Иван Купала - что за праздник такой
Итак, Купала. Что же это за праздник такой? :Недомолвки здесь сродни обману.
Каждый год, <культурная> общественность, все шире отмечает ночь на 7 июля - так
называемого Купалу. Вообще в России нынче праздников не счесть. Как гласит народная
пословица, был бы повод:
Купала - один из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение
у него скорее всего не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота.
Купала - праздник Ярилы - божества солнца. Языческих культов солнца не счесть.
Обожествлять солнце - это не просто традиция всех язычников - это их незыблемое
правило.
Солнышко начинает идти на убыль - <умирает>, и надо его <подкормить>. Во всех
солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные,
а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их
энергией оно <подпиталось> и не <умерло> (древние ацтеки убивали для этого людей
ежедневно).
Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям - кратчайший способ доставки
энергии жертв на <небо>. Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры - это
остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники.
С этим же связан обычай прыгать через костер - это то, что осталось от жеребьевки.
Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки
прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось,
что таким образом <боги> избрали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас
сигает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?).
После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось
оплодотворяющее начало, и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его
культ подразумевал именно это активное <оплодотворение> - совокупление со случайным
партнером и было кульминацией <чудесной и таинственной> ночи Купалы.
Вот что пишут о процедуре этого праздника современные неоязычники: <Девушки и
женщины (в отличие от нынешних культработников, древние язычники детей на такие
праздники не пускали - и.И.) идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но
оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого (партнера на ночь - и.И.), обсуждая
с <кумушками> его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех
(во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании,
гадая: повезёт - не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий
все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев
и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых.
Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку,
он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если во время прыжка
руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если
же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не только для прыжка
- и.И.). На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой
венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает
его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После
этого суженые (то есть ставшие такими до рассвета - и.И.), взявшись за руки,
последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь,
омываются нагие в ночной воде>.
О том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить не будем.
Сами составители инструкции, понимая <специфичность> своих рекомендаций, спешат
добавить, что это <: не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва богам>,
и что <детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой>. Вот
она, полная правда о <безобидном>, <народном> празднике.
Купала - день <узаконенного> блуда.
Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу была храмовая проституция,
оргии по праздникам и т.д. Все это тоже считалось <жертвой богам>, и не менее
<восторженной>.
Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен -
демонам.
Бог Истинный - есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской
верности, защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под личиной <восторженного
богослужения> - жертва сатане. Не вымышленному рукотворному Яриле, а реальному
духу лжи и погибели.
Светские организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих
вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник
в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте.
Где гарантия, что через несколько лет, привыкшие к Купале люди, не узнают о его
полном <сценарии> и не начнут воссоздавать его?
Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения -
<бог> Ярило, ни нравственное содержание праздника, ничего хорошего не несут человеку.
Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в <бога> Ярилу.
Но и обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник
не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем -
загрязнит ум и сердце (если ему еще есть что терять в этом плане).
По большому счету, этот <народный> праздник давно уже глубоко чужд народу (как
чужды духу русского народа большевистские праздники).
Кто же организовывает ныне <Купальнинские> торжества? Кому они нужны? Как ни
странно этому содействуют (скорее по неведению - надо же что-то делать) районные
отделы культуры и сельские ДК.
Неужели нам больше отпраздновать нечего? Неужели нам не о чем вспомнить в своей
истории? Разве мало у русских памятных дат? Многие ли молодые люди помнят, когда
были Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение? Многие ли знают
наши, Калужские события: мятеж Болотникова, кровавую бойню в Боровском монастыре
в 1610 г., убийство Лжедмитрия II в Калуге, бои в Малоярославце в 1812 г., расправу
латышских стрелков над крестьянами <Улановского мятежа>, трагедию армии генерала
Егорова?
Я уверен, что про большую часть этих событий молодежь слыхом не слыхала. Но про
Купалу и Валентинов день им заботливые взрослые забыть не дадут - научат и просветят.
Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи
кого угодно, но не нормальных людей - хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных
и ответственных членов общества.
Еще один любопытный знак времени - попытка объязычить христианские праздники.
На Святках у нас - гадают, на Троицу - плетут венки, на Петра и Павла - танцуют
и гуляют. То есть раздники, по происхождению и сути христианские, лишаются свой
духовной и воспитательной нагрузки, становятся поводом или к обычному <оттягу>,
или, что еще горше - к делам оккультным (гаданию). Брать христианскую вывеску
и под ней делать то, что органически чуждо христианству, и таким образом спекулировать
на чужом авторитете - просто не этично.
Если кому-то хочется стать язычниками, сигать через костры, гадать, совершать
ритуальные купания, блудить с первым встречным, делать своих детей нравственными
уродами, приносящими под кустами <восторженную жертву богам> - пожалуйста, у
нас страна свободная (по крайней мере в этом).
Но, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность,
сказать о нем всю правду, что бы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки
здесь сродни обману.
Игумен Игнатий (Душеин)
С уважением
Нина.