Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

СУБЪЕКТ И СИСТЕМА - ЧТО "ПЕРВИЧНЕЕ"?


Только что получил от Сергея Селиверстовича Воронцова из Новосибирска следующее
электронное письмо:

Уважаемый Валерий Иванович!
Извините, что отнимаю Ваше время, но считаю необходимым высказаться по волнующим
как Вас так и меня вопросам. Постараюсь коротко.
Я Воронцов Сергей Селиверстович, физик, работаю в Институте Теоретической и Прикладной
Механики СО РАН в г. Новосибирске, около 180 публикаций в изданиях по специальности.
В режиме хобби занимаюсь социальной антропологией, есть по этой сфере публикации
в Интернете, написал книгу, публиковать пока не пытался.
Внимательно прочел надпартийную предвыборную платформу «Путь из тупика» и, к
великому огорчению, не увидел этого пути. Макроскопическое структурирование социальных
систем достаточно хорошо исследовано (П.Бурдье, Т.Парсонс, Гидденс, Хабермас
и т.д.) и компрадорский слой, посредством которого идет разрушение и ограбление
России, сформировался в полном соответствии с этими теориями стараниями «центра
цивилизации». Воистину: нет ничего практичнее хорошей теории, - и победа Запада
в «холодной войне» обусловлена использованием в Гарвардском проекте и т.д. именно
достижений теоретической социологии. В Вашей платформе не обозначены социальные
механизмы, которые будут использованы для нейтрализации «западного влияния»,
а без этого программа больше выглядит как заклинание, а не как практически обоснованная
система действий. Структурирование социальных систем – естественный природный
процесс, поэтому для управления этим процессом требуется определить и задействовать
механизмы, энергетически «выгодные» не менее, чем действующие в настоящее время.
Даже чтение «Протоколов Сионских мудрецов» (как социологического, а не идеологического
документа) дают для осмысления настоящего момента больше, чем М.Хайдеггер и вся
«поп-психология» экзистенциализма. По моему мнению, все индивидуалистические
«поп-психологические» теории направлены в той или иной степени на облегчение
внедрения деструктивной для национально - идентификационных процессов системы
«прав и свобод личности».
Я полностью согласен с А.А.Зиновьевым в том, что религия – Православие, Правая
Вера, любая иная – не может служить основой для идентификационного объединения
 народов России. Это следует из современных естественнонаучных данных о ее психофизиологических
и социально-психологических основах. По моему, «модель мира» личности, основанная
на данных естественных (в том числе социальных) наук, может дать основу для национально-культурной
идентификации и мотивации деятельности не менее мощную, чем система религиозных
представлений. Почва для этого в России подготовлена последними отрезками истории.
Это тоже одна из причин депрессивного поведения населения. К сожалению, при формировании
идеологий сейчас стихийно (или под влиянием внешних сил?) все (в том числе и
проповедники националистических идей) идут по более легкому пути и почти ясно,
куда эти пути приведут.
Еще раз извиняюсь, что отнял у Вас время. Если есть желание обсудить какие-либо
из выдвинутых выше тезисов более подробно – согласен сделать это в любой форме.
С уважением и пожеланием успехов
С.С.Воронцов.

Смущает некий пиетет уважаемого С.С. Воронцова перед «макроскопическим конструированием
социальных систем» и некое его недоверие к «индивидуалистическим «поп-психологическим»
теориям» («М. Хайдеггер и вся  «поп-психология» экзистенциализма»). По-моему,
здравое есть и у макросоциологов, и у экзистенциалистов, они не противоречат
друг другу, а дополняют, и я, например, стараюсь синтезировать оба подхода, когда
говорю об экономической самодостаточности «критической массы» членов данного
общества как предусловии модернизации этого общества, становления нации и национального
государства, возникновения Гражданского Общества.

Эта «критическая масса» самодостаточных субъектов получила в обществоведении
различные обозначения – «мелкая буржуазия», «третье сословие», «средний класс»,
а ныне, чтобы отличить её от многочисленной и достаточно обеспеченной несубъектной
обслуги, часто говорят о «новых средних слоях». В России этой «критической массы»
экономически самодостаточных граждан нет, и нынешний режим, уподобляясь латиноамериканской
сомосе, противодействует её появлению, тем самым блокируя модернизацию страны.

Платформа «Путь из тупика» как раз и предлагает совершенно конкретные меры, чтобы
высвободить наши «новые средние социальные слои», прежде всего хайтековцев, дать
им возможность наращивать потенциал страны и своё личное благополучие здесь в
России, а не выпихивать их за рубеж.

Современные развитые общества действительно возникали во многом благодаря сознательному
макросоциальному конструированию (вспомним исходные документы Американской и
Французской революций), но до того, как на Западе произошли буржуазные революции,
там уже сложилась «критическая масса» мелкой буржуазии в лице самодостаточных
горожан-ремесленников  («граждан», «буржуа») и вольных хозяев-земледельцев. Вопрос
о том, что «первичнее» - субъект-буржуа или макросоциальная система «буржуазного
общества», - сам по себе интересен и исчерпывающе решен, по-моему, в классических
исследованиях Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и Фернана
Броделя «Время мира». А Мартин Хайдеггер, углубляя этот вопрос, в своей не менее
классической работе «Время мирообраза» вскрыл глубинные мотивации человеческо-субъектного
поведения в экономике и политике, которые я полностью принимаю и из них исхожу
(можно ознакомиться с моими изысканиями «Постигая Хайдеггера», плохой перевод
хайдеггеровской работы есть в Рунете http://socnet.narod.ru/library/authors/heideger/time.htm).

Вы полагаете, что ««модель мира» личности, основанная на данных естественных
(в том числе социальных) наук, может дать основу для национально-культурной идентификации
и мотивации деятельности не менее мощную, чем система религиозных представлений».
А разве традиционные религиозные представления, в том числе Православие, не выражали
социально-естественную «модель мира», которую уточняют и обосновывают современные
науки? Язык, миф, религия – всегда с нами, они не «устаревают», а проясняются
наукой, критическим осмыслением. В этом смысл Правой Веры – не отбрасывая ничего
первозданного, создать «модель» мира, истории, общества и человека с использованием
современных научных данных.

Предлагаемая надпартийная предвыборная платформа «Путь из тупика» - не теоретический,
а практический документ. В платформе – минимум отсебятины, а предлагаются те
рецепты постиндустриальной модернизации, которые подобно 2х2=4 успешно срабатывают
во всех современных человеческих обществах, от США до КНР, от Малайзии до Ирландии.
Вот здесь я специалист, защищал диссертацию по Китаю, несколько лет возглавлял
Сектор развивающихся стран в Дипломатической академии СССР, первым в стране читал
в 1980-е годы спецкурс «Экономические и социальные проблемы новых индустриальных
стран», и т.д.

И ниточка, которая призвана вытянуть всю веревочку постиндустриальной модернизации
и тем самым вывести нас из тупика нынешней деградации – освобождение от налогов
и административного гнета новых высокотехнологичных экспорториентированных производств.

Если Вы с этим несогласны, то предложите более понятный, назревший и экономичный
путь из тупика, чем этот, прописанный в Предложении 1 нашей платформы.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное