели заработать в лучшие времена. Сегодня надо думать о тех предприятиях, которые создавали им прибыль, и эти деньги возвращать в производство. Это самый оптимальный путь, и по этому пути идет бизнес на Западе.

2009-06-10
«Дальше будет хуже»
Александр Шершуков, секретарь «Федерации независимых профсоюзов России»:

Даже если вернут долги, уволенным с Байкальского целлюлозно-бумажного комбината работать негде, в небольшом городе 1500 человек остаются без работы. Здесь вопрос подвешен. То ли его (комбинат) запускать, то ли как-то по-другому решать. Комбинат закрыли же из-за претензий к экологической схеме, по которой он работал. И о том, что ЦБК закрывается, было известно за год. За это время весь период ЦБК продолжал по старой схеме работать, являясь прибыльным предприятием. Были заявления о том, что он переходит на новую схему. Но даже новая схема водооборота не укладывается в экологические нормы. То есть деньги оттуда продолжали выкачиваться, а де-факто шла подготовка этого кризиса. Собственники хотели выжать и закрыть.

Много проблем по оборонным заводам. В Кировской области в Вятских полянах завод «Молот», там проблема оплаты от Минобороны оборонного заказа. Аналогичные проблемы у военных судоремонтных заводов – в Мурманске, Калининграде и Приморье. Везде гособоронзаказ. У бюджетников при всех проблемах с новой оплатой труда пока все относительно пристойно. Дальше будет хуже, упадут региональные бюджеты, и региональные бюджетники [пострадают] – у них начнутся проблемы

Но сейчас все равно все эти процессы будут в скрытом варианте проходить, ключевой период – сентябрь, октябрь, ноябрь. Сейчас огороды, подсобное хозяйство и так далее. С другой стороны, пикалевское решение проблемы повлияет на настроение людей. Правильное высказывание премьера насчет того, что люди, которые организовали перекрытие, не хотели, чтобы он приехал, народ не воспримет.

2009-06-10
«Прямые субсидии были бы эффективны и в России»
Павел Волчанинов, операционный менеджер компании «АйТиСи» (официальный импортер Suzuki),
о продажах в кредит:

Начиная с 21 апреля через «Сузуки Финанс» продано примерно 350 автомобилей. Примерная доля субсидированных машин от всех продаж к концу года составит около 18%. Мы прогнозируем ее увеличение: возможно, будет 20% или больше.

Насколько мы знаем, государственная программа пока не очень эффективна. Я думаю, причина кроется в несогласованности организации программы с основными банками-участниками. Что касается прямых субсидий, такие программы эффективны и в Германии, и во Франции, значит, и в России такая программа была бы эффективна, если бы она была. В России машины чуть дороже, чем в Европе. Я думаю, размер субсидии должен быть ограниченным, это не полный праздник жизни, а основной стимул. Того, что делается в Германии, было бы достаточно, учитывая, что люди продают свою старую машину и покупают новую.

2009-06-10
«Мы заставили собственников Тракторного завода вернуть долги по зарплате»
Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

Самые нетерпимые в крае проблемы – это задержка заработной платы. Что такое не выдать зарплату? Человек отработал, а ему не заплатили за труд. А чем ему питаться, [на что] содержать семью? Здесь мы с профсоюзами солидарны и выбиваем из работодателей, чтобы людям отдавали их зарплату. Тот же злосчастный Тракторный завод, там же были долги по зарплате более 200 млн рублей. Мы заставили собственника через процедуру банкротства продать часть имущества и отдать долги работникам.

2009-06-10
«Мы не отменили постройку завода Suzuki, а отложили ее»
Татьяна Шумская, директор по маркетингу компании «АйТиСи» (официальный дистрибьютор Suzuki в России),
о приостановке строительства завода Suzuki:

Относительно причин приостановки я могу ответить: их три. Во-первых, это присутствие экономического кризиса в мире, во-вторых, спад продаж в мире, в-третьих, спад продаж непосредственно в России. Из-за того, что поставки были снижены, мощности заводов в Венгрии и Японии остались не востребованы. Когда строился завод в России, он строился для наращивания мощностей.

Боимся ли мы строить завод? На самом деле, строительство не отменили, а, что называется, отложили. Информация о возможном возобновлении строительства завода появится в конце июня 2009 года. Проект в стадии проектирования. Из-за того, что были проблемы с почвой (много торфа), окончательное место постройки еще не определено, но это будет в Шушарах.


2009-06-10
«Переход на другую схему субсидий не совсем логичен»
Алексей Токарев, вице-президент, начальник управления автокредитования «ВТБ24»,
о возможности прямых субсидий на покупку новых автомобилей:

Все будет зависеть от результатов действующей сейчас в России схемы. Переход на другую схему сейчас был бы не совсем логичен. Если размышлять о среднесрочной перспективе, то, по моему мнению, схема субсидирования, использованная в США и Германии, не дала бы в России ощутимый эффект. Во-первых, необходимо создавать систему и нормативы утилизации автомобилей, которые сейчас в России отсутствуют. Во-вторых, в России 65% автомобильного парка старше 9 лет. Такие автомобили достаточно ликвидны в России с точки зрения перепродажи. Услуги по утилизации платные, правда в некоторых странах есть небольшие премии при сдаче автомобиля, но они в любом случае несопоставимы с суммой, которую можно выручить от продажи автомобиля.

Реализованная в России схема (субсидирование кредитов) – более интересный и потенциально более массовый инструмент. Да, пока результаты не столь ощутимы, но нужно понимать, что это вопрос корректировки параметров. Над этим сейчас работает Минпромторг.

На 1 июня 2009 года «ВТБ24» выдал 1022 кредита в рамках госпрограммы.

2009-06-10
«Одноканальная система финансирования не может работать в условиях финансового кризиса», - Самошкин, «Первая ассоциация врачей частной практики»
Алексей Самошкин, ответственный секретарь «Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики»:
 
Мы активно включались в работу над «Концепцией развития здравоохранения 2020». В первый драфт документа были включены предложения нашей ассоциации по рыночным механизмам развития системы здравоохранения и повышения качества и доступности медицинской помощи. В частности, это касается конкурентной среды, системы развития взаимного страхования.

Однако год назад наши предложения из драфта концепции исчезли, и в том официальном документе [концепции развития здравоохранения], который Минздравсоцразвития 
опубликовал на сайте, не было ни упоминания о нашей ассоциации, ни о нашей работе и инициативах. Мы сделали вывод, что Минздравсоцразвития игнорирует п. 2 ст. 41 Конституции РФ, где сказано, что РФ принимает меры к развитию государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения. Частная система здравоохранения из этой системы выпадает.

Что касается модели одноканального финансирования, то на сегодня это одни разговоры. Чиновники, Минздравсоцразвития, ФОМС только говорят о переходе на эту систему, однако для развития ее действий не предпринимают.

Причина в том, что денег для развития ФОМС нет и появиться они не могут, потому что в условиях финансового кризиса идет сокращение платежей в фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, разговоры о том, что одноканальная система сможет покрыть все статьи расходов, повисают в воздухе. Мы не видим выполнения данных постулатов ни в одном из нормативных документов.

Кстати, в устных заявлениях чиновников Минздравсоцразвития в период с 2005 по 2007 год звучало обещание о свободе выбора пациента. Однако сейчас все эти заявления сошли на нет. В нормативных документах и законе о медицинском страховании четко прописан норматив свободы. Выполняется он сейчас? Нет. Минздравсоцразвития просто не хочет терять рычаги управления.

Свобода выбора – это основополагающий принцип конкурентной среды. Фактически это было основным среди наших предложений. Во-первых, мы говорили о том, что деньги должны идти «вместе с пациентом», во-вторых, пациент должен сам выбирать, в какой клинике ему получать те или иные медицинские услуги, в-третьих, у пациента должен быть выбор способа расчета с медицинскими учреждениями – через полис ОМС, через потребительский кредит или систему обществ некоммерческого медицинского страхования.

2009-06-10
«Маловероятно, что государство пойдет на прямые субсидии»
Кирилл Таченников, аналитик ФК «Открытие»,
о возможности прямых субсидий на покупку новых автомобилей в России:

Думаю, что введение такой системы действительно помогло бы побороть спад российского рынка, особенно при соответствующем объеме субсидирования, однако очень маловероятно, что государство пойдет на такой шаг. Если бы такие планы были, они бы их уже озвучили.

2009-06-10
«Введение этой системы нереально в России», - Романов, ИК «Финам»
Константин Романов, аналитик ИК «Финам»,
о возможности прямых субсидий на покупку новых автомобилей в России:

Думаю, что введение этой системы нереально в России. Планируемый дефицит бюджета в 7,4% от ВВП на 2009 год не даёт возможности для дальнейшего увеличения государственных расходов. Например, для увеличения продаж на 100 000 автомобилей, государство должно потратить $400 млн. Думаю, что эта система [действующая сейчас] не способствует увеличению продаж. Даже с учётом субсидий, ставка по кредиту велика и существенно выше, чем была до кризиса. Кроме того, хочет ли человек брать кредит, очень сильно зависит от его уверенности в будущих доходах, а не только от стоимости кредита. А у многих людей, особенно тех, на кого ориентированы продажи автомобилей до 350 тыс. рублей, такой уверенности сегодня нет. Поэтому продажами в кредит по государственной программе воспользовались немногие.

2009-06-10
«Нас ждет виток роста цен, но только после окончания кризиса»
Руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов
рассказывает о том, как повлияет на девелоперов снижение соцзаказа:

Не думаю, что эта инициатива приведет к снижению цен и как-то ударит по крупным девелоперам, давно работающим на рынке. Во-первых, горзаказ распределяется среди крупных, известных компаний, у которых никогда особых проблем со стройкой не возникало. Во-вторых, девелоперы в большей степени ориентированы на коммерческий рынок, где они стоят дома самостоятельно. Возможно, сокращение объемов горзаказа поможет уменьшить число небольших компаний, для которых строительство было попутным, случайным бизнесом. И это будет одной из положительных черт кризиса.

Естественно, что общее снижение числа вводимых объектов приведет к дефициту на рынке московского жилья. На мой взгляд, это произойдет в перспективе года – двух, не менее, то есть уже после окончания кризиса, когда на рынок полностью выйдет весь объем отложенного спроса, который сейчас накапливается. С возникновением этого дефицита на рынке жилья, нас, скорее всего, ждет новый виток роста цен. Это будет плохо для всех: и для покупателей, и для риэлторов, и для девелоперов, потому что за периодом резкого роста опять последует период снижения, и рынок снова подвергнется коррекции. Но, повторю, это случится не раньше, чем закончится кризис, а это довольно длительный процесс.

2009-06-10
«Нас ждет виток роста цен, но только после окончания кризиса», - Таганов, «Инком»
Руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов
рассказывает о том, как повлияет на девелоперов снижение соцзаказа:

Не думаю, что эта инициатива приведет к снижению цен и как-то ударит по крупным девелоперам, давно работающим на рынке. Во-первых, горзаказ распределяется среди крупных, известных компаний, у которых никогда особых проблем со стройкой не возникало. Во-вторых, девелоперы в большей степени ориентированы на коммерческий рынок, где они стоят дома самостоятельно. Возможно, сокращение объемов горзаказа поможет уменьшить число небольших компаний, для которых строительство было попутным, случайным бизнесом. И это будет одной из положительных черт кризиса.

Естественно, что общее снижение числа вводимых объектов приведет к дефициту на рынке московского жилья. На мой взгляд, это произойдет в перспективе года – двух, не менее, то есть уже после окончания кризиса, когда на рынок полностью выйдет весь объем отложенного спроса, который сейчас накапливается. С возникновением этого дефицита на рынке жилья, нас, скорее всего, ждет новый виток роста цен. Это будет плохо для всех: и для покупателей, и для риэлторов, и для девелоперов, потому что за периодом резкого роста опять последует период снижения, и рынок снова подвергнется коррекции. Но, повторю, это случится не раньше, чем закончится кризис, а это довольно длительный процесс.

2009-06-10
«Цены на жилье вырастут к середине следующего года могут вырасти»
Президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин считает, что рынку грозит дефицит жилья:

Строительная отрасль сейчас находится в тяжелой ситуации. С одной стороны, девелоперы не могут реализовать объекты из за падения спроса и невозможности привлечения кредитных средств. Кроме того, происходит и уменьшение горзаказа. В связи с тем, что уменьшается бюджетное финансирование, снижается и объем выполненных работ, московские власти на этом основании практически без проблем продлевают сроки контрактов, лишь бы их реализовали, но и это крайне негативно сказывается на состоянии отрасли (потеря рабочих мест, низкая рентабельность и т.д.). В итоге первыми начали «накрываться» компании, которые были очень сильно зависимы от кредитов, особенно под приобретение больших земельных участков с дальнейшей перспективой строительства. Сейчас деньги на это строительство брать неоткуда, а продать полуфабрикат рынку невозможно, старые инвестконтракты тоже спросом не пользуются. Вторыми пострадали девелоперы, переключившиеся на возведение объектов коммерческой недвижимости, которая сегодня не востребована. В целом, среди девелоперов, даже на самом высоком уровне, царит апатия. Неудивительно, что на данный момент около 30 – 50% строек в Москве заморожено или работает вполсилы.

Я согласен с некоторыми последними прогнозами, и полагаю, что в сентябре этого года пройдет вторая волна кризиса, которая сметет какую-то часть девелоперов. Уже сегодня многие продают жилье по себестоимости, продавать ниже этого уровня смысла уже нет. В сентябре многие застройщики будут даже готовы чуть ли не даром отдавать площадки, которые они не в состоянии развивать. Наиболее сложный период продлится с сентября по декабрь, дно кризиса может наступить в январе, после которого на рынке начнется стагнация, с однозначно небольшим предложением реальных объектов на рынке новостроек. Непосредственно оценить дефицит жилья пока сложно, ясно лишь то, что спрос на рынке сейчас упал в два раза, а реальное предложение – чуть ли не в десять раз. Многие объекты не будут достроены в ближайшее время. И, конечно, вряд ли будет начинаться возведение новых домов. Последствием этого дефицита на рынке, на мой взгляд, станет рост цен в середине первого квартала следующего года, а к середине года они могут достичь предкризисного уровня. Больше половины девелоперов, которые сейчас осуществляют какую-то активность, могут уйти с рынка, многие просто перестанут заниматься этим бизнесом.

2009-06-10
«Цены на жилье вырастут к середине следующего года могут вырасти», - Воронин, ФСК «Лидер»
Президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин
считает, что рынку грозит дефицит жилья:

Строительная отрасль сейчас находится в тяжелой ситуации. С одной стороны, девелоперы не могут реализовать объекты из за падения спроса и невозможности привлечения кредитных средств. Кроме того, происходит и уменьшение горзаказа. В связи с тем, что уменьшается бюджетное финансирование, снижается и объем выполненных работ, московские власти на этом основании практически без проблем продлевают сроки контрактов, лишь бы их реализовали, но и это крайне негативно сказывается на состоянии отрасли (потеря рабочих мест, низкая рентабельность и т.д.). В итоге первыми начали «накрываться» компании, которые были очень сильно зависимы от кредитов, особенно под приобретение больших земельных участков с дальнейшей перспективой строительства. Сейчас деньги на это строительство брать неоткуда, а продать полуфабрикат рынку невозможно, старые инвестконтракты тоже спросом не пользуются. Вторыми пострадали девелоперы, переключившиеся на возведение объектов коммерческой недвижимости, которая сегодня не востребована. В целом, среди девелоперов, даже на самом высоком уровне, царит апатия. Неудивительно, что на данный момент около 30 – 50% строек в Москве заморожено или работает вполсилы.

Я согласен с некоторыми последними прогнозами, и полагаю, что в сентябре этого года пройдет вторая волна кризиса, которая сметет какую-то часть девелоперов. Уже сегодня многие продают жилье по себестоимости, продавать ниже этого уровня смысла уже нет. В сентябре многие застройщики будут даже готовы чуть ли не даром отдавать площадки, которые они не в состоянии развивать. Наиболее сложный период продлится с сентября по декабрь, дно кризиса может наступить в январе, после которого на рынке начнется стагнация, с однозначно небольшим предложением реальных объектов на рынке новостроек. Непосредственно оценить дефицит жилья пока сложно, ясно лишь то, что спрос на рынке сейчас упал в два раза, а реальное предложение – чуть ли не в десять раз. Многие объекты не будут достроены в ближайшее время. И, конечно, вряд ли будет начинаться возведение новых домов. Последствием этого дефицита на рынке, на мой взгляд, станет рост цен в середине первого квартала следующего года, а к середине года они могут достичь предкризисного уровня. Больше половины девелоперов, которые сейчас осуществляют какую-то активность, могут уйти с рынка, многие просто перестанут заниматься этим бизнесом.

2009-06-10
«Программа субсидий искажает стимулы покупателей», -Суворов, ЦЭФИР
Антон Суворов, профессор РЭШ, ведущий экономист ЦЭФИР,
о возможности прямых субсидий на покупку нового автомобиля в России:

Некоторым аналогом подобных мер можно считать утвержденную правительством  программу государственного субсидирования автокредитов (при покупке нового  автомобиля отечественного производства стоимостью до 350 000 р.). С одной стороны, существующая программа вызвала определенный отклик автопроизводителей: некоторые из них расширили ассортимент недорогих комплектаций, попадающих под условия кредитования; продавцы стали активнее предлагать собственные  программы субсидирования кредитов для машин, не попадающих под действие  государственной программы.

С теоретической точки зрения, нельзя не отметить,  что подобная программа искажает стимулы покупателей: некоторые из них предпочтут купить машину за 350 000 руб. на условиях льготного кредита, при том, что в отсутствие такой программы купили бы автомобиль другой марки, скажем, за 380 000. Повышение гибкости условий попадания автомобилей под действие программы способствовало бы повышению эффективности программы и уменьшению ее искажающего эффекта на конкуренцию на автомобильном рынке. Нельзя забывать, что субсидирование - в том или ином виде - покупки новых автомобилей является перераспределением государственных ресурсов в пользу покупателей и производителей автомобилей, попадающих под действие  программы.

Для того, чтобы обосновать эффективность подобных мер, нужно оценить величину экстерналий (общественной пользы от сохранения рабочих мест  у автопроизводителей и дилеров, улучшение экологической ситуации за счет обновления парка и  сопоставить ее с издержками от искажения конкурентной ситуации и  расходования ограниченных государственных ресурсов именно на эти задачи - а  не на образование, здравоохранение, пособия по безработице и т.д. Учитывая перераспределительный эффект, становится ясно, что вряд ли разумно спонсировать покупки автомобилей из премиального сегмента.

С другой стороны, избирательная поддержка усиливает искажающий эффект и вызывает справедливые жалобы продавцов, чьи автомобили не попадают под ее действие. Премия за  утилизацию старого автомобиля, не привязанная к покупке нового, представляется более эффективной мерой, чем субсидирование кредитных ставок конкретного сегмента автомобилей - здесь присутствует отдача с экологической точки зрения (далающая подобную меру оправданной и в «мирное  время», а не только в условиях кризиса), и отсутсвует искажающее воздействие на конкуренцию среди автопроизводителей.

2009-06-10
«Девелоперы будут стремиться продавать объекты на свободном рынке и давать скидки»
Руководитель аналитического центра IRN.RU Олег Репченко
делает прогнозы по дальнейшему развитию рынка:

Последние годы город просто вытеснил с рынка девелоперов и покупателей жилья, потому что доля социального жилья и жилья по горзаказу выросла с 30% до 70%. Позиция властей как бы говорила о том, что город все будет строить сам, и ему никто не нужен. Однако все забыли, что коммерческое жилье – это не зло, а наоборот, – источник наполнения бюджета. Потому что фактически каждый покупатель коммерческого жилья оплачивает каждую вторую квартиру, которую получает очередник или льготник. На бюджетные деньги все равно всю Москву не отстроишь: напротив, чем больше коммерческой застройки в городе, тем больше город может построить социального жилья. Доля социального жилья в коммерческой застройке должна составлять где-то от трети до половины от общего объема.

Таким образом, покупатель квартиры в коммерческом доме оплачивает от половины до одной дополнительной квартиры. Когда эта доля становится больше, происходит безумный рост цен, в результате чего люди не могут купить себе квартиры. Прежде всего, это средний класс, который работает и оплачивает строительство этого социального жилья. Во-вторых, возрастает нагрузка на бюджет, падают объемы строительства, бюджетные деньги ведь тоже не резиновые. Сейчас ясно, что в связи с кризисом объемы этого строительства и так пошли на спад. Безусловно, в целом, строить меньше не будут: конечно, в 2009 и 2010 году будет провал в связи с кризисом, но потом объемы восстановятся. Просто доля социального жилья будет меньше, чем коммерческая.

Кроме того, надо иметь в виду, что политика города всегда была направлена на удовлетворение своих интересов: участков земельных не даем – земля у нас «золотая», конкурсы не проводим, сами все построим, никому ничего не дадим. Сейчас, я думаю, застройщикам будут предлагать более выгодные условия, земля станет более доступной, появятся различные предложения по реконструкции объектов, выводу промзон и т.д.

В ближайшей перспективе снижение объемов социального жилья, скорее всего, приведет к его дефициту, но надо понимать, что социальное жилье все равно на рынок не выходило, и лишь «отъедало» долю от коммерческого. Теперь же на рынок выйдет больше площадок, будет меньше оптовых выкупов квартир в новостройках, застройщики смогут осваивать больше территорий. А девелоперы, в свою очередь, со снижением горзаказа, будут стремиться продавать объекты на свободном рынке, а, значит, давать больше скидок покупателям. Я думаю, что сейчас эти два процесса друг друга уравновесят. Дефицит объектов в этом и следующем году, скорее всего, в будущем сменит процесс выхода на рынок большего числа объектов, что ограничит дальнейший рост цен.

2009-06-10
«Девелоперы будут стремиться продавать объекты на свободном рынке и давать скидки», - Репченко, IRN.RU
Руководитель аналитического центра IRN.RU Олег Репченко
делает прогнозы по дальнейшему развитию рынка:

Последние годы город просто вытеснил с рынка девелоперов и покупателей жилья, потому что доля социального жилья и жилья по горзаказу выросла с 30% до 70%. Позиция властей как бы говорила о том, что город все будет строить сам, и ему никто не нужен. Однако все забыли, что коммерческое жилье – это не зло, а наоборот, – источник наполнения бюджета. Потому что фактически каждый покупатель коммерческого жилья оплачивает каждую вторую квартиру, которую получает очередник или льготник. На бюджетные деньги все равно всю Москву не отстроишь: напротив, чем больше коммерческой застройки в городе, тем больше город может построить социального жилья. Доля социального жилья в коммерческой застройке должна составлять где-то от трети до половины от общего объема.

Таким образом, покупатель квартиры в коммерческом доме оплачивает от половины до одной дополнительной квартиры. Когда эта доля становится больше, происходит безумный рост цен, в результате чего люди не могут купить себе квартиры. Прежде всего, это средний класс, который работает и оплачивает строительство этого социального жилья. Во-вторых, возрастает нагрузка на бюджет, падают объемы строительства, бюджетные деньги ведь тоже не резиновые. Сейчас ясно, что в связи с кризисом объемы этого строительства и так пошли на спад. Безусловно, в целом, строить меньше не будут: конечно, в 2009 и 2010 году будет провал в связи с кризисом, но потом объемы восстановятся. Просто доля социального жилья будет меньше, чем коммерческая.

Кроме того, надо иметь в виду, что политика города всегда была направлена на удовлетворение своих интересов: участков земельных не даем – земля у нас «золотая», конкурсы не проводим, сами все построим, никому ничего не дадим. Сейчас, я думаю, застройщикам будут предлагать более выгодные условия, земля станет более доступной, появятся различные предложения по реконструкции объектов, выводу промзон и т.д.

В ближайшей перспективе снижение объемов социального жилья, скорее всего, приведет к его дефициту, но надо понимать, что социальное жилье все равно на рынок не выходило, и лишь «отъедало» долю от коммерческого. Теперь же на рынок выйдет больше площадок, будет меньше оптовых выкупов квартир в новостройках, застройщики смогут осваивать больше территорий. А девелоперы, в свою очередь, со снижением горзаказа, будут стремиться продавать объекты на свободном рынке, а, значит, давать больше скидок покупателям. Я думаю, что сейчас эти два процесса друг друга уравновесят. Дефицит объектов в этом и следующем году, скорее всего, в будущем сменит процесс выхода на рынок большего числа объектов, что ограничит дальнейший рост цен.

2009-06-10
«Одноканальное финансирование – важный этап модернизации здравоохранения», - Шейман, ГУ-ВШЭ
Игорь Шейман, профессор кафедры государственного управления и экономики общественного сектора ГУ-ВШЭ:
 
Только в системе ОМС можно платить медицинским учреждениям за результат, в бюджетной системе это невозможно. Одноканальная система – это важный этап модернизации системы здравоохранения. Создание институциональной среды, которая действительно сделает систему, ориентированную на потребителя, а также возможность платить врачам за реально сделанную работу, в России крайне необходимо. Пока система ОМС не дала особых результатов, но мы только начали процесс перехода на страховую медицину, а потом его застопорили. Основная часть денег приходит в бюджетные медицинские учреждения из общебюджетных поступлений, вне связи с результатами деятельности. Поэтому система ОМС, под контролем которой находится только 40% финансовых поступлений, не может контролировать эффективность деятельности медучреждений. Сначала мы должны завершить переход на ОМС, а потом уже давать какие-либо оценки.

2009-06-10
«Государство не готово субсидировать автопром в таком объеме», - Алексей Девятов, РЭШ
Алексей Девятов, профессор РЭШ,
об инициативе обмена старых автомобилей на новые:

Думаю, ожидать введения такой меры преждевременно. Государство не готово субсидировать автопром в таком объеме и таким образом. Ведь речь идет о сотнях тысяч автомобилей в год и одном или двух миллиардах долларов в субсидиях. Причем, деньги нужно выделять сразу. Например, при субсидировании процентных ставок по автокредитам (одна из принятых мер поддержки автопрома), выплаты растягиваются по времени.

Мера, конечно, была бы очень эффективной как для поддержки автопрома (опять же, деньги сразу, а не потом), так и для крупных городов, поскольку решила бы проблему утилизации. Сейчас в Москве очень много брошенных во дворах старых машин, которые город эвакуирует за свой счет.

2009-06-10
«Прямые субсидии были бы актуальны в России», - Рут, PWC
Стенли Рут, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers,
о возможности предоставления прямых субсидий на покупку автомобиля:

Правительство России пока не опубликовало собственные проекты, аналогичные европейским и американским, которые стимулировали бы замену старых автомобилей новыми – более безопасными и экологически чистыми. Такие меры были бы особенно актуальны в России, учитывая, что российский парк автомобилей старше, чем в других странах Европы и США, а показатель дорожной безопасности в стране ниже, отчасти из-за возраста и состояния автопарка.

Учитывая масштаб кризиса в отрасли, правительство России вполне могло бы рассмотреть дальнейшие меры по поддержке отрасли, и оно, несомненно, будет внимательно следить за результатами европейских и американских схем утилизации автомобилей. Кроме того, изучая меры правительства по поддержке отрасли, нельзя забывать о том, как в свое время автопром поддерживал экономику. В прошлом году, по нашим оценкам, совокупный рынок новых и импортированных подержанных автомобилей составил примерно 69 млрд долларов США. По приблизительным расчетам, это включает таможенные пошлины в размере около 8,5 млрд долларов США и НДС на сумму 10,5 млрд долларов США.

Что касается объема средств, выделяемых правительством для поддержки отрасли, нужно помнить о крупном вкладе отрасли в бюджет страны. Для правительства России структурированная поддержка всего автомобильного сектора может стать хорошей инвестицией.

2009-06-10
«В связи с ЕГЭ ряд частных и государственных вузов могут оказаться в зоне риска», - Кузьминов, ГУ-ВШЭ
Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ:

В связи с изменением приема абитуриентов и на фоне кризиса в зоне риска могут оказаться три категории частных вузов. Первая из них – 10–15% – жизнеспособные учебные заведения, допустим, «Российский новый университет», «Международный университет» в Москве. У них есть здания, свой персонал. Они испытают трудности, чуть большие, чем государственные вузы, так как у них нет подушки бюджетного финансирования, но они выживут.

Вторая группа – порядка 200 негосударственных вузов – работает в «нижнем» секторе очного образовании, куда попадают люди, которым не удалось больше никуда поступить, с очень низкими оценками и с желанием учиться. Значительная часть их контингента – это те ребята, которые получили на ЕГЭ двойки и тройки. Эти ребята сейчас, скорее, пойдут на бюджетные отделения в слабые государственные вузы, куда их смогут зачислить. Так что около половины вузов в этой группе могут прекратить свое существование.

Третья группа состоит из вузов, которые ориентируются на заочное образование. Это совершенно отдельная группа, которая будет клониться к упадку, и выживут здесь 5 – 6 крупных игроков, не за счет качества, а за счет масштаба. Например, выживет такой вуз, как «Современная гуманитарная академия». Ряд более слабых вузов, которые ориентируются на заочный контингент, будут уходить с рынка, думаю, таких будет 30 – 35% игроков.

Пострадают не только негосударственные вузы, но и две категории вузов государственных. Во-первых, те вузы, которые традиционно свои бюджетные места предоставляли людям с очень низкими знаниями – технические и педагогические университеты и институты. Во-вторых, технические, технологические вузы, но уже хорошего уровня. Целый ряд таких вузов испытает шок уже этим летом. Дело в том, что очень мало выпускников сейчас записалось на ЕГЭ по физике, химии, информатике. Так что вузы, где эти предметы – профилирующие, тоже находятся в зоне риска.





2009-06-10
«Сокращение спроса может достигнуть 15%, в секторе платного образования – 30% и более», - Кузьминов, ГУ-ВШЭ
Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ:

Вузы в 2009 – 2010 году ожидает сокращение числа абитуриентов – как за счет демографического спада, так и за счет сокращения волны второго спроса на высшее образование со стороны 25 – 35 летних. Последние 5 – 7 лет был такой «пузырь» спроса на заочное образование, который привел к росту числа студентов до 7 млн. Эта волна, наконец, прошла, все, кто хотел переквалифицироваться, уже сделали это. Общее сокращение спроса может достигнуть 15%, в секторе платного образования – 30% и более.

Я предвижу, что особенно в регионах многие абитуриенты предпочтут бесплатное образование в связи с изменением формата приема, то есть введением
ЕГЭ. Многие университеты столкнутся с нехваткой абитуриентов. Если такая ситуация продлится несколько лет, то мы сможем говорить о кризисе высшего образования. Дело в том, что сейчас больше половины студентов вузов – «платники», которые приносят университету деньги для оплаты, в том числе труда преподавателей. В ситуации, когда число студентов-небюджетников сокращается, в университетах появляется все меньше возможностей для поддержания программ на старших курсах.

Итак, что касается экономии. Мы в 2 – 3 раза сократили затраты на капитальный ремонт и техобслуживание, будем 2 года существовать в менее отремонтированных помещениях. Неожиданная и приятная экономия – это следствие 94-ФЗ. Мы перевели на аутсорсинг целый ряд традиционных для вуза хозрасходов – избавились от 300 уборщиц и заключили контракт с клининговой компанией. В 2009 году, после проведения очередного конкурса среди клининговых компаний, экономия составила 40%. В перспективе есть план перевести на аутсорсинг транспортные расходы, охрану.

Следующее направление – выход на инновационные сервисы. Первое – перевод библиотеки на электронную подписку, в последние 5 лет мы вели работу по переводу ее в электронный формат. В «Вышке» есть все журналы, которые выходили в России с середины XIX века. Мы стараемся, чтобы библиотека вышла за рамки университета, и ею можно было бы воспользоваться из любой точки планеты. Такой сервис в 5 раз дешевле «бумажного», не говоря уже о сопутствующих расходах.

Третий шаг – мы сократили расходы на закупку компьютеров. Сейчас практически у каждого абитуриента есть компьютер, по большому счету наша задача состоит в том, чтобы подключить его к сети.

На чем экономить не стоит? В первую очередь, на преподавателях. Средний заработок «вышкинского» преподавателя без степени – 22 000 – 24 000 рублей, сейчас зарплата всех сотрудников выросла на 10 000 рублей. При этом мы ужесточили правила к преподавательскому составу, в том числе к процессу переизбрания.

Мы продолжаем приглашать иностранных преподавателей. Это процесс сложный, потому что разрыв в зарплатах между Россией и европейскими странами или США довольно велик, и получается, что те деньги, которые способны привлечь внимание специалистов из-за рубежа, могут вызвать непонимание со стороны местного преподавательского состава. Кроме того, мы воспользовались кризисом в бизнесе и стараемся привлекать специалистов-практиков к работе в образовательной сфере.

Второй пункт – цены на обучение. Мы цены не повысили и считаем, что повышать оплату не стоит, а также приняли решение о предоставлении скидок на обучение на платной основе в зависимости от полученных баллов за ЕГЭ. У нас на сайте есть специальный «Калькулятор ЕГЭ», где каждый абитуриент может ввести свои результаты и оценить свои шансы на зачисление. Мы говорили с ректорами ряда вузов, предлагали им ввести аналогичную систему. Оказалось, что похожий «калькулятор» есть в Уральском государственном университете.

2009-06-10
«Проект будет реализован», - Вадим Мошкович, член Совета Федерации
Вадим Мошкович, член Совета Федерации, совладелец холдинга «Русагро» и проекта А101:

Проект будет реализован. Пока мы временно приостановили только строительство части офисных площадей и жилья бизнес-класса. Фазы освоения территории были изначально сформированы исходя из рыночного спроса, затрат и возврата инвестиций на каждой стадии. У нас есть время. И в том числе мы и дальше продолжим искать партнеров по А101.

2009-06-10
«Давно пора было прервать этот бесконечный процесс», - источник в Кремле
Источник в Кремле, о срыве переговоров о вступлении в ВТО:

Все должно было закончиться в 2006 году, уже открывали шампанское. Но все испортили [претензии ЕС] по фитосанитарии и ветеринарии. После этого пропущен был почти год, просто не было воли продолжать переговоры после такого разочарования. Сейчас вроде бы опять все было близко к результату.

Невозможно принять эту позицию партнеров [по переговорам], что вот мелочи важнее политики. Мы то посылали им сигналы о том, что для нас это вопрос политический, и кто-то из партнеров, США или ЕС, должен взять на себя всю ответственность. Мы надеялись сначала, что это будет США, потом, что это ЕС.

Можно было и сейчас зажаться, потерпеть. Но кто-то решил, что надо громко хлопнуть дверью именно сейчас. Единого мнения [относительно вступления в ВТО] никогда не было, ни в Кремле, ни в правительстве. Теперь кто-то скажет, что упущен очередной шанс.

Переговоры действительно в ближайшее время не возобновятся, но мое мнение простое. Не важно, почему это случилось. Но этот бесконечный процесс давно пора было прервать.

2009-06-10
«Очевидно, что переговоры просто не возобновятся», - источник в правительстве
Источник в финансово-экономическом блоке правительства,
о прекращении переговоров о вступлении в ВТО:

[Окончательное] решение принималось вчера и сегодня, но оно не было спонтанным. Три причины: очень резкая позиция крупного российского бизнеса, который требует гарантий защиты своих интересов в ЕС, и политическая усталость. И, конечно, позиция партнеров по переговорам – ЕС и США: никакого прогресса, общие слова, мелочные придирки. То есть они дали массу формальных поводов прервать переговоры.

Те же вещи в 2006 году чуть было не привели к подобному же результату, но тогда у нас не было такого сильного козыря, [как Таможенный союз]. Теперь высокая готовность [документов о реализации идеи] Таможенного союза позволила России сохранить политическое лицо и сделать то, что многие уже давно хотели сделать.

Таможенный союз и ВТО, это, конечно, не альтернативные решения. Но их подавали в последнее время так большинство чиновников, работающих по ОДКБ и ЕВРАЗЭС.

Решение принималось после похода [главы Минэкономразвития Эльвиры] Набиуллиной к президенту [Дмитрию Медведеву]. Путин с Медведевым и решили. Предварительные переговоры с Казахстаном [о возможности совместного вступления] были, но очень прикидочные. С Белоруссией вопрос решили быстро, для Минска ключевой вопрос – стабфонд ЕВРАЗЭС [и кредит на $500 млн]. Очевидно, что переговоры [о вступлении в ВТО] просто не возобновятся в ближайшей перспективе.

2009-06-09
«Продукция под собственными торговыми марками на 15% дешевле аналогов», — Светлана Витковская, Х5 Retail Group
Светлана Витковская, представитель Х5 Retail Group, о планах по развитию private labels:

Учитывая, что продукция под собственными торговыми марками в среднем на 10 – 20% дешевле брендов-аналогов, мы полагаем, что сегодня для private label открываются большие перспективы – доля их потребления будет расти. Собственная торговая марка в основном представлена в следующих категориях: молочная продукция, бакалея, мясная гастрономия, напитки, соки, алкогольная продукция и сопутствующие товары. Производственных площадок более 150. К примеру, некоторые товары в категории молочной продукции выпускаются такими крупными производителями, как: «Лианозово», «Лебедянский».

В 2008 году на продукцию private label приходилось 5% от оборота сети. Сейчас эта цифра растет, но точные данные можно будет дать после публикации отчетности. В ближайшие несколько лет мы планируем довести этот показатель до 50% в «Пятерочке» и до 25% в целом по компании. Очень хорошо сейчас растет алкогольная СТМ – 20% с октября 2008 года.

В «Перекрестке» количество продуктов под собственной торговой маркой превысило 1000. В среднем ценовом сегменте они продаются под брендом самой сети – «Перекресток». В нише недорогого товара – под маркой «Красная цена». У «Пятерочки» продуктов СТМ насчитывается около 250. Тут в наименованиях марок гораздо больше разнообразия. К примеру, молочные продукты идут под названием «Вологодские кружева», корма для животных – под брендом «Katty», питьевая вода – под маркой «Гроза».


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное