ВВЕДЕНИЕ В МЫШЛЕНИЕ. УРОК 000: ВВОДНЫЙ
Способность мыслить присуща каждому человеку, но не всем людям она по силам.
Если человека подавить, сломить и превратить в слабака, то он передает право
мыслить и тем самым принимать решения – более сильному, авторитету. А тот, кто
сильнее, - забирает у слабых не только право мыслить и судить, но и всё, что
захочет или посчитает нужным.
Между членами (частицами, единицами, особями) любого сообщества неизбежно выясняются
отношения «кто сильнее», неизбежно соперничество-соревнование-конкуренция. Вспомните
свои первые годы в садике или во дворе! И очень важно сберечь честь смолоду,
не сломаться раньше времени, не сдаться после первых неудач и не уйти в наркотик,
в виртуальность, в добровольное рабство.
Однако большинство детей испытывают поражения в играх, в признании ровесниками
и взрослыми и в собственных начинаниях, у многих может выработаться стойкий рефлекс
или комплекс неполноценности – «я самый слабый», «я самая некрасивая», «я самый
глупый». На самом деле, если человек может мыслить – он всегда имеет шанс победить,
перехитрить противника, преодолеть трудности и препоны.
Ещё важнее – если он способен мыслить самостоятельно, то он может, не полагаясь
ни на какой авторитет и не передоверяя свою судьбу более сильным, сам определить
цель своей деятельности и избрать свои наиболее подходящие средства её достижения.
Овладевать мышлением надо как можно раньше, в процессе «социализации» - самоутверждения
и статусного признания (= обретения достойного места или «статуса» в круге своего
общения – в так называемой «собственной референтной группе»). Социализация и
овладение (или неовладение) мышлением – взаимосопряженные процессы. Вот почему
насущная задача общества, семьи и школы – помочь ребенку самоутвердиться в той
или иной нише общения, то есть поддержать и разжечь искру его мышления, самосознания.
Этой цели невозможно достичь, минуя единоборства детей друг с другом. Главное
единоборство – силовое. Оно свойственно в основном мальчикам. В разного рода
единоборствах обретается статус, как нагляднее всего проявляется в животных сообществах.
Однако, чтобы не скатиться в животность, борьбу за статус среди людей, начиная
с детей, следует сопрягать с развитием интеллекта, с укреплением характера. Не
должен слабый ребенок бояться сильного, надо помогать слабому решаться выходить
на силовой поединок с сильным, обучать его приемам силового единоборства (бокс,
самбо, карате и т.п.) и совершенствования боевого искусства. В дзэн-буддийских
монастырях, особенно в Шаолине, натаскивание на парадоксальность (самостоятельность)
мышления неразрывно связано с вовлечением в силовое единоборство, с овладением
приемами прямого боя.
Эту общую задачу становления мыслящей личности нельзя смешивать с более частной
задачей выявления и воспитания лидеров. О лидерах (то есть о личностях, наделенных
превосходящей энергетикой и силой воли) – разговор особый. Люди неравны по внешности,
физиологии, способностям. Но они равны в достоинстве, богоподобности, мыслеспособности
(= способности к самоосознанности, к субъектности, к свободе). Вот и надо сызмальства
культивировать у каждого ребенка эту мыслеспособность, не допуская её подавления
лидерами.
Выработка приемов контроля «рядовых» людей (детей) над лидерами – обязательнейшая
составляющая обучения мышлению. Лидер очень легко подавляет «рядовых», подчиняет
их своей воле, зачастую злой. У «рядовых» следует с младенческих лет вырабатывать
иммунитет к подавляющей воле лидера. Как только «рядовой» подчиняется воле и
авторитету лидера – он перестает мыслить. Вся эта типовая ситуация художественно
исследована в известном романе английского классика Уильяма Голдинга «Повелитель
мух» (1954). Недаром он обязательно изучается в ряде западных школ.
Российские педагоги тоже осознали жестокую правду Уильяма Голдинга. Само чтение
романа способно заставить учащихся задуматься, помыслить о себе и своем окружении.
С этой целью Галина Храмова из Школы № 33 Комсомольска-на-Амуре опубликовала
в газете «Литература» (2002, № 03) под рубрикой «Я иду на урок» интересную методичку
«Роман У. Голдинга «Повелитель мух» в 8-м классе» (http://lit.1september.ru/article.php?ID=200200308).
Одного чтения – недостаточно. Надо моделировать-иммунировать типовые ситуации
борьбы добра и зла и обуздания животно-злого лидера в реальном школьно-педагогическом
процессе, сформировать у учащихся «условный рефлекс» против злоупотребления властью,
научить их мыслить критически.
Соответственно школьное ученическое самоуправление и коллективная практически-производственно-трудовая
(оплачиваемая) и творческо-познавательно-игровая (неоплачиваемая) деятельность
должны организовываться взрослыми (учителями) не под лидера, а под коллективную
выработку решений, под задействование каждого учащегося в управлении коллективом,
школой, совместными самодеятельностью и заработком. Крайне желательно благодаря
посильному задействованию учащихся в практическом оплачиваемом труде привить
школьнику базисный идеал экономической самодостаточности, который служит фундаментом
и почвой самостоятельного мышления. Напомним, что экономическая самодостаточность
прежде всего является точкой опоры гражданско-политической независимости и критического
отношения ко всяким межличностным, общественным и государственным механизмам
подавления личности.
Социализация ребенка идет рука об руку с его половым созреванием, с естественным
усилением роли животного начала в человеке. На первый план выходят материалистические
потребности. Ныне подавляющее большинство молодых людей, вступая во взрослую
жизнь, не обладают финансово-экономической самодостаточностью и потому впадают
в зависимое положение от работодателя, общества, государства. Тем самым у них
атрофируется способность мыслить. И очень часто эта атрофия становится необратимой.
Соответственно одной из забот нашей надпартийной платформы «Путь из тупика» является
создание таких артельных форм молодежного предпринимательства, которые дали бы
молодым людям возможности материально-экономической самостоятельности.
Половое созревание вкупе с процессом социализации, наряду с общемолодежным дефицитом
экономической самодостаточности, особенно губительно сказывается на девушках,
на их возможностях самостоятельно мыслить. Даже обеспеченная девушка захлестывается
потоком животных чувств, и обычно её голова полностью забита инстинктами и желаниями.
В школе девочки, как правило, превосходят мальчиков по развитию мышления, поскольку
у мальчиков много сил и внимания занимает животная силовая борьба за статус.
Во взрослой же жизни доля животного начала у женщин в среднем несколько выше,
чем у мужчин.
Обычно климакс у женщин заметно освобождает их от власти животности и вроде бы
открывает возможность усилить способность мышления, однако два-три десятилетия
доминирования животного начала, причем в условиях экономической несамодостаточности,
чаще всего приводит к необратимой мыслительной атрофии, и получается типичная
бабулька, программируемая окружающими «лидерами общественного мнения». Тем не
менее некоторые женщины после климакса обретают такую остроту мышления, что приобретают
статус «мудрой старухи» и удивляют современников творческой производительностью.
Итак, мышление – высшая способность человека, взметывающая его из животности.
Если человек не выносит тяжести мышления-свободы и сдается более сильному – он
перестает мыслить, становится рабом. Простодушно-правильно древние называли
раба – «говорящим животным», «скотом с человеческим лицом».
Соответственно главное призвание человека – «мыслить самому». Недаром над входом
в главное святилище Древней Греции – Дельфийский Оракул – выбита бала надпись
gnothi se auton, которую обычно переводят «познай самого себя», но которую можно
перевести «мысли сам». И человек существует лишь постольку, поскольку он мыслит.
Как указывал зачинатель новой европейской философии француз Рене Декарт (1596-1650)
– cogito ergo sum («я мыслю, следовательно существую»).
А глубже всех самодвижение мышления, его борьбу за признание, его выбор быть
или «господином», или «рабом» - глубинно и обстоятельно постигнуты немецким философом
Гегелем (1770-1831) в его знаменитом «путешествии за открытиями», в гениальном
трактате «Феноменология духа» (1806).
Но не будем забегать вперед, постараемся овладеть мышлением в той логической
и одновременно исторической последовательности ступеней, по которым величайшие
мыслители восходили к Истине на протяжении последних трех тысячелетий.
Но человечество до этих трех последних тысячелетий тоже превосходило животное
состояние, находилось в таинственном бытии так называемого «первобытного мышления».
Именно тогда зародился язык, без которого немыслимо никакое современное мышление.
Именно оттуда, из Начала, происходят имена вещей и существ. Как говорится, все
наши концы – уже содержатся в «гене» или «генетическом коде» нашего Начала. К
постижению этого «гена-генома» Начала, о котором вещают таинства всех религий,
- только подступается современная наука, современное мышление.
И мы в конце данного курса «Введение в мышление» сможет сформулировать на современном
языке ту Истину и тот Смысл Бытия, что открылся первочеловеку и дошел до нас
зашифрованным хотя бы в ритуале первобытного Жертвоприношения, в евхаристии Первомышления.