[svoboda] Статья:Провожали меня на войну.

<Провожали меня на войну:>
Сегодня, в День памяти и скорби, мы вспоминаем о погибших в боях, замученных
в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по тем, кто
подарил нам жизнь ценой своей жизни. Памятные мероприятия проходят по всей стране.
Президент Владимир Путин в память о павших в Великой Отечественной войне возложил
венок к Вечному огню у Могилы Неизвестного солдата в Москве, в церемонии приняли
участие ветераны.
После 22 июня 1941-го о Великой Отечественной сложат много песен и стихов. Но
вот <Прощальная> на мотив <Синего платочка> появилась уже 29 июня, через неделю
после начала войны. Никто не мог знать, когда придет Победа, поэтому - так много
слов о расставании. О том, как уходили и как провожали на войну. Между <До свидания>
и <Прощай> - разница в жизнь, уходя на войну, чаще всего прощались:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Кончилось мирное время,
Нам распрощаться пора,
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе навсегда.
Искусствоведы по сей день спорят об авторстве песни, поэтому обычно указывается:
<Слова народные>. Наверно - так, потому что у нее много вариантов, позже в песню
уже вошли слова о разгроме немцев под Москвой. Война была народной - и народ
складывал свои песни.
В этой войне, длившейся 1418 дней и ночей, страна потеряла около 27 миллионов
человек.
Минувшей ночью по всей России, от Дальнего Востока до Калининграда, люди зажигали
свечи в память о тех, кто попрощался - и не вернулся, несли цветы.
Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.
Ничего б не случилось со мной,
Если б вдруг невзначай разрыдался -
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался.
По деревенским обычаям уходящих провожали за околицу - вот о какой дороге говорит
фронтовик, поэт Федор Сухов. <Большие дороги>, на самом деле - проселки, они
вели на фронт деревенских жителей, <Усвятских шлемоносцев> Евгения Носова:
<Все это время, готовясь к последнему дню, наперед казнясь его неизбежной надсадой,
Касьян все же мыслил себе, как пройдет он по Усвятам, оглядывая, запоминая и
прощаясь с деревней, торжественно печалясь про себя, оттого что каждый его шаг
будет необратим, а путь его неведом; как выйдут за калитки остающиеся тут старики,
почтительно обнажат перед ним головы, наговаривая разное, вроде: <Час добрый
тебе, час добрый! Не сплошай там, вертайся!>; как будут вослед торопливыми жменьками
сыпать кресты на его заплечную суму глядящие в окна старушки, а деревенская детвора
молчаливым поглядом проводит его, ступающего в последний раз мимо изб, ворот
и палисадов>.
В последний раз:
В Екатеринбурге в Историческом сквере жители города выложили из свечей слово
<Помним>, в Волгограде сотни человек пришли на Мамаев курган на траурный митинг.
В Москве на Поклонной горе ровно в четыре утра люди возлагали цветы к монументу
Победы.
В День памяти и скорби во всех храмах Русской православной церкви совершаются
заупокойные богослужения. А семьдесят один год назад, в день начала войны, патриарший
местоблюститель, митрополит Сергий призвал верующих, собравшихся в Богоявленском
кафедральном соборе Москвы, весь народ дать отпор агрессору. В тот же день он
стал рассылать послание по всем приходам Русской православной церкви. <Вспомним
святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского,
полагавших свои души за народ и Родину>, - обратился он к соотечественникам.
- Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных
воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде
о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову
Соловья Разбойника. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа.
Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа
своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный
подвиг>.
В канун Дня памяти и скорби социологи сообщили о результатах проведенного в мае
опроса общественного мнения. Если бы сегодня началась война, то на фронт по призыву
пошли бы 23 процента опрошенных, 21 процент готов стать добровольцем, каждый
десятый постарался бы уехать в безопасную страну:
А теперь вспомним. В первый же день Великой Отечественной в районный военкомат
станицы Вёшенской поступило 280 заявлений добровольцев с просьбой направить их
в действующую армию, среди них - и Михаил Шолохов. На митинге в центре станицы
23 июня 1941-го он обратился к идущим на фронт землякам: <Со времен татарского
ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он
непременно выйдет победителем>.
В сорок первом наши родные знали, что победят. Но не знали, вернутся ли они живыми
домой, поэтому прощались.
Мы помним о них!
Специально для Столетия
С уважением
Нина.
дравствуйте, Нина.
Вы писали пятница, 22 июня, 2012 г., 22:03:51:
кто
стране.
Да с его стороны всё это ложь и лицемерие. Он ведь разваливал нашу
великую страну, а теперь возлагает неизвестно что. Это всё крокодиловы
слёзы. Кого он хочет разжалобить? Перевёртыш.