Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

МАТРИЦА - НЕ АПОЛОГИЯ США


Прочел в Интернет-газете «Русская Германия» интересную полемическую статью Тенгиза
Гудавы «Реал и виртуал» (http://www.rg-rb.de/2003/23/reloaded.shtml). В ней фильм
«Матрица. Перезагрузка» трактуется, в частности, как символ победы реального
американизма над виртуальным европеизмом. С обычным пылом неофита автор уверяет,
будто американский фильм, а он действительно философичен и глубок, «демонстрирует
тот технологический и психологический отрыв Нового Света от Старого, который
– как тот вирус – превращает обычный антиамериканизм в атипичный, т. е. смертельный».

«Помните, - говорит Тенгиз Гудава, - виртуальный злодей из «Матрицы», говорящий
с французским акцентом и изображающий «вкус жизни», якобы присущий Европе и не
присущий Америке, представленной в жутковатом образе города Сиона? Это суть нынешней
«войны миров», точнее мировоззрений: утонченной до виртуальности и реальной до
хлюпанья грязи во время ритуального танца, похожего на коллективный коитус. Честно
говоря, не хотелось бы жить в этой очередной «постцивилизации», лишенной элементарных
квартирных удобств. Однако, другого мира – «французского» – вообще нет! Это греза,
виртуал и кибернетическая игра, увы, экспансивная и опасная для жизни. Тут выбирать
не из чего».

Вообще-то по фабуле фильма – на планете не осталось уже ни «французской», ни
«американской» цивилизаций, а есть «машинная» империя и «человеческое» подполье
– укрытый в центре Земли город Сион, который отнюдь не является символом США,
здесь Тенгиз Гудава передернул и даже переборщил. По фильму же оба начала, «машинное»
и «человеческое», – взаимопроникают и взаимопитают друг друга, и по-новому предстают
самые глубинные вопрошания мышления и самые очевидные ответы на них. Под тем
новым углом зрения на бытие сущего, который не без влияния хайдеггерианства и
особенно его продолжателя Жана Бодрийяра (кстати, француза) представлен в «Матрице»,
можно увидеть новые нюансы также и в классической теме взаимоотношения Старого
Света с Новым. Однако сводить всеобщую проблематику фильма к такой частности
– значит обеднять его замысел. Честно говоря, лишь при большом старании можно
усмотреть в данном кинотворении, пусть и созданном в США, – апологию американизма.

Усматривать американофильство здесь – то же самое, что приделывать корове седло.
Сам же Тенгиз Гудава вроде правильно констатирует – «Фильм «Матрица» – это фильм
о компьютерном мышлении, об ипостасях и образах нашего Бога – цивилизации: она
как тот белый коридор со множеством комнат. Это новый кинематографический пласт,
который как джинсы можно считать ширпотребным, но который завтра примерит весь
мир, ибо он суть и соль этого мира. В этом пласте зарыт век 21-й, когда технология
выходит за рамки костылей и подпорок и начинает виртуализировать в собственный
суверенитет, «комнату» в цивилизационном коридоре или даже захват коридора».

Кто-то примет «Матрицу», кто-то нет – и в США, и в России. Навязывать не надо.
Я, например, принимаю сразу, потому что сам мыслю так же, а какой-нибудь американец
отмахнется, ему это неинтересно, он мыслит традиционно. Но Тенгиз Гудава спешит
излить своё неофитское восхищение Америкой и заклинает – «В мире сегодня нет
иной РЕАЛЬНОЙ социо-экономической модели развития, кроме, условно говоря, «американской».
Разумеется, есть альтернативные пути: «исламская революция», «чучхе», «тотальное
пофигительство», свойственное Третьему Миру. Но «европейского пути» нет «в реале».
Как нет «японского» или «китайского». Ибо поскреби «японское чудо» или «китайскую
модель» – и ты увидишь все тот же американский бизнес, основанный на маркетинге
и аудите, кредите и инвестициях, прагматизме и инициативности. Есть богатые и
здоровые страны, и есть «очень гордые» и «великие».

Резонно можно возразить, что в Америке есть сторонники как существующего доминирующего
положения вещей, так и альтернативных путей развития. Без альтернативности и
выбора – нет мышления и человечества, а есть «животность» или «машинность». Но
Тенгиз Гудава, видимо, так истосковался по тотально однозначной «реальности»
и по её одному-единственному единому «хозяину», что органически не приемлет альтернативности,
а во многом измышленный им «американизм» возводит в культ.

Спокойнее надо относиться к своим сиюминутным кумирам, не спешить творить очередного.

Далее начинается борьба с ветряными мельницами – с «призраком антиамериканизма»,
который якобы бродит по Европе и вообще по всему Старому Свету, включая Россию.
Но вот я живу в России, и я считаю США одним из шедевров мировой истории, но
я стараюсь трезво анализировать реальность, вижу в Америке имеющиеся проблемы,
вижу промахи её руководителей и грозящие этой стране опасности. Вообще не хочу
я поклоняться никакому человеческому порождению. Ценить и даже восхищаться –
да, обожествлять и падать ниц – нет.

Между тем Тенгиз Гудава закусил удила, для него грассирующий француз-виртуал
из «Матрицы» застил реальность, и он делает «глубокие» выводы на мелком месте,
переходит к обобщениям:

«Реакция антиамериканизма, вдруг (на самом деле, не вдруг) проявленная во Франции,
Германии и России, носит характер «восстания машин», т. е. сопротивления тех
«программ», которые устарели и подлежат (или боятся, что подлежат) выбраковке.
Весь пафос антиамериканизма – это пафос утверждения того, чего в реальности нет.
Никакой альтернативы Pax Americana, Американской империи, Американской гегемонии,
Американской Реальности и т. д. – у этой троицы нет. Я имею в виду реальной альтернативы,
а не халифат или устрицы под «Шабли». «Буш-ковбой», «Буш-тупой» – разве не чисто
виртуальная предпосылка, учитывая, что Джордж Буш – из самой именитой сегодня
на Земле семьи: отец – бывший президент США, два брата – губернаторы важнейших
штатов, а сам «ковбой» кончил Гарвардский университет и выиграл войну? Разве
не похожи эти критики на советских идеологов, что воевали против «джинсов» и
«джаза», «поп-музыки» и «поп-корна», «генетики» и «кибернетики»? Не похожи на
того виртуального француза, которого-то и нет вовсе, одно грассирование?»

Да, наивно выглядят и подлежат осмеянию различные надстроечные химеры, бытующие
сегодня в глобализующемся постиндустриальном мире.

Согласен с Тенгизом Гудавой, что «в этой войне «виртуала» с «реалом» создаются
некие концепции «заката американской империи», «экономического коллапса Америки»,
«тупости Америки», которые соперничают с «вечно оригинальными» идеями «Америки-шайтана»
и «загнивающего капитализма»».

Но не могу согласиться, будто «целые страны и народы сегодня рождаются и умирают
с этими погремушками в голове, в то время как реальный их вклад в жизнь не идет
дальше того кукиша в кармане и бурных ночных поллюций».

Зачем оскорблять достоинство других стран и народов, к каждом из них имеется
немало экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных людей, способных
воспринять достижения постиндустриальной цивилизации, в том числе приходящие
из США (но не только из США), но не приемлющие диктата и гегемонизма, предпочитающие
жить своим умом и самим вносить свой вклад в прогресс человечества. И, кстати,
способных критиковать президента Джорджа Буша-младшего не менее остро, чем его
критикуют немало достойных самодостаточных американцев.

Между тем Тенгиз Гудава ядовито обрушивается на лоно, из которого родились США
и современная американская культура. «Конечно, - говорит он, - есть старые игры
типа «французской утонченности» или «немецкого гения», в них приятно играть на
досуге. Однако в наш век мутаций рождаются программы зловредные и безумные, типа
«ООН», «Объединенная Европа», «ось Париж-Берлин-Москва-Улан-Батор»... И 300-летие
Санкт-Петербурга с рассеиванием туч и саммит в Эвиане и, тем более, балаганные
демонстрации антиглобалистов – носят отпечаток чего-то иллюзорного, ненастоящего,
очень дурной мутированной матрицы. А реальный мир говорит о том, что отрыв Америки
от остального мира растет и это не только технологический отрыв: моральный».

И Изрек Бог /к Моисею/ все слова сии, говоря: …Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже
земли; не поклоняйся им и не служи им (Исход 20:4-5).


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное