Симулирует «борьбу с коррупцией»
Лицом к лицу – лица не увидать. Многие россияне до сих пор не осознают, в каком
обществе они живут. Они не понимают, что Россияния насквозь коррумпирована, причем
не снизу доверху, а сверху донизу. Шкурничество превратило «элиту» в воров и
предателей ещё в позднесоветские времена, а сегодня более или менее порядочные
люди наверху – это случайность, «белая ворона».
На самом верху стоит «всенародно избранный» и горячо любимый электоратом президент
Владимир Путин, которого подобрали и поставили для смотрения за воровским порядком.
Рыба гниет с головы. Беззаконие и безнаказанность при Путине усугубились. Однако
новые путинские мочители чувствуют себя обделенными старыми ельцинскими карманниками.
Начались нескончаемые разборки. Всплыли ужасающие для простого обывателя вещи,
и даже некоторые люмпен-интеллигенты пришли в недоумение, начался шепоток. Для
того, чтобы обеспечить новый прилив верноподданнических чувств у низовых обездоленных,
Путин милостиво согласился «усилить борьбу с коррупцией» и учредил своим указом
Совет по борьбе с коррупцией при президенте.
Лучше бы он этого не делал. Он сделал жест перед десубъектизированным массовым
электоратом, но его покорность и поддержка и так гарантирована, а вот ещё одна
часть субъектного меньшинства, а именно от субъектных зависит в конце концов
общественное мнение и политическая ситуация, - укрепилась в антипутинском настроении.
Об этом свидетельствуют публикации в ряде печатных СМИ и даже комментарии некоторых
телеаналитиков.
Путин – неглупый человек и прекрасно осознает, чьё мясо ест. Он, конечно, великолепный
и почти гениальный лицедей, но в данном случае сыграл не на ту публику. Разумеется,
он опасается контроля со стороны не всегда контролируемой им общественности над
своими высокопоставленными сверхкоррумпированными опричниками, главной опорой
его самодержавия. Но Совет в таком бутафорском виде лучше было вообще не создавать.
В Минэкономразвития, представившим в Кремль первоначальный вариант, видели орган
по борьбе с коррупцией несколько иначе. Как сообщил «Независимой газете» источник
из этого министерства, «на выходе получилось не совсем то, что хотели». А хотели,
в частности, как раз включить в Совет – общественность (http://www.ng.ru/politics/2003-11-26/2_corruption.html).
Некоторые предлагали даже придать органу по борьбе с коррупцией самостоятельный
статус в системе исполнительных органов власти. "То ли испугались общественности,
обеспокоенной созданием очередного силового органа с непонятными, возможно, даже
чересчур широкими полномочиями, то ли существующим силовым органам новая структура
показалась излишней, что вероятнее, - рассуждал собеседник "Независимой Газеты",
- но созданный Совет решили ограничить теми функциями, который он в итоге получил".
При Совете создаются две профильные комиссии - комиссия по противодействию коррупции
и комиссия по разрешению конфликта интересов. На них скорее всего и ляжет основное
бремя борьбы со взяточничеством в рядах госслужащих.
Первая комиссия будет заниматься скорее теоретическими изысками, то есть анализировать
федеральное, региональное и местное законодательство на предмет норм и положений,
создающих почву для коррупции, и готовить соответствующие предложения.
Вторая же комиссия займется практическими вопросами, а именно - разбором конкретных
дел, где, как и по каким причинам у госслужащих возник конфликт интересов. На
рассмотрение этого органа будут выноситься поступки, "умаляющие авторитет государственной
власти" или поступки, вызывающие сомнения в объективности и беспристрастности
лица, их совершившего. Члены этой комиссии даже могут приглашать на свои заседания
чиновников органов власти любого уровня. Правда, комиссия "не рассматривает сообщения
о преступлениях и правонарушениях, не проводит проверки по фактам нарушения служебной
дисциплины", то есть ни коим образом не дублирует соответствующие правоохранительные
ведомства. А "решения комиссии по разрешению конфликта интересов носят рекомендательный
характер".
Примечательно, что состав комиссий еще не сформирован. Как сообщили «Независимой
Газете» в кремлевской пресс-службе, пока даже приблизительно неясно, кто станет
их членами и будут ли там представители общественности (Меликова Наталья. «Сбоку
бантик» для борьбы с коррупцией // Независимая Газета, Москва, 26 ноября 2003
года, стр. 2). И действовать они начнут неизвестно когда – решат после президентских
выборов в марте 2004 года.
Уровень представительства в созданном Совете – самый высокий. В него войдут руководители
всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Заметим, что
все эти руководители – более или менее послушны Путину, за исключением, возможно,
осторожного, но себе на уме Зорькина. Да и решения новоиспеченного Совета будут
носить не обязательный, а рекомендательный характер. Так что непосредственно
бороться с коррупцией будет та же путинская опричнина – МВД, Минюст и Генпрокуратура.
Мы в своей надпартийной Программе постиндустриальной модернизации России «Путь
из тупика» (www.put-iz-tupika.ru) предлагаем для борьбы с коррупцией и произволом
прежде всего «правоохранительных органов» создать наверху Трехстороннюю комиссию
из представителей исполнительной власти, направляемых Государственной Думой РФ
парламентариев из разных фракций и организованной правозащитной общественности.
В Пункте 10 «Общественный контроль над судебно-правоохранительной системой» говорится:
«Для борьбы с вопиющим произволом и коррупцией в судебно-правоохранительной системе
и для предотвращения скатывания судейской, прокурорской, милицейской и прочих
силовых корпораций фактически на уровень преступных сообществ, связанных круговой
порукой, “общаками” и безнаказанностью и работающих преимущественно “на заказ”,
что всегда сопровождается нарушением процессуальных кодексов и инструкций и поломанными
человеческими судьбами (поборы, избиения, пытки, изымания денег и ценностей,
неправедные приговоры и отсидки), - предлагается создать на муниципальном, региональном
и федеральном уровнях Трехсторонние комиссии из представителей администрации,
депутатов и общественности, имеющие право, как ГАИ в случае нарушений правил
дорожного движения, в бесспорном порядке взыскивать в пользу пострадавших адекватные
возмещения нанесенного им ущерба персонально с судей, следователей, прокуроров
и других должностных лиц, допустивших по небрежности, ошибке или злому умыслу
явные нарушения процессуальных норм».
Такая независимая Трехсторонняя комиссия при президенте, в отличие от создаваемого
чисто декоративного Совета по борьбе с коррупцией, должна в первую очередь обсуждать
неправовые действия самого Президента, Генерального Прокурора, руководителей
федеральных судов и спецслужб, министров-мошенников и других высших должностных
лиц. Решения Трехсторонней комиссии при президенте должны быть обязательными,
но сводиться к штрафу и возмещению нанесенного ущерба. Они должны предаваться
гласности. Они могут быть поводом к дальнейшим разбирательствам – импичмент президента,
парламентское или служебное расследование, возбуждение уголовного дела.
А создание Путиным нового Совета, это ясно, лишь симулирует борьбу с коррупцией
и ещё раз убеждает в тупиковости нынешнего компрадорско-полицейского режима.
Как замечает Александр Шохин из Российского союза промышленников и предпринимателей,
подобные Советы при президенте – «скорее сбоку бантик», чем реально действующие
структуры. Бал будут продолжать править опричные мачо-мочители. Террористов почти
замочили, олигархов домачивают, комуняк мочат. А низовых русских купцов Калашниковых
и прочих предпринимателей как доят и придушивают, так и будут душить и мордовать.