Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Когда с подростком интересно

Доброго здоровья всем читающим!

Когда с подростком интересно

Когда с подростком интересно

Доверительные отношения родителей и взрослеющих детей не всегда предполагают
взаимный интерес. Как и о чем разговаривать взрослому с подростками, чтобы

никому не было скучно

На днях читала публичную лекцию родительской аудитории. И одна из немолодых
уже слушательниц задала вопрос, который сформулировала приблизительно так:

<<Скажите, вот вы работаете с подростками, понятно, что вы их
профессионально выслушиваете, пытаетесь их понять, встать на их позицию и
все такое. А вам

как человеку бывает с ними реально интересно? Я спрашиваю не просто так, у
меня самой трое сыновей -- 6, 11 и 16 лет. Я прочитала много психологических

книг и статей, стараюсь грамотно строить с ними отношения, и они (отношения)
у нас хорошие и доверительные -- мальчики со мной всем делятся, охотно
разговаривают,

рассказывают о своих делах, проблемах, наблюдениях, умозаключениях. И вот я
себя то и дело ловлю на том, что то, что они говорят, мне совершенно
неинтересно

-- оно все такое примитивное, тривиальное, или просто за пределами моих
интересов. Если бы это не были мои дети, я ни за что не стала бы
поддерживать с

ними общение. И вот я думаю: это со мной что-то не так? Или с ними?>>

Даму на лекции я, как могла, успокоила, а про себя задумалась: бывает ли мне
по-настоящему интересно с подростками? Ну вот действительно, чтобы не
исследовательский

такой интерес и не профессиональный, и не простое любопытство, а вот именно
как человеку с человеком? И вспомнилась одна встреча.

Парень, представившийся Володей, выглядел очень взрослым, на вид я бы дала
ему лет 20. Но он пришел по полису и адресу, относящемуся к нашей
поликлинике,

-- значит, не больше 17. И еще -- у него были мозолистые руки. Явление,
невероятно редко встречающееся у современных городских подростков. <<Может
быть, стреляет

из лука или арбалета?>> -- подумала я. Но решила пока ничего не спрашивать
-- сам расскажет. Однако Володя начал с вопроса:

-- Как вы думаете, если Бог все-таки есть, он сам знает, что он такое?

Я молча и напряженно думала, наверное, минуты две -- это для меня очень
долго. В конце концов честно ответила:

-- Слушай, я не знаю. Вроде бы по большинству существующих на сегодня
религиозных доктрин получается, что должен знать. А вот если из формальной
материалистической

логики -- тогда сомнительно. Мне лично почему-то кажется, что языческие боги
не знают. Они просто живут и куролесят, как умеют. А вот эти
монотеистические

сложные философские конструкты про Бога... черт их разберет, что там
богословы за него и от его имени напридумывали. Познаваем ли Бог сам для
себя?.. Ну,

ты, Володя, спросил!

-- Простите, пожалуйста, за беспокойство, -- светски извинился юноша. Мне
показалось, что если бы у него в руках была шапка, то он бы ее сейчас
комкал, как

крестьянские герои Некрасова и Эртеля. -- Но очень меня этот вопрос
интересует. Давно. Я еще у двух психологов спрашивал, у одного настоящего
философа и

одного настоящего священника...

<<Значит в Володиной парадигме бывают ``ненастоящие философы'' и
``ненастоящие священники'', -- мысленно усмехнулась я. -- А психологи, с его
точки зрения, что,

все настоящие?>>

-- И что же они тебе сказали? -- спросила я вслух.

-- Школьный психолог сказал, что лучше бы я интересовался своей
успеваемостью. А второй -- в психологическом центре -- все спрашивал, какие
у меня отношения

с отцом. Священник сказал, что надо молиться и Бог сам даст мне все ответы.
Но я некрещеный. А философ...

-- Можно, я угадаю, что сказал философ? -- воскликнула я, моментально
вспомнив наши снобовские философские дискуссии.

Володя удивленно кивнул.

-- Философ назвал тебе небольшой список авторов и философских книг, которые
ты непременно должен прочитать, прежде чем вообще на эту тему думать и
рассуждать.

-- Точно так! -- улыбнулся Володя. -- А как вы догадались?

-- Встречались мне философы на жизненном пути, -- нараспев, все еще
вспоминая Некрасова, ответила

advert

я.

-- Я попробовал, -- закручинился между тем Володя. -- Но почти ничего не
понял.

-- Это нормально, -- успокоила я его. -- Я там тоже далеко не все понимаю. А
всё ли понимают те, которые пишут? Но ты давно об этом думаешь -- расскажи
мне

сейчас, до чего додумался.

-- Везде сказано, что человек -- по образу и подобию Бога. Вот я и подумал,
давно еще: мы, каждый из нас, как мыслящее, осознающее себя существо,
появляемся

откуда-то, как бы из ничего, и ничего про себя не знаем. И каждый отдельно и
всем человечеством пытаемся узнать -- наука там, наблюдения всякие, опыты,

философия, рассуждения. Что такое мыслящий человек? И много всего уже
узнали, но еще больше осталось, наверное. Метод черного ящика -- вы знаете?

-- Знаю, -- кивнула я. -- Известно, что на входе, и видим, что получается на
выходе, а что происходит внутри -- неизвестно.

-- Да, вот именно так, получается, мы в основном все и изучали на протяжении
человеческой истории. Что-то всегда можно было предсказать, но часто
совершенно

непонятно, почему оно получается именно так, а не иначе. А вдруг и Бог, если
мы его подобие, тоже так?

-- В каком смысле?

-- Ну вот Он однажды проснулся, осознал, что Он есть, что вокруг все вот
такое, вот так устроено, вот так выглядит, вот такие у Него возможности все
это

менять. Но что Я такое? Неизвестно. И спросить не у кого -- нет никого, кто
знает.

-- Тогда кто же Он? Сама Вселенная? Это она однажды проснулась?

-- Не знаю, может быть. Но если это так, тогда по крайней мере понятно, что
мы сами такое, и почему все так. И зачем все это вообще.

-- Да? Вот прямо все сразу и понятно?

-- Ну конечно! Ему же или ей тогда надо как-то ту же самую задачу решать: я
есть, это ясно, но что я вообще такое? А как решать? Вокруг множество черных

ящиков: делаешь так -- получается вот это. Ну и вот мы: одна из
исследовательских лабораторий.

-- Мы -- это Земля? Человечество? -- уточнила я.

-- Ну да, конечно. Все вместе и каждый по отдельности -- мы что-то вроде
исследовательских дронов, которые мы запускаем, чтобы они для нас кое-чего
делали,

или посмотрели, или другую информацию собрали. Вот и Оно нас <<запустило>>.
Мы -- инструменты.

-- А как насчет биологической эволюции, в результате которой мы вроде бы и
появились?

-- Так у него же времени много, оно ж наверняка в других измерениях живет,
-- непринужденно сказал Володя. -- Планковские единицы, знаете? Совсем как
бы к

нашей повседневной жизни отношения не имеют. Ну и у него как-то так. Вот
столько времени понадобилось, чтобы качественные дроны изготовить и
запустить.

И ничего страшного. И понятно, что мы накапливаем и передаем информацию и
другой опыт, и изнашиваемся, и какие-то поощрения нам за нашу активность
проектом

предусмотрены...

-- А вот чего для нас не предусмотрено, так это стабильности и покоя, --
подхватила я. -- Не фиг и пытаться...

-- Да-да, и если мы их вдруг своей свободной волей все-таки достигнем, то
Вселенная эту программу несомненно просто закроет, -- засмеялся Володя.

-- Но до этого явно еще далеко, и, что интересно, проблема добра и зла в
этой гипотезе снимается совершенно, потому что черный ящик не может быть
добрым

или злым...

-- Он может быть только эффективным или неэффективным в плане решения
поставленной задачи.

-- И главное здесь, чтобы все как-то крутилось, сталкивалось между собой, и
Оно, получается, даже не наблюдает за всем этим, а просто...

-- Оно просто аккумулирует это все.

-- А вот вопросы этики, морали и всего такого?

-- Так это Оно явно тоже исследует. Мы можем судить по тому, что исследуем
это сами.

-- То есть Ему все это не чуждо?

-- Оно не знает. Но надо же все проверить... Я думаю, что где-то есть
лаборатории, которые работают без морали...

-- А где-то тогда -- без материальной цивилизации, чисто <<в духе>> ну или
там в энергии. Чтобы чистота эксперимента.

-- Точно! Об этом я не подумал...

Под конец я не удержалась:

-- Володя, а где ты учишься? В школе? В институте? На кого? (Почему-то у
меня возникла гипотеза о педагогическом институте.)

-- Я учусь в училище, на столяра-краснодеревщика. Последний курс. А отец у
меня -- плотник. (Я мысленно взвыла от восторга, но не стала смущать парня
ерническими

высказываниями и

advert

параллелями.) Я с детства с деревом, и уже третий год в отцовской бригаде
работаю. (Мозоли!) Мне очень нравится.

-- Володя, ты классный! -- искренне сказала я юноше на прощание. -- И мне
кажется, что мы с тобой здpо?рово поговорили.

Володя кивнул и смущенно улыбнулся.

* * *

Разумеется, я знаю о гипотезе: <<Человечество, люди -- это орудие, с помощью
которого Вселенная познает саму себя>>. Но точка истины для дамы с лекции:
мне

было с Володей захватывающе интересно, интересна его личность и его
самостоятельное выстраивание этой гипотезы. Интересен разговор с ним,
перебрасывание

репликами.

А когда вам бывает интересно (именно интересно!) со своими детьми? И бывает
ли вообще?

Катерина Мурашова

Ответить   Sun, 18 Nov 2018 12:42:33 +0600 (#3592702)