Дети-предприниматели
Пошла мода на школьное предпринимательство. Сообщают о девятикласснике, который
основал собственную фирму, а работниками нанял шести-, семи- и восьмиклассников.
И умиляются – как здорово, какое практичное поколение идет нам на смену.
Прочел в газете «Россiя» радостную весть из Иваново - «Институт поддержки малого
предпринимательства начинает реализацию нового социального проекта – организацию
детского акционерного общества. Ивановские старшеклассники открывают первое в
России реально действующее предприятие, в котором акционерами, а также руководителями
всех отделов будут только дети от 14 до 18 лет» (29 октября 2003, № 185 /821/,
стр. 4).
Опять уродство, обезьянничанье, дилетантство. Ведь есть науки педагогика и психология,
есть бесценный опыт великих педагогов-практиков, того же Макаренко. В конце концов
есть Пиаже, на открытия которого должна ориентироваться всякая педагогическая
система.
Какие детские акционерные общества? Между миром детей и миром взрослых – несколько
ступеней, и главнейший из них после семьи – детский коллектив. Семья – это не
акционерное общество! Есть эмоции между малыми и старшими в семье, и своеобразный
весьма значимый набор эмоций определяет развитие ребенка в детском коллективе.
Нельзя в него механически переносить деловые и далекие от совершенных отношения
взрослых.
Детскому коллективу ближе артельность, а не акционерность. В совместном реальном
труде и совместном заработке этот коллектив взрастает и взрослеет постепенно,
но делиться деньги должны не по акциям или по долям уставного капитала, а по
трудодням или по коэффициенту трудового участия. Не акционерное общество, а самоуправляемый
детский коллектив – вот что уместно и эффективно.
Совсем противоестественна и зловредна система наемного труда в детском предприятии.
Нельзя одним детям эксплуатировать других детей. Это деформирует психику, воспитывает
из детского предпринимателя – просто негодяя, потому что выжигает у него естественную
для детского возраста эмоцию детского товарищества и коллективизма, которая во
взрослой жизни служит мотором социальности.
Все эти нюансы – азбука детской психологии и азбука нормальной педагогики, нормальной
системы воспитания и развития. Кстати, подробно я разработал все эти вопросы
и довел их до конкретных предложений и реализаций почти двадцать лет назад, когда
заведовал сектором студенческой молодежи во ВНИИ проблем высшей школы Минвуза
СССР. Моя система воспитания и развития, которуя я изложил в ряде тогдашних
публикаций и выступлений, называлась «Школа – вуз – производства». Именно за
неё меня в 1985 году исключали из рядов КПСС и изгоняли с работы по науськиванию
«яковлевца» Г.Г. Квасова.
В нашей коллегиально-выработанной надпартийной Программе постиндустриальной
модернизации России «Путь из тупика» весь этот круг вопросов прописан следующим
образом:
«5. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАЦИИ
Для эффективной социализации подрастающих поколений, подтягивания качества учебно-воспитательного
процесса до постиндустриальных стандартов (с обязательной персонализацией обучения
и соответствующими мультимедийными Интернет-учебниками, связывающими учащихся
с лучшими людьми страны и мира, с достижениями современных наук и практик), необходимо
прекратить симуляцию реформ в образовании и организовать переход к реальной школьной
и вузовской автономии и самоуправлению.
Прежде всего следует наделить учебные заведения правом не облагаемой налогами
хозяйственной деятельности. Производство силами учащихся, студентов, курсантов,
преподавателей и практикантов пользующихся спросом изделий и их комплектующих
и сборка, а также возмездные услуги населению (интернетизация, уход за малыми
и старыми, уборка территории, теплицы, зверофермы, минипекарни, торговля и т.п.)
и договорные отношения с муниципальными службами и частными фирмами, - не только
укрепят финансовую независимость школ и вузов и повысят доходы преподавателей
и молодежи, но и с ранних лет приучат к экономической самодостаточности и привьют
навыки коллективной (артельной) деятельности. Экономическая самодостаточность
ученических (студенческих) самоуправляемых коллективов поспособствует развитию
молодежных спорта, самодеятельности, туризма.
Целенаправленная воспитательно-коллективистская вовлеченность учащихся в социально-экономическую
и культурно-духовную жизнь окружающего общества обеспечит материальный базис
для трудового воспитания и оптимальной профориентации молодежи, её здорового
образа жизни и физической подготовки, для морального неприятия ею наркомании,
алкоголизма, распущенности, проституции, безделья, для связи поколений. Предлагаемая
система за одно-два поколения выкует жизнеспособную нацию, готовую ответить на
вызовы глобализирующегося остроконкурентного мира».
Как видим, механистического переноса взрослого хозяйствования в детское здесь
нет, а каждое предложение вбирает достижения педагогической теории и практики.
Ясно, что дилетантство нанесет здесь больше вреда, чем пользы, а нынешнее российское
компрадорско-зависимое государство не заинтересовано в формировании жизнеспособных
подрастающих поколений. Поэтому нашу Программу нельзя продвигать через существующее
в России государство, но можно целеустремленно внедрять через депутатов всех
уровней и местное самоуправление.
Для этого, правда, нужна общефедеральная политическая организация типа Народного
Фронта.