Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

СИНДРОМ КАШТАНКИ


Наука править людьми весьма преуспела в последние полвека благодаря развитию
эмпирической социологии и преодолению «мифологии Просвещения». Остаются здесь
классиками Макиавелли или Гегель, однако современное индустриальное общество,
а тем более постиндустриальное, потребовало новых осмыслений.

Неплохо поработали по этому вопросу писатели, фантасты и кинематографисты, не
говоря о психоаналитиках. Продолжает развиваться наука о взаимосопряженности
жертвы и насильника – виктимология. Философски проработали тему немецко-американская
«франкфуртская школа» и французские «новые философы». Книга Эрика Фромма «Бегство
от свободы» - давно стала настольной для политологов.

Меня в свое время увлекла «социология революции», одним из основателей которой
был наш соотечественник Питирим Сорокин (он в 1925 году опубликовал книгу «Социология
революции»). В связи с крахом мировой колониальной системы и ростом революционного
движения – стали весьма актуальными в 1970-х годах исследования «стартовых условий»
восстания, его «критической массы» и его социальных «акторов» (http://www.examen.ru/ExamineBase.nsf/Display?OpenAgent&Pagename=defacto.html&catdoc_id=C121C5FCEC38D71AC3256A19003C52D7&rootid=9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5)
  .

Я двадцать лет назад, обобщив зарубежные эмпирические изыскания по механизмам
революционного и модернизационного процессов и взяв за антропологическую основу
труды представителей неомарксистской Франкфуртской школы (Маркузе, Адорно, Хоркхаймер,
Фромм, Хабермас и др.), стал читать курс лекций «Социальные и экономические проблемы
новых индустриальных стран» в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

То, что я тогда рассказывал студентам разных стран, ныне стало расхожей азбучной
истиной, которую хорошо усвоили всевозможные авторитаристы. Главная аксиома властолюбца:
хочешь покорности людей - сделай их нищими.

Нищета – основной базисный фактор зависимости и сломленности. Нищему человеку
– не до восстаний, не до возмущений и рассуждений. Он целиком занят проблемой
животного выживания. Он привязывается к своему «господину», «барину», «хозяину»
до почти безусловного рефлекса, нищета впечатывает в него рабство. Для слабых
душ, а таковых абсолютное большинство, полная покорность более сильному «распорядителю
благ» даже успокаивает, дает покой и энергетический минимум, снимает ответственность
с её напрягом.

Для многих людей кажется более комфортным пожертвовать материальной самодостаточностью
или её перспективой ради не требующей инициативы и усилий подчиненности, поддерживаемого
извне «порядка». И в самом деле, свободу выдержать нелегко, проще бежать от неё.
Но не будем пересказывать «франкфуртцев».

Разумеется, нищета блокирует модернизацию, вообще любой прогресс и инновацию.
Нищее общество – сверхстабильно. Оно вырабатывает механизмы саморегулирования
и воспроизводства нищеты и соответственно элиминации бунтарей. Шкурные правители
прекрасно знают этот закон и первым делом стараются под ту или иную социальную
демагогию уравнять людей в нищете, отнять экономическую самодостаточность у сильных
и якобы перераспределить её - «ради детишек и старушек» и «на благо всего общества»
- среди слабых и убогих, а на самом деле сконцентрировать ресурсы в одних руках.
Раздавая мизерную пайку из «общего котла», правитель приобретает авторитет и
любовь среди тех масс, которых он «окормляет», о которых зримо заботится, и т.д.

Когда различные интеллектуалы недоуменно вопрошают, почему в богатейшей по своим
ресурсам России не видно просвета нормальной человеческой жизни и в отличие от
соседних стран не наблюдается никакого шевеления к модернизации, а происходит
ликование насчет наконец-то обретенной при Путине «стабилизации» («а на кладбище
так покойненько!»), то обычно стрелку перводят на «загадочную русскую душу»,
«долготерпение русского народа», «русскую ментальность», «исконное русское рабство»,
«русскую тягу к царю-батюшке» и прочую чушь. Я же говорю – прошкуренное национал-предательское
руководство нынешней России, которое состоит отнюдь не из дураков и прекрасно
понимает вышерассмотренную аксиому стабильного господства, сознательно держит
основную массу населения ниже прожиточного минимума и умышленно блокирует модернизацию,
поскольку массовая нищета гарантирует низовую поддержку власти на тех же выборах,
а модернизация неизбежно вызовет появление нежелательного социально-политического
конкурента.

Я на первый план ставлю именно базисный момент властвования – сознательное обнищание
подвластных. Ибо он определяет всю надстройку «культа властителя», которая едина
по сути во всех рабствующих обществах, но может принимать самые изощренные формы
в зависимости от личности властителя и культурно-традиционного бэкграунда.

Не хочется повторять общеизвестные вещи, которые в современную эпоху очевидны
не только в Африке или Латинской Америке или в Туркмении, но каждодневно наблюдаются
в России, стали для нас привычными и потому незамечаемыми. Механизмы обнищания-опускания
как предпосылка диктатуры-тирании носят универсальный характер, срабатывают на
всех уровнях человеческого общения, от глобализующегося мира до своеобразной
с точки зрения нормального самодостаточного человека привязки заложника к захватившему
его террористу (пресловутый «стокгольмский синдром»). Всенародная любовь к Путину
и его автоматические переизбрания на новые сроки президентствования будут длиться
вечно, если держать народ на крючке нищенской пайки. Надо очень любить свою Родину,
чтобы поступиться гарантированным нищетой сладострастием власти и приступить
к модернизации страны, как это сделали патриоты в индийском или китайском руководстве.
Пока нами правят шкурники – у России нет будущего.

Итак, с общеизвестным всё до боли ясно, а меня интересует другое – свойственен
ли «стокгольмский синдром» и инстинкт «нищета-покорность» только человеку, или
он носит общеэтологический характер (этология – наука о поведении животных http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000311/1000311a1.htm).
И подтолкнула меня к данной заметке статья протоиерея Олега Чекрыгина из Обнинска
под названием «Отдайте деньги детям, чтобы они родились: В России второй срок
президентам дают ни за что?», опубликованной в последнем выпуске «Новой газеты»
(2-4 июня 2003 года, № 39, с. 2-3) http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/39n/n39n-s01.shtml

Лицемерные слова Путина на фоне очевидностей сознательного обнищания и люмпенизации
русских людей, в том числе детей, весь этот демагогический цирк власти, вызывающий
тем не менее преданность тех, над кем она из своих роскошных апартаментов с наслаждением
глумится, наводит священнослужителя на аналогию с поведением почти «павловской
собачки» Каштанки из одноименного рассказа Антона Павловича Чехова. Оказывается,
виктомология значима и в этологии, а не только в поведении нынешнего сознательно
десубъектизированного российского электората. Чем больше мучаешь животное – тем
больше мучитель люб ему. Прямо по Николаю Александровичу Некрасову

Люди холопского званья
сущие псы иногда -
чем тяжелей наказанье,
тем им милей господа...

«Гляжу я на этот цирк, - признается совестливый протоиерей Олег Чекрыгин, у которого
шесть своих детей и трое приемных и который вдоволь намучался от подлой предательской
человеконенавистнической и даже людоедской власти, - и все это мне что-то напоминает
из литературы. Поверите, спать перестал, ворочаюсь, думаю: на что все это похоже?
И вдруг вспомнил - точно, цирк! Рассказ Чехова, «Каштанка». Там мальчик такой
шутник: привяжет кусочек мяса на веревочку - да и скормит глупой доверчивой псине.
А когда та проглотит, начинает у нее из желудка тянуть потихоньку веревку да
и вытянет мясо назад, и при этом очень весело всем глядеть было, как она, сука
то есть, при этом корчится, норовя мясо в себе отстоять. А потом опять скормит
ей вытянутое из утробы мясо, и такая вот забава идет, пока не устанут и прогонят
суку прочь.

А сука-то глупая, мало что опять и опять заглатывает мясо без счета — ну не может
удержаться, она же скотина, у нее инстинкт. Так она (как мучителя своего увидела
в цирке), когда нашлась, сразу своего нового хозяина, который ее кормил, ласкал,
по-человечьи с ней разговаривал и всяким штукам научил, артистку из нее сделал,
— она его, не колеблясь, бросила и к старому мучителю кинулась лизаться.

И что бы кто ни говорил, а Христос раньше их всех сказал нам: «По делам их узнаете
их». Узнали. Узнаёшь, Каштанка, старого хозяина?

Нынче всем нам предстоит опять сделать свой выбор: давать или не давать нынешней
нашей власти «второй срок». А может, они уже заслужили, чтобы отпустить их всех
— «на свободу с чистой совестью»?»

Уважаемый Олег Чекрыгин, заслужили они давно, и не только это, однако русская
Каштанка, увы, опять и опять будет выбирать этих негодяев, а на тех, кто постарается
открыть ей правду, по-человечески с ней общаться, нормально кормить, - она залает
и даже их укусит. Мы это сейчас проходим со своей надпартийной предвыборной платформой
«Путь из тупика» (http://www.p-rossii.ru/put_iz_tupika/platforma.phtml).

Каштанку надо жалеть, но надеяться надо на себя, на сплачивание стремящихся к
самодостаточности и субъектности вокруг «точек роста», будь это хайтек или образование
или самофинансируемое самоуправление, и добиваться стартовой «критической массы»
освободительно-модернизационного процесса.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное