От идеологии – к Программе
Оглушительный вывод – предстоящие выборы будут беспрограммными! Вчера Центризбирком
допустил к участию в выборах 23 партии и блока – и ни у кого нет программы, а
есть общие слова, призывы и вранье. Правда, стал модным лозунг – изымать природную
ренту во благо общества, но опять-таки никто не конкретизирует, как она будет
изыматься и куда и кому направляться. Зато фантазий, идей и рассуждений о мировой
миссии России – выше крыши.
Голова кругом идет от идеологий. Одна другой замысловатее и одна другой умней,
и почти все «как в европах». В результате благодаря информационной самозащите
у меня в мозгах эти идеологии гасят друг друга, остается некое сожаление – зачем
я всё это изучал, во все эти надстроечные умствования вникал.
Идеологии бывают разные – белые, черные, красные. А также зеленые и желтые. И
чаще всего – серые. Даже классифицировать их противно. Уж чего на Руси хватает
– умников, дураков и графоманов.
Книг о спасении России выходят сотни, сайтами с думами о ней – тысячи. Жизни
не хватит всё прочесть. И чем больше читаешь – тем пустоголовее становишься.
Но ведь я сам тоже пишу каждый день. Я тоже проповедую свою идеологию. Я тоже
создаю информационный шум.
Если я занимаюсь спортом, физическим или умственным, то должен каждый день упражняться,
тренироваться. Мой «Философско-политический дневник» - мои ежедневные умственные
упражнения, умкультзарядка., а также форма общения с действительными или возможными
сторонниками. После прошлогоднего активного участия в сетевом форуме civitas.ru
пришел к выводу, что распыляю свою идеологию и свое время, и придумал более эффективный
и более дисциплинирующий вид идеологического Интернет-творчества – Ежедневник.
Уверен, что моя идеология – очень жесткая и цельная – включает другие «архетипические»
или «парадигматические» идеологии как частные случаи, как спектральные линии
некоей порождающей матки-матрицы. В то же время знаю, что она – глас вопиющего
в пустыне. Даже если бы я проповедывал свои взгляды по телевидению или в миллионотиражных
газетах и книгах, им вряд ли внимали бы более нескольких десятков моих сограждан.
Дело в том, что моя «сверхидеология» заведомо раздражает сторонников «частных»
(= партийных, от слова part – «часть») идеологий.
Сторонник коммунизма отшвыривает мои заметки, усмотрев апологию частной собственности
в призывах к экономической самодостаточности, а сторонник капитализма возмутится
моей пропагандой низовой самоуправленческой артельности-кооперации, усмотрев
здесь апологию народничества, анархизма и антиглобализма.
Националисту и антисемиту противно мое уважение к каждой нации и к каждой культуре
и конфессии, моё толерантно-политкорректное отношение к «другим» и мой идеал
межнационального-межрасового взаимообогащающего сотрудничества, а космополиту-мондиалисту-«новому
номаду» ненавистен мой примат безоговорочной поддержки интересов прежде всего
«своего» родного народа – русского.
Все четверо – коммунист, капиталист, националист, мондиалист – дружно обвиняют
меня в эклектике и непоследовательности и с чувством собственного превосходства
(превосходства своей частно-партийной идеологии) посылают меня подальше.
Напрасно объяснять, что все мировые религии и все науки утверждают единство рода
человеческого, и учет интересов других людей и народов – естественен и обязателен.
Напрасно объяснять, что в первую очередь надо нести ответственность за свое человеческое
достоинство и соответственно за достоинство своего рода, народа, Родины.
Напрасно объяснять, что паразитствовать и хищничествовать и геноцидствовать,
как делают шкурники и мародеры, - это зло.
Напрасно объяснять, что стремиться надо к самодостаточности и субъектности для
всех, а не только для «наиболее приспособленных» и беззастенчивых и бессовестных,
как в школе обучают и воспитывают и стремятся из несмысленышей сделать сделать
полноценных людей всех без исключения, а не только самых умных, шустрых и богатых.
Людоед не поймет нелюдоеда, овца не поймет ни волка, ни охраняющего стадо пса,
а пёс вряд ли поймет «несвоего» хозяина.
И того, кто понимает всех, обычно почти никто не понимает.
Мой метод справиться с прихотливой надстройкой идеологий – «на землю!», «базисная
редукция». Спуститься с вершков мифов к корешкам алгоритмов, с небес фантазий
на почву интересов. Вообще-то этот метод не мой, а всех философов от досократиков
и Платона до Канта и Маркса. В прошлом веке его довели до «чистой методологии»
такие титаны, как Гуссерль, Хайдеггер и Деррида. И абстрактные идеологии при
базисной редукции скукоживаются до того или иного конкретного программного положения,
в котором феноменологизируют-выявляют или свою дурь, или свой позитив.
Следует признаться, что методологически меня подтолкнул к методу «базисной редукции»
в 1960-х годах один из моих выдающихся учителей знаменитый философ и корифей
«диалектической логики» Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979), с которым мне
посчастливилось тесно неформально общаться в бытность мою аспирантом Института
философии Академии наук СССР и ректором Университета Молодого Марксиста при ЦК
комсомола в 1962-1965 годы. Эвальд Васильевич дружил с другим знаменитым философом
и корифеем «формальной логики» Александром Александровичем Зиновьевым, и вообще
тогда в СССР бурлила творческая философская жизнь, мы заново недогматически перечитывали
Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимиора Ильича Ленина и жадно впитывали
достижения современной западной мысли, особенно меня интересовали Мартин Хайдеггер,
Карл Ясперс и неомарксисты-«франкфуртцы». Вышедшая тогда монография Э.В. Ильенкова
«Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса» - до сих пор лежит
у меня под рукой на столе.
Итак, практические предложения Программы являются материализацией «восхождения
от абстрактного к конкретному. И практика предложений становится критерием истинности
не просто Программы, а лежащей в её «духовном коде» идеологии. По плодам их узнаете
их. По практическим предложениям Программы более или менее легко узнать её идеологические
корни. И тогда вместо мистифицирующих идеологических словопрений имеем дело с
базисным социально-экономическим интересом и соответственно с политической верификацией.
Я хочу быть хозяином (субъектом) «своей» страны – один интперес и одна политика.
Я хочу быть хищником (компрадором) в «этой» стране – другой интерес и другая
политика.
Есть также интересы смутные и утопические и соответственно политика и политиканство
пустозвонные, популистские, демагогические. То ли конституции хочется, то ли
севрюжины с хреном. Хочется и на х.. сесть и рыбку съесть.Многие хотят и коммунистическую
невинность соблюсти, и демократический капиталец приобрести. И так далее. И меня
попутно критикуют – мол, вон какой Скурлатов бяка, выдвигает в авангард всей
новой и в том числе современной истории не рабочий класс и трудовое крестьянство
(массы трудящихся, эксплуатируемых, несубъектных) и даже не свободолюбивую интеллигенцию,
а каких-то «низовых экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных
хозяев» и называет их «третьим сословием» или «мелкой буржуазией». Это что получается
– «мелкая буржуазия», это сплошное пошлое филистерство, превращается у него в
двигатель прогресса?
Между тем история хладнокровно свидетельствует, что Карл Маркс вместе с Владимиром
Лениным и Фидель с Че – выходцы из разночинно-мелкобуржуазной среды, принесшие
пролетариату классовое сознание извне и как «вожди» осубъектившие его. Разве
Сталин вышел из семинарских рабочих и Троцкий – из местечковых крестьян? Протрите
глаза! Когда рушилось «государство рабочих и крестьян» (Советский Союз) – где
вы видели рабочих и крестьян. Разборка шла между нами, малочисленной мелкой национальной
буржуазией (Фронт Национального Спасения), и столь же малочисленной компрадорской
буржуазией, поддерживаемой Западом. Трудящиеся и обыватели прятались за занавесочками,
мы их не видели. И до сего дня не видим.
И могучее антиглобалистско-антимондиалистское движение возглавляют и организуют
и придают массовость не пролетарские массы, а новые средние слои профессионалов
и те низовые хозяева вроде французского фермера Жозе Бове, которые не хотят потерять
свою экономическую самодостаточность и политическую субъектность и изо всех сил
стремятся быть хозяевами.
Если спорить со мной – то давайте спорить по конкретным практическим предложениям
Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» (www.put-iz-tupika.ru),
а не уводить разговор в сторону – в обсуждение православия, самодержавия, народности,
национализма, свободы слова, правозащиты, демократии и прочего надстроечного
«бесконечного тупика». От идеологии перейдем к Программе, ведь выборы на носу,
будем судить партии и кандидатов по их программам, а не по их трепотне. «На землю!».