Гераклит или Плотин на фреске Рафаэле «Афинская школа»?
Лет двадцать назад я по предложению Ильи Сергеевича Глазунова читал лекции в
возглавляемой им Академии живописи, ваяния и зодчества о творчестве Рафаэля,
о его знаменитой фреске «Афинская школа».
На лекции собирались студенты и преподаватели и приглашенные со всей Москвы,
делалась магнитофонная запись (её у меня сейчас нет под рукой), я истолковывал
замысел и смысл гениальной композиции через архетипы индоевропейского дохристианского
язычества и через устремления новоевропейской субъектности. Большое внимание
я уделял дихотомичности, взаимодополнительности и взаиморифмовки изображенных
на фреске личностей, олицетворяющих ту или иную «спектральную линию» человеческого
Дабыть (Dasein).
И вот сегодня в еженедельнике «Родная газета» прочел статью Даля Орлова «Сергей
разобрался с Рафаэлем» о том, что кандидат искусствоведения Сергей Белоусов из
Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева установил
имена всех 58 изображенных Рафаэлем персон (стр. 19 http://www.rodgaz.ru/index.php?RODGASID=6e254302e8187c1c1b71644586d4086a&action=Articles&dirid=25&tek=6748&issue=92).
Конечно, по журналистской публикации невозможно понять, насколько обоснованы
выводы Сергея Белоусова. Я посмотрел в Интернете и обнаружил работу семилетней
давности - Белоусов СЛ. Глобус-чертеж-небесная сфера: "Группа Зороастра" в "Афинской
школе" Рафаэля // География искусства: Сб.ст. / РАН. Рос. НИИ культурного и природного
наследия. М., 1996. С. 7-32. Значит, человек занимается темой серьезно.
Смущает идентификация ключевой фигуры на первом плане под № 6 – якобы Плотин.
Говорят, Рафаэль запечатлел в ней лик Микеланджело. Я в своих лекциях на основании
сохранившихся преданий и бытийной логики композиции склонялся к тому, что это
– Гераклит.
Слева от этой фигуры на композиции изображен Пифагор, и Гераклит с ним вполне
сочетается, а Плотин – нет. Все-таки Плотин – не столь бытиен и первозданен,
как Гераклит. Не может быть, чтобы Рафаэлю изменил тут вкус и, более того, божественное
вдохновение и даже откровение, которое передавалось через художника.
Надо найти запись тех моих давних лекций об «Афинской школе» Рафаэля и оформить
их в текст – они не менее принципиальны для моей системы взглядов, чем исследование
«Постигая Хайдеггера» или недавние заметки по «прикладной эсхатологии».