Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПРИОБЩЕНИЕ К МЫШЛЕНИЮ

С философией Мартина Хайдеггера я плотно ознакомился по его двухтомнику «Ницше»,
который мне довелось прочитать и отрецензировать в 1962 году. Ранее я имел отрывочные
представления об этом величайшем мыслителе ХХ-го века, названным его ученицей
и любовницей Ханной Арендт «кайзером философов», а благодаря совместному с Алексеем
Фёдоровичем Лосевым  прочтению его текстов проникся убеждением – вот он, истинный
«венец философии», выше не прыгнешь.

Современные крупнейшие философы постмодернизма и постиндустриализма, а сегодня
центр философской мысли вот уже полвека находится во Франции, - вышли из Хайдеггера.
И Деррида, и Бодрийар. Постичь Хайдеггера – значит постичь мышление как таковое
вместе с его историей.

Хайдеггер дал гениальные и непревзойденные истолкования всех предшествующих философских
систем Запада, всей истории западного отвлеченного мышления («метафизики»). Никто
лучше него, даже наш А.Ф. Лосев, не раскрыл суть греческих досократиков, не реконструировал
смысл учений Платона и Аристотеля. Сам Хайдеггер вырос из изучения и освоения
сокровищ западноевропейской схоластики. Глубинно его понимание Декарта и вообще
западноевропейской философии Нового Времени. Его постижением Канта я просто восхищаюсь
(смотри мою работу «Постигая Хайдеггера»). Его истолкование любимого им Ницше
– конгениально.

Система мышления Хайдеггера такова, что она абсолютно сопрягается с православным,
суфийским и буддийским богословием. Она – надконфессиональна. Более того – она
даёт ключ к таинствам религий.

Поэтому первая мысль, которая приходит в голову после знакомства с творчеством
Хайдеггера, - ЭТО должен знать каждый современный человек, в любой стране.

Надо изучать Хайдеггера в школе с 5 класса, назвать соответствующий предмет «Уроки
мышления» и заменить этим предметом нудные уроки «логики», «истории культуры»,
«основ православия» и т.п. Хайдеггеру удалось объяснить человеческое мышление
– самому мышлению. Он учит мысль мыслить, осваивая саму себя в своем развитии,
в прорывах культуры и науки. Он заставляет человека субъектизироваться, готовит
его к жизни экономически-самодостаточного и потому политически-самостоятельного
гражданина.

Всю жизнь я мечтаю написать учебник мышления, следуя Хайдеггеру. К сожалению,
моя работа «Постигая Хайдеггера» получилась слишком концентрированной, надо её
разжевывать для учащегося, и я, пожалуй, этим займусь в ближайших заметках данного
Философско-политического дневника. Попробую урок за уроком приобщать к проблематике
и основам мышления, начиная с сути вопрошания, с различия между бытием и сущим,
с осознания интенциональности и феноменальности мышления, и т.д. А затем последовательно
пересказать-прокомментрировать, привлекая литературно-кинематографические  примеры
и данные антропологии, этнографии, психологии, психоанализа и культурологии,
- весь хайдеггеровский трактат «Бытие и Время» и труды «послеповоротного» периода.
И постоянно попутно прослеживать сопряжения и продолжения хайдеггеровской мысли
с предшественниками, современниками и последователями. Причем попробую написать
«учебник мышления» таким образом, чтобы он был понятен школьнику в любой стране,
в том числе в мусульманской или буддийской.

Эта мысль меня преследует уже лет сорок. Когда я возглавлял Университет Молодого
Марксиста (УММ), то в 1965 году написал учебный план его занятий, отпечатал в
издательстве «Молодая Гвардия» тиражом 30 тысяч экземпляров с подзаголовком «Примерный
учебный план семинара комсомольского политического просвещения» и разослал по
всем крупным первичным комсомольским организациям Советского Союза от имени Центрального
Комитета ВЛКСМ. Такие спущенные сверху установочные «учебные планы» принимались
внизу к усердному исполнению, и я наряду с классиками марксизма-ленинизма рекомендовал
комсомольцам, и прежде всего студентам, изучать современный экзистенциализм,
Ницше и Фрейда.

Вот и Николай Митрохин в своей книге «Русская партия: Движение русских  националистов
в СССР 1953 – 1985 годы» (Москва: Новое литературное обозрение, 2003), рассказывая
о провокации вокруг моего предназначавшегося для внутрикомсомольского «капустника»
художественно-гротескового опуса «Устав нрава» и о роли в этой провокации Александра
Вельша, Юрия Жевлюка и Юрия Самсонова, констатирует (с. 295):

«УММ прекратил свою деятельность и остался лишь в качестве названия смелой, по
критериям того времени, общекомсомольской программы (в ней, в частности, рекомендовалось
изучать таких философов, как Хайдеггер, Сартр, Ясперс и Ницше».

Далее следуют неточные ссылки, кое-что переврано, но насчет научного уровня книги
Н. Митрохина я уже высказался в одной из вчерашних заметок, здесь же обращаю
внимание на то, что моя философско-мировоззренческая ориентация остается неизменной
сорок лет, а фактически дольше. Как говорится, остаюсь верен себе.

И меня могут упрекнуть – мир меняется, а ты застрял где-то на уровне «шестидесятников».
Я отвечу – мир меняется, не особенно меняясь, ибо не особенно меняется человек,
его страсти и устремления, его голод и вожделения, и нет ничего нового под Солнцем,
и история идет по кругу или спирали. Как были подлость и предательство и шкурничество
и сорок, и сто, и тысячу, и три тысячи лет тому назад – такие они есть и сегодня.

Поэтому зачем мне меняться, если к Правой Вере я приобщился ещё школьником, изучая
мудрых и мысля сам.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное