Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВАДИМ КОЖИНОВ ПРОТИВ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА


Один из самых сильных русских интеллектуалов, с которым меня свела судьба, -
Вадим Валерьянович Кожинов. Я с ним сошелся в 1963 году, когда аспирантствовал
в Институте философии Академии наук СССР и создавал свой либерально-патриотический
Университет Молодого Марксиста.

Он пользовался среди нас огромным авторитетом. Типичная справка о нём в Рунете
– «Замечательный литературовед, незаурядный историк. Отличается взвешенным и
при этом нередко парадоксальным подходом к исследованию загадочных страниц истории».
Его поэтические вкусы и методологические подходы формировали также и моё мышление.

И вот его соратник и друг известный общественный деятель и публицист Юрий Васильевич
Крупнов (http://www.p-rossii.ru/biography.phtml),   ознакомившись с моей заметкой
о современном русском национализме (http://panlog.com:8881/cgi-bin/dd.cgi?year=2003&time=2003-5-31),
напомнил мне, что я не оригинален и что о вредоносности для многоэтнической России
какого-либо «национализма», прежде всего «русского», уже давно говорил Вадим
Кожинов, в том числе пять лет назад в интервью «Российскому аналитическому обозрению»
(1998, № 7) под неожиданным, но вполне четким названием «У России нет и не может
быть национальной идеи» (http://patriotica.narod.ru/religion/kozhinov_idea.html).

Осмысливая нынешнюю Русскую Катастрофу и пути спасения из неё, Вадим Валерьянович
осознал неприемлемость для России национальной идеи вместо коммунистической.
«Есть английская, французская, германская национальные идеи, - указал он, - и
они себя очень ярко проявили в истории. Но в нашей истории очень трудно обнаружить
национальную идею. Идея Третьего Рима, идея  "метаморфозиса" при Петре I, коммунистическая
идея - идеи не национальные».

В.В. Кожинов справедливо полагает, что иначе быть и не могло, поскольку наша
государственность имеет исторический смысл лишь как «держатель» огромного открытого
многоэтнического простора Евразии. Уточняя, что слово «национальность» применительно
к «докапиталистической» формации употреблять некорректно, а лучше пользоваться
термином «этничность», я могу тоже подписаться под следующим выводом нашего недавно
ушедшего классика:

«Россия всегда представляла из себя континент, точнее, субконтинент, отличный
от Европы и Азии, - напоминает он очевидное. - Эту мысль впервые четко выразил
Чаадаев. Именно ему принадлежит формулировка, что в России европейская и азиатская
цивилизации,  слившись, переработаются в некую новую, самостоятельную цивилизацию.
Россия - многонациональный континент. В строительстве русского государства с
древнейших времен ведущую роль играют представители самых разных национальностей.
Огромное количество дворянских родов (а дворянство в течение долгого времени
было сословием, определяющим лицо страны) имеет нерусское происхождение. Но русский
народ, несомненно, всегда являлся основным стержнем государства. Почему? Потому
что русские в системе страны - единственный евразийский народ. Русский народ
является евразийским народом в силу того, что с самого начала своего существования
он серьезно, глубоко контактировал как с европейскими, так и с азиатскими народами.
Лишь попав в магнитное поле России, другие народы тоже приобретают евразийские
черты. Хотя, если приходится выбирать, то чаще всего эти народы предпочитают
быть задворками Европы, а не "передним крыльцом" России. Но является ли это действительно
лучшим уделом для них? Возьмем, к примеру, Литву и Грузию. Находясь в гигантском
магнитном поле страны с населением около 300 миллионов человек, эти очень маленькие
в мировом масштабе народы смогли создать кинематографию, которая получила мировое
признание. Оказавшись вне России, они утратили такую возможность. Ведь это требует
не только материальных, но и исключительных духовных затрат».

Что касается нынешних модных многочисленных разговоров о русской  национальной
идее, то они не просто «плод невежества», как считает В.В. Кожинов, но, по-моему,
также суррогат рабского обезьяннего подражания европейцам и китайцам, которому
предаются некоторые русские интеллектуальные слабаки. «К сожалению, в отрицании
национальной идеи как движущей силы русского народа большинство видит национальное
принижение, - отмечает Вадим Валерьянович. - Это неверно. Чаадаев в свое время
писал, что для нас узки любые национальные идеи, так как Провидение поручило
нам интересы человечества».

Да, русские - уникальный народ, который смог определить судьбу континента и призван
к мировому вселенскому служению. Соответственно «русский национализм» - это болезненный
симптом «национального вырождения» русского народа, духовной измены, отказа от
богоизбраннической миссии, мутирования с уровня всемирно-имперских «римлян» до
уровня узко-национальных периферийных «румын». Причем, в отличие от исторических
румын, уцелевших в дунайско-подкарпатском закоулке, мутирующие до «русского национализма»
русские не имеют никаких исторических шансов сохраниться даже как этнос на евразийском
мосту, открытом всем геополитическим ураганам и переделам.

Вот почему, считает В.В. Кожинов, лозунга "России для русских" быть не может,
не должно. «На Западе такая формулировка сразу обретает широкий отклик: "Германия
для немцев", "Франция дл французов". В том, что в России такие идеи не находят
поддержки, я вижу не бессознательность русских, а верное ощущение своей исторической
судьбы».

Что же нам делать? Ведь у пораженных шкурничеством нынешних русских людей не
осталось вроде ни сил, ни желания «держать» свою страну, и они уже легко сдали
почти половину её территории, обретенной потом и кровью многих поколений предков.
Правда, и раньше бывали периоды разложения и распада, но из них удавалось как-то
выходить, и последний раз – благодаря победе большевиков под руководством Владимира
Ильича Ленина. «Поэтому, - надеется Вадим Валерьянович, - сам по себе распад
еще не есть роковое явление, которое должно привести к гибели страны с тысячелетней
историей. Возрождение возможно, но нельзя заранее сказать, как это будет и будет
ли вообще».

Но русским интеллектуалам, понимающим пагубность «русского национализма», необходимо
в современном глобализирующемся постиндустриальном мире сформулировать национальную
«программу действий», указать путь из нынешнего исторического тупика. В связи
с этим В.В. Кожинов резонно указывает, что никакая народная идея не существует
без исторической памяти народа. Воодушевлявшая сознательную часть русского народа
идея Третьего Рима уходит в глубь веков, на полторы тысячи лет назад, в Рим.
Не императорский, а Рим Апостола Петра, христианский. Второй Рим - православная
Византия. «И это, действительно, могло вдохновлять. Можно сказать, что и коммунистическая
идея восходит к раннему христианству». Конечно, продолжает В.В. Кожинов, идея
не должна быть целиком растворена в исторической памяти, но должна исходить из
нее, и чем более глубока историческая память, тем лучше. «Русский коммунизм не
смог бы победить, если бы не коренился в народной исторической памяти».

По-моему, здесь указан очень своевременный и перспективный методологический ориентир.
То, что я имею в виду под кристаллизующейся в моем народе Правой Верой, - восходит
не только к Иисусу Христу, но и к языческой древности, к праиндоевропейцу Яфету,
которому по Божьему жребию досталась наша Евразия, и даже ещё глубже – к прародителям
Адаму и Еве и к той начально-конечной  (эсхатологической) исходной сопряженности-взаимопринадлежности
Быть и Дабыть, которую величайший германский гений Мартин Хайдеггер называет
таинственным словом «Обособье» (Ereignis).

Надеяться на спасительный для русских импульс Правой Веры - есть все основания.
Нынешние два-три падших русских поколения – вряд ли перечеркнули русский духовно-избраннический
«генетический код». «В человеке, - напоминает Вадим Валерьянович, - существует
какая-то непонятная генетическая память. Человек может быть насквозь "пропитан"
телевизионной жижей, уже ничего не видеть и не слышать, и вдруг в какой-то момент
под влиянием каких-то событий, какой-то встречи в нем просыпается народная историческая
память, причем независимо от его профессии. Особенно хорошо это видно на примере
песни. Песня - это что-то бесспорное. Слово всегда может быть оспорено, каждое
слово вызывает "противослово", а вот песня, если, конечно, настоящая, может вызвать
в человеке из небыти народную историческую память. Память о войне, например.
Так что народная историческая память живет. Но должны возникнуть условия, в которых
она может в полной мере проявиться».

Но мало кто в сегодняшней расхристанной России готов предаться идущему из глубин
народно-генетической памяти зову Бытия. Насущнее проблемы выживания русского
человека и русского народа. «Сейчас нужно думать не о том, как и какую сформулировать
идею, - справедливо констатирует Вадим Валерьянович, - а о том, какими в России
должны быть экономика и политическое устройство. С моей точки зрения, абсолютно
невозможно перенести к нам основные принципы западной или японской экономики,
то же касается и политического устройства. Если говорить о будущем, возможны
только два пути: либо полная гибель страны (исключать этого нельзя, все великие
государства в конце концов кончали свою историю), либо страна вернется "на круги
своя"».

Сегодня же, и здесь нельзя не согласиться с Вадимом Кожиновым, наша экономика
паразитирует, занимается мародерством на почве прежней экономики. Она распродает
невозобновляемые ресурсы. У нас не расширяется ни разработка месторождений нефти,
ни алюминия, ничего другого, но продается то, что было наработано. Вот почему
Юрий Васильевич Крупнов, я и другие наши единомышленники, не упуская из виду
«вечное и фундаментальное», без чего немыслима русская мысль, сконцентрировались
на совершенно конкретных мерах по модернизации страны, выработали надпартийную
предвыборную платформу «Путь из тупика» (http://www.p-rossii.ru/put_iz_tupika/platforma.phtml).
Противостоя утверждающейся латиноамериканщине и даже  сомосовщине, в этой платформе
предложен системный план постиндустриальной модернизации России путем взращивания
в ней "критической массы" экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных
граждан.

Нам довелось жить в величайшую эпоху. Вадим Кожинов часто вспоминал строку любимого
им Фёдора Тютчева – «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». И чем
эпоха трагичнее, тем она выше. Мерить нашу жизнь следует не повседневным бытом,
подталкивающим каждого из нас к шкурничеству, и не эгоистическим национализмом,
а в конечном счете последним Судом. Сейчас на кону – то, что выше каждого из
нас. Как сказал князь Святослав, обращаясь к своим дружинникам: "Ляжем костьми,
братия, мертвые бо сраму не имут." «Так он предлагал не только себе, но и своим
рядовым воинам подумать о том, что с ними будет после смерти, - отмечает В.В.
Кожинов. - Какое за этим стоит понимание человеческого бытия!»

Более того, сейчас на кону – то, что выше даже каждой нации. Мы вступили в эсхатологическую
эпоху. Вадим Валерьянович остро ощущал предстоящие события. «Если о смерти думает
отдельный человек, - говорил он, - то человечество тем более: всегда есть эта
неотступная дума, что будет после того, как век человечества кончится? А что
оно кончится, или человечество перейдет в иное состояние, очевидно».

В бездне самораспада своей страны и бесовщины своего народа, перед эсхатологическим
вызовом – уцелевший русский человек отвечает верностью своему богоизбранничеству.
Он чувствует бытийную силу, пусть и дарованную немногим. Поэтому и мы в группе
«Путь из тупика», и один из наших учителей Вадим Валерьянович Кожинов – заряжены
историческим оптимизмом. Мы действуем вопреки торжествующему злу – и этим счастливы.
«Сегодня, - заключает русский патриот-интеллектуал, - мы переживаем трагедию
распада страны, но это еще не значит, что мы должны поставить на себе крест,
что нас поглотило небытие. Может быть, это отсветы трагического огня, и нынешние
времена потом окажутся вовсе не такими».

И другим мы советуем – не сбиваться на чуждые соблазны типа «русского национализма»,
а первопроходчески идти встречь своему восходящему из бытийных глубин Русскому
Солнцу.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное