С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ
Обсуждение нашей надпартийной предвыборной платформы «Путь из тупика» (http://www.p-rossii.ru/put_iz_tupika/platforma.phtml)
нередко сталкивается с непониманием. Платформа составлена применительно к своеобразной
ситуации сегодняшней России, но «больному» предлагаются «лекарства», которые
отлично показали себя во всем мире, от США и КНР до Малайзии и Ирландии. Все
люди и все общества болеют одними и теми же болезнями и лечатся одними и теми
же лекарствами. Поэтому не забивали мы себе голову какими-нибудь «особыми»,
«народными» или «традиционно-русскими» средствами, а взяли на вооружение общемировую
истину 2х2=4 любой постиндустриальной модернизации.
Первое и самое главное «лекарство», та ниточка, которая вытягивает всю модернизационную
веревочку и выводит больную Россию из тупика – высвобождение отечественного хайтека.
От государства не требуется ни копейки. Налогооблагаемая база не уменьшается,
а увеличивается. Единственное, что требуется от государства – «не мешать» (по-ученому
говоря, предлагаем пользоваться универсальным рецептом: «laissez-faire для hi-tech»).
На этом понятном и, казалось бы, легко исполнимом требовании мы и сконцентрировались.
Утопиям о создании неких «общественных фондов» ради развития высокотехнологичных
производств или ради поощрения «качественной работы» мы не предавались, как и
мечтаниям о кредитах, грантах и т.п.
Но нередко обсуждение уходит в сторону, особенно в высокие теоретические сферы.
Сквозь надстроечные кущи теории мы уже не видим жизненно-важного для практики
базиса. Вот и в нижеприведенном электронном письме уважаемого Сергея Селиверстовича
Воронцова из Новосибирска, мне кажется, мы увязаем в десятистепенном:
«Здравствуйте, уважаемый Валерий Иванович!
Я не уверен, что публичная рассылка - хорошее место для теоретических
дискуссий, требующих ссылок на обосновывающие высказываемые положения
источники. Поэтому - совсем коротко по затронутым пунктам.
Вы перепутали термины <структурирование> и <конструирование>.
Макроскопическое структурирование - естественный природный процесс, в основе
которого лежат статистики поведенческих параметров участвующих в процессе
групп и популяций. В социологии есть термин <социальная инженерия> (введен,
кажется, К.Поппером), и ее успешность зависит от того, насколько
использованные в ней механизмы не противоречат природным процессам
структурирования. Кроме М.Вебера есть Э.Дюркгейм, который обосновывал
приоритет социального влияния на формирование личности, и есть еще последние
исследования психогенетиков, говорящие, что сложные поведенческие функции
наследуются примерно на 50%. Так что вопрос не так прост и однозначен.
М.Хайдеггер в философии личности сделал много интересного, но не для
массового употребления. <Поп> психологии - это нечто другое.
<Модель мира> (другое название - <индивидуальное семантическое
пространство>) это тоже термин социальной психологии. Не буду вдаваться в
его непростое содержание и роль в социальных исследованиях, но уверен, что в
России религиозная парадигма не сработает. Успех большевиков 100 лет назад
во многом был обусловлен опорой на материалистическое учение, а уж сейчас на
дворе 21 век.
По платформе, которую можно предложить - извольте. Нужно наметить пути
перехода к структуре <Шведского социализма>, уйдя как можно быстрее от дикой
конкуренции. Основой для этого могут быть энергетические, сырьевые и, Вы
правы, интеллектуальные ресурсы. Не нужно обещать дармовые золотые горы, а
декларировать примат качественного труда во всех сферах, тогда будет
достижимо и высокое качество жизни. Особое внимание тому, что при социализме
называлось <Общественные фонды потребления>, это сработает на сплочение
больше, чем религия, которая должна занимать подобающее ей место в системе
культуры. Нужна разумная изоляция от информационного воздействия США, как
идеологического так и <экологических отходов> их информационной индустрии.
Ну и уж, конечно, без секуляризации власти, о которой говорится в рассылке
Дмитрия. Кладущий поклоны в церкви Путин или Ельцин вызывает у меня такое же
чувство, как получающий 4ю звезду героя Брежнев.
Платформа будет не 2х2=4, при всем моем уважении к Вашему опыту и регалиям.
Я дважды за последние годы бывал в Китае, работал, читал лекции их
аспирантам, ездил в монастыри. Интересная страна.
Спасибо за общение, еще раз извините за отнятое время.
Успехов!
С.С.Воронцов».
Прежде всего, отвлечемся от регалий и званий. Раскрепощение хайтека – не моё
изобретение, а общеупотребительное 2х2=4. Если Сергей Селиверствович бывает в
Китае, он может это подтвердить. В других странах, испытывающих мутацию постиндустриальной
модернизации, тоже осознанно или стихийно начинали с этого 2х2=4. Другого невозможно
придумать, это объективно-историческая необходимость или, говоря по-ученому,
естественное «макроскопическое структурирование».
«Общественные фонды потребления» - я лично приветствую со слезами умиления, но
в конкретных российских условиях они будут разворованы и обращены в «антиобщественные».
И откуда их взять – из доходов олигархов? Но для этого надо сначала свергнуть
нынешний шкурно-компрадорский режим. Кто будет свергать? Бабульки вместе со сломленными
люмпен-интеллигентами? Наивно. Они будут исправно голосовать за Путина, потому
что из-за своей нищеты лишены самодостаточности и тем самым субъектности и голосуют
за тех, кого им подсовывает власть и её политическая обслуга.
Никто из нас – прочтите «Путь из тупика» - не предлагает православия-самодержавия-народности.
Мы предлагаем насущные меры в области налогообложения, снижения административно-чиновничьего
гнета, использования сбережений населения, самофинансирования местного самоуправления,
общественного контроля за правоохранительно-правоприменительными органами и т.п.
А что касается лично каждого из нас, то человек не может отринуть язык, миф,
религию, ибо тогда он превратится в идиота и не сможет воспринять жизнь и мотивации
человека в их многосторонности и системности.
Да, я исповедую Правую Веру, которая как Океан вбирает в себя реки научных прозрений
и включает моря мировых религий, в том числе Русское Православие, и она дарует
мне энергетику и смысл жизни и позволяет глубже осмыслить сущее, но смешно навязывать
её кому-либо или строить на ней конкретные предложения по выводу больного российского
общества из тупика. Есть Швеция, есть Израиль, есть КНР, есть США, есть Индия,
есть много других обществ, и опыта выхода из тупика накоплено выше крыши, причем
тут «секуляризация» или «религиозность»? Поговорить можно, если делать больше
нечего, но политическая платформа «Путь из тупика» - строгий практичский документ.
Религиозные, гносеологические, литературные и прочие проблемы я обсуждаю в других
заметках данного Философско-политического дневника, что позволяет, конечно, глубже
понять суть выдвигаемых конкретных предложений.
Уважаемый Дмитрий ЖигАлов тоже уводит разговор в сторону, когда спрашивает в
одном из своих посланий ко мне: «В который раз вы уже проходите этап «организационной
кристаллизации»? Это давало что-нибудь потом?»
Причем тут «что-то давало»? Ясно, что не давало, моё дело кажется гиблым, но
каждый делает то, что считает нужным. И откуда Дмитрий ЖигАлов взял – «Вы не
хотите сделать ни одного даже реверанса в сторону «люмпена» и надеетесь, что
он за вами пойдёт». Зачем мне делать «реверанс». Врачу не надо льстить больному
- он его лечит. Конечно, желательно, чтобы больные доверяли врачу, но не обязательно.
Иногда достаточно просто позаботиться о довольствии и санитарии больницы и предложить
больным лекарство, чтобы они его приняли. Если же он отказывается от лекарства
и начинает агонизировать, то врач обязан ради спасения больного его лечить.
«К нему («люмпену») нужен простой подход, - считает Дмитрий ЖигАлов, – хлеба
и зрелищ. ГОЛОСУЙ – ПРОТИВ ВСЕХ – это спектакль, где «люмпен» почувствует себя
актёром, а не зрителем. И это его вдохновит на новые подвиги вместе с вами. Он
пожелает участвовать в зрелище, где вы будете главным героем».
Откуда видно, что «люмпен» станет актером (то есть субъектом) «спектакля»? В
массовке – он не субъект, а объект авторской и режиссерской воли. Люмпен по определению
не может быть субъектом, ибо субъект – это экономически-самодостаточная или стремящаяся
к самодостаточности личность. Люмпен же поглощен заботой о животном выживании
и следует за пастырем.
Согласно Дмитрию ЖигАлову, пока «люмпену» «только видно, что вы актёр второго
плана, который «болен звёздной болезнью». И хотите, чтобы он был вашим оруженосцем.
Только его не устраивает нести эту тяжкую ношу без ощущения причастности к победе.
Он лучше будет делать тоже самое, но за деньги. Тогда он хоть будет тешить себя
мыслью, что он причастен к победе Мамоны. И его, как люмпена, это вполне устроит.
Он ведь истину не ищет. Он ищет уважения и поклонения других».
Опять люмпен наделяется качествами субъекта, но это не так. А на меня не надо
проецировать свои комплексы. Я не шкура, живу по другим понятиям. Мне дан мой
окоп, и я в нём как на войне. Здесь не до «звездной болезни».
«Важно публично совершать подвиги во имя народа, - заключает Дмитрий ЖигАлов,
- а зачем вы эти подвиги совершаете – это ваше личное дело. Рыцари только делали
вид, что совершают подвиги во имя дамы сердца, но на самом деле они совершали
их ради самих себя. Сделайте приятное «даме»… :-) Тем более если эта «дама» -
душа народа».
Ради чего живет человек – это дело его личное, глубинное. И не обязательно шкурное.
«По делам их узнаете их». Надо каждому субъекту делать своё дело, а кто ему дал
задание-приказ и ради чего он это дело делает – выяснится потом.
Сползание обсуждения в мелочевку меня удручает. Проблема проблем – начать постиндустриальную
модернизацию в России, где мы живем и где наши жизненные интересы. Препятствия
кажутся непреодолимыми. Десять лет назад в октябре 1993 года окончательно сорвался
первый приступ, компрадорская буржуазия сумела разгромить национальную. Затем
начался и продолжается период реакции, в стране утвердился вариант сомосовщины.
Общество почти не подает признаков жизни. Возможно, следующего приступа не дождемся.
Но держать свой окоп надо до конца. На войне как на войне.