Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ (ПРОСВИРНИН) - МОЙ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК, УЧИТЕЛЬ И ДРУГ Сегодня в 14.00 должен был состояться Вечер памяти Архимандрита Иннокентия, в миру Анатолия Ивановича Просвирнина (родился 5 мая 1940 года в Омске, умер 12 июля 1993 года в Москве) (http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_2742). Этот светлый человек, с которым не очень праведно поступила православная бюрократия, оказал огромное духовное воздействие на меня. В Интернете появилось объявление о том, что Правление Союза писателей России, Институт славянских исследований им. Н.Я. Данилевского, Региональный фонд «Память мучеников и подвижников РПЦ», Московское общество историков и архивистов, Секция личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов образовали Организационный Комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных его памяти (http://www.voskres.ru/articles/innokenty.htm). Десятилетие со дня блаженной кончины Архимандрита Иннокентия (Просвирнина) намечено отметить 12 июля 2004 года. А вечер Памяти – намечался сегодня в конференц-зале Союза российских писателей (Комсомольский проспект, 13). Отца Иннокентия (Просвирнина), говорится в сообщении, «хорошо знали в самых широких кругах образованного русского общества. Под его духовным и научным руководством осуществлялись десятки научно-просветительских: проектов возрождения Памяти Отечества». О нём вспоминают как о духовном пастыре, ученом богослове и педагоге, историографе, агиографе, выдающемся знатоке патристики, музейного и архивного дела, исследователе и публикаторе памятников письменности. Он в самом деле внес огромный вклад в дело духовного пробуждения России. Он – подлинный подвижник, а в моих глазах – настоящий святой. Он кипел замыслами и проектами, к некоторым из них я тоже оказался причастным. Познакомил меня с ним Николай Николаевич Лисовой. Об этом живом классике – особый разговор, и хотя Николай приобрел мировую известность, он ещё не сказал своего последнего слова. Но в те годы – в конце 1960-х годов – он был пассионарным молодым человеком лет на десять моложе меня, извергавшим мудрейшие мысли, гениальные стихотворения. Он тоже имел, как и я, естественнонаучное образование, мы понимали друг друга с полуслова. Хорошо помню Новодевичий монастырь, кабинет Председателя Издательского отдела Московского Патриархата епископа Волоколамского Питирима, тома сочинений Иоанна Златоуста с золотыми тиснениями на полке слева от входа, замечательную приветливую улыбку Анатолия Ивановича, моего ровестника. Он работал у Питирима с 1963 года, пользовался тогда его полным доверием, обстановка в редакционно-издательском отделе отличалась домашностью. Мы втроем сразу подружились, нас объединяло почти всё – отношение к Богу и к Русской Православной Церкви, вера в особое Богоизбранническое предназначение Святой Руси, глубочайшее уважение к патриарху Сергию (Страгородскому) и к его заветам, взгляды на жизнь и политику. Меня с ним сближало также то, что оба мы служили в зенитных войсках, только он имел военную специальность артиллериста, а я – радиолокаторщика. Научные интересы Анатолия Ивановича в основном сложились во время его учебы в Московской духовной академии в 1964-1968 годах - монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу он посвятил Оптиной Введенской пустыни и был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании академии он был оставлен в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. В «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП) он заведовал отделами проповеди и богословия. Анатолий Просвирнин обсуждал с нами каждый номер, мы же предлагали темы и готовили тексты, постоянно советуясь друг с другом. Сложилась весьма эффективная система творческого соавторства, которая всех нас устраивала. Ведь и мне, и Николаю Лисовому в условиях подозрительного отношения властей к религии было несподручно в открытую сотрудничать с Русской Православной Церковью, мы работали в государственных институтах и редакциях, и обычно Анатолий Иванович использовал или псевдонимы, или ставил свою подпись. Один из первых материалов, который я делал для ЖМП, - по Афону, по истории «Святой Горы», о русском Свято-Пантелеимоновом монастыре («Русике») и о других русских обителях на Афоне. В конце 1975 года, уже будучи протоиереем, он был введен в состав редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», а в начале 1977 года назначен заместителем главного редактора по научной работе. Мы втроем продолжили сотрудничество, обсуждали готовящиеся ежегодники. Например, запомнилась работа над изданием одного из шедевров погибшего в лагерях священника Павла Алексеевича Флоренского «Иконостас». Духовная связь между нами установилась глубокая. Мы дневали и ночевали у него на чердаке Новодевичьего монастыря, горячо обсуждали проблемы сущности православия и истории русской православной церкви. Вместе ходили на службы, участвовали во всенощных. Нередко вместе выезжали мы в Троице-Сергиеву Лавру, где у Анатолия Ивановича была келья, и пользовались там библиотекой Московской Духовной Академии (МДА), где он преподавал. Когда Анатолий Иванович наделил нас изданным в Швеции трехтомником лопухинской Толковой Библии, то мы обсудили идею нового осовремененного комментированного издания Священного Писания. Я намерен приступить к реализации этой назревшей идеи в системе координат Правой Веры в рамках своего проекта Панлог, в рубрике «Священные Писания». На днях мы с Николаем Николаевичем Лисовым обговорили рубрикацию и структуру подобного электронного издания, и программист должен завтра показать мне, что у него получилось по моему ТЗ (техническому заданию). Анатолий Иванович тесно и доверительно взаимодействовал с нами в финансово-хозяйственных делах. Мы подыскивали работников для Редакционно-издательского отдела Московского Патриархата. Родным домом для нас стал «Погодинский домик», когда Издательский отдел Московской Патриархии перебрался туда (на днях как раз перебирал фотографии всей нашей кампании, снятые там). 4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года, в день празднования обретения мощей святителя Иркутского Иннокентия, - во пресвитера. 22 декабря 1977 года отец Анатолий был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре в монашество с именем в честь святителя Московского Иннокентия (+1879). В 1978 году монах Иннокентий был возведен в сан игумена, в 1981-м удостоен сана архимандрита. Помимо «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов», он участвовал в работе над многими другими изданиями, отдавая и этой деятельности всего себя, все силы своей души. Отмечу прежде всего его участие в подготовке к печати Библии издания 1969 года, а также Нового Завета издания 1976 года. Значителен вклад отца Иннокентия в многотомное издание «Настольная книга священнослужителя», прежде всего - это тома 2-й и 3-й, содержащие Месяцеслов - жития святых Православной Церкви. Здесь огромный объем работы выпал на долю Николая Николаевича Лисового, а я, к сожалению, был по уши загружен экономической проблематикой, обобщал опыт «новых индустриальных стран», писал докторскую диссертацию по экономике. Правда, отец Иннокентий ближе к 1000-летию Крещения Руси предложил нам с Лисовым подготовить многотомное издание Истории Русской Православной Церкви, которое превзошло бы классические исследования Макария (Булгакова) и Голубинского. Мы с Николаем засели за работу, не вылазили из Исторички. Казалось бы, решили труднейшие задачи – концептуальную и композиционную. Осталось выписать тексты. И на этом мы споткнулись. Хотя энергия из нас обоих била ключом, но в сутках всего 24 часа, компьютеров и сканеров не было и в помине, наш натиск захлебнулся, мы не выполнили своих обещаний, отец Иннокентий (он брал на себя общее руководство и редактирование) чрезвычайно огорчился. Я так и не смог избавиться от чувства стыда перед отцом Иннокентием за этот провал. Он ведь в моей жизни был не просто одним из близких друзей, а перед друзьями не сильно стыдно за свои неудачи, можно даже утешиться перед другом, - он был моим духовным наставником, я стыдился видеться с ним, тем более когда не имел возможности искупить вину. А Николай Лисовой достойно реабилитировал себя, внес существенный вклад в издание богослужебных Миней (или - месячных Миней), предпринятое тоже в связи с 1000-летием Крещения Руси. Отец Иннокентий воистину вдохновлял творческую «Минейную группу», ему принадлежала инициатива включения служб русским святым в корпус месячных Миней и он сам вместе с Николаем Николаевичем Лисовым выполнил почти всю работу над этими службами. Месячные Минеи называют делом всей жизни отца Иннокентия, но не менее грандиозна его работа над 10-томной «Иллюстрированной Русской Библией». Работа над этим уникальным изданием, богато иллюстрированным книжными миниатюрами, взятыми из Библейских Книг русской рукописной традиции с Х по XX век, продолжалась 20 лет. При жизни отца Иннокентия свет увидели только два тома - 7-й и 8-й, включающие в себя все Книги Нового Завета. Значительной была доля участия отца Иннокентия в совместном с издательством «Аврора» издании с соответствующим научным сопровождением «Евангелия Апракоса» - «Остромирова Евангелия» и в издании более позднего «Евангелия Апракоса» - «Мстиславова Евангелия». Здесь опять-таки он работал в связке с Николаем Николаевичем Лисовым, а мне осталась роль болельщика. Вообще отец Иннокентий был историком Церкви в лучшем смысле этого слова. Он воспринял идею русской святости или идею особого значения святых в истории Церкви через Василия Осиповича Ключевского, а также митрополита Московского Макария (Булгакова) и архиепископа Харьковского Филарета (Гумилевского). Эту идею отец Иннокентий последовательно проводил в Московской духовной семинарии и академии, где он работал преподавателем, а затем доцентом. Диапазон научной и общественной работы отца Иннокентия был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, комитетов, комиссий и, в частности, был членом Археографической комиссии Академии наук СССР (ныне Российская Академия наук.). Его постоянно приглашали на различные конференции, симпозиумы, диспуты как в нашей стране, так и за ее пределами. За заслуги перед Церковью архимандрит Иннокентий был удостоен Священноначалием высоких наград - орденов Святого князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского II степени. Архимандрит Иннокентий был полон творческих планов; к сожалению, многие из них остались не реализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Афон» (совместную работу Академии наук и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина; +1908), труды митрополита Московского Иннокентия, книгу о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Не успел он издать деяния и труды Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: первые два тома из намеченной серии изданы уже после его смерти Новоспасским монастырем. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (аннотированный справочник-указатель). При его жизни вышел из печати только 1-й том этого ценнейшего для историка труда (издание Новоспасского монастыря). Сравнительно недолгое время, два года, отец Иннокентий состоял в братстве Успенского ставропигиального монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и занимался там хозяйственными и реставрационно-восстановительными работами. Там же он создал научный центр - «Музей Библии», при котором продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Плодом его миссионерского и просветительского служения стало «Международное Волоколамское краеведческое общество», основанное им на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. Ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и русской культуры. Глубина личности отца Иннокентия особенно раскрылась в последний год его жизни после трагедии, которая произошла с ним в Иосифо-Волоколамском монастыре. В ночь на 1 апреля 1993 года в настоятельском корпусе на него напали двое уголовников и, требуя выдать им не существующие «ценности», жестоко избили и, связав, бросили истекающего кровью. Неимоверными усилиями отцу Иннокентию удалось освободиться, однако путь к единственной двери был отрезан грабителями. Не думая о себе, беспокоясь лишь о сохранности церковных реликвий, он выпрыгнул со второго этажа на бетонную отмостку. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле надолго приковали отца Иннокентия к постели. Отец Иннокентий так и не смог до конца оправиться от серьезного потрясения. Все происшедшее было серьезным испытанием его веры, которое он достойно выдержал. Господь сподобил отца Иннокентия в год его кончины особой милости: он провел некоторое время в древнем Киккском монастыре на Кипре, совершил паломничество в дни праздников Рождества Христова и Богоявления во Святую Землю, молился на Голгофе и у Гроба Господня, побывал на священной горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины. Испытания последних лет отнюдь не содействовали укреплению здоровья отца Иннокентия и не прибавляли ему сил. Отчисление из Московских духовных школ, выезд из Водяной башни Троице-Сергиевой лавры, где он создал научно-издательский центр, затем отчисление из самой лавры, жестокое избиение двумя преступниками в Иосифо-Волоцкой обители, отчисление из этой обители... Казалось бы, что инок-труженик мог рассчитывать на поддержку и опору со стороны той организации, которой он отдал тридцать лет своей жизни - Издательского отдела. Увы, и оттуда он был изгнан... В последний год жизни он нашел приют в Новоспасском ставропигиальном монастыре в Москве, ставшем и местом его последнего пристанища и упокоения. Он умер в келье епископа Порфирия (Успенского; +1885), которого считал своим духовным наставником. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Нынешняя русская православная общественность, в том числе церковная, отдает должное своему подвижнику. Отмечается в жизнеописании русских монахов, что при жизни отец Иннокентий постоянно был окружен людьми: в Московских Духовных школах это были семинаристы и студенты, в храме или в монастыре - прихожане и братия, в Издательском отделе - посетители. Бывали дни, когда поток посетителей к нему в его редакционный кабинет не прерывался ни на минуту. И он сам многих посещал - близких, друзей, особенно больных и немощных, - как пастырь, как духовный наставник, а иных - как редактор и издатель. После него остались не только его труды, осталась любовь к нему и память о нем в сердцах человеческих. Отец Иннокентий скончался от острого сердечного приступа 12 июля 1994 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Ушел в лучший мир священнослужитель, историк, археограф, филолог, редактор и педагог. 14 июля в том же монастыре состоялся чин погребения почившего. Его отпевание было совершено наместником монастыря архимандритом Алексием. Проститься с почившим к началу Божественной литургии в обитель прибыл ее Священноахимандрит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Проститься с ним пришло множество людей, которым он был по-настоящему дорог. Могила отца Иннокентия находится напротив алтарной абсиды Спасского собора, ее ныне видит всякий входящий в монастырь. А я пытаюсь в проекте Панлог продолжить и реализовать его замысел о создании на основе научно-технических достижений такой универсально информационно-поисковой системы, которая бы с православно-русской точки зрения систематизировала и освещала всю историю и все накопленные духовные богатства человечества. На чердаке Новодевичьего монастыря в тесной и уютной обители Анатолия Ивановича Просвирнина осмысливался и рождался этот проект. Анатолий Иванович продумал рубрикацию и систему поиска историко-церковной информации. Компьютеров, напомню, тогда не было, но у всех нас троих головы работали в одном направлении. Анатолий Иванович выжал максимум из использования перфокарт и фотоаппарата и являлся страстным проповедником машинно-технического упорядочивания всех материалов по истории религий и церквей, Николай работал в Институте прикладной математики Академии наук СССР на Миусской площади и занимался проблемами формализации тезаурусов, я после первого исключения из рядов Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) работал во Всесоюзном Институте Научной и Технической Информации (ВИНИТИ), и мы вместе с Николаем издавали сборники по материалам Конгрессов Международной федерации по обработке информации (International Federation for Information Processing - IFIP), созданной в 1959 году и способствующей развитию теории и применению средств обработки данных. И хотя я с детства увлекался упорядочиванием информации и энциклопедическим принципом представления и непрерывного пополнения знаний, все же решающий импульс к созданию Панлога на основе применения современной вычислительной техники дал именно отец Иннокентий. А заявленный на сегодня Вечер Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина), судя по всему, не состоялся - Николай Лисовой звонил по указанным телефонам, а также в Союз российских писателей, но не получил подтверждения. Но 12 июля мы непременно отметим десятилетие его безвременного ухода.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||