Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Единственная площадка для работы с рисками - бюджетные процессы»


     slon.ru
2009-06-16
«Единственная площадка для работы с рисками - бюджетные процессы»
Выступление на круглом столе «Национального совета по корпоративному управлению» и KPMG «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса»

2009-06-16
«Усилена ответственность основного общества по обязательствам дочернего»
Выступление на круглом столе «Национального совета по корпоративному управлению» и KPMG «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса»

2009-06-16
«Необходимо уже сейчас готовить инженеров по обслуживанию спортивных сооружений»
о «Международном олимпийском университете»:

Олимпиада-2014 пройдет, но после нее Сочи кардинально изменится и станет спортивно-туристическим центром России. В целях подготовки к сочинской Олимпиаде-2014 запланировано строительство 218 объектов инфраструктуры, большинство из которых планируется сдать в августе 2013 года. Поскольку в основном объекты строятся на деньги инвесторов, а главная их цель – окупаемость спортивных проектов, то даже после проведения Олимпиады спортивные объекты будут активно использоваться. А значит, помимо высокоспециализированных рабочих, необходимых для строительства данных объектов, [потребуется] квалифицированный персонал для эксплуатации и обслуживания, как спортивных объектов, так и объектов инфраструктуры города.

Таким образом, необходимо уже сейчас готовить инженеров по эксплуатационному обслуживанию спортивных сооружений и объектов инфраструктуры, а также менеджеров в сфере услуг, в частности гостиничного хозяйства, организации общественного питания и так далее. Это особенно актуально в связи с тем, что в регионах России по сравнению с Европой на данный момент сфера услуг развита слабо. Тем более что в условиях кризиса, а в таких регионах, как Северный Кавказ, и до кризиса, большое количество людей находится без работы. Если «Международный олимпийский университет» уделит особое внимание подготовке инженеров различного профиля и специалистов в сфере услуг, это положительно скажется на развитии туризма и спорта, как в Сочи, так и в России в целом.

2009-06-16
«Главное, чтобы услуга Гону не оказалась медвежьей»
О слиянии ГАЗа и ВАЗа:

На мой взгляд, всерьез рассматривать такое заявление можно только теоретически. Если искусственно отбросить мысль, что это шутка или часть интриги, то идея, на первый взгляд, выглядит, ни много, ни мало, как амбиция «помочь миру спасти мир автопрома». Давайте вспомним хотя бы два факта:

1) ВАЗ принадлежит государству, «Тройке-Диалог» и Renault-Nissan. Opel принадлежит General Motors, Magna и Сбербанку. ГАЗ – частному лицу.

2) И ВАЗ и ГАЗ глубоко неконкурентоспособны. Это, фактически, давно банкроты – в моральном, техническом и управленческом смысле. От которых в конкурентном мире до финансового банкротства один шаг.

Да, господин Греф прав, высказывая мысль, сформулированную мировыми консалтинговыми компаниями еще лет 10 назад: выживут лишь предприятия, производящие не менее 5 млн автомобилей в год. Однако за эти 10 лет мы увидели только две попытки серьезной интеграции: Daimler + Chrysler, закончившуюся провалом, и Renault + Nissan, закончившуюся успешно. Плюс ряд сравнительно мелких сделок автогигантов с Volvo, Saab, Mazda, Land Rover, SEAT, Skoda, и т.п., из которых, пожалуй, только SEAT можно однозначно считать успешно интегрированным. Но ни одно из этих слияний существенно не изменило картину мирового автопрома, и лишь Renault-Nissan стал 5-миллионным производителем в результате альянса. (Я абстрагируюсь от американского рынка, который практически не интегрирован в мировой и является «вещью в себе» – что, собственно, показали трудности «большой тройки»: две из трех компаний производят больше 5 млн, но, из-за привязки к локальному американскому рынку, это их не спасло). Кризис же ускорил давно предреченный процесс концентрации автопроизводителей.

Но проблема в том, что, если в разные времена деньги на поглощения были то у одного, то у другого игрока, то сейчас их нет ни у кого. Выход – альянсы «на равных». И вот тут встает вопрос разницы компонентной и производственной базы, позиционирования брендов, сбытовых сетей и, возможно, самый главный – амбиций менеджмента. И, если в лучшие времена из двух альянсов (в каждом из которых сливались лишь два игрока) удался только один, то давайте зададим себе вопрос о шансах достигнуть договоренности между таким количеством акционеров, как в нашей задаче. Даже если со всех сторон будет сплошное проявление доброй воли и совет директоров легко достигнет согласия о стратегии, то объем согласовательной работы по платформам, поставщикам, заводам и рынкам выглядит просто неподъемным. Тот же Ford потратил не меньше 10 лет, чтобы объединить платформы Mazda и Ford of Europe – а это на порядок меньшая по сложности задача

Пытаясь выступить в роли фасилитатора красивого альянса Renault-Nissan+Magna+Opel (а, возможно, еще и GM), побочным продуктом которого могло бы стать спасение национального автопрома, и вкладывая в это деньги своих налогоплательщиков, Россия рискует недооценить сложность задачи. Почему, например, инициаторами альянса не стали правительства США или Германии – куда более богатые, лучше знакомые и с автоотраслью и с вопросами глобальной конкуренции? Возможно, это та овчинка, которая не стоит выделки.

Продолжая наше красивое теоретизирование, мы понимаем, что версия интриги все-таки берет верх. Давайте еще раз посмотрим на состав акционеров: представители России некомпетентны, Magna – слишком неопытны, GM – утратил доверие. Владение 35% никогда еще не давало право на владение технологиями, да и наивно думать, что Сбербанк сможет заставить Opel бросить все и прибежать спасать ВАЗ с ГАЗом. Поэтому можно смело предположить, что единственным потенциальным кандидатом на роль СЕО нашего гипотетического конгломерата является Карлос Гон (амбициям которого такой проект безусловно соответствует). Возможно, из-за проблем с профсоюзами правительству той же Германии «неловко сдавать» национальную компанию в руки выходца из конкурирующей экономики. И тут Россия делает г-ну Гону своего рода услугу, выступая в роли не претендующего на управление посредника в сделке. Все, что нам нужно – продать свою долю в Opel Гону и подобрать «крохи» со стола мирового передела, приведя автогигантов и их поставщиков в Россию всерьез и надолго. Ведь как бывший глава МЭРТ господин Греф знает, что автокомпонентные игроки отказываются приходить на ВАЗ и ГАЗ из-за слишком малого объема их производства. Нужно срочно сделать производимые там 500 – 700 тыс. автомашин состоящими из западных автокомпонентов (то есть превратить их в «рено» или «опели») и увеличить их число до 1,5 миллионов – тогда компонентные производства массово откроются и в Тольятти и в Нижнем. Проблема занятости получит красивое решение. А Сбербанк своими кредитами поможет продавать машины. Важно, чтобы «услуга» Гону оказалась не медвежьей. А вдруг он не купит Opel, а купит, например, FIAT вместе с Chrysler или Honda или Hyundai или Peugeot-Citroen? Объектов для поглощения сегодня масса и совсем не факт, что именно германский рынок является самым привлекательным в мировом масштабе.

Гон – единственный человек в мире, который сумел объединить две весьма слабые и категорически разные абсолютно во всем – от культуры до производственного процесса – компании, и превратить их в успешного глобального игрока. Почему бы не повторить то же самое с тремя – четыремя компаниями? А вдруг, делая такую ставку, Россия окажется дальновиднее своих консервативных соседей по глобальной экономике, и пресловутые деньги наших налогоплательщиков окажутся прибыльной инвестицией в неведомый посткризисный мир? В конце концов, «или пан или пропал» – это очень по-нашему. «А вдруг, получится?»

2009-06-16
«Для этого суперконгломерата продавать 5 – 6 млн машин в год – малореально»
об альянсе ВАЗа и ГАЗа:

У ВАЗа объем производства около 800 000 автомобилей, у ГАЗа по легковым 180 000 автомобилей в лучшем случае, по коммерческим около 200 000 автомобилей. Opel они не могут включать в заявленные объемы в 5 – 6 млн автомобилей в год, ведь немецкие заводы сюда не перетащить, Сбербанк их не контролирует. Рынок в лучшие годы показывал объем в 3 млн автомобилей (включая вторичный рынок). Я не знаю, как они будут продавать 5 – 6 млн автомобилей. Чтобы продавать такой объем, им нужно вырасти в два раза по сравнению с лучшими показателями прошлых лет, и все автомобили должны покупаться только у этого суперконгломерата! Это малореально.

И у ВАЗа, и у ГАЗа ситуация не очень хорошая. Пока непонятно, как все это может выглядеть. Технически Opel можно собирать и в Горьком, в на «Иж-Авто», но пока все это выглядит очень странно. Управлять такой структурой будет очень сложно. Этим предприятиям нужно самостоятельно выкарабкаться, там и так слишком много советских производственных цепочек. Может быть, имеет смысл, напротив, разделять их, чем сливать все в одну кучу: Opel, Renault, GM. Я не думаю, что у Renault есть такая цель, они не для этого заходили [на «АвтоВАЗ»]. Думаю, что в контракте с «АвтоВАЗом» существует соответствующий пункт.

2009-06-16
«Идея слияния ВАЗа и ГАЗа представляется малореальной»
о слиянии ВАЗа и ГАЗа:

На наш взгляд вероятность слияния ВАЗа и ГАЗа без выделения дополнительных бюджетных средств, направленных на создание единого автоальянса, практически маловероятна. Скорее всего, речь может идти как об обмене акциями автогигантов, как было, например, с «Мерседес-Крайслер», так и о приобретении одним автопроизводителем контрольного пакета акций другого.

В действительности сейчас в условиях кризиса альянсы могут являться одним из реальных способов сохранения компании на плаву. Однако такое глобальное слияние четырех компаний крайне сложно выполнимо и вряд ли мы увидим это в обозримом будущем. Это возможно, когда ВАЗ и ГАЗ реально станут выгодными для слияния с ними иностранным автопроизводителям, в настоящее же время в условиях кризиса такая идея представляется малореальной.

Прогнозировать банкротство ВАЗа достаточно сложно. Данное предприятие является существенным объектом в экономике страны и государство, скорее всего, не позволит ему попасть в такое состояние, когда банкротство будет осуществимо. Скорее всего, если будет идти речь о передаче ВАЗа новым собственникам, то мы увидим ряд сделок, направленных на приобретение контроля над ВАЗом. В случае передачи ВАЗа в управление Renault размер дивидендов будет определяться по итогам работы финансового периода. Очевидно, что независимо от руководства в условиях кризиса о выгоде говорить не приходится, а если нет прибыли, то нет и дивидендов.

2009-06-16
«На ВАЗе какого собственника ни ставь, будет тяжело»
об альянсе ВАЗа и ГАЗа:

В целом, конечно, создание конгломерата возможно. Есть некий ресурс в виде государства, который может обеспечить условия для игрока на рынке. Что касается заявленных объемов производства в 5 – 6 млн автомобилей в год – для Opel, это, конечно, нереально. Если говорить про собственный модельный ряд, например, новую машину, которая встанет на место «классики», которая никому не нужна, может быть, эта машина заполнит нишу.

Если говорить о возможном объединении ГАЗа и ВАЗа, я не совсем понимаю, зачем это нужно Сбербанку. Сбербанк мог бы самостоятельно участвовать в сделке и работать с ГАЗом. К тому же есть ряд моделей, которые пресекаются по модельному ряду и могут создавать внутреннюю конкуренцию. Возможно, «АвтоВАЗ» будет партнером Сбербанка и ГАЗа, но без консолидации и без объединения активов. Но я не думаю, что это будет интересно Renault. Пока очень много непонятного. Ведь проблемы «АвтоВАЗа» не исчерпываются модельным рядом, там огромное множество малоэффективных активов, которые не дают развиваться. Там какого собственника ни ставь, будет очень тяжело. Но вообще это грамотная идея, хорошая.

2009-06-16
«АвтоВАЗ» французам не отдадут»
Не стоит говорить о том, что власти начали «чинить» автопром. Сбербанк является основным кредитором ВАЗа и ГАЗа и, скорее всего, в случае необходимости будет выделять деньги компаниям на развитие. Но есть ли смысл в том, чтобы давать деньги возможным конкурентам? Правительство думает об объединении этих двух компаний на протяжении последних двух лет. Причем такие заявления были как от президента «АвтоВАЗа» Бориса Алешина, так и от главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, который призывал объединить ВАЗ, ГАЗ и КамАЗ. «АвтоВАЗ» – очень интересный актив за счет сильно развитой дилерской сети, дилерские центры ВАЗа есть практически в каждом регионе. Присутствие других дилеров в регионе не так заметно. Понятно, что в случае объединения «АвтоВАЗу» понадобятся деньги на ребрендинг дилерских центров, чтобы продавать несколько марок под одной крышей. Сделка с Opel пока не завершена и ее завершения можно ожидать к сентябрю.

Банкротить «АвтоВАЗ» никто не будет, этим мы сильно обидим французов. Банкротство «АвтоВАЗа» вызовет коллапс в смежных отраслях, а ведь правительство сильно поддерживает смежников, выделяя ВАЗу деньги. Даже если предположить, что объединение ВАЗа с ГАЗом, возможно, обе компании сохранят независимость. Мне кажется, что передача «АвтоВАЗа» в управление Renault не совсем отвечает государственной концепции: государство поднимает пошлины, дает деньги, поэтому «АвтоВАЗ» французам не отдадут.

Что касается объема производства, озвученного Грефом, не совсем понятно, что он имеет в виду, это цифра с учетом «АвтоВАЗа» или нет. Разместить такие мощности в России в принципе реально. Вопрос именно в том, способен ли рынок переварить такое количество автомобилей. Даже через пять лет продавать столько автомобилей в год сложно, если только эти автомобили не пойдут на экспорт.

2009-06-16
«Создают видимость того, что ситуация с корпоративным управлением в компании идеальна»
Выступление на круглом столе «Национального совета по корпоративному управлению» и KPMG «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса»

2009-06-16
«Создают видимость того, что ситуация с корпоративным управлением в компании идеальна»
Выступление на круглом столе Национального совета по корпоративному управлению и KPMG «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса»

2009-06-16
«Основное нарекание в том, что мы слишком медленно выдаем кредиты»
Выступление на круглом столе «Национального совета по корпоративному управлению» и KPMG «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса»

2009-06-16
«Вход государства в компанию порождает конфликты на уровне операционной деятельности»
Выступление на круглом столе «Национального совета по корпоративному управлению» и KPMG «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса»

2009-06-16
«В России нельзя создавать банк-агрегатор плохих активов»
Выступление на круглом столе «Национального совета по корпоративному управлению» и KPMG «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса»

2009-06-16
«В регионах для покупателей на первом месте стоит цена»
о развитии Auchan в малых городах России:

Auchan хорошо известен как в Москве, так и регионах. Если в компании сумеют предложить уместную для регионов ассортиментно-ценовую политику, что, в принципе, они прекрасно умеют делать, то магазины будут успешными. В регионах для покупателей первоочередное значение имеет именно цена, а потом уже бренд.

Сейчас в регионах, помимо «Магнита», появилось немало представителей современных форматов: сети «Линия», «Корзинка», «Вестер». Время вполне подходящее для органического развития, как для собственного строительства, так и в качестве якорного арендатора в ТЦ.

2009-06-16
«Слова «официальный» и «государственный» много значат для учителя»
об ущербе, нанесенном ALT Linux рассылкой «Компьюлинка»:

В коробке «Первой помощи» был разослан наш пилотный дистрибутив, тот, что внедрялся нами в Перми, в Татарстане и в Томской области. Исполнитель госконтракта имел законное право им воспользоваться.

Каким образом нам, как разработчику, был нанесен ущерб? Представляете, сколько раз будет произнесена фраза «мастер не грузится» в адрес диска из официального, государственного комплекта? Подчеркнутые слова много значат для учителя.

К 15 июня мы получили более 20 жалоб на непригодный к использованию дистрибутив.

2009-06-16
«Слова «официальный» и «государственный» много значат для учителя»
Об ущербе, нанесенном рассылкой ALT Linux рассылкой «Компьюлинка»:

В коробке «Первой помощи» был разослан наш пилотный дистрибутив, тот, что внедрялся нами в Перми, в Татарстане и в Томской области. Исполнитель госконтракта имел законное право им воспользоваться.

Каким образом нам, как разработчику, был нанесен ущерб? Представляете, сколько раз будет произнесена фраза «мастер не грузится» в адрес диска из официального, государственного комплекта? Подчеркнутые слова много значат для учителя.

К 15 июня мы получили более 20 жалоб на непригодный к использованию дистрибутив.

2009-06-16
«Нельзя производить то, что не требуется»

На мой взгляд, очень многое зависит от того, что говорят преподаватели студентам и что закладывается в голову студентам. Поэтому очень важно, чтобы круг общения давал возможность для преподавателя получить максимум информации. Название темы [«Банковский кризис. Почему образование не помогло?»] – провокационное, чтобы провести короткую дискуссию. Факт есть факт: ни в развитой стране, ни в развивающейся стране, ни в стране третьего мира не смогли предотвратить кризиса. Мы прекрасно знаем, что лучшие экономисты, лучшие финансисты сосредоточены в Нью-Йорке, Лондоне. Лучшие вузы находятся в этих странах, лучшие профессора, но тем не менее кризис получил развитие. Его истоки теперь уже очевидны.

С другой стороны, российская банковская система, в последние пять лет банки действительно в практическом смысле начали кредитовать компании. Пока банк не кредитует, он неявляется банком в полном смысле этого слова. Хотелось бы с этой точки зрения взглянуть на проблему, во-первых, почему все-таки образование не помогло, и кризис случился, и второе - где пробелы, через которые российские банки восприняли этот кризис так легко и сегодня оказались под давлением. Почему это случилось? Почему, например, французские банки сегодня в относительно лучшем положении, чем банки в других странах, а китайские банки в еще лучшем положении, они уже начали кредитовать другие экономики, в том числе и российскую? В чем хитрость? Только это надзор? Или только макроэкономика?

Если говорить о глобальной проблеме, то теперь совершенно понятно, что есть две причины – макроэкономика, то есть сам подход к макроэкономическому регулированию, и пробелы в надзоре. Если говорить о пробелах в макроэкономическом регулировании, то можно отметить две вещи. Во-первых, в Америке было очень четкое разделение макроэкономического регулирования как просто инструмента регулирования экономики, и надзора как инструмента контроля за финансовыми институтами. Эти две важнейшие функций госрегулирования не пересекались. Решения принимались независимо. Неслучайно, уже после того, как кризис случился и произошло его осмысление, Бернанке первый начал говорить о макропотенциальном регулировании. Смысл его в том, что надзор за финансовыми институтами должен учитывать макроэкономические риски. Фактически это означает, что регулятор должен постоянно заниматься стресс-анализом банков и взвешивать риски исходя из вероятности различных сценариев.

Не секрет, что ФРС в 2000-х гг. проводила большой эксперимент, пытаясь отойти от книжных принципов по регулированию денежных индикаторов, пытаясь противодействовать циклическим движениям развития экономики США. Причина, почему этот эксперимент проводился, – это, конечно, глобальные источники. В последние десятилетия идея глобализации стала реальностью. Развитые и развивающиеся страны пошли на то, чтобы открыть границы для движения товаров и капиталов, вместе с этим началось движение технологий - это неизбежно. И здесь возникла уникальная ситуация. Если бы только двигались товары и капиталы, но не двигались технологии, тогда бы конкурентоспособность развитых стран по сравнению, например, с Китаем оставалась бы на очень высоком уровне.

Вместе с движением технологий возникла ситуация, когда развитые страны стали проигрывать. Это стало видно. Сначала производство элементарных товаров, потом инвестиции, поскольку затраты труда ниже, а производительность гораздо выше. До тех пор, пока экономика избегает больших социальных затрат, соблюдения экологических норм, она имеет огромное, неизмеримое конкурентное преимущество. За счет этого отток конкурентоспособности пошел в азиатские страны. Безусловно, это временное явление. Может быть, надо было конкурировать, но американские регуляторы предпочли сохранять достаточно большой уровень валого внутреннего продукта, налогов для финансирования глобальных планов, глобальной экономики.

В регулировании, безусловно, есть и либеральный подход – надежда на то, что рынки сами способны оценивать риски. Это концепция, используемая ФРС, Бена Бернанке. Он говорил, что пузыри будут надуваться, но рынки их распознают, пострадают конкретные институты, что, возможно, правильно. Но, нельзя сочетать либеральный подход с оригинальной макроэкономической политикой. То есть если ты стимулируешь низкой процентной ставкой высокую ликвидность, то наверно, нельзя не регулировать риски на фоне того, что инвестор всегда стремится к получению максимального дохода. При наличии дешевых денег он будет пытаться получить сверхдоход, насколько это возможно. И это породило создание всевозможных финансовых инструментов. Без вмешательства это привело к тому, что получилось: фактически не только к созданию нерегулируемых инструментов, но и на ипотечном рынке - к сознательному принятию рисков, базирующихся на ложной информации.

В российской банковской системе основная проблема – отсутствие «длинных» денег. В чем счастье китайских банков? Китаец очень много сберегает и на длинный срок, это связано с низкими нормами соцобеспечения. Значит, банки имеют очень хороший базовый ресурс для ведения бизнеса. В Китае низкая инфляция, стабильный курс национальной валюты, достаточно жестко регулируемый ЦБ. Поэтому китаец не считает, что несет  большие риски, сберегая в юанях. В России все наоборот: неустойчивый курс, хотя ЦБ пытается его регулировать. В головах - модель, что все зависит от нефти, поэтому рубль может двигаться в разных направлениях. Высокая инфляция - более 10% - дестимулировала потребление. У банков не было потенциала для развития. Более того, подавляющая часть сбережений концентрировалась в государственных банках. Поэтому не только банки, но и финансовые компании стали искать «длинные», надежные деньги в других местах. И попали мы за последние пять лет в серьезную зависимость от «длинных» денег за пределами страны. Если компания привлекает средства у банков за границей, это означает, что вся комиссия идет в иностранные банки, это сдерживает развитие отечественной банковской системы.

Банки становятся зависимыми. Как только начался кризис – «длинные» деньги исчезли. Сейчас происходит сжатие баланса в российской банковской системе. Мы не решили важнейшие проблемы, которые играют существенную роль: низкая инфляция, стимулирование внутренних сбережений. Это макроэкономические риски, которые банки вынуждены были брать.

Теперь на уровне финансовой организации. Когда кризис начался в России, то он начался с кризиса ликвидности. Если бы ЦБ не предоставил такое огромное количество средств, то мы могли бы на практике проверить, какой риск кризиса ликвидности брали на себя банки. Видимо, очень высокий. Безусловно, сейчас ситуация изменилась, но тем не менее, разрыв ликвидности в банковской системе остается высоким. Мы должны смотреть на сроки по активам и пассивам. Сейчас российские банки по-прежнему имеют большой разрыв. Он связан с тем, что все деньги в российской экономике короткие, внешние деньги недоступны. Банки на сегодня также несут большой процентный риск. Он связан с тем, что в связи с кризисом представления об инфляции достаточно сильно изменились. Главная причина, почему банки оказались не готовы к кризису – в том, что никогда при оценке клиента банки не подходили с точки зрения макропотенциального подхода, не делали стресс-тесты. Начали делать в последние годы, но, в принципе, все кредитные линии базировались на анализе бизнес-планов. А эти бизнес-планы основывались на достаточно благополучных предположениях о том, как будет развиваться ситуация.

Например, банки давали деньги на расширение дилерских сетей. По трендам – правильно, но этот проект базируется на том, что дальше будет расти спрос на автомобили. Такие риски можно брать, но они должны быть ограничены. И правовая среда. Этот риск не проявлял себя в благополучной ситуации, а только в ситуации кризиса. Могу точно сказать – это опыт не одного банка – правовая культура по обязательствам осталась не очень высокой. Очень многие заемщики не считают себя обязанными возвращать деньги. Со стороны властей мы не увидели каких-то серьезных сигналов о том, как правильно себя вести. Это очень важно, поскольку эти сигналы воспринимают суды и клиенты. Я понимаю опасения, потому что считается, что если дать банкам волю, то они будут настолько жестко требовать возврата кредитов, что создадут ситуацию напряжения в бизнесе, безработицу и т.д. Если исходить из того, что банк действует, как рейдер, то это правильно. Если исходить из того, что банк действует как институт, который защищает интересы клиентов, то - нет.

Почему банк старается получить деньги обратно и неохотно рефинансирует кредиты, понятно. Для российской экономики шок от кризиса носит характер внешнеторгового шока. Появилась необходимость корректировать бизнес-планы многих внешнеторговых предприятий. Это требует реструктуризации самого бизнеса, потому что в изменившихся условиях из нельзя профинансировать. Нельзя производить то, что не требуется. Это можно делать, но это путь в тупик. Этот процесс должна экономика пройти, и роль банков – заставить это сделать. Но правовая среда не позволяет сделать это жестко, поэтому банки разделяют бремя роста неплатежей. Банк старается повысить качество своего кредитного портфеля, потому что ему нужен поток средств для оплаты потерь по плохим долгам. Отсюда рост ставок и серьезные требования к клиентам.

Все убытки списываются за счет капитала. Идет жесткая конкуренция за средства на рынке пассивов. Треть заемщиков, по моим оценкам, не может или не хочет платить. Реально это меньше, потому что банки ведут переговоры, достигают определенных соглашений о реструктуризации и рефинансировании кредитов, улучшении условий залога и т.д. На сегодняшний день по МСФО порядка 10% действительно сомнительные ссуды, то что будет списано, либо частично средства будут возмещены. И эта цифра продолжает расти, поэтому банки не смогут восстановить свою кредитную активность до тех пор, пока не произойдет перелом в этой тенденции.

Есть два варианта - ждать этого перелома, надеяться, что он произойдет, а можно сделать предупреждающие действия, дискуссия о которых сейчас идет в общественности, в правительстве. Речь идет о некоторых мерах, которые могли бы позволить банкам защитить свои активы, свой капитал. Это, безусловно, рекапитализация банков. Но такие меры требуют достаточно серьезных действий со стороны акционеров и со стороны государства. Со стороны акционеров - все очень просто, они могут предоставить свои собственные средства, со стороны государства это требует первого шага, который бы заключался в хорошем понимании того, что происходит в банке. То есть фактически речь идет о стресс-анализе. Хотя можно было бы не вникать, а просто предоставить средства банку в обмен на акции. Такой подход готовится, насколько я знаю, и один из вариантов - предоставление в капитал государственных облигаций с погашением через десять лет, которые могут быть засчитаны в капитал первого уровня и могут быть использованы для РЕПО в ЦБ. Это будет источник ликвидности, т.е. реальные деньги, с помощью которых можно будет что-то списывать.

Как будет развиваться ситуация, если не инвесторы? Какие-то акционеры пополнят капитал банка самостоятельно и преодолеют проблему, какие-то акционеры не смогут это сделать, тогда банк будет идти по пути сокрытия проблем, то есть он будет реструктурировать долги, отодвигая платежи на будущее. Можно в один момент сделать баланс идеальным: можно, например, все проблемные долги реструктурировать на десять лет с выплатой основного долга и процентов через десять лет. Будет чистый баланс, будет ноль на сомнительных ссудах стоять. Не будет ничего, не будет потока, это значит, что будет проблема ликвидности. Когда некоторые говорят о второй волне в банковской системе, это именно и имеют ввиду. Если банки не получают никакой помощи ни от акционеров, ни от государства, а будут пытаться выживать, все больше и больше двигаясь в этом направлении, они войдут в ситуацию кризиса ликвидности.

Да, ЦБ может опять открыть беззалоговые кредиты, но тогда он возьмет на себя огромный риск - фактически отдаст триллион рублей без возврата. Поэтому здесь есть очень серьезная проблема, которой надо озаботиться сейчас. Для здоровых банков, которые могут обойтись и без помощи государства, системная проблема тоже опасна, потому что банковский кризис, это кризис недоверия. Если фортуна в секторе исчезла, то это начинает влиять на всю банковскую систему, что мы не раз проходили.

Что касается образования, то кризис, который происходит, показывает – есть образование, а есть практика. Между ними – расстояние, которое заполнено интересами, психологией, квалификацией тех, кто уполномочен заниматься регулированием. И это нормально.

Крупнейшие французские банки находятся в нормальном состоянии. Есть образцы для подражания, чтобы сокращать пробел между практикой и теорией. Кризис – хороший способ для преподавательского состава более эмоционально воздействовать на студентов.

2009-06-16
«Нельзя производить то, что не требуется»
На мой взгляд, очень многое зависит от того, что говорят преподаватели студентам и что закладывается в голову студентам. Поэтому очень важно, чтобы круг общения давал возможность для преподавателя получить максимум информации. Название темы [«Банковский кризис. Почему образование не помогло?»] – провокационное, чтобы провести короткую дискуссию. Факт есть факт: ни в развивающейся стране, ни в стране третьего мира не смогли предотвратить кризиса. Лучшие вузы, профессора, специалисты находятся в Лондоне и Нью-Йорке. Почему французские банки сегодня в относительно лучшем положении, чем в других странах, а китайские банки уже начали кредитовать другие экономики? В чем хитрость? Это надзор? Макроэкономика?

Если говорить о глобальной проблеме, то есть две причины – макроэкономика и пробелы в надзоре. Если говорить о пробелах в макроэкономическом регулировании, то в США – четкое разделение функций госрегулирования, они не пересекались. Бернанке первый начал говорить о макроэкономическом регулировании. Надзор должен учитывать макроэкономические риски. Фактически это означает, что регулятор должен постоянно заниматься стресс-анализом и учитывать риски по разным сценариям.

Не секрет, что ФРС в 2000-х гг. проводило большой эксперимент по регулированию денежных индикаторов. Причина – глобальные источники. Развитые страны открыли границы для движения товаров и капиталов и технологий. Вместе с движением технологий возникла ситуация, когда развитые страны начали проигрывать. До тех пор, пока экономика избегает больших социальных затрат, она имеет большое преимущество. За счет этого отток конкурентоспособности пошел в азиатские страны. Но это ненадолго.

В регулировании, безусловно, есть и либеральный подход – надежда на то, что рынки сами способны оценивать риски. Это концепция ФРС, Бена Бернанке. Он говорил, что пузыри будут надуваться, рынки их распознают, пострадают институты.

В российской банковской системе основная проблема – отсутствие «длинных» денег. В чем счастье китайских банков? Китай очень много сберегает. Значит, банки имеют очень хороший базовый ресурс для ведения бизнеса. Там низкая инфляция, стабильный курс. Поэтому китаец сберегает в юанях. В России все наоборот. В головах модель, что все зависит от нефти, поэтому рубль может двигаться в разных направлениях, высокая инфляция. У банков не было потенциала для развития. Поэтому банки и компании искали «длинные» деньги в других местах. Это значит, что вся комиссия идет в иностранные банки, а не в развитие отечественной банковской системы.

Банки становятся зависимыми. Как только начался кризис – «длинные» деньги исчезли. Сейчас происходит сжатие баланса в российской банковской системе. Мы не решили важнейшие проблемы, которые играют существенную роль: низкая инфляция, стимулирование внутренних сбережений. Это макроэкономические риски, которые банки вынуждены брать.

Теперь на уровне финансовой организации. Если бы ЦБ не предоставил деньги, то мы могли бы проверить, какой риск кризиса ликвидности брали на себя банки. Сейчас банки по-прежнему имеют разрыв между активами и пассивами. Банки несут большой процентный риск. Он связан с тем, что представления об инфляции сильно изменились. Главная причина, почему банки оказались не готовы к кризису – потому что никогда при оценке клиента банки не подходили с точки зрения макроэкономического подхода, не делали стресс-тесты. Все кредитные линии базировались на анализе бизнес-планов.

Например, банки давали деньги на расширение дилерских сетей. По трендам – правильно, но этот проект базируется на том, что дальше будет расти спрос на автомобили. И правовая среда. Этот риск не проявлял себя в благополучной ситуации, а только в ситуации кризиса. Могу точно сказать – это опыт не одного банка – правовая культура по обязательствам осталась не очень высокой. Очень многие заемщики не считают себя обязанными возвращать деньги. Со стороны властей мы не увидели каких-то серьезных сигналов о том, как правильно себя вести. Эти сигналы воспринимают суды и клиенты.

Почему банк старается получить деньги обратно и неохотно рефинансирует кредиты, понятно. Для российской экономики шок от кризиса носит характер внешнеторгового шока. Появилась необходимость корректировать бизнес-планы многих внешнеторговых предприятий. Это требует реструктуризации самого бизнеса. Нельзя производить то, что не требуется. Этот процесс должна экономика пройти, и роль банков – заставить это сделать. Но правовая среда не позволяет сделать это жестко, поэтому банки разделяют бремя роста неплатежей. Банк старается повысить качество своего кредитного портфеля, потому что ему нужен поток средств для оплаты потерь по плохим долгам. Отсюда рост ставок и серьезные требования к клиентам.

Все убытки списываются за счет капитала. Идет жесткая конкуренция за средства на рынке пассивов. Треть заемщиков, по моим оценкам, не может или не хочет платить. Реально это меньше, т.к. банки ведут переговоры. Но по МСФО это порядка 10%. И цифра продолжает расти, поэтому банки не смогут возобновить кредитную активность.

Что касается образования, то кризис, который происходит, показывает – есть образование, а есть практика. Между ними – расстояние, которое заполнено интересами, психологией, квалификацией тех, кто уполномочен заниматься регулированием. И это нормально.

Крупнейшие французские банки находятся в нормальном состоянии. Есть образцы для подражания, чтобы сокращать пробел между практикой и теорией. Кризис – хороший способ для преподавательского состава более эмоционально воздействовать на студентов.

2009-06-16
«Нельзя производить то, что не требуется»
На мой взгляд, очень многое зависит от того, что говорят преподаватели студентам и что закладывается в голову студентам. Поэтому очень важно, чтобы круг общения давал возможность для преподавателя получить максимум информации. Название темы [«Банковский кризис. Почему образование не помогло?»]  - провокационное, чтобы провести короткую дискуссию. Факт, есть факт: ни в развивающейся стране, ни в стране третьего мира не смогли предотвратить кризиса. Лучшие вузы, профессора, специалисты находятся в Лондоне и Нью-Йорке. Почему французские банки сегодня в относительно лучшем положении, чем в других странах, а китайские банки уже начали кредитовать другие экономики? В чем хитрость? Это надзор? Макроэкономика?

Если говорить о глобальной проблеме, то есть две причины - макроэкономика и пробелы в надзоре. Если говорить о пробелах в макроэкономическом регулировании, то в США - четкое разделение функций госрегулирования, они не пересекались. Бернанке первый начал говорить о макроэкономическом регулировании. Наздор должен учитывать макроэкономические риски. Фактически это означает, что регулятор должен постоянно заниматься стресс-анализами и учитывать риски по разным сценариям.

Не секрет, что ФРС в 2000-х гг. проводило большой эксперимент регулирования денежных индикаторов. Причина - глобальные источники. Развитые страны открыли границы для движения товаров и капиталов и технологий. Вместе с движением технологий возникла ситуация, когда развитые страны начали проигрывать. До тех пор, пока экономика избегает больших социальных затрат, она имеет большое преимущество. За счет этого отток конкурентоспособности пошел в азиатские страны. Но это ненадолго.

В регулировании, безусловно, есть и либеральный подход - надежда на то, что рынки сами способны оценивать риски. Это концепция ФРС, Бена Бернанке. Он говорил, что пузыри будут надуваться, рынки их распознают, пострадают институты.

В российской банковской системе основная проблема - отсутствие длинных денег. В чем счастье китайских банков? Китай очень много сберегает. Значит банки имеют очень хороший базовый ресурс для ведения бизнеса. Там низкая инфляция, стабильный курс. Поэтому китаец сберегает в юанях. В России все наоборот. В головах модель, что все зависит от нефти, поэтому рубль может двигаться в разных направлениях, высокая инфляция. У банков не было потенциала для развития.
Поэтому банки и компании искали длинные деньги в других местах. Это значит, что вся комиссия идет в иностранные банки, а не в развитие отечественной банковской системы.

Банки становятся зависимыми. Как только начался кризис - длинные деньги исчезли. Сейчас происходит сжатие баланса в российской банковской системе. Мы не решили важнейшие проблемы, которые играют существенную роль: низкая инфляция, стимулирование внутренних сбережений. Это макроэкономические риски, которые банки вынуждены брать.

Теперь на уровне финансовой организации. Если бы ЦБ не предоставил деньги, то мы могли бы проверить, какой риск кризиса ликвидности брали на себя банки. Сейчас банки по-прежнему имеют разрыв между активами и пассивами. Банки несут большой процентный риск. Он связан с тем, что представления об инфляции сильно изменились. Главная причина, почему банки оказались не готовы к кризису, потому что никогда при оценке клиента банки не подходили с точки зрения макроэкономического подхода, не делали стресс-тесты. Все кредитные линии базировались не анализе бизнес-планов.

Например, банки давали деньги на расширение дилерских сетей. По трендам - правильно, но этот проект базируется на том, что дальше будет расти спрос на автомобили. И правовая среда. Этот риск не проявлял себя в благополучной ситуации, а только в ситуации кризиса. Могу точно сказать, это опыт не одного банка, правовая культура по обязательствам осталась не очень высокой. Очень многие заемщики не считают себя обязанными возвращать деньги. Со стороны властей мы не увидели каких-то серьезных сигналов о том, как правильно себя вести. Эти сигналы воспринимают суды и клиенты.

Почему банк старается получить деньги обратно и неохотно рефинансирует кредиты, понятно. Для российской экономики шок от кризиса носит характер внешнеторгового шока. Появилась необходимость корректировать бизнес-планы многих внешнеторговых предприятий. Это требует реструктуризации самого бизнеса. Нельзя производить то, что не требуется. Этот процесс должна экономика пройти, и роль банков - заставить это сделать. Но правовая среда не позволяет сделать это жестко, поэтому банки разделяют бремя роста неплатежей. Банк старается повысить качество своего кредитного портфеля, потому что ему нужен поток средств для оплаты потерь по плохим долгам. Отсюда рост ставок и серьезные требования к клиентам.

Все убытки списываются за счет капитала. Идет жесткая конкуренция за средства на рынке пассивов. Треть заемщиков, по моим оценкам, не может или не хочет платить. Реально это меньше, т.к. банки ведут переговоры. Но по МСФО это порядка 10%. И цифра продолжает расти, поэтому банки не смогут возобновить кредитную активность.

Что касается образования, то кризис, который происходит, показывает - есть образование, а есть практика. Между ними - расстояние, которое заполнено интересами, психологией, квалификацией тех, кто уполномочен заниматься регулированием. И это нормально.

Крупнейшие французские банки находятся в нормальном состоянии. Есть образцы для подражания, чтобы сокращать пробел между практикой и теорией. Кризис - хороший способ для преподавательского состава более эмоционально воздействовать на студентов.

2009-06-16
«Наздор должен учитывать макроэкономические риски»
На мой взгляд, очень многое зависит от того, что говорят преподаватели студентам и что закладывается в голову студентам. Поэтому очень важно, чтобы круг общения давал возможность для преподавателя получить максимум информации. Название темы [«Банковский кризис. Почему образование не помогло?»]  - провокационное, чтобы провести короткую дискуссию. Факт, есть факт: ни в развивающейся стране, ни в стране третьего мира не смогли предотвратить кризиса. Лучшие вузы, профессора, специалисты находятся в Лондоне и Нью-Йорке. Почему французские банки сегодня в относительно лучшем положении, чем в других странах, а китайские банки уже начали кредитовать другие экономики? В чем хитрость? Это надзор? Макроэкономика?

Если говорить о глобальной проблеме, то есть две причины - макроэкономика и пробелы в надзоре. Если говорить о пробелах в макроэкономическом регулировании, то в США - четкое разделение функций госрегулирования, они не пересекались. Бернанке первый начал говорить о макроэкономическом регулировании. Наздор должен учитывать макроэкономические риски. Фактически это означает, что регулятор должен постоянно заниматься стресс-анализами и учитывать риски по разным сценариям.


2009-06-16
«Виртуальные системы платежей угрожают реальным банкам»
– Кому выгоден закон?

– «Объединенной системе электронных платежей». Она два года отчитывается. В прошлом году она пыталась выйти на рынок Украины и Грузии, и чтобы быть солидней, раскрыла оборот в 536 млрд руб. Эта цифра не покрывает весь рынок. Но мой знакомый, который там работает, сказал, что на самом деле цифра в 10 раз больше. Но на Украине и в Грузии от этой системы потребовали лицензии, и они стали небанковской организацией, но бизнес не пошел по формальным причинам.

Те электронные платежи придуманы не банками, их придумал Юрий Мальцев. Он придумал «Элекснет». Такая же удобная, как «Яндекс-деньги», но более дорогая. Мальцев отчитывается по полной. Он говорит, что держится на плаву потому, что среди его клиентов много иностранцев, которые думают, что если написан закон, то надо ему следовать. И они от него не уходят к другим системам.

Верно, что электронные платежи не могут существовать без банковской системы. Если Web-money не привязан к ЦБ, то непонятно, что такое рубль. Так как ЦБ не открыл для них счет, то им приходится пользоваться другими банками. У этого банка давно хотели отозвать лицензию, но этого не происходит. С проблемой справиться можно. Реальные банки находятся под надзором, и если закрепить законодательно, чтобы они раскрывали, проводят ли операции с виртуальными системами, то последние умрут.

2009-06-16
«Виртуальные системы платежей угрожают реальным банкам»
- Кому выгоден закон?

- «Объединенной системе электронных платежей». Она два года отчитывается. В прошлом году она пыталась выйти на рынок Украины и Грузии, и чтобы быть солидней, раскрыла оборот в 536 млрд руб. Эта цифра не покрывает весь рынок. Но мой знакомый, который там работает, сказал, что на самом деле цифра в 10 раз больше. Но на Украине и в Грузии от этой системы потребовали лицензии, и они стали небанковской организацией, но бизнес не пошел по формальным причинам.

Те электронные платежи придуманы не банками, их придумал Юрий Мальцев. Он придумал «Элекснет». Такая же удобная, как «Яндекс-деньги», но более дорогая. Мальцев отчитывается по полной. Он говорит, что держится на плаву, потому что среди его клиентов много иностранцев, которые думают, что если написан закон, то надо ему следовать. И они от него не уходят к другим системам.

Верно, что электронные платежи не могут существовать без банковской системы. Если Web-money не привязан к ЦБ, то непонятно, что такое рубль. Так как ЦБ не открыл для них счет, то им приходится пользоваться другими банками. У этого банка давно хотели отозвать лицензию, но этого не происходит. С проблемой справиться можно. Реальные банки находятся под надзором и если закрепить законодательно, чтобы они раскрывали, проводят ли операции с виртуальными системами, то последние умрут.

2009-06-16
«Брендированные телефоны позволят стимулировать использование новых услуг»
Пока мы не можем точно назвать модели, которые будут продаваться под брендом МТС: в настоящее время идет выбор модельного ряда, мы выбираем поставщиков, обсуждаем условия и сроки поставок. Здесь нам большим подспорьем оказывается опыт нашего партнера британского Vodafone, на который мы в существенной степени ориентируемся. Мы рассчитываем запустить ряд брендированных моделей, ориентированных на массовый рынок в среднем и низком ценовом сегменте – в рамках того, как аналогичная практика работает у крупных мировых операторов. Среди моделей, которые мы намерены начать продавать под брендом МТС, том числе и модели с поддержкой 3G, GPS.

Мы будем ориентироваться, главным образом, на запущенные в производство модели. Очень существенную поддержку в этом вопросе нам оказывает наше партнерство с Vodafone, который в рамках партнерских договоренностей, готов предоставить нам те модели, которые были разработаны для него. Мы будем адаптировать эти модели под себя как с точки зрения брендинга, так и контентного наполнения.

Еще раз повторимся, что мы намерены использовать глобальный опыт Vodafone, который 15- 20% телефонов продает под собственным брендом, в организации продаж брендированных телефонов МТС. Мы будем перенимать их опыт работы с производителем, высокое качество обслуживания абонентов и предоставление пользователям лучшего клиентского опыта.

МТС считает приоритетом развитие собственной розничной сети, и наличие собственных моделей телефонов будет являться одним из ключевых дифференцирующих факторов для розничной сети МТС. В Европе продажи мобильных телефонов и сопутствующих товаров контролируются операторами связи. Это позволяет создать спрос на новые, прежде не востребованные потребителями, услуги. Например, клиента можно стимулировать приобретать телефон по очень привлекательной цене вместе с тарифом, что отвечало бы потребностям абонента, учитывая, с одной стороны, бюджет, который он готов потратить, и, с другой, – такой набор функциональных возможностей, который ему интересен. Это даст возможность продвигать новое оборудование и тарифные планы. Операторы вполне могут (и должны!) формировать спрос на телефоны, исследуя и предлагая рынку наиболее оптимальное сочетание функций и цены мобильного телефона и тарифа для него. Мы считаем, что российский рынок готов к переходу на эту модель, и брендированные телефоны станут одним из элементов стратегии по созданию портфеля предложений телефонов и пакетных предложений, которые бы стимулировали пользование услугами связи МТС.

Мы не будем обуславливать покупку аппарата обязательной покупкой тарифа МТС. Но, разумеется, мы будем рекомендовать при покупке телефонов подключаться на контракты МТС, при этом мы планируем для каждой модели рекомендовать определенный тариф. Те, кто будет одновременно с брендированным телефоном покупать контракт МТС, будут иметь преимущества в виде предустановленных в телефон настроек сервисов и услуг МТС, брендированных приложений МТС. Мы считаем, что вывод на рынок брендированных под оператора моделей телефонов будет удачным, иначе мы не занимались бы развитием этого направления. Отношения компании с Apple и продажу смартфонов iPhone нельзя рассматривать в контексте продаж брендированных телефонов МТС.

Мы не намерены субсидировать продажу аппаратов в наших салонах. Но мы думаем, что проект себя оправдывает, а условия партнерства с Vodafone позволяют нам получать телефоны по очень привлекательным ценам.

2009-06-16
«Брендированные телефоны позволят стимулировать использование новых услуг»
Пока мы не можем точно назвать модели, которые будут продаваться под брендом МТС: в настоящее время идет выбор модельного ряда, мы выбираем поставщиков, обсуждаем условия и сроки поставок. Здесь нам большим подспорьем оказывается опыт нашего партнера британского Vodafone, на который мы в существенной степени ориентируемся. Мы рассчитываем запустить ряд брендированных моделей, ориентированных на массовый рынок в среднем и низком ценовом сегменте – в рамках того, как аналогичная практика работает у крупных мировых операторов. Среди моделей, которые мы намерены начать продавать под брендом МТС, том числе и модели с поддержкой 3G, GPS.<br/><br/>

Мы будем ориентироваться, главным образом, на запущенные в производство модели. Очень существенную поддержку в этом вопросе нам оказывает наше партнерство с Vodafone, который в рамках партнерских договоренностей, готов предоставить нам те модели, которые были разработаны для него. Мы будем их адаптировать эти модели под себя как с точки зрения брендинга, так и контентного наполнения.<br/><br/>

Еще раз повторимся, что мы намерены использовать глобальный опыт Vodafone, который 15-20% телефонов продает под собственным брендом, в организации продаж брендированных телефонов МТС. Мы будем перенимать их опыт работы с производителем, высокое качество обслуживания абонентов и предоставление пользователям лучшего клиентского опыта.<br/><br/>

МТС считает приоритетом развитие собственной розничной сети, и наличие собственных моделей телефонов  будет являться одним из ключевых дифференцирующих факторов для розничной сети МТС. В Европе продажи мобильных телефонов и сопутствующих товаров контролируются операторами связи. Это позволяет создать спрос на новые, прежде не востребованные потребителями, услуги. Например, клиента можно стимулировать приобретать телефон по очень привлекательной цене вместе с тарифом, что отвечало бы  потребностям абонента, учитывая, с одной стороны, бюджет, который он готов потратить, и, с другой, - такой набор функциональных возможностей, который ему интересен. Это даст возможность продвигать новое оборудование и тарифные планы. Операторы вполне могут (и должны!) формировать спрос на телефоны, исследуя и предлагая рынку наиболее оптимальное сочетание функций и цены мобильного телефона и тарифа для него. Мы считаем, что российский рынок готов к переходу на эту модель, и брендированные телефоны станут одним из элементов стратегии по созданию портфеля предложений телефонов и пакетных предложений, которые бы стимулировали пользование услугами связи МТС.<br/><br/>

Мы не будем обуславливать покупку аппарата обязательной покупкой тарифа МТС.  Но, разумеется, мы будем рекомендовать при покупке телефонов подключаться на контракты МТС, при этом мы планируем для каждой модели  рекомендовать определенный тариф. Те, кто будет одновременно с брендированным телефоном покупать контракт МТС, будут иметь преимущества в виде предустановленных в телефон настроек сервисов и услуг МТС, брендированных приложений МТС. Мы считаем, что вывод на рынок брендированных под оператора моделей телефонов будут удачными, иначе мы не занимались бы развитием этого направления. Отношения компании с Apple и продажу смартфонов iPhone нельзя рассматривать в контексте продаж брендированных телефонов МТС.<br/><br/>

Мы не намерены субсидировать продажу аппаратов в наших салонах. Но мы думаем, что проект себя оправдывает, а условия партнерства с Vodafone позволяют нам получать телефоны по очень привлекательным ценам.

2009-06-16
«МТС планирует субсидирование телефонов ровно так же, как и другие компании»
Идея продавать брендированные телефоны в России в принципе осуществима, но компанией МТС – нет. Как вы охарактеризуете компанию, которая, еще до того как договорится с кем-то о чем-то, например, с тем же Vodafone, начинает кричать, что она будет продавать телефоны Vodafone? По контракту Vodafone не имеет права раздавать эти телефоны на сторону, изменив программное обеспечение. Как вы себе представляете телефон Vodafone в России, с красным логотипом и меню? Vodafone не может подписать ни с кем договор о закупках телефонов, потому что по их контрактам с поставщиками компания покупает телефоны для своей сети – не для партнеров, ни для кого.

Второй момент – стоимость телефонов для компании Vodafone выше на 15%, чем стоимость аналогичных или более богатых по возможностям телефонов для России. Дальше можно не продолжать рассуждения. Они пока не знают об этом. Когда они начали махать этим соглашением с Vodafone, мне стало интересно, и я сравнил цены, которые они могут получить без учета таможни там и здесь. Разница этих цен – это 15%. Если посчитать еще и таможню, то вообще разница будет 20%, минимум.

Надо не суетиться и не бегать с заявлениями, а надо работать. Для начала сделать сервис, свой софт, сделать частичное субсидирование телефонов под определенные сервисы. Этот путь прошли многие компании, он совершенно очевиден, и изобретение велосипеда тут скорее вредит, чем помогает. МТС планирует субсидирование телефонов ровно так же, как и другие компании. Только это случится не завтра. Я могу сказать, что люди, которые принимают решения в компании, приняли решение, что субсидирование будет происходить наравне с компаниями «Мегафон» и «Билайн». Но это произойдет, я подчеркну, не завтра, это период два – три года.

2009-06-16
«МТС планирует субсидирование телефонов ровно так же, как и другие компании»
Идея продавать брендированные телефоны в России в принципе осуществима, но компанией МТС — нет. Как вы охарактеризуете компанию, которая еще до того как договорится с кем-то о чем-то, например, с тем же Vodafone, начинает кричать, что она будет продавать телефоны Vodafone? По контракту Vodafone не имеет права раздавать эти телефоны на сторону, изменив программное обеспечение. Как вы себе представляете телефон Vodafone в России, с красным логотипом и меню? Vodafone не может подписать ни с кем договор о закупках телефонов, потому что по их контрактам с поставщиками компания покупает телефоны для своей сети, ни для партнеров, ни для кого.<br/><br/>

Второй момент — стоимость телефонов для компании Vodafone выше на 15%, чем стоимость аналогичных или более богатых по возможностям телефонов для России. Дальше можно не продолжать рассуждения. Они пока не знают об этом. Когда они начали махать этим соглашением с Vodafone, мне стало интересно, и я сравнил цены, которые они могут получить без учета таможни там и здесь. Разница этих цен — это 15%. Если посчитать еще и таможню, то вообще разница будет 20% минимум.<br/><br/>

Надо не суетиться и бегать с заявлениями, а надо работать. Для начала сделать сервис, свой софт, сделать частичное субсидирование телефонов под определенные сервисы. Этот путь прошли многие компании, он совершенно очевиден, и изобретение велосипеда тут скорее вредит, чем помогает. МТС планирует субсидирование телефонов ровно так же, как и другие компании. Только это случится не завтра. Я могу сказать, что люди, которые принимают решения в компании, приняли решение, что субсидирование будет происходить наравне с компаниями "Мегафон" и "Билайн". Но это произойдет, я подчеркну, не завтра, это период два-три года.

2009-06-16
&laquo;МТС планирует субсидирование телефонов ровно так же, как и другие компании&raquo;

2009-06-16
«Если за вашими деньгами не следят до вечера, то банковское законодательство не будет выполнено»
По моим представлениям, если за вашими деньгами не следят до вечера, то банковское законодательство не будет выполнено. Утром даете 100 руб., а вечером вам отдают 120. Для этого нужно банковское законодательство.

Недавно в газетах появился Герман Стерлигов. В нескольких газетах я видел его объявление: «Деньги больше не нужны». Он предлагает бартер-клиринг. Когда-то в 90-х годах, когда банковская система хромала на четыре ноги, я наблюдал незаконный банк. Это было объединение людей, которые собрали несколько десятков предприятий, технологически связанных между собой, собрали [с них] наличные деньги в качестве залога и проводили расчеты между ними раз в неделю. И для того, чтобы расплатиться, они выводили чистую задолженность, и когда надо выдавали и забирали наличные деньги. Работала эта система по телефонному звонку, кодом являлся звук голоса, по голосу узнавали клиента и законность операции.

Это работало идеально, пока не восстановились платежи через обычную банковскую систему. Этот банк определенную роль сыграл, т.к. через обычные банки нельзя было рассчитаться. То, что предлагает Стерлигов, – это сильно усовершенствованный незаконный банк. Он предлагает предпринимателям объявить, что они хотят купить и продать и найти контрагентов. Тогда деньги будут не нужны, т.к. клиринг будет осуществляться внутри этого банка, платежи не будут проходить по обычным банкам. Налоговые органы не смогут понять, какие платежи проходили бы, если бы они осуществлялись обычным образом.

Следующее неясное место в банковской системе – мобильный телефон. Если у вас закончились деньги на мобильном телефоне, вы можете перевести их через счет знакомого. Это, по сути, банковская операция. Но никто не выступит против такой операции. Теперь некоторые мобильные операторы позволяют с телефонного счета в компании списывать деньги, чтобы купить что-нибудь, например, музыку, программное оборудование. Это уж точно банковская операция. Здесь можно было бы возразить, чтобы такая операция была разрешена не банку, но общественное мнение не позволит.

И, наконец, самая большая зона неопределенности, которая угрожает банковской системе – это электронные кошельки. Они предлагают расчеты внутри себя. Недавно мой знакомый переезжал на новую квартиру и позвонил по телефону диспетчеру заказать автомобиль. Диспетчеру, объединяющему несколько ПБЮЛ. Но диспетчер, чтобы подтвердить подлинность заказа, попросил перевести деньги на счет в «Яндекс-деньгах». Он перевел, машина приехала.

Водитель, если у него сломалась машина, звонит в контору и сообщает, что ему нужно. Ему говорят: чтобы вы нас не обманули, переведите на счет в «Яндекс– деньги», он списывает со своего счета, и его обслуживают.

Что такое «Яндекс» – это понятно, так как известен его руководитель. Но вот появляется в интернете банк, который называется Perfect Money. Его владельцы сообщают о себе: физически банк находится в Цюрихе, а зарегистрирован в Панаме. Но, я знаю, что в Цюрихе никакого Perfect Money нет. А где «Яндекс-деньги» находятся?

G20 в очередной раз поставила вопрос о закрытии офшоров. Я бы на месте G20 уже плюнул на офшоры. Понятно, где они находятся. А где находится Perfect Money? Тем не менее, они совершают все банковские операции. К вам никогда не придет налоговая, а куда приходить?

Я был преподавателем, и у меня сохранились хорошие отношения с бывшими студентами. Некоторое время назад Дума принимала закон по борьбе с коррупцией, и ко мне пришли дети студентов. Поблагодарили и сказали, что тоже борются с коррупцией – они перестали платить преподавателям деньги в наличной форме.

Преподаватель открывает виртуальный кошелек и говорит студенту: «Если на моем счете окажется 2030 руб., ты получишь зачет». Замечательный способ, и никак не поймаешь.

Я попросил помощников провести эксперимент – платеж, целью которого является взятка, так и написали, все прошло.

Скорость передачи информации очень увеличилась. Недавно последняя надежда была выбита из-под моих ног. В Думе обсуждался закон о работе платежных автоматов. Закон вводит два понятия – оператора по приему платежей и платежного агента. Оператор – юридическое лицо, которое присваивает себе статус оператора, заключив договор с лицом, которому обязуется передавать деньги. Под это определение подходит электронный кошелек. Оператор электронных платежей, по закону, должен встать на учет в органы финансового мониторинга. Принимать деньги он может от физических лиц, при этом имеет право принимать платежи до 15 000 руб. Он может нанять платежного агента, который не обязан становиться на учет, но может принимать платежи от физлиц от своего имени, в свою кассу, и, следовательно, если я опускаю в платежный автомат 100 руб., то эти деньги становятся его, он передает их платежному оператору, а тот должен рассчитаться с магазином или с сотовым оператором. С 1 июля эти схемы будут легальны.

Два года назад МВД возбудило несколько уголовных дел, когда такие платежные системы крали деньги. Но тут началась компания по подготовке этого закона и правоохранительные органы остановились, потому что не знают, что их ждет, нужно это или нет. Дела в Мурманске и Череповце развиваются ни шатко, ни валко. Разумеется такое положение чревато скандалами, которые под ковер не заметешь. Хотя номинально закон разрешает через виртуальные банки платить физическим лицам.

Если у банков много юридических лиц, то возникает возможность через деньги физлиц проводить клиринг за счет электронных денег, которые будут на счетах виртуальных банков. За все платят физлица. Через короткое время эти банки накопят деньги и станут заметными участниками рынка, но они не будут под надзором, не будут предоставлять отчетность. Реальные банки уязвимы по сравнению с ними. Если ничего не изменится, то реальным банкам я не завидую.

2009-06-16
«Если за вашими деньгами не следят до вечера, то банковское законодательство не будет выполнено»
По моим представлениям, если за вашими деньгами не следят до вечера, то банковское законодательство не будет выполнено. Утром даете 100 руб, а вечером вам отдают 120. Для этого нужно банковское законодательство.

Недавно в газетах появился Герман Стерлигов. В нескольких газетах я видел его объявление: «Деньги больше не нужны». Он предлагает бартер-клиринг. Когда-то в 90-х годах, когда банковская система хромала на четыре ноги, я наблюдал незаконный банк. Это было объединение людей, которые собрали несколько десятков предприятий, технологически связанных между собой, собрали [с них] наличные деньги в качестве залога и проводили расчеты между ними раз в неделю. И для того, чтобы расплатиться, они выводили чистую задолженность, и когда надо выдавали и забирали наличные деньги. Работала эта система по телефонному звонку, кодом являлся звук голоса, по голосу узнавали клиента и законность операции.

Это работало идеально, пока не восстановились платежи через обычную банковскую систему. Этот банк определенную роль сыграл, т.к. через обычные банки нельзя было рассчитаться. То, что предлагает Стерлигов, – это сильно усовершенствованный незаконный банк. Он предлагает предпринимателям объявить, что они хотят купить и продать и найти контрагентов. Тогда деньги будут не нужны, т.к. клиринг будет осуществляться внутри этого банка, платежи не будут проходить по обычным банкам. Налоговые органы не смогут понять, какие платежи проходили бы, если бы они осуществлялись обычным образом.

Следующее неясное место в банковской системе – мобильный телефон. Если у вас закончились деньги на мобильном телефоне, вы можете перевести их через счет знакомого. Это, по сути, банковская операция. Но никто не выступит против такой операции. Теперь некоторые мобильные операторы позволяют с телефонного счета в компании списывать деньги, чтобы купить что-нибудь, например, музыку, программное оборудование. Это уж точно банковская операция. Здесь можно было бы возразить, чтобы такая операция была разрешена не банку, но общественное мнение не позволит.

И, наконец, самая большая зона неопределенности, которая угрожает банковской системе - это электронные кошельки. Они предлагают расчеты внутри себя. Недавно мой знакомый переезжал на новую квартиру и позвонил по телефону диспетчеру заказать автомобиль. Диспетчеру, объединяющему несколько ПБЮЛ. Но диспетчер, чтобы подтвердить подлинность заказа, попросил перевести деньги на счет в «Яндекс-деньгах». Он перевел, машина приехала.

Водитель, если у него сломалась машина, звонит в контору и сообщает, что ему нужно. Ему говорят, чтобы вы нас не обманули, переведите на на счет в «Яндекс- деньги», он списывает со своего счета, и его обслуживают.

Что такое «Яндекс», это понятно, так как известен его руководитель. Но вот появляется в интернете банк, который называется Perfect Money. Его владельцы сообщают о себе: физически банк находится в Цюрихе, а зарегистрирован на Панаме. Но, я знаю, что в Цюрихе никакого Perfect Money нет. А где «Яндекс-деньги» находятся?

20-ка в очередной раз поставила вопрос о закрытии офшоров. Я бы на месте 20-ки уже плюнул на офшоры. Понятно, где они находятся. А где находится Perfect Money? Тем не менее они совершают все банковские операции. К вам никогда не придет налоговая, а куда приходить?

Я был преподавателем, и у меня сохранились хорошие отношения с бывшими студентами. Некоторое время назад дума принимала закон по борьбе с коррупцией, и ко мне пришли дети студентов. Поблагодарили и сказали, что тоже борются с коррупцией - они перестали платить преподавателям деньги в наличной форме.

Преподаватель открывает виртуальный кошелек и говорит студенту: «Если на моем счете окажется 2030 руб., ты получишь зачет». Замечательный способ и никак не поймаешь.

Я попросил помощников провести эксперимент - платеж, целью которого является взятка, так и написали, все прошло.

Скорость передачи информации очень увеличилась. Недавно последняя надежда была выбита из под моих ног. В думе обсуждался закон о работе платежных автоматов. Закон вводит два понятия - оператора по приему платежей и платежного агента. Оператор - юридическое лицо, которое присваивает себе статус оператора, заключив договор с лицом, которому обязуется передавать деньги. Под это определение подходит электронный кошелек. Оператор электронных платежей, по закону, должен встать на учет в органы финансового мониторинга. Принимать деньги он может от физических лиц, при этом имеет право принимать платежи до 15 000 руб. Он может нанять платежного агента, который не обязан становиться на учет, но может принимать платежи от физлиц от своего имени, в свою кассу, и, следовательно, если я опускаю в платежный автомат 100 руб., то эти деньги становятся его, он передает их платежному оператору, а тот должен рассчитаться с магазином или с сотовым оператором. С 1 июля эти схемы будут легальны.

Два года назад МВД возбудило несколько уголовных дел, когда такие платежные системы крали деньги. Но тут началась компания по подготовке этого закона и правоохранительные органы остановились, потому что не знают, что их ждет, нужно это или нет. Дела в Мурманске и Череповце развиваются ни шатко, ни валко. Разумеется такое положение чревато скандалами, которые под ковер не заметешь. Хотя номинально закон разрешает через виртуальныебанки платить физическим лицам.

Если у банков много юридических лиц, то возникает возможность через деньги физлиц проводить клиринг за счет электронных денег, которые будут на счетах виртуальных банков. За все платят физлица. Через короткое время эти банки накопят деньги и станут заметными участниками рынка, но они не будут под надзором, не будут предоставлять отчетность. Реальные банки уязвимы по сравнению с ними. Если ничего не изменится, то реальным банкам я не завидую.

2009-06-16
&laquo;Если за вашими деньгами не следят до вечера, то банковское законодательство не будет выполнено&raquo;
По моим представлениям, если за вашими деньгами не следят до вечера, то банковское законодательство не будет выполнено. Утром даете 100 руб, а вечером вам отдают 120. Для этого нужно банковское законодательство.

Недавно в газетах появился Герман Стерлингов. В нескольких газетах я видел его объявление: «Деньги больше не нужны». Он предлагает бартер-клиринг. Когда-то в 90-х годах, когда банковская система хромала на четыре ноги, я наблюдал незаконный банк. Это было объединение людей, которые собрали несколько десятков предприятий, технологически связанных между собой, собрали [с них] наличные деньги в качестве залога и проводили расчеты между ними раз в неделю. И для того, чтобы расплатиться, они выводили чистую задолженность, и когда надо выдавали и забирали наличные деньги. Работала эта система по телефонному звонку, кодом являлся звук голоса, по голосу узнавали клиента и законность операции.

Это работало идеально, пока не восстановились платежи через обычную банковскую систему. Этот банк определенную роль сыграл, т.к. через обычные банки нельзя было рассчитаться. То, что предлагает Стерлигов, – это сильно усовершенствованный незаконный банк. Он предлагает предпринимателям объявить, что они хотят купить и продать и найти контрагентов. Тогда деньги будут не нужны, т.к. клиринг будет осуществляться внутри этого банка, платежи не будут проходить по обычным банкам. Налоговые органы не смогут понять, какие платежи проходили бы, если бы они осуществлялись обычным образом.



2009-06-16
«До 40% жалоб клиента признаются необоснованными по итогам рассмотрения»
о работе с жалобами клиентов:

Прием жалоб клиентов «ВТБ 24» осуществляется различными способами. Клиент может подать жалобу через отделение, где он обслуживается, через круглосуточный call-centrе; а так же оставить свое обращение на сайте банка. Необходимо отметить, что очень важна работа с клиентом в момент его обращения в банк с желанием пожаловаться, подать претензию. Ведь многие ситуации вполне реально урегулировать в момент обращения клиента, оперативно ответить на вопрос, предоставить грамотную консультацию.

Работа с обращениями клиентов в банке ведется на централизованной основе операционным департаментом банка. Время на рассмотрение различных обращений клиентов может занять разное количество времени. Внутренними правилами установлены сроки рассмотрения претензий – для разных типов претензий они разные. Например, есть вопросы, которые можно решить буквально в режиме on-line. Некоторые ситуации требуют определенное время для качественного их рассмотрения.

Причины возникновения претензий и жалоб клиентов на верхнем уровне можно разделить на 3 основных типа: претензии, возникшие в связи с техническими проблемами, сбоями в работе программного обеспечения, отключением электроэнергии, отсутствием связи; претензии, возникшие в связи с недопониманием клиентами условий обслуживания, порядком начисления процентов, тарифов и т.д.; претензии, возникшие из-за ошибок сотрудников банка По каждой поступившей претензии или жалобе проводится тщательное расследование. В настоящее время до 40% претензий и жалоб по результатам расследований признается необоснованными.

2009-06-16
«На сайте банка действует специальный сервис»
о службе рекламаций в банке:

В «ХКФ Банке» активно разрабатывается специальный проект «claim management», цель которого – постоянная связь с клиентом, учет пожеланий и замечаний наших заемщиков. На сайте банка действует специальный сервис. Каждый желающий может заполнить специальную форму и отправить свои рекомендации по улучшению сервиса, жалобы, или благодарность сотрудникам. Заполненная анкета автоматически поступает менеджеру банка, который обрабатывает информацию и предпринимает дальнейшие действия в зависимости от характера послания. Срок рассмотрения письма – одна неделя. После его обработки клиент получает ответ на свой запрос и информируется о дальнейших действиях банка. В основном жалобы и предложения клиентов касаются вопросов обслуживания банковских карт, оплаты кредита, начисления процентов по вкладам.

2009-06-16
«Индор-ТВ не дает пока хорошего охвата»
Станислав Бетин, директор по маркетингу Home Credit, о продвижении в нестандартных медиаканалах:

Планируя свои рекламные кампании, мы не привязываем их к каким-то конкретным каналам продвижения. Исходя из профиля наших потенциальных клиентов, мы отбираем те точки контакта, когда наше сообщение будет воспринято нужным человеком, с должным уровнем внимания, в правильном контексте и за приемлемую цену. Индор-ТВ не дает пока хорошего охвата, чтобы сравнивать его с телевидением, и не имеет возможности выделять какие-то особые группы, как, например, пресса, чтобы считать его аффинитивным.




2009-06-16
&laquo;Количество наших рекламодателей выросло процентов на 30%"
о рекламе в фитнес-центрах:

Количество наших рекламодателей за последние 5 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2008 года выросло процентов на 30%, равно как и оборот компании. Каждый месяц на Fitness-TV крутится реклама 5 – 6 клиентов. Несмотря на то, что в преддверии лета никаких новых больших контрактов заключено не было, на период сентябрь – декабрь запланировано очень много размещений: на 50 – 60% больше относительно прошлой осени. Если в 2008 году у нас были заключены договоры на этот период где-то с 10 – 15 клиентами, то теперь, если все запросы подтвердятся, будет порядка 40.

В начале года мы ввели для рекламодателей «антикризисные предложения»: трансляция 10-секундного ролика в течение месяца вместо 300 000 рублей теперь стоит 100 000. Кроме того, появились и дополнительные возможности продвижения: выкладка рекламных материалов на ресепшен, размещение баннеров, постеров, лайтбоксов, стикеров в фитнес-клубе и т.д. Об оказании этих услуг нас попросили сами рекламодатели – многие фирмы, с которыми они работали по подобному размещению в фитнес-клубах, видимо закрылись из-за кризиса, а спрос остался.

Например, сеть спортивных магазинов «Профи Спорт» с помощью размещения только на Fitness-TV и выкладке своих каталогов на ресепшен фитнес-клубов реализовала зимнюю коллекцию одежды. Двухнедельную акцию провел и другой наш клиент – «Глававтопрокат», предлагающий услуги заказа такси бизнес-класса по умеренным ценам. Мы транслировали их ролик, а в холле девушки-промоутеры раздавали листовки и каталоги. Машину, которая доставляется в течение часа, можно было заказать на месте, и услуга оказалась востребованной.

В феврале мы заказали исследование эффективности наших носителей «Ромиру», которое показало, что экраны в раздевалках замечают в среднем 90% посетителей фитнес-клубов, а рекламу на них – около 86%, причем столько же относятся к увиденным роликам положительно.

2009-06-16
«На таких моногородах нужно учиться»
О национализации предприятий, где протестуют рабочие:

Двоякая ситуация. Лучшее решение – это санация предприятий и отстраивание грамотной социальной политики. Но это долгое дело. То есть переподготовка, общение, выплата пособий, общественные работы, поддержание бюджетной занятости. Поддерживать убыточные предприятия – это самое плохое решение. Если у бизнеса не получается, у государства не получится тем более. Как вы знаете, в Пикалеве Дерипаска фактически получил госкредит на то, чтобы выплатить всем зарплаты. Но я понимаю, что при таком некачественном государстве, как у нас, ничего другого быть не может. Они не могут даже отстроить нормальную социальную политику. У нас раздутое, бестолковое государство, не умеющее делать свою работу.

Для людей, для советского человека, который все еще советский – это да, спасение. Убытки этого завода будут покрывать из бюджета. Простой советский человек не понимает же, что с его налогов это покрывают. Ему главное, чтобы зарплату платили. С точки зрения модернизации экономики это убийственное решение. Мы вешаем себе на грудь безусловно неконкурентоспособное предприятие. Это патовая ситуация. Здесь нет никакого хорошего решения при том качестве государства [о котором шла речь].

Я считаю, что можно делать программы санации, но нужно по-другому относиться к этим делам. И нужно учиться на таких моногородах, давать старт программам санации городов. Но там вертикалью не поработаешь. Там с людьми надо разговаривать, делать внятные социальные контакты. Кто может – [тем] помогать переезжать. Кто не хочет переезжать – устраивать общественные работы. Правильно организовывать бюджетную занятость, не сокращая уж ее точно. Грамотно используя разные формы поддержки. Они все есть, инструментарий есть, этим нужно уметь пользоваться. И терпение нужно, за год это не делается. А так, как всегда, проще всего: деньгами заливаем. Два города и поселок они потянут. Когда их будет 30 – 40, уже у них здоровья не хватит. Пока это плохое решение, но иного я не ожидала. Очень жаль.

2009-06-16
«Интерес к new media стал избирательнее»
о преимуществах и недостатках нестандартных медиа:

С начала этого года, когда основной практикой рекламного размещения на рынке стало краткосрочное планирование с акцентом на максимально возможное прогнозирование охвата и стоимости контакта с потребителем, интерес к new media изменился. Он стал избирательнее. И в докризисные времена сложность продажи new media заключалась в сложности просчета количества привлеченных потребителей, поэтому часто такие предложения добавлялись в качестве «вишенки на торте». Сейчас new media особенно ценно возможностью точного, целенаправленного взаимодействия с потребителем и возможностью произвести «wow-эффект».

При точности и качестве контакта, у нестандартных медиа есть минусы – высокая стоимость (относительно недорогого российского телевидения) и не абсолютно точный расчет охвата (хотя в любом канале коммуникации есть свои погрешности). Кроме того, в отсутствии крупных селлеров на рынке приходится работать с большим количеством нишевых подрядчиков без единой системы ценообразования.



(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное