Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Шинель

Шинель
Евгений Староверов
Эта история пересказывается из уст в уста уже не один десяток лет.
Перевирается, обрастает подробностями, апгрейдится применительно к эпохе и
местности.
Рискну рассказать её так, как рассказал мой дед, проживший на свете,
девяносто пять лет и не утративший мозги до своей последней минуты.

Шёл сорок пятый победный год. Конец лета, жара, повсеместное ликование,
слёзы радости и утраты. Небольшой полустанок Свердловской железной дороги не
отличался от своих собратьев ничем, разве что размером.
Такие же толпы встречающих, надеющихся на чудо. Уезжающие в город мешочники,
прикинувшиеся до поры пассажирами крючники, ворьё. Шум, сутолока, водоворот
эмоций.

На лавочке возле здания вокзала сидит одноногий инвалид. Грудь в медалях, в
руках гармонь. Звучат <Катюша> и <Огонёк>. Кто-то подпевает, кто-то тихонько
плачет. Ветерану подают водку, и он охотно усугубляет.
Две бабы, одна в чёрном платке не дождавшейся, другая пока ещё в цветном,
сохраняющем надежду, о чем-то беседуют, поглядывая в сторону автоматической
стрелки. С той стороны ждут поезд. Что он привезёт?

Семья из трёх человек, а именно мамаша, подросток лет двенадцати и очень
красивая девочка-девушка лет пятнадцати, тоже ждут поезд.
Мальчишка задирается, девчонка нехотя отмахивается от хулиганящего братца.
Вот он подкрался сзади, дёрнул сестрёнку за косу и бежать!
Сестра быстро разворачивается с оплеухой, но не успевает. Она пытается
догнать мальчишку, но вспоминает о своём статусе заневестившейся особы и
резко остановившись, крутит пальцем у виска. Мол, да пошёл ты.

Особняком, не примыкая ни к одной из групп, стоит моложавый полковник. Его
почти новая шинель из мериносового драпа, вызывает зависть у стоящего
неподалёку дедка. Когда шинель распахивается, из-под неё видны
многочисленные ордена и медали.
Полковник суров, спокоен, сосредоточен. Толчея перрона ни в малейшей мере не
касается его. Вояка где-то далеко, не здесь. По крайней мере, мыслями.

Толкаясь деревяшками от заплёванного перрона, проезжает безногий инвалид.
Поравнявшись с полковником, он отдаёт честь и полковник строго и уважительно
отвечает воину.
Поёт гармошка, подпевают ей желающие. Плывёт над головами людей песня
Клавдии Андреевны.

Вспомним, как на Запад
Шли по Украине.
Эти дни когда-нибудь
Мы будем вспоминать:

Проплёвывается старенький репродуктор и усталый простуженный голос объявляет
пришествие долгожданного поезда.
Народ по всей длине перрона начинает волноваться. Судорожно хватаются
котомки и мешки. Народ напирает к краю платформы.

Мальчишка, отчаявшийся развести сестру на игру, последний раз дёргает её за
косу, да крепко, с оттяжкой.
Девчонка, позабыв возрастные приличия, бросается за обидчиком. Они бегут
вдоль путей и мальчишка, сделав прыжок на рельсы, улепетывает со всех ног в
самый конец перрона. Ну, туда, где водокачка, ага. Девчонка не отстаёт.
Что-то грозное кричит мать, рельсы начинают подрагивать, где-то там, за
поворотом движется, приближается тысячетонная змея эшелона.

Девчонка нагоняет, ещё чуть, ещё миг, только протянуть руку. И в это время
её нога попадает в автоматическую стрелку, которая тут же, словно только и
ждала, с глухим стуком захлопывает свои стальные челюсти.
Люди на перроне понимают, что произошло что-то ужасное, дикое, не
вписывающееся ни в какие рамки. Девчонка рвёт ногу, кричит раненным зайцем,
но капкан держит надёжно. Он безлик, многотонен и лишён всяческих эмоций.

Кто-то из быстрых на ум, пытается освободить ногу девчонки. Тщетно! Кто-то
бежит в здание вокзала. Слышен крик, - да остановите же поезд! Как?!
Из-за поворота, сыто взрыгивая показывается дымящий краснозвёздный паровоз,
тащащий за собой стальную ленту переполненных вагонов. Расстояние между ним
и попавшей в западню девчушкой, катастрофически сокращается:

- Все с путей, мать вашу! - орёт в мегафон начальник станции, - уберите
бабу, да сделайте же что-нибудь!
И в последний миг, когда до ревущего паровоза остаются какие-то сорок
метров, на рельсы прыгает тот самый бравый полковник. В глазах ужас и вместе
с тем, решимость.
Девчонка, похоже, сомлела и не понимает, что через миг её не будет. Уже
толпой оттаскивают её мать, уже голосят:
И в этот момент на голову девочки падает шинель с полковничьими погонами.
Накрывает всю полностью. Отсекая от страхов, суеты, непоправимого ужаса. Как
в детстве, под одеялом.

Полковник едва успевает отскочить в сторону, а громыхающая, тормозящая и не
успевающая затормозить туша эшелона, дробя квадратурой рельсовую сталь,
проходит мимо, проезжает ещё метров пятьдесят и, шипя, останавливается.
На перроне шок, молчание, ступор. И на фоне этого молчания голос того
старика: - Новая, драповая, ёптваю же мать:

Ответить   Антон Sun, 10 Jun 2012 13:06:19 +0600 (#2479421)

 

Ответы:

Здравствуйте, Антон.

Вы писали 10 июня 2012 г., 13:06:19:

Всем привет! Нет слов, красивая история. Красивая, но в то же время и
трагическая и героическая. Но, не радиистины, а только лишь ради
правды. Скажите, пожалуйста, какие автоматические железнодорожные
стрелки могли быть в 45 военном году, когда тяга была исключительно
паровозная. Тем более дело происходило на какой-то захолустной
станции. Автоматические стрелки начали появляться тогда, когда
началась электрификация железных дорог. А началась она в конце 60
годов, в начале 70 годов. Говорю это не ради истины, но ради правды.

Ответить   Mon, 11 Jun 2012 09:40:14 +0600 (#2479805)

 

Здравствуйте! Цитата: "Скажите, пожалуйста, какие автоматические
железнодорожные

Плохо же вы думаете про инженерную мысль вообще, и про Российские железные
дороги в частности.
Читаем здесь- Управление стрелками на расстоянии (т. е. централизация
стрелок) появилось впервые в Англии и затем в Германии (1860 - 1867 гг.).
Введение на русских железных дорогах систем централизации стрелок и сигналов
относится к 1900 - 1905 гг. Сначала появилась гидравлическая система Бианки
и Серветаса и позже (в 1909 г.) была построена первая в России электрическая
централизация системы Всеобщей компании электричества. Честь изобретения
электрического перевода стрелок (1887 - 1888 гг.) принадлежит французам - М.
Депре, который для этой цели применил два мощных соленоида, и братьям
Сартио, воспользовавшимся обычным электродвигателем, вращательное движение
которого преобразовывалось в поступательное движение стрелочных остряков.
Первые двигатели были очень громоздки: при напряжении 60 В был необходим ток
до 25 А. Хотя стрелка переводилась за короткий промежуток времени (0,5 с),
значительная мощность двигателя в сочетании с такой скоростью перевода
приводила к быстрому выходу из строя стрелки и движущего механизма. В этой
системе, как и в почти одновременно появившейся английской системе Веббо -
Томсона, изменение направления вращения двигателя достигалось изменением
направления тока в его якоре переключателем, установленным на посту. Такой
способ требовал для соединения двигателя с постом не менее четырех проводов,
не считая контрольных.
Одним из самых опасных элементов, входивших в общую систему
железнодорожной сигнализации, являлся человек, обслуживающий сигнализацию
или пользующийся ею, со свойственными его природе недостатками.
Это обстоятельство привело к необходимости в 80-х годах прошлого
столетия введения в эксплуатацию автостопов - приборов, останавливающих
поезд при проходе его мимо или при приближении к закрытому семафору. Для
этой цели от воздухопровода пневматического тормоза делался отвод на крышу
паровоза.
На конце отвода имелась стеклянная запаянная трубка или поворотный
кран. С семафорным крылом или приводом был, соединен рычаг, который при
открытом семафоре располагался вдоль мачты, при закрытом - становился на
пути названной трубочки, которая разбивалась и соединяла воздухопровод с
атмосферой. Происходило торможение.
При больших скоростях движения поездов такое примитивное решение
оказалось непрактичным, ибо резкая остановка пассажирского поезда могла
вызвать беспокойство среди пассажиров, а у грузового состава - повлечь за
собой сход с рельсов. Были созданы авторегулировочные системы, при которых
скорость поезда автоматически понижалась в определенных местах. Поезд
останавливался, как правило, лишь после предварительного снижения скорости.
В настоящее время почти на всех железнодорожных линиях с интенсивным
движением поездов применяют автоматическую блокировку и автоматическую
локомотивную сигнализацию (АЛС).http://rrh.agava.ru/history/chapter14.htm

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛКА
стрелка, перевод к-рой осуществляется посредством рельсовых цепей
автоматически самим поездом (или отдельными единицами подвижного состава).
Рельсовые цепи связаны с управляющими приборами (реле), приводящими в
действие стрелочный электропривод, к-рый и переводит стрелку. А. с. находят
применение там, где все передвижения поездов и отдельных составов
производятся в строго последовательном порядке по заранее точно
установленному плану-графику и по строго специализированным путям, как,
напр., стрелки двухпутного разъезда. В тех случаях, когда поезда или составы
должны проходить стрелку только против шерсти и при разных ее положениях,
прибегают к помощи специальных приборов, наз. накопителями, к-рые служат для
заблаговременного набора ряда заказов на установку стрелок в соответствии с
предстоящим порядком следования поездов, составов или вагонов. В накопителе
можно заблаговременно набрать ряд маршрутов, соответствующих графику
движения и определенной последовательности переводов стрелки. По мере
прохода поездов (или отдельных составов, вагонов) в накопителе, связанном с
поездами посредством рельсовых цепей, происходят переключения в электр.
цепях управления стрелкой и последняя переводится то в одно, то в другое
положение, как это требуется для поездов, следующих по заданному графику.
Подобного рода автоматический перевод стрелок находит широкое применение на
механизированных сортировочных горках, в метрополитенах и
пр.http://dic.academic.ru/dic.nsf/railway/15/%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF

Ответить   Антон Mon, 11 Jun 2012 13:46:00 +0600 (#2479879)

 

Привет свобода, и aleksandr.

Вы писали 11 июня 2012 г., 7:40:14:

почитайте историю железных дорог, первая ветка электрифицированная в
советском союзе была в 26-м году, в какой-то из союзных республик, а в
29-м году, первые электрички пошли по маршруту москва ярославская-
мытищи, по дальнейшей электрификации у меня сведений нет, просто
вспомнил из истории жд. насчет стрелок- незнаю.

Ответить   Tue, 12 Jun 2012 13:38:45 +0400 (#2480326)