Человек и Бог, творящие друг друга: о книге Юрия Антоняна
Сегодня в Государственной Думе РФ освободился пораньше и поехал на Ярмарку интеллектуальных
книг в Центральный Дом Художника напротив Парка культуры. Глаза разбежались.
Истратил все деньги, которые были при себе (около 150 у.е.), но остались издания,
не приобрести которых нельзя – томики собрания сочинений Бахтина, ряд изданий
по искусству и энциклопедий. Надо в субботу взять денег побольше и закупить необходимое,
не торопясь.
Листаю книги, вчитываюсь в тексты – испытываю высшее интеллектуальное наслаждение.
Почему в годы распада и гниения моей страны – столько роскошных изданий и столько
изысканных умозрений. Первое, что приходит на ум – в гниющем теле России жируют
черви паразитов, в гниющем духе России набухают гнойники умников. В надстройке
действительно наблюдается как бы пиршество демонов.
Я задумался – почему появилось столько надстроечных умников, хотя страна ныне
живет по-глуповски и даже по-абсурдному. Почему от всей этой массы умничающих
книг – никакого прока для российского общественного сознания. На выборах подавляющее
большинство русских избирателей отдадут свои голоса за дешевых демагогов, лжецов,
шкурников? Почему из всех возможных решений принимаются наихудшие? Почему, хотя
в России живет столько умников, она никак не может, в отличие от своих соседей
на юге и востоке, приступить к переназревшей постиндустриальной модернизации,
для которой имеются, казалось бы, все предпосылки – сказочные ресурсы, квалифицированная
дешевая рабсила, высокотехнологичные наработки в самых перспективных направлениях,
более или менее развитая инфраструктура?
Я объясняю данное кричащее несоответствие в основном тем, что наши умники не
являются экономически-самодостаточными и потому политически-субъектными людьми,
они преимущественно служат наемными работниками. Не будучи самодостаточными хозяевами,
они не укоренены в субъектности и потому мыслят шаблонно, как обычная вычислительная
машина, тасуя мозаику заимствованных штампов и концепций. Для них базисная субъектность,
то есть экономическая самодостаточность, - за горизонтом восприятия и понимания.
Поэтому, не укорененные в базисе, они витают в надстройке.
Между тем – Бог не в надстройке, а в базисе. Бог – это базис, основа, Первоначало.
В надстройке гнездятся не первозданные, а производные сущности, в том числе бесы.
Лишь упав с креста надстройки, умирая в почве и прорастая в ней, - плод попирает
смертью смерть и укореняется в Бытии. Базис – бытиен, надстройка – сущностна.
Между тем, кто мыслит базисно, и тем, кто мыслит надстроечно, - пропасть не только
в стиле мышления, но и в онтологии мышления. Это разные мышления. Мыслящий базисно
– естественно мыслящий, а мыслящий надстроечно – мыслящий искусственно.
Мыслящий надстроечно не может в принципе понять базисного человека, его систему
ценностей, его жизненно-политическую мотивацию. Не доходит до надстроечника,
почему базисник готов идти на смерть ради защиты собственности, захвата рынка,
самоутверждения. По-моему, надстроечник внутренне не осознает ту волю к субъектности
(свободе), которая движет базисником и называется Фридрихом Ницше «волей к власти»,
а Мартином Хайдеггером – «волей к воле».
Идеальный мыслитель – базисник (экономически-самодостаточный), умеющий «заземлять»
хитросплетения надстроечников к тем или иным базисным интенциям, интересам, векторам.
Тогда прихотливые надстроечные парения и выверты упорядочиваются в фундированную
систему, классифицируются и изучаются строго-научно.
Сейчас читаю книгу о взаимонеобходимости Бога и Человека: Антонян Юрий Миранович.
Человек и Бог, творящие друг друга. Москва: Логос, 2003, 407 стр. Интересна глава
«Бог как виртуальная реальность» (стр. 229-247). Очень насыщенная монография,
но подкрепляющая мою концепцию «прикладной эсхатологии». Несколько заметок имеет
смысл посвятить данному исследованию. Но общую его суть передает следующий отрывок
(стр. 237):
«Исповедание Бога как виртуальной реальности исходно предлагает построение единой
теории и такой модели мира, в которой благодаря творцу все связано друг с другом
и со всеми, но через него и в зависимости от его воли. Однако разум, созидающим
подобную модель, как это ни парадоксально, как бы выходит из нее, наделяя Бога
исключительными возможностями, особым разумом. В то же время указанная модель,
собственно говоря, беспредельна, поскольку в нее включена безграничная вселенная.
Бог как реальность наивысшего иерархического уровня определенным образом развернут
и доступен в ощущениях, переживаниях, представлениях, понимании, что мощно и
чаще неотвратимо убеждает в его реальности. Он поэтому входит в жизнь, о нем
знают в силу собственного познания, из повседневного общения, священных книг,
символов и т. д. Следовательно, он является реально ощущаемым, видимым, несомненным,
способным торить иные реальности, которые в силу своего генезиса также становятся
ощущаемыми, видимыми, несомненными. Здесь велика роль самого творящего человека,
его активность. Однако не следует думать, что только исходная реальность — Бог
— энергетически питает порожденное им же: последнее тоже укрепляет своего творца,
воздействуя, конечно, при этом и на его личность. Бог как виртуальная реальность
обладает всеми ее специфическими свойствами независимо от ее природы (физической,
психологической, социальной и т. д.): порожденностью, актуальностью, автономностью,
интерактивностью».
Трудно с этим не согласиться.