Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

СВОБОДА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЧИСТОТА ПОДЪЕЗДОВ


По второму телеканалу «Россия» слушал о чистоте подъездов и культуре быта из
 выступления 16 июня 2003 года  чувашского президента Николая Васильевича Федорова
на заседании Госсовета, посвященном проблемам культуры. Не устаю удивляться лицемерию
высокопоставленных россиян.

Они наездились по заграницам и не могли не заметить резкого контраста между благополучными
чистенькими странами и замызганной управляемой ими Россией. Посещающие нашу страну
иностранцы тоже поражаются загаженности русской земли и высказывают свои недоумения
в приватных беседах с российскими федеральными и региональными руководителями.
Обычный ответ – «Вот такой менталитет!»

Тем самым нынешнее руководство России свою вину за необустроенность страны и
за скотскость жизни в ней сваливает на задавленный и люмпенизированный ими народ.
Им, видите ли, в своей угрофинско-тюркской Чувашии тоже хотелось бы чистоты и
порядка, как в Финляндии, да вот не повезло с народом, которому нравится, видите
ли, вести себя как свиньи.

На самом деле первопричина россиянской замызганности и немытости – чудовищная
отчужденность людей от своей страны. Если люди не чувствуют себя хозяевами –
то какой с них спрос. Усредненный американец, француз или финн, попади он в такие
же условия отчуждения и произвола, как и усредненный русский,  через полгода
тоже будет гадить где придется, в том числе у себя в лифте.

Сравним два одинаковых подъезда, зачастую в одном доме. В одном подъезде квартиры
выкуплены, в другом предоставлены на халяву по расселению. Те, кто выкупили за
свои кровные, ближе к хозяевам, чем те, которые не знают цену деньгам, потому
что получают их как милостыню. У первых подъезд обычно чист, у вторых – замусорен.
Такое различие – на индивидуально-бытовом уровне.

Теперь сравним два поселения – в одном есть хозяин, а в другом нет. На первое
– залюбуешься, на второе – смотреть тошно.

Значит, в подъезде и в селе должен быть хозяин.

Нищий замордованный человек, естественно, мечтает о добром барине, который придет
откуда-то как чудо и начнет здраво хозяйничать в подъезде, селе, стране. Нормальный
человек не надеется на барина или на надстройку (воспитание), а рассуждает от
наличного человеческого материала и от базиса. Как сделать, чтобы люди бедные
и побогаче все вместе причастились к окружающему своему местообитанию, стали
считать его «своим»?

Мудрить не надо, ответ всем известен. Необходимо местное территориальное самоуправление,
причем обязательно в форме самофинансируемой  артельности. Колхоз тоже иногда
выглядит неплохо, когда им распоряжается настоящий хозяин (я сразу вспоминаю
Колхоз имени ХХХ-летия Казахстана в павлодарских солончаках, который четверть
века назад возглавлял один из моих учителей Яков Геринг). Но картинкой является
также «артельное» (= «кооперативное»)  поселение. Достаточно вспомнить типовую
казачью станицу или типовой израильский кибуц. В них люди под себя не гадят,
не превращаются в свиней.

Так что не в ментальности дело, а в самоуправляемости.

Однако легко превратить низовое самоуправление в фикцию, лишив его источников
самофинансирования (например, посадив  его на денежные подачки сверху или на
долю с налогов, собираемых на его территории). Похоже, по этому тупиковому пути
идет правительство вместе с парламентом, принимая сейчас закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления».

Опять ставят телегу впереди лошади. Не решив принципиальный стратегический вопрос
об источниках финансирования, впали в «административный восторг». И увлеклись
чем-то надстроечным и зряшным вроде укрупнения деревень, сел и поселков в некие
«поселения» с минимальным числом жителей в одну тысячу человек, с каждой тысячи
– по 7 депутатов, и прочий вздор. А базисом решили заниматься потом.

Так, постановили, что закон не вступит в действие, если 31 марта 2004 года Государственная
Дума РФ не утвердит поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, «которые обеспечат
муниципальные образования собственными источниками дохода». Но пока правительство
не внесло в парламент даже проект этих поправок.

То ли вредительство, то ли в самом деле лишились россияне разума. Как можно приступать
к реформам, не просчитав прежде всего расходы и доходы и не определив источники
финансирования. Реформа сведется к новому витку разворовывания, к появлению ряда
новых руководящих кресел. Сколько таких реформ было на моих глазах за последние
полвека! Опять предстоит наступить на те же административно-восторговые грабли.

Между тем ключ к «охозяйствованию» российского населения – в предоставлении его
выборным органам экономической свободы. Опять-таки обратимся к прежним казачьим
станицам или к нынешним израильским кибуцам. Им не требовалось бюджетных дотаций
или долей от собираемых в них налогов. Главное – им не мешала федеральная и региональная
бюрократия. Они хозяйничали сами под управлением выборных своих доверенных лиц,
которые с потрохами контролировались снизу.

Изучал я в Финляндии и во Франции опыт тамошних муниципалитетов и органов местного
самоуправления по наведению порядка и чистоты в подъездах и на улицах, изучал
также методы великого политика и учителя Ли Куан Ю по очищению Сингапура от мусора
и мерзости. Чуть ли не поколение назад сингапурцы, как ныне мы, гадили под себя,
а Ли Куан Ю мудро привил им «условный рефлекс» - грязь унижает достоинство человека.
И добился он своего не только жестокими наказаниями и не просто внешними методами
воспитания, на которые возлагает все надежды Николай Федоров, а прежде всего
раскрепощением низовой предприимчивости своих сограждан и тем самым обретением
ими внутренней  субъектности, приобщением их к чувству хозяина своей жизни и
своей среды обитания. И в этом – в обретении субъектности (= внутренней свободы)
- главный рецепт чистоты и на Западе, и на Востоке.

Мы в нашей надпартийной предвыборной платформе «Путь из тупика» в Пункте 4 предлагаем
(http://panlog.com:8881/tupik.html):

«4. Добиться финансовой независимости низовых структур самоуправления и соответственно
создания новых рабочих мест на основе использования опыта западноевропейских
муниципалитетов, казачьих станиц и израильских кибуцев. Для этого наделить низовые
выборные органы местного самоуправления в городе и на селе правом вести на своей
территории свободную хозяйственную деятельность (услуги, ремонт, торговля и т.п.),
за счет доходов от которой снижать коммунальное бремя граждан и оказывать им
социальную поддержку (прежде всего малообеспеченным), благоустраивать территорию
и содержать выборных старост подъездов, домов, кварталов и селений, консьержей
и комендантов (социальных шерифов)».

Без экономической-финансовой свободы – не будет экологической-бытовой чистоты.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное